Инновационные проекты. Разработка и реализация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные проекты. Разработка и реализация



Лекция 10

Инновационные проекты. Разработка и реализация

1. Сущность, классификация и участники инновационных проектов

2. Содержание и этапы разработки инновационного проекта

3. Планирование реализации инновационного проекта

4. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

5. Управление реализацией инновационного проекта

 

 

1. Сущность, классификация и участники инновационных проектов

Инновационный проект это разработанная и предназначенная для реализации система взаимосвязанных целей и методов их достижения. Инновационный проект представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других меро­приятий, увязанных по ресурсам, сро­кам и исполнителям. Он должен основываться на учете внешней и внутренней среды и быть оформленным доку­ментально. Его предназначение – обеспечение эффективного решения конкретных инновационных, научно-технических задач.

Чаще под ИП понимают выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретиче­ских и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В ИП излага­ются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Инновационные проекты могут формироваться в составе на­учно-технических программ, реализуя задачи отдельных направ­лений программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему по приоритетному направлению развития науки и техники.

Инновационный проект (ИП) рассматрива­ется:

- как форма целевого управления инновационной деятельно­стью;

- процесс осуществления инноваций;

- комплекс документов.

Разработка инновационного проекта это НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, включающая:

- постановку цели инновационного проекта;

- разработку концепции решения инноваци­онной проблемы и реализации поставленных целей;

- увязку по ресурсам, исполнителям, времени, определение стоимости работ, качества товара и эффективности проекта;

- оформление его проектно-сметной документации.

В зависимости от вида ИП в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) органи­заций и лиц, которые могут быть объединены в конкретные группы.

Схематически взаимо­отношения основных участников ИП показаны на рисунке

Основные участники ИП

 

Заказчик — будущий владелец и пользователь результатов ИП. В качестве заказчика может выступать как физическое ли­цо, так и юридическое.

Инвестор - физические или юридические лица, вкладываю­щие средства в ИП. Инвестор может быть и заказчиком. Инве­сторами могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организа­ции и другие юридические лица всех форм собственности; меж­дународные организации, иностранные юридические лица; фи­зические лица — граждане РБ, иностранные граждане.

Проектировщик — специализированная проектная организа­ция, разрабатывающая проектно-сметную документацию.

Поставщик — организация, обеспечивающая материально-техническое обеспечение проекта.

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субпод­рядчик) — юридическое лицо, несущее ответственность за вы­полнение работ по контракту.

Научно-технический совет — коллектив ведущих специали­стов по тематическим направлениям проекта, несущих ответст­венность за выбор научно-технических решений и уровень их реализации.

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») — юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами над ИП: планирование, координация работ и контроль.

Команда проекта — специальная организационная структу­ра, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на пе­риод осуществления проекта.

Поддерживающие структуры ИП — организации различных форм собственности, содействующие основным участникам ИП в выполнении его задач и образующие вместе с ними инфра­структуру инновационного предпринимательства. К этим струк­турам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ; консалтинговые фирмы; органы независимой экс­пертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т. п.

Виды инновационных проектов

 

По типу инноваций:

- введение нового (радикального) или усовершенство­ванного (инкрементального) продукта;

- введение нового или усовершенствованного метода производства;

- создание нового рынка;

- освоение нового источника поставки сырья или полу­фабрикатов;

- реорганизация структуры управления.

По уровню принятия решений и сфер, охватываемых ИП, они подразделяются на:

- межгосударственные, государственные, президентские ИП, основные задания которых могут входить в состав научно-технических программ;

- региональ­ные ИП, задания которых могут быть составной частью регио­нальных научно-технических программ;

- отраслевые (межотрас­левые) ИП, задания которых быть в составе планов министерств и ведомств РБ;

-инновационные проекты отдельных предприятий.

 

Различают также инициативные научные проекты;

- ИП раз­вития материально-технической базы научных исследований;

- ИП создания информационных систем и баз данных;

- издатель­ские ИП;

- проекты организации экспедиционных работ и др.

Характерные осо­бенности инновационного проекта:

• однократность исполнения;

• определенность начала и окончания;

• ограниченность во времени и в средствах;

• сложность;

• необходимость привлечения специалистов разных про­филей;

• высокий приоритет.

