Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
XII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Эффективность Стратегии оценивается в течение расчетного периода, за начальный год которого принимается 2009 год - год осуществления инвестиций и разработки приоритетных образцов продукции. За конечный год расчетного периода принимается 2020 год - год серийного производства высокотехнологичной продукции нового поколения на созданных за годы реализации Стратегии производственных мощностях.
Инновационный сценарий развития событий предполагает разработку и реализацию мероприятий Стратегии, позволяющих:
- обеспечить динамичное развитие легкой промышленности России за счет комплексной модернизации и технического перевооружения, оптимизации потенциала отрасли и необходимых структурных преобразований, ускоренного развития научного потенциала, совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы;
- создать новый конкурентоспособный облик легкой промышленности, принципиально улучшить ее положение на внутреннем и мировом рынках, обеспечить вклад отрасли в решение ряда приоритетных общенациональных задач современного этапа экономического развития России;
- создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков и получить многоуровневый синергетический эффект (рис.25):
на макроуровне:
- повышение обороноспособности страны путем удовлетворения потребности российской армии, силовых структур и федеральных ведомств в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты;
- повышение экономической и стратегической безопасности страны путем удовлетворения отраслей экономики в российской продукции промежуточного спроса, снижения зависимости от легального и нелегального импорта;
- увеличение вклада легкой промышленности в прирост ВВП за 10 лет не менее чем в 2,0 раза за счет опережающих темпов роста производства по отношению к их динамике в среднем по обрабатывающим отраслям;
- расширение объемов высокотехнологичного экспорта наукоемкой продукции и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота.
Рис.25. Результаты комплексной реализации Стратегии
на микроуровне:
- обеспечение необходимого уровня обновления основных фондов предприятий и поддержание их в конкурентоспособном состоянии, в том числе на основе развития частно-государственного партнерства;
- повышение инновационной активности, развитие научного потенциала и ликвидация критического технологического и товарного отставания отрасли от промышленно развитых стран мира;
- формирование в легкой промышленности рыночно-ориентированных бизнес-структур нового поколения, обладающих потенциалом для саморазвития и способностью успешного конкурирования с зарубежными предприятиями.
в социально-экономической сфере:
- сохранение и расширение числа рабочих мест, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие отрасли экономики;
- повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры;
- повышение производительности труда и уровня его оплаты.
в бюджетной сфере - обеспечение дополнительных налоговых поступлений и увеличение экспортной выручки (доходы от продаж).
Существенно улучшатся экономические и финансовые показатели. Объем отгруженной продукции за прогнозируемый период возрастет в 3,1 раза, а товаров инновационного характера – в 16,1 раза и составит 309,9 млрд.рублей (таблица 11), соответственно изменится структура отгруженной продукции.
Таблица 11
Показатели
|
отчет
| Прогноз, млрд. руб.
| 1-ый этап
| 2-ой этап
| 3-ий этап
|
|
|
|
|
|
|
| Отгружено продукции собственного производства (без НДС) всего,
| 174,8
| 187,7
| 198,2
| 238,7
| 269,7
| 338,9
| 376,4
| 550,3
| в т.ч. товаров инновационного
характера
| 15,7
| 15,0
| 19,8
| 38,2
| 53,9
| 98,3
| 116,7
| 253,1
| Сальдированный результат
| 2,0
| 1,98
| 2,99
| 5,76
| 5,82
| 7,18
| 7,62
| 9,8
| Экспорт товаров
| 25,3
| 28,5
| 35,7
| 50,7
| 60,0
| 70,7
| 77,1
| 100,5
| Налоговые поступления в бюджет
| 22,6
| 24,3
| 25,6
| 30,8
| 34,8
| 43,8
| 48,6
| 71,1
| Производительность труда одного работающего
| 0,38
| 0,44
| 0,48
| 0,60
| 0,69
| 0,88
| 0,99
| 1,42
| Средняя заработная плата одного работающего, тыс.руб./месяц
|
|
|
|
|
|
|
|
| - в текстильном, швейном и
меховом производстве
| 8,06
| 8,74
| 9,62
| 11,85
| 13,53
| 17,27
| 19,45
| 27,81
| - в производстве кожи, изделий из
кожи и обуви
| 9,42
| 10,25
| 11,20
| 13,95
| 16,09
| 20,15
| 21,25
| 32,43
| | | | | | | | | | | Розничный товарооборот продукции легкой промышленности за 2009-2020 годы увеличится в 1,4 раза и составит 2833,2 млрд.рублей, доля отечественных товаров на российском рынке составит 50,5 процентов.
Рост инвестиций будет соответствовать масштабам «очищения» рынка от контрафактной и контрабандной продукции, снижению доли теневого оборота с 41,7 процента в 2008 году до 10 процентов - в 2020 году
Экспорт товаров легкой промышленности возрастет по сравнению с уровнем 2008 года в 4,0 раза и составит в 2020 году – 100,5 млрд.рублей.
