Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Теории поведения человека в организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принимая то или иное управленческое решение, менеджер обычно исходит из своих предположений о способностях и характере работника или работников, которые делаются им на основе ежедневных наблюдений. Нередко, особенно если менеджер умудрен жизненным опытом, личное наблюдение и общение позволяют ему более или менее правильно спрогнозировать поведение работника. Однако более солидной основой для формирования представления о людях и прогнозирования их поведения в той либо другой ситуации является научный подход, базирующийся на достижениях психологической науки. Теоретические основы для проектирования моделей поведения человека в организации были заложены в XX столетии (конечно, отдельные идеи высказывались и раньше). За исключением теорий Фрейда, Адлера, Бехтерева, Мэйо, Павлова, Фромма, Юнга, которые стали известны в первой трети двадцатого столетия, только в течение последних шестидесяти или около того лет появились основные концепции для моделирования организационного поведения. При всех своих различиях они отражают три подхода к личности, которые известны как школы: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии
1.Теории психоанализа
Основателем школы психоанализа является австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1859-1939). По его собственным словам, он первым проник в «преисподнюю психики». В противоположность господствовавшему в XIX веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанной борьбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Результатами этой борьбы являются человеческие поступки. Поведение человека не может быть произвольным или случайным, оно контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами. Согласно Фрейду, психика личности включает в себя три структурных элемента; сознательное - Суперэго («сверх-Я»), подсознательное -Эго (Я) и бессознательное - Ид (оно). Суперэго представляет собой мораль личности, основой которой является сначала мораль родителей, затем - учителей и авторитетов. Принимая на себя функции нравственного сознания, Суперэго оценивает поведение личности с точки зрения «добра» и «зла». Антиподом Суперэго выступает Ид. Ему Фрейд отводит особую роль. По мнению ученого, бессознательное служит источником всех психических сил и энергии личности. Оно - «кипящий котел» инстинктов, страстей, влечений, на основе которых формируются эмоциональные переживания и даже комплексы, например известный эдипов комплекс. (Поведение царя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери Фрейд объяснил вытесненным из детской жизни половым влечением к матери и связанным с этим влечением агрессивным отношением к отцу.) Согласно Фрейду, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного, но все равно продолжают действовать без ведома человека, поскольку они никогда не перестают стремиться к полному удовлетворению. Между сознательным и бессознательным находится третий элемент структуры личности - Эго. По своему содержанию он включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, в результате которых происходит отбор и сортировка желаний, влечений, «бессознательного» в соответствии с реалиями «внешнего» мира. Основная функция Эго - поддерживать равновесие между Ид и Суперэго. Если Эго сильное, оно способно не только определить требования Ид, но и преодолеть давление со стороны Суперэго. Если Эго не справляется с такой задачей, то происходит дестабилизация личности, которая сопровождается отрицательными эмоциями и переживаниями. Для того чтобы помочь человеку справиться с ними, Фрейд разработал специальные способы психической защиты. Основные из них следующие: 1. Вытеснение в область бессознательного неприятной информации или чувства. Например, действия менеджера вызвали у работника гнев или злость, и он, чтобы не совершить в состоянии раздражения поступка, за который потом будет стыдно, вытесняет свое чувство в область бессознательного, то есть попросту старается не думать о случившемся. 2. Перенесение. Этот способ заключается в том, что человек переносит свои ощущения или чувства на других людей. Вместо того чтобы сказать: «Я ненавижу его (ее)», он может сказать: «Он (она) ненавидит меня». 3. Сублимация. Данный метод защиты основывается на том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой; при этом замещение цели приносит личности равное удовлетворение. 4. Рационализация. Она предполагает поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия. Основные выводы теории Фрейда получили дальнейшее развитие в трудах других видных представителей школы психоанализа, прежде всего А.Адлера, Э.Фромма, К.Хорни и К.Юнга. Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) начал научную деятельность в кружке Фрейда. Однако он очень скоро разошелся со своим руководителем и начал развивать собственные идеи, которые постепенно сформировались как теория индивидуальной психологии. Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер в отличие от Фрейда считал, что индивидуум -нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей судьбой. Они являются архитекторами своей собственной жизни. Важным положением в теории Адлера является идея, согласно которой все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Одним из важнейших принципов теории личности Адлера является идея о том, что каждый человек страдает чувством неполноценности. По мнению ученого, это чувство берет свое начало в детстве. Ребенок переживает длительный период зависимости от родителей. Это вызывает у него глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении. Чувство неполноценности является источником всех устремлений личности к саморазвитию, росту и компетентности. На основе его у человека появляется стремление к превосходству: великая потребность, по словам ученого, возвыситься от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы. Хотя Адлер считал это качество у людей врожденным, оно, по его мнению, должно воспитываться и развиваться, чтобы из теоретической возможности стать реальной данностью. Согласно адлеровской теории, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, ориентированный на превосходство или совершенство. Этот стиль наиболее ярко проявляется в установках и поведении личности при решении трех основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности к ним Адлер разделял людей на четыре типа. 1. Управляющий тип. К нему относятся люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для таких людей характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные наркоманы и правонарушители - два примера людей, относящихся к управляющему типу. 2. Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни - получить от других как можно больше, не давая ничего взамен. 3. Избегающий тип. У людей, которые относятся к этому типу, не хватает ни социального интереса, ни активности. Поэтому их поведение определяет более боязнь потерпеть неудачу, чем стремление к успеху. Для них характерно избегание всяких жизненных проблем. 4. Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает работу, дружбу и любовь как социальные проблемы. Люди, относящиеся к такому типу, осознают, что решение трех основных жизненных задач - работа, дружба, любовь - требуют сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад для обеспечения блага других. С другими критериями к психологии личности подошел немецко-американский ученый Эрих Фромм (1900-1980). Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Фромм выделил пять социальных типов характера, которые существуют в современных обществах и разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые). К первому классу относятся: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий ирыночныйтипы. 1. Рецептивный тип. Характерен для людей, которые убеждены, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они зависимы и пассивны, доверчивы и сентиментальны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни - скорее быть любимыми, чем любить. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными. 2. Эксплуатирующий тип. Люди такого типа берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже не способны к творчеству и поэтому добиваются всего, заимствуя у других. Негативными чертами их являются агрессивность, надменность и самонадеянность, центризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам таких людей относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность. 3. Накапливающий тип. Для людей этого типа главное - обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви. Они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов они консервативны, все новое их отпугивает. Тем не менее, по мнению Фромма, у них есть и некоторые положительные качества: предусмотрительность, лояльность и сдержанность. 4. Рыночный тип. Люди такой ориентации считают, что личность оценивается как товар, который можно продавать или выгодно обменивать. Они заботятся о своей внешности, заводят нужные знакомства и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех при продаже себя потенциальным заказчикам. Их положительные качества - открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный тип представляет собой, с точки зрения Фромма, конечнуюцель в развитии человека. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально полезные поступки. По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма - это идеальное состояние человека. Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любом обществе. Такое общество ученый называл гуманистическим общинным социализмом. Как Адлер и Фромм, немецко-американский психолог Карен Хорни (1885-1952) тоже признавала важность социальных аспектов для теории личности. Решающим фактором в развитии человека она считала социальные отношения между ребенком и родителями. По ее мнению, для детства характерны две потребности: в удовлетворении и безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Безопасность - желание быть любимым и защищенным от опасности или враждебного мира. Если эти потребности родителями удовлетворяются недостаточно, у ребенка развивается установка враждебности. Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Постепенно на этой основе у людей складывается определенный характер. Исследуя эту проблему, Хорни сформулировала три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей»,«против людей» и «к людям»: 1. Ориентация к людям: уступчивый тип. Ориентация к людям предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человек такого типа в своем поведении руководствуется иррациональным убеждением: «Если я уступлю, меня не тронут». Отношения с другими людьми он завязывает, чтобы избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Он часто смущается, ведет себя любезно, однако за его любезностью нередко скрывается злость и враждебность. 2. Ориентация от людей: обособленный тип. Такой ориентации придерживаются люди, которые руководствуются защитной установкой: «Мне все равно». Для них главное - не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, или о работе, или об отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, стремятся к уединенности, независимости и самодостаточности. 