Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение потенциальных механизмов стимулирования инновационной деятельности в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Абсолютно все развитые страны мира давно изменили принципы, на которых основывалась их модель экономического роста и переняли и сгенерировали новую «модель инновационного экономического роста». Данные государства модернизировали структуру своей экономики, и если раньше она могла основываться на сырьевой составляющей, массовом выпуске партий низкокачественной продукции или иных составляющих, то сегодня в фарватере любой развитой экономической системы находится именно инновационный сектор. Постоянно возрастающая интеллектуализация факторов производства в мире только способствует усилению позиций новой экономической модели и перенятию её другими развивающимися государствами. Главной основой стратегий таких стран становятся инновации, а, значит, существует высокая необходимость в развитии технологий и провидении соответствующих исследований, а это требует создания соответствующей высокоразвитой инфраструктуры, удовлетворяющей потребности новой экономики и также нуждающейся в определённых технологических новшествах и постоянной ремодернизации. В подобной ситуации становится важным один факт, а именно применение технологий к товарам и продуктам, их перебазирование на производственную линию и дальнейшее внедрение, другими словами расширение всего технологического и научно-исследовательского оборота и выведение на промышленный уровень в рамках государства и транснационального взаимодействия. В 20-ом веке у абсолютного большинства государств внедрение технологий на уровень широкого промышленного производства проходило крайне медленными темпами. Это пресекало или значительно замедляло дальнейшую эволюцию некоторых инновационных новшеств и части научных направлений, имеющих прямое или косвенное отношению к производственной реализации. Иначе говоря: временной лаг между открытием, созданием технологической новинки и её массовым производством и применением на промышленном уровне был слишком большим. В новейшее время у государств, подходящих под категорию развитых, данный лаг незначителен, и в случае некоторых видов производств, таких как средства связи, автомобильная промышленность, бытовая техника, высокоточная электроника технологическая модернизация может происходить из года в год, по меркам России это сумасшедшие темпы создания и внедрения технологий. Примером в данном случае могут быть американские компании «Apple», «Microsoft»; корейская «Samsung»; немецкие и японские производители автомобилей, мотоциклов, других транспортных средств и комплектующих «BMW AG» и «Toyota». Все перечисленные компании почти каждый год радуют своих потребителей соответствующими технологическими новинками, внедрёнными в новую группу товаров или модернизирующих старую. Каждый год потребители гонятся за новой серией телефонов, плейеров, с ещё большей скоростью эволюционируют бытовые приборы, многие из которых производятся американскими, немецкими и японскими компаниями (Microsoft, Thomas, Toshiba), и даже автомобильная промышленность, не смотря на более сложную технологическую составляющую и крупные масштабы также регулярно поставляет на рынок новые модели транспорта и соответствующих научных концептов. Подобную скорость восприятия инноваций очень сложно достичь, для этого государство должно быть подготовлено для инновационной модели развития. На основе опыта большинства стран Западной Европы, а также прошедших процесс модернизации восточно-европейских государств и других развитых стран можно вывести формулу, определяющую потенциал достигнутого инновационного прогресса и степень формирования инновационной модели развития. Одной из главных особенностей указанных стран является крайне высокая степень производительности труда, это определяет и соответствующее качество производимой и экспортируемой продукции, а также говорит о значительной добавленной стоимости, что в купе с ранее упомянутым делает экспорт национальной продукции конкурентоспособным и отвечающим общим техническим требованиям и характеристикам, установленным в пределах организации ВТО и непротиворечащих различным государственным стандартам. Кроме того, в рамках модели инновационного развития экономики в этих странах были проведены процессы слияния, интеграции и сотрудничества научно-технической отрасли и сферы промышленного производства, что как раз и обеспечивает быстрый выход продукции на мировой рынок инноваций, а также способствует поддержанию и постоянной инвестиционной подпитке научно-технических исследовательских производств экономики, а также окончательно закрепляет модель инновационного развития в самой структуре экономики. Как результат, инновационный и технологический сектора становятся базисными на пути дальнейшего производительного роста и расширения и усложнения экономики в целом, а также представляют собой определяющий фактор дальнейшего направления развития и роста. Немаловажным фактором является наличие и участие государства в процессах модернизации производственно-технологической структуры экономики и рынка. Государство должно быть прямым участником всех происходящих процессов, в некоторой степени направлять их и задавать соответствующее направление путём имеющихся административных, налоговых и политических инструментов, а также финансовой составляющей. Но кроме прямой финансовой поддержки, контроля и непосредственного факта участия государства необходимо использовать его посреднические функции для наведения и установления соответствующих прямых и косвенных связей между сферой производства и сферой научно-технического прогресса. Без поддержки и посредничества государства малый бизнес вряд ли самостоятельно сможет переориентироваться на инновационный путь развития, а научные институты и производства, чьи сотрудники и непосредственная работа как правило крайне далеки от коммерческой деятельности, без помощи посредников не обзаведутся необходимыми каналами сбыта и внедрения своих новинок и не будут иметь стимула к адаптированию созданных технологий под условия рыночного спроса как на внутреннем, так и на мировом уровне. Относительно России наблюдается серьёзное отставание и запаздывание освоения и внедрения базовых современных технологий производства от основных мировых тенденций, со временем это отставание обещает постепенно возрастать. Вместе тем доля наукоёмких производств, как уже было показано в таблице Росстата ранее, также постепенно сокращается. Подобные процессы в научно-экономической сфере государства происходят уже довольно давно и во многом являются следствием переходного периода экономики начавшегося во время перестройки и последовавшей за этим трансформацией, прошедшей для государства с определёнными структурными искажениями из-за ресурсной зависимости в частности. Наложившиеся поверх этих событий структурные и экономические кризисы, а также периодически прыгающая динамика ресурсных цен оставили мало шансов для развития российской инновационной сферы, только с 2000-го года наблюдается сокращение доли наукоёмкой отрасли в ВВП почти в два раза, постоянно снижается инновационная активность, недостаточен уровень отечественных и иностранных инвестиций. Российские технологии уже давно не являются конкурентоспособными на мировом рынке, а значительную часть внутреннего технологического спроса удовлетворяет иностранный импорт, и это крайне отрицательный факт в условиях потенциально больших технических возможностей страны и обладания ресурсами для их реализации. В условиях нереализованного технического потенциала, неэффективности использования имеющейся ресурсной базы, крайне высокой степени зависимости от мировой макроэкономической конъюнктуры и динамики колебаний мировых цен на ресурсы, деформированной и гипертрофированной в различных своих частях отраслевой структуры смена модели экономического развития является для Российской Федерации первоочередной задачей. Правительством уже давно понята необходимость такого перехода и также выработано единое консолидированное мнение, нашедшее свою отражение в различных документах, реформах и положениях. На основе иностранного опыта можно сделать определённый вывод, что в первую очередь для проведения инновационной экономической политики необходимо выделить и определить основные приоритетные направления её развития, заданные первоочередными потребностями существующей экономической системы, во главе угла каждого определённого направления необходимо поставить достижимую цель. В данном случае основной задачей постановки цели является формирование стимулирующего эффекта, а также возможность точного определения степени успешности проводимой политики, составления прогноза, кроме того это обязывает контролировать процесс экономического реформирования и модернизации структуры, а в случае неправильного хода процесса и отрицательных последствия даёт понять необходимость редактирования достигнутого результата и определяет перечень необходимых административных, бюджетно-налоговых и институциональных инструментов. В процессе инновационной модернизации можно выделить две группы приоритетов: переинвентаризация и перевооружение всех отраслей производства для поднятия общего технологического уровня и реформирования и структурная перестройка экономики с целью развития и повышения конкурентоспособности части отраслей и увеличения соответствующей доли на мировом рынке. В первом случае процессу модернизации подвергается вся экономика. Если проводить подобное в рамках России, то улучшению и качественному изменению подвергнутся все отрасли и сектора экономики, но большее влияние будет оказано непосредственно на самые крупные сектора, в нашем случае это сектора услуг и добывающий сектор. Таким образом, при моделировании подобной ситуации экономика России не получит никакого оздоровления, так как крупная часть модернизационных возможностей иных отраслей будет замещена и перераспределена крупнейшими и без того развитыми секторами, а это лишь усугубит структурную экономическую диспропорцию и не решит поставленные проблемы, лишь выводя их на новый уровень. Таким образом первая группа приоритетов никоем образом не отвечает потребностям России, а лишь в