 

Содержание и этапы разработки инновационного проекта

Ю.В. Вертакова и Е.С. Симоненко приводят следующие основные этапы создания и реализа­ции инновационных проектов.

 

 

В укрупненном виде этапы реализации ИП можно представить следующим образом:

• формирование инновационной идеи (замысла);

- маркетинговые исследования идеи проекта;

- постановка цели проекта;

• разработка проекта

- анализ риска и неопределенности;

- выбор варианта реализации проекта.

• реализация проекта

• завершение проекта — сдача результатов ИП заказчику и закрытие контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл ИП.

 

Этапы создания и варианты реализа­ции инновационных проектов можно назвать концепцией проекта, формирующей основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивающей конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также его возможную эффективность.

 

Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта

Воз­никновение инновационной идеи является отправной точкой, с которой на­чинается разработка инновационного проекта.

С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, отражение генеральную, конечную цель проекта: создание нового продукта или услуги, организационных преобразований в отрасли, ре­гионе, на действующем предприятии и т.п.

С другой стороны, под форми­рованием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план дей­ствий, т. е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы.

Идея может возникнуть спонтанно или явиться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

К методам генерирования и формирования инновационных идей относят­ся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявле­ния мнений (метод интервью; метод анкетирования — выборочных опросов; написание сценария и т.д.) и творческие методы («мозговая атака»; морфоло­гический анализ; метод Дельфи и т.д.).

 

Оформление проектной документации

Разработка инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Единый состав проектной документации пока не установлен и в каждом конкретном случае ее состав определяется заданием.

Ин­новационный проект любого уровня должен включать следующие разделы:

• содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рам­ках проекта;

• основные цели и задачи, сроки и этапы реализации проекта;

• система мероприятий программы проекта;

• состав НТС(головного и по разделам, или этапам проекта);

• ресурсное обеспечение проекта за счет средств бюджета и
внебюджетных источников;

• оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации проекта;

• механизм реализации проекта;

• организация управления проектом и контроль за ходом его реализации.


Каждый из перечисленных разделов представляется табличным или графическим материалом. К проекту должны быть приложены пояснительная за­писка и бизнес-план с социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями.

 

При оформлении проекта можно выделить выполнение следующих про­цедур:

• подготовка проектной документации;

• проектирование организационных мероприятий по реализации проекта;

• утверждение проекта;

• распределение заданий проекта по соответствующим планам;

• составление координационных планов решения проблемы на ближайший период;

• подготовка заказов-нарядов на проведение работ.

 

 

Планирование реализации инновационного проекта

В управлении реализацией инновационных проектов важная роль отводится приданию планового, системного характера этому процессу. Основная цель планирования — интег­рация всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечива­ющих достижение конечных результатов проекта.

План реализации иннова­ционного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других меро­приятий, направленных на достижение общей цели или решение поставлен­ной задачи.

План содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каж­дой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.

При управлении инновационными проектами выделяется система планов, представленная на рисунке

 

Оперативный план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают различные организации-исполнители, в разрезе года и квартала.

Могут быть планы проекта в целом, планы организаций — участников проекта, планы отдельных видов работ, их этапов, стадий, основных вех.

План проекта вцелом называется сводным или комплексным и охватывает все работы проекта. Планы отдельных организаций-участников (поставщиков, инвесторов, исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, бюджет проекта, план поставок и т.д.)являются частными или детальными.

Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематический, календарный, технико-экономический (ресурсный) и бизнес-план.

Продуктово-тематический план инновационного проекта представляет собой увязанный комплекс заданий НИОКР по производству нового товара.

Определяются:

• состав этапов работ;

• состав ответственных исполнителей и соисполнителей по этапам;

• сметная стоимость каждого этапа, в том числе затраты на НИОКР, капитальные вложения, прочие затраты с разбивкой по годам;

• расчеты экономической эффективности;

• карты технического уровня по новым видам продукции и по новым тех­нологическим процессам.

