Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гершман М.А.
Руководство по изучению курса: «Инновационный менеджмент»
Москва, 2008
Содержание Введение
Тема 1. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты Вопрос 1. Инновационная экономика и менеджмент. Вопрос 2. Современные тенденции и формы инновационного менеджмента. Вопрос 3. Задачи инновационного менеджмента. Прочитайте: Ответьте на вопросы:
Тема 2. Основы инновационной деятельности организации Вопрос 1. Определение понятия «инновация» и основные типы инноваций. Вопрос 2. Источники инноваций. Вопрос 3. Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Вопрос 4. Особенности инновационных организаций. Прочитайте: Ответьте на вопросы: Тема 3. Стратегические аспекты руководства инновациями Вопрос 1. Миссия инновационной организации. Вопрос 2. Стратегические направления инновационной деятельности. Вопрос 3. Стратегии организаций-новаторов. Прочитайте: Ответьте на вопросы:
Тема 4. Управление идеями в организации Вопрос 1. Генерирование идей. Вопрос 2. Представление идей руководству. Вопрос 3. Системы управления идеями. Прочитайте: Ответьте на вопросы:
Тема 5. Создание инновационной культуры Вопрос 1. Мотивация творческой деятельности персонала. Вопрос 2. Развитие творческих способностей персонала. Вопрос 3. Инновационное лидерство. Прочитайте: Ответьте на вопросы:
Тема 6. Коммерциализация и оценка идей Вопрос 1. Оценка инновационной деятельности. Вопрос 2. Управление денежной кривой инновации. Прочитайте: Ответьте на вопросы:
Рекомендуемая литература Введение
Интерес человека к инновациям никогда не угаснет. Они служат надежным двигателем нашей цивилизации, ее ориентиром в мире изменяющихся возможностей. Но создать инновацию, сделать ее массовой и успешной – это тяжелый труд, требующий коллективных усилий и настойчивости. Такие инновационные лидеры как Генри Форд или Томас Эдисон являются уникальными примерами того, как следует действовать современным руководителям. Стратегия непрерывных инноваций, которую используют ведущие инновационные компании в мире (Apple, 3M, Microsoft, Toyota и др.), является многообещающей с точки зрения прибыли и лидерства. Чтобы сформировать такую стратегию и последовательно ее реализовывать на уровне предприятия, необходима собственная система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. Инновационный менеджмент как раз является такой системой. К сожалению, российские специалисты часто «размывают» понятие «инновационный менеджмент», представляя его как смешение классического менеджмента и смежных с ним областей – маркетинга, управления интеллектуальной собственностью, лизинга, управления проектом и др. В итоге у читателей складывается мнение, что науки «инновационный менеджмент» вообще не существует. В то же время западные ученые определяют конкретный, специфичный для управления инновациями инструментарий, который к тому же успешно реализуется инновационными компаниями. Данное руководство построено в соответствии с учебной программой дисциплины «Инновационный менеджмент» Московской финансово-промышленной академии. Оно содержит методические рекомендации по изучению дисциплины, а также краткий теоретический материал, который более полно описан и проиллюстрирован в учебном пособии (Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008).
Тема 1. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты Цели изучения темы: - осознание важности развития организаций в современной экономике; - получение начального представления о сущности инновационного менеджмента. Задачи изучения темы: - ознакомление с понятием «развитие» и его формами; - получение представления о связи экономического развития с инновациями; - получение знаний об инновационной форме экономики и ее проявлениях в разных странах; - понимание основных проблем управления изменениями в организации; - ознакомление с понятием «инновационный менеджмент»; - усвоение основных тенденций развития инновационного менеджмента; - понимание основных задач инновационного менеджмента. Успешно изучив тему, Вы: получите представление о: - роли развития в современной экономике; - сущности и основных тенденциях развития инновационного менеджмента.
будете знать: - основные формы развития; - характеристики инновационной экономики; - сущность понятия «инновационный менеджмент»; - основные задачи инновационного менеджмента.
