Цели и задачи государственной инновационной политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи государственной инновационной политики.



Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические, другие ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная политика государства – совокупность форм, ме­тодов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий и расширение на этой осно­ве рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика – часть социально-экономической полити­ки, определяющей цели и приоритеты инновационной стратегии и меха­низм ее реализации органами государственной власти.

Целями, как правило, является увеличение вклада науки и техники в развитие эко­номики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере мате­риального производства; повышение конкурентоспособности националь­ного продукта на мировом рынке; сохранение и развитие сложившихся на­учны х школ.

Приоритетные направления политики:

- аккумулирование инвестиционных ресурсов для финансирования приоритетных направлений научно-технической и инновационной дея­тельности за счет государственных и частных структур;

- формирование и совершенствование законодательного обеспече­ния инновационных процессов, в том числе осуществление правовой за­щиты интеллектуальной собственности;

- развитие экономического стимулирования инновационной дея­тельности на предприятиях различных форм собственности через систему налоговых льгот и регуляторов;

- формирование инновационной инфраструктуры, включая инфор­мационное обеспечение научно-технических и инновационных процессов;

- создание благоприятного климата для поддержки малых иннова­ционных предприятий;

- развитие международной кооперации в инновационной сфере;

- повышение общественного статуса инновационной деятельности.

Государственная научно - техническая политика Российской Федерации.

Государственная научно-техническая политика Российской Федера­ции - составная часть социально-экономической политики.

Государственная научно-техническая политика РФ:

- выражает отношение государства к научной и научно-техничес­кой деятельности;

- определяет цели, направления, формы деятельности органов го­сударственной власти РФ в области науки, техники и реализации достиже­ний науки и техники.

Цель государственной политики в области развития науки и техно­логий - переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации:

- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

- космические и авиационные технологии;

- новые материалы и химические технологии;

- новые транспортные технологии; и др.

Важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:

1)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2)совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

3)формирование национальной инновационной системы;

4)повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности.

Законодательное регулирование инновационной деятельности.

Правовое регулирование инновационных процессов - исключитель­ная прерогатива государства.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» определяет основные функции государст­венных структур управления в научно-технической сфере.

ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной иннова­ционной политике» определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, включая сти­мулирование субъектов инновационной деятельности путем предоставле­ния льгот и пр.

ФЗ «О статусе наукограда» регла­ментирует вопросы, связанные с порядком присвоения статуса наукограда, осуществлением государственного стимулирования научно-технической деятельности в наукоградах.

Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России.

1)государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;

2)проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;

3)государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

4)создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных льгот инноваторам;

5)включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

6)осуществление государственного учета и контроля используе­мых средств внебюджетных фондов и др.

Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности.

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей науч­но-инновационного развития промышленно развитых стран:

1.Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция).

2.Страны, стимулирующие нововведения путем развития иннова­ционной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различ­ных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

3. Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).

США

Органы государственного регулирования инновационной деятельности в США:

-Американский научный фонд (фундаментальные исследования);

-Американский научный совет (промышленность и университеты);

-НАСА (национальное космическое агентство);

-Национальное бюро стандартов; и др.

В настоящее время США имеют самые большие расходы на НИОКР среди ведущих развитых стран мира, что в долгосрочной перспективе дает лидерство в мировом НТП, в современных технологиях.

Государство стимулирует создание венчурных фирм (фирм «риско­ванного» капитала) и исследовательских центров.

На современном этапе НТП возросла роль НИР малого бизнеса.

Как и в других странах технологического ядра, в США действуют фирмы «спин-офф» («фирмы-отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государ­ственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций.), венчурные фирмы, инвестиционные фонды. Государ­ство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные не­коммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредо-

точены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.

Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюд­жетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Важную роль в инвестировании малых фирм играет Национальный научный фонд США, который не только кредитует инновационные фирмы, но и занимается выдачей им грантов – безвозмездных целевых субсидий.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процес­сов – формирование государственной инновационной инфраструктуры.

Государственные органы осуществляют мониторинг и прогнозиро­вание инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения.

Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оп­лате государственных услуг: связи, тепла, электроэнергии, оказываться моральная поддержка: вручение государственных наград, присвоение по­четных званий, посещение руководителями государства ведущих иннова­ционных организаций.

Среди мер косвенного регулирования можно отметить льготное на­логообложение прибыли (сокращение налогооблагаемой базы, уменьше­ние налоговых ставок, вычеты из налоговых ставок, вычеты из налоговых платежей).

В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, поэтому страна занимает 1 место в мире по уровню конкурентоспособности.

Япония

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Государственная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в экспортера. На смену вытеснения иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров. Долгосрочная цель Японии – превращение страны из «имитатора» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетные направления – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы. Государственное регулирование инновационных процессов также характеризуется индикативным планированием налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в про­движении новой наукоемкой продукции. Японское правительство принимает меры по развитию международ­ной интеграции и кооперирования. Особенностями развития японской экономики является дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной техники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств, сферы услуг. Ве­дущие отрасли народного хозяйства: информатика, производство инте­гральных схем и электронной техники. В результате активной инновационной деятельности Япония занима­ет первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования ресурсов, темпам экономического роста среди промышленно развитых стран, продолжительности жизни населения.

Германия. Англия. Франция

Эти страны - ведущие в составе Евросоюза и занимают соответст­венно 3, 4 и 5-е места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР.

Особенности стран Евросоюза: дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения; высокий технологический уровень производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям. А также государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; индикативное планирование инновационной деятельности. И как следствие, в этих странах высокое качество жизни населения.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. Основные направления инновационной политики Евросоюза:

-выработка единого антимонопольного законодательства;

-использование системы ускоренной амортизации оборудования;

-ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной тех­ники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств, сферы услуг;

-льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса; и др.

Основа инновационной политики Евросоюза - План развития меж­дународной инфраструктуры инноваций и передачи технологий. Главная цель этого документа – ускорение и упрощение процес­сов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распро­странению инноваций в Евросоюзе.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуще­ствляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.021 с.)