Эффективным методом разработки продуктово-тематического плана яв­ляются программно-целевые методы, инструментом — «дерево целей» и «дере­во работ», а основной формой — разработка комплексной программы реализа­ции проекта.

Календарный план инновационного проекта определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий про­блемно-тематического плана, резервы времени, необходи­мых для выполнения проекта.

Календарные расчеты регла­ментирую согласованный ход работ, их последовательность и взаимосвязь по темам (заданиям), и организациям-исполнителям.

В качестве метода календарного планирования в системе управления ин­новационными проектами рекомендуется использовать методы сетевого плани­рования и управления (СПУ). Система СПУ предусматривает детальное изучение будущих работ и представление их в виде специального чертежа — сетевого графика.

Технико-экономический план (или ресурсный) представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта: материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного. Определяет потребность в ресурсах, сроки поставок, потенциальных поставщиков и подрядчиков.

В процессе ресурсного планирования подготавливаются и проводятся подрядные торги, заключаются договоры (контракты) на поставку. Договора поставки ресурсов является основополагающим документом, регламентирую­щим сроки, объемы и условия поставки ресурсов.

Особым видом ресурсов являются денежные средства (финансы). Планирование затрат должно осуществляться таким образом, чтобы они могли удовлетворить потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. Для этого составляется бюджет проекта.

Бизнес-план отражает затраты на осуществление проекта. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточно точно, а бюджеты будущих лет могут изменяться. Вобщем бюджете основываются планы отдельных исполнителей.

Исходной информацией для планирования затрат на проект являются сметная документация по проекту и календарный план проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант определения затрат во времени.

Контроль осуществляется за вы­полнением плановых заданий непосредственными исполнителями.

 

4. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

Эксперты МБРР и UNIDO считают, что разработка ИП может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех основных фаз - прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной, которые, в свою очередь, подразделяются на стадии.

Результаты исследований, проведенных на стадиях прединвестиционной фазы (обычно ПТЭО —проектное технико-эконо­мическое обоснование — или ТЭО), систематизируются и пред­ставляются в виде бизнес-плана.

Этапами разработки бизнес-плана являются:

• выявление источников релевантной информации;

• формулирование целей подготовки бизнес-плана с учетом стоящих перед предприятием проблем;

• определение круга целевых читателей (внутренние или внешние участники организации) для выделения тех или иных сторон деятельности предприятия в содержании бизнес-плана;

• формирование общей структуры документа;

• сбор информации для подготовки каждого из намеченного разделов бизнес-плана;

• непосредственное составление бизнес-плана. Бизнес-план выступает не только внутренним документом. Он должен быть представлен в виде, позволяющем заинтересованному лицу получить четкое представление о суще­стве дела, об эффективности проекта.

Отметим, что не существует единой установленной процеду­ры бизнес-планирования. Нет жестких требований к структуре и содержанию бизнес-плана. Объем и степень конкретизации его разделов определяются спецификой и областью деятельности. Тем не менее, можно систематизировать возможные структуры бизнес-планов и привести примерный перечень разделов про­екта:

1. Резюме.

2. Описание внешней среды

3. Описание отрасли, предприятия (организации).

4. Описание выпускаемой продукции (работы, услуги).

5. План маркетинга.

6. План производства

7. Инвестиционный план.

8. Финансовый план с расчетом эффективности проекта.

9. Приложения.

 

При разработке бизнес-плана целесообразно придерживаться следующих требований:

• разработку бизнес-плана осуществлять в соответствии с международны­ми стандартами и требованиями с учетом специфики и особен­ности условий стран переходного периода;

• оценку и анализ эффективности проекта проводить на основе обще­принятых финансовых показателей в соответствии с требова­ниями методики UNIDO;

• чувствительность проекта должна соответствовать сценария­м развития;

• проводить анализ текущего и перспективного состояния предпри­ятия, выявление будущей потребности в денежных средствах;

• определять схемы финансирования и возможность привлечения денежных средств из различных источников;

• формировать стандартные финансовые документы и рассчитывать наиболее распространенные финансовые показатели в различные периоды времени с помощью динамической модели денежных потоков (cash-flow);

• контроль хода реализации инвестиционного проекта, мо­делирование критических ситуаций и путей их преодоления.

