Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар по теме 13 «организационное поведение в системе международного бизнеса»

Поиск

Цель семинара - закрепление знаний особенностей организационного поведения в различных странах и их влияния на деловое общение.

 

Учебные вопросы:

 

1. Особенности организационного поведения ком­паний США и Канады.

2. Организационное поведение корпораций разви­тых стран Европы.

3. Особенности организационного поведения ком­паний стран с «переходной» экономикой.

4. Организационное поведение компаний стран Азии, Африки и Латинской Америки.

 

Рекомендуемая литература: 3,5,13,14,16.

 

Семинар по теме 14 «Организационная культура и ее влияние на организационное поведение»

 

Цель семинарского занятия закрепить знания студентов о сущности, структуре и способах формирования организационной культуры, способствовать формированию навыков и умений повышения уровня организационной культуры, поиска путей ее эффективного влияния на организационное поведение.

 

Учебные вопросы:

 

1. Сущность и структура организационной культуры.

2. Пути повышения уровня организационной культуры.

3. Влияние организационной культуры на организационное поведение.

4. Критерии и методы оценки уровня развития организационной культуры и ее влияния на организационное поведение.

 

Рекомендуется подготовить доклад на тему «Факторы влияющие на формирование организационной культуры».

 

Литература: 15,23,28,32,33,34.

 

Практическое занятие по теме 7 «Лидерство и организация»

 

Цель практического занятия способствовать формированию у студентов навыков и умений диагностики психических состояний и свойств личности лидера и подчиненных.

 

Для выполнения этой задачи студенты под руководством преподавателя работают с социально-психологическими тестами, с помощью которых

студенты осуществляют диагностику личности и стиля работы руководителя,

а также межличностных отношений в организации.

 

Тесты и инструкции к ним выдает преподаватель. Рекомендуется использовать следующие задания:

 

Методика «Q-сортировка»

Тест описания поведения К.Томаса

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Методика определения стиля руководства коллективом организации

Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя

3. Требования к студенту, изучившему учебный материал по общепрофессиональным дисциплинам (ГОС 2000)

Менеджер должен знать и уметь использовать:

объективные тенденции экономического развития, закономерности
функционирования экономических систем, взаимодействие экономических

процессов и их социальное содержание:

- сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной
политики;

- методы получения статистической информации и ее обобщения,
методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих
статистических показателей;

- приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения
национального рынка и разработки программ экономического роста;

 

- методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне,
способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и пути
достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;

- методы получения информации по вопросам использования производственных
фондов, краткосрочного кредитования, организации безналичных расчетов и
определять возможность их совершенствования;

методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;

- методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности;

- принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание формирования
спроса и стимулирования сбыта, методы рекламной работы и "паблик рилейшнз".

Лекционные материалы

Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса

1. Становление организационного поведения как научной дисциплины

 

Все, что происходит на земле, - рождение и гибель человека, войны и революции, подвиги и преступления, научные открытия и преобразование облика нашей планеты - все является следствием поведения людей.

Слово «поведение» хорошо знакомо каждому из нас еще с той поры, когда мы учились читать его по слогам. Тем не менее вряд ли найдется другое такое понятие, которое таило бы в себе так много непознанного, особенно механизм управления поведением человека.

У Вольтера есть повесть «Микромегас». Микромегас - это разум­ное существо, обитающее на Сириусе. Встретившись с землянами, Мик­ромегас воспринял их как «разумные атомы» и, естественно, поинте­ресовался уровнем их умственного развития.

Знания людей произвели на него впечатление. Жители планеты Земля могли определить расстояние от Сириуса до звезды Кастор в созвездии Близнецов; вычислить, сколько земных диаметров уклады­вается в расстояние от Земли до Луны. Пораженный такой эрудицией землян, Микромегас сказал: «Если вы обладаете такими обширными знаниями о том, что вокруг вас, тогда несомненно еще лучше знаете, что внутри вас. Скажите, что такое че­ловеческая душа?» Однако ответ землян оказался настолько прими­тивным, что Микромегас расхохотался.Вольтер со свойственной ему сатирической остротой попытался показать односторонность современных ему людей.

Надо признать, что со времен Вольтера ситуация на земле изменилась мало. Человек сегодня знает мельчайшие подробности строения и суще­ствования множества микроорганизмов. Мы создали уже не только «ду­мающие» машины, но и машины, которые способны реагировать эмоцио­нально на машинные действия.

Между тем заповедь древних мыслителей «познай самого себя» по-прежнему остается задачей чрезвычайной сложности.

