Тема 4. Управление идеями в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Управление идеями в организации



Цели изучения темы:

- понимание возможностей использования различных методов генерирования идей;

- осознание условий внедрения систем управления идеями в организации.

Задачи изучения темы:

- ознакомление с содержанием методов генерирования идей;

- изучение особенностей донесения идей до руководства;

- получение знаний об особенностях различных систем управления идеями в организации;

- ознакомление с критериями сравнения систем управления идеями.

Успешно изучив тему, Вы:

получите представление о:

- доступных менеджерам методах генерирования идей;

- структурах, позволяющих находить перспективные идеи и доводить их до руководства.

 

будете знать:

- сущность методов генерирования идей;

- как правильно сформулировать идею и донести ее до руководства;

- преимущества и недостатки различных типов систем управления идеями в организации;

- как осуществить выбор той или иной системы управления идеями.

 

Вопросы темы:

1. Генерирование идей.

2. Представление идей руководству.

3. Системы управления идеями.

 

Вопрос 1. Генерирование идей.

Генерирование идей является первым и очень важным этапом инновационного процесса. Его результат – определенное количество перспективных для организации идей.

В целях повышения количества и качества идей учеными и практиками был разработан ряд методов, которые могут использоваться менеджерами и сотрудниками большинства организаций.

 

Мозговой штурм

 

Метод «мозгового штурма» («brainstorming») был разработан американским психологом Алексом Осборном и представляет собой неструктурированный процесс генерирования идей, спонтанно предлагаемых участниками.

Подготовка к «мозговому штурму» начинается с формулирования проблемы. Затем подбираются участники (6-12 человек) желательно различных профессий, но среди них не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой теме. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Любые, даже самые абсурдные идеи фиксируются; не допускаются критические замечания или оценка высказанных идей; поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях.

Основной принцип «мозгового штурма» состоит в том, чтобы разделить во времени генерирование идеи и ее критику.

Для того чтобы групповой мозговой штурм был более эффективным, следует соблюдать ряд правил.

До того как группа соберется вместе, выделите 15-20 минут для индивидуального «мозгового штурма» каждого из ее членов. В этом случае им не нужно будет беспокоиться, что они забудут свои оригинальные идеи. Подобная индивидуальная работа также поможет координатору четко сформулировать задачу, что, как было доказано, повышает эффективность «мозгового штурма». Потом соберите членов группы вместе и начните сессию. Не позволяйте людям по очереди зачитывать список их идей, придуманных заранее. (Так вы потеряете движущую энергию «мозгового штурма», а людям будет сложнее отталкиваться от идей коллег, чтобы предложить что-то новое.) Лучше следите за тем, чтобы в «мозговом штурме» принимали активное участие все без исключения члены группы, а для этого поддерживайте быстрый темп. В рамках одной сессии вы должны обсудить замыслы каждого участника и предложить какие-то новые комплексные идеи.

Еще один способ избежать проблем традиционного «мозгового штурма» – использовать «немой» вариант «мозгового штурма» – «brainwriting», когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

Шесть шляп

 

Автор этого метода – Эдвард де Боно. Его суть заключается в упорядочивании творческого процесса с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп.

Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

Mind mapping

 

Mind mapping – широко распространенный (в основном, в США) метод схематичного изображения последовательности действий, событий, предметов или объектов. На русский язык mind mapping можно перевести как «структурирование мыслей» или более дословно «рисование карты своих мыслей».

Разработчиком данного метода является Тони Бьюзен. По его мнению, творчество связано с памятью человека, а значит, укрепление памяти способно улучшить и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически.

ТРИЗ

 

В основе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) лежит инженерная теория Генриха Альтшуллера. Он считал, что использование метода проб и ошибок при поиске новых решений задач – неэффективно. Альтшуллер установил 40 стандартных приемов, которые подходят для решения большинства задач.

Чтобы применить тот или иной прием, необходимо:

1) Определить тип задачи: изобретательская или исследовательская.

Изобретательская задача подразумевает, что есть цель, которую требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы (т.е. возникает вопрос «Как быть?»).

Исследовательская задача – это когда происходит некоторое явление, и необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат (возникает вопрос «Почему?»).

2) Сформулировать противоречие: любая сложная задача содержит в себе системное противоречие, которое нужно преодолеть или обойти (пример).

3) Применить принципы и приемы решения задач.

 

Пример:

Прием №26: если найденное решение слишком сложно, дорого и неудобно, его надо заменить на ослабленную копию.

