Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Мотивация и результативность организации

Поиск

 

Рассматривая природу поведения, мы выяснили, что в основе любого осознанного действия человека лежит определенный мо­тив, то есть осознанная потребность. Люди постоянно испытывают те или иные потребности и стараются их удовлетворить. По мере того как они разрешают свои проблемы, один тип поведения оказывается вознаграж

денным, другой - нет. Поэтому, когда в следующий раз человек встречает­ся с той или иной проблемой, он пытается ее разрешить тем способом, который ему уже однажды помог. Другими словами, степень удовлетворе­ния, полученная при достижении поставленной цели, влияет на его пове­дение в сходных обстоятельствах в будущем.

Ученые назвали это законом результата или законом следствия. Зная дей­ствие этого закона, можно побуждать людей к определенному поведению.

Процесс побуждения работников к деятельности для достижения их личных целей и целей организации называется мотивацией.

Для побуждения людей к эффективной деятельности применяются вознаграждения. При этом вознаграждение понимается в более широком смысле, чем просто деньги или удовольствия, с которыми обычно ассоци­ируется это слово. Вознаграждение включает в себя все, что человеку пред­ставляется ценным для его жизни.

Вознаграждения бывают внутренние и внешние.

Внутренние вознаграждения человек получает от самой работы. Когда она ему кажется значимой и он ее хорошо выполняет, у него появляется чувство самоуважения. Внутренним вознаграждением можно считать дружбу и общение, которые возникают в процессе работы с коллегами.

Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения -Это создание соответствующих условий для работы и правильная поста­новка задачи.

Внешние вознаграждения человек получает от организации. Это - зар­плата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвала и признание, а также дополнительные выплаты и льготы.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внут­ренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, менеджер должен знать, какие существуют у работников потребности и что заставляет их трудиться производительно.

Многочисленные исследователи пытаются ответить на эти вопросы по-разному. Одни из них видят источники мотивации во внутреннем мире человека, его потребностях, ценностях, устремлениях. Другие объясняют трудовую мотивацию действием внешних для человека факторов. Они считают, что поведение человека является реакцией на воздействие этих факторов (вспомним эксперименты И. П. Павлова), и, следовательно, им можно управлять с помощью системы наказаний и поощрений.

Такой взгляд на трудовую мотивацию, достаточно популярный в начале прошлого века, подвергся впоследствии суровой критике за свой антигу­манный характер, хотя многие руководители разделяют его до сих пор и управляют своими сотрудниками на основе философии «кнута и пряника».

Современные теории мотивации подразделяются на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории основываются на идентификации тех потребностей, которые заставляют человека действовать так, а не иначе. К сторонникам этого подхода принадлежат, например, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг, К. Альдерфер,

Л. С. Выгодский.

Процессуальные теории рассматривают мотивации по-другому. Не оспаривая роли потребностей в жизни человека, они считают, что пове­дение людей определяется не только потребностями, но и другими фак­торами, например, ожиданием, что выбранный способ достижения цели приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. С этими те­ориями связаны имена прежде всего В. Врума, Л. Портера, Э. Лоулера и

С. Адамса.

Остановимся подробнее на некоторых наиболее известных теориях как первого, так и второго направлений.

Содержательные теории мотивации Одной из основных теорий этого направления является теория А. Маслоу. Ранее, во второй главе, уже шла речь о ней. Здесь мы лишь напомним основные ее положе­ния. Маслоу исходит из того, что поведение работника определяется иерар­хической структурой его потребностей. Расположенные в последователь­ности, которая продиктована насущностью и приоритетностью их удов­летворения, они образуют своеобразную пирамиду из пяти уровней. При этом в основе пирамиды расположены первичные потребности (физиоло­гические и потребности в безопасности); поднимаясь к вершине - вторич­ные (социальные и духовные) потребности.

Модель мотивации по Маслоу строится на том, что прежде чем начнут оказывать свое влияние на поведение человека потребности высших уров­ней, сначала должны быть удовлетворены потребности, расположенные у основания пирамиды. Когда наиболее сильные и приоритетные потребно­сти удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними, и т.д. А поскольку с развитием чело­века как личности расширяются его потенциальные возможности, потреб­ность в самовыражении, находящаяся на вершине пирамиды, не может быть удовлетворена полностью. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Теория Маслоу оказала большое влияние на современных менедже­ров. Идеи, на которых она базируется, позволяют лучше понять мотива­цию сотрудников организации. Если работник не удовлетворил свои пер­вичные потребности, организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости.

Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Чтобы мотивировать таких людей, организация должна предоставить им возможности для са­мореализации, приобретения социального статуса и т.д. Теория Маслоу требует от менеджеров:

-идентифицировать и принимать потребности работников;

- признавать различия их стремлений;

-стремиться к удовлетворению приоритетных для людей потребностей;

- понимать, что постоянное использование однотипных поощрений (особенно тех, которые удовлетворяют потребности более низкого поряд­ка) постепенно приводит к снижению мотивации сотрудников.

Несмотря на свои очевидные достоинства, теория Маслоу подверга­ется острой критике. Во-первых, последующие исследования опроверга­ют концепцию ранжирования потребностей человека в строгую иерар­хию. Например, представители русской школы психологов во главе с круп­нейшим ученым Л.С. Выгодским пришли к выводу, что в психике чело­века присутствуют два параллельных уровня развития - низший и выс­ший, которые обусловливают существование низших и высших потреб­ностей. Причем механизмы их удовлетворения функционируют в том же режиме, то есть параллельно и самостоятельно. Во-вторых, существен­ным недостатком теории Маслоу является то, что она не учитывает ин­дивидуальные отличия людей.

Следующей широко известной моделью мотивации, основанной на потребностях, является двухфакторная теория Герцберга. Вместе со сво­ими сотрудниками Ф. Герцберг опросил 200 инженеров и служащих раз­личных компаний. Задавались два вопроса:

1) Когда вы испытывали наи­более полное удовлетворение от своей работы и что его порождало?

2) Когда вы относились к работе хуже и что порождало это отношение?

Полученные ответы были расположены в таблице: на первый вопрос -с одной стороны, на второй - с другой. Получилась четкая картина: удов­летворенность сотрудников связана с содержанием работы, а неудовлет­воренность - с внешними условиями. Факторы, вызывающие удовлетво­ренность, Герцберг назвал мотиваторами, а неудовлетворенность - гигие­ническими факторами (или поддерживающими, то есть обеспечивающи­ми поддержание разумного уровня мотивации работника ).

Двухфакторная теория Герцберга  
Гигиенические факторы Мотиваторы
Вознаграждение (зарплата) Гарантии рабочего места Условия труда Статус Деятельность компании Качество руководства Качество внутрифирменных отношений между коллегами, с начальником, подчиненными Достижения Признание Ответственность Продвижение по службе Работа как таковая Возможность роста

 

При этом ответы опрошенных давали основание сделать такие выводы. При отсутствии или недостаточном присутствии гигиенических факто­ров у человека возникает неудовлетворенность работой. В то же время если они присутствуют в достаточной мере, то сами по себе не могут моти­вировать человека на что-либо. Совершенно иначе себя проявляют моти­ваторы. Их отсутствие или неадекватность не приводит к неудовлетворен­ности работой. Однако наличие их в полной мере вызывает удовлетворе­ние и мотивирует работников на эффективную деятельность.

До появления теории Герцберга считалось, что существует единое од­номерное пространство, на одном конце которого расположены факторы удовлетворенности, а на другом - неудовлетворенности. Если условия ра­боты вызывают удовлетворенность у людей, то изменение этих условий влечет за собой неудовлетворенность, и наоборот.

Теория Герцберга пролила свет на содержание трудовой мотивации. До нее менеджеры обращали внимание главным образом на факторы, которые Герцберг назвал гигиеническими. Даже при возникновении моральных проблем в отношениях с работниками типичным решением было повышение зарплаты, увеличение дополнительных льгот и улучшение условий труда. Одна­ко часто оказывалось, что такие упрощенные решения имели низкий эффект.

Герцберг был первым, кто сформулировал мысль о том, что существу­ют факторы, которые только поддерживают разумный уровень мотива­ции, и факторы, которые по-настоящему мотивируют труд людей, и что для того, чтобы люди были довольны своей работой и трудились эффек­тивно, необходимо использовать как те, так и другие одновременно.

Вместе с тем, как и модель Маслоу, теория Герцберга имеет слабые стороны. Ее недостатки связаны в первую очередь с методом исследова­ний. Разделение факторов на две группы является результатом подхода

Герцберга к изучению проблемы (анализ отчетов о положительном и нега­тивном трудовом опыте). Кроме того, критики Герцберга считают, что его теория имеет ограниченный характер, так как выводы основываются на исследованиях только менеджеров, «белых воротничков».