Процедуры оценки ИП, юридического оформления согла­шений и контрактов, а также формы и методы контроля их ис­полнения действуют во всех странах с развитой рыночной эко­номикой.

Большое значение имеют сроки проведения экспер­тиз, согласований, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставле­ния льгот и субсидий. Постоянно совершенствуются методы контроля хода реализации ИП, использования средств по целе­вому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Задача экспертизы состоит в оценке научного и техническо­го уровня ИП, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесооб­разности и объеме финансирования.

 

Существуют три основных метода экспертизы ИП, финанси­руемых из бюджета:

• описательный;

• сравнение положений «до» и «после»;

• сопоставительная экспертиза.

 

Описательный метод. Рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых ИП на ситуацию на конкретном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщают, составляют прогнозы и учитывают побочные про­цессы. Основной недостаток этого метода в том, что он не по­зволяет корректно сопоставить два и более альтернативных ва­рианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет прини­мать во внимание количественные и качественные показатели различных ИП. Однако этому методу присуща высо­кая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положе­ния предприятий и организаций, обращает­ся внимание на сравнимость потенциальных результатов осуще­ствляемого ИП. Данный метод применяется в США и других странах с развитой рыноч­ной экономикой. Недостаток - не­применим при выработке долгосрочных приоритетов государст­венной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы иннова­ционных проектов обусловливают их комбинированное приме­нение.

В странах с развитой рыночной экономикой работа экспер­тов не ограничивается только оценкой ИП, но может предусмат­ривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.

В ряде стран, например во Франции, экспертная оценка ИП и кон­троль их исполнения проводятся теми организациями, которые их финансируют. Обязательными параметрами при этом высту­пают сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением ИП. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных при­кладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.

В России выделение ассигнований для финансирования ка­питальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих за­трат по федеральным научно-техническим программам, утвер­жденным Правительством Российской Федерации, осуществля­ется целевым назначением государственным заказчиком через федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Экспертная оценка дается на основе анализа научного со­держания проекта и научного потенциала автора (или авторско­го коллектива).

 

При анализе научного содержания проекта учи­тываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);

2) четкость определения цели и методов исследования (чет­ко, нечетко);

3) качественные характеристики проекта (проект имеет фун­даментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

4) научный задел (есть существенный научный и методоло­гический задел в решении сформулированной в проекте пробле­мы; имеются публикации по данной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);

5) новизна постановки проблемы (впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; предложены ори­гинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к ее решению).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание про­екта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; связь проекта с приоритетными направлениями исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав предполагаемых участников, а также обос­новать по приведенной системе оценку проекта.

 

Варианты итогового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным со­ветом.

 

Предусматриваются три уровня экс­пертизы на основе сравнительного ана­лиза нескольких проектов.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

• отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

• составление мотивированных заключений по отклонен­ным проектам;

• определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.

Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на вто­ром уровне экспертизы.

На третьем уровне составляется заключение по проекту (мо­гут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, прини­маются решения о финансировании).

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного ИП. Представленные инвесторам ИП должны быть сопоставимы и анализироваться по единой системе показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.

Сопоставимость представленных проектов определяется по:

• объему работ, производимых с применением новых мето­дов (технологий, оборудования и т.п.);

• качественным параметрам инноваций;

• фактору времени;

• уровню цен, тарифов;

- условиям оплаты труда.

Варианты ИП должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инвестицион­ных вложений и неопределенности исходной информации.

Сопоставимость вариантов обеспечивается приведением:

- к одному объему производимой продукции, как правило, по ново­му варианту;

-к одним срокам;

- к единому уровню качества.

Кроме того, ИП должны отбираться с учетом инфляционно­го фактора.

Инфляция как повышение уровня цен в экономике измеря­ется либо индексом изменения цен, либо уровнем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется соотношением цен, а уровень инфляции — процентом повышения цен.

Рассматривая роль ставки процента в принятии решения об инновациях, мы по умолчанию предполагаем отсутствие инфля­ции. Если инфляция имеет место, то существуют различия меж­ду номинальной и реальной процентными ставками.