Таким образом, на фоне тяжелого положения в легкой промышленности, которое усугубилось кризисом в мировой экономике и в России, реализация Стратегии становится еще более привлекательной, в том числе с точки зрения консолидации потенциала отрасли, ее возможности стать индустриально развитой, и способной вносить существенный вклад в ВВП страны, а также обеспечивать работой многие тысячи людей, рост благосостояния работающих, повышение стратегической и экономической безопасности страны.
Анализ прогнозируемых социальных и экономических последствий реализации Стратегии показывает, что легкая промышленность способна внести существенный вклад в достижение стратегической цели Минпромторга России «Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности» в результате решения тактических задач «Усиление конкурентных позиций российских товаропроизводителей на внутреннем рынке» и «Продвижение товаров работающих в России компаний на международные рынки».
Приложение № 1
к Стратегии развития легкой промышленности
России на период до 2020 года
|
ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ
Наименование Стратегии:
| Стратегия развития легкой промышленности
России на период до 2020 года
| Наименование, дата и номер нормативного акта о подготовке Стратегии
| Поручение Президента Российской Федерации
от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручение
Правительства Российской Федерации от 15 июля
2008 года № ВП-П9-4244.
| Разработчик Стратегии
| Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации
| Системные социально-экономические проблемы, решаемые Стратегией
| Техническая и технологическая отсталость легкой промышлен-ности от зарубежных стран, выражаемая в высокой энергоемкости, сырьеемкости и трудоемкости производства.
Низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности отрасли, выражаемый в слабой конкурентоспособности отечественных товаров, в низкой доле инновационной продукции.
Высокий удельный вес теневой экономики, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран.
Отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров, выражаемое в обострении конкуренции на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товаропроизводителями.
Социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в ежегодном (примерно на 10процентов) оттоке рабочих кадров.
| Цели и задачи Стратегии
| Цели:интенсификация инновационного развития и технологи-ческого прорыва текстильной и легкой промышленности России, обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции совокупному спросу российского и мирового рынков, повышения национальной значимости отрасли и ее имиджа в мировом сообществе.
Основные задачи:
- повышение конкурентного уровня материально-технической базы на основе технического перевооружения и модернизации производства, внедрения прорывных технологий и создания новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих решение проблем технологической и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран;
- повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска наукоемкой продукции;
- усиление борьбы с теневым производством и с несанкционированным импортом с целью увеличения доли российских товаров на внутреннем рынке к 2020 году минимум до 50 процентов, повышения экономической и стратегической безопасности государства.
- обеспечение к 2020 году роста экспорта продукции в 4,2 раза, объем которого может составить более 3,5 млрд. долл. США, вовлечение орга-низаций легкой промышленности в международное разделение труда;
- разработка эффективных механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной активности, повышения эффективности НИОКР и развитие наукоемких производств;
- создание основы для углубления процессов кооперации, интеграции и развития межтерриториальной и межотраслевой организации взаимодействия субъектов науки, промышленности и малого предпринимательства;
- формирование цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
- развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка.
| Целевые индикаторы
и показатели
| Индикаторы
|
|
|
|
| 1. Темпы роста товарной продукции
в % к предыдущему периоду
|
107,4
|
111,3
|
111,7
|
109,6
| в % к 2008 году
| 107,4
| 136,6
| 193,9
| 314,8
| 2. Количество вновь разработанных
технологий, в т.ч. мирового уровня
|
|
|
|
| 3. Количество патентов, удостоверяющих
новизну технологических решений
|
|
|
|
| 4. Доля инновационной продукции
в общем объеме выпуска, %
|
|
|
|
| 5. Доля отечественной продукции в
объеме продаж товаров легкой про-
мышленности на внутреннем рынке, %
| 19,8
| 24,2
| 33,4
| 50,5
| 6. Доля теневого оборота, %
| 41,6
| 31,0
| 21,6
|
|
| * Данные по инновационному сценарию развития отрасли
| Мероприятия, обеспечивающие реализацию стратегии
| Повышение конкурентных преимуществ легкой промышленности, спроса и покупательских предпочтений, техническое регулирование.
Техническое перевооружение и модернизация производства, институциональные преобразования.
Развитие инновационной деятельности легкой промышленности.
Защита внутреннего рынка и российского производителя от незаконного теневого оборота товаров, формирование цивилизованного рынка потребительских товаров, создание справедливых условий для конкуренции российской и импортной продукции.
Совершенствование системы обеспечения легкой промыш-ленности сырьевыми ресурсами.
Развитие трудовых ресурсов, сохранение имеющихся кадров, привлечение молодых специалистов и рабочих.
