Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития легкой промышленности России

Поиск

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244.

Под Стратегией понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в планах мер и комплексных мероприятиях нормативно-правового, экономического, научно-технического и организационного характера, в инновационных, региональных и бюджетных целевых программах, в отдельных проектах.

Паспорт Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года приведен в Приложении 1 к настоящей Стратегии.

Стратегия:

- определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного социально-экономического развития легкой промышленности с учетом вызовов предстоящего периода, структурные изменения и пути ее преобразования в конкурентоспособный и динамично развивающийся промышленный комплекс, восприимчивый к инновациям;

- обеспечивает согласованность действий государственных органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в принятии решений о поддержке легкой промышленности на государственном уровне по приоритетным направлениям развития отрасли;

- служит концептуальной основой для развития малого предпринимательства в отрасли, стимулирования пилотных проектов и важнейших государственно-значимых инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевоору-жению в области производства наукоемкой, востребованной рынком продукции нового поколения на базе применения частно-государственного партнерства.

При разработке Стратегии и мероприятий учтены:

- национальные интересы России (повышение уровня и качества жизни населения, здоровье нации, стратегической и экономической безопасности государства, обеспечение высоких темпов промышленного роста и создание потенциала для будущего развития российской экономики);

- предложения федеральных органов исполнительной власти, государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и бизнеса, высказанные на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 20 июня 2008 года по вопросу подъема экономики легкой промышленности, определения путей и способов повышения ее конкурентоспособности на рынке потребительских товаров, технического текстиля и продукции стратегического назначения;

- важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие политику государства в легкой промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- предложения субъектов Российской Федерации, отраслевых НИИ, общественных организаций и объединений о необходимых мерах поддержки отрасли по приоритетным направлениям и проблемным вопросам;

- особенности легкой промышленности, как объекта предполагаемого воздействия и стартовые условия ее деятельности на современном этапе для определения целевых ориентиров ее развития на период до 2020 года.

Базой для разработки Стратегии послужили следующие документы и материалы:

- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурные преобразования в экономике,предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

- сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов (июль 2009 года);

- основные направления развития легкой промышленности, одобренные участниками заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 20 июня 2008 года (г. Иваново);

- региональные программы, концепции и кластеры развития легкой промышленности, официальные источники информации;

- методические рекомендации по разработке стратегий развития отраслей промышленности, разработанные Минэкономразвития России в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № МФ-П13-4480.

В основу Стратегии заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, технического перевооружения и развития отраслевой науки, импортозамещения и экспорта, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.

Для реализации Стратегии предполагается задействовать венчурные фонды, инновационный фонд, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, важнейших инновационных проектов (далее – ВИП) и других инновационных проектов, обеспечивающие конкурентный уровень отрасли, а также инвестиции отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых компаний.

Механизм решения задач и реализации мероприятий Стратегии носит комплексный, системный и стратегически-целевой характер и охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения на рынки сбыта.

Разработка Стратегии осуществлена методом программно-целевого прогнозирования, выбор которого обусловлен:

- интегрированием целей, решением проблем отрасли системными методами, минимизацией рисков и обеспечением реализуемости мероприятий Стратегии за счет гармонизации ресурсов и задач, отсутствия дублирования в их решении;

- совмещением экономических и административных рычагов управления, обеспечивающих реализацию мероприятий Стратегии в установленные сроки.

В результате реализации Стратегии будут созданы экономические условия для роста объемов производства конкурентоспособной продукции к 2020 году к уровню 2008 года в 3,1 раза и увеличения экспорта в 4,0 раза, объем которого в 2020 году составит порядка 3,0 млрд. долларов США.

Реализация мероприятий Стратегии позволит повысить конкурентоспо-собность российских компаний, увеличить долю инновационной продукции, укрепить позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля товаров отечественного производства на российском рынке должна составить не менее 50 процентов, товаров инновационного характера и имеющих патентную защиту (товарный знак, полезная модель) - не менее 46 процентов объема производимой легкой промышленностью продукции. Это будет способствовать обеспечению экономической и экологической безопасности, повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест.

Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2020 года. Она должна взаимоувязать задачу эффективного развития важнейшего сектора российской экономики с обеспечением потребностей граждан страны, силовых структур и ведомств, смежных отраслей промышленного комплекса России в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.

II. МЕСТО И РОЛЬ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,

IV. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО РЫНКОВ

ПРОДУКЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ИХ РАЗВИТИЯ

Мировой рынок

Легкая промышленность входит в состав ведущих отраслей мирового промышленного комплекса. На ее долю приходится 5,7 процентов мирового валового продукта, более 14 процентов занятых в промышленном комплексе.

Активизация торговли между странами, вовлечение в международный товарооборот все новых государств и территорий изменяют мировой рынок и усиливают международную конкуренцию в сфере производства и насыщения рынка товарами повседневного спроса, продукцией технического назначения. Повышение в последние не­сколько лет курса евро и ослабление деловой активности ряда стран привели к стагнации производства продукции легкой промышленности в Европе во многих сегментах и к изменению основных игроков на мировом рынке. Сегодня лидерами в легкой промышленности являются Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии, а также бурно развивающиеся в последнее время страны Южной Америки. В этих странах легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В период до 2020 года производство и развивающиеся рынки этих стран (по оценке экспертов) составят большую часть мировой экономики, более высокую долю роста дохода по сравнению с экономиками США и стран Европы.

Бурное развитие легкой промышленности в развивающихся странах при значительной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил. Центр массового производства сместился из стран Западной Европы и США в страны с меньшей стоимостью рабочей силы: Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось на выпуске продуктов с высокой добавленной стоимостью, основанных на высоких технологиях (крашения и заключительной отделки), инновациях и качественном дизайне, на выпуске остромодной продукции высокого класса и технически сложного и специального текстиля (включая последние разработки в этой области – «умный» текстиль). В 2007 году мировой рынок технических текстильных материалов оценивался примерно в 21 млн. т на сумму 115 млрд. долларов. К 2010 году планируется рост данного сегмента рынка до 24 млн.т и 127 млрд. долларов. Примерно 40 процентов от мирового рынка технического текстиля приходится на долю нетканых материалов.

Мировая легкая промышленность характеризуется постоянным экономическим ростом, связанным с увеличением населения Земли, повышением его благосостояния и покупательной способности. Соответственно и мировой рынок продукции легкой промышленности развивается динамично. За последние пятнадцать лет товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Потребление тканей, одежды и обуви выросло в странах ЕС на 90,5 процентов, в США – на 99,3 процента, в Японии – более чем в 2 раза. На долю легкой промышленности России приходится всего 1,9 процента мирового товарооборота, несмотря на то, что она все еще превосходит по производственным мощностям многие ведущие страны мира.

Статистика международной торговли товарами легкой промышленности свидетельс­твует об опережающем развитии экспорта из крупнейших развивающихся стран, в которых среднегодовые темпы прироста экспорта превышают среднемировые показатели. Некоторые зарубежные компании модной индустрии добиваются успе­ха не только за счет диверсифика­ции рынков сбыта, но и путем обновления ассортимента и повышения качества выпускае­мой продукции, использования для ее выработки новых видов сырья. По данным ВТО основными странами-экспортерами текстиля являются Китай (10 процентов мирового экспорта), Гонконг, Германия, Италия и Южная Корея (по 8 процентов), Тайвань (7 процентов), США (6 процентов). Лидерами в экспорте швейной продукции являются Китай (17 процентов), Гонконг (12 процентов), Италия (7 процентов), Турция, Мексика, США и Германия (по 7 процентов), Франция, Финляндия (по 5процентов).

Китай считается крупнейшим мировым производителем и крупнейшим экспортером предметов домашнего интерьера и товаров из кожи. По данным национального отраслевого объединения в 2007 году в КНР было произведено около 3 млрд. пар обуви, 70 млн. шт. кожаной одежды и свыше 550 млн. шт. других кожаных изделий, более 50 процентов объема которых предназначено на внешний рынок.

