Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика проблем и причин их возникновения

Поиск

Анализ современного состояния легкой промышленности показал, что при наличии положительных тенденций в ее развитии остаются проблемы, негативно влияющие на ее экономический рост и финансовую устойчивость. Основными системными проблемами, требующими скорейшего решения, являются:

- техническая и технологическая отсталость легкой промышленности от зарубежных стран, выражаемая в высокой материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства;

- низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности отрасли, выражаемый в слабой конкурентоспособности отечественных товаров, в низкой доле «ноу-хау» и инновационной продукции в объеме продаж на российском и мировом рынке;

- высокий удельный вес импорта, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран;

- отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров, выражаемое в обострении конкуренции на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товаропроизводителями;

- социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в дефиците высоко-квалифицированных специалистов, управленческих кадров, основных и вспомогательных рабочих по всем технологическим переделам.

На рис.14 приведены системные проблемы отрасли, причины их возникновения и результат воздействия проблем на основные показатели деятельности легкой промышленности. Возникновение системных проблем в отрасли обусловлено внутриотраслевыми и внешнеотраслевыми причинами. Они связанны как с деятельностью самой отрасли, так и с происходящими институциональными преобразованиями и изменениями в национальной экономике, в сфере законодательной и внешнеэкономической политики страны, а также с изменениями в мировой экономике.

В основном это происходит из-за структурных диспропорций легкой промышленности – несоответствием в настоящий момент масштаба и возможностей отрасли качественно удовлетворить растущий спрос на продукцию, приостановить критическое падение доли отечественных товаров на внутреннем рынке и предотвратить возникшую угрозу потери национальной безопасности страны.

Причинами первой группы проблем - технической и технологической отсталости легкой промышленности от зарубежных стран являются:

- невысокий потенциал установленного в отрасли оборудования, большая часть которого морально и физически устарела. Доля оборудования в станочном парке отрасли (по оценке Росстата), эксплуатируемого до 5 лет составила на начало 2008 года 2,5 процента, 6-10 лет – 23,5 процента, 11-20 лет – 55,0 процента, более 20 лет – 19 процентов.


 

         
 
 
   
 
 

 

     
 
 
 
 
 

 

 


Рис.14. Проблемы легкой промышленности, причины их возникновения


Изношенное и морально устаревшее оборудование неспособно не только производить современный ассортимент качественной продукции, но создает и неудовлетворительные условия труда, приводящие к повышенному производственному травматизму. В результате действия этого фактора удельная трудоемкость производства в отрасли в 3-5 раз выше, чем за рубежом;

- отсутствие современных технологических переделов и автоматизированных систем управления производством;

- меньшие, по сравнению с принятыми в мире стандартами, темпы технологического обновления. Коэффициент обновления оборудования на российских предприятиях составляет 3-4 процента в год и осуществляется за счет кредитных и собственных средств, на зарубежных фирмах этот показатель составляет 15-17 процентов, что в значительной степени связано с инвестиционной поддержкой со стороны их государств, заинтересованных в развитии легкой промышленности. Низкий уровень обновления оборудования приводит к сокращению производственных мощностей (за счет значительного превышения вывода морального и физически изношенного оборудования над вводом нового). За последние 5 лет производственные мощности сократились:

- по хлопчатобумажным суровым тканям на 14 процентов;

- по льняным тканям на треть, а по шерстяным тканям почти в 4 раза;

- по трикотажным изделиям в 1,8 раза, чулочно-носочным на 10 процентов;

- по обуви на 31 процент.

Резюме: состояние основных фондов, особенно их активной части, не соответствует современным требованиям по показателям, характеризующим конкурентный и технический уровень производственного потенциала отрасли.

- существенное отставание от зарубежных предприятий в уровне организации производства, в оперативном контроле за технологическим процессом, в эффективности работы маркетинговых служб предприятий и большой в 2-2,5 раза продолжительностью выполнения заказов на изготовление продукции.

В результате воздействия указанных причин возникает высокая зависимость текстильных предприятий от качества сырья, красителей и текстильно-вспомогательных веществ (ТВВ) и, как следствие, высокие издержки производства, обусловленные высокой стоимостью сырья, красителей, ТВВ и фурнитуры (большая доля которых завозятся из-за рубежа), и высокими затратами на энергоносители, цены на которые необоснованно растут сверхбыстрыми темпами; и слабая конкурентоспособность на отечественном и европейском рынках российских товаров в сравнении с импортными, как по качеству, дизайну и цене, так и по ассортименту, что является основным препятствием успешной конкуренции отечественных производителей с зарубежными.

Вторая группа проблем – низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности обусловлена следующими причинами:

- отсутствием инвестиций, необходимых для модернизации отрасли и внедрения «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках;

При этом важно иметь в виду, что если сегодня отечественная легкая промышленность может покрывать потребности в секторе государственных закупок, то завтра, когда увеличатся спрос на продукцию, собственное производство не сможет удовлетворить растущую потребность даже в этом сегменте - что является недопустимым. В этой связи развитие импортозамещения через рост выпуска качественной продукции - единственно возможный путь решения проблемы производственного потенциала, рост которого, начавшись в государственном секторе, перейдет на рынок в целом.

