Глава 2. Обоснование необходимости проведения комплексных реформ в России, охватывающих экономическую, политическую и институциональную среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Обоснование необходимости проведения комплексных реформ в России, охватывающих экономическую, политическую и институциональную среды.



 

Ресурсное проклятие» – иностранный опыт

Россия является далеко не единственным примером проявления «ресурсного проклятия» в экономике. Существует множества стран, экономическое благополучие которых завязано на добыче и экспорте нефти, газа и иных природных богатств, и, как известно, Россия далеко не абсолютный лидер на данном секторе рынка, а потому имеется ряд государств, ресурсная зависимость которых даже более сильна, чем у нашей страны. В нашем случае любой опыт данных стран в борьбе с экономической гипертрофированностью добывающего сектора и «проклятием ресурсов» окажется полезным, но наиболее тщательно следует исследовать успешные случаи преодоления проблемы и в дальнейшем пытаться проецировать полученный опыт на российские реалии.

Среди стран, экономика которых наиболее зависит от добычи и продажи ресурсов заграничным потребителям, следует выделить в порядке убывания в первую очередь: Венесуэла, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Россия.

Венесуэла

Самыми яркими примерами в данном случае являются первые две страны. В случае Венесуэлы, обладающей одними из самых больших разведанных запасов нефти, 75% всех экспортных доходов приходятся на нефтяную отрасль. В следствии глубокой зависимости экономики страны от добывающей отрасли и ресурсов, а также серьёзной деградации других экономических секторов, можно с уверенностью утверждать, что экономика Венесуэлы в крайне глубокой форме поражена «ресурсным проклятием» (дефицит бюджета самый высокий среди стран ОПЕК). К подобному положению привело совершенно нерациональное использование национальных богатств, также отсутствие состоятельной институциональной и правовой системы для экономичного и эффективного использования имеющихся благ и ресурсов, и в данный момент изменить положение вещей на иное представляется сложным, так как чувствительность венесуэльской экономики характеризуется втрое большей чувствительностью к колебаниям внешних цен даже по сравнению с Россией[9].

Саудовская Аравия

Ещё более интересный случай представляет из себя экономика Саудовской Аравии, где нефтяной экспорт составляет до 90% всех экспортных доходов и около 75% всех доходов государства[10]. Но вместе с тем экономическое положение и общая национальная стабильность на территории данной Монархии на значительно более высоком уровне нежели в Венесуэле. Это вероятно связано с тем, что данное государство занимает лидирующие позиции в ОПЕК, и именно от позиции Саудовской Аравии по нефтяному рынку во многом зависит его конъюнктура, а обладая значительным количеством управляющих рычагов на сырьевом рынке, значительно легче поддерживать собственную стабильность и нивелировать внутреннюю реакцию на отрицательную динамику цен на ресурсы в некоторых пределах. Также стоит учитывать высокую степень экономического и политического сотрудничества между членами НАТО и Саудовской Аравией. Подобное преимущество тоже способно поддержать стабильность экономики на определённом уровне.

Среди лидеров нефтеэкспортёров трудно найти успешные примеры преодоления «ресурсного проклятия», но мировая экономическая история обладает несколькими успешными результатами в области решения проблемы. Наиболее успешными в борьбе с ресурсной зависимостью оказались Норвегия, Нидерланды и Австралия.

Опыт Норвегии

В Северном море в 1970-ых были открыты крупные шельфовые месторождения нефти на акватории Норвегии (а также Нидерландов). После осуществления масштабной разработки месторождения Норвегия достигает крупных значений в уровне экспорта нефтересурсов и с тех пор прочно закрепляется на рынке сырьевых продуктов, превосходя по показателям успешности реализации другие страны-экспортёры. Особенностью в развитии Норвегии является рациональное и эффективное использование ресурсов, и это дало возможность избежать гипертрофирования добывающего сектора в ущерб остальным отраслям экономики и в полной мере реализовать ресурсный потенциал страны, что в купе позволило не допустить распространения «ресурсного проклятия» в экономической системе и избежать большую часть отрицательных последствий.

Сегодня для Норвегии нефтепродукты по прежнему являются основной статьёй экспортных доходов, и их производство и добыча нефти являются важнейшими приоритетами норвежской экономики. Нефтедобывающий сектор оказывает серьёзное влияние на развитие остальных отраслей и общее направление социально-экономического развития. Значительная часть промышленного сектора находится в прямом взаимодействии с добывающим.

