Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ стратегий перехода экономики России на инновационную модель развития. Кдр 2020

Поиск

Основную концепцию развития на данный момент в России модулирует такой документ как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР 2020)»[27]. Сама концепция была принята как план экономического развития в 2008 году, она также касается проблемы сектора инноваций, меры и механизмы экономического развития, изложенные в КДР, ориентированы на инновационный путь развития.

Концепция 2020 предполагает переход государства на инновационно-ориентированный тип развития, основанный на формировании нового, современного механизма социального развития, создания дополнительных правовых, социальных и финансовых институтов, соответствующих современной здоровой институциональной среде правового государства и гражданского общества.

КДР 2020 осуществляет долгосрочный прогноз развития, на основе данного прогноза были сформированы соответствующие стратегические цели инновационного преобразования экономики России, которые должны быть теоретически достигнуты к 2020 году. Ниже предлагается основной перечень главных стратегических целей, по достижению которых будет определяться успешность модернизационной политики России:

· Увеличение доли инновационно активных предприятий до среднего показателя по Европе 40-50% (в 2009 году – 10,4, в 2014 – 9,9).

· Рост доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции до 5-10% (сейчас 0,3-0,5%).

· Рост валовой добавленной стоимости инновационного сектора в структуре ВВП должна вырасти до 17-18% (в 2009 году – 11,8%)

· Рост затрат на исследования и разработки в размере 2,5-3% от суммы ВВП к 2020 году.

· Рост количества патентов приходящихся на Россию и регистрируемых в патентных ведомствах США, ЕС, Японии превысит к 2020 году 2,5-3 тысячи.

 

В КДР декларируются следующие необходимые меры, которые будут приняты государством для формирования и становления эффективной инновационной рыночной системы:

· Повышение функциональности и общей эффективности отраслей, связанных с наукоёмким производством, генерацией новых научных знаний и технологических новшеств.

· Повышение общей восприимчивости к инновациям бизнеса и экономики в целом.

· Внедрение инноваций во все сферы экономики путём стимулирования спроса на них со стороны всех отраслей на макро и микро уровне.

· Повышение качества взаимодействия различных сегментов производства, науки, бизнеса, государства и общества, выведение сотрудничества на новый уровень, его стимулирование.

· Поддержка инновационной деятельности компаний и особенно начинающих инновационных предприятий.

· Формирование системы переподготовки и переквалификации специалистов, а также обновление производственных и трудовых фондов в виду их тотального старения.

· Стимулирование инновационных проектов в среде частного бизнеса.

В Концепции предполагаются три потенциальные стратегии дальнейшей политики в отношении инновационного развития, и не все они учитывают инновационную модернизацию в полной мере:

Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития

Такой вариант не предполагает обширных инвестирований из государственного бюджета на модернизационную политику и применение значительных усилий по реструктуризации экономики. Вся политика строится на поддержании стабильной макроэкономической конъюнктуры и невысоких расходов на развитие наукоёмких, промышленных отраслей, человеческого капитала и их системном взаимодействии. Такой вариант определённо не подходит для нынешних российских реалий и приведёт к дальнейшему угнетению инновационной отрасли в стране, усилению зависимости от иностранных технологий и внешних макроэкономических колебаний и вместе с тем усугублению последствий «ресурсного проклятия». Таким образом весь научно-технический потенциал страны останется сконцентрированным в ВПК.

Вариант догоняющего развития и локальной конкурентоспособности

Суть этой модели развития заключается в перевооружении всей экономики на основе импортных технологий. Кроме того важным аспектом является локальное (точечное) стимулирующее воздействие тех отечественных разработок и наукоёмких отраслей, которые вполне способны поддержать конкуренцию на мировом уровне и имеют коммерческое воплощение. Таким образом вся фундаментальная и прикладная наука будет концентрироваться в первую очередь вокруг направлений, присущих этим отраслям.

Данная модель развития неплохо себя зарекомендовала в странах Юго-Восточной Азии: Япония, Южная Корея, Сингапур и Китай. Основа модели – максимальное использования доступного мирового научно-технического потенциала, его внедрение на отечественные предприятия и в отраслевые структуры.

Догоняющая стратегия имеет ряд преимуществ:

· Использование уже готовых и отработанных технологий, возможность восприятия соответствующего опыта без высоких инвестиционных рисков.

· Краткие сроки реализации инвестиционных проектов.

· Децентрализация принятия решений о выборе импортируемой технологи, то есть помимо государства бизнес сам принимает решение о необходимости перенятия той или иной инновации.