- сокращением объема и результативности научно-исследовательских разработок по причине снижения объемов бюджетного финансирования НИОКР (в 2006 году за счет средств бюджета выполнено НИОКР на 31,2 млн. руб., в 2008 году – на 25,0 млн. руб.). В наибольшей степени это затронуло фундаментальные и поисковые исследования. Многие научные разработки, способные составить новую технологическую основу отрасли для расширения производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, не доведены до завершения и требуют продолжения и углубления разработок.

Научным организациям не выделяются и средства на развитие их экспери-ментальной базы, что снижает эффективность научных разработок. И это, несмотря на то, что достижения российских ученых не уступают и даже многие из них превосходят мировой уровень в области создания новых технологий и нового конкурентоспособного ассортимента продукции. О значимости отраслевой науки говорит тот факт, что за 2000-2008 годы девять научных работ удостоены премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Ведущие зарубежные страны на развитие науки и ее экспериментальной базы вкладывают 5-7 процентов средств от оборота продукции, что позволяет им стабильно добиваться высоких достижений в науке, повышать технологический уровень производства и конкурентоспособность товаров в соответствии с требованиями мирового рынка.

Непринятие мер по решению проблем, связанных с развитием науки и эффективностью научного обеспечения отрасли, приведет к неизбежности появления в ее работе возможных рисков экономического и социального характера. Лишенная притока новых технологий отрасль не сможет дальше конкурировать с иностранными фирмами (особенно после вступления России в ВТО), что скажется на возможности российских товаропроизводителей в сохранении своих позиций на внутреннем рынке и в завоевании новых сегментов на зарубежных рынках. Технологическое отставание отрасли уже в обозримой перспективе может стать необратимым процессом, что повысит стратегическую и экономическую опасность России.

- низкий уровень освоения в промышленности положительных результатов научных разработок и инноваций (менее 1 процента предприятий). Это отрицательно сказывается на технологической модернизации, на расширении ассортимента продукции (как гражданского, так и стратегического назначения) и качестве, возможности придавать ей новые функциональные и потребительские свойства, используя современные технологии, в том числе, нанотехнологии.

Без принятия действенных мер по улучшению сложившейся ситуации в отрасли ее развитие может достичь критического уровня.

Причинами высокого удельного веса теневой экономики являются:

- несоответствие производства, ассортимента и качества продукции спросу российского и мирового рынка

- слабое развитие российской индустрии моды, ее отставанием от европейских и мировых тенденций на 2-3 года

- результат воздействия первой группы системных проблем.

Основными причинами отсутствия цивилизованного рынка потребительских товаров являются:

- слабое развитие рыночной инфраструктуры, межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети и коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

- несовершенство законодательства в области производства, экспорта и импорта российской продукции. Учитывая комплексный и многоплановый характер проблем данной группы, необходимы кардинальные меры для их решения, включая государственную поддержку, как это делается в зарубежных странах. Так, например, признание правительствами Китая, Турции и некоторых других стран легкой промышленности стратегической отраслью позволило им довольно быстро превратить устаревшие производства в современные и способствовать мощному развитию в этих странах сырьевого, химического и машиностроительного комплексов.

В России в последние годы со стороны государства предпринимаются некоторые шаги по нормализации ситуации в легкой промышленности. Правительство Российской Федерации предоставило ряд преференций предприятиям отрасли. Уже третий год в страну ввозится технологическое оборудование при нулевых импортных пошлинах и без НДС. Действует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов. С 2008 года этот механизм распространен на кредиты, получаемые на техническое перевооружение. Оказывается поддержка и стимулирование экспортеров промышленной продукции путем возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым на производство экспортной продукции. Хотя и не большие, выделяются средства из федерального бюджета на проведение НИОКР в интересах легкой промышленности. Общая сумма выделенных средств из бюджета на развитие отрасли за период 2006-2008 годы составила 561,64 млн.рублей, (таблица 5).

Эффективность преференций: - каждый рубль, вложенный в отрасль в виде субсидий по кредитам, обеспечивает дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды от 6 до 7 руб., а по отдельным предприятиям – от 20 до 30 рублей.

 

Таблица 5

Меры государственной поддержки отрасли      
кол-во предпр. млн. руб. кол-во предпр. млн. руб. кол-во предпр. млн. руб.
1. Возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями на:            
- сезонную закупку сырья и материалов            
- техническое перевооружение - - - -   2,0
- производство экспортной продукции   20,44   14,9   19,9
2. Бюджетное финансирование НИОКР   31,2   6,2   17,0
3. Ввоз технологического оборудования и комплектующих с учетом снижения таможенной пошлины до нулевой ставки 97,5 тыс.ед.   244,9 млн.долл. США 181,7 тыс.ед.   261,7 млн.долл. США 28,4 тыс.ед.   115,8 млн. долл. США

Проведены оперативно-профилактические мероприятия «Контрафакт» по пресечению незаконного оборота товаров легкой промышленности. В частности, в 2006 году в результате было выявлено более 700 преступлений, по которым материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил более 1,5 млрд.рублей. В ходе расследования уголовных дел наложен арест на имущество стоимостью более 34 млн. руб., изъято имущества, денег, ценностей и добровольно погашен причиненный ущерб в сумме более 367 млн. рублей.