Перед бизнес-тренером Виталием Ильинским в свое время поставили задачу: совместить два логотипа одной компании, владеющей автобуфетами, Steff и Маркон. Просто изобразить их вместе было нельзя в силу высокой узнаваемости марки Steff и низкой известности Маркон. Тогда Ильинский предложил оставить Steff, но изобразить на палатке тень в виде буквы «М». Идея была отвергнута из-за негативных ассоциаций, которые вызывала тень у заказчиков. Тогда Ильинский предложил сделать букву цветной, используя специальные прожекторы для подсветки.

Большое количество полезной информации по использованию ТРИЗ содержится на интернет-сайте: http://trizland.ru/links.php.

Морфологический анализ

 

Этот метод изобрел в 30-х гг. XX в. швейцарский исследователь Фриц Цвикки. Морфологический анализ часто описывается как метод научно-технического прогнозирования, так как позволяет определить будущие научно-технические достижения. Однако большей частью его практические приложения касаются поиска возможных конструктивных построений.

Считается, что лучше всего использовать морфологический анализ для тех проектов, где требуется придумать много свежих идей, не отходя слишком далеко от сложившихся правил.

Сущность морфологического анализа состоит в том, что проводится структурный анализ объекта:

§ выбираются несколько его существенных характеристик;

§ для каждой из них ищутся альтернативные решения;

§ анализируются все возможные сочетания характеристик объекта: каждая комбинация представляет собой потенциальное решение.

 

Некоторые из комбинаций могут быть уже известны, некоторые могут быть отвергнуты как нежелательные, тогда как некоторые могут обнаружить новые возможности.

Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

 

Синектика

 

Этот подход был разработан американским исследователем Уильямом Гордоном, который считает, что новые идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни.

Выделяются четыре вида аналогий:

1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике.

Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.

2. Символическая аналогия позволяет представить себе неожиданный образ объекта, предмета, раскрывающий его новые свойства. Для этого требуется в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.

При решении задачи поиска оригинальных решений, связанных с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) – весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи.

Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче.

 

Так, на съемках фильма «Прогулки с динозаврами» участники съемочной группы по утрам «входили в образ» одного из животных: передвигались, бегали, «принимали пищу» и т. п.

 

Метод фокальных объектов

 

Автор данного метода – Чарльз Вайтинг. Заключается он в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете.

Например, возьмем два понятия: свеча и «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

Другой пример иллюстрирует, как свойства помидора (круглый, сочный, вкусный) переносятся на подводную лодку: круглая лодка – подводный дом, сочная – со смазкой наружной поверхности для уменьшения трения, вкусная – в длительном плавании ее мебель и перегородки съедаются, поскольку сделаны из муки со специями.

 

Рекомбинация идей и знаний

 

Многие ученые и исследователи полагают, что инновация представляет собой не что иное как комбинацию уже существующих идей.

Преподаватели Дэвид Су и Квангуи Лим утверждают, что при решении исследовательских задач обычно организации склонны использовать те знания, которые, во-первых, им доступны, а во-вторых, знакомы. Такой подход сильно ограничивает возможности фирм, работающих в тех областях, в которых конкурентоспособность немыслима без инноваций.

Для эффективного преодоления «исследовательской ограниченности», знания должны быть связаны, что может происходить двумя способами:

1) знание берется из одной области и переносится в другую («knowledge bridging»);

2) идеи из различных областей комбинируются таким образом, чтобы можно было вводить новшества в еще одной области.

 

Пример первого типа «переноса» знания – рождение и развитие теории эволюционной экономики, заимствовавшей ключевые идеи эволюционной биологии. Примером второго может служить область стратегического управления, которая использует и компонует знания из множества несоизмеримых областей – таких, как экономика, социология, история, политология – для того, чтобы создать новое знание о корпоративной стратегии.

 

Catchball

 

Среди прочих методов генерирования новых идей в Японии используется метод Catchball, который нацелен на совершенствование идеи и ее оценку коллективом. Принцип его работы таков: начальная идея передается одному из членов рабочей группы, который старается ее дополнить и улучшить; затем улучшенная идея передается следующему сотруднику и т.д. Таким образом идея проходит целый цикл усовершенствований.

 

При таком обилии различных методов генерирования идей, менеджеру бывает непросто выбрать наиболее эффективный из них. Тем не менее он может попробовать испытать данные методы на практике. Хорошие результаты дает комбинирование различных методов генерирования идей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.029 с.)