Инновации и организационные структуры инновационного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновации и организационные структуры инновационного менеджмента



Тема 1

Тема 2

Классификации инноваций.

Основными критериями классификации инноваций могут быть:

  1. Комплектность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования.
  2. Возможность количественного, качественного определения критерия.
  3. Научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

 

 

Признаки классификации Виды инноваций
1. Уровень новизны инновации 1.Радикальные (открытия, изобретения, патенты) 2.ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения)
2. Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество 1.Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.На стадии научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ 3.организационно-технологическая подготовка производства 4.производство 5.сервис, осуществляемый изготовителем.
3. Масштаб новизны 1.Инновации новые в мировом масштабе 2.новые в стране 3.новые в отрасли 4.новые для фирмы
4.Отрасли народного хозяйства, где внедряется инновация 1.новшество и инновации, созданные в сфере науки. 2.в сфере образования 3.в социальной сфере 4.в материальном производстве
5. Сфера применения инновации 1.Инновации для внутреннего применения 2.новшество для накопления на фирме 3.новшество в основном для продажи
6. Частота применения инновации 1.Разовые 2.Повторяющиеся (диффузные)
7. Форма новшества основы инновации 1.открытия, изобретения и патенты 2.рационализаторские предложения 3.Ноу-хау 4.товарные знаки, торговые марки и эмблемы 5.новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие циклы
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации 1.Социально-экономический эффект 2.научно-технический эффект 3.социальный 4.экологический 5.коммерческий (экономический) 6.интегральный
9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которую внедряется инновация 1.подсистема научного сопровождения 2.целевая подсистема 3.обеспечивающая подсистема 4.управляемая подсистема 5.управляющая подсистема

Для упрощения управления инновационной деятельности на основе классификации, инновации можно кодировать. Кодирование может быть:

  1. Укрупненное (с одним знаком для признака)
  2. Детальное (с двумя и более знаками для признаков)

Классификация инновационных организаций:

Признак классификации Виды инновационных организаций
1. Уровень новизны новшества (организация) 1.Инновационные организации, разрабатывающие или внедряющие радикальные инновации 2.Инновационные организации, разрабатывающие или внедряющие ординарные новшества или инновации
2.Уровень специализации инновационных организаций 1.Инновационные организации, специализированные на одной стадии жизненного цикла инновации 2.Специализированные по отдельной проблеме 3.комплексные, объединяющие несколько стадий жизненного цикла инноваций.
3.Стадия жизненного цикла товара, на которой работает инновационная организация 1.Стратегический маркетинг 2.Фундаментальные исследования 3.Прикладные исследования 4.Опытно-конструкторские работы 5.Технологическая подготовка производства 6.Освоение производства (тактический маркетинг) 7.Сервис организации 8.Ремонт товара 9.Комплексные инновационные организации, выполняющие работы в нескольких последовательных стадий жизненного цикла товара.
4.Отрасль знаний, в которой работает инновационная организация 1.Естественные науки 2.Технические науки 3.Гуманитарные науки 4.Общественные науки
5.отрасль народного хозяйства, в которой работает организация 1.Наука и образование 2.Промышленность 3.Информатика 4.Строительство 5.Транспорт 6.Сельское хозяйство 7.Производственная инфраструктура, социальная инфраструктура
6.Вид новшества, с которым работает инновационная организация 1.Продуктовые инновации – применение новых материалов, комплектующих, получение принципиально-новых продуктов 2.Ресурсные 3.Процессные – означает новые методы организации производства (новые технологии) 4.Документальные
7.Сфера применения новшества 1.Внутренне применение 2.На продажу и обмен
8.Тип стратегии инновации 1.Виолентная стратегия 2.Патиентная стратегия 3.Комутантная стратегия 4.Эксплерентарная стратегия
9. Вид эффекта, на который преимущественно ориентирована инновационная организация 1.Коммерческий 2.Научно-технический 3.Экологический 4.Социальный 5.Интегральный
10.Источник финансирования инновационных организаций 1.Федеральный бюджет 2.Региональный бюджет 3.Местный бюджет 4.Смешанное финансирование 5.Из частных источников
11.Размер инновационной организации 1.Малые 2.Средние 3.Крупные
12.Период действия инновационных организаций 1.Постоянные 2.Временные
13.Юридический статус инновационной организации 1.Юридически самостоятельные 2.Несамостоятельные
14.Масштабность инновационных организаций 1.Национальная 2.Транснациональная 3.Межнациональная
15.Степень освоения инновационных организаций рынка 1.Инновационные организации, выходящие с новшеством на освоенные рынки. 2.Инновационные организации, выходящие с новшеством на новые рынки
16.Организационно-правовая форма инновационных организаций. 1.Индивидуально предпринимательство для физических лиц 2.Коммерческие организации 3.Некоммерческие организации

