Тема 2. Теории поведения человека в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Теории поведения человека в организации



 

Принимая то или иное управленческое решение, менеджер обычно ис­ходит из своих предположений о способностях и характере работника или работников, которые делаются им на основе ежедневных наблюдений.

Нередко, особенно если менеджер умудрен жизненным опытом, лич­ное наблюдение и общение позволяют ему более или менее правильно спрог­нозировать поведение работника. Однако более солидной основой для формирования представления о людях и прогнозирования их поведения в той либо другой ситуации является научный подход, базирующийся на достижениях психологической науки.

Теоретические основы для проектирования моделей поведения чело­века в организации были заложены в XX столетии (конечно, отдельные идеи высказывались и раньше). За исключением теорий Фрейда, Адлера, Бехтерева, Мэйо, Павлова, Фромма, Юнга, которые стали известны в пер­вой трети двадцатого столетия, только в течение последних шестидесяти или около того лет появились основные концепции для моделирования организационного поведения. При всех своих различиях они отражают три подхода к личности, которые известны как школы: психоанализа, би­хевиоризма и гуманистической психологии

 

1.Теории психоанализа

 

Основателем школы психоанализа является австрийский ученый Зиг­мунд Фрейд (1859-1939). По его собственным словам, он первым про­ник в «преисподнюю психики». В противоположность господствовав­шему в XIX веке взгляду на человека как на существо разумное и осознаю­щее свое поведение, Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанной борьбы между непримиримыми силами инстин­кта, рассудка и сознания. Результатами этой борьбы являются челове­ческие поступки. Поведение человека не может быть произвольным или случайным, оно контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами.

Согласно Фрейду, психика личности включает в себя три структур­ных элемента; сознательное - Суперэго («сверх-Я»), подсознательное -Эго (Я) и бессознательное - Ид (оно).

Суперэго представляет собой мораль личности, основой которой явля­ется сначала мораль родителей, затем - учителей и авторитетов.

Принимая на себя функции нравственного сознания, Суперэго оцени­вает поведение личности с точки зрения «добра» и «зла».

Антиподом Суперэго выступает Ид. Ему Фрейд отводит особую роль. По мнению ученого, бессознательное служит источником всех психичес­ких сил и энергии личности. Оно - «кипящий котел» инстинктов, страс­тей, влечений, на основе которых формируются эмоциональные пережи­вания и даже комплексы, например известный эдипов комплекс. (Пове­дение царя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери Фрейд объяснил вытесненным из детской жизни половым влече­нием к матери и связанным с этим влечением агрессивным отношением к отцу.)

Согласно Фрейду, исходящие из полового инстинкта влечения чело­века под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного, но все равно продолжа­ют действовать без ведома человека, поскольку они никогда не перестают стремиться к полному удовлетворению.

Между сознательным и бессознательным находится третий элемент структуры личности - Эго.

По своему содержанию он включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, в результате которых происходит отбор и сортировка желаний, влечений, «бессознательного» в соответствии с реа­лиями «внешнего» мира.

Основная функция Эго - поддерживать равновесие между Ид и Супе­рэго. Если Эго сильное, оно способно не только определить требования Ид, но и преодолеть давление со стороны Суперэго. Если Эго не справляется с такой задачей, то происходит дестабилизация личности, которая сопро­вождается отрицательными эмоциями и переживаниями.

Для того чтобы помочь человеку справиться с ними, Фрейд разрабо­тал специальные способы психической защиты.

Основные из них следующие:

1. Вытеснение в область бессознательного неприятной информации или чувства. Например, действия менеджера вызвали у работника гнев или злость, и он, чтобы не совершить в состоянии раздражения поступка, за который потом будет стыдно, вытесняет свое чувство в область бессоз­нательного, то есть попросту старается не думать о случившемся.

2. Перенесение. Этот способ заключается в том, что человек перено­сит свои ощущения или чувства на других людей. Вместо того чтобы ска­зать: «Я ненавижу его (ее)», он может сказать: «Он (она) ненавидит меня».

3. Сублимация. Данный метод защиты основывается на том, что лич­ность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой; при этом замещение цели приносит личности равное удовлетворение.

4. Рационализация. Она предполагает поиск удобных причин для оп­равдания невозможности совершить те или иные действия.