На первый взгляд ситуация от России не отличная. Однако, вся особенность данного примера заключается в способах дальнейшего применения выручаемых средств за ресурсы: если в России значительная часть средств реинвестируется обратно для дополнительного разрабатывания добывающего сектора, то в Норвегии почти все деньги уходили на поднятие уровня социального обеспечения, развитие инфраструктуры, постройку жилищных комплексов, учебных заведений, повышение уровня системы здравоохранения и обеспечение бесплатной медицины.

В кратчайшие сроки благодаря значительным инвестициям Норвегия добилась комплексного развития обрабатывающей отрасли, сферы услуг и промышленности, выведя их на передовой уровень. Рациональное использование ресурсов в купе с эффективной правовой и институциональной системами позволили построить за короткий отрезок времени «государство благосостояния». Особенностями Норвегии являются низкий уровень безработицы (ниже 5%), лидерство в рейтинге ООН по уровню ВВП и доходам на душу населения, эффективный уровень инфляции, обеспечиваемый таргетированием инфляции. В стране также один из самых высоких уровней продолжительности жизни и не смотря на высокие темпы добычи нефти низкий уровень экологического загрязнения.

Рассмотрим основные особенности системы государственного устройства Норвегии, которые способствовали эффективному использованию ресурсов в пользу дальнейшего комплексного развития экономики и нации:

· Институциональная система сформирована таким образом, что целиком и полностью подчиняет и направляет все имеющиеся в стране мощности и ресурсы во благо государства и с целью оздоровления и стабилизации экономической системы.

· В Норвегии в добывающем секторе достаточно высока доля государственного участия. В начале открытия месторождения государственный контроль имел место в половине всех происходящих мероприятий, с дальнейшим развитием нефтяного сектора государство стало контролировать 4/5 всей нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности.

· Высокая степень контроля, выражающаяся в особом административном устройстве добывающего сектора, представленного трёхуровневой структурой: Министерство нефти и энергетики, определяющее политику добывающего сектора; Нефтяной директорат, занимающийся надзором за финансовой и производственной деятельностью в секторе, а также крупные полугосударственные компании (крупнейшие – «Hydro» и «Statoil», с 2007 объединились в одну, а с 2009 называется «Statoil ASA», также компания «Гаско», занимающаяся поставками газа в Западную Европу), занимающиеся предпринимательской деятельностью в секторе.

· Норвегия является открытой либеральной экономикой, государством, с развитой правовой системой и общей политической стабильностью.

· Также в Норвегии в 1990 году был создан Государственный пенсионный фонд, большая часть финансирования которого основывается на доходах добывающего сектора. Это способствует созданию резервного капитала для страны, предотвращает перегрев экономики от чрезмерной стимуляции добывающего сектора и других значительными финансовыми потоками, а также позволяет поддержать экономическую стабильность в кризисное время.

В совокупности все описанные факторы способствовали привлечению значительных иностранных инвестиций, технологий и человеческого капитала в нефтегазовый сектор Норвегии и в экономику в целом. А благодаря широко диверсифицированной экономике и крупным накоплениям государственного фонда, гражданам Норвегии не придётся опасаться снижения общего уровня благосостояния даже в случае истощения открытых месторождений ресурсов.

Огромное значение в успехе Норвегии имеет технологическая развитость нефтедобывающего комплекса. Лучшие технологии по глубоководной добыче, бурению, строительству платформ, инфраструктуре по доставке и консервации, а также развитая система нефтеперерабатывающих комплексов по производству вторичных нефтяных продуктов. Всё это позволяет получать дополнительную мировую ренту от экспорта нефтяных продуктов в результате прибавке к добавленной стоимости.

Необходимость в разнообразном высокоточном и сложном оборудовании стимулировала развитие инновационного производства и компаний в стране и дополнительное их привлечение к добыче и поставкам ресурсов и продуктов на их основе. Это привело к развитию перерабатывающего и промышленного секторов, и сегодня более 80% всего необходимого оборудования и материалов поставляются добывающему сектору Норвегии национальными компаниями.

Поступательное и эффективное развитие национальной экономики Норвегии и добывающего сектора привело к транснационализации крупнейших нефтяных компаний, таких, как ныне объединённая «Statoil ASA». Эффективность работы компании, длительный опыт и новейшие технологии по разработке месторождений и добычи нефти привели к востребованности услуг компании за границей и даже на других континентах и распространению её деятельности во многих странах мира. Ныне представительства компании имеются более чем в 33 странах, и в 15 из них компания занимается разведкой и добычей нефти.

Важнейшим элементом эффективного функционирования всей нефтедобывающей и перерабатывающей системы Норвегии является гибкая налоговая политика. Она обеспечивает контроль получаемых финансовых доходов и не допускает их избыточного реинвестирования, а также, направляя и перераспределяя средства на первоочередные нужды, способствует их эффективному использованию. Кроме это позволяет снижать налоговую нагрузку на компании в период падения цен на нефть.