Во все века люди понимали особую роль человеческих отношений в управлении жизнью на Земле. Почти четыре тысячи лет назад великий египтянин Птаххотеп написал свое «Поучение» об управлении людьми.

В начале нынешней эры выдающийся писатель, философ и государствен­ный деятель Луций Сенека сделал попытку определить контуры науки, которая должна заниматься управлением душой человека и назвал эту науку «психагогикой».

К этой проблеме обращали свой взор многие другие мыслители как древнего, так и нового мира. Астрология, теология, философия, литерату­ра - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимались и предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведе­ния и саму сущность человека.

Коренной перелом на этом направлении человеческого познания на­ступил лишь в первой половине XX века. Этому способствовали два важ­ных события. Первое из них - рождение и становление как самостоятель­ной науки психологии. После того как в 1879 году Вильгельм Вундт осно­вал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений, начался период бурного расцвета этой науки.

Было выработано множество различных концептуальных моделей, по­зволяющих планировать научные исследования, интерпретировать экспе­риментальные данные и на этой основе объяснять с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Второе событие, оказавшее решающее влияние на исследования пове­дения человека, связано с именем американского профессора Элтона Мэйо.

Эксперименты, проведенные им на заводе «Вестерн электрик» в Хоторне, позволили ему сформулировать доктрину человеческих отношений.

В соответствии с этой доктриной решающая роль в трудовой активно­сти людей принадлежит не столько материальным, как считал основопо­ложник науки управления производством Фредерик Тейлор, сколько пси­хологическим факторам, настроениям работников. В формировании этих факторов имеют большое значение как рациональные, так и иррациональ­ные начала, глубинные инстинкты, влечения. Настроения, чувства работ­ников - не только следствие развития их индивидуальной психики, но и продукт воздействия групповой, коллективной психологии, результат мо­рально-психологического климата трудового коллектива. В центр внима­ния доктрины человеческих отношений Мэйо и его последователи поста­вили проблемы групповых отношений, коммуникационных барьеров, кон­фликтов и сотрудничества. Теоретики школы Мэйо выразили уверенность, что значительную часть конфликтов между человеком и организацией можно устранить, если более полно удовлетворить социальные и психоло­гические потребности личности.

Использование психологических факторов в производстве привело к тому, что быстрыми темпами стали развиваться психологические и социологические науки: социальная психология, психология управления, ин­дустриальная социология и др. А это в свою очередь способствовало обо­стрению внимания системы образования к данным дисциплинам. Посте­пенно во всех развитых странах профессиональная психологическая под­готовка стала неотъемлемой частью учебных программ в области эконо­мики и управления.

Однако по мере того как развивались системы подготовки специалис­тов на основе новых учебных программ, становилось ясно, что для изуче­ния поведения человека в организации недостаточно только психологии и социологии. Требовался новый подход, который аккумулировал бы в себе, с одной стороны, накопленный опыт исследований, концепции, относящи­еся к теории личности, с другой, систематический научный анализ инди­видов, групп, организаций, чтобы понять, предсказать и усовершенство­вать индивидуальное поведение и функционирование организации. Впер­вые об этом публично заявили в 1959 году американцы Р. Гордон и Д. Хауэл в своем отчете о работе бизнес-школ.

Новая учебная дисциплина, созданная на основе такой концепции, по­лучила название «Организационное поведение». Организационное поведение интегрирует соответствующие области общей, социальной, экспериментальной психологии, психологии управле­ния, теории организации, социологии, политологии, антропологии. Одно­временно оно использует мировые достижения философии, логики, рито­рики, педагогики, этики, права, а также методы воздействия на личность и социум морали, искусства, различных религиозных конфессий.

Именно поэтому данную область знаний нельзя рассматривать, как это делают некоторые, достижением западной теории и практики. Например, все концепции поведения человека в организации американских и запад­ноевропейских бихевиористов строятся на основе теории условных реф­лексов русского ученого И.П. Павлова. Большой вклад в обоснование не­обходимости учета психологических факторов при определении моделей поведения человека внесли другие русские ученые.

Теория организационного поведения постоянно развивается. Она выш­ла за пределы применения поведенческой науки к рабочим операциям. Это -развивающаяся область знаний, в которой остается множество вопросов и возможностей для дальнейшего совершенствования.

Особенности организационного поведения в современном мире опре­деляют четыре группы изменений: рабочей силы, ожиданий клиентов, орга­низаций и процессов управления.