Ввиду ослабления курса доллара резко смогли увеличить свой экспорт товаров кожевенной промышленности Соединенные Штаты Америки. Из европейских продуцентов в наибольшей степени расширила свой экспорт Италия. На международной ярмарке кожевенных изделий в Гонконге весной 2008 года доминировали итальянские фирмы с широким ассортиментом высококачественной кожи, а также готовых изделий — сумок, одежды и обуви.

Самым большим импортером текстиля сегодня является США (9,5 процентов), ввозя продукцию в основном из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. За США следует Гонконг (8 процентов от общего объема импорта), Китай (7 процентов), Франция и Италия (по 5 процентов). В глобальном импорте одежды, как и в импорте текстиля, доминирует США – более 30 процентов от мирового уровня, на втором месте Германия -11 процентов, на третьем Япония -9 процентов (ее импорт вырос благодаря эффекту регионализации с Азиатскими странами с дешевой рабочей силой, где японские производители открыли фирмы и осуществили перенос своего производства). Импорт Англии (7 процентов) и Франции (6 процентов) также как и других стран увеличился вследствие передислокации производства в страны третьего мира.

Россия, к сожалению, не входит в число ведущих производителей, экспортеров товаров легкой промышленности. Исходя из объемов легального импорта, Россия также не относится и к числу крупнейших мировых импортеров.

Динамика внешнеторгового оборота продукции легкой промышленности за 2000–2008 годы показывает, что в России темпы роста импорта значительно опережают темпы роста экспорта. Причем в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год самых высоких достижений в экспорте) снизился на 22,7 процентов, а импорт вырос в 3,6 раза (рис.9).

¿ – Экспорт; ¢ – Импорт

Рис.9. Динамика экспорта и импорта продукции легкой промышленности

Основную долю экспортируемой российской продукции составляют ее поставки в государства СНГ и Балтии, значительно меньшую в дальнее зарубежье.

Существенны и различия в структуре экспорта товаров легкой промыш-ленности ведущих мировых стран и России. Так в структуре экспорта зарубежных производителей основную долю составляет продукция с высокой добавленной стоимостью (одежда, трикотаж, кожа и обувь, меховые изделия, технический текстиль и др.товары). Предметом экспорта России до сих пор являются товары с низкой добавленной стоимостью - суровые или частично обработанные хлопчатобумажные и льняные ткани (полуфабрикат, подготовленный к окраске или печати). Совсем незначительны в экспорте объемы качественных чистошерстяных тканей, трикотажных и швейных изделий, а также кожи и меха, (рис.10).

¢ - одежда, трикотаж; ¢ - готовые ткани, технический текстиль; ¢ - суровые ткани; ¢ - предметы интерьера, ковры и ковровые изделия, ¢ - кожа, обувь, мех; ¢ - прочие

Рис.10.Сравнительная структура российского и мирового экспорта

товаров, % (по данным ВНИИ потребительского рынка и мониторинга)

В условиях ужесточения конкуренции все большее значение в занятии лидирующих позиций на мировом рынке приобретает конкурентоспособность товаров (качество, дизайн, новые потребительские, медико-биологические и функциональные свойства и другие).

По оценке экспортеров конкурентоспособности продукции по параметрам «качество-цена» мировой рынок товаров легкой промышленности разделен на четыре основные ниши. Российские товары отнесены к категории среднего качества, простого дизайна и средних цен, (рис.11).

 


4. Низкое качество Низкие цены Узкий ассортимент Средняя Азия

 

 

Рис.11. Ниши мирового рынка продукции легкой промышленности

Занять соответствующее место в первой нише мирового рынка и в группе ведущих экспортеров товаров легкой промышленности, Россия сможет, только решив задачу существенного повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Возродившийся на мировом рынке интерес к продукции из натуральных волокон, в первую очередь из льна, благодаря его уникальным природным гигиеническим и лечебным свойствам, а также повышение в предпочтениях европейскими странами при покупке продукции таких качеств, как натуральность, полезность и экологичность, позволяет российским компаниям иметь хорошие перспективы.

