Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар по теме 13 «организационное поведение в системе международного бизнеса»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель семинара - закрепление знаний особенностей организационного поведения в различных странах и их влияния на деловое общение.
Учебные вопросы:
1. Особенности организационного поведения компаний США и Канады. 2. Организационное поведение корпораций развитых стран Европы. 3. Особенности организационного поведения компаний стран с «переходной» экономикой. 4. Организационное поведение компаний стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Рекомендуемая литература: 3,5,13,14,16.
Семинар по теме 14 «Организационная культура и ее влияние на организационное поведение»
Цель семинарского занятия закрепить знания студентов о сущности, структуре и способах формирования организационной культуры, способствовать формированию навыков и умений повышения уровня организационной культуры, поиска путей ее эффективного влияния на организационное поведение.
Учебные вопросы:
1. Сущность и структура организационной культуры. 2. Пути повышения уровня организационной культуры. 3. Влияние организационной культуры на организационное поведение. 4. Критерии и методы оценки уровня развития организационной культуры и ее влияния на организационное поведение.
Рекомендуется подготовить доклад на тему «Факторы влияющие на формирование организационной культуры».
Литература: 15,23,28,32,33,34.
Практическое занятие по теме 7 «Лидерство и организация»
Цель практического занятия способствовать формированию у студентов навыков и умений диагностики психических состояний и свойств личности лидера и подчиненных.
Для выполнения этой задачи студенты под руководством преподавателя работают с социально-психологическими тестами, с помощью которых студенты осуществляют диагностику личности и стиля работы руководителя, а также межличностных отношений в организации.
Тесты и инструкции к ним выдает преподаватель. Рекомендуется использовать следующие задания:
Методика «Q-сортировка» Тест описания поведения К.Томаса Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири Методика определения стиля руководства коллективом организации Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя 3. Требования к студенту, изучившему учебный материал по общепрофессиональным дисциплинам (ГОС 2000) Менеджер должен знать и уметь использовать: объективные тенденции экономического развития, закономерности процессов и их социальное содержание: - сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной - методы получения статистической информации и ее обобщения, - приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения
- методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, - методы получения информации по вопросам использования производственных методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента; - методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности; - принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание формирования Лекционные материалы Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса 1. Становление организационного поведения как научной дисциплины
Все, что происходит на земле, - рождение и гибель человека, войны и революции, подвиги и преступления, научные открытия и преобразование облика нашей планеты - все является следствием поведения людей. Слово «поведение» хорошо знакомо каждому из нас еще с той поры, когда мы учились читать его по слогам. Тем не менее вряд ли найдется другое такое понятие, которое таило бы в себе так много непознанного, особенно механизм управления поведением человека. У Вольтера есть повесть «Микромегас». Микромегас - это разумное существо, обитающее на Сириусе. Встретившись с землянами, Микромегас воспринял их как «разумные атомы» и, естественно, поинтересовался уровнем их умственного развития. Знания людей произвели на него впечатление. Жители планеты Земля могли определить расстояние от Сириуса до звезды Кастор в созвездии Близнецов; вычислить, сколько земных диаметров укладывается в расстояние от Земли до Луны. Пораженный такой эрудицией землян, Микромегас сказал: «Если вы обладаете такими обширными знаниями о том, что вокруг вас, тогда несомненно еще лучше знаете, что внутри вас. Скажите, что такое человеческая душа?» Однако ответ землян оказался настолько примитивным, что Микромегас расхохотался.Вольтер со свойственной ему сатирической остротой попытался показать односторонность современных ему людей. Надо признать, что со времен Вольтера ситуация на земле изменилась мало. Человек сегодня знает мельчайшие подробности строения и существования множества микроорганизмов. Мы создали уже не только «думающие» машины, но и машины, которые способны реагировать эмоционально на машинные действия. Между тем заповедь древних мыслителей «познай самого себя» по-прежнему остается задачей чрезвычайной сложности. Во все века люди понимали особую роль человеческих отношений в управлении жизнью на Земле. Почти четыре тысячи лет назад великий египтянин Птаххотеп написал свое «Поучение» об управлении людьми. В начале нынешней эры выдающийся писатель, философ и государственный деятель Луций Сенека сделал попытку определить контуры науки, которая должна заниматься управлением душой человека и назвал эту науку «психагогикой». К этой проблеме обращали свой взор многие другие мыслители как древнего, так и нового