Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Анализ и конструирование организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поведение организации зависит от многих и разных факторов. Одни из них оказывают влияние непосредственно, другие - опосредованно. Одни носят разовый или кратковременный характер воздействия, другие - долговременный. Для менеджера очень важно определить ключевые точки проблемного поведенческого поля, такие составляющие его структуры, на основе которых можно было бы строить стратегическое планирование и управление поведением организации. Исследователи по-разному определяют эти ключевые точки. Однако большинство их них сходится на том, что такими точками могут быть: 1) цели организации; 2) модель организации; 3) организационная структура; 4) организационная культура; 5) коммуникации; 6) мотивация; 7) оценка результатов труда и вознаграждение; 8) изменения в организации и управление нововведениями; 9) стиль руководства; 10) внешняя среда; 11) поведенческий маркетинг. Цели организации. Организация создается и функционирует для достижения конкретных целей, направленных на удовлетворение потребностей различных заинтересованных в ее деятельности людей и групп. Главная цель существования организации обозначается как ее миссия. Большинство российских руководителей не заботятся о выборе и формировании миссии своей организации, считая это ненужным. Между тем, как показывает зарубежный опыт, значение миссии трудно переоценить. Во-первых, она обеспечивает направления и ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. Во-вторых, оказывает влияние на имидж организации, информируя потребителей, партнеров, работников, общество в целом о том, что представляет собой данная организация, к чему она стремится, какие разделяет ценности. В-третьих, миссия придает организации определенность и индивидуальность. Наконец миссия является основой для формирования организационной культуры. Она помогает администрации управлять поведением индивидов, групп и всей организации. На основе миссии определяются конкретные цели организации. Как правило, они различны и многообразны. Один из возможных вариантов их классификации приводится в таблице.
Успешная реализация целей зависит прежде всего от того, насколько правильно они выбраны и сформулированы. При целеполагании необходимо соблюдать определенные требования. 1. Цели должны быть конкретными и измеримыми. Конкретные и измеримые формы создают базу отчета для последующих решений и оценки результатов. 2. Цели должны иметь временную характеристику. Следует точно определить не только, что организация хочет делать, но и когда. Обычно цели бывают долгосрочные (рассчитанные на пять, иногда больше лет), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и краткосрочные (в пределах года). 3. Цели должны быть достижимыми. Если цели недостижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. 4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. На основе целей организации формируются цели ее подразделений, групп и отдельных работников. Организация дает возможность людям достигать личных целей, реализовать коллективно то, что они не в состоянии осуществить индивидуально. Таким образом формируется иерархия целей. Руководитель должен координировать цели подразделений, отдельных групп и лиц, направлять их на выполнение целей всей организации, не допуская возникновения острых противоречий и конфликтов, влияющих на поведение организации. Анализ и конструирование организации. Управление поведением человека в организации начинается с конструирования самой организации, анализа условий, целей и выбора соответствующей организационной модели. Существуют две основные классические модели: механическая и органическая. Механическая модель. В соответствии с этой моделью организация рассматривается как своеобразная машина, которая работает по строго установленному порядку. Она предполагает достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил, процедур, централизованной власти, а также высокой специализации работ. Американские исследователи сравнивают ее с симфоническим оркестром, в котором для каждого музыканта задается своя партитура. Авторство этой модели приписывают немецкому ученому Максу Веберу. Он впервые описал ее применение и ввел термин «бюрократия» как способ организации коллективных действий. Согласно Веберу, бюрократическая структура превосходит любую другую форму по точности, стабильности, дисциплине и надежности. Она позволяет руководителям организации с высокой точностью предсказывать результаты управленческих действий и реакции на эти результаты. При механическом подходе к конструированию организации, по мнению Вебера, обеспечиваются благоприятные условия для управления организационным поведением, поскольку: 1) все задачи разделены на специализированные работы. Специализация и разделение труда позволяют четко определить функции, полномочия и власть, которые необходимы работнику для выполнения возложенных на него обязанностей, а также меры принуждения и порядка их применения; 2) каждая задача выполняется в соответствии с системой определенных правил. Эти правила обеспечивают единство и координацию усилий, а также преемственность и стабильность, так как они остаются неизменными, если даже меняются работники; 3) каждая структура организации рассчитана на выполнение работы под руководством только менеджера, власть которого обеспечивается делегированием задач от верхнего