Стратегии виолентов, патиентов, комутентов и экспрерентов:

  1. Виолентная стратегия (силовая/слоновая). Характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства. Массовое производство продукции хорошего или среднего качества по низким ценам, за счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности. Девиз: «Дешево, но прилично».
  2. Патиентная стратегия (хитрые лисы). Характерна для фирм, которые специализируются на узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Девиз: «Дорого, зато хорошо»
  3. Коммутантная стратегия (серая мышь). Преобладает при обычном бизнесе в местных масштабах. Этот путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества, а за счет индивидуальной услуги.Девиз: «Вы доплачиваете за то, что мы решаем именно ваши проблемы»
  4. Эксплерентная стратегия (пионерская). Связана с созданием новшества или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Девиз: «Лучше и дешевле, если получится».

-------------------------------------------------------------------------------------------

25.09.2007

Тема 3

Тема 4

Финансовое и материальное обеспечение

 

Цели ресурсного обеспечения

1.своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества

2.рациональное использование ресурсов

 

Виды ресурсов

· Трудовые ресурсы

· Материальные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие изделия, запасные части, энергетические ресурсы)

· Основные средства (имущество предприятия)

· Финансовые ресурсы (собственный капитал, заемные средства, не материальные активы, патенты, изобретения, сертификаты, лицензии).

· Комплексные ресурсы

 

Процесс движения ресурсов включает

1.Формирование ресурсов (маркетинговые исследования)

2.Использование ресурсов по одному из перечисленных направлений (программа развития региона)

3.восстановление ресурсов

4.утилизация или списание ресурсов

 

Методы обеспечения ресурсами

1.через товарно-сырьевые биржи

2.прямые связи, аукционы, конкурсы

3.собственное производство

5.спонсорство миценанство

 

Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежное отношение организации другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технологической продукции посреднических работ, поставок спец оборудования и материалов, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и госорганами управления (система финансирования выполняет 2 функции: 1-распределительная 2-контрольная).

09.10.2007

 

Классификация инноваций:

1. По объекту. Сюда включается показатель качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка.

2. По принадлежности к подсистеме системы менеджмента. (Внешняя среда системы, информация по целевой подсистеме, обеспечивающая управляемой и управляющей подсистемой).

3. По форме передачи. (Словесная, не словесная информация, Вербальная и невербальная.)

4. По изменчивости во времени. (Условно-постоянная и условно переменная)

5. По способу передачи. (Спутниковая, электронная телефонная письменная)

6. По режиму передачи. (Регламентированные сроки, нерегламентированные сроки, по запросу и принудительно)

7. По назначению. (Экономическая информация, техническая, социальная, организованная)

8. По стадии жизненного цикла объектов (По стадиям стратегического маркетинга, стадия НЕОПР, организационно-технической подготовки производства)

9. По отношении объекта управления к субъекту (между фирмой и внешней средой, Между подразделениями внутри фирмы, По вертикали и горизонтали.)

 

Гос. система научно-технической информации - совокупность научно-технических организаций и библиотек и юр. лиц независимых от форм собственности и ведомственной тенденции специализирующейся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

 

Цели данной системы: Обеспечение формирования и эффективного использования государств. ресурсов научно-технической информации.