На данный момент, на долю России приходится порядка 15 процентов мирового производства льна. Увеличивая выпуск качественной экологически чистой продукции из льна Россия сможет перейти из второй в более высокую нишу мирового товарного рынка, занимаемую сегодня странами Западной Европы. Этому будет способствовать создание в легкой промышленности России сбалансированной маркетинговой системы, включающей:

- хорошо организованную стратегию продвижения и правильного позиционирования товаров на рынках, своевременного отслеживания рыночных тенденций, изменений спроса и ценовой конъюнктуры;

- формирование продуктового портфеля, соответствующего требованиям рынка (по параметрам: качество, ассортимент, дизайн, цена);

- хорошо организованную систему дистрибуции для обеспечения надежных и быстрых поставок продукции потребителям.

Для развития торговой деятельности на мировом рынке Россия обладает дополнительными преимуществами и возможностями благодаря удачному ее расположению между Европой, Индией и Китаем, что сокращает сроки доставки товаров на рынки, что особенно важно для сегмента «быстрой моды», ежегодный прирост которого составляет 20 процентов.

Российский рынок

Быстрорастущий российский рынок продукции легкой промышленности в настоящее время представлен широким и разнообразным ассортиментом товаров. Товарное насыщение российского рынка в 2008 году происходило в направлении стабильного развития потребительского сектора,обеспечивающего главным образом потребности населения. Это одежда, обувь, трикотажные, чулочно-носочные и меховые изделия, ткани, постельное и столовое белье, изделия медицинского назначения, текстильные обои, головные уборы, текстильная и кожевенная галантерея, ковры и ковровые изделия, сувенирная продукция.

Следует отметить, что в отличие от 2007 года в 2008 году спрос населения на товары легкой промышленности значительно повысился, причем по всем группам изделий. Вместе с тем спрос на продукцию отрасли сегодня удовлетворяется по швейным изделиям на 56 процента, трикотажным изделиям - на 55 процентов, меховым изделиям - на 53 процента, обуви – на 49 процентов, чулочно-носочным изделиям – на 40 процентов, коврам и ковровым изделиям – на 26 процентов. Это дает возможность отечественным товаропроизводителям успешно реализовать продукцию на российском рынке в прогнозируемых объемах, предусмотренных в Стратегии.

Потребительский рынок товаров оказывает определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне. Устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий способствовал повышению доли потребительских расходов населения, на которые сегодня приходится более 70 процентов всех денежных расходов среднестатистического россиянина. Причем рост доходов населения привел не только к наращиванию объемов продаж товаров легкой промышленности, но и к изменению ассортиментной структуры в потреблении товаров. Сегодня покупательские предпочтения состоятельного населения переключаются в пользу более дорогих и качественных товаров, улучшенных потребительских свойств и модного дизайна. В покупках низкодоходных и среднедоходных групп населения преобладают изделия среднего качества, но доступные по цене: китайская, вьетнамская, турецкая одежда, обувь, трикотажные и чулочно-носочные изделия, а также товары совместного, отечественного и белорусского, производства. В группе одежды и обуви сохраняются высокие темпы продаж товаров молодежной моды и спортивного направления.

Большое место в структуре рыночного ассортимента занимает продукция производственно-технического назначения, в том числе специального. Это вещевое имущество, технический текстиль, корд для шин, сердечники стальных канатов, ткани для укрытий и транспортерных лент, фильтровальные и ситовые ткани, пожарные рукава и канатные изделия, геотекстиль, фильтры. Высокую долю в этой группе товаров составляют специальная и рабочая одежда, средства индивидуальной защиты от различных поражающих воздействий, негативных явлений окружающей среды и вредных производственно-бытовых факторов, и многие другие виды продукции.

По уровню потребления продукции легкая промышленность уступает лишь продовольственным товарам, намного опережая рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и других товаров.

Оборот розничной торговли продукцией легкой промышленности составил в 2008 году 2,0 трлн. рублей, его доля в розничном товарообороте страны 14,5 процентов, а в розничном товарообороте непродовольственных товаров - 26,3 процента.

Емкий рынок и динамично растущий внутренний спрос должны бы стать фактором темпов роста насыщения рынка российскими товарами. Однако вместо этого опережающими темпами в товарообороте на внутреннем рынке растет импорт. Доля официального импорта в объеме продаж товаров легкой промышленности в 2008 году составила 38,2 процента (три года назад 11,4 процента) (таблица 4).

