Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ стратегий перехода экономики России на инновационную модель развития. Кдр 2020Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основную концепцию развития на данный момент в России модулирует такой документ как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР 2020)»[27]. Сама концепция была принята как план экономического развития в 2008 году, она также касается проблемы сектора инноваций, меры и механизмы экономического развития, изложенные в КДР, ориентированы на инновационный путь развития. Концепция 2020 предполагает переход государства на инновационно-ориентированный тип развития, основанный на формировании нового, современного механизма социального развития, создания дополнительных правовых, социальных и финансовых институтов, соответствующих современной здоровой институциональной среде правового государства и гражданского общества. КДР 2020 осуществляет долгосрочный прогноз развития, на основе данного прогноза были сформированы соответствующие стратегические цели инновационного преобразования экономики России, которые должны быть теоретически достигнуты к 2020 году. Ниже предлагается основной перечень главных стратегических целей, по достижению которых будет определяться успешность модернизационной политики России: · Увеличение доли инновационно активных предприятий до среднего показателя по Европе 40-50% (в 2009 году – 10,4, в 2014 – 9,9). · Рост доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции до 5-10% (сейчас 0,3-0,5%). · Рост валовой добавленной стоимости инновационного сектора в структуре ВВП должна вырасти до 17-18% (в 2009 году – 11,8%) · Рост затрат на исследования и разработки в размере 2,5-3% от суммы ВВП к 2020 году. · Рост количества патентов приходящихся на Россию и регистрируемых в патентных ведомствах США, ЕС, Японии превысит к 2020 году 2,5-3 тысячи.
В КДР декларируются следующие необходимые меры, которые будут приняты государством для формирования и становления эффективной инновационной рыночной системы: · Повышение функциональности и общей эффективности отраслей, связанных с наукоёмким производством, генерацией новых научных знаний и технологических новшеств. · Повышение общей восприимчивости к инновациям бизнеса и экономики в целом. · Внедрение инноваций во все сферы экономики путём стимулирования спроса на них со стороны всех отраслей на макро и микро уровне. · Повышение качества взаимодействия различных сегментов производства, науки, бизнеса, государства и общества, выведение сотрудничества на новый уровень, его стимулирование. · Поддержка инновационной деятельности компаний и особенно начинающих инновационных предприятий. · Формирование системы переподготовки и переквалификации специалистов, а также обновление производственных и трудовых фондов в виду их тотального старения. · Стимулирование инновационных проектов в среде частного бизнеса. В Концепции предполагаются три потенциальные стратегии дальнейшей политики в отношении инновационного развития, и не все они учитывают инновационную модернизацию в полной мере: Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития Такой вариант не предполагает обширных инвестирований из государственного бюджета на модернизационную политику и применение значительных усилий по реструктуризации экономики. Вся политика строится на поддержании стабильной макроэкономической конъюнктуры и невысоких расходов на развитие наукоёмких, промышленных отраслей, человеческого капитала и их системном взаимодействии. Такой вариант определённо не подходит для нынешних российских реалий и приведёт к дальнейшему угнетению инновационной отрасли в стране, усилению зависимости от иностранных технологий и внешних макроэкономических колебаний и вместе с тем усугублению последствий «ресурсного проклятия». Таким образом весь научно-технический потенциал страны останется сконцентрированным в ВПК. Вариант догоняющего развития и локальной конкурентоспособности Суть этой модели развития заключается в перевооружении всей экономики на основе импортных технологий. Кроме того важным аспектом является локальное (точечное) стимулирующее воздействие тех отечественных разработок и наукоёмких отраслей, которые вполне способны поддержать конкуренцию на мировом уровне и имеют коммерческое воплощение. Таким образом вся фундаментальная и прикладная наука будет концентрироваться в первую очередь вокруг направлений, присущих этим отраслям. Данная модель развития неплохо себя зарекомендовала в странах Юго-Восточной Азии: Япония, Южная Корея, Сингапур и Китай. Основа модели – максимальное использования доступного мирового научно-технического потенциала, его внедрение на отечественные предприятия и в отраслевые структуры. Догоняющая стратегия имеет ряд преимуществ: · Использование уже готовых и отработанных технологий, возможность восприятия соответствующего опыта без высоких инвестиционных рисков. · Краткие сроки реализации инвестиционных проектов. · Децентрализация принятия решений о выборе импортируемой технологи, то есть помимо государства бизнес сам принимает решение о необходимости перенятия той или иной инновации. Но как и любая стратегия не лишена недостатков: · Неизбежная жёсткая конкуренция с владельцами таких же технологий или даже более совершенных и производящих аналогичные продукты. · Современные технологии очень сложны, потому порой недостаточно просто выкупить инновацию, для её полноценной оптимизации необходим весь комплекс опыта и знаний по использованию и управлению технологией. Этого можно добиться путём привлечения совместно с технологией прямых иностранных инвестиций. В реалиях России в таком случае понадобиться серьёзно улучшить внутренний инвестиционный климат. · Высокая степень зависимости от импорта иностранных технологий и техники замедляет и тормозит прогресс развития отечественной научно-технической промышленности, в дальнейшем это грозит увеличением разрыва между отечественной наукой и промышленостью. Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях Данный вариант в наибольшей степени соответствует долгосрочным целям и задачам, поставленным в Концепции долгосрочного развития. Здесь предполагается полноценное формирование целостной национальной инновационной системы, модернизация сектора фундаментальной, прикладной науки и НИОКР. Государство концентрирует свои усилия на значительном повышении эффективности научно-технического и промышленного сектора, выделяя в особенности прорывные инновационные направления, способные расширить возможность применения отечественных разработок, увеличить своё присутствие на мировом рынке инноваций и укрепить позиции. Подобными прорывными направлениями для России могут послужить производство авиакосмической техники, нанотехнологии, атомная и водородная энергетика, радиоэлектронная промышленность и др. Данный вариант экономического модернизирования и развития потребует удовлетворения увеличенного спроса на высококвалифицированные научные и инженерные кадры, а следовательно необходима модернизация и расширение системы их подготовки. С точки зрения долгосрочного прогноза, а также экономических и политических позиций данный вариант более привлекателен, так как позволяет реализовать большинство поставленных государством целей на пути своего развития и модернизировать экономику, войдя в один ряд с развитыми странами. Однако, данная модель экономического развития вместе с тем требует значительных денежных затрат, иностранных инвестиций, а также всестороннего контроля над происходящими процессами, чего добиться в российских реалиях довольно непросто, кроме того имеются определённые риски использования модели: · Неопределённости и риски связанные с инновациями, основанными на принципиально новых технологических решениях · Возможность информационной утечки в процессе развития прорывных инновационных направлений, в результате имеется вероятность утратить в будущем значительное конкурентное преимущество, и таким образом затраты, потраченные на реализацию прорывного направления не смогут себя оправдать в полной мере или вовсе. Однако КДР 2020 является не единственным документом долгосрочного прогноза развития, отвечающего потребностям в механизмах перехода к инновационной экономике. Важным нормативным документом развития и модернизации российской инновационной отраслевой системы является «Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года»[28]. Разработана программа была в 2007 году Министерством образования и науки. Программа призвана конкретизировать и соединить ряд разнообразных мер и решений, распределённых среди множества других программ и стратегий, охватывающих сразу несколько направлений и отраслей, а потому неспособных определить необходимый перечень мер и действий в случае углублённого рассмотрения проблемы инновационной модернизации. 11ноября 2008 года был утверждён ещё один документ: «Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года)»[29]. Данный документ освещает непосредственно инновационную сферу российской экономики, а потому использует больший перечень инструментов для совершения прогнозирования и конкретизирует модели и методологии инновационного перехода. На основании прогноза можно заключить, что перед России стоит многоплановая задача одновременного развития по нескольким направлениям, их комплексного совмещения и сопряжения для получения синергетического эффекта и дополнительного стимулирования эффективного использования ресурсного потенциала развития. Однако позже Министерством экономического развития Российской Федерации в 2013 году был утверждён ещё один нормативно-правовой акт: «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»[30]. Исходными для разработки концепции данного прогноза послужили положения КДР 2020 и в малой степени иные документы. В данном прогнозе подводятся комплексные итоги социально-экономического развития 2001-2012 гг., что в полной мере не учитывается в КДР 2020, кроме того результаты прогноза 2030 были подкорректированы в соответствии с «ипотечным кризисом» 2008 года, который начался в России вместе с утверждением концепции 2020. Прогноз 2030 в целом основывается на итогах и исходных результатах 2012-2013 гг., а также плановых показателях 2014-2015 гг.. Ещё одним известным немаловажным документом является «Стратегия 2020». Это общепринятое краткое название обновлённого варианта КДР 2020. Необходимость модернизации старой концепции возникла по двум причинам: во-первых совпадение времени утверждения КДР 2020 с наступлением «Ипотечного кризиса» в России, а следовательно игнорирование новых макроэкономических реалий, а во-вторых, решения и инструменты, предлагаемые в старой концепции, для достижения расчётных прогнозных значений имеют преимущественно декларативный характер и не способны сформировать наиболее приближенную к реальности модель, в которой прогнозируемые показатели потенциально достижимы. Анализируя представленные нормативные акты, можно заключить, что одной из главных в перечне задач в каждом документе является инновационная модернизация экономической системы, а некоторые полностью этому посвящены. Основной совокупностью целей и задач, формируемых документами, являются повышение национальной конкурентоспособности в сфере инноваций, развитие инновационной инфраструктуры, стимулирование процессов внедрения инноваций и создание благоприятной основы для этого, стимулирование процедуры сопряжения других отраслей с инновационной, сотрудничество в сфере высоких технологий с иностранными партнёрами.