результате усилит зависимость от ресурсов и упрочнит однобокую структуру экспорта. На фоне первой методология, сопутствующая второй группе приоритетов, кажется для России наиболее подходящей, так как гипертрофирование системы как раз и предполагает качественные структурные изменения с приоритетом относительно некоторых секторов. В таком случае государство решает двуединую задачу по активизации общей инновационной активности, а также реструктурированию и повышению конкурентоспособности реальных секторов экономики. Кроме того, как ранее было выяснено, государство несомненно должно играть ведущую роль в обеспечении высокой инновационной активности и развитии научно-технологического рынка страны, именно за государством стоит задача определения основных приоритетов инновационного развития, общая постановка цели и активизация механизмов инновационного стимулирования. Определение приоритетных инновационных направлений на примере Франции и Японии Опыт Франции может послужить примером правильного определения приоритетов и выведения системы определяющих дальнейшее направление инновационной деятельности стимулов. Министерством промышленности Франции в течении 18 месяцев был проведён опрос среди ведущих промышленных фирм. Целью опроса являлось выявление технологий, которые по мнению производителей в будущем, через 10-15 лет, будут играть ведущую роль. После проведения опроса был составлен список, включавший в себя 105 технологий. В дальнейшем прошедшие технологии были проанализированы и прошли дополнительную стадию отбора, целью которого являлась определение степени сопряжённости данных технологий с промышленно-технологическими возможностями Франции и возможности составить конкуренцию другим развитым странам в данной технологии. В процессе второго этапа отбора было отсеяно ещё 17 технологий, как превосходящих научный потенциал и допустимую нагрузку для соответствующих отраслей, а также отбор не прошли 49 технологий ввиду недостаточной технологической модернизации французских предприятий и недостаточного количества мощностей. 66 технологических концептов в рамках научного потенциала страны имеют наоборот большие возможности, но только 24 из них способны реализовать имеющиеся производственные силы и мощности, а остальные позиции являются в меру приемлемыми для научно-технического и промышленного потенциала Франции. Путём построения матрицы научно-технического и промышленного потенциала по соответствующим 105 технологиям и выделения мест совпадений были выявлены приоритетные научно-промышленные направления, по которым государство планировало оказывать поддержку и проводить всяческие меры по стимулированию данных направлений. Пример Японии в некоторой степени отличается от французского метода определения и выявления первоочередных научных и производственных направлений. В данном случае льготная политика, создание стимулирующих механизмов и иной вид поддержки вырабатываются государством совместно с научной, промышленной и финансовой (банковско-промышленный капитал) сферами, выходя на уровень национальных приоритетов и, добавляя тем самым престижности к участию в модернизационных процессах экономики. После войны в 1948 году в Японии была собрана общенациональная конференция, в которой принимали участие представители научной сферы, промышленности, государства и банков. Собранием было выделено и поставлено в ранг национальных приоритетов 6 типов технологических направлений: синтетические материалы, крупнотоннажное судостроение и электроника и другие. Соответственно через 15 лет по всем выделенным направлениям Япония стала мировым лидером. Также интересен и опыт остальных стран, к примеру в Соединённых штатах хоть и не принималось столь радикальных действий по постановке вопроса и согласования между правительством, научной, промышленной и банковской сферой, но причиной тому было постоянное и активное участи государства в научных разработках и их промышленном использовании как в гражданской, так и в военной сфере. Как раньше, так и до сих пор основные научно-технические прорывы в США определяются и осуществляются введением крупномасштабных государственных программ. И такая политика показывает свою эффективность в полной мере, так как инновационный сектор США составляет долю в 36% от мирового. Схожую программу развития имеет и Израиль. На его долю ежегодно приходится большое количество патентов на различные технологии, также страна преуспевает и в их промышленном внедрении. Данное государство имеет множество утверждённых государством научно-технологических программ, имеющих национальный приоритет. Инфраструктура, финансовая и промышленная постоянно подстраиваются под приоритеты государства, проходя очередную волну модернизации. Схожим в ситуации Израиля и США является системная сопряжённость многих научно-технологических программ и военно-промышленных потребностей. Если у США это является следствием холодной войны и необходимостью удержания лидирующих позиций, то в случае Израиля определяющим фактором является накал военно-политической обстановки в регионе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.014 с.) |