уровня иерархии, и, следовательно, любое нижестоящее подразделение подчиняется вышестоящему. Таким образом, создается непрерывная цепь в командной структуре; 4) каждый работник организации связан со своими подчиненными, клиентами или заказчиками безличным, формальным образом: эмоциональная привязанность вредит делу; 5) основанием замещения должностных вакансий служит только профессиональная квалификация, которая одновременно является защитой от произвольного увольнения работника. Карьерный рост осуществляется по старшинству либо в зависимости от достижений в труде. Как показывает практика, механистическая модель обычно используется при конструировании организации со стабильной внутренней средой и низким уровнем неопределенности окружающих условий. Органическая модель. Эта модель используется при конструировании организации, для которой характерны высокий уровень адаптивности, ограниченное использование правил и процедур, децентрализация власти и относительно низкая степень специализации. Если механическую модель сравнивают с симфоническим оркестром, то органическую можно уподобить джаз-оркестру, в котором каждый музыкант способен импровизировать и сыграть собственную вариацию на заданную тему при поддержке всего оркестра. Разработку данной модели связывают с именами английских исследователей Т. Барнса и Дж. М. Сталкера, которые впервые ввели термин «органическая система» для обозначения организаций с гибким менеджментом. По их мнению, основные достоинства органической модели сводятся к следующему: 1) она обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде; 2) она обеспечивает максимальные возможности работнику во всех его взаимодействиях с организацией; 3) она способствует созданию и поддержанию у работника чувства личного достоинства и значимости; 4) процессы принятия решения, контроля и выработки целей в организации, построенной на основе такой модели, децентрализованы и разделены на всех уровнях; 5) связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды. Различия в качественных характеристиках данной и предшествующей моделей объясняются тем, что первая из них ставит во главу угла критерии максимальной эффективности и производительности, а вторая - максимальной удовлетворенности, гибкости и развития. Эти различия особенно ярко проявляются в процессах, которые влияют на поведение человека в организации. Американский ученый Ренсис Ликерт провел сравнительный анализ в этом направлении и пришел к результатам, отраженным в таблице. Несмотря на выводы Ренсиса Ликерта, своих сторонников имеет и та, и другая модель. Практика показывает, что при конструировании организации нельзя руководствоваться теорией «одного наилучшего пути». Все зависит от конкретной ситуации: размера организации, технологии, уровня неопределенности окружающих условий и т.д. Так крупные организации в нормальных условиях требуют высокой специализации, формализации, стандартизации и большого количества иерархических уровней. Те же самые организации, если они работают в быстро изменяющемся внешнем окружении, должны использовать характеристики органической модели. Технология массового производства основана на узкой специализации, высокой формализации и стандартизации выполняемых работ и процедур. Применение же сложных и высоких технологий предполагает снижение уровня формализации, специализации и стандартизации работ, а также децентрализацию управления, создание наряду с функциональными подразделениями различных проектных, координационных групп. Таким образом, в одном случае лучшим вариантом для конструирования организации может быть механическая модель, в другом - органическая, а в третьем - сочетающая в себе элементы первой и второй.
Различия между механической и органической моделями
Организационная структура На базе выбранной модели проектируется организационная структура. Структура - это скелет организации, схема должностей и подразделений, на основе которой строятся формальные отношения между людьми в организации. Этим прежде всего определяется роль структуры в управлении организационным поведением. Организационная структура имеет также элементы: звенья (подразделения, отделы, группы и т.д.), уровни (ступени управления) и связи (горизонтальные и вертикальные). Горизонтальные связи (как правило, одноуровневые), носят характер согласования, вертикальные (многоуровневые) - подчинения. Связи могут быть линейными, функциональными, смешанными, а также формальными и неформальными. Для организационного поведения очень важно правильно спроектировать рабочие места, определить размеры подразделений, их права, обязанности и ответственность, а также системы взаимодействия и коммуникаций друг с другом. На основе механической модели строятся линейная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная организационные структуры. Линейная структура. Понятие линейной структуры связано с делением организации по вертикали сверху вниз и непосредственной подчиненностью низшего звена управления высшему. Линейная структура обеспечивает сочетание прямого воздействия на производство и сосредоточение в одних руках всех функций управления. Ее достоинства: оперативность, простота, невозможность получения подчиненными противоречивых и не увязанных между собой заданий и распоряжений, полная ответственность руководителя за результаты работы. Ее недостатки: плохая адаптивность к внешней среде, отсутствие специалистов по отдельным функциям управления. Линейные