3. Ориентация против людей: враждебный тип. Люди с такой ориентацией действуют по принципу: «У меня есть власть, никто меня не тронет». Они убеждены, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Их поведение нацелено на обретение контроля и власти над другими и подчинено повышению собственного престижа, статуса или удовлетворению личных амбиций. По мнению Хорни, все эти стратегии применяет в своем поведении когда-либо каждый человек. Однако в отличие от невротической личности здоровый человек использует их более гибко в зависимости от обстоятельств. В то время как невротик не в состоянии сделать правильный выбор, когда применять ту или иную концепцию, и поэтому терпит неудачи при решении жизненных проблем. Большой вклад в разработку теории личности внес швейцарский ученый Карл Юнг (1875-1961). В отличие от Фрейда, он утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории, индивиды мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Юнг, как и Фрейд, делил структуру личности на три элемента, однако он называл их по-другому: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В Эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное - это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных элементов, которые Юнг назвал архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Самый известный раздел теории личности Юнга - его классификация людей на интроверте в и экстраверте в. Экстраверсию и интроверсию некоторые исследователи трактуют как общительность и необщительность. Однако Юнг вкладывал в эти термины более широкие понятия. Человек-экстраверт ориентируется на внешний мир, на разнообразные объекты и людей, выражая в поведении потребность во внешней стимуляции. Поведение интроверта, наоборот, направлено на внутренние раздражители. Человек такого склада ориентируется на собственные чувства, воспоминания, внутреннюю жизнь. Экстраверты предпочитают работу, отличающуюся новизной, разнообразием. Если их работа слишком монотонна и однообразна, они ищут дополнительные раздражители и часто удовлетворяют свою потребность во внешней стимуляции с помощью межличностных и межгрупповых конфликтов. Совсем другие люди интроверты. Они предпочитают предсказуемость, порядок и стабильность на работе. Экстраверсия и интроверсия совмещаются в одной личности, но одна из них доминирует, определяя направленность человека. Для менеджера это означает, что разные люди контактируют с другими и с внешней средой так, как им удобнее, а значит, с ними нужно обращаться по-разному. Практические выводы. Основное значение теорий психоанализа состоит в том, что они заложили основу современной психологии. Хотя эти теории в целом не содержат конкретных методов решения практических проблем, с которыми сталкивается менеджер, они могут помочь ему понять многое в поступках людей. Учение Фрейда о роли бессознательного в структуре психики личности объясняет, что поведение иногда бывает нелогичным и неразумным, его не всегда можно истолковать в строгих и точных терминах и что люди часто сами не понимают, почему они ведут себя так, а не иначе. Поэтому менеджер должен иметь в виду возможные скрытые мотивы и считаться с ними, принимая те или иные управленческие решения. Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным. Однако в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто является деловым партнером - мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты. Безусловную пользу менеджеру могут принести в практической работе и разработанные Фрейдом способы психологической защиты. Определенный интерес представляет для практики положение Юнга об архетипах. Архетипические образы он сравнивает со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, например совести. По мнению ученого, моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом. Юнг приводит в связи с этим в статье «Совесть с психологической точки зрения»14 пример с бизнесменом, которому была предложена очень выгодная и, на первый взгляд, честная сделка, казавшаяся ему приемлемой. Однако, увидев во сне свои руки, по плечи покрытые грязью, он обратился к Юнгу за советом. Послушавшись с большой неохотой совета ученого не заключать эту сделку, бизнесмен вскоре убедился, что Юнг был прав: сделка могла принести ему колоссальные убытки. В данной ситуации бессознательный символический образ (руки, покрытые грязью) обратил внимание бизнесмена на возможную нечистоту сделки. Заслуживают внимания также типологии личности Юнга, Адлера, Фромма, стратегии межличностного поведения Хорни. При внимательном изучении менеджер может найти в них немало полезного для практической работы.
2. Теории бихевиоризма
Основой для бихевиоризма (от латинского слова behavior - поведение) послужила теория условных рефлексов, которую разработал русский ученый И.П. Павлов (1849-1936). Павлов установил, что, если каждый раз, давая собаке мясо, звонить в звонок, у нее возникнет на этот звонок условный рефлекс. Собака будет реагировать на него так же, как на мясо, выделяя слюну. Эта теория, хотя и базируется полностью на экспериментах с животными, обеспечивает солидную базу для понимания того, что живые организмы, включая человека, адаптируются к внешним событиям настоящего или будущего. Павлов создал и разработал большую часть методологии, терминологии и законов экспериментальной теории научения. Его идеи послужили основой для дальнейших открытий в области изучения поведения человека. Одним из крупнейших последователей И.