 

К федер. органам научно-тех. информации можно отнести:

· Всероссийский научно-тех. информационный центр министерства науки и техники РФ.

· Всерос. центр межотраслевой информации министерства экономики РФ.

· Госудрств. науч. технич. библиотека при министерстве науки и технологии РФ. Отраслевые библиотеки.

 

Междунар. стандарты в статистике науки и инноваций -комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике.

 

Задачи информационного обеспечения:

1. Адаптация российской статистики к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере.

2. Повышение аналитичности и улучшение качества информации.

3. Доступность данной информации

4. Повышение роли регионального уровня в ходе реформирования статистики.

 

Система статистических показателей характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий включает в себя след. разделы:

1. Инновационная активность предприятия

2. Источники информации об инновациях

3. Цели инновационной деятельности

4. Затраты на технологические инновации

5. Исследования и разработки

6. Количество совместных проектов (по качественным и количественным характеристикам)

7. Технологический обмен метод поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт и процесс инновации

8. Результат инновационной деятельности

9. Факторы, препятствующие инновациям

-----------------------------

Тема 1

Инновации и организационные структуры инновационного менеджмента

Новшество – новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение и новое явление.

Нововведение – процесс использования новшества.

Инновация – прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и административного характера.

Инновационный лаг – период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение.

 

Жизненный цикл инновации – период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования.

Стадии жизненного цикла инновации (Российский опыт):

  1. Исследование и разработка
  2. Изготовление
  3. Обращение и реализация
  4. Эксплуатация и потребление

 

Стадии жизненного цикла инновации (Международный опыт):

  1. Маркетинг, поиск и изучение рынка
  2. Проектирование и разработка технологических требований
  3. Разработка продукции
  4. Материально-техническое снабжение
  5. Подготовка и разработка производственных процессов
  6. Производство
  7. Контроль, проведение испытаний и исследований
  8. Упаковка и хранение
  9. Реализация и распределение продукции
  10. Монтаж и эксплуатация
  11. Техническая помощь и обслуживание
  12. Утилизация продукции после использования

 

С учетом последовательности проведения работ, жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

В зависимости от объекта, субъекта и предмета исследования, инновации можно рассматривать:

  1. Как процесс
  2. Как систему
  3. Как изменение
  4. Как результат

Факторы, которые влияют на формы организации инновационного процесса:

  1. Состояние внешней среды (тип рынка, политическая и экономическая ситуация в стране, практика государственно-монополистического регулирования, характер конкурентной борьбы).
  2. Состояние внутренней среды в данной хозяйственной системе (наличие лидера предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, новые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой).
  3. Специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

 

Инновационный процесс включает в себя:

  1. Фундаментальные исследования – экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества.
  2. Прикладные исследования – научная деятельность, направленная на достижения практических результатов и решения конкретных задач.
  3. Экспериментальные работы – систематическая работа, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта.
  4. Проектирование
  5. Строительство
  6. Освоение
  7. Промышленное производство
  8. Маркетинг
  9. Сбыт

ФИ-ПИ-Р-Пр-С-Ос-ПП-М-С

Логические формы инновационного процесса:

  1. Простой внутриорганизационный инновационный процесс. Предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации (новшество в этом случае является продуктом).
  2. Простой межорганизационный инновационный процесс. Новшество в данном случае выступает как предмет купли-продажи.
  3. Расширенный инновационный процесс. Проявляется в создании новых производителей нововведения, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

 

Инновационный процесс переходит в товарный за 2 фазы:

  1. Создание новшества и его распространение. Распространение инноваций – информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, в особенности от восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способности к практическому использованию этой информации.
  2. Диффузия информации (инновации) – процесс, посредством которого нововведения передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

Субъекты инновационного процесса включают в себя:

  1. Новаторы – являются генераторами научно-технических знаний. Заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений (могут быть как индивидуальными изобретателями, так и исследовательской организацией).
  2. Ранние реципиенты – выступают предприниматели, первые освоившие новшество, стремящиеся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок (пионерские организации).
  3. Раннее большинство – предприниматели, первые внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
  4. Отстающие фирмы – сталкиваются с ситуацией, когда запаздывания с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

 

 

Инновационный менеджмент – система управления разработкой и освоениями каких-либо элементов (новшеств), направленных на совершенствование и развитие объекта. Управление и увеличение его капитала.