Во многих субъектах Российской Федерации действует и более широкий перечень льгот, в том числе по налогам на имущество, на землю и другие.

Вместе с тем существующие преференции и решаемые в той или иной степени проблемы отрасли на федеральном и региональном уровнях пока недостаточны для того, чтобы устранить влияние негативных факторов на развитие отрасли и превратить ее в конкурентоспособный и саморазвивающийся сектор экономики страны, а отечественным производителям укрепить свои позиции на внутреннем рынке и на равных конкурировать на мировом рынке не только со странами ЕС и США, но и с производителями Китая, Турции, Индии и ряда других стран.

Отсюда ключевая задача – ускоренная качественная модернизация отрасли и поддерживающих ее инфраструктур с использованием кластерных подходов, широкого применения лучших мировых и отечественных достижений в обла­сти техники и технологии текстильного, швейного, мехового и кожевенно-обувного производства, в том числе нанотехнологий и нанопродуктов.

Социальные и кадровые проблемы обусловлены состоянием качественной составляющей кадрового потенциала, которая на многих предприятиях находится в зоне критических величин, а у некоторых - уже за ними.

Ухудшающаяся ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, низкая заработная плата и престижность труда приводят к ежегодному сокращению численности, в основном, молодых и перспективных работников в возрасте до 30–40 лет. Только за десятилетие (с 1990 по 2000 год) численность сократилась в 3 раза, а за последующие восемь лет – в 2,8 раза, что обусловило падение объемов выпуска продукции. При этом принимаемые меры по антикризисному управлению убыточных предприятий со стороны органов государственного управления и руководства не смогли повлиять на ход развития структурных диспропорций в отрасли.

Не решение проблем данной группы существенно скажется на возможности отрасли в подъеме ее экономики и в увеличении производства конкурентоспособной продукции в объемах, необходимых для обеспечения национальной безопасности страны.

Кроме того, все вышеперечисленные проблемы усугубляются воздействием мирового финансового кризиса. В условиях кризиса легкая промышленность, как никто, начинает ощущать на себе его действия. Даже те предприятия, которые за последние годы добились положительных результатов в инновационном развитии, уделяя значительное внимание модернизации производства, уже вынуждены и будут вынуждены в ближайшие годы сокращать объемы производства и отказываться от долгосрочных вложений. Это обусловлено возникшими трудностями, связанными с привлечением банковских кредитов (доля заемных средств в оборотных средствах за последние годы достигла 40 процентов), с одной стороны, увеличением объемов официального импорта, контрафактной и контрабандной продукции, падением спроса и замедлением реализации многих видов товаров, сокращением рабочих и специалистов – с другой стороны. На отдельных предприятиях стали возникать задержки с выплатой заработной платы от 2 недель до 1,5 месяцев, начались временные приостановки работы и по оценке экспертов к концу 2009 года возможно сокращение численности работающих на 10-15 процентов. Особенно это касается трех федеральных округов – Центральный ФО, Приволжский ФО, Южный ФО, являющихся наиболее значимыми в социальном плане. Структура капитала отрасли, будучи сконцентрирована в этих округах, делает их территории наиболее критичными с точки зрения последствий углубления спада производства, что увеличивает значимость социальных последствий, вытекающих от остановки производств. Доля российского товара на внутреннем рынке снизится еще в большей степени и может составить в 2009 году менее 20 процентов.

Изменить сложившуюся ситуацию можно, только разработав и реализовав антикризисные меры, направленные на активизацию инновационной деятельности, повышение эффективности производства на новом технико-технологическом уровне и на создание благоприятных условий, обеспечивающих стабильный по годам рост объемов выпуска конкурентоспособных товаров.

ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Учитывая общегосударственную значимость легкой промышленности России, а также масштабы и глубину системных проблем, необходимо применение адекватных методов и механизмов их решения на федеральном уровне:

- внесение изменений в законодательную базу в сфере производства, экспорта и импорта, тарифно-таможенного и налогового регулирования, урегулирования отношений производителя и торговли;

- решение задачи технического перевооружения и модернизации производства с участием государственных институтов развития для реализации пилотных и государственно-значимых проектов для развития отрасли, отраслевой науки и ее научно- экспериментальной базы;

- реализация мер по защите отечественных товаропроизводителей от «теневого» производства и нелегального импорта, по созданию цивилизованного рынка потребительских товаров и развитию его инфраструктуры, по уточнению правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций и пересмотру перечня стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции в одностороннем порядке и расширение использования торгово-экономического сотрудничества на условиях зоны свободной торговли.

При этом необходимы четкая последовательность и взаимосвязанность действий в реализации системных проблем и антикризисных мер, с одной стороны – предпринимательских и финансовых структур, с другой - федеральных и региональных органов государственной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.009 с.)