Законодательные аспекты, касающиеся совершенствования таможенно-тарифного регулирования, кредитно-финансовой и налоговой политики; институциональные преобразования, нормативно-правовые акты, необходимые для развития межтерриториальной и межотраслевой кооперации.
| Сроки и основные этапы реализации
| Первый этап:
(2009-2012 гг.)
| Реализации конкурентных преимуществ, которыми обладает легкая промышленность, а также быстрореализуемых инновационных проектов, созданных на основе имеющегося научно-технического задела. На данном этапе планируется продолжение действия принятых нормативно-правовых актов и экономических мер, гибкое применение таможенно-тарифной политики. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечива-ющие на следующем этапе системный перевод экономики отрасли в режим инновационного развития.
| Второй этап:
(2013-2015гг.)
| Переход экономики отрасли на новую технологи-ческую базу, основанную на развитии малоотход-ных и безотходных технологических процессов, совершенствование организации производства и управления. В этот период будет осуществлена масштабная реализация пилотных и мега-проектов, связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций, в том числе за счет развития частно-государственного партнерства.
Предполагается создание конкурентоспособных производственных систем, развитие устойчивых кооперационных связей, межтерриториальной и межотраслевой кооперации.
| Третий этап:
(2016-2020гг.)
| Фаза выхода отрасли на заданную динамику инвестиционной и инновационной активности, достижение целей и экономических показателей Стратегии. Будут созданы основы для сокращения разрыва отрасли в технологическом развитии от зарубежных стран, для увеличения ее вклада в ВВП к 2020 году не менее чем в 2,0 раза, для повышения национальной значимости и имиджа отрасли в мировом сообществе.
| Объемы и источники финансирования
| Затраты на реализацию Стратегии, всего
в том числе:
|
– 145,63 млрд. руб.
| - собственные средства
| – 65,22 млрд. руб.
| - привлеченные средства
| – 62,91 млрд.руб.
| - средства федерального бюджета
| – 10,96 млрд.руб.
| | - средства субъектов Федерации
| – 6,54 млрд.руб.
| Распределение средств
| Субсидии, всего,
| – 8,92 млрд. руб.
| | в т.ч. на возмещение процентных ставок
по привлеченным кредитам на:
закупку сырья
|
– 4,44 млрд. руб.
| | техническое перевооружение
| – 3,52 млрд. руб.
| | стимулирование экспортеров товаров
| – 0,96 млрд. руб.
| | Средства на реализацию пилотных
инвестиционных проектов
|
– 44,32 млрд. руб.
| | Средства на техническое перевооружение
| – 89,05 млрд. руб.
| | Средства на реализацию ВИП-проектов
| – 1,58 млрд. руб.
| | Затраты на НИОКР
| – 1,75 млрд. руб.
| Ожидаемые результаты
| * создание высокотехнологичного сектора российской экономики и инновационных основ для повышения темпов экономического роста легкой промышленности, увеличения ее доли в общем объеме промышленного производства до 2,5 процентов в 2020 году;
* ежегодное повышение производительности станочного парка оборудования минимум на 15процентов., выработки в расчете на одного работника в среднем на 18 процентов, прирост числа прибыльно работающих организаций – на 10 процентов;
* рост производства конкурентоспособной наукоемкой продукции в объемах, максимально удовлетворяющих потребности различных слоев и категорий населения, ведомственных структур и субъектов хозяйствования;
* снижение технологического отставания и товарной зависимости отечественной промышленности от передовых стран, повышения национальной безопасности государства;
* увеличение доли российских товаров (одежды, трикотажа и обуви) на внутреннем рынке к 2020 году до 50,5 процентов, доли инновационной продукции в общем объеме до 46 процентов;
* рост экспорта конкурентоспособной наукоемкой продукции в 4,0 раза, вовлечение организаций легкой промышленности в международное разделение труда, расширение возможностей для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий;
* повышение степени надежности защиты населения от влияния негативных факторов (техногенных и природных аварий и катастроф, быстро распространяющихся инфекций и биотерроризма, возможных террористических актов, производственного травматизма, вредных выбросов в окружающую среду)
* улучшение экологии окружающей среды;
* обеспечение поступлений (налогов от прибыли, НДС) в бюджеты всех уровней за период 2009–2020 годы в объеме 523,4 млрд. руб. (что в 3,6 раза превысит размер расходов на реализацию Стратегии);
* индекс рентабельности продаж продукции в 2020 году составит в текстильном и швейном производстве 8,3%, производстве кожи, изделий из кожи и обуви – 13,5% против 4,7% и 8% в 2008 году соответственно по производствам, срок окупаемости финансовых затрат на реализацию Стратегии (период возврата) из всех источников – 1,86 года;
* воспроизводство трудовых ресурсов, повышение уровня профессионального образования сохранение и создание новых, в том числе инновационных рабочих мест в легкой промышленности и в смежных с ней отраслях промышленности около 1-го млн. человек;
* повышение среднемесячной заработной платы к 2020 году против уровня 2008 года в 3,6 раза, улучшение условий труда и культуры производства;
* создание цивилизованного рынка потребительских товаров, равных конкурентных условий на внутреннем рынке для производимой в России и импортируемой продукции, наведение дисциплины во внешней торговле (на таможне) и с незаконным производством внутри страны (контрафактом).
* повышение имиджа легкой промышленности во внешне-экономической деятельности России и на мировых рынках.
| | | | |
Приложение № 2
к Стратегии развития легкой промышленности
России на период до 2020 года
ПОКАЗАТЕЛИ
|