Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационное развитие РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После перестройки России удалось перейти к современной капиталистической экономике с достаточно развитым рынком. Однако, зависимость от нефтяных цен замедлила этот переход и деформировала многие рыночные структуры, таким образом не получил никакого толчка в своём развитии и инновационный сектор экономики. В условиях конкуренции развитых постиндустриальных стран государства, не обладающие развитым инновационным сектором, не имеют никаких шансов, так как вся современная конкуренция переходит к противостоянию высокотехнологичной продукции. Настоящее инновационное развитие России удручает, средства, вкладываемые в инновационные разработки нашим государством составляют едва ли один процент от того, что затрачивают США. Индекс инновационной активности России крайне низок, в рейтинге Россия занимает 49 место среди Хорватии и Саудовской Аравии, когда США, Япония, Южная Корея входят в лидеры списка.[21] Доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции составляет 0,3-0,5%, в то время как такие лидеры, как США, Япония и Германия составляют соответственно: 36%, 30%, 17%[22]. Доля внутренних затрат в ВВП на исследования и разработки составляла в 2013 году 1,13%[23], очевидно это совершенно недостаточно для стимуляции инновационной деятельности и ни в коей мере не сопоставимо с аналогичными затратами у мировых экономических лидеров. Инновационная активность среди российских предприятий также оказалась крайне низкой и по данным 2014 года составляла 9,9%[24], когда в развитых странах Европы более половины предприятий занимаются внедрением инноваций в процессе производства, не отступают от Европы и другие лидеры, как США и Япония. Самым пагубным фактом является то, что не смотря на количественное увеличение затрат на технологические инновации, доля инновационно активных предприятий в стране в последнее время сокращается:
Источник: построено по данным Росстата Инновационная стагнация захватила все отрасли российской экономики, и с течением времени отставание от высокоразвитых стран мира будет только увеличиваться. Даже в добывающей отрасли, не смотря на концентрацию там огромных производственных мощностей, темпы инновационного внедрения крайне малы: страна продаёт преимущественно сырой продукт, а не переработанную нефть, в отличие от той же Норвегии, где развито высокотехнологичное нефтеперерабатывающее производство, и, в результате, продаётся уже вторичный продукт, и есть стимул к дальнейшим технологическим модернизациям. Как уже было ранее сказано, в современных условиях отсутствие инновационного развития лишает государство конкурентоспособности, по рейтингу конкурентоспособности Россия сегодня занимает 45 место[25]. Короткий переходный период в российской экономике оставил свой отпечаток на отраслевом развитии страны: часть отраслей поддерживались государством или ввиду особой структуры прошлой экономики получали естественное стимулирование (ВПК, добывающий сектор, топливно-энергетический комплекс), однако часть новых для российской экономической структуры отраслей не получили должного развития, среди них инновационный сектор выделяется в особенности, а также другие наукоёмкие сектора и производства. Государством были проведены определённые системные мероприятия по ликвидации отставания в развитии секторов, среди мер выделяются: освобождения расходов на инновационную деятельность от НДС, а также возможность учесть в расходах затраты на убыточную нерезультативную деятельность. Кроме того в начале 2000-ых государством для приближения к реалиям рыночной экономики и стимулирования активной инновационной деятельности, были отменены ряд налоговых и инвестиционных льгот. Одной из мер можно считать и увеличение государственного вмешательства и участия в сфере деятельности высокотехнологических отраслей, однако, в свете отмены налоговых и инвестиционных льгот такая политика государства может оказать дестимулирующее влияние на отрасли. Подтверждением данной точки зрения является вмешательство и значительное участие государства в течение последних 10 лет в функционировании автомобильной, авиационной и судостроительной отрасли. На данный момент эти отрасли утратили самостоятельность и не способны поддерживать здоровую конкуренцию с иностранными производителями на должном уровне, данные производства слишком зависимы от государства, и такое положение дел снижает общую отраслевую эффективность, а также изымает из экономики дополнительные средства. Ещё одним значительным ограничением на пути инновационного развития России являются мировые экономически потрясения, ухудшающие состояние макроэкономической конъюнктуры для нашей страны (ипотечный кризис 2008 года), а на фоне колебания цен на нефть и их отрицательной динамики эффект оказывается просто удушающим для высокотехнологических производств (кризис 2014-2015 гг.), отраслей и инновационной сферы в целом, оставляя шанс на развитие и внедрение инноваций лишь самым крупным и самостоятельным предприятиям, большинство из которых состоят в добывающем секторе, что вновь замыкает круг «подавление развития инновационного сектора, как результат «ресурсного проклятия»».
Особое значение для развития и внедрения инноваций имеют инвестиции. Без обширной инвестиционной поддержки на начальной стадии качественное развитие и внедрение высоких технологий в процессе производства невозможно, также и государство не способно в одиночку оказать всем предприятиям необходимую поддержку, не занизив притом стимулы для самостоятельного развития. В тоже время внутриэкономическая конъюнктура в России недостаточно благоприятна для проведения обширных инвестиционных проектов, корпоративная система недостаточно структурирована, экономика и финансовая сфера очень непрозрачны, в купе это мешает делать долгосрочные и точные прогнозы для определения прибыльности того или иного инвестиционного проекта, потому чистая приведённая стоимость (NPV) большинства проектов в реальности занижается, и к применению остаются лишь самые лучшие и надёжные инвестиционные проекты. Таким образом, возможность инвестирования проектов мелких и средних предприятий обрывается на корню, оставляя шанс лишь самым крупным. Экономическая ситуация в инвестиционной сфере в России, делает её непривлекательной для множества иностранных инвесторов, а без широкого потока иностранных инвестиций невозможно поддержание и привлечение инноваций на должном уровне в стране. Успех Норвегии, Австралии и Нидерландов во многом связан с инвестиционной привлекательностью этих государств, что дало огромный толчок для всестороннего экономического развития. России необходимо подготавливать и улучшать среду для инновационной активности. 10% всех предприятий, что занимаются активным внедрением технологий, делают ежегодно значительный вклад в ВВП, потому необходимо повысить количество инновационно активных предприятий, до 50%, чтобы сравняться по данному показателю с мировыми лидерами, финансовая реформа и реформа корпоративного сектора позволят увеличить общую прозрачность и дадут шанс активизироваться многим инвестиционным проектам в области инноваций.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.01 с.) |