Номинальная ставка — это текущая рыночная ставка процен­та без учета темпов инфляции или, иначе, это просто процент­ная ставка, выраженная в рублях (долларах США) по текущему курсу.

Реальная ставка — это номинальная ставка за вычетом ожи­даемых (предполагаемых) темпов инфляции.

Например, номинальная годовая ставка равна 9%, ожидае­мый темп инфляции 5% в год, отсюда реальная ставка будет рав­на 9 - 5 = 4%.

Это различие важно учитывать при сравнении ожидаемого уровня дохода на капитал (нормы прибыли) и ставки процента: сравнение целесообразно проводить с реальной, а не с номи­нальной ставкой. Именно реальная процентная ставка, а не но­минальная, значима при принятии решения об инновациях.

Общее правило при принятии решения таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капи­тал не ниже рыночной ставки процента по ссудам.

Таким образом, процент играет важнейшую роль в решении задачи эффективного распределения ресурсов в рыночном хо­зяйстве, в выборе наиболее доходного из возможных инноваци­онных решений. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой — это один из способов обоснования эффек­тивности инноваций.

При экспертизе ИП рассчитывают также коэффициент срав­нительной эффективности. Величина, обратная сроку окупае­мости, представляет собой коэффициент эффективности допол­нительных инвестиционных вложений в инновации, или коэф­фициент сравнительной эффективности — Эр.

Расчетное значение коэффициента эффективности Эр срав­нивается с нормативной величиной нормы дохода на капитал (Е). Если Эр > Е, то дополнительные инвестиции в инновации эффек­тивны.

Для выбора вариантов инновационных меро­приятий используются показатели сравнительной экономиче­ской эффективности:

• приведенные затраты;

• срок окупаемости дополнительных инвестиций в иннова­ции;

• коэффициент эффективности дополнительных инвести­ций в инновации.

При отборе инновационных проектов следует обратить вни­мание на способы снижения риска.

В практике управления ИП применяют следующие способы снижения риска:

1) распределение риска между участниками проекта (переда­ча части риска соисполнителям);

2) страхование;

3) резервирование средств на покрытие непредвиденных рас­ходов.

Распределение риска происходит при разработке финансового плана ИП и контрактных документов. При этом участники ИП принимают ряд решений, расширяющих либо сужающих диапа­зон потенциальных инвесторов. Проводя соответствующие пе­реговоры, участники проекта должны проявлять определенную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны принять на себя.

Многие крупные ИП могут иметь задержку в реализации, что способно привести к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость ИП. Поэтому важная роль принадлежит страхованию рисков. Страхование риска означает передачу определенных рисков страховой ком­пании.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расхо­дов предусматривает установление соотношения между потен­циальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и рас­ходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении ИП. При этом учитывается точность первоначальной оценки стоимости ИП и его элементов.

При выборе ИП инвесторы должны быть уверены, что воз­можные доходы от него будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности, обеспечения окупаемости капитало­вложений.

На микроуровне основное внимание уделяется коммерческой эффективности проекта, которая определяется как отношение финансовых затрат и результатов.

При рассмотрении альтернативных ИП в деловой практике сравниваются:

1) средняя годовая рентабельность ИП со средней ставкой банковского кредита;

2) проекты в отношении страхования от инфляционных потерь;

3) периоды окупаемости инвестиций;

4) потребности в инвестициях;

5) стабильность поступлений;

6) рентабельность инвестиций в целом за весь срок осущест­вления ИП;

7) рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтиро­вания.

При этом исходят из следующих критериев принятия инве­стиционных решений:

• отсутствие более выгодных альтернатив;

• минимизация риска потерь от инфляции;

• краткость срока окупаемости;

• относительная дешевизна ИП;

• обеспечение стабильности поступлений;

• высокая рентабельность с учетом дисконтирования.

Таким образом, экспертиза ИП позволяет оценить их по ин­вестиционной привлекательности.

 

 

Информационное обеспечение.

Контроль времени, стоимости и качества требует детального и точного знания хода выполне­ния работ по проекту.

 

Регулирование хода реализации проекта.

При отклонениях вносятся соответствующие корректировки по всем составляющим проекта.