Основные выводы теории Фрейда получили дальнейшее развитие в трудах других видных представителей школы психоанализа, прежде всего А.Адлера, Э.Фромма, К.Хорни и К.Юнга.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) начал научную деятельность в кружке Фрейда. Однако он очень скоро разошелся со сво­им руководителем и начал развивать собственные идеи, которые посте­пенно сформировались как теория индивидуальной психологии.

Признавая значение наследственности и окружающей среды в форми­ровании личности, Адлер в отличие от Фрейда считал, что индивидуум -нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей судьбой. Они являются архитекторами своей собственной жизни.

Важным положением в теории Адлера является идея, согласно кото­рой все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство об­щности, врожденное стремление вступать во взаимные социальные отно­шения сотрудничества.

Одним из важнейших принципов теории личности Адлера является идея о том, что каждый человек страдает чувством неполноценности. По мнению ученого, это чувство берет свое начало в детстве. Ребенок пережи­вает длительный период зависимости от родителей. Это вызывает у него глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении.

Чувство неполноценности является источником всех устремлений личности к саморазвитию, росту и компетентности. На основе его у чело­века появляется стремление к превосходству: великая потребность, по сло­вам ученого, возвыситься от минуса до плюса, от несовершенства до совер­шенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы. Хотя Адлер считал это качество у людей врожден­ным, оно, по его мнению, должно воспитываться и развиваться, чтобы из теоретической возможности стать реальной данностью.

Согласно адлеровской теории, каждый человек вырабатывает свой уни­кальный стиль жизни, ориентированный на превосходство или совершен­ство. Этот стиль наиболее ярко проявляется в установках и поведении личности при решении трех основных жизненных проблем: работа, друж­ба и любовь. В зависимости от степени активности к ним Адлер разделял людей на четыре типа.

1. Управляющий тип. К нему относятся люди самоуверенные и напори­стые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в со­циальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для таких людей характерна установка превосход­ства над внешним миром. Сталкиваясь с основными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные наркоманы и правона­рушители - два примера людей, относящихся к управляющему типу.

2. Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют часть своих по­требностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забо­та в жизни - получить от других как можно больше, не давая ничего взамен.

3. Избегающий тип. У людей, которые относятся к этому типу, не хва­тает ни социального интереса, ни активности. Поэтому их поведение опре­деляет более боязнь потерпеть неудачу, чем стремление к успеху. Для них характерно избегание всяких жизненных проблем.

4. Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелос­ти в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социаль­ного интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориен­тированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинте­ресован в общении с ними. Он воспринимает работу, дружбу и любовь как социальные проблемы. Люди, относящиеся к такому типу, осознают, что решение трех основных жизненных задач - работа, дружба, любовь - тре­буют сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад для обеспечения блага других.

С другими критериями к психологии личности подошел немецко-аме­риканский ученый Эрих Фромм (1900-1980).

Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Фромм выделил пять социальных типов характера, которые существуют в современных обществах и разде­лил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продук­тивные (здоровые).

К первому классу относятся: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий ирыночныйтипы.

1. Рецептивный тип. Характерен для людей, которые убеждены, что ис­точник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они зависимы и пассивны, доверчивы и сентиментальны, не способны делать что-либо без

посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни - скорее быть любимыми, чем любить. Если отбросить крайности, то люди с рецеп­тивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующий тип. Люди такого типа берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже не спо­собны к творчеству и поэтому добиваются всего, заимствуя у других. Не­гативными чертами их являются агрессивность, надменность и самонаде­янность, центризм и склонность к соблазнению. К положительным каче­ствам таких людей относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

3. Накапливающий тип. Для людей этого типа главное - обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви. Они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов они консервативны, все новое их отпугивает.

Тем не менее, по мнению Фромма, у них есть и некоторые положитель­ные качества: предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

4. Рыночный тип. Люди такой ориентации считают, что личность оце­нивается как товар, который можно продавать или выгодно обменивать. Они заботятся о своей внешности, заводят нужные знакомства и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех при продаже себя потенциальным заказчикам. Их положи­тельные качества - открытость, любознательность и щедрость.

Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современно­го капиталистического общества, сформировавшегося в США и западно­европейских странах.

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный тип представляет собой, с точки зрения Фромма, конечнуюцель в раз­витии человека.

Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально полезные поступки.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма - это идеальное состояние человека. Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация мо­жет стать доминирующим типом в любом обществе. Такое общество уче­ный называл гуманистическим общинным социализмом.

