Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Конфликты и переговоры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфликт - это столкновение несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида или в межличностных отношениях индивидов и групп людей, проявляющихся в форме отрицательных эмоциональных переживаний. В ранних трудах по менеджменту преобладала точка зрения, согласно которой конфликты в организации рассматривались как негативное явление. Считалось, что рациональная структура, верно определенные функции, набор правил и процедур взаимодействия должностных лиц устраняют условия для возникновения конфликтов. Сегодня иной взгляд на эту проблему: конфликты в организации не только возможны, но иногда и желательны. Все дело в том, какой заряд они в себе несут. Если конфликт дает дополнительную информацию, помогает найти большее число альтернатив, делает процесс принятия решений группой более эффективным, способствует самореализации отдельной личности, то такой конфликт - его называют функциональным - следует всячески поддерживать и использовать для повышения результативности организации. Если же конфликт мешает достижению целей группы и организации в целом, затрудняет удовлетворение потребностей отдельной личности, то такой конфликт - его называют дисфункциональным - необходимо устранять. Менеджер, чтобы управлять поведением работников в конфликтных ситуациях, должен знать виды конфликтов, причины их возникновения, процесс развития, а также типы конфликтных личностей и методы управления поведением в конфликтных ситуациях. Виды конфликтов. Известны четыре основных вида конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой. 1) Внутриличностный конфликт имеет различные формы. Одна из них - ролевой конфликт, который возникает, когда человеку, например, даются противоречивые задания и от него требуются взаимоисключающие результаты. Другая форма внутриличностного конфликта - это противоречие между производственными требованиями и личностными потребностями и ценностями. Особой разновидностью внутриличностного конфликта являются стрессы. О них мы поговорим отдельно. 2) Межличностный конфликт - самый распространенный. Он возникает, как правило, между людьми, имеющими различные черты характера, темперамент, взгляды на жизнь, цели и в силу этого не могущими ладить друг с другом. 3) Конфликт между личностью и группой. Такой конфликт возникает в основном, когда личность занимает позицию, которая находится в противоречии с позицией группы, когда член группы не соблюдает групповые нормы поведения или когда руководитель вынужден прибегать к дисциплинарным мерам, непопулярным у подчиненных. 4) Межгрупповой конфликт. Его причиной чаще всего бывают различные подходы к проблемам, преданность группе и борьба за ресурсы. Например, отдел маркетинга, ориентированный на покупателя, требует улучшения качества продукции путем увеличения инвестиций, а производственный отдел, стремясь сохранить необходимое соотношение затрат и эффективности, выступает за уменьшение дополнительных капиталовложений. Между ними, естественно, рождается конфликт. Причины конфликтов. Конфликты бывают, как мы уже знаем, разные; поэтому и причины у них разные. Основные из них можно свести к следующим: - распределение ресурсов; - организационные изменения; - личностные расхождения; - различия в системах ценностей; - угроза статусу; - недостаток доверия; - неудовлетворительные коммуникации. Распределение ресурсов. Здесь противоречия возникают потому, что, с одной стороны, ресурсы всегда ограниченны, с другой, психология человека такова, что он хочет получать больше, а не меньше. Столкновение возможностей и желаний ведет к конфликту. Организационные изменения. Члены группы смотрят по-разному на необходимость изменения в организации, на формы этих изменений, время их проведения и т.д. В результате появляются противоречия в отношениях личности и группы, группы и организации, которые могут стать источником конфликтов. Личностные расхождения. В первой и третьей главах мы говорили о том, что индивидуальные различия людей лежат в основе поведения человека в организации. Личностные расхождения могут стать причиной конфликта, но они же являются одним из условий результативности группы и организации. Поэтому надо уметь использовать эти различия. Различные системы ценностей. Известно, что каждый человек оценивает ту или иную ситуацию, исходя из своих представлений и нравственных установок. На этом основывается его позиция и поведение. А поскольку, как говорится, сколько людей, столько и мнений, неизбежны противоречия и столкновения. Угроза статусу. В начале этой главы мы говорили, что одной из причин объединения людей в группы является получение определенного статуса. Социальный ранг личности в группе имеет для людей огромное значение, и всякая угроза ему вызывает у человека стремление к сохранению своего лица. Конфликт обычно возникает между тем, на чье достоинство покушаются, и тем, кто покушается. Недостаток доверия. Отношения в группе строятся в том числе и на доверии друг к другу. Доверие помогает людям строить свои отношения, полагаясь на мнение и поступки других членов группы. Когда такое доверие пропадает, возникает возможность конфликта. Неудовлетворенные коммуникации. Мы уже говорили о роли, которую играют коммуникации в жизни группы или организации в целом. Если информация понимается неадекватно различными группами или членами одной группы, если она несет в себе взаимоисключающие требования, если в ней неточно определены работа, должностные обязанности и функции, то конфликт неизбежен. Типы конфликтных личностей. Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые мы приводим в таблице.