Сфера инновационной деятельности включает в себя:

 

 

Элементы инновационной инфраструктуры по характеру воздействия классифицируются на следующие группы:

  1. Научно-технические: достижения научно-технического прогресса, предоставляющее возможность качественных преобразований и развития.
  2. Законодательно-правовые: законодательное положение по предпринимательской деятельности и альтернативность выбора объектами рынка использовать технический и экономический потенциал.
  3. Социально-экономические: изменение и возможности удовлетворения рыночных потребностей.
  4. Рыночные: рыночная паникура расширения конкуренции и условия для выживания рыночных объектов.

 

Инновационная сфера – система взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентно-способной продукции или услуг и развитой инфраструктуры.

 

Инновационная деятельность – направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового и улучшения производимого продукта.

 

Научная работа – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых оригинальных доказательств и информации.

 

Новизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта, и дающих ему право называться новым.

Виды новизны:

  1. Абсолютная новизна. Фиксируется при отсутствии аналогов данного новшества.
  2. Относительная новизна (реновация). Определяется относительно выбранного признака и включает в себя:

А) Частная новизна – отдельные элементы являются новыми.

Б) Условная новизна – необычное сочетание ранее известных элементов.

В) Стоимостная или эффективная новизна - когда сравниваются 2 и более варианта и выбирается наиболее предпочтительный для предприятия.

Г) Целесообразная новизна – лучшие производительные и потребительские свойства продукции.

 

Наукоемкость продукции (инновации) – комплексный показатель нового изделия, или организационно-технической технологической структуры его производства, характеризующей научно-технический уровень объекта.

Факторы, которые определяют уровень наукоемкости инновации:

  1. Степень организационной сложности осуществления инновационных процессов.
  2. Фондовооруженность труда научных работников (сколько основных средств приходится на 1 служащего)
  3. Величина капиталовложений (Капитальные вложения – затраты, которые идут на расширение и реконструкцию производства).
  4. Уровень технической сложности изделий.
  5. Профессиональный уровень специалистов.
  6. Реализация технологических инноваций при изготовлении.

---------------------------------------------------------------------------------------

18.09.2007

Тема 2

Классификации инноваций.

Основными критериями классификации инноваций могут быть:

  1. Комплектность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования.
  2. Возможность количественного, качественного определения критерия.
  3. Научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

 

 

Признаки классификации Виды инноваций
1. Уровень новизны инновации 1.Радикальные (открытия, изобретения, патенты) 2.ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения)
2. Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество 1.Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.На стадии научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ 3.организационно-технологическая подготовка производства 4.производство 5.сервис, осуществляемый изготовителем.
3. Масштаб новизны 1.Инновации новые в мировом масштабе 2.новые в стране 3.новые в отрасли 4.новые для фирмы
4.Отрасли народного хозяйства, где внедряется инновация 1.новшество и инновации, созданные в сфере науки. 2.в сфере образования 3.в социальной сфере 4.в материальном производстве
5. Сфера применения инновации 1.Инновации для внутреннего применения 2.новшество для накопления на фирме 3.новшество в основном для продажи
6. Частота применения инновации 1.Разовые 2.Повторяющиеся (диффузные)
7. Форма новшества основы инновации 1.открытия, изобретения и патенты 2.рационализаторские предложения 3.Ноу-хау 4.товарные знаки, торговые марки и эмблемы 5.новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие циклы
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации 1.Социально-экономический эффект 2.научно-технический эффект 3.социальный 4.экологический 5.коммерческий (экономический) 6.интегральный
9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которую внедряется инновация 1.подсистема научного сопровождения 2.целевая подсистема 3.обеспечивающая подсистема 4.управляемая подсистема 5.управляющая подсистема