П. Павлова был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Уотсон применил концепцию об условных рефлексах к теории научения и сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Согласно Уотсону, поведение людей можно описать в терминах стимулов и реакций (S-R), где в качестве стимулов выступают воздействия внешней среды. Он утверждал, что психология как наука о поведении должна заниматься предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания15. Дальнейшее развитие психология поведения получила в трудах американского психолога Барреса Скиннера (р. 1904). Взяв за основу теорию И. П. Павлова об условных рефлексах, Скиннер установил различие между двумя типами реакций - «ответных», или автоматических, возникающих в ответ но определенные внешние стимулы (выделение слюны у собаки после звонка), и «оперантных», которые самопроизвольно вырабатывает организм (например, ползание ребенка, начинающего изучать окружающий мир). Оперантные условные реакции возникают в результате воздействия -наказания или поощрения. Вероятность возникновения той или иной оперантной реакции можно усилить, сопровождая ее проявление тем, что обычно называется наградой, то есть позитивным воздействием; или уменьшить, сопровождая ее тем, что обычно называется наказанием. Опыты Скиннера показали широкую применимость принципов оперантного реагирования. Он учил голубей играть в пинг-понг, построил обучающую машину и в своем романе «Уолден Второй» описал построенное на этих принципах общество. Концепция позитивного и негативного воздействия на оперантные реакции прямо связана с проблемами менеджмента. Ее можно использовать, вызывая желаемое поведение и предотвращая нежелательное, она помогает объяснять многие поведенческие реакции человека в организации, а также механизм системы поощрений и наказаний для управления организационным поведением. В отличие от Скиннера видный представитель бихевиоризма канадский ученый Альберт Бандура (р. 1925 г.) считает, что на поведение личности влияет не только внешняя среда, но и сам человек. По его мнению, психическое функционирование лучше понимать как непрерывное взаимодействие между открытым поведением, окружающей средой и личностными факторами (вера, ожидание, самовосприятие). Например, грубое поведение человека на званом вечере может привести к тому, что действия окружающих его людей будут скорее наказанием, чем поощрением для него. И наоборот. Называя свою теорию взаимным детерменизмом, ученый исходит из того, что каждая из составляющих его триады способна влиять на другие. Иногда наиболее сильно влияние внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы. А иногда ожидание, вера, цели и намерения формируют и направляют поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения, а поведение человека в основном формируется на основе наблюдения или примеров. Люди могут определять свои действия, наблюдая или узнавая из книг или чьих-то рассказов о поведении других в подобных обстоятельствах. С точки зрения Бандуры, человек формирует когнитивный (познавательный) образ определенной поведенческой реакции, наблюдая модели поведения, и далее эта закодированная в долговременной памяти информация служит ориентиром в его последующих действиях. Теория Бандуры обращает внимание менеджмента на то, что работники реагируют на события в окружающей их трудовой среде отнюдь не механически. Пристально наблюдая за поведением других людей, постоянно анализируя символы и подсказки, они осознанно формируют модель своего поведения. Особое место среди бихевиористов занимает русский ученый В.М. Бехтерев (1857-1927). Он известен в науке как основатель коллективной рефлексологии. Бехтерев исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, опираясь на данные физиологии. В своем капитальном труде «Коллективная рефлексология» Бехтерев представил весьма подробную картину влияния социальной психологии на поведение людей и отношения между ними. Одной из проблем, которой занимался В. М. Бехтерев, является преимущество коллективных способов организации труда перед индивидуальными в тех случаях, когда профессиональная группа является личностно значимой для ее членов, то есть своей. Оказалось, что человеку легче работать, если группа поддерживает его, переживает за него, ожидает от него высоких результатов и верит в него. И наоборот. Этот эффект - своего и чужого поля стал настоящим открытием. Последующие эксперименты показали, что на своем поле производительность труда в группе возрастает на 10 процентов за счет повышения индивидуальной производительности. «Коллективная рефлексология» Бехтерева включает в себя широкий круг проблем: взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукцию как объединяющие факторы, коллективное настроение и коллективные рефлексы, коллективное творчество и др. Рассматривая коллектив как «собрание отдельных, связанных между собой теми или иными интересами личностей», он пришел к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной коллективной или собирательной личности». Поэтому «законы проявления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления деятельности отдельной личности»^. Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях и т.д. Бехтерев подчеркивает, что в общении людей друг с другом совершаются процессы взаимовнушения и взаимоподражания. При этом он указывает на их взаимоиндукцию, которая происходит путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида17. Таким путем образуется своего рода энергетическое психологическое поле, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления. Идеи Бехтерева предоставляют возможность для менеджмента решать многие проблемы поведения человека как в группе, так и в организации. Ряд видных ученых - бихевиористов, признавая в целом роль внешней среды в формировании поведения человека, сделали в своих исследованиях упор на изучение самой личности. К ним относятся прежде всего Ганс Айзенк, Джулиан Роттер, а также Джордж Келли, Рэймонд Кеттел, Гордон Олпорт. Последних трех бихевиористами можно назвать условно, поскольку они в своих исследованиях придерживались, по словам Олпор-та, «разумного эклектизма». Немецко-английский психолог Ганс Айзенк (р. 1916 г.) известен своей теорией типов личности. Наши популярные представления об экстравертах и интровертах, восходящие к типологии Юнга, в действительности есть результат усилий Айзенка, который придал этим идеям современный смысл. В основе теории Айзенка лежат два основных типа личности: интроверты - экстраверты и стабильный и невротичный. В соответствии с ними он делит людей на четыре группы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.014 с.) |