Как Адлер и Фромм, немецко-американский психолог Карен Хорни (1885-1952) тоже признавала важность социальных аспектов для теории личности.

Решающим фактором в развитии человека она считала социальные отношения между ребенком и родителями.

По ее мнению, для детства характерны две потребности: в удовлетво­рении и безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологи­ческие нужды: в пище, сне и т.д. Безопасность - желание быть любимым и защищенным от опасности или враждебного мира.

Если эти потребности родителями удовлетворяются недостаточно, у ребенка развивается установка враждебности.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощ­ности, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям.

Постепенно на этой основе у людей складывается определенный характер.

Исследуя эту проблему, Хорни сформулировала три основные страте­гии межличностного поведения: ориентация «от людей»,«против лю­дей» и «к людям»:

1. Ориентация к людям: уступчивый тип. Ориентация к людям предпо­лагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человек такого типа в своем поведе­нии руководствуется иррациональным убеждением: «Если я уступлю, меня не тронут». Отношения с другими людьми он завязывает, чтобы избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Он часто смущает­ся, ведет себя любезно, однако за его любезностью нередко скрывается злость и враждебность.

2. Ориентация от людей: обособленный тип. Такой ориентации при­держиваются люди, которые руководствуются защитной установкой: «Мне все равно». Для них главное - не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, или о работе, или об отдыхе. В результате они утрачивают истин­ную заинтересованность в людях, стремятся к уединенности, независимо­сти и самодостаточности.

3. Ориентация против людей: враждебный тип. Люди с такой ориента­цией действуют по принципу: «У меня есть власть, никто меня не тронет». Они убеждены, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Их поведение нацелено на обретение контроля и власти над другими и подчинено повышению собственного престижа, статуса или удов­летворению личных амбиций.

По мнению Хорни, все эти стратегии применяет в своем поведении когда-либо каждый человек. Однако в отличие от невротической личнос­ти здоровый человек использует их более гибко в зависимости от обстоя­тельств. В то время как невротик не в состоянии сделать правильный вы­бор, когда применять ту или иную концепцию, и поэтому терпит неудачи при решении жизненных проблем.

Большой вклад в разработку теории личности внес швейцарский уче­ный Карл Юнг (1875-1961). В отличие от Фрейда, он утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексу­альные и агрессивные побуждения.

Согласно юнговской теории, индивиды мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции.

Юнг, как и Фрейд, делил структуру личности на три элемента, однако он называл их по-другому: эго, личное бессознательное и коллек­тивное бессознательное.

В Эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознатель­ное - это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами.

Коллективное бессознательное состоит из архаичных элементов, ко­торые Юнг назвал архетипами. В архетипах заключен опыт всего чело­вечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт.

Самый известный раздел теории личности Юнга - его классификация людей на интроверте в и экстраверте в.

Экстраверсию и интроверсию некоторые исследователи трактуют как общительность и необщительность. Однако Юнг вкладывал в эти термины более широкие понятия.

Человек-экстраверт ориентируется на внешний мир, на разнообраз­ные объекты и людей, выражая в поведении потребность во внешней сти­муляции. Поведение интроверта, наоборот, направлено на внутренние раз­дражители. Человек такого склада ориентируется на собственные чув­ства, воспоминания, внутреннюю жизнь.

Экстраверты предпочитают работу, отличающуюся новизной, разно­образием. Если их работа слишком монотонна и однообразна, они ищут дополнительные раздражители и часто удовлетворяют свою потребность во внешней стимуляции с помощью межличностных и межгрупповых кон­фликтов.

Совсем другие люди интроверты. Они предпочитают предсказуемость, порядок и стабильность на работе.

Экстраверсия и интроверсия совмещаются в одной личности, но одна из них доминирует, определяя направленность человека.

Для менеджера это означает, что разные люди контактируют с другими и с внешней средой так, как им удобнее, а значит, с ними нужно обращаться по-разному.

Практические выводы. Основное значение теорий психоанализа состоит в том, что они заложили основу современной психологии. Хотя эти теории в целом не содержат конкретных методов решения практичес­ких проблем, с которыми сталкивается менеджер, они могут помочь ему понять многое в поступках людей.