Типы конфликтных личностей
Управление конфликтной ситуацией. Признаки зарождения конфликта часто сразу не видны. Противоречия могут длительное время находиться «под пеплом», как тлеющие угольки в догорающем костре. Но стоит только подбросить новую охапку дров и немного подождать, как тут же вспыхнет пламя. В коллективе вдруг меняется атмосфера, появляется ощущение дискомфорта, напряженности, возникают неожиданные недоразумения и т.д. и т.п. Словом, процесс пошел. Его развитие и результаты зависят от того, как будет действовать менеджер. Успех той или другой стратегии зависит от методов управления конфликтной ситуацией. Специалисты по конфликтологии выделяют две категории методов разрешения конфликтов: структурные и межличностные. К структурным относятся: 1. Освоение общих целей. Например, создание единых целевых программ для различных групп позволяет предотвратить межгрупповые конфликты. 2. Разъяснение требований. Этот метод направлен на то, чтобы предоставить каждому работнику исчерпывающую информацию о его правах, обязанностях и ответственности за групповое поведение. 3. Координация и интеграция. В основе этого метода лежит, во-первых, создание упорядоченной цепи команд; чтобы исключить возможность искажения управленческой информации по различным коммуникативным каналам («сверху вниз» и «снизу вверх»); во-вторых, использование таких средств координации и интеграции, как управленческая иерархия, связующие межнациональные службы, совещания между подразделениями и т.д. 4. Система вознаграждений. Оказывая влияние на поведение людей с помощью вознаграждений, можно избежать таких дисфункциональных последствий конфликта, как неудовлетворенность работой, рост текучести кадров, снижение уровня социально-технологического климата в коллективе. 5. Разделение конфликтующих сторон, сокращение или полное прекращение их контактов. Например, перевод работника из одного подразделения в другое или расформирование группы. В основе межличностных методов лежат варианты или стратегии поведения во время конфликта, о которых мы уже говорили. Их тоже пять: 1. Приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий). 2. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки). 3. Уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее). 4. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции). 5. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон). Известные конфликтологи Кеннет У. Томас и Ральф X. Килменн рекомендуют применять тот или иной метод в следующих ситуациях: - Приспособление лучше всего подходит тогда, когда существует необходимость сохранения хороших взаимоотношений с партнером либо когда предмет разногласий более важен для оппонента или для вас. - Компромисс целесообразен в таких случаях: стороны имеют одинаково убедительные аргументы; надо принять срочно решение, а времени нет; лучше получить в конце концов часть, чем потерять все и т.д. - Уклонение от конфликта предпочтительнее тогда, когда его причина несущественна или напряженность в отношениях достигла высокого накала и ощущается необходимость ее снятия. - Соперничество желательно использовать при решении серьезных проблем, связанных с эффективностью работы группы или организации (при уверенности каждой стороны в своей правоте), либо когда нет иного выбора и нечего терять. - Сотрудничество бывает особенно эффективно в тех случаях, если надо найти общее решение и при этом каждый из подходов слишком важен, либо когда необходима интеграция точек зрения партнеров. Переговоры. Применение большинства методов управления конфликтом связано с проведением переговоров. При переговорах как способе разрешения конфликтов обычно используются два подхода. Фред Лютенс называет их распределительным и позиционным торгами. Распределительный торг подразумевает получение от «ограниченного пирога» возможно большей доли. Чаще всего он используется при таких методах управления конфликтной ситуацией, как компромисс, приспособление или уклонение. Позиционный торг заключается в том, что стороны последовательно занимают ряд позиций, а затем отказываются от них. Простейшей формой таких переговоров является торг на рынке. Торгуясь, стороны дают понять друг другу, чего они хотят и в конце концов достигают приемлемого для обеих сторон решения. При том и другом подходе используются простейшие стратегии: «несговорчивый человек», или «жесткая позиция», и «уступчивый человек», или «мягкая позиция». Первая стратегия предполагает достижение победы любой ценой. В ее основе - сила, давление, недоверие к другой стороне. Цель второй стратегии - соглашение. Для нее характерны избежание силового давления, внесение конструктивных предложений, изменение принятой ранее позиции. В последнее время специалисты стали говорить об ином подходе при ведении переговоров, интегральном, который основывается на «расширении пирога» с использованием методик, направленных на достижение результата «выигрыш-выигрыш». Его достоинством является то, что он базируется не на компромиссе, применении силы, приспособлении или избежании, а на сотрудничестве. Интегральный подход, подчеркивает Ф. Лютенс, требует от участников переговоров таких навыков, как: * разделять людей и проблемы; * концентрировать внимание на интересах, а не на позициях; * находить взаимовыгодные варианты решения;» использовать объективные критерии. Правила поведения в условиях конфликта. Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил. 1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки. 2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом. 3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему. 4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка. Однако если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера. 5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше. 6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации. 7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства. 8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию. 9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения. Надеемся, что эти советы помогут в вашей практической деятельности по продуктивному и творческому разрешению конфликтных ситуаций. Стресс. Обычно стресс воспринимается как негативное явление. Например, реакция работника на выговор начальника. Однако бывает и позитивный стресс. Его называют «ю-стресс» (греческое «ей» означает «хороший»). Стресс - это адаптивная реакция на внешнюю ситуацию, которая приводит к физиологическим, психологическим и поведенческим отклонениям у людей. Физиологические отклонения сопровождаются повышением артериального давления, сердечно-сосудистыми заболеваниями, а иногда язвенной болезнью и артритом. Психологические отклонения выражаются в том, что у людей появляются раздражительность, агрессивность, депрессия. Человек начинает плохо относиться к своим обязанностям на рабочем месте, сопротивляется распоряжениям начальства или впадает в неверие в свои способности. Поведенческие отклонения проявляются в снижении производительности труда, прогулах, текучести кадров. По последним подсчетам, стресс обходится США в 68 миллиардов долларов в год. Почему возникают стрессы? Причины разные, но их можно объединить в четыре группы: внешние, организационные, групповые и индивидуальные. Внешние. К ним относятся экономическая и политическая нестабильность в обществе, инфляция, безработица, изменения, вызванные научно-техническим прогрессом. Организационные. Это - различия систем ценностей сотрудника и организации, организационные изменения (особенно приостановка производства или перевод на другую работу), фрустрация (блокирование мотивации - стремления индивида достичь желаемой цели), автократическое руководство, атмосфера незащищенности на рабочем месте, давление фактора времени, рабочие перегрузки и др. Групповые. Такие, как отсутствие групповой сплоченности и взаимной поддержки, наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов. Индивидуальные. Они связаны либо с ролевым конфликтом и неопределенностью, когда работник не уверен в правильности своих действий или ожиданий коллег и менеджеров, либо с индивидуальными различиями в характерах людей. Такие различия выражены в известной классификации поведения людей по типу А и типу В. Согласно этой классификации человек типа А: - находится в постоянном движении; - быстро ходит; - быстро ест; - быстро говорит; - нетерпелив; - занимается несколькими делами одновременно; - одержим погоней за количественными показателями, считая, что успех определяется тем, как много в жизни ему удалось достичь и приобрести; -агрессивен; - склонен к конкуренции;
- постоянно испытывает недостаток времени. В отличие от такого человека человек типа В: - терпелив; - не хвастается; - играет потому, что ему нравится, а не затем, чтобы выиграть; - не боится опоздать; - никогда не торопится; - обладает спокойными манерами. Авторы данной классификации Фридман и Розенман считают, что люди типа А испытывают чрезвычайное давление и более склонны к стрессу. В то же время представители типа В умеют быстрее адаптироваться к различным ситуациям, спокойно воспринимают установление самых жестких временных рамок и потому менее подвержены стрессу. Для борьбы со стрессом существуют различные способы. 1. На уровне организации: 1) введение максимально справедливой системы оплаты труда; 2) улучшение условий труда; 3) совершенствование системы коммуникаций и распространения информации; 4) создание в организации атмосферы взаимной поддержки; 5) смягчение конфликтов и уточнение организационных ролей; 6) планирование карьеры и расширение возможностей для продвижения сотрудников по служебной лестнице; 7) социальная поддержка в организации и за ее пределами, направленная на удовлетворение основных потребностей работников. 2. На уровне индивида: В борьбе со стрессом многое может сделать для себя и сам человек. Обобщив различные исследования по этой проблеме, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури рекомендуют для борьбы со стрессом следующие правила: 1) разработайте систему приоритетов в своей работе: «сделать сегодня», «сделать на этой неделе», «сделать, когда будет время»; 2) научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, которые в настоящее время выполняете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить; 3) наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим боссом. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения; 4) не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположные направления. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивную позицию; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования; 5) сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько не уверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними; 6) обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите: не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности; 7) находите ежедневно время для отключения и отдыха. Каждое утро закрывайте дверь на пять минут, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите мысли о работе из головы. Обратитесь к приятным воспоминаниям или образам, чтобы освежить мозг... Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.194 (0.013 с.) |