Комплекс организационных форм инновационной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс организационных форм инновационной деятельности.



Стадии инновационного цикла

Стадии Содержание
Фундаментальные исследования направлены на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их непосредственной целью является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения, на основе открываемых законов. Фундаментальным исследованиям свойственна максимальная неопределенность получения положительных результатов. Для них планирование работ в общепринятом смысле затруднено. О возможном применении результатов данных исследований в хозяйственной практике могут делаться только некоторые предположения.
Прикладные исследования направлены на разработку на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей. Исследования ведутся по разным направлениям, большая часть из них прекращается. Остается вариант, который обеспечивает вполне ясное представление о будущей инновации (содержательная характеристика, рабочие параметры процессов или изделий, оценка будущих затрат и экономической эффективности и т.д.). Целевая направленность прикладных исследований и высокая вероятность достижения конечных результатов позволяют организовать их выполнение на плановой основе.
Проектно-конструкторские работы предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта. Этот вариант детально прорабатывается: разрабатываются рабочие чертежи, изготавливается действующая модель или опытный образец изделия, проводятся его испытания и т.д. Результатом этого проекта является полный комплекс документов, необходимый для принятия решения о начале подготовки промышленного производства.
Освоение производства продукции предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции
Производство новой продукции На этой стадии по мере необходимости могут проводиться производственные исследования, целью которых является подготовка рекомендаций по улучшению характеристик выпускаемой продукции, совершенствованию технологии и организации производственного процесса, снижению затрат на производство продукции. В ходе проведения производственных исследований могут появляться идеи для будущих инноваций

 

 

9.Понятие о технологическом укладе, его характеристика и динамика, жизненный цикл уклада.

Технологический уклад (волна) — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.
В общей характеристике технологических укладов принято выделять периоды их доминирования (50 лет), ядро технологического уклада, ключевой его фактор и формирующееся ядро нового технологического уклада. Например, в пятом технологическом укладе, начало которого пришлось на восьмидесятые годы двадцатого века, ядром является электронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т.д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты. Кроме того, приводятся и такие характеристики, как преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим, особенности организации инновационной активности. К ним относятся индивидуализация производства и потребления, горизонтальная интеграция НИОКР, новые режимы собственности для программного продукта и ряд других.

 

Волновая теория Н.Д.Кондратьева в развитии Й.Шумпетера стала основным прогнозным базисом 6-го инновационного технологического уклада экономики будущего - жизненнего цикла NBIC - конвергенции (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий).

 

10.Виды технологических укладов. Деловые циклы Й. Шумпетера.

Технологический уклад - это совокупность, построенная на основе общих технологических принципов, технических систем и поколений техники.

Существует 5 видов технологических укладов (волн):
1 волна - сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности на основе использования энергии ветра и воды.
2 волна - связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.
3 волна - базируется на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитие тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности (самолёты, телеграф...).
4волна - сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, новых средств связи, новых синтетических материалов (пластмасс).
5 волна - опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологий, генной инженерии, новых видов энергии, новых композитных материалов, освоение и использование космического пространства, спутниковая связь, Internet.

Деловые циклы Й. Шумпетера

Исследуя экономические изменения в факторах производства, Й. Шумпетер предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике.

Принципиально новыми комбинациями факторов производства были названы следующие:

­ создание нового продукта;

­ использование новой технологии производства;

­ использование новой организации производства;

­ открытие новых рынков сбыта;

­ открытие новых источников и видов ресурсов.

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений.

Нововведения, реализуемые в разные сроки, приводят к различным изменениям, проявления которых усложняются на фоне крупного экономического подъема. Шумпетер учитывал одновременно несколько синхронных движений и создал теорию мультицикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями.

В каждый большой цикл конъюнктуры входит несколько средних циклов, а в каждый средний — несколько коротких циклов.

В длинные волны входят циклы периодом в 55 лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца распространяются, по Шумпетеру, на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.

 

11.Понятие нововведений и инноваций, их классификация.

Нововведение (инновация) (англ. innovation – новаторство, «инвестицию в новацию») - практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Инновация (нововведение) - не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т.д. Инновация - это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, с изменениями в поведении людей, как производителей, так и потребителей.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

· радикальные (базовые);

· улучшающие;

· модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

· технологические;

· производственные;

· экономические;

· торговые;

· социальные;

· в области управления.

Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности:

· единичные

· диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

· сырьевые

· обеспечивающие (связывающие)

· продуктовые

3. По преемственности:

· замещающие

· отменяющие

· возвратные

· открывающие

· ретровведения

4. По охвату:

· локальные

· системные

· стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

· радикальные

· комбинаторные

· совершенствующие

Классификация нововведений

Нововведение можно классифицировать по:

1 Степени новизны для фирмы

1.1 товары мировой новизны(их появление влечет за собой появление нового рынка)

1.2 новые для фирмы товары

1.3 новые для фирмы товары дополняющие ее товарную линию

1.4 новые товары с улучшенными характеристиками или с более высокими по мнению потребителя за счет модификации

1.5 товары предоставляемые для новых групп потребителей

1.6 новые товары обладающие теми же свойствами что и старые но обладающие более низкой ценой

2 Характеру концепции на которой основано нововведение

Выделяют нововведения с технологической инновацией изменяется физические свойства товара на уровне производства

Коммерческая или маркетинговая инновация касается вариантов управления сбыта и коммуникации как составных частей процесса реализации коммерческой услуги

3 интенсивность нововведения определяется новизной ее концепции

 

12.Сущность инновационного предпринимательства.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации.

Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. Инновационное предпринимательство — это высшая стадия предпринимательской деятельности, предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия, услуги, технологии и другое), а также выявляющая новые инновационные возможности для собственного бизнеса, т.е. решения внутренних проблем (структурные изменения, реинжиниринг бизнеса и знаний и тому подобное).

В общем плане его можно определить как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

 

Стадии инновационного цикла

Стадии Содержание
Фундаментальные исследования направлены на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их непосредственной целью является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения, на основе открываемых законов. Фундаментальным исследованиям свойственна максимальная неопределенность получения положительных результатов. Для них планирование работ в общепринятом смысле затруднено. О возможном применении результатов данных исследований в хозяйственной практике могут делаться только некоторые предположения.
Прикладные исследования направлены на разработку на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей. Исследования ведутся по разным направлениям, большая часть из них прекращается. Остается вариант, который обеспечивает вполне ясное представление о будущей инновации (содержательная характеристика, рабочие параметры процессов или изделий, оценка будущих затрат и экономической эффективности и т.д.). Целевая направленность прикладных исследований и высокая вероятность достижения конечных результатов позволяют организовать их выполнение на плановой основе.
Проектно-конструкторские работы предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта. Этот вариант детально прорабатывается: разрабатываются рабочие чертежи, изготавливается действующая модель или опытный образец изделия, проводятся его испытания и т.д. Результатом этого проекта является полный комплекс документов, необходимый для принятия решения о начале подготовки промышленного производства.
Освоение производства продукции предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции
Производство новой продукции На этой стадии по мере необходимости могут проводиться производственные исследования, целью которых является подготовка рекомендаций по улучшению характеристик выпускаемой продукции, совершенствованию технологии и организации производственного процесса, снижению затрат на производство продукции. В ходе проведения производственных исследований могут появляться идеи для будущих инноваций

 

 

9.Понятие о технологическом укладе, его характеристика и динамика, жизненный цикл уклада.

Технологический уклад (волна) — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.
В общей характеристике технологических укладов принято выделять периоды их доминирования (50 лет), ядро технологического уклада, ключевой его фактор и формирующееся ядро нового технологического уклада. Например, в пятом технологическом укладе, начало которого пришлось на восьмидесятые годы двадцатого века, ядром является электронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т.д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты. Кроме того, приводятся и такие характеристики, как преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим, особенности организации инновационной активности. К ним относятся индивидуализация производства и потребления, горизонтальная интеграция НИОКР, новые режимы собственности для программного продукта и ряд других.

 

Волновая теория Н.Д.Кондратьева в развитии Й.Шумпетера стала основным прогнозным базисом 6-го инновационного технологического уклада экономики будущего - жизненнего цикла NBIC - конвергенции (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий).

 

10.Виды технологических укладов. Деловые циклы Й. Шумпетера.

Технологический уклад - это совокупность, построенная на основе общих технологических принципов, технических систем и поколений техники.

Существует 5 видов технологических укладов (волн):
1 волна - сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности на основе использования энергии ветра и воды.
2 волна - связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.
3 волна - базируется на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитие тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности (самолёты, телеграф...).
4волна - сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, новых средств связи, новых синтетических материалов (пластмасс).
5 волна - опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологий, генной инженерии, новых видов энергии, новых композитных материалов, освоение и использование космического пространства, спутниковая связь, Internet.

Деловые циклы Й. Шумпетера

Исследуя экономические изменения в факторах производства, Й. Шумпетер предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике.

Принципиально новыми комбинациями факторов производства были названы следующие:

­ создание нового продукта;

­ использование новой технологии производства;

­ использование новой организации производства;

­ открытие новых рынков сбыта;

­ открытие новых источников и видов ресурсов.

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений.

Нововведения, реализуемые в разные сроки, приводят к различным изменениям, проявления которых усложняются на фоне крупного экономического подъема. Шумпетер учитывал одновременно несколько синхронных движений и создал теорию мультицикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями.

В каждый большой цикл конъюнктуры входит несколько средних циклов, а в каждый средний — несколько коротких циклов.

В длинные волны входят циклы периодом в 55 лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца распространяются, по Шумпетеру, на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.

 

11.Понятие нововведений и инноваций, их классификация.

Нововведение (инновация) (англ. innovation – новаторство, «инвестицию в новацию») - практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Инновация (нововведение) - не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т.д. Инновация - это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, с изменениями в поведении людей, как производителей, так и потребителей.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

· радикальные (базовые);

· улучшающие;

· модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

· технологические;

· производственные;

· экономические;

· торговые;

· социальные;

· в области управления.

Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности:

· единичные

· диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

· сырьевые

· обеспечивающие (связывающие)

· продуктовые

3. По преемственности:

· замещающие

· отменяющие

· возвратные

· открывающие

· ретровведения

4. По охвату:

· локальные

· системные

· стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

· радикальные

· комбинаторные

· совершенствующие

Классификация нововведений

Нововведение можно классифицировать по:

1 Степени новизны для фирмы

1.1 товары мировой новизны(их появление влечет за собой появление нового рынка)

1.2 новые для фирмы товары

1.3 новые для фирмы товары дополняющие ее товарную линию

1.4 новые товары с улучшенными характеристиками или с более высокими по мнению потребителя за счет модификации

1.5 товары предоставляемые для новых групп потребителей

1.6 новые товары обладающие теми же свойствами что и старые но обладающие более низкой ценой

2 Характеру концепции на которой основано нововведение

Выделяют нововведения с технологической инновацией изменяется физические свойства товара на уровне производства

Коммерческая или маркетинговая инновация касается вариантов управления сбыта и коммуникации как составных частей процесса реализации коммерческой услуги

3 интенсивность нововведения определяется новизной ее концепции

 

12.Сущность инновационного предпринимательства.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации.

Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. Инновационное предпринимательство — это высшая стадия предпринимательской деятельности, предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия, услуги, технологии и другое), а также выявляющая новые инновационные возможности для собственного бизнеса, т.е. решения внутренних проблем (структурные изменения, реинжиниринг бизнеса и знаний и тому подобное).

В общем плане его можно определить как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

 

Комплекс организационных форм инновационной деятельности.

Организационные структуры инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности.

В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:

Секторы науки (деятельности)

Сектор Содержание
Государственный • Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.
  • Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.
Предпринимательский • Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.
  • Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в • основном обслуживающие вышеназванные организации.
Высшее образование • Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.
  • Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.
  • Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).
Частный бесприбыльный (некоммерческий) • Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.
  • Частные индивидуальные организации.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар. Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.

 

14.Сущность планирования инноваций. Бизнес-планирование инноваций.

Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития ИП и подготовку решений. необходимых для их безусловного достижения. Любой инновационный проект (далее ИП) обычно требует привлечения инвестиций и оформляется в форме бизнес-плана. Бизнес-план ИП - комплексный стратегический документ, дающий представление о будущем предприятия, обращенный к потенциальному инвестору в инновации с целью привлечения его капитала. Разработка ИП может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех основных фаз - прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной, которые, в свою очередь, подразделяются на стадии. Результаты исследований, проведенных на стадиях прединвестиционной фазы, систематизируются и представляются в виде бизнес-плана. Для локальных бизнес-проектов, не требующих значительных капитальных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может стать основным обосновывающим документом, в котором совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестииионной фазе делового планирования. Для среднесрочных и долгосрочных проектов инвестиций в реальные активы бизнес-план превращается лишь в промежуточный документ одного из этапов инвестиционного процесса.

Этапами разработки бизнес-плана являются:

- выявление источников релевантной информации;

- формулирование целей полготовки бизнес-плана с учетом стоящих перед предприятием проблем;

- определение круга целевых читателей (внутренние или внешние участники организации) для выделения тех или иных сторон деятельности предприятия в содержании бизнес-плана;

- формирование обшей структуры документа;

- сбор информации для подготовки каждого из намеченного разделов бизнес-плана;

- непосредственное составление бизнес-плана.

Бизнес-план выступает не только внутренним документом, и это предъявляет определенные требования к его оформлению и структуре. Он должен быть представлен в виде, позволяющем заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела, об эффективности проекта.

Отметим, что не существует единой установленной процедуры бизнес-планирования. Нет жестких требований к структуре и содержанию бизнес-плана. Объем и степень конкретизации его разделов определяются спецификой и областью деятельности. Тем не менее, можно систематизировать возможные структуры бизнес-планов и привести примерный перечень разделов проекта:

1. Резюме.

2. Описание внешней среды

3. Описание отрасли, предприятия (организации).

4. Описание выпускаемой продукции (работы, услуги).

5. План маркетинга.

6. План производства

7. Инвестиционный план.

8. Финансовый план с расчетом эффективности проекта.

9. Приложения.

 

15.Система внутрифирменного планирования инноваций.

Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития ИП и подготовку решений. необходимых для их безусловного достижения. Система планирования инноваций на ИП включает комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач планирования. Существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности ИП, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций. Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций. При этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Оно направлено на создание нового потенциала успешной деятельности ИП. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития ИП. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля ИП, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе инновационного менеджмента. В соответствии с разделением труда по предметному признаку на ИП в отдельные виды планов выделяют планирование НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, информационного обеспечения, финансов, персонала и других предметных областей ИП. Характер предметной области существенно влияет на состав используемой информации, нормативную базу, периодичность и методы выполнения плановых расчетов. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций.

1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или ИП в целом.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.

3. Координация деятельности всех участников инноваций.

4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения.

5. Создание объективной базы для эффективного контроля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.139 с.)