В нынешней России эти особенности проявляются в специфических условиях, для которых, по мнению отечественных исследователей, в частности Е.Г. Молл, характерны постоянные социальные, экономические, уп­равленческие и психологические изменения:

* изменение связей и отношений, долгое время сохранявших устой­чивость;

* исчезновение старых организаций и возникновение новых;

* значительное расширение международных связей и появление на этой основе сети иностранных предприятий и филиалов транснациональ­ных компаний на территории страны;

* выдвижение большого числа новых лидеров;

* повышение уровня неопределенности и риска в деловой сфере; криминализация бизнеса.

В результате всех этих изменений возникают особые требования к адап­тивности и руководителей, и работников. Наряду с пассивной адаптаци­ей, то есть приспособлением человека к среде, важную роль играет актив­ная адаптация, целью которой является изменение среды.

 

2. Предмет, содержание и задачи курса

 

Существуют различные определения организационного поведения, Наиболее точно суть предмета отражает следующее:

Организационное поведение - это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и система­тического научного анализа действий отдельных людей, групп и организа­ции в целом в сложной динамичной среде.

Теории организационного поведения предлагают объяснения образа мыслей, чувств и причин поступков людей в виде гипотез, истинность ко­торых может быть проверена путем исследований. Исследование - это процесс сбора и интерпретации данных, которые либо подтверждают, либо опровергают теоретические построения. При этом данные могут быть по­лучены различными методами: путем изучения фиксированной инфор­мации (документов и т.д.), опросов (интервью, анкетирование, тестирова­ние), наблюдений и экспериментов.

Результаты исследований менеджеры применяют как базисные прин­ципы поведения людей в разных жизненных ситуациях.

Предметом организационного поведения являются основные закономер­ности и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного тру да и межличностного общения.

Главная задача изучения дисциплины состоит в усвоении теоретичес­ких основ и получении некоторых практических навыков управления по­ведением людей (групп, организаций) в процессе труда.

Менеджер должен понимать природу человеческой психики, роль воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механиз­мов в поведении человека; уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей; владеть приемами воздействия на поведение работника, а также осуществлять социально-психологичес­кое регулирование в трудовых коллективах.

Если исходить из непосредственных целей науки как сферы челове­ческой деятельности - описания, объяснения и прогнозирования процес­сов и явлений действительности для управления ими, — то цели организа­ционного поведения можно сформулировать следующим образом:

- систематизированное описание поведения людей в различных ситу­ациях, возникающих в процессе труда и общения;

- анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;

- прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;

- создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных ин­тересов.

Любая наука. и организационное поведение не исключение, разви­вается по одному и тому же пути: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике,

На этом пути выделяют шесть этапов:

1) наблюдение за происходящими процессами и анализ с помощью известных из других наук методов;

2) формализация, систематизация результатов наблюдения и их типологизирование;

3) разработка прикладных научных основ анализа и синтеза наблюдае­мых процессов;

4) обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принци­пы, зависимости, законы и закономерности);

5) создание методологии исследования процессов заданной типологии;

6) наполнение статистических данных об эффективности предложен­ной методики и ее корректировка.

В теории организационного поведения так же, как и в других науках, используются два основных метода: дедукция и индукция.

Как всякая другая научная дисциплина, организационное поведение имеет не только свой предмет, но и свои методологические особенности.

Первая из них - междисциплинарностъ, синтетичность. Как уже от­мечалось, организационное поведение объединяет различные науки: пси­хологические, социологические, экономические и т.д. - с другими форма­ми познания действительности: искусством, религией, моралью и т.д. Со­ответственно оно использует и различные методы познания: научное, обыденное, художественное и религиозное познание.

Научное познание основывается на теоретических обобщениях. Науч­ный подход позволяет выявить и использовать глубинные системообразу­ющие факторы и приблизиться к истинному знанию. Метод научного по­знания подразумевает исследование свойств и особенностей объекта изу­чения, выявление его существенных признаков, качеств, закономерностей развития, связей, определяющих поведение человека.

Немецкий психолог Л. Ланге сделал открытие о том, что каждый субъект имеет состояние предрасположенности к определенной ак­тивности в определенной ситуации. Такое состояние было названо им установкой. На основании открытия Ланге советский психолог и фило­соф Д. Н. Узнадзе создал теоретическую концепцию установки.

Обыденное познание опирается на эмпирические обобщения, которые основаны на непосредственно наблюдаемых нами свойствах предметов или переживаемых явлений. В отличие от науки, стремящейся к универсаль­ности, обыденное познание носит преимущественно индивидуальный ха­рактер и ориентировано в первую очередь на практический результат.