Вопросы темы: 1. Инновационная экономика и менеджмент. 2. Современные тенденции и формы инновационного менеджмента. 3. Задачи инновационного менеджмента.
Вопрос 1. Инновационная экономика и менеджмент. Развитие и его формы
В центре всех происходящих в мире изменений лежит понятие «развитие», под которым обычно понимают: § увеличение сложности какой-либо системы; § улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма); § увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия); § количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры; § социальный прогресс.
Развитие любой социально-экономической системы представляет собой ее существенное, необходимое движение, ее изменение во времени. Выделяют следующие формы развития: § эволюционное (постепенное) и революционное (скачкообразное); § экзогенное (за счет внешних источников) и эндогенное (на основе внутренних ресурсов); § экстенсивное (в количественном отношении) и интенсивное (качественное развитие).
Одним из показателей успешного экономического развития являются высокие темпы экономического роста. На практике под экономическим ростом понимается долговременное увеличение объема реального ВВП на душу населения. Согласно теории роста, основанного на инновациях, вопрос о стимулировании экономического роста напрямую связан с увеличением интенсивности инновационной деятельности на уровне предприятий, которая в свою очередь определяется ожидаемой прибылью от вложений в исследования и разработки.
Инновационная экономика
Важнейшая роль инноваций как основы экономического роста стран, а также стремление развитых государств конкурировать за счет высоких технологий являются характерными чертами современного (постиндустриального) этапа развития экономики. Инновационная экономика (или «экономика знаний») – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Экономика России в настоящее время обладает четко выраженной ресурсно-сырьевой направленностью. Основную долю российского экспорта за 2007 г. составили: минеральные продукты, топливно-энергетические товары и металлы. Ученые из российских академических институтов занимаются исследованием возможностей выхода России на траекторию устойчивого развития и перехода к инновационной экономике. Они полагают, что инновации в России в настоящее время в первую очередь должны обеспечивать производство качественных и доступных населению продуктов питания и лекарств, строительство жилья и дорог, коммуникаций, ресурсосберегающие технологии. Многие из инноваций нужны не для гармонизации экономики, а для выживания страны. Другим важным аспектом формирования российской инновационной экономики является решение проблем вузовской науки. Как известно, высшие учебные заведения России обладают значительным инновационным потенциалом. Поэтому усилия ученых и государственных работников направлены на то, чтобы, во-первых, возродить вузовскую науку как важную часть инновационного потенциала страны, а во-вторых, обеспечить подготовку качественных специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики. Начиная с 1990-х гг., инновационная деятельность в России тесно связана с системой высшего образования и осуществляется по двум основным направлениям: § реализация инновационных программ; § развитие различных научно-технических и инновационных организационных структур (технопарки на базе ведущих вузов страны, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, центры сертификации и коммерциализации, малые инновационные предприятия).
Не менее важным шагом к созданию инновационной экономики (помимо развития науки) являются инновации российских предприятий, которых на сегодняшний день очень мало.
Планирование инновационной деятельности организации. Планирование инновационной деятельности начинается с формулирования миссии, которая выражается в ориентации деятельности организации на инновации. Следующий шаг – это определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них. Затем руководство организации выбирает оптимальную для каждого направления инновационную стратегию развития. На основе инновационной стратегии формируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, которые реализуются на основе конкретных действий менеджеров и сотрудников. Методические указания Для подготовки к лекции. Прочитайте: Базовый учебник: 1. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008.— С. 9-27.
Основная литература: 2. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 11–32, 43–46. 3. Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – С.2-9.