мира. Астрология, теология, философия, литература - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимались и предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Коренной перелом на этом направлении человеческого познания наступил лишь в первой половине XX века. Этому способствовали два важных события. Первое из них - рождение и становление как самостоятельной науки психологии. После того как в 1879 году Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений, начался период бурного расцвета этой науки. Было выработано множество различных концептуальных моделей, позволяющих планировать научные исследования, интерпретировать экспериментальные данные и на этой основе объяснять с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Второе событие, оказавшее решающее влияние на исследования поведения человека, связано с именем американского профессора Элтона Мэйо. Эксперименты, проведенные им на заводе «Вестерн электрик» в Хоторне, позволили ему сформулировать доктрину человеческих отношений. В соответствии с этой доктриной решающая роль в трудовой активности людей принадлежит не столько материальным, как считал основоположник науки управления производством Фредерик Тейлор, сколько психологическим факторам, настроениям работников. В формировании этих факторов имеют большое значение как рациональные, так и иррациональные начала, глубинные инстинкты, влечения. Настроения, чувства работников - не только следствие развития их индивидуальной психики, но и продукт воздействия групповой, коллективной психологии, результат морально-психологического климата трудового коллектива. В центр внимания доктрины человеческих отношений Мэйо и его последователи поставили проблемы групповых отношений, коммуникационных барьеров, конфликтов и сотрудничества. Теоретики школы Мэйо выразили уверенность, что значительную часть конфликтов между человеком и организацией можно устранить, если более полно удовлетворить социальные и психологические потребности личности. Использование психологических факторов в производстве привело к тому, что быстрыми темпами стали развиваться психологические и социологические науки: социальная психология, психология управления, индустриальная социология и др. А это в свою очередь способствовало обострению внимания системы образования к данным дисциплинам. Постепенно во всех развитых странах профессиональная психологическая подготовка стала неотъемлемой частью учебных программ в области экономики и управления. Однако по мере того как развивались системы подготовки специалистов на основе новых учебных программ, становилось ясно, что для изучения поведения человека в организации недостаточно только психологии и социологии. Требовался новый подход, который аккумулировал бы в себе, с одной стороны, накопленный опыт исследований, концепции, относящиеся к теории личности, с другой, систематический научный анализ индивидов, групп, организаций, чтобы понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное поведение и функционирование организации. Впервые об этом публично заявили в 1959 году американцы Р. Гордон и Д. Хауэл в своем отчете о работе бизнес-школ. Новая учебная дисциплина, созданная на основе такой концепции, получила название «Организационное поведение». Организационное поведение интегрирует соответствующие области общей, социальной, экспериментальной психологии, психологии управления, теории организации, социологии, политологии, антропологии. Одновременно оно использует мировые достижения философии, логики, риторики, педагогики, этики, права, а также методы воздействия на личность и социум морали, искусства, различных религиозных конфессий. Именно поэтому данную область знаний нельзя рассматривать, как это делают некоторые, достижением западной теории и практики. Например, все концепции поведения человека в организации американских и западноевропейских бихевиористов строятся на основе теории условных рефлексов русского ученого И.П. Павлова. Большой вклад в обоснование необходимости учета психологических факторов при определении моделей поведения человека внесли другие русские ученые. Теория организационного поведения постоянно развивается. Она вышла за пределы применения поведенческой науки к рабочим операциям. Это -развивающаяся область знаний, в которой остается множество вопросов и возможностей для дальнейшего совершенствования. Особенности организационного поведения в современном мире определяют четыре группы изменений: рабочей силы, ожиданий клиентов, организаций и процессов управления. В нынешней России эти особенности проявляются в специфических условиях, для которых, по мнению отечественных исследователей, в частности Е.Г. Молл, характерны постоянные социальные, экономические, управленческие и психологические изменения: * изменение связей и отношений, долгое время сохранявших устойчивость; * исчезновение старых организаций и возникновение новых; * значительное расширение международных связей и появление на этой основе сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны; * выдвижение большого числа новых лидеров; * повышение уровня неопределенности и риска в деловой сфере; криминализация бизнеса. В результате всех этих изменений возникают особые требования к адаптивности и руководителей, и работников. Наряду с пассивной адаптацией, то есть приспособлением человека к среде, важную роль играет активная адаптация, целью которой является изменение среды.