В известном кинофильме «Два бойца» есть такой эпизод. Два бой­ца, роли которых исполнили Марк Бернес и Борис Андреев, выполняя приказ командира, оказались в осажденном Ленинграде (дело происходило во время Великой Отечественной войны). Используя оказию, они решили навестить знакомую бойца «Саши с Уралмаша» (Б.Андрее­ва). Во время встречи фронтовиков с девушкой раздался сигнал воз­душной тревоги и знакомая «Саши с Уралмаша» предложила спустить­ся в бомбоубежище. В бомбоубежище молодые люди встретили знако­мого девушки - профессора математики. Девушка удивилась, увидев его. Дело в том, что профессор сделал научный расчет площади Ле­нинграда, которая оказывалась под угрозой бомбометания фашистс­ких самолетов, и пришел к выводу, что величина, занимаемая им, ис­ключает всякую опасность лично для него. На этом основании он никог­да не спускался в бомбоубежище.

На удивленный вопрос девушки, почему он изменил свое поведе­ние, профессор ответил: «Какие тут научные расчеты! В Ленинграде был всего один слон в зоопарке и того разбомбило».

Этот пример говорит о том, что иногда житейский опыт (обыденное познание) оказывается сильнее научных расчетов.

В основе художественного познания лежит образная форма отраже­ния действительности, ориентированная на уникальную личность творца, его субъективное видение мира. Учитывая эмоциональный характер, ху­дожественное познание имеет исключительное воздействие на поведение человека.

Имеются многочисленные свидетельства влияния на поведение и жизнь молодых людей России героев художественной литературы: Пе­чорина ~ на молодых дворян, Рахметова - на революционеров, Павла Корчагина - на советскую молодежь.

Особенностью религиозного познания является то, что в религии мир рассматривается как проявление божественного замысла. Религиозное по­знание обычно направлено на утверждение и подтверждение догматов, сим­вола веры.

Оно оказывает порою на поведение человека большее воздействие, чем какая-либо другая форма познания действительности.

Протопоп Аввакум, глава старообрядчества в православной церкви выступил против реформы патриарха Никона. За это он несколько раз ссылался в Сибирь, потом был осужден и в конце концов казнен. Никакие истязания и пытки не могли изменить его веру и поведе­ние. Много лет спустя на бревне из нижнего венца одной из его тюрем обнаружили нацарапанные каким-то металлическим предметом слова: «Господи, я не могу лежать на спине, понеже кожа содрана батога­ми; не могу и на животе - крысы изъели всю утробу; не могу на боку, тоже и на другом - ребра переломаны. Когда же думаю о тебе, Господи, боль отступает и я живу и благодарю тебя».

Использование различных методов познания в теории и практике орга­низационного поведения объективно требует применения комплексного подхода к изучению проблем поведения человека в организации.

Второй особенностью организационного поведения как научной дис­циплины является ее системность.

Системный подход - это направление в методологии научного позна­ния и социальной практике, в основе которого лежит понимание объекта как системы. Субъектами и одновременно объектами организационного поведения являются личность, группа и организация. Каждый из них мо­жет быть представлен в виде системы.

Для управления организационным поведением важно знать закономер­ности и свойства систем.

К наиболее общим свойствам систем типа личности и организации относятся: целостность, структурность, синергизм, автономность, адаптивность, иерархичность, уникальность, множественность описаний, реагирование на ситуацию, коммуникативность.

Рассмотрим эти свойства подробнее.

Целостность означает, что свойства всей системы не могут быть сведе­ны к сумме свойств ее элементов, так как система обладает такими каче­ствами, которых нет ни у одного элемента. Целостное организационное поведение рассматривает взаимоотношения «индивида - организации» на уровне личности, группы, организации в целом.

Целостность системы организационного поведения требует учета как можно большего числа влияющих на поведение людей факторов.

Руководитель отдела отказал сотруднице в неоплачиваемом отпус­ке, который был нужен ей для участия в похоронах брата. Она не вышла на работу. Руководитель отдела наложил на нее взыскание. Узнав об этом, коллектив фирмы устроил забастовку, потребовав у админист­рации уволить руководителя отдела.

Если бы этот менеджер знал о таком свойстве системы как целос­тность, он, принимая свое решение, подумал бы о том, что его дей­ствия могут оказать влияние на поведение всей фирмы.

Структурность. Целостность системы обеспечивает разумно созданная структура, которая связывает отдельные элементы в единое целое. Структурность проявляется в том, что поведение системы обусловлено свойствами ее структуры, тем, как элементы расположены и взаимодействуют друг с другом. Подходы к управлению организационным поведением не могут быть одинаковыми, например, в линейных и функциональных структурах. В первом случае руководитель воздействует на своих подчиненных не­посредственно, во втором - через своих заместителей.