Таблица 4

Показатели Емкость российского рынка товаров легкой промышленности, млрд.руб.
  доля, %   доля, %   доля, %   доля, %
1. Розничный товарооборот изделий легкой промышленности                
2. Производство продукции, в розничных ценах 242,1 19,4 311,5 22,3 352,6 23,2 402,0 20,1
3. Официальный импорт продукции легкой промышленности* 142,5 11,4 257,7 18,4 411,9 27,1 764,7 38,2
4.Незаконно ввезенный товар на территорию России* и продукция неучтенного производства 865,4 69,2 830,8 59,3 755,5 49,7 833,3 41,7

*по данным ФТС России

Рост импорта обусловлен тем, что внутреннее потребление продукции легкой промышленности превышает собственные возможности по ее производству. Так как большая часть рынка завязана на индивидуального потребителя, на предпочтения которого влияет не государственная промышленная политика, а доступность, качество и дизайн продукции, сервис продаж и маркетинг, то неудовлетворенные потребности закрываются импортом. При этом зарубежные текстильные компании успешно занимают сегменты отечественного рынка, даже внедряясь в государственные поставки, финансируемые из бюджета, что оказывает негативное влияние на формирование баланса ресурсов с точки зрения высокой степени зависимости российского рынка от внешнеэкономической конъюнктуры.

Снижение объема продаж продукции в последние два месяца 2008 года на 30 процентов (из-за влияния кризиса) обусловило снижение доли отечественной продукции на российском рынке с 23,2 процентов в 2007 году до 20,1 процента в 2008 году.

При этом в ассортиментной структуре рынка тканей как всегда превалирует продукция отечественных производителей, доля которых в объеме продаж хлопча-тобумажных тканей составляет – 92 процента, льняных – 82 процента, шерстяных – 74 процента, шелковых – 58 процента, на рынке же готовых товаров, наоборот, превалирует продукция иностранных производителей. Доля швейных изделий отечественного производства составляет 47 процентов, обуви – 31 процент, а трикотажных и чулочно-носочных изделий - менее 18 процентов.

В структуре легального импорта товаров наибольшая доля (по данным 2008 года) приходится на одежду (44,6 процента) и обувь (33,7 процента). Сумма среднегодовых поступлений от пошлин только за импортируемую одежду составила 112,0 млрд. рублей, НДС – 221,8 млрд. рублей. Вместе с тем следует отметить, что поставляемые дешевые импортные товары, успешно реализуемые торговлей, не всегда безопасны для здоровья человека. По данным Росстата из импортных трикотажных и швейных товаров, поступающих на российский рынок доля некачественных или опасных товаров, особенно китайского производства превышает 40 процентов. Учитывая, что значительная часть потребителей в сегменте конечного спроса – это дети, импорт несет в себе большую угрозу для их здоровья.

Основными зарубежными игроками на российском рынке товаров легкой промышленности являются Китай - 39 процентов объема продаж, Турция -15 процентов и страны СНГ – 11 процентов.

Весьма значимой для экономики отрасли является проблема нелегального импорта и неучтенного (подпольного) производства, объем которых более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта. В последние годы доля товаров теневого производства или незаконно ввезенных на территорию России в структуре продаж на российском рынке из-за роста объемов официального импорта снизилась и составила в 2008 году 41,7 процентов против49,7 процентов - в 2007 году и 69,2 процента - в 2005 году.

Одной из главных проблем при формировании теневого оборота стали «карго-перевозки» импортной продукции автомобильными поездами и железнодорожными составами на миллиардные суммы, не облагаемые налогами и пошлинами, так как в российском законодательстве пока не прописан механизм взимания с карго-перевозок пошлин и НДС. Это позволяет импортерам декларировать товары по заведомо заниженным ценам без указания количества и ассортимента ввозимой продукции и предлагать свою продукцию по демпинговым ценам. Например, импортеры декларируют женские кожаные сапоги по 16 долларов за пару при средней стоимости в магазинах как минимум 200 долларов. Одна из компаний в 2008 году ввезла 11 млн. пар по такой низкой цене.