2. Предмет, содержание и задачи курса
Существуют различные определения организационного поведения, Наиболее точно суть предмета отражает следующее: Организационное поведение - это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организации в целом в сложной динамичной среде. Теории организационного поведения предлагают объяснения образа мыслей, чувств и причин поступков людей в виде гипотез, истинность которых может быть проверена путем исследований. Исследование - это процесс сбора и интерпретации данных, которые либо подтверждают, либо опровергают теоретические построения. При этом данные могут быть получены различными методами: путем изучения фиксированной информации (документов и т.д.), опросов (интервью, анкетирование, тестирование), наблюдений и экспериментов. Результаты исследований менеджеры применяют как базисные принципы поведения людей в разных жизненных ситуациях. Предметом организационного поведения являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного тру да и межличностного общения. Главная задача изучения дисциплины состоит в усвоении теоретических основ и получении некоторых практических навыков управления поведением людей (групп, организаций) в процессе труда. Менеджер должен понимать природу человеческой психики, роль воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей; владеть приемами воздействия на поведение работника, а также осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах. Если исходить из непосредственных целей науки как сферы человеческой деятельности - описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности для управления ими, — то цели организационного поведения можно сформулировать следующим образом: - систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения; - анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях; - прогнозирование и корректировка поведения человека в организации; - создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов. Любая наука. и организационное поведение не исключение, развивается по одному и тому же пути: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике, На этом пути выделяют шесть этапов: 1) наблюдение за происходящими процессами и анализ с помощью известных из других наук методов; 2) формализация, систематизация результатов наблюдения и их типологизирование; 3) разработка прикладных научных основ анализа и синтеза наблюдаемых процессов; 4) обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности); 5) создание методологии исследования процессов заданной типологии; 6) наполнение статистических данных об эффективности предложенной методики и ее корректировка. В теории организационного поведения так же, как и в других науках, используются два основных метода: дедукция и индукция. Как всякая другая научная дисциплина, организационное поведение имеет не только свой предмет, но и свои методологические особенности. Первая из них - междисциплинарностъ, синтетичность. Как уже отмечалось, организационное поведение объединяет различные науки: психологические, социологические, экономические и т.д. - с другими формами познания действительности: искусством, религией, моралью и т.д. Соответственно оно использует и различные методы познания: научное, обыденное, художественное и религиозное познание. Научное познание основывается на теоретических обобщениях. Научный подход позволяет выявить и использовать глубинные системообразующие факторы и приблизиться к истинному знанию. Метод научного познания подразумевает исследование свойств и особенностей объекта изучения, выявление его существенных признаков, качеств, закономерностей развития, связей, определяющих поведение человека. Немецкий психолог Л. Ланге сделал открытие о том, что каждый субъект имеет состояние предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. Такое состояние было названо им установкой. На основании открытия Ланге советский психолог и философ Д. Н. Узнадзе создал теоретическую концепцию установки. Обыденное познание опирается на эмпирические обобщения, которые основаны на непосредственно наблюдаемых нами свойствах предметов или переживаемых явлений. В отличие от науки, стремящейся к универсальности, обыденное познание носит преимущественно индивидуальный характер и ориентировано в первую очередь на практический результат. В известном кинофильме «Два бойца» есть такой эпизод. Два бойца, роли которых исполнили Марк Бернес и Борис Андреев, выполняя приказ командира, оказались в осажденном Ленинграде (дело происходило во время Великой Отечественной войны). Используя оказию, они решили навестить знакомую бойца «Саши с Уралмаша» (Б.