В отличие от А. Маслоу, автор следующей теории Мак-Клелланд счи­тает, что люди острее всего испытывают три потребности: власти, успеха и причастности.

Особое значение в теории Мак-Клелланда придается мотивации дос­тижения. Для людей, которые имеют такую потребность, характерны та­кие черты:

- они избегают слишком легких и слишком трудных для исполнения целей, предпочитая ставить перед собой умеренные задачи;

- они предпочитают иметь быструю и надежную обратную связь о том, как оценивают их работу;

- они любят брать на себя ответственность за решаемые проблемы.

Мак-Клелланд разработал специальные тренинговые программы для формирования мотивации достижения. Эти программы включают четыре основных компонента:

1. Приобретение руководителем (работниками) информации о мотива­ции достижения и ее важности для успеха управленческой деятельности.

2. Установление высокого уровня планируемых достижений.

3. Помощь в осознании каждым себя человеком с высоким уровнем достижений.

4. Оказание групповой поддержки другим людям, которые стремятся к высоким достижениям.

Другой важной потребностью Мак-Клелланд считает потребность власти. Она выражается, по его мнению, как желание воздействовать на других людей. Люди с высокоразвитой потребностью власти - это не обязательно карьеристы в негативном значении этого слова. Гораздо чаще такие люди проявляют себя как откровенные и энергичные работ­ники, которые не боятся конфронтации и стремятся отстаивать свои позиции.

Мотивация на основании потребности в причастности, по мнению Мак-Клелланда, схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди стараются быть дружелюбными, придают большое значение взаимопониманию, старают­ся оказывать помощь другим. Они предпочитают такую работу, которая не ограничивает межличностные отношения.

Как и предыдущие теории, теория Мак-Клелланда имеет своих при­верженцев и своих критиков. Основным ее недостатком, как и предыду­щих теорий, является абстрагирование от психологических особенностей каждого индивида. Она предполагает одинаковую реакцию любого работ­ника на определенный мотивационный фактор и исключает вероятност­ный характер мотивации.

В результате попытки преодолеть слабости рассмотренных нами моде­лей (в первую очередь модели Маслоу) родилась теория Альдерфера. В отличие от Маслоу, Альдерфер предложил трехуровневую иерархию по­требностей и назвал ее ERG - по начальным буквам уровней:

1. Существование (existence) - данный уровень объединяет физио­логические и иные материальные потребности человека.

2. Родственность (relatedness) - потребности в межличностном вза­имодействии, отношениях и оценке.

3. Рост (growth) - потребности развития и саморазвития.

Теория Альдерфера отличается от теории Маслоу не только количе­ством уровней иерархии потребностей. По Маслоу, каждый последую­щий уровень начинает мотивировать поведение человека только после удовлетворения потребностей предыдущего. Согласно же теории Аль­дерфера, движение идет не только вверх по иерархии, но и вниз (фруст­рация). Полное блокирование или препятствие, встречающиеся на пути удовлетворения потребностей более высокого уровня, влекут за собой актуализацию потребностей более низкого уровня. Например, если у че­ловека отсутствует возможность со временем выполнять более сложную и интересную работу, то он считает справедливым добиваться более вы­сокой оплаты за тот же труд, чтобы компенсировать отсутствие перспек­тив развития.

Таким образом, теория Альдерфера полагает, что индивиды склонны ориентироваться на достижение одной из трех ступеней потребностей. Это допущение увеличивает возможности для менеджера при мотивации работников.

Альдерферу, как и его предшественникам, не удалось построить совер­шенную модель. Обладая рядом сильных сторон, присущих ранним содер­жательным теориям, она лишена многих свойственных им ограничений.

Общее представление о рассмотренных нами содержательных теориях мотивации дает сравнительная таблица.