Синергизм. Это свойство вытекает из закона синергии, который гла­сит: в сложных системах целое больше, чем сумма их составляющих эле­ментов, а возможности целого превышают возможности их частей. Осо­бенности синергизма описываются формулой 2 + 2=5. Несмотря на кажу­щуюся абсурдность, она бывает часто верна на практике. Так суммарный доход от деятельности крупного предприятия оказывается выше, чем сум­ма показателей по каждому из его филиалов.

Практическая ценность синергического эффекта основывается на двух уникальных качествах больших систем: способности их к самоор­ганизации и возможности определения ограниченного числа парамет­ров, воздействием на которые можно управлять всей системой.

Русскому характеру особенно импонирует первое качество, по­скольку оно вселяет во всех нас надежду на то, что переход из того состояния, в котором находится сегодня Россия, произойдет сам по себе, «авось все утрясется само собой».

Автономность предполагает, что система существует и развивается со­гласно не только общим, но и ее собственным законам.

Живая природа имеет свои, а неживая свои законы. В свою очередь поведение человека отличается от поведения животного, а менталитет русского совсем не похож на менталитет немца или японца.

Адаптивность зиждется на способности системы приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Попадая в новый трудовой коллектив, работник вынужден считаться с традициями и нормами этого коллектива и приспосабливаться к ним. Если он поступает иначе, система (коллектив) его отторгает, Суть данного свой­ства хорошо выражает народная мудрость: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Иерархичность определяется, во-первых, иерархией связей во взаи­модействии элементов; во-вторых, тем, что каждый элемент системы можно рассматривать как иерархическую систему, а саму систему как элемент более крупной системы.

На этом свойстве системы основывается, например, теория по­требностей Абрахама Маслоу. Согласно этой теории человеческие по­требности различны по своей настоятельности и возникают в опреде­ленной последовательности. По мере того как достаточное удовлетво­рение получают первичные нужды, внимание индивида перемещается на вторичные потребности. Наиболее сильное воздействие оказывают на поведение человека неудовлетворенные потребности. Его действия мотивирует прежде всего цель, к которой он стремится в данное время.

Уникальность системе придает неповторимость некоторых ее качеств и элементов. Она проявляется по-разному. В одних случаях ею можно пренеб­речь, в других - она определяет направление поведения всей системы. Отсюда вытекает необходимость индивидуального подхода в работе с людьми.

В начале XIX века, проводя свой знаменитый эксперимент на пря­дильной фабрике в Шотландии, Роберт Оуэн появился в цехе с лентами трех различных цветов. Не говоря ни слова людям, он прикрепил крас­ные к станкам лучших рабочих, зеленые - к станкам рабочих со сред­ними показателями, а желтые - к не выполняющим норму. Через два месяца, не повышая никому зарплату, не прибегая к угрозам и не вводя никаких технических усовершенствований, Оуэн получил то, что хотел: все рабочие стали выполнять нормы.

Множественность описаний. Любая система представляет собой сложное образование элементов и связей между ними. Исследование ее требует пост­роения множества моделей, каждая из которых описывает лишь определен­ную сторону системы. По мере углубления нашего индивидуального или кол­лективного понимания закономерностей поведения человека или по мере формирования новых социальных условий бизнес и общество переходят к более развитым моделям. Не существует одной навсегда наилучшей модели, потому что понятие оптимальности зависит от наших знаний о поведении человека в конкретной окружающей среде. Задача менеджмента заключается не только в идентификации используемых в организации поведенческих мо­делей, но и корректировке их на основе современных требований.

Если парашют находится долгое время в плотно уложенном виде, на нем образуются складки, которые могут помешать куполу раскрыть­ся в момент прыжка парашютиста. Чтобы избежать этого, парашюты периодически распаковывают и вывешивают для сохранения правиль­ной формы, а затем снова укладывают. Подобно этому менеджеры дол­жны проверять модели организационного поведения, корректировать их в соответствии с изменившимися условиями.

Реагирование на ситуацию характеризует восприимчивость системы к воздействию внешней и внутренней среды. Долгое время теория органи­зационного поведения основывалась на универсальном подходе, согласно которому главным в управлении считалось определить правильные цели, распределить властные полномочия и рабочие задания. Своеобразие орга­низаций и возможные ситуации при этом недооценивались. Сегодня боль­шинство ученых считает, что такое понимание проблемы преуменьшает сложность реальных управленческих ситуаций. На самом деле наряду с традиционными теориями в управлении организационным поведением большую роль играет ситуационный подход. Всесторонний анализ возник­шей ситуации позволяет выявить ее значимые факторы и определить не­обходимые в различных обстоятельствах методы поведