Вопрос 1. Инновационная экономика и менеджмент. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Инновационная экономика и менеджмент.



Развитие и его формы

 

В центре всех происходящих в мире изменений лежит понятие «развитие», под которым обычно понимают:

§ увеличение сложности какой-либо системы;

§ улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);

§ увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);

§ количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;

§ социальный прогресс.

 

Развитие любой социально-экономической системы представляет собой ее существенное, необходимое движение, ее изменение во времени. Выделяют следующие формы развития:

§ эволюционное (постепенное) и революционное (скачкообразное);

§ экзогенное (за счет внешних источников) и эндогенное (на основе внутренних ресурсов);

§ экстенсивное (в количественном отношении) и интенсивное (качественное развитие).

 

Одним из показателей успешного экономического развития являются высокие темпы экономического роста. На практике под экономическим ростом понимается долговременное увеличение объема реального ВВП на душу населения.

Согласно теории роста, основанного на инновациях, вопрос о стимулировании экономического роста напрямую связан с увеличением интенсивности инновационной деятельности на уровне предприятий, которая в свою очередь определяется ожидаемой прибылью от вложений в исследования и разработки.

 

Инновационная экономика

 

Важнейшая роль инноваций как основы экономического роста стран, а также стремление развитых государств конкурировать за счет высоких технологий являются характерными чертами современного (постиндустриального) этапа развития экономики.

Инновационная экономика (или «экономика знаний») – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.

Экономика России в настоящее время обладает четко выраженной ресурсно-сырьевой направленностью. Основную долю российского экспорта за 2007 г. составили: минеральные продукты, топливно-энергетические товары и металлы.

Ученые из российских академических институтов занимаются исследованием возможностей выхода России на траекторию устойчивого развития и перехода к инновационной экономике. Они полагают, что инновации в России в настоящее время в первую очередь должны обеспечивать производство качественных и доступных населению продуктов питания и лекарств, строительство жилья и дорог, коммуникаций, ресурсосберегающие технологии. Многие из инноваций нужны не для гармонизации экономики, а для выживания страны.

Другим важным аспектом формирования российской инновационной экономики является решение проблем вузовской науки. Как известно, высшие учебные заведения России обладают значительным инновационным потенциалом. Поэтому усилия ученых и государственных работников направлены на то, чтобы, во-первых, возродить вузовскую науку как важную часть инновационного потенциала страны, а во-вторых, обеспечить подготовку качественных специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики.

Начиная с 1990-х гг., инновационная деятельность в России тесно связана с системой высшего образования и осуществляется по двум основным направлениям:

§ реализация инновационных программ;

§ развитие различных научно-технических и инновационных организационных структур (технопарки на базе ведущих вузов страны, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, центры сертификации и коммерциализации, малые инновационные предприятия).

 

Не менее важным шагом к созданию инновационной экономики (помимо развития науки) являются инновации российских предприятий, которых на сегодняшний день очень мало.

 

Управление развитием организаций

 

Развитие организации следует определить как переход из одного состояния в другое, которое считается более эффективным для ее деятельности.

Эффективная реализация такого перехода требует внесения ряда изменений в организационные процессы, что влечет за собой проблемы, связанные с совместимостью старых и новых процедур и структур.

Руководителям предъявляют противоречивые требования:

§ будьте глобальными и в то же время локальными;

§ сотрудничайте и вместе с тем соревнуйтесь;

§ непрерывно изменяйтесь, но сохраняйте порядок;

§ обеспечивайте хорошие бизнес-результаты и при этом не забывайте учить и воспитывать сотрудников.

 

Чтобы быть эффективным, менеджер должен постоянно учитывать противоречивые факторы и добиваться единства противоположностей. А для этого ему нужно уделять самое пристальное внимание не только стоящим перед ним задачам, но и собственному способу мышления».

 

Вопрос 2. Современные тенденции и формы инновационного менеджмента.

Проблемам управления инновациями стали уделять особое внимание в середине XX в. Этот период характерен бурным развитием новых технологий и эпохальных инноваций, таких как изобретение компьютера, освоение космоса и др.

В связи с повышением общемирового уровня конкуренции среди предприятий, традиционный менеджмент столкнулся с новыми проблемами:

1. Необходимостью целенаправленного управления процессами создания инноваций.

2. Необходимостью реализации творческого потенциала членов организации.

 

Инновационный менеджмент – это система принципов, методов и форм управления инновационной деятельностью в организации.

Статистические опросы консалтинговых компаний показывают: несмотря на то, что большинство менеджеров понимают важность потенциала инноваций для обеспечения будущего роста их организаций, реальное улучшение работы в сфере управления инновациями сильно отстает.

Как справедливо замечает Роберт Такер, в то время как в мире произошли коренные изменения, инновационная практика за последние 20 лет почти не изменилась и по-прежнему остается произвольной, несистематичной, фрагментарной и рассчитанной на авось.

В большинстве современных организаций все еще существуют такие формы управления инновациями как специализированные отделы, обладающие монополией на создание идей. Право и реальная обязанность воспринимать и отстаивать новые идеи при этом находится в руках у немногих избранных.

Другие компании регулярно используют преимущества внутрифирменных рисковых подразделений для разработки самых передовых технических товаров.

Важная проблема заключается в том, что в большинстве организаций нет ответственных за инновации.

И все же число компаний, старающихся превратить инновации в системный, встроенный организационный процесс неуклонно растет. Компании, идущие в авангарде инноваций, – Citigroup, 3M, EDS, Medtronic, Colgate-Palmolive, Borg-Warner, Royal Dutch/Shell.

На Западе в настоящее время отчетливо наблюдается тенденция предложения консалтинговыми фирмами, а также учеными из академической среды «тотальных моделей управления инновациями». Среди консалтинговых компаний, специализирующихся в области управления инновациями: Boston Consulting Group, Bottom Line Innovation Associates, The Innovation Resource Consulting Group, Monitor Group, Innovation Point и другие.

На рынке услуг в области управления инновациями действуют также компании-производители программных продуктов для инновационного менеджмента, например: Imaginatik, Mind Technologies, Jenni Idea Management, IDeWeb и другие. Все эти компании занимаются собственными научными исследованиями, а также тесно сотрудничают с ведущими бизнес-школами (Harvard Business School, Wharton Business School, London Business School, MIT SloanManagement School и др.), работая над совместными проектами.

 

Вопрос 3. Задачи инновационного менеджмента.

 

К задачам инновационного менеджмента относятся:

Планирование инновационной деятельности организации.

Планирование инновационной деятельности начинается с формулирования миссии, которая выражается в ориентации деятельности организации на инновации.

Следующий шаг – это определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них.

Затем руководство организации выбирает оптимальную для каждого направления инновационную стратегию развития.

На основе инновационной стратегии формируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, которые реализуются на основе конкретных действий менеджеров и сотрудников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.007 с.)