Но как и любая стратегия не лишена недостатков:

· Неизбежная жёсткая конкуренция с владельцами таких же технологий или даже более совершенных и производящих аналогичные продукты.

· Современные технологии очень сложны, потому порой недостаточно просто выкупить инновацию, для её полноценной оптимизации необходим весь комплекс опыта и знаний по использованию и управлению технологией. Этого можно добиться путём привлечения совместно с технологией прямых иностранных инвестиций. В реалиях России в таком случае понадобиться серьёзно улучшить внутренний инвестиционный климат.

· Высокая степень зависимости от импорта иностранных технологий и техники замедляет и тормозит прогресс развития отечественной научно-технической промышленности, в дальнейшем это грозит увеличением разрыва между отечественной наукой и промышленостью.

Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях

Данный вариант в наибольшей степени соответствует долгосрочным целям и задачам, поставленным в Концепции долгосрочного развития. Здесь предполагается полноценное формирование целостной национальной инновационной системы, модернизация сектора фундаментальной, прикладной науки и НИОКР. Государство концентрирует свои усилия на значительном повышении эффективности научно-технического и промышленного сектора, выделяя в особенности прорывные инновационные направления, способные расширить возможность применения отечественных разработок, увеличить своё присутствие на мировом рынке инноваций и укрепить позиции.

Подобными прорывными направлениями для России могут послужить производство авиакосмической техники, нанотехнологии, атомная и водородная энергетика, радиоэлектронная промышленность и др. Данный вариант экономического модернизирования и развития потребует удовлетворения увеличенного спроса на высококвалифицированные научные и инженерные кадры, а следовательно необходима модернизация и расширение системы их подготовки.

С точки зрения долгосрочного прогноза, а также экономических и политических позиций данный вариант более привлекателен, так как позволяет реализовать большинство поставленных государством целей на пути своего развития и модернизировать экономику, войдя в один ряд с развитыми странами. Однако, данная модель экономического развития вместе с тем требует значительных денежных затрат, иностранных инвестиций, а также всестороннего контроля над происходящими процессами, чего добиться в российских реалиях довольно непросто, кроме того имеются определённые риски использования модели:

· Неопределённости и риски связанные с инновациями, основанными на принципиально новых технологических решениях

· Возможность информационной утечки в процессе развития прорывных инновационных направлений, в результате имеется вероятность утратить в будущем значительное конкурентное преимущество, и таким образом затраты, потраченные на реализацию прорывного направления не смогут себя оправдать в полной мере или вовсе.

Однако КДР 2020 является не единственным документом долгосрочного прогноза развития, отвечающего потребностям в механизмах перехода к инновационной экономике. Важным нормативным документом развития и модернизации российской инновационной отраслевой системы является «Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года»[28]. Разработана программа была в 2007 году Министерством образования и науки. Программа призвана конкретизировать и соединить ряд разнообразных мер и решений, распределённых среди множества других программ и стратегий, охватывающих сразу несколько направлений и отраслей, а потому неспособных определить необходимый перечень мер и действий в случае углублённого рассмотрения проблемы инновационной модернизации.

11ноября 2008 года был утверждён ещё один документ: «Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года)»[29]. Данный документ освещает непосредственно инновационную сферу российской экономики, а потому использует больший перечень инструментов для совершения прогнозирования и конкретизирует модели и методологии инновационного перехода. На основании прогноза можно заключить, что перед России стоит многоплановая задача одновременного развития по нескольким направлениям, их комплексного совмещения и сопряжения для получения синергетического эффекта и дополнительного стимулирования эффективного использования ресурсного потенциала развития.

Однако позже Министерством экономического развития Российской Федерации в 2013 году был утверждён ещё один нормативно-правовой акт: «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»[30]. Исходными для разработки концепции данного прогноза послужили положения КДР 2020 и в малой степени иные документы. В данном прогнозе подводятся комплексные итоги социально-экономического развития 2001-2012 гг., что в полной мере не учитывается в КДР 2020, кроме того результаты прогноза 2030 были подкорректированы в соответствии с «ипотечным кризисом» 2008 года, который начался в России вместе с утверждением концепции 2020. Прогноз 2030 в целом основывается на итогах и исходных результатах 2012-2013 гг., а также плановых показателях 2014-2015 гг..

Ещё одним известным немаловажным документом является «Стратегия 2020». Это общепринятое краткое название обновлённого варианта КДР 2020. Необходимость модернизации старой концепции возникла по двум причинам: во-первых совпадение времени утверждения КДР 2020 с наступлением «Ипотечного кризиса» в России, а следовательно игнорирование новых макроэкономических реалий, а во-вторых, решения и инструменты, предлагаемые в старой концепции, для достижения расчётных прогнозных значений имеют преимущественно декларативный характер и не способны сформировать наиболее приближенную к реальности модель, в которой прогнозируемые показатели потенциально достижимы.

Анализируя представленные нормативные акты, можно заключить, что одной из главных в перечне задач в каждом документе является инновационная модернизация экономической системы, а некоторые полностью этому посвящены. Основной совокупностью целей и задач, формируемых документами, являются повышение национальной конкурентоспособности в сфере инноваций, развитие инновационной инфраструктуры, стимулирование процессов внедрения инноваций и создание благоприятной основы для этого, стимулирование процедуры сопряжения других отраслей с инновационной, сотрудничество в сфере высоких технологий с иностранными партнёрами.

 

Заключение

Основными вызовами для России в настоящее время являются проблема перехода экономики на инновационный путь развития и преодоление последствий отрицательного влияния «ресурсного проклятия». Обе проблемы являются взаимосвязанными, и решаться должны комплексно. Это связано с тем, что сам факт отставания научно-технологической отрасли и медленного формирования технологического уклада во многом обусловлен сильной зависимостью экономики России от имеющихся нефтегазовых ресурсов, в результате чего национальная экономика крайне подвержена циклическим колебаниям мировой конъюнктуры.

На данный момент добывающий сектор является определяющим в структуре экономики России. Большая часть национального экспорта формируется преимущественно за счёт продаж нефти и газа на мировой рынок. Невозможность использовать иные источники дохода и разрушительное воздействие волатильности нефтяных цен на неразвитые перерабатывающую, промышленною и наукоёмкую отрасли лишь закрепляют этот эффект, превращая Россию в сырьевого донора на мировой арене.

Для преодоления последствий «проклятия недр» необходимо создание новых крупных источников дохода помимо ресурсов и последующая переориентация на них экономический системы. Такими источниками могут стать ранее неактивные или слаборазвитые сферы экономики после проведения диверсификации, развития и модернизации перерабатывающих и промышленных производств.

Развитие новых отраслей экономики и модернизация старых невозможны без комплексного взаимодействия с научно-технологическим сектором экономики, так как любые эволюционные процессы требуют новых технологий, а это говорит о востребованности другими отраслями продукции и результатов научно-технической деятельности инновационного сектора. В результате возникает острая необходимость в быстром развитии технологий, их внедрении или импортировании, а также общем стимулировании инновационных процессов в экономике.

Процессы модернизации и перехода экономики к инновационной модели развития и технического уклада в России требуют использования государством значительных административных, управленческих и финансовых ресурсов. Также правительство сталкивается со множеством задач, требующим комплексного, взаимоувязывающего различные направления, решения.

Различные нормативные документы, такие как КДР 2020, отвечающие за экономический прогноз и определение дальнейшей концепции развития, декларируют основной перечень целей и задач которые ставит перед собой страна на пути достижения научно-технического прогресса, модернизации экономической системы и смены уклада с ресурсного на технологический. Среди этих целей выделяются:

· Повышение конкурентоспособности инновационного сектора и других российских отраслей.

· Стимулирование развития сектора фундаментальных и прикладных научных разработок.

· Интеграция в мировую инновационную систему.

· Ускорение процесса трансфера технологии в промышленное производство.

· Повышение уровня восприятия технологий малым и средним бизнесом.

Важнейшим элементом инновационного перехода является активизация инвестиционной активности внутри страны и привлечение крупных иностранных инвестиций, совместно с соответствующими технологиями и специалистами. Это позволит ускорить процесс усвоения и внедрения новых технологий, а также расширит базис для отечественных технологических изысканий.

Стоит учесть, что подобная инновационная модель развития предполагает долгосрочную стратегию планомерного роста и комплексной модернизации во всех отраслях экономики, формируя многоукладную самодостаточную экономику с диверсифицированным производством. Сложный состав проблемы не позволяет отказаться от её решения, так как партнёрство в современной мировой экономике предполагает сотрудничество в сфере высоких технологий и обмен инновациями. Удовлетворяющая современным потребностям постиндустриального государства инфраструктура также нуждается в постоянной технологической модернизации. И оставление без внимания этих вызовов лишь усилит разрыв между Россией и другими развитыми странами, тогда как решение проблемы наоборот откроет новые источники и мощности для дальнейшего экономического роста, а многоукладность экономики и диверсификация производства нивелируют отрицательные эффекты «ресурсного проклятия», а в купе с развитой институциональной и правовой средой позволят использовать сырьевую ренту наиболее эффективным для экономики и государства способом.

Список использованной литературы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.009 с.)