Отечественные производители, «конкурируя» с контрабандной и контрафактной продукцией, чтобы удержать свои позиции на рынке, вынуждены снижать цены на свою продукцию, что приводит к сокращению размера получаемой ими прибыли и, как следствие, к снижению налоговых отчислений в бюджет страны.

В условиях усиления экспансии контрабандной и контрафактной продукции российский рынок все более и более приобретает полукриминальный характер, проявлением которого являются потери бюджета от нелегальных операций. Ежегодно из-под налогов (неуплаты НДС и пошлин на продукцию теневого сектора и других налогов) выводится продукции почти на 650 миллиардов рублей.

По мнению предпринимателей, государство должно или ограничить импорт, или экономически помочь российским предприятиям легкой промышленности. Импорт должен дополнять российский рынок необходимыми ассортиментными группами качественных товаров и не заполнять его товарами, которые могут быть выработаны отечественными производителями. Необходимо принятие мер по нормализации внешней торговли, особенно с Китаем и Южной Азией. В качестве механизма может быть использовано подписание двухсторонних соглашений по мониторингу и квотированию взаимной продукции, ведение открытого геоэкономического диалога.

Одной из экономических мер в формировании прозрачного потребительского рынка должна стать поддержка отечественных производителей на российском рынке. В частности, в России до сих пор нет ни одного законодательного акта, регулирующего нормы и правила обращения с товаром торговых перевозчиков, их ответственности за использование чужих реквизитов и товарных знаков, утилизации контрафакта и контрабанды.

В связи с мировым финансово-экономическим кризисом 2008 года, повлиявшим на развитие экономики России, внутренний спрос, в том числе на товары легкой промышленности в 2009-2010 годы будет сокращаться. По данным Минэкономразвития России оживление спроса и начало выхода национальной экономики из кризиса можно ожидать не ранее 2011 года. Восстановление емкости внутреннего рынка до уровня докризисного (базового) 2008 года произойдет в 2012-2015 годы, а в последующие годы продовольственный рынок товаров будет расти.

С учетом макроэкономических показателей и тенденций развития емкость российского рынка товаров легкой промышленности к 2020 году может увеличиться на 41,7 процента и составить более 2,83 трлн. рублей.Это хорошая предпосылка для развития легкой промышленности.

Стратегия предусматривает увеличение в розничном товарообороте доли продукции российского производства до 50,5 процентов (1,43 трлн. руб.), что обусловлено повышением внутреннего спроса на продукцию отрасли, в результате:

- роста благосостояния российского населения, которое приведет к повышению спроса на более дорогую и качественную одежду, обувь, трикотажные, меховые и другие изделия;

- роста популярности в мире продукции из натуральных волокон и прогнозируемом расширении их использования в модных коллекциях. Так как российские швейные предприятия традиционно ориентированы на европейские модные тенденции, то и они будут стремиться к использованию в производстве одежды и других изделий тканей из натуральных волокон, особенно из льна;

- повышения привлекательности рынка для российских потребителей и зарубежных стран, формирования равноправной конкурентной среды для российских товаропроизводителей и импортеров;

- повышения потенциальной возможности роста объемов производства конкурентоспособной продукции, появления в ее ассортименте принципиально новых и остро модных товаров.

Тенденция товарного насыщения российского рынка продукцией отечественного производства в период до 2020 года будет происходить по тем же товарным группам, но с появлением в их ассортименте продукции нового поколения с высокой добавленной стоимостью (рис.12).

2008 год – 402,0 млрд.руб. 2020 год – 1430,8 млрд.руб.

Рис. 12. Структура товарного насыщения рынка российскими товарами

в 2008 -2020 годах

Структура потребления товаров легкой промышленности сохранит свои пропорции – приоритет в потреблении будет принадлежать индивидуальному покупателю (населению). Продукция по линии государственных закупок, увеличившись в абсолютном выражении, сохранит свою нынешнюю долю.