Андреева). Во время встречи фронтовиков с девушкой раздался сигнал воздушной тревоги и знакомая «Саши с Уралмаша» предложила спуститься в бомбоубежище. В бомбоубежище молодые люди встретили знакомого девушки - профессора математики. Девушка удивилась, увидев его. Дело в том, что профессор сделал научный расчет площади Ленинграда, которая оказывалась под угрозой бомбометания фашистских самолетов, и пришел к выводу, что величина, занимаемая им, исключает всякую опасность лично для него. На этом основании он никогда не спускался в бомбоубежище. На удивленный вопрос девушки, почему он изменил свое поведение, профессор ответил: «Какие тут научные расчеты! В Ленинграде был всего один слон в зоопарке и того разбомбило». Этот пример говорит о том, что иногда житейский опыт (обыденное познание) оказывается сильнее научных расчетов. В основе художественного познания лежит образная форма отражения действительности, ориентированная на уникальную личность творца, его субъективное видение мира. Учитывая эмоциональный характер, художественное познание имеет исключительное воздействие на поведение человека. Имеются многочисленные свидетельства влияния на поведение и жизнь молодых людей России героев художественной литературы: Печорина ~ на молодых дворян, Рахметова - на революционеров, Павла Корчагина - на советскую молодежь. Особенностью религиозного познания является то, что в религии мир рассматривается как проявление божественного замысла. Религиозное познание обычно направлено на утверждение и подтверждение догматов, символа веры. Оно оказывает порою на поведение человека большее воздействие, чем какая-либо другая форма познания действительности. Протопоп Аввакум, глава старообрядчества в православной церкви выступил против реформы патриарха Никона. За это он несколько раз ссылался в Сибирь, потом был осужден и в конце концов казнен. Никакие истязания и пытки не могли изменить его веру и поведение. Много лет спустя на бревне из нижнего венца одной из его тюрем обнаружили нацарапанные каким-то металлическим предметом слова: «Господи, я не могу лежать на спине, понеже кожа содрана батогами; не могу и на животе - крысы изъели всю утробу; не могу на боку, тоже и на другом - ребра переломаны. Когда же думаю о тебе, Господи, боль отступает и я живу и благодарю тебя». Использование различных методов познания в теории и практике организационного поведения объективно требует применения комплексного подхода к изучению проблем поведения человека в организации. Второй особенностью организационного поведения как научной дисциплины является ее системность. Системный подход - это направление в методологии научного познания и социальной практике, в основе которого лежит понимание объекта как системы. Субъектами и одновременно объектами организационного поведения являются личность, группа и организация. Каждый из них может быть представлен в виде системы. Для управления организационным поведением важно знать закономерности и свойства систем. К наиболее общим свойствам систем типа личности и организации относятся: целостность, структурность, синергизм, автономность, адаптивность, иерархичность, уникальность, множественность описаний, реагирование на ситуацию, коммуникативность. Рассмотрим эти свойства подробнее. Целостность означает, что свойства всей системы не могут быть сведены к сумме свойств ее элементов, так как система обладает такими качествами, которых нет ни у одного элемента. Целостное организационное поведение рассматривает взаимоотношения «индивида - организации» на уровне личности, группы, организации в целом. Целостность системы организационного поведения требует учета как можно большего числа влияющих на поведение людей факторов. Руководитель отдела отказал сотруднице в неоплачиваемом отпуске, который был нужен ей для участия в похоронах брата. Она не вышла на работу. Руководитель отдела наложил на нее взыскание. Узнав об этом, коллектив фирмы устроил забастовку, потребовав у администрации уволить руководителя отдела. Если бы этот менеджер знал о таком свойстве системы как целостность, он, принимая свое решение, подумал бы о том, что его действия могут оказать влияние на поведение всей фирмы. Структурность. Целостность системы обеспечивает разумно созданная структура, которая связывает отдельные элементы в единое целое. Структурность проявляется в том, что поведение системы обусловлено свойствами ее структуры, тем, как элементы расположены и взаимодействуют друг с другом. Подходы к управлению организационным поведением не могут быть одинаковыми, например, в линейных и функциональных структурах. В первом случае руководитель воздействует на своих подчиненных непосредственно, во втором - через своих заместителей. Синергизм. Это свойство вытекает из закона синергии, который гласит: в сложных системах целое больше, чем сумма их составляющих элементов, а возможности целого превышают возможности их частей. Особенности синергизма описываются формулой 2 + 2=5. Несмотря на кажущуюся абсурдность, она бывает часто верна на практике. Так суммарный доход от деятельности крупного предприятия оказывается выше, чем сумма показателей по каждому из его филиалов. Практическая ценность синергического эффекта основывается на двух уникальных качествах больших систем: способности их к самоорганизации и возможности определения ограниченного числа параметров, воздействием на которые можно управлять всей системой. Русскому характеру особенно импонирует первое качество, поскольку оно вселяет во всех нас надежду на то, что переход из того состояния, в котором находится сегодня Россия, произойдет сам по себе, «авось все утрясется само собой». Автономность предполагает, что система существует и развивается согласно не только общим, но и ее собственным законам. Живая природа имеет свои, а неживая свои законы. В свою очередь поведение человека отличается от поведения животного, а менталитет русского совсем не похож на менталитет немца или японца. Адаптивность зиждется на способности системы приспосабливаться к изменениям внешней среды. Попадая в новый трудовой коллектив, работник вынужден считаться с традициями и нормами этого коллектива и приспосабливаться к ним. Если он поступает иначе, система (коллектив) его отторгает, Суть данного свойства хорошо выражает народная мудрость: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Иерархичность определяется, во-первых, иерархией связей во взаимодействии элементов; во-вторых, тем, что каждый элемент системы можно рассматривать как иерархическую систему, а саму систему как элемент более крупной системы. На этом свойстве системы основывается, например, теория потребностей Абрахама Маслоу. Согласно этой теории человеческие потребности различны по своей настоятельности и возникают в определенной последовательности. По мере того как достаточное удовлетворение получают первичные нужды, внимание индивида перемещается на вторичные потребности. Наиболее сильное воздействие оказывают на поведение человека неудовлетворенные потребности. Его действия мотивирует прежде всего цель, к которой он стремится в данное время. Уникальность системе придает неповторимость некоторых ее качеств и элементов. Она проявляется по-разному. В одних случаях ею можно пренебречь, в других - она определяет направление поведения всей системы. Отсюда вытекает необходимость индивидуального подхода в работе с людьми. В начале XIX века, проводя свой знаменитый эксперимент на прядильной фабрике в Шотландии, Роберт Оуэн появился в цехе с лентами трех различных цветов. Не говоря ни слова людям, он прикрепил красные к станкам лучших рабочих, зеленые - к станкам рабочих со средними показателями, а желтые - к не выполняющим норму. Через два месяца, не повышая никому зарплату, не прибегая к угрозам и не вводя никаких технических усовершенствований, Оуэн получил то, что хотел: все рабочие стали выполнять нормы. Множественность описаний. Любая система представляет собой сложное образование элементов и связей между ними. Исследование ее требует построения множества моделей, каждая из которых описывает лишь определенную сторону системы. По мере углубления нашего индивидуального или коллективного понимания закономерностей поведения человека или по мере формирования новых социальных условий бизнес и общество переходят к более развитым моделям. Не существует одной навсегда наилучшей модели, потому что понятие оптимальности зависит от наших знаний о поведении человека в конкретной окружающей среде. Задача менеджмента заключается не только в идентификации используемых в организации поведенческих моделей, но и корректировке их на основе современных требований. Если парашют находится долгое время в плотно уложенном виде, на нем образуются складки, которые могут помешать куполу раскрыться в момент прыжка парашютиста. Чтобы избежать этого, парашюты периодически распаковывают и вывешивают для сохранения правильной формы, а затем снова укладывают. Подобно этому менеджеры должны проверять модели организационного поведения, корректировать их в соответствии с изменившимися условиями. Реагирование на ситуацию характеризует восприимчивость системы к воздействию внешней и внутренней среды. Долгое время теория организационного поведения основывалась на универсальном подходе, согласно которому главным в управлении считалось определить правильные цели, распределить властные полномочия и рабочие задания. Своеобразие организаций и возможные ситуации при этом недооценивались. Сегодня большинство ученых считает, что такое понимание проблемы преуменьшает сложность реальных управленческих ситуаций. На самом деле наряду с традиционными теориями в управлении организационным поведением большую роль играет ситуационный подход. Всесторонний анализ возникшей ситуации позволяет выявить ее значимые факторы и определить необходимые в различных обстоятельствах методы поведения. Внедрение рыночных отношений в нашей стране вызвало совершенно новую ситуацию. Угроза безработицы стала источником стрессов, конфликтов на работе и в семье, самой сильной отрицательной эмоцией, более сильной, чем рост цен, падение жизненного уровня, потеря нравственных ориентиров и духовных ценностей. Эта ситуация оказывает решающее влияние на поведение человека в организации. Коммуникативность. Это свойство отражает способ взаимодействия между системой и внешней средой, между структурными элементами внутри системы. Организации без коммуникаций не существуют. При отсутствии коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры не в состоянии отдавать указания. Следовательно, невозможной оказывается координация различных видов деятельности, и, значит, организация распадается. Управление поведением человека в организации не может претендовать на статус точной науки, так как оно происходит в условиях значительной неопределенности. Вместе с тем познание закономерностей в действиях и свойствах систем имеет исключительное значение. Ибо чем больше мы знаем о системе организационного поведения, тем выше вероятность нашего прогноза.