Дополнительная литература: 4. Зиненко И. Империя знаний, E-xecutive 03.07.2006 http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/351722/?phrase_id=549839 5. Шишкова С. Путь в экономику знаний, E-xecutive, 14.07.2006 http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/351775/?phrase_id=549819 6. Шишкова С. Сенсей экономики знаний, E-xecutive, 28.08.2006 http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/351982/?phrase_id=549854 7. Innovation 2007. A BCG Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, Inc., 2007. – 33 p. http://www.bcg.com/publications/files/Innovation_Aug_2007.pdf
Ответьте на вопросы: 1. Что представляет собой понятие «развитие», и какие его формы существуют? 2. Почему современную экономику называют «инновационной»? 3. Какие страны представляют собой яркие примеры «инновационной экономики»? 4. Что такое «инновационный менеджмент»? 5. Каковы современные глобальные тенденции развития инновационного менеджмента? 6. В чем суть основных задач инновационного менеджмента?
Основные типы инноваций. Приростная инновация. Хотя приростные инновации оказывают небольшое или совсем незначительное воздействие на чистую прибыль фирмы, они, тем не менее, позитивны, поскольку повышают удовлетворенность потребителей и, следовательно, эффективность продукта или услуги. Точно так же приростная инновация процесса повышает производительность и снижает затраты фирмы. Вот несколько примеров приростных инноваций в секторе услуг: гостиница вводит упрощенную процедуру регистрации постояльцев; сеть супермаркетов облегчает безналичный расчет; банк по-новому оформляет интерьер приемной; в доме престарелых появляется разметка для слепых; международная авиакомпания размещает в салоне первого класса полностью откидывающиеся сиденья для сна. Существенная инновация. Следующий уровень — существенные инновации: как для потребителя по степени выгоды, так и для финансирующей их компании, которая считает, что они значительно помогут ее росту и развитию. Существенные инновации дают возможность компании выполнять свои задачи по росту бизнеса, увеличению доли рынка и снижению операционных затрат (существенная инновация процесса). Инновация-прорыв. Новый продукт, услуга или изменение стратегии, которые ведут к значительному увеличению доходов и чистой прибыли, являются инновациями-прорывами, или революционными инновациями. В общем случае определить, какую прибыль в долларах и центах должна принести та или иная идея, чтобы ее можно было назвать прорывом, невозможно, поскольку прибыль зависит от размера компании и оттого, что требуется предпринять для ее существенного роста. Таким образом, компания сама определяет, какие инновации являются для нее прорывами. Радикальные инновации. Радикальными считаются такие инновации, которые требуют от компании создания новых направлений работы или новых линий на основе новых идей и технологий или для снижения расходов. Радикальные инновации видоизменяют экономику и подрывают целые отрасли промышленности. Royal Dutch/Shell на вопрос о том, насколько масштабной должна быть идея, чтобы ее можно было назвать прорывом, нам ответили: она должна принести не менее 100 млн. дол. валового дохода. Методические указания Для подготовки к лекции. Прочитайте: Базовый учебник: 1. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008.— С. 28-59.
Основная литература: 2. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. Учебное пособие. – М.: Омега-Л. – 2006 с.33-77, 178-184. 3. Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006 с.21-31.
Дополнительная литература: 4. Van de Ven A. Central problems in the management of innovation. // Management Science, № 32, 1986. (Доступ к тексту статьи осуществляется с компьютеров, находящихся в зданиях МФПА). http://www.jstor.org/
Интернет-источники: 5. The Boston Consulting Group. Innovation Institute – http://innovation.bcg.com/. Ответьте на вопросы: 1. Что такое «инновация»? 2. Каковы основные типы инноваций? 3. Какие существуют источники инноваций? 4. Что такое инновационный процесс? 5. Какие выделяют этапы жизненного цикла инновации? 6. Какие организации считаются наиболее инновационными в мире и почему?
Для подготовки к семинару. прочитайте: Базовый учебник: 1. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008.— С. 28-59.
Основная литература: 2. Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. Пер. с англ., под общ.ред. М.Б.Шифрина. – Москва: Вершина, 2006 c.17-29.