Существенно в перспективе изменится и структура российского рынка, более сбалансированным станет соотношение производства, легального импорта, контрабандной и контрафактной продукции уже в 2015 году, а к 2020 году предполагается довести долю продаж товаров теневого производства и незаконно ввезенных товаров на территорию России до 10 процентов (рис.13).

Улучшение структуры российского рынка станет выполнимо при реализации комплекса мер, ориентированных на формирование цивилизованного, конкурентного рынка, стимулирование организации современных товаропроводящих сетей взамен непрозрачной, а порой и криминальной, неорганизованной торговли на вещевых рынках. Решению этой задачи будет способствовать межведомственная комиссия, как орган, обеспечивающий координацию действий федеральных органов исполнительной власти по борьбе с контрабандной и контрафактной продукцией, а также принятие экономических мер по стимулированию развития легкой промышленности с целью выхода из тени нелегальных производителей.

2008 год 2020 год

Рис.13. Структура российского рынка

 

Снижение до минимально допустимого уровня нелегального импорта и неучтенного производства даст возможность потребителю покупать дешевый и качественный товар, а для этого необходимы инвестиции в российскую легкую промышленность и за счет повышения качества и серийности продукции выводить конкурентоспособное предложение на рынок.

Перспективными продуктовыми нишами для российской продукции к 2020 году станут внутренний рынок, страны СНГ, страны Балтии, страны Западной Европы.

ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Учитывая общегосударственную значимость легкой промышленности России, а также масштабы и глубину системных проблем, необходимо применение адекватных методов и механизмов их решения на федеральном уровне:

- внесение изменений в законодательную базу в сфере производства, экспорта и импорта, тарифно-таможенного и налогового регулирования, урегулирования отношений производителя и торговли;

- решение задачи технического перевооружения и модернизации производства с участием государственных институтов развития для реализации пилотных и государственно-значимых проектов для развития отрасли, отраслевой науки и ее научно- экспериментальной базы;

- реализация мер по защите отечественных товаропроизводителей от «теневого» производства и нелегального импорта, по созданию цивилизованного рынка потребительских товаров и развитию его инфраструктуры, по уточнению правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций и пересмотру перечня стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции в одностороннем порядке и расширение использования торгово-экономического сотрудничества на условиях зоны свободной торговли.

При этом необходимы четкая последовательность и взаимосвязанность действий в реализации системных проблем и антикризисных мер, с одной стороны – предпринимательских и финансовых структур, с другой - федеральных и региональных органов государственной власти.

Инерционный инновационный

сценарий сценарий

- рост товарного выпуска продукции - 123,7 % 136,6%

- увеличение доли инновационной

продукции в общем объеме выпуска - с 9 до 11% с 9 до 16%

- повышение доли отечественной продукции

в объеме продаж на внутреннем рынке - с 20,1 до 22,3% с 20,1 до 30,2%

- рост производительности труда - 157,1% 159,3%

- рост заработной платыв производстве:

- текстильной и швейной продукции -126,6% 147,0%

- кожи, изделий из кожи и обуви - 136,5% 148,1%

В этот период предполагается достижение стабильности в развитии легкой промышленности, повышение конкурентоспособности российских товаров, укрепление предприятиями своих позиций на внутреннем и зарубежных рынках.

На втором этапе (2013-2015 годы) значительно возрастает роль инновационного фактора, отличительной особенностью которогоявляется переход экономики на новую технологическую базу, основанную на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов, совершенствовании организации производства и управления. В этот период будет осуществлена масштабная реализация пилотных и ВИП-проектов, связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций, в том числе за счет развития частно-государственного партнерства. Будет создана мощная научно-исследовательская база, способная повысить эффективность научных исследований в области прогрессивных информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий и обеспечить развитие технологических заделов в соответствии с перспективными потребностями отрасли и увеличением расходов на НИОКР. Предполагается создание конкуренто-способных производственных систем, развитие устойчивых кооперационных связей, межтерриториальной и межотраслевой кооперации.

На втором этапе будут достигнуты следующие целевые индикаторы (2015 год к 2012 году):

Инерционный инновационный

сценарий сценарий



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.014 с.)