Заключение Основными вызовами для России в настоящее время являются проблема перехода экономики на инновационный путь развития и преодоление последствий отрицательного влияния «ресурсного проклятия». Обе проблемы являются взаимосвязанными, и решаться должны комплексно. Это связано с тем, что сам факт отставания научно-технологической отрасли и медленного формирования технологического уклада во многом обусловлен сильной зависимостью экономики России от имеющихся нефтегазовых ресурсов, в результате чего национальная экономика крайне подвержена циклическим колебаниям мировой конъюнктуры. На данный момент добывающий сектор является определяющим в структуре экономики России. Большая часть национального экспорта формируется преимущественно за счёт продаж нефти и газа на мировой рынок. Невозможность использовать иные источники дохода и разрушительное воздействие волатильности нефтяных цен на неразвитые перерабатывающую, промышленною и наукоёмкую отрасли лишь закрепляют этот эффект, превращая Россию в сырьевого донора на мировой арене. Для преодоления последствий «проклятия недр» необходимо создание новых крупных источников дохода помимо ресурсов и последующая переориентация на них экономический системы. Такими источниками могут стать ранее неактивные или слаборазвитые сферы экономики после проведения диверсификации, развития и модернизации перерабатывающих и промышленных производств. Развитие новых отраслей экономики и модернизация старых невозможны без комплексного взаимодействия с научно-технологическим сектором экономики, так как любые эволюционные процессы требуют новых технологий, а это говорит о востребованности другими отраслями продукции и результатов научно-технической деятельности инновационного сектора. В результате возникает острая необходимость в быстром развитии технологий, их внедрении или импортировании, а также общем стимулировании инновационных процессов в экономике. Процессы модернизации и перехода экономики к инновационной модели развития и технического уклада в России требуют использования государством значительных административных, управленческих и финансовых ресурсов. Также правительство сталкивается со множеством задач, требующим комплексного, взаимоувязывающего различные направления, решения. Различные нормативные документы, такие как КДР 2020, отвечающие за экономический прогноз и определение дальнейшей концепции развития, декларируют основной перечень целей и задач которые ставит перед собой страна на пути достижения научно-технического прогресса, модернизации экономической системы и смены уклада с ресурсного на технологический. Среди этих целей выделяются: · Повышение конкурентоспособности инновационного сектора и других российских отраслей. · Стимулирование развития сектора фундаментальных и прикладных научных разработок. · Интеграция в мировую инновационную систему. · Ускорение процесса трансфера технологии в промышленное производство. · Повышение уровня восприятия технологий малым и средним бизнесом. Важнейшим элементом инновационного перехода является активизация инвестиционной активности внутри страны и привлечение крупных иностранных инвестиций, совместно с соответствующими технологиями и специалистами. Это позволит ускорить процесс усвоения и внедрения новых технологий, а также расширит базис для отечественных технологических изысканий. Стоит учесть, что подобная инновационная модель развития предполагает долгосрочную стратегию планомерного роста и комплексной модернизации во всех отраслях экономики, формируя многоукладную самодостаточную экономику с диверсифицированным производством. Сложный состав проблемы не позволяет отказаться от её решения, так как партнёрство в современной мировой экономике предполагает сотрудничество в сфере высоких технологий и обмен инновациями. Удовлетворяющая современным потребностям постиндустриального государства инфраструктура также нуждается в постоянной технологической модернизации. И оставление без внимания этих вызовов лишь усилит разрыв между Россией и другими развитыми странами, тогда как решение проблемы наоборот откроет новые источники и мощности для дальнейшего экономического роста, а многоукладность экономики и диверсификация производства нивелируют отрицательные эффекты «ресурсного проклятия», а в купе с развитой институциональной и правовой средой позволят использовать сырьевую ренту наиболее эффективным для экономики и государства способом. Список использованной литературы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.009 с.) |