структуры используются в организациях малого бизнеса при их создании и становлении. Функциональная структура. Этот тип структуры основан на функциональном разделении труда и управления. В пределах определенных функций создаются структуры, которые направляют нижестоящим ступеням управления или звеньям производства обязательные для них решения. Функциональное управление позволяет привлечь к руководству специалистов, разгрузить линейных руководителей и упростить их работу. Однако оно нарушает принцип единоначалия. Каждый исполнитель может получать распоряжения по нескольким каналам от разных руководителей, что ведет к разрыву управленческого процесса и создает проблемы для управления поведением работников. В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Она чаще используется в сочетании с линейной. Линейно-функциональная структура. Одним из ее достоинств является то, что она позволяет сочетать выполнение узкоспециализированных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение разных задач. Вместе с тем для нее характерно отсутствие достаточной гибкости и адекватности к быстро меняющейся внутренней и внешней среде. В результате замедляется прохождение информации, увеличивается объем работы высшего эшелона управления, превышаются нормы управляемости, возникает несоответствие между полномочиями и ответственностью руководителей различных уровней. Такая структура может быть эффективной там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции и задачи. Дивизиональная структура. Попытки скомпенсировать недостатки линейных и функциональных структур вызвали появление дивизиональной структуры. Она предусматривает деление организации на элементы и блоки по видам товаров и услуг, группам потребителей или географическим регионам и может рассматриваться как соединение организационных звеньев, обслуживающих определенный рынок и управляемых централизованно. В этой форме автономность подразделений сочетается с центрально- контролируемым процессом распределения ресурсов и оценки результатов. При всех различиях организационные структуры, основанные на базе механической модели, похожи в главном. Во-первых, взаимодействие в системе управления в них происходит в основном по вертикали, то есть между начальником и подчиненным. Во-вторых, производственная деятельность и поведение персонала регламентируются инструкциями и решениями руководства. Однако переход к рыночным отношениям требует повышения самостоятельности отдельных звеньев управления, расширения их полномочий. В этих условиях организации нуждаются в гибких структурах, способных быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды. Такие возможности предоставляет органическая модель. Сегодня используются два основных типа структур, созданных на основе этой модели: проектные и матричные. Проектная структура. Это временная структура, которая создается для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления определенных работ, требующих непрерывного интегрирующего руководства в условиях строгих ограничений по времени, затратам и качеству. Для реализации таких проектов возможности традиционных структур ограничены. После завершения работ команда распускается и ее члены либо переходят в новый проект, либо возвращаются в свои подразделения. Матричная структура. Под матричной структурой понимают такую структуру, в которой линейно-функциональное управление дополняется управлением по социальным программам и проектам. Для этого создаются дополнительные подразделения, построенные по функциональному признаку. При такой организации работы возникают новые, более сложные отношения внутри организации. Ответственность за выполнение определенных работ и соответствующие права распределены не так четко, как при традиционных линейной или функциональной структурах. Повышается роль горизонтальных информационных потоков. Возрастает число решений, принимаемых на нижних уровнях. Основным недостатком этой структуры является ее сложность. Много проблем возникает из-за наложения вертикальных и горизонтальных полномочий, что подрывает принцип единоначалия. Некоторые исследователи называют и другие недостатки матричной структуры, затрудняющие управление организационным поведением, в частности борьбу за власть и конформизм в принятии групповых решений. Тем не менее матричная структура сегодня применяется во многих организациях. К ее достоинствам относятся: - гибкость, динамизм и оперативность; - компетентность в принятии решений; - обеспечение программ и задач ресурсами в соответствии с их приоритетом; - централизованное использование достижений научно-технического прогресса. Поскольку при проектировании организации в настоящее время широко используются комбинированные структуры, особую роль играет интеграция всех подразделений. Интеграция как процесс объединения организации для достижения ее целей осуществляется различными методами.
Методы интеграции структурных подразделений организации
Как видно из таблицы, выбор метода интеграции зависит главным образом от среды, в которой работает организация. Если она относительно устойчива и ее можно прогнозировать, принимаются различные правила и процедуры. Если же она нестабильна, быстро меняется, то лучше всего подходит способ установление личных связей, а также организационные формы типа совещаний, временных рабочих групп и комиссий.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 7137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.014 с.) |