Завершение проектов

Проект считается завершенным после выполнения всех работ по проекту или в результате решения о прекращении работы по незавершенному проекту.

Основными этапами завершения проекта являются сдача проекта и закрытие контракта (договора).

 

Сдача проекта. Если результатом реализации проекта является готовый объект, то необходимо провести приемочные (или эксплуа­тационные) испытания. Если в результате приемочных испытаний будет полу­чена продукция, отвечающая требованиям проекта, оформляется протокол ко­миссии по приемке готовых объектов. Результаты испытаний являются осно­ванием для передачи ответственности от организаций-исполнителей к заказчи­ку в период сдачи-приемки готовых объектов.

Закрытие договора. Основные этапы закрытия договора: проверка финан­совой отчетности; паспортизация; выявление невыполненных обязательств; завершение невыполненных обязательств, окончательные расчеты с исполнителями.

В целом порядок завершения проекта может предусматривать следующую процедуру:

• организации-исполнители представляют в головную организацию итоговый отчет о реализации проекта;

• головная организация готовит итоговый отчет и выносит его на рассмотрение головного научно-технического
совета по проекту (ГНТС);
- ГНТС рассматривает результаты выполнения работ и направляет итого­вые материалы генеральному заказчику проекта для принятия соответствующего решения;

• генеральный заказчик имеет право назначать специальную комиссию с
учетом представителей ГНТС по приемке как отдельных работ, так и проекта в
целом.

 

Лекция 10

Инновационные проекты. Разработка и реализация

1. Сущность, классификация и участники инновационных проектов

2. Содержание и этапы разработки инновационного проекта

3. Планирование реализации инновационного проекта

4. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

5. Управление реализацией инновационного проекта

 

 

1. Сущность, классификация и участники инновационных проектов

Инновационный проект это разработанная и предназначенная для реализации система взаимосвязанных целей и методов их достижения. Инновационный проект представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других меро­приятий, увязанных по ресурсам, сро­кам и исполнителям. Он должен основываться на учете внешней и внутренней среды и быть оформленным доку­ментально. Его предназначение – обеспечение эффективного решения конкретных инновационных, научно-технических задач.

Чаще под ИП понимают выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретиче­ских и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В ИП излага­ются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Инновационные проекты могут формироваться в составе на­учно-технических программ, реализуя задачи отдельных направ­лений программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему по приоритетному направлению развития науки и техники.

Инновационный проект (ИП) рассматрива­ется:

- как форма целевого управления инновационной деятельно­стью;

- процесс осуществления инноваций;

- комплекс документов.

Разработка инновационного проекта это НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, включающая:

- постановку цели инновационного проекта;

- разработку концепции решения инноваци­онной проблемы и реализации поставленных целей;

- увязку по ресурсам, исполнителям, времени, определение стоимости работ, качества товара и эффективности проекта;

- оформление его проектно-сметной документации.

В зависимости от вида ИП в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) органи­заций и лиц, которые могут быть объединены в конкретные группы.

Схематически взаимо­отношения основных участников ИП показаны на рисунке

Основные участники ИП

 

Заказчик — будущий владелец и пользователь результатов ИП. В качестве заказчика может выступать как физическое ли­цо, так и юридическое.

Инвестор - физические или юридические лица, вкладываю­щие средства в ИП. Инвестор может быть и заказчиком. Инве­сторами могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организа­ции и другие юридические лица всех форм собственности; меж­дународные организации, иностранные юридические лица; фи­зические лица — граждане РБ, иностранные граждане.

Проектировщик — специализированная проектная организа­ция, разрабатывающая проектно-сметную документацию.

Поставщик — организация, обеспечивающая материально-техническое обеспечение проекта.

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субпод­рядчик) — юридическое лицо, несущее ответственность за вы­полнение работ по контракту.

Научно-технический совет — коллектив ведущих специали­стов по тематическим направлениям проекта, несущих ответст­венность за выбор научно-технических решений и уровень их реализации.

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») — юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами над ИП: планирование, координация работ и контроль.

Команда проекта — специальная организационная структу­ра, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на пе­риод осуществления проекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.194 с.)