Дополнительная литература: 3. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. - М.: Вильямс. - 2007. 4. Harvard Business Essentials: Managing Creativity and Innovation. Harvard Business School Publishing, 2003 p. xi-xiii, 1-40. 5. Innovation 2007. Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, Inc., 2007. http://www.bcg.com/publications/files/Innovation_Aug_2007.pdf 6. Pierce J.L., Delbecq A.L. Organization Structure, Individual Attitudes and Innovation. // The Academy of Management Review,Vol.2, No.1, Jan., 1977 (Доступ к тексту статьи осуществляется с компьютеров, находящихся взданиях МФПА). http://www.jstor.org/
Интернет-источники: 7. Imaginatik Inc. – http://www.imaginatik.com. ответьте на вопросы: 1. Совпадают ли мнения различных исследователей и ученых в отношении определения понятия «инновация»? Приведите наиболее распространенные точки зрения. 2. Какие источники инноваций Вы считаете наиболее эффективными и почему? 3. Какие типы инноваций необходимо развивать в любой организации? 4. Какой этап инновационного процесса Вы считаете наиболее непредсказуемым и почему? 5. Каким образом, по Вашему мнению, менеджер может влиять на распределение риска и доходности в течение жизненного цикла инновации? выполните практическое задание: Для любой из следующих организаций: Microsoft, 3M, McDonald’s, IBM, Sony, Procter&Gamble, BMW: 1. сформулируйте понятие «инновация»; 2. приведите примеры основных типов инноваций (инкрементальная, существенная, инновация-прорыв); 3. перечислите и обоснуйте наиболее подходящие источники инноваций.
Для подготовки эссе. выберите одну из предлагаемых тем: 1. Роль инновационного менеджера в современной организации. 2. Дилемма менеджера: инкрементальные или радикальные инновации? прочитайте: Базовый учебник: 1. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008.— С. 9-42.
Основная литература 2. Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006 с.21-31 3. Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. Пер. с англ., под общ.ред. М.Б.Шифрина. – Москва: Вершина, 2006 c.17-29. 4. The Secret of Innovation. James P. Andrew, Harold L. Sirkin. http://www.bcg.com/ 5. Payback: Reaping the Rewards of Innovation (Hardcover). James P. Andrew, Harold L. Sirkin, John Butman. – Harvard Business School Press; 1 edition (January 9, 2007). – 228 pages.
Дополнительная литература 6. The Boston Consulting Group. Innovation Institute – http://innovation.bcg.com/. Методические указания Для подготовки к лекции. Прочитайте: Базовый учебник: 1. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008.— С. 60-78.
Основная литература: 2. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 193–233. 3. Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – С. 42–59.
Дополнительная литература: 4. Закомурная Е. Стратегия ценой в $80 млрд. E-xecutive 27.07.07. http://www.prostobiz.com.ua/razvitie_biznesa/biznes_strategiya/strategiya_tsenoy_v_80_mlrd 5. Закомурная Е. Быть первым или вторым, или Кто завоевывает рынок? // E-xecutive, 13.06.2006. http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/351628/ 6. Котин М. Труженики перевода // Секрет фирмы № 8 (95) 28.02.2005. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001111 7. James P. Andrew, Harold L. Sirkin. Innovating for Cash // Harvard Business Review, September 2003.
Ответьте на вопросы: 1. В чем состоят особенности миссии инновационной организации? 2. Какие стратегические направления инноваций существуют? 3. В чем сущность основных стратегий управления инновациями (интегратор, организатор, лицензиар)? 4. Какие факторы влияют на выбор данных стратегий? 5. Кем выгоднее быть: пионером, завоевателем или адаптатором?
Мозговой штурм
Метод «мозгового штурма» («brainstorming») был разработан американским психологом Алексом Осборном и представляет собой неструктурированный процесс генерирования идей, спонтанно предлагаемых участниками. Подготовка к «мозговому штурму» начинается с формулирования проблемы. Затем подбираются участники (6-12 человек) желательно различных профессий, но среди них не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой теме. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Любые, даже самые абсурдные идеи фиксируются; не допускаются критические замечания или оценка высказанных идей; поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях. Основной принцип «мозгового штурма» состоит в том, чтобы разделить во времени генерирование идеи и ее критику. Для того чтобы групповой мозговой штурм был более эффективным, следует соблюдать ряд правил. До того как группа соберется вместе, выделите 15-20 минут для индивидуального «мозгового штурма» каждого из ее членов. В этом случае им не нужно будет беспокоиться, что они забудут свои оригинальные идеи. Подобная индивидуальная работа также поможет координатору четко сформулировать задачу, что, как было доказано, повышает эффективность «мозгового штурма». Потом соберите членов группы вместе и начните сессию. Не позволяйте людям по очереди зачитывать список их идей, придуманных заранее. (Так вы потеряете движущую энергию «мозгового штурма», а людям будет сложнее отталкиваться от идей коллег, чтобы предложить что-то новое.) Лучше следите за тем, чтобы в «мозговом штурме» принимали активное участие все без исключения члены группы, а для этого поддерживайте быстрый темп. В рамках одной сессии вы должны обсудить замыслы каждого участника и предложить какие-то новые комплексные идеи. Еще один способ избежать проблем традиционного «мозгового штурма» – использовать «немой» вариант «мозгового штурма» – «brainwriting», когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения. Шесть шляп
Автор этого метода – Эдвард де Боно. Его суть заключается в упорядочивании творческого процесса с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги. Mind mapping
Mind mapping – широко распространенный (в основном, в США) метод схематичного изображения последовательности действий, событий, предметов или объектов. На русский язык mind mapping можно перевести как «структурирование мыслей» или более дословно «рисование карты своих мыслей». Разработчиком данного метода является Тони Бьюзен. По его мнению, творчество связано с памятью человека, а значит, укрепление памяти способно улучшить и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. ТРИЗ
В основе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) лежит инженерная теория Генриха Альтшуллера. Он считал, что использование метода проб и ошибок при поиске новых решений задач – неэффективно. Альтшуллер установил 40 стандартных приемов, которые подходят для решения большинства задач. Чтобы применить тот или иной прием, необходимо: 1) Определить тип задачи: изобретательская или исследовательская. Изобретательская задача подразумевает, что есть цель, которую требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы (т.е. возникает вопрос «Как быть?»). Исследовательская задача – это когда происходит некоторое явление, и необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат (возникает вопрос «Почему?»). 2) Сформулировать противоречие: любая сложная задача содержит в себе системное противоречие, которое нужно преодолеть или обойти (пример). 3) Применить принципы и приемы решения задач.
Пример: Прием №26: если найденное решение слишком сложно, дорого и неудобно, его надо заменить на ослабленную копию. Перед бизнес-тренером Виталием Ильинским в свое время поставили задачу: совместить два логотипа одной компании, владеющей автобуфетами, Steff и Маркон. Просто изобразить их вместе было нельзя в силу высокой узнаваемости марки Steff и низкой известности Маркон. Тогда Ильинский предложил оставить Steff, но изобразить на палатке тень в виде буквы «М». Идея была отвергнута из-за негативных ассоциаций, которые вызывала тень у заказчиков. Тогда Ильинский предложил сделать букву цветной, используя специальные прожекторы для подсветки. Большое количество полезной информации по использованию ТРИЗ содержится на интернет-сайте: http://trizland.ru/links.php. Морфологический анализ
Этот метод изобрел в 30-х гг. XX в. швейцарский исследователь Фриц Цвикки. Морфологический анализ часто описывается как метод научно-технического прогнозирования, так как позволяет определить будущие научно-технические достижения. Однако большей частью его практические приложения касаются поиска возможных конструктивных построений. Считается, что лучше всего использовать морфологический анализ для тех проектов, где требуется придумать много свежих идей, не отходя слишком далеко от сложившихся правил. Сущность морфологического анализа состоит в том, что проводится структурный анализ объекта: § выбираются несколько его существенных характеристик; § для каждой из них ищутся альтернативные решения; § анализируются все возможные сочетания характеристик объекта: каждая комбинация представляет собой потенциальное решение.
Некоторые из комбинаций могут быть уже известны, некоторые могут быть отвергнуты как нежелательные, тогда как некоторые могут обнаружить новые возможности. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
Синектика
Этот подход был разработан американским исследователем Уильямом Гордоном, который считает, что новые идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни. Выделяются четыре вида аналогий: 1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п. 2. Символическая аналогия позволяет представить себе неожиданный образ объекта, предмета, раскрывающий его новые свойства. Для этого требуется в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. При решении задачи поиска оригинальных решений, связанных с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) – весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны. 3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля. 4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче.
Так, на съемках фильма «Прогулки с динозаврами» участники съемочной группы по утрам «входили в образ» одного из животных: передвигались, бегали, «принимали пищу» и т. п.
Метод фокальных объектов
Автор данного метода – Чарльз Вайтинг. Заключается он в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, возьмем два понятия: свеча и «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри. Другой пример иллюстрирует, как свойства помидора (круглый, сочный, вкусный) переносятся на подводную лодку: круглая лодка – подводный дом, сочная – со смазкой наружной поверхности для уменьшения трения, вкусная – в длительном плавании ее мебель и перегородки съедаются, поскольку сделаны из муки со специями.
Рекомбинация идей и знаний
Многие ученые и исследователи полагают, что инновация представляет собой не что иное как комбинацию уже существующих идей. Преподаватели Дэвид Су и Квангуи Лим утверждают, что при решении исследовательских задач обычно организации склонны использовать те знания, которые, во-первых, им доступны, а во-вторых, знакомы. Такой подход сильно ограничивает возможности фирм, работающих в тех областях, в которых конкурентоспособность немыслима без инноваций. Для эффективного преодоления «исследовательской ограниченности», знания должны быть связаны, что может происходить двумя способами: 1) знание берется из одной области и переносится в другую («knowledge bridging»); 2) идеи из различных областей комбинируются таким образом, чтобы можно было вводить новшества в еще одной области.
Пример первого типа «переноса» знания – рождение и развитие теории эволюционной экономики, заимствовавшей ключевые идеи эволюционной биологии. Примером второго может служить область стратегического управления, которая использует и компонует знания из множества несоизмеримых областей – таких, как экономика, социология, история, политология – для того, чтобы создать новое знание о корпоративной стратегии.
Catchball
Среди прочих методов генерирования новых идей в Японии используется метод Catchball, который нацелен на совершенствование идеи и ее оценку коллективом. Принцип его работы таков: начальная идея передается одному из членов рабочей группы, который старается ее дополнить и улучшить; затем улучшенная идея передается следующему сотруднику и т.д. Таким образом идея проходит целый цикл усовершенствований.
При таком обилии различных методов генерирования идей, менеджеру бывает непросто выбрать наиболее эффективный из них. Тем не менее он может попробовать испытать данные методы на практике. Хорошие результаты дает комбинирование различных методов генерирования идей.
Определение потенциала идеи
Это, несомненно, важный этап инновационного процесса. Идеи, ошибочно допущенные к следующему этапу, могут оказаться «денежной ловушкой» [2] для организации. Незамеченные руководством перспективные идеи, в свою очередь, являются упущенной возможностью. Потенциал идеи может оценить сам сотрудник, хотя более адекватную оценку идеи способен дать его линейный руководитель, который более информирован об организационных процессах. Хотя в современной учебной литературе содержится достаточно много показателей, оценивающих эффективность инновационной деятельности, ни одна оценочная система не может твердо гарантировать прибыль от уникальной идеи. Поэтому менеджеру целесообразно применять такую оценку поступающих идей, которая бы позволяла минимизировать временн ы е затраты на данный процесс и адекватно оценивать полезность идеи. Простой инструмент для быстрой оценки идей предлагает Дж. Баумгартнер (Jeffrey Baumgartner), основатель консалтинговой компании JPB Creative [3]. Суть его заключается в анализе потенциала идеи на основе основных оценочных критериев и их значимости (веса). Тем не менее следует понимать, что подобные инструменты не универсальны, и бережно подходить к отбору идей. Например, недостаточная информированность о корпоративной стратегии организации может привести к ошибочному присвоению степени важности тому или иному критерию и, в результате, неточной оценке идеи.
Система предложений
Системы предложений используются уже в течение многих десятилетий и являются наиболее распространенными системами управления идеями на практике. Именно они когда-то представляли собой «ящики для предложений», где сотрудники оставляли свои идеи, записанные на бумажных листах (хотя в то время это были в основном жалобы). Многие компании отказались от использования систем предложений как от пережитков прошлого. Однако есть и такие, где подобные программы возрождают. Например, в рамках программы предложений American Airlines под названием «IdeAAs» свои идеи могут представить бортпроводники, механики и еще 85 тыс. работников компании (кроме руководителей). Всего поступает 17 тыс. предложений в год, из них 8000 рассматриваются серьезно, а 25% этих идей претворяются в жизнь. В штаб-квартире авиакомпании в Далласе предложения обрабатывают 47 штатных сотрудников, которые следят за тем, чтобы самые лучшие идеи были внедрены. В прошлом году программа «IdeAAs» позволила авиакомпании сэкономить 36 млн. долл. Системы, которые появляются сегодня, компьютеризированы, профессионально управляются и имеют реальные стимулы. Преимущества системы: § простота; § большая доля предложений по минимизации издержек и усовершенствованию рабочих процессов; § существует опыт формирования подобных систем в других организациях.
Недостатки: § высокие требования к составу инновационного совета; § недостаточная степень участия работников; § направленность большинства идей на сокращение издержек, а не на стимулирование новых подходов к увеличению прибыли.
Политика открытых дверей
Суть этой системы в том, что рядовые сотрудники получают возможность представить свои идеи непосредственно руководителю организации (в обход служебной иерархии). Политика открытых дверей (ПОД) широко используется руководителями, которые хотят подчеркнуть, что высоко ценят новые идеи. Для организации подобной системы руководители могут объявлять особые дни, когда сотрудники имеют возможность лично встретиться с ними и представить свои идеи. Они также могут устанавливать иные способы передачи идей, например по электронной почте. Преимущества системы: § простота; § высокая скорость получения идей; § все сотрудники получают возможность донести свои идеи до руководства; § низкие затраты.
Недостатки: § высокая нагрузка на руководителя; § зависимость от личных качеств руководителя. Новые венчурные команды
Целью формирования новых венчурных команд (НВК) является достижение быстрых результатов от внедрения нетрадиционных, обладающих высоким потенциалом идей, касающихся продукции, услуг или стратегии организации. В задачи НВК входит анализ рыночного потенциала идеи и ее практической осуществимости с точки зрения затрат. Главное достоинство такой команды – скорость работы и мобильность – в связи с наделением НВК большими полномочиями. В состав НВК входят эксперты в области экономики и технологий, которые способны доработать идею и составить для нее бизнес-план. Уполномоченные лица рассматривают вопрос о финансировании идеи. Сотрудника, внесшего идею, могут приглашать для дальнейшей разработки идеи. Сумма финансирования расходуется на все, что необходимо автору идеи для ее исследования в течение четко обозначенного срока. При этом автор идеи освобождается от многих административных задач, которые выполняет вместо него НВК. По завершении этапа разработки представленные идеи оцениваются с точки зрения инвестиционных возможностей, и принимается решение о дальнейшем финансировании проекта: отказ от финансирования; частичное финансирование; полное финансирование; получение разрешения на заключение лицензионного соглашения с другой организацией. Этот вариант реализуется, когда предложенная идея не согласуется ни с одной стратегической целью организации. В 1994 г. компания Procter & Gamble созда
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.239.254 (0.017 с.) |