 

Сравнение четырех содержательных теорий мотивации
Теории мотивации Основные выводы Мотивы изме­рения моти­вации Практическое приме­нение Проблемы и ог­раничения
Теория Маслоу Индивиды пыта­ются удовлетво­рить основные потребности, прежде чем при­ступить к удовле­творению по­требностей выс­шего порядка Используется шкала ответов на вопросы анкеты Дает менеджерам по­нимание и большие знания относительно мотивации работников Не ставит во­прос об инди­видуальных различиях, а также не может обеспечить ди­намику потреб­ностей, их из­менение
Теория Герц-берга Только некоторые факторы и харак­теристики трудо­вого процесса отражаются на мотивации. Неко­торые же харак­теристики, кото­рым уделяют внимание менед­жеры, влияют на удобство работы, но не мотивируют работников Интервью с работниками для выявле­ния их отно­шения к оп­ределенным моментам ра­боты Изложена в доступных для понимания менед­жера терминах. Выяв­ляет факторы мотива­ции, которые менедже­ры могут развивать и использовать Утверждает, что все работники схожи в своих потребностях и предпочтениях
Теория Мак-Клел-ланда Индивид приоб­ретает потребно­сти из соответст­вующей культуры общества; следо­вательно, трени­ровки и обучение могут повлиять на силу потребно­стей индивида и повысить их Тематический оценочный тест (тот), ко­торый побуж­дает респон­дентов рас­крыть свои потребности Если потребности под­даются развитию, то менеджеры могут вли­ять на них путем соз­дания программы обучения и повышения квалификации, разви­вая их в направлении, совпадающем с целями организации Интерпретация результатов тот является слож­ной, недоста­точно подтвер­жден эффект, оказываемый программами обучения на из­менение по­требностей
Теория Альдер­фера Индивиды, кото­рым не удалось удовлетворить потребности в росте, испыты­вают разочарова­ние и вновь со­средоточиваются на потребностях низшего порядка Используется шкала ответов на вопросы анкеты Привлекает внимание к последствиям неудов­летворения потребно­стей; разочарование может быть основной причиной, в силу кото­рой деятельность не достигает необходимо­го уровня или идет на спад Недостаточно исследований для подтвер­ждения теории

 

Как показывает таблица, каждая из четырех содержательных теорий мотивации объясняет человеческие потребности и поведение с очень не­большими различиями. Основная разница между ними состоит в том, что Мак-Клелланд выделяет потребности, приобретаемые у общества; Маслоу предлагает иерархическую систему статических потребностей, Альдерфер - гибкую трехуровневую классификацию, а Герцберг исследует внутренние и внешние факторы работы. В то же время все четыре теории, хотя и кон­центрируют внимание на индивидах, их особенностях, не ставят вопрос об индивидуальных различиях. Между тем, как нам известно из многих тео­рий личности каждый индивид неповторим. Объеди­няет содержательные модели мотивации также и то, что им присуще несо­вершенство методики измерения мотивации.

Вместе с тем каждая из них имеет определенную практическую цен­ность, и все вместе они создают базу для выработки методов мотивации работников.

Процессуальные теории мотивации. Первая из них – теория ожидания Врума. Суть своей теории Врум выразил в формуле:

 

ВАЛЕНТНОСТЬ х ОЖИДАНИЕ х ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ = МОТИВАЦИЯ

 

Для понимания теории необходимо объяснить ее основные термины.

1) Результаты первого и второго уровня. Результаты первого уровня связаны с самим рабочим процессом. Они включают в себя произ­водительность, текучесть кадров и качество продукции. Результаты вто­рого уровня - это события (поощрения или наказания), к которым могут привести результаты первого уровня. Например, повышение зарплаты, про­движение по службе, признание или неприятие в группе.

2) Инструментальность. Под этим термином Врум подразумевает значимость результата первого уровня для_достижения результата второго уровня. Например, человек может быть мотивирован выполнить свою ра­боту на высшем уровне, поскольку хочет продвинуться по службе.

3)Ожидание. Этот термин означает веру личности в то, что за опре­деленным поведением последует определенный результат. Ожидание име­ет значения от 0 (нет шансов, что результат произойдет после определенно­го поведения) до +1 (уверенность в том, что ожидаемый результат после­дует за определенным поведением).

4)Валентность. Степень значимости получения поощрения для ин­дивида, его устремленность к достижению поставленной цели. Валентность может принимать значения от -1 до +1. Если человек из двух вариантов -

«добиваться» результата или «не добиваться» - отдает предпочтение перво­му, она положительная; если он равнодушен к результату - валентность рав­на нулю; в том же случае, когда человек предпочитает не добиваться резуль­тата, вместо того чтобы его достичь, валентность принимает значение - 1.

Если в основе моделей мотивации, базирующихся на потребностях, лежат широкие обобщения, позволяющие предсказать наиболее сильные побуждения или неудовлетворенные потребности работников, то теория Врума предполагает, что менеджер может выделить из набора различных поощрений индивидуальные предпочтения сотрудников и проанализиро­вать их изменение.