3. Система организационного поведения и ее структура
Наиболее полно отражает содержание всякой системы ее структура, поскольку она характеризует не только составные части, но их связи, взаимодействие. Понятие поведения человека в организации включает в себя три составляющие: поведение, человек, организация. Рассмотрим каждую из них. Природа поведения. Разные словари по-разному толкуют понятие поведения. Однако в большинстве из них утверждается, что это, во-первых, действие и, во-вторых, осознанное действие. Когда мы говорим, что тот или иной человек в сознании, для нас это означает, что он находится в здравом уме и памяти и осознает свои действия. Следовательно, для правильного понимания природы поведения мы должны прежде всего четко и правильно представлять себе, что такое сознание. Словарь С.И. Ожегова дает нам такое определение: сознание - это «человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психологическая деятельность как отражение действительности». Это отражение действительности, по мнению выдающегося советского философа и психолога С.Л. Рубинштейна, происходит в форме наших восприятий, мыслей, чувств и т.д., которые в совокупности составляют внутреннее содержание нашей жизни и которые называются переживаниями. При этом одну и ту же реальную картину бытия разные люди переживают по-разному. Например, слепой и зрячий совершенно иначе воспринимают красоту летней утренней зари, находясь на берегу реки. Один наслаждается яркими всполохами восходящего солнца над горизонтом, плавающей дымкой над водной гладью; другой - приятной свежестью ласкающего лицо тумана и нежной травой, роняющей капли росы от прикосновения руки. Переживания разные, но объективная действительность одна и та же. В этом проявляется единство реального и идеального, сознания и действительности. Переживая те или иные явления окружающего мира, человек получает определенную информацию, знание. Накапливание таких знаний отражает процесс познания. В зачаточной форме момент знания в сознании проявляется в каждом психическом явлении. Однако познанием знание становится лишь по мере того, как человек активно проникает в действительность, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изменяя, все глубже осознавать действительность. Важным аспектом сознания для понимания природы поведения является взаимоотношение сознательного и бессознательного. С одной стороны, если человек в сознании, у него не может быть никакого психического явления вне сознания. С другой, мы знаем, что иногда бывают «бессознательные» переживания. Например, зарождающееся чувство любви, особенно у неопытных молодых людей. Однако на самом деле бессознательное или неосознанное чувство - это, конечно, не непережитое чувство, а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Когда говорят, что человек поступает несознательно, это означает, что он не сознает не свой поступок, а последствия, которые он должен повлечь за собой. И, наоборот, сознательность человека означает его способность осознавать объективную, общественную значимость своих целей и мотивов и руководствоваться именно ими. «Осознание во всех случаях совершается одним и тем же путем, а именно через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие». Другим аспектом сознания человека, не менее важным, чем соотношение сознательного и бессознательного, является диалектика переживания и пережитого. Переживание и пережитое соотносятся в сознании как действие и деятельность, знание и познание, то есть как единичный акт и длительный процесс. Другими словами, переживание становится пережитым тогда, когда оно в силу определенных причин превращается в событие внутренней жизни человека и образует его жизненный опыт. Знание и переживание, познание и пережитое являются источником для формирования способностей и норм поведения. Способности — это индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности. Высшими формами способностей являются талант и гениальность. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях строения нервно-мозгового аппарата. Однако эти предпосылки только обуславливают одаренность человека, но не предопределяют ее. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, то есть преобразуются и изменяются. Способности - сложные синтетические образования, включающие ряд качеств, без которых человек не был бы в состоянии заниматься каким-то конкретным делом, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности. При этом в процессе деятельности, как отмечает С.Л. Рубинштейн, существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения - не тождественны, но они тесно связаны между собой. С одной стороны, умения, знания и т.д. предполагают наличие определенных способностей, а с другой - само формирование способностей заниматься тем или иным делом предполагает освоение связанных с ним умений и знаний и т.п. Эти умения, знания остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, то есть превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, и ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как студент на основе учебных материалов по той или другой дисциплине осваивает приемы анализа, обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накапливается определенное умение, но и формируются определенные способности. Обучение как подлинно образовательный процесс тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности. Нормы поведения. Слово «норма» происходит от латинского погта -руководящее начало, правило, образец. Всякое действие, а поведение - это действие, должно происходить по определенным правилам, каждый человек в своих действиях руководствуется определенными правилами - нормами. Нормы бывают внутренние и внешние. Внутренние нормы - это информация, которая сформировалась в сознании человека в результате его взаимодействия с окружающей средой. Часть этих норм воспринимается личностью как собственный кодекс, правила поведения, другая - может меняться, чтобы соответствовать в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.022 с.) |