Учение Фрейда о роли бессознательного в структуре психики личнос­ти объясняет, что поведение иногда бывает нелогичным и неразумным, его не всегда можно истолковать в строгих и точных терминах и что люди часто сами не понимают, почему они ведут себя так, а не иначе. Поэтому менеджер должен иметь в виду возможные скрытые мотивы и считаться с ними, принимая те или иные управленческие решения.

Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным. Однако в ситуациях делово­го общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифферен­циация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто является деловым партнером - мужчина или женщина, соответственно срабатыва­ют механизмы психологической защиты.

Безусловную пользу менеджеру могут принести в практической рабо­те и разработанные Фрейдом способы психологической защиты.

Определенный интерес представляет для практики положение Юнга об архетипах. Архетипические образы он сравнивает со спонтанным, не­произвольным проявлением нравственных эмоций, например совести. По мнению ученого, моральная оценка какого-либо действия индивида не все­гда может быть им осознана. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного опреде­ленным архетипом.

Юнг приводит в связи с этим в статье «Совесть с психологической точки зрения»14 пример с бизнесменом, которому была предложена очень выгодная и, на первый взгляд, честная сделка, казавшаяся ему приемле­мой. Однако, увидев во сне свои руки, по плечи покрытые грязью, он обра­тился к Юнгу за советом. Послушавшись с большой неохотой совета уче­ного не заключать эту сделку, бизнесмен вскоре убедился, что Юнг был прав: сделка могла принести ему колоссальные убытки.

В данной ситуации бессознательный символический образ (руки, по­крытые грязью) обратил внимание бизнесмена на возможную нечистоту сделки.

Заслуживают внимания также типологии личности Юнга, Адлера, Фромма, стратегии межличностного поведения Хорни. При вниматель­ном изучении менеджер может найти в них немало полезного для практи­ческой работы.

 

2. Теории бихевиоризма

 

Основой для бихевиоризма (от латинского слова behavior - поведе­ние) послужила теория условных рефлексов, которую разработал русский ученый И.П. Павлов (1849-1936). Павлов установил, что, если каждый раз, давая собаке мясо, звонить в звонок, у нее возникнет на этот звонок условный рефлекс. Собака будет реагировать на него так же, как на мясо, выделяя слюну.

Эта теория, хотя и базируется полностью на экспериментах с живот­ными, обеспечивает солидную базу для понимания того, что живые орга­низмы, включая человека, адаптируются к внешним событиям настоящего или будущего.

Павлов создал и разработал большую часть методологии, терминоло­гии и законов экспериментальной теории научения.

Его идеи послужили основой для дальнейших открытий в области изу­чения поведения человека.

Одним из крупнейших последователей И.П. Павлова был американс­кий психолог Джон Уотсон (1878-1958).

Уотсон применил концепцию об условных рефлексах к теории науче­ния и сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Согласно Уотсону, поведение людей можно описать в терминах стимулов и реакций (S-R), где в качестве стимулов выступают воздействия внешней среды. Он утверждал, что психология как наука о поведении должна зани­маться предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания15.

Дальнейшее развитие психология поведения получила в трудах аме­риканского психолога Барреса Скиннера (р. 1904).

Взяв за основу теорию И. П. Павлова об условных рефлексах, Скиннер установил различие между двумя типами реакций - «ответных», или ав­томатических, возникающих в ответ но определенные внешние стимулы (выделение слюны у собаки после звонка), и «оперантных», которые само­произвольно вырабатывает организм (например, ползание ребенка, начи­нающего изучать окружающий мир).

Оперантные условные реакции возникают в результате воздействия -наказания или поощрения. Вероятность возникновения той или иной оперантной реакции можно усилить, сопровождая ее проявление тем, что обыч­но называется наградой, то есть позитивным воздействием; или умень­шить, сопровождая ее тем, что обычно называется наказанием.

Опыты Скиннера показали широкую применимость принципов оперантного реагирования. Он учил голубей играть в пинг-понг, построил обучающую машину и в своем романе «Уолден Второй» описал построенное на этих принципах общество.

Концепция позитивного и негативного воздействия на оперантные ре­акции прямо связана с проблемами менеджмента. Ее можно использовать, вызывая желаемое поведение и предотвращая нежелательное, она помога­ет объяснять многие поведенческие реакции человека в организации, а так­же механизм системы поощрений и наказаний для управления организа­ционным поведением.

В отличие от Скиннера видный представитель бихевиоризма канадс­кий ученый Альберт Бандура (р. 1925 г.) считает, что на поведение лично­сти влияет не только внешняя среда, но и сам человек.