 

 

Некоторые комбинации валентности, ожидания и инструментальности
Ситуация Валентность Ожидание Инструмен­тальность Мотивация
  Высокая положительная высокое высокая сильная мотивация
2. Высокая положительная высокое низкая умеренная мотивация
  Высокая положительная низкое высокая умеренная мотивация
4. Высокая положительная низкое низкая слабая мотивация
  Высокая отрицательная низкое низкая слабое уклонение
  Высокая отрицательная высокое низкая умеренное уклонение
  Высокая отрицательная низкое высокая умеренное уклонение
  Высокая отрицательная высокое высокая сильное уклонение

 

Как видно из таблицы, наиболее сильную мотивацию дает комбина­ция при высокой положительной валентности, высокой степени ожида­ния и высокой инструментальности. Если желание поощрения высоко, но Какая-либо из составляющих триаду формулы низка, мотивация будет умеренной (см. ситуацию 2 или 3). В том случае, когда значения ожидания и инструментальности невелики, мотивация окажется слабой, даже если поощрение имеет высокую валентность (ситуация 4).

Особый случай представляет собой отрицательная валентность (ситу­ации 5-8). Например, некоторые работники не стремятся к повышению

должности (стрессы, ненормированный рабочий день, дополнительные обязанности и т.д.). В то же время при разных значениях ожидания и инструментальности сила уклонения может принимать различные выражения и в конечном счете изменится под воздействием непосредственного опыта сотрудника и опыта его коллег.

Хотя теория Врума не дает конкретных решений мотивационных про­блем, она помогает менеджерам понять взаимосвязь личных целей и целей организации, заставляет их задуматься о том, как протекает в сознании их подчиненных процесс мотивации.

Авторство другой процессуальной теории - теории справедливости -приписывают С. Адамсу. Она существует почти столько же, сколько и те­ория ожидания. Однако обратили на нее внимание только недавно.

Эта теория основана на положении о том, что большинство работни­ков заинтересованы не только в удовлетворении своих потребностей, но и в справедливости системы вознаграждения (экономического, социального,

психологического).

Справедливость и несправедливость зависят от того, насколько вклад в работу того или другого индивида и получаемая им отдача отличаются от вклада и получаемой им отдачи другого работника.

При этом в понятие вклад входят возраст, пол, образование, социальный статус, положение в организации, квалификация и то, насколько усердно человек трудится. Полученная отдача заключается главным образом в раз­личных видах поощрений, таких, как денежные выплаты, статус, повыше­ние по службе, степень внутренней заинтересованности самой работой.

Если представление работника о собственном отношении «вклад - отдача» не соответствует представлению о том же отношении у других, он будет прилагать все усилия, чтобы восстановить справедли­вость. Сила такого рода мотивации, по мнению Адамса, находится в пря­мой зависимости от ощущения существующей несправедливости. Для вос­становления справедливости человек может изменить свой вклад или по­лучаемую отдачу, умышленно искажать их, бросить работу, пытаться вли­ять на других людей.

Сравнение теорий справедливости и ожиданий позволяет выделить в них сходные элементы - усилия (трудовой вклад) и вознаграждения (ре­зультат). Общим в них является также и то, что там и там основная роль принадлежит восприятию. Поэтому менеджеры должны стремиться полу­чать информацию от работников, а не навязывать им свои оценки.

Одной из лучших процессуальных теорий, несмотря на ее сложность для применения на практике сегодня, считается теория Портера-Лоулера.

Л. Портер и Э. Лоулер исходят из предпосылки, что мотивация (уси­лие или энергия) не равна удовлетворенности или исполнительности. Мо­тивация, удовлетворенность и исполнительность представляют собой от­дельные переменные и взаимодействуют иначе, чем принято считать.

Согласно модели Портера-Лоулера, результаты, достигнутые работ­ником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способнос­тей и черт характера человека, а также от восприятия им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зави­сит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным воз­награждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее вознаграждение: чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения - похвалу руководителя, премию, продви­жение по службе.

Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаг­раждением означает возможную связь между выполненной сотруд­ником работой и вознаграждением организации. Пунктирная линия меж­ду результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справед­ливое, использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости люди имеют собственное мнение о степени объек­тивности оценки. Удовлетворенность - это результат внутренних и вне­шних вознаграждений с учетом их справедливости.