Экстраполируя опыт Норвегии, можно заключить, что для преодоления «ресурсного проклятия» России необходимо реформировать систему государственного управления нефтегазовым сектором. Для этого надо определить и выделить приоритетные направления национального развития и экономической политики, увеличить государственный контроль над нефтяным сектором и обеспечить должный контроль за деятельностью государства в этой области. Задачей государства в процессе управления добывающим сектором должны стать перераспределение доходов от нефти и газа на приоритетные направления развития и их максимально эффективное использование. Подобная политика в сфере ресурсов позволит в полной мере следовать национальным интересам, эффективно реализовать имеющиеся возможности и позволит преодолеть «ресурсное проклятие».

Опыт Австралии

Примером эффективного перехода от аграрной и сырьевой экономики является Австралия. За 200 лет своей истории из сырьевого и территориального придатка Британской Империи, населённого каторжанами, государство превратилось в одну из самых успешных мировых экономик с высоким уровнем жизни, высокой степенью диверсификации производства, стабильной экономической и политической системой. В рейтинге стран по уровню жизни за 2015 год Австралия занимает 7 место[11]. Ранее данная страна была больше известна как поставщик шерсти, мяса, руды, угля и зерна, однако, сегодня показывает всему миру опережающие темпы развития. По данным 2015 года ВВП Австралии составляет $1,241 трлн.[12], а по данным 2013 года ВВП на душу $54,500.

Основными природными богатствами Австралии в наши дни являются месторождения нефти и газа, крупные каменноугольные бассейны, огромные запасы железной руды и бокситов(треть мировых), а также обширные залежи урановых руд. Высок также агроэкономический потенциал страны.

В начале 21-го века Австралии удалось изменить стереотип сырьевого государства в отношении себя. Ещё в начале 2000-ых доля услуг и промышленных товаров в экспорте (соответственно 28,3 млрд долл. и 57,9 млрд долл.) более чем в 2,5 раза превышала долю экспорта ресурсов (34,1 млрд долл.). В последующие 15 лет условия торговли для Австралии более чем изменились.

Этому способствовало развитие и внедрение высокотехнологического производства, крупные инвестиции в развитие системы образования и здравоохранения, формирование и поддержка собственной высокотехнологической промышленности, ориентированной на экспорт и производящей разнообразную линейку товаров. Как результат – повышение производительности труда, диверсификация производства, рост научно-технического потенциала и формирование крупной инновационной отрасли.

Австралия обладает весьма развитой автомобильной отраслью, но так как разрабатывать проекты собственных машин и пытаться занять нишу на переполненном рынке с высокой конкуренцией оказалось нерентабельно, то страна пошла по пути локализации иностранного производства автомобилей и комплектующих на своей территории. Это способствовало получению необходимых технологий для поднятия и развития собственной тяжёлой промышленности. В настоящее время на территории страны локализованы производства крупнейших компаний «Тойота», «Холден» (австралийское отделение «Дженерал Моторз»).

В некоторой степени государство пошло также по пути развития и Норвегии. Значительная часть выручаемых средств от экспорта сырья не проходила реинвестирование, а перенаправлялась на модернизацию других отраслей, таких как: сельское хозяйство, горнодобывающее производство, автопром и иная промышленность, финансовый сектор и множества иных социальных направлений. В целом в Австралии поощрялись и всячески стимулировались инновационная деятельность и конкуренция, что способствовало оздоровлению экономики, техническому развитию и внедрению инноваций в сфере мелкого предпринимательства. Это способствовало экономическому росту и развитию своего преимущества в новых отраслях (автомобилестроение и др.), но также и в отраслях традиционных, что, как и в случае с Норвегией, увеличило добавленную стоимость, формирующуюся внутри страны, и повысило получаемую мировую ренту.

Благодаря проведённым реформам и модернизации всей экономики Австралия уже 15 лет не зависит от добычи и экспорта ресурсов, что говорит о преодолении «ресурсного проклятия». Экономика данной странны в результате диверсификации является многогранной и многофункциональной, а также в полной мере самодостаточной. Доминирование в экспорте новых отраслей не ставит в противоречие старую и новую экономики, добывающая и остальные отрасли гармонично дополняют друг друга, обеспечивая тем самым стабильность системы и высокие темпы развития.

Сегодня в Австралии на сферу услуг приходится около 70% ВВП, а на добычу полезных ископаемых только около 5%. Это доказывает что «проклятие недр» не только возможно избежать, но и преодолеть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.96.213 (0.02 с.)