Для упрощения управления инновационной деятельности на основе классификации, инновации можно кодировать. Кодирование может быть:

  1. Укрупненное (с одним знаком для признака)
  2. Детальное (с двумя и более знаками для признаков)

Классификация инновационных организаций:

Признак классификации Виды инновационных организаций
1. Уровень новизны новшества (организация) 1.Инновационные организации, разрабатывающие или внедряющие радикальные инновации 2.Инновационные организации, разрабатывающие или внедряющие ординарные новшества или инновации
2.Уровень специализации инновационных организаций 1.Инновационные организации, специализированные на одной стадии жизненного цикла инновации 2.Специализированные по отдельной проблеме 3.комплексные, объединяющие несколько стадий жизненного цикла инноваций.
3.Стадия жизненного цикла товара, на которой работает инновационная организация 1.Стратегический маркетинг 2.Фундаментальные исследования 3.Прикладные исследования 4.Опытно-конструкторские работы 5.Технологическая подготовка производства 6.Освоение производства (тактический маркетинг) 7.Сервис организации 8.Ремонт товара 9.Комплексные инновационные организации, выполняющие работы в нескольких последовательных стадий жизненного цикла товара.
4.Отрасль знаний, в которой работает инновационная организация 1.Естественные науки 2.Технические науки 3.Гуманитарные науки 4.Общественные науки
5.отрасль народного хозяйства, в которой работает организация 1.Наука и образование 2.Промышленность 3.Информатика 4.Строительство 5.Транспорт 6.Сельское хозяйство 7.Производственная инфраструктура, социальная инфраструктура
6.Вид новшества, с которым работает инновационная организация 1.Продуктовые инновации – применение новых материалов, комплектующих, получение принципиально-новых продуктов 2.Ресурсные 3.Процессные – означает новые методы организации производства (новые технологии) 4.Документальные
7.Сфера применения новшества 1.Внутренне применение 2.На продажу и обмен
8.Тип стратегии инновации 1.Виолентная стратегия 2.Патиентная стратегия 3.Комутантная стратегия 4.Эксплерентарная стратегия
9. Вид эффекта, на который преимущественно ориентирована инновационная организация 1.Коммерческий 2.Научно-технический 3.Экологический 4.Социальный 5.Интегральный
10.Источник финансирования инновационных организаций 1.Федеральный бюджет 2.Региональный бюджет 3.Местный бюджет 4.Смешанное финансирование 5.Из частных источников
11.Размер инновационной организации 1.Малые 2.Средние 3.Крупные
12.Период действия инновационных организаций 1.Постоянные 2.Временные
13.Юридический статус инновационной организации 1.Юридически самостоятельные 2.Несамостоятельные
14.Масштабность инновационных организаций 1.Национальная 2.Транснациональная 3.Межнациональная
15.Степень освоения инновационных организаций рынка 1.Инновационные организации, выходящие с новшеством на освоенные рынки. 2.Инновационные организации, выходящие с новшеством на новые рынки
16.Организационно-правовая форма инновационных организаций. 1.Индивидуально предпринимательство для физических лиц 2.Коммерческие организации 3.Некоммерческие организации

Стратегии виолентов, патиентов, комутентов и экспрерентов:

  1. Виолентная стратегия (силовая/слоновая). Характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства. Массовое производство продукции хорошего или среднего качества по низким ценам, за счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности. Девиз: «Дешево, но прилично».
  2. Патиентная стратегия (хитрые лисы). Характерна для фирм, которые специализируются на узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Девиз: «Дорого, зато хорошо»
  3. Коммутантная стратегия (серая мышь). Преобладает при обычном бизнесе в местных масштабах. Этот путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества, а за счет индивидуальной услуги.Девиз: «Вы доплачиваете за то, что мы решаем именно ваши проблемы»
  4. Эксплерентная стратегия (пионерская). Связана с созданием новшества или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Девиз: «Лучше и дешевле, если получится».

-------------------------------------------------------------------------------------------

25.09.2007

Тема 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.079 с.)