Удовлетворенность является критерием того, насколько ценно вознаг­раждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие челове­ком будущих ситуаций.

Таким образом, успешная мотивация по Портеру-Лоулеру предполагает:

а) прямую зависимость достигнутых результатов и эффективность работы от затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда;

б) прямую зависимость затраченных усилий от ценности и справедли­вости вознаграждения;

в) необходимость исходить из того, что результативность труда по­рождает удовлетворенность, а не наоборот.

Мы рассмотрели несколько теорий мотивации, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Ни одна из них не является совер­шенной, но каждая добавляет нечто новое к пониманию мотивационного процесса. Обзор этих теорий позволяет сделать некоторые конкретные выводы для практики:

1. Менеджеры в состоянии воздействовать на мотивацию и управ­лять ею.

2. Все известные теории мотивации делают упор в конечном счете на определение перечня и структуры потребностей людей.

3. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями - внешни­ми (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренними (чувству успеха при достижении цели), получаемыми от самой работы.

4. Для удовлетворения первичных потребностей необходимо:

- совершенствовать систему денежной оплаты за труд. Заработная плата, должна давать достаточно средств для оплаты разумных жизненных по­требностей работника и вместе с тем способствовать его реальному вкладу в процветание организации;

- обеспечивать стабильность занятости работника. Люди должны быть в полной безопасности от конъюнктурных изменений в потребностях ра­бочей силы;

- создавать безопасные условия труда. Оборудование, условия труда должны способствовать реализации творческого потенциала работника. 5. Для удовлетворения вторичных потребностей необходимо:» поручать сотрудникам такие работы, которые позволяли бы им об­щаться;

- создавать на рабочих местах обстановку единой команды;

- проводить периодические совещания с подчиненными не только для принятия стратегических решений, но и для обсуждения текущих вопросов;

- сохранять неформальные группы, если они не наносят реального ущер­ба организации;

постоянно увеличивать содержательность работ для сотрудников;

- обеспечивать им эффективность обратной связи по результатам ра­бот и реакции руководителя;

- проводить объективную оценку и поощрение достигнутых результатов;

- привлекать подчиненных к формулированию целей и разработке ре­шений;

- делегировать подчиненным достаточно прав и полномочий;

- продвигать работников по служебной лестнице;

- обеспечивать и поддерживать их обучение и переподготовку;

- знать потенциал каждого работника и создавать необходимые усло­вия для его реализации;

- поручать подчиненным сложные и важные задачи, требующие пол­ной отдачи сил и возможностей;

- поощрять и развивать творческие способности подчиненных.

Оценка результатов труда и вознаграждение Практическая эффективность всех теорий мотивации зависит, как мы теперь знаем, от вознаграждений. В свою очередь вознаграждения находятся в прямой за­висимости от оценки результатов труда.

Таким образом система оценки труда и вознаграждение являются осно­вой работы по мотивации поведения сотрудников в любой организации.

Оценка результатов труда. Правильная оценка труда обеспечивает руководителей необходимой информацией для принятия решений о раз­мерах вознаграждения работников, их обучении и развитии, продвиже­нии по службе или наказании.

Система оценки результатов труда работников должна учитывать и отражать:

- стратегические цели организации;

- состояние внешней среды;

- организационную структуру и культуру организации;

- традиции;

- контингент работающих.

Для оценки используются различные формы и методы. В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, при­меняются традиционные методы: балльный (рейтинговый) и сравнитель­ный (ранжирование). Для динамичных организаций, действующих в ус­ловиях изменяющейся внешней среды, больше подходят нетрадиционные методы: ситуативная оценка, психологические тесты, свободная характе­ристика, управление по целям, круговая аттестация.

Наиболее распространенной формой является аттестация по ре­зультатам деятельности, то есть процесс оценки труда сотрудников, донесения до них информации о ее результатах и поиск путей совершен­ствования практики выполнения рабочих заданий.

Аттестация позволяет менеджменту:

1) оптимизировать распределение ресурсов в динамичной внешней среде;

2) мотивировать и поощрять работников;

3) создавать устойчивую обратную связь с сотрудниками;

4) обеспечивать справедливость внутри рабочей группы;

5) обучать и развивать работников;

6) соблюдать правила равных возможностей при трудоустройстве.