По его мнению, психическое функционирование лучше понимать как не­прерывное взаимодействие между открытым поведением, окружающей средой и личностными факторами (вера, ожидание, самовосприятие).

Например, грубое поведение человека на званом вечере может приве­сти к тому, что действия окружающих его людей будут скорее наказанием, чем поощрением для него. И наоборот.

Называя свою теорию взаимным детерменизмом, ученый исходит из того, что каждая из составляющих его триады способна влиять на другие. Иногда наиболее сильно влияние внешнего окружения, иногда доминиру­ют внутренние силы. А иногда ожидание, вера, цели и намерения форми­руют и направляют поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полага­ет, что по причине двойной направленности взаимодействия между от­крытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения, а поведение человека в основном формируется на основе наблюдения или примеров.

Люди могут определять свои действия, наблюдая или узнавая из книг или чьих-то рассказов о поведении других в подобных обстоятельствах. С точки зрения Бандуры, человек формирует когнитивный (познаватель­ный) образ определенной поведенческой реакции, наблюдая модели пове­дения, и далее эта закодированная в долговременной памяти информация служит ориентиром в его последующих действиях.

Теория Бандуры обращает внимание менеджмента на то, что работни­ки реагируют на события в окружающей их трудовой среде отнюдь не ме­ханически. Пристально наблюдая за поведением других людей, постоянно анализируя символы и подсказки, они осознанно формируют модель сво­его поведения.

Особое место среди бихевиористов занимает русский ученый В.М. Бехтерев (1857-1927). Он известен в науке как основатель коллек­тивной рефлексологии.

Бехтерев исследовал различные проявления индивидуальной и кол­лективной психики людей, опираясь на данные физиологии. В своем ка­питальном труде «Коллективная рефлексология» Бехтерев представил весьма подробную картину влияния социальной психологии на поведение людей и отношения между ними.

Одной из проблем, которой занимался В. М. Бехтерев, является пре­имущество коллективных способов организации труда перед индивидуаль­ными в тех случаях, когда профессиональная группа является личностно значимой для ее членов, то есть своей.

Оказалось, что человеку легче работать, если группа поддерживает его, переживает за него, ожидает от него высоких результатов и верит в него. И наоборот.

Этот эффект - своего и чужого поля стал настоящим открытием.

Последующие эксперименты показали, что на своем поле производи­тельность труда в группе возрастает на 10 процентов за счет повышения индивидуальной производительности.

«Коллективная рефлексология» Бехтерева включает в себя широкий круг проблем: взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукцию как объединяющие факторы, коллективное настроение и коллективные рефлексы, коллективное творчество и др.

Рассматривая коллектив как «собрание отдельных, связанных между собой теми или иными интересами личностей», он пришел к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной коллективной или собирательной личности». Поэтому «законы про­явления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления деятельности отдельной личности»^.

Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях и т.д.

Бехтерев подчеркивает, что в общении людей друг с другом соверша­ются процессы взаимовнушения и взаимоподражания. При этом он ука­зывает на их взаимоиндукцию, которая происходит путем непосредствен­ной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида17. Таким путем образуется своего рода энерге­тическое психологическое поле, в котором люди воспринимают друг дру­га и соответственно реагируют на те или иные явления. Идеи Бехтерева предоставляют возможность для менеджмента решать многие проблемы поведения человека как в группе, так и в организации.

Ряд видных ученых - бихевиористов, признавая в целом роль внеш­ней среды в формировании поведения человека, сделали в своих исследо­ваниях упор на изучение самой личности. К ним относятся прежде всего

Ганс Айзенк, Джулиан Роттер, а также Джордж Келли, Рэймонд Кеттел, Гордон Олпорт. Последних трех бихевиористами можно назвать условно, поскольку они в своих исследованиях придерживались, по словам Олпор-та, «разумного эклектизма».

Немецко-английский психолог Ганс Айзенк (р. 1916 г.) известен своей теорией типов личности. Наши популярные представления об экстравертах и интровертах, восходящие к типологии Юнга, в действительности есть ре­зультат усилий Айзенка, который придал этим идеям современный смысл.

В основе теории Айзенка лежат два основных типа личности: интро­верты - экстраверты и стабильный и невротичный. В соответ­ствии с ними он делит людей на четыре группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.074 с.)