Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты.



Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты.

Цель преподавания дисциплины

«Инновационный менеджмент» - обучение методам и технологиям управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» предназначена для подготовки специалистов высшей квалификации в области принятия широкого спектра решений по организации разработки и внедрения нововведений на всех стадиях жизненного цикла инновации: от научных исследований до маркетинговой поддержки и сопровождения.

В ходе изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» углубляются теоретические и практические знания по таким дисциплинам, как «Основы менеджмента», «Теория организации», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом» и др.

Предмет изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» -процесс создания и использования инноваций.

Основные понятия дисциплины

Новация (новшество) - разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).

Инновация (нововведение) - результат творческой деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованный на практике (практическое освоение новшества).

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи.

Научное открытие - выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.

Инновационный процесс - совокупность работ от зарождения инновационного замысла до его практического воплощения и коммерческого использования новшеств.

Инновационная деятельность - комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.

Жизненный цикл инновации - совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания.

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований.

Инноватика – междисциплинарная область науки, изучающая процессы создания, внедрения и распространения новшеств.

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:

1.Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

2.Организация инновационного процесса для данной инновации, что предполагает проведение целого организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в предмет, готовый для продвижения на финансовом рынке и для продажи.

3.Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию развития, соответствующую возможностям фирмы и условиям внешней среды и предполагающую инновационные изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.

Четыре относительно самостоятельных этапа раз-вития инновационного менеджмента:

1)факторный подход;

2)функциональная концепция;

3)системный подход;

4)ситуационный подход.

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и

техники как одних из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Для этого этапа характерно появление глубоких исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки, прогнозирования, развития.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.

При этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управленческие воздействия на инновационный процесс, планирование, организацию и контроль инноваций, а также прогнозирование. Функциональная концепция базируется на рациональном раз-делении труда в управлении инновациями, специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение инновационных процессов как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов развития. Системный подход обеспечивает динамичный учет множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

Ситуационного подход синтезирует достижения каждой из перечисленных концепций для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуацией понимается совокупность значений факторов, влияющих на функционирование инновационных процессов или развитие определенного инновационного проекта в конкретный период времени. Ситуационный подход предполагает возможность анализа внешних и внутренних факторов успеха инновации, систематизации вероятных вариантов поведения и синтеза оптимальных для сложившейся ситуации управленческих решений.

Организация в широком плане означает совокупность процессов или действий, ведущих к образованию или совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Элементами любого трудового процесса являются работник, орудия труда, предмет труда и применяемая в процессе труда технология.

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями. Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента.

В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора, хранения, обработки и передачи информации).

Предметом труда является информационный продукт (прежде всего, командная информация).

Технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инновации.

Инновационный менеджмент состоит из этапов:

1)инновационный процесс;

2)определение цели управления инновацией;

3)выбор стратегии менеджмента инновации;

4)определение приемов управления инновацией;

5)разработка программы управления инновацией;

6)организация работ по выполнению программы;

7)контроль выполнения намеченной программы;

8)анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией;

9)корректировка приемов менеджмента инновации.

Требования к профессиональной компетенции менеджера инновационной организации

Инновационный менеджер должен уметь разрешать уникальные проблемы, возникающие при реализации новых инновационных программ (по внедрению новых видов продуктов; освоению новых сегментов рынка; повышению рентабельности деятельности фирмы и каждого подразделения в отдельности; оптимальному использованию материальных и научных ресурсов).

В деятельности менеджера упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным.

Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.

Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение пользоваться ими.

 

 

Классификация инноваций.

По сфере функционального применения выделяют технические, эко­номические, социальные, организационные, организационно-управлен­ческие, образовательные и прочие инновации.

Рассмотрим особенности различных видов инноваций.

Базисные инновации – принципиально новые решения, основанные на научных открытиях и крупных изобретениях; их накопление приводит к переходу на новый технологический уровень, формирует новую отрасль

Модифицирующие инновации – решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон → кассетный магнитофон).

Продуктовые нововведения -инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта).

Процессные нововведения -инновационные изменения в последо­вательности или структуре выполнения определенных действий или операций.

Псевдоинновации – решения, представляющие собой незначитель­ные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носика­ми); обеспечивающие достижение максимальной эффективности путем расширения рынка сбыта и сферы использования.

Реактивная инновация обеспечивает выживание предприятия, т. е. осуществляется в ответ на действия конкурента.

Стратегическая инновация - инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных пре­имуществ в будущем.

1.По причинам возникновения:

реактивные

стратегические

2.По предмету и сфере приложения:

продуктовые (новые продукты, услуги);

процессные (технологии, организация производства и управлен­ческие процессы).

3.По масштабам распространения:

мировые;

национальные;

отраслевые;

локальные (предприятие или его отдельное подразделение).

4.По сфере применения различают инновации:

в производство;

управление;

рынок;

потребление и пр. и.т.д

Жизненный цикл инновации – определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль и (или) другую ре­альную выгоду. Инновациями можно управлять.

Жизненный цикл инновации состоит из после­довательно сменяющих друг друга этапов: исследования и разработки; техническое освоение; стабильный выпуск; спад.

 

 

Жизненный цикл нового продукта состоит из 7 стадий:

1) разработка нового продукта;

2) выход на рынок;

3) развитие рынка;

4) стабилизация рынка;

5) уменьшение рынка;

6) подъем рынка;

падение рынка.

Основные этапы разработки инновации:

1) Систематизация поступающих идей.

2) Отбор выявленных идей и выработка идеи нового продукта.

3) Анализ экономической эффективности нового продукта, раз­работка программы маркетинга.

4) Создание нового продукта.

5) Тестирование на рынке.

6) Принятие решения о внедрении нового изделия в производ­ство на основе программы маркетинга по продукту.

64. Инновационный процесс и инновационная деятельность

Инновационный процесс – процесс преобразования научных зна­ний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение иннова­ции, т. е. получение результата, пригодного для практической реализации.

США

Органы государственного регулирования инновационной деятельности в США:

-Американский научный фонд (фундаментальные исследования);

-Американский научный совет (промышленность и университеты);

-НАСА (национальное космическое агентство);

-Национальное бюро стандартов; и др.

В настоящее время США имеют самые большие расходы на НИОКР среди ведущих развитых стран мира, что в долгосрочной перспективе дает лидерство в мировом НТП, в современных технологиях.

Государство стимулирует создание венчурных фирм (фирм «риско­ванного» капитала) и исследовательских центров.

На современном этапе НТП возросла роль НИР малого бизнеса.

Как и в других странах технологического ядра, в США действуют фирмы «спин-офф» («фирмы-отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государ­ственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций.), венчурные фирмы, инвестиционные фонды. Государ­ство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные не­коммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредо-

точены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.

Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюд­жетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Важную роль в инвестировании малых фирм играет Национальный научный фонд США, который не только кредитует инновационные фирмы, но и занимается выдачей им грантов – безвозмездных целевых субсидий.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процес­сов – формирование государственной инновационной инфраструктуры.

Государственные органы осуществляют мониторинг и прогнозиро­вание инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения.

Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оп­лате государственных услуг: связи, тепла, электроэнергии, оказываться моральная поддержка: вручение государственных наград, присвоение по­четных званий, посещение руководителями государства ведущих иннова­ционных организаций.

Среди мер косвенного регулирования можно отметить льготное на­логообложение прибыли (сокращение налогооблагаемой базы, уменьше­ние налоговых ставок, вычеты из налоговых ставок, вычеты из налоговых платежей).

В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, поэтому страна занимает 1 место в мире по уровню конкурентоспособности.

Япония

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Государственная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в экспортера. На смену вытеснения иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров. Долгосрочная цель Японии – превращение страны из «имитатора» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетные направления – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы. Государственное регулирование инновационных процессов также характеризуется индикативным планированием налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в про­движении новой наукоемкой продукции. Японское правительство принимает меры по развитию международ­ной интеграции и кооперирования. Особенностями развития японской экономики является дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной техники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств, сферы услуг. Ве­дущие отрасли народного хозяйства: информатика, производство инте­гральных схем и электронной техники. В результате активной инновационной деятельности Япония занима­ет первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования ресурсов, темпам экономического роста среди промышленно развитых стран, продолжительности жизни населения.

Германия. Англия. Франция

Эти страны - ведущие в составе Евросоюза и занимают соответст­венно 3, 4 и 5-е места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР.

Особенности стран Евросоюза: дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения; высокий технологический уровень производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям. А также государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; индикативное планирование инновационной деятельности. И как следствие, в этих странах высокое качество жизни населения.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. Основные направления инновационной политики Евросоюза:

-выработка единого антимонопольного законодательства;

-использование системы ускоренной амортизации оборудования;

-ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной тех­ники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств, сферы услуг;

-льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса; и др.

Основа инновационной политики Евросоюза - План развития меж­дународной инфраструктуры инноваций и передачи технологий. Главная цель этого документа – ускорение и упрощение процес­сов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распро­странению инноваций в Евросоюзе.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуще­ствляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.

Малые фирмы (предприятия)

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.

Следует отметить, что в настоящее время на долю малых инновационных фирм в промышленно развитых странах приходит­ся 10–20 % всех новшеств, хотя доля их в расходах на инновации составля­ет 4–5 %.

Основная задача государственной инновационной политики в отно­шении МИП заключается в создании благоприятного климата для развития инновационной деятельности. Государственная поддержка может осуще­ствляться по следующим направлениям:

-целевое бюджетное финансирование;

-привлечение средств частных компаний (создание венчурных ин­новационных фондов);

-создание сети технополисов, технопарков; и др.

На современном этапе развитие малого предпринимательства объяс­няется следующими факторами:

1)внедрением во все сферы экономики различных видов микроэлек­тронной техники, не требующей больших производственных площадей и стартовых инвестиций, но позволяющей резко упростить и удешевить коммуникационные связи, процесс принятия эффективного управленче­ского решения (технологический аспект);

2)принятием государствами законодательных актов по налоговым и другим льготами малому предпринимательству (правовой аспект);

3)государственной и внебюджетной поддержкой финансирования рискового венчурного бизнеса (финансовый аспект);

4)гибкостью и адаптивностью малых фирм в связи с небольшой численностью их сотрудников (чем меньше система, тем проще управле­ние) к требованиям рынка и достижения НТП (управленческий аспект);

5)повышением интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремлением к свободе в творческой деятельности (психологический аспект);

Наряду с факторами развития малых фирм действуют также факто­ры, сдерживающие рост их количества. К ним относятся:

1) большой риск инвестирования в связи с малой (иногда единич­ной) номенклатурой выпускаемых товаров или выполняемых услуг.

2)значительные трудности в налаживании производства из-за от­сутствия необходимого производственного потенциала;

3)слабая инфраструктура фирмы и ее защищенность.

Поэтому в настоящее время продолжается процесс укрупнения

фирм, создания сверхкрупных объединений, которым не присущи выше­перечисленные факторы.

Фирмы «спин-офф» - отделившиеся от вузов, гос. исследовательских центров и лабораторий крупных ком­паний малые инновационные организации, созданные с целью коммерче­ского внедрения побочных научно-технических достижений, полученных в ходе внедрения нетрадиционных проектов; обычно они субсидируются го­сударством через различные некоммерческие центры и университеты.

Венчурные фирмы (риско-фирмы) - предприятия, осуществляющие реализацию высоко рисковых инновационных проектов.

Венчурные фирмы занимаются опытно-конструкторскими разработ­ками или другими наукоемкими работами, благодаря которым осуществ­ляются рискованные проекты.

Современные венчурные предприятия

представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются очень высокой целевой активностью, высокой компетентностью и профессионализмом.

В последние годы многие крупные фирмы и организации с развитой рыночной экономикой были вынуждены искать пути и возможности по­ощрении нового поколения изобретателей и новаторов – высокоэффектив­ных внутрифирменных предпринимателей, которые изыскивают возмож­ности для развития инициативы, разработки новой продукции и.т.д.

Такое внутреннее предпринимательство в рамках крупных корпора­ций получило название интрапренерство - внутреннее предпринимательство в рамках круп­ных корпораций.

Типы прогнозов.

Для прогнозирования инновационной деятельности организация ис­пользует различные типы прогнозов, каждый из которых имеет свои отли­чительные признаки. К числу наиболее важных признаков относятся:

1) время упреждения или временной горизонт прогноза;

2) масштаб прогнозирования;

3) характер объекта;

4) функции прогноза;

5) возможность воздействия организации на свое будущее и т. д.

По времени упреждения прогнозы бывают:

 

- оперативные (до 1 месяца);

- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 до 15–20 лет).

По функциональному признаку прогнозы делятся:

- поисковые;

- нормативные;

- основанные на творческом видении.

По возможности воздействия на будущее:

- пассивные;

- активные.

По способу представления результатов:

- точечные;

- интервальные.

По масштабу прогнозирования:

- прогноз развития организации как системы в целом (общий прогноз);

- прогнозы развития отдельных производств, продукции, технологии или сторон деятельности (частные прогнозы).

Система прогнозов.

Под системой прогнозирования можно понимать единство методо­логии, организации разработки прогнозов, обеспечивающих их согласо­ванность, преемственность и непрерывность.

Таким образом, система прогнозов объединяет в одно целое перспек­тивное развитие всех сторон деятельности организации (экономики, про­изводства, продукции, технологии, социальной сферы) и ее внешней среды.

Разработанные и увязанные между собой отдельные прогнозы развития организации и внешней среды составляют систему прогнозов организации.

В современных условиях для успешного решения экономических, социальных и научно-технических проблем все большее значение для ор­ганизации приобретает система взаимосвязанных прогнозов. При этом их разработка осуществляется в соответствии с порядком составления планов экономического и социального развития предприятия.

Методы прогнозирования.

Методы прогнозирования - способы определения будущего состоя­ния изучаемой системы.

Методы прогнозирования делятся:

1) на экстраполяции (в частности, прогноз временных рядов);

2) экспертных оценок (оценка ситуации профессионально подготов­ленными специалистами с дальнейшей обработкой полученных результатов);

3) моделирования (математическая имитация ситуации в целях ее исследования).

Методы экстраполяции основаны на анализе изменения параметров исследуемых объектов или процессов и выводе закономерностей, характеризующих эти изменения. Экстраполяция позволяет прогнозировать ситуации, отличающиеся ярко выраженной тенденцией при наличии объема данных за продолжительный период времени (численность населения,

темпы роста ВВП, характеристики некоторых машин и оборудования -мощность двигателя, уровень шума и т. д.).

Экспертные методы применяются в случае большой сложности объекта прогнозирования, его новизны, недостаточной информации и невозможности полной математической формализации процесса.

Суть экспертных методов заключается в определении тенденций развития на основе оценок квалифицированных специалистов. Выделяют индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

Методы моделирования - построение адекватных моделей развития процесса. Различают логические, информационные и математические модели прогнозирования.

 

Содержание и формы стратегического управления инновациями.

По своей содержательной направленности стратегическое управле­ние инновациями носит прагматический характер. (Прагматизм (греч.) – направление в современной буржуазной философии, отрицающее объективную истину и противопоставляющее ей, пользу, выгоду.)

Единой модели инновационной стратегии для всех инновационных предприятий не существует.

Каждое инновационное предприятие, действующее в рыночной экономике, уникально по своим характеристи­кам. Следовательно, и содержание стратегического управления инноваци­онными проектами уникально, а его формы и методы не могут тиражиро­ваться для многих инновационных предприятий. Выбор стратегии зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции инновационного предприятия, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала предприятия, производимо го продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время существует ряд осново­полагающих подходов, которые могут рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки инновационных стратегий и осуществ­ления стратегического управления инновациями.

Стратегические мероприятия инновационного предприятия незави­симо от его типа и размера осуществляются по определенному сценарию, отработанному в практике рыночного хозяйствования в течение десятиле­тий в развитых промышленных странах. Он представляет собой логиче­скую последовательность шагов (актов), предпринимаемых инновацион­ным предприятием для достижения поставленных им стратегических це­лей. Содержание и масштабы инновационных мероприятий на разных ин­новационных предприятиях могут быть разновеликими, но внутренняя логика шагов остается для всех постоянной.

Методическая предпосылка разработки стратегического сценария предприятия - понимание его сущности как открытой системы, тесно взаимодействующей с внешней средой.

Взаимодействие с окружающей средой, необходимость учета факто­ров внешнего влияния на жизнедеятельность инновационного предприятия определяют содержание шагов (стадий) разрабатываемого сценария его стратегического поведения.

Процесс стратегического управления состоит из взаимосвязанных фаз (этапов): стратегического планирования (анализ ситуации, разработка стратегий); реализации стратегий; стратегического контроля. Интеграция вышесказанных фаз образует систему стратегического менеджмента на инновационном предприятии, обеспечивающую охват управляющим воз­действием всех звеньев и элементов, занятых решением стратегически х задач. Для того чтобы их увязать воедино, необходимо наличие соответст­вующей организационной формы.

Для решения стратегических задач возникает необходимость в ради­кальном реформировании подходов к структурам управления, повышении уровня их вариантности.

В наибольшей степени условиям реализации стратеги­ческих инновационных задач на инновационном предприятии соответству­ет матричная организационная структура.

Организации с матричной структурой управления создаются в том случае, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококаче­ственного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий, а сама работа сложна. Важная составная часть матричной структуры - различного рода полуавтономные группы или коллективы.

Возникает необходимость комплексного охвата также элементов внешней среды предприятия (сегментов рынка).

Выделяемые в этом случае организационные образования представ­ляют собой условные управленческие единицы предприятия, основная за­дача которых - достижение поставленных перед ними стратегических це­лей (внедрение на новый рынок, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.). Стратегической хозяйственной (производственной) единицей (СХЕ) может быть либо группа продукции (продуктовая линия), либо продуктово-рыночная комбинация (сегмент), либо самостоятельное рыночно-ориентированное подразделение инновационного предприятия.

 

Проектные команды

Стратегии объединения проектных команд:
1. Создать организационную структуру проекта с четко определенными в ней ролями.

2. Пресекать в команде попытки сваливания вины и публичных ссор.

3. Чтобы сфокусировать команду, необходимо задать в команде "объединяющий лозунг".

4. Ответственность за результаты своей работы в команде должен нести каждый.

5. Необходимо праздновать победы команды.

Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты.

Цель преподавания дисциплины

«Инновационный менеджмент» - обучение методам и технологиям управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» предназначена для подготовки специалистов высшей квалификации в области принятия широкого спектра решений по организации разработки и внедрения нововведений на всех стадиях жизненного цикла инновации: от научных исследований до маркетинговой поддержки и сопровождения.

В ходе изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» углубляются теоретические и практические знания по таким дисциплинам, как «Основы менеджмента», «Теория организации», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом» и др.

Предмет изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» -процесс создания и использования инноваций.

Основные понятия дисциплины

Новация (новшество) - разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).

Инновация (нововведение) - результат творческой деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованный на практике (практическое освоение новшества).

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи.

Научное открытие - выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.

Инновационный процесс - совокупность работ от зарождения инновационного замысла до его практического воплощения и коммерческого использования новшеств.

Инновационная деятельность - комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.

Жизненный цикл инновации - совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания.

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований.

Инноватика – междисциплинарная область науки, изучающая процессы создания, внедрения и распространения новшеств.

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:

1.Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

2.Организация инновационного процесса для данной инновации, что предполагает проведение целого организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в предмет, готовый для продвижения на финансовом рынке и для продажи.

3.Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию развития, соответствующую возможностям фирмы и условиям внешней среды и предполагающую инновационные изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.

Четыре относительно самостоятельных этапа раз-вития инновационного менеджмента:

1)факторный подход;

2)функциональная концепция;

3)системный подход;

4)ситуационный подход.

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и

техники как одних из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Для этого этапа характерно появление глубоких исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки, прогнозирования, развития.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.

При этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управленческие воздействия на инновационный процесс, планирование, организацию и контроль инноваций, а также прогнозирование. Функциональная концепция базируется на рациональном раз-делении труда в управлении инновациями, специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение инновационных процессов как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов развития. Системный подход обеспечивает динамичный учет множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

Ситуационного подход синтезирует достижения каждой из перечисленных концепций для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуацией понимается совокупность значений факторов, влияющих на функционирование инновационных процессов или развитие определенного инновационного проекта в конкретный период времени. Ситуационный подход предполагает возможность анализа внешних и внутренних факторов успеха инно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.125 с.)