В различных организациях используются различные показатели для аттестации. Однако в целом они подчинены задаче оценить производи­тельность труда работников, их поведение и личные качества. Например, в ходе аттестации анализируются показатели качества и объема выполнен­ных рабочих заданий, дисциплина (опоздания, прогулы), инициативность сотрудника, а также его общие установки. Для получения информации об этих и других показателях применяются различные формы и методы: пись­менные отчеты проверяющих, анализ критических (как позитивных, так и негативных) ситуаций, разнообразные типы рейтингов и т.д. Однако неза­висимо от принятой системы аттестации полученная информация должна быть доведена до аттестуемого сотрудника.

Собеседование по итогам аттестации предоставляет возможность ук­репить обратную связь с работником, обсудить имеющиеся проблемы, на­метить ближайшие цели и обговорить размер его будущей зарплаты.

Чтобы аттестационная система дала хорошие результаты, при ее разра­ботке и проведении необходимо соблюдать определенные требования. Ат­тестующие должны:

- знать специфику труда аттестуемого сотрудника;

- использовать соизмеримые стандарты производительности;

- оценивать конкретные результаты деятельности;

- учитывать при оценке мнение сторонних наблюдателей;

- ограничивать критику до нескольких основных пунктов (что позво­ляет сотруднику сконцентрироваться на устранении недостатков);

- обеспечивать поддержку, одобрение и поощрение высоких результа­тов выполнения рабочих заданий;

- доброжелательно воспринимать предложения и реакцию работника и совместно обсуждать возникающие проблемы.

Проведение аттестации - сложная управленческая задача, выполнение которой осложняется поведенческими проблемами. В ходе собеседования отношения сторон могут приобрести конфронтационный характер, когда каждая из них непримиримо отстаивает свою точку зрения. Неудача атте­стационного собеседования может быть связана с недостаточным жизнен­ным опытом менеджера, отсутствием возможности для систематического сбора информации, неумением вовлечь сотрудника в процесс оценки, а иногда и неверием в возможность изменения поведения подчиненных.

Как показывает практика, высокий эффект имеет применяющаяся в некоторых организациях так называемая самоаттестация сотрудников. Она выступает как дополнительная оценка, проведенная самими сотрудника­ми. В этом случае работникам предлагается ответить на такие обязатель­ные вопросы: «Какие достигнутые вами результаты оцениваются наиболее высоко?». «Какие производственные проблемы вызывают наибольшую тревогу?», «Какие изменения рабочего процесса способствовали бы повы­шению производительности труда?» Полученные ответы сравниваются с оценками менеджера, затем совместно обсуждаются.

Очень часто мнения совпадают. Такая практика способствует повыше­нию чувства самоуважения сотрудников.

Вознаграждение. Несмотря на всю важность внутреннего вознаграж­дения, а также продвижения по службе, отношения к работнику коллег и начальства, решающим элементом системы мотивации является экономи­ческое стимулирование. Деньги пока играют существенную роль в жизни человека. С их помощью удовлетворяется большинство его первичных потребностей. Для денежной оплаты труда применяются повременная и сдельная системы.

При повременной оплачивается проработанное время на основе тариф­ной ставки (часовой, дневной и месячной). Тарифные ставки «вилки», то есть разницу в оплате сотрудников одного и того же разряда (разряд устанавливается на основе классификации приблизительно равных по слож­ности или важности видов работ) определяют по качеству труда или ста­жа. Конечный заработок определяется в зависимости от количества про­работанного времени.

Сдельная система оплаты применяется там и тогда, где и когда есть реальная возможность фиксировать количественные показатели резуль­татов труда и нормировать их путем установления норм выработки или норм времени. По этой системе оплачивается количество произведенной продукции или выполненных операций при обеспечении надлежащего ка­чества. Оплата производится на основе сдельных расценок, которые опре­деляются расчетным путем - тарифная ставка по разряду выполняемой работы делится на норму выработки или умножается на норму времени. В зависимости от способа подсчета бывают прямая сдельная оплата, сдельно-прогрессивная, косвенная и аккордная.

При прямой сдельной оплате заработок определяется по одинаковой

расценке за всю продукцию.

При сдельно-прогрессивной - за продукцию, установленную нормой, оплата производится на основе нормативной сдельной расценки, а за про­дукцию сверх нормы - по прогрессивно нарастающим расценкам.

Косвенная сдельная оплата применяется для вспомогательных рабо­чих, и размер ее зависит от результатов труда основных рабочих.

Аккордная оплата предусматривает установление размера вознаграж­дения за полный комплекс выполненных работ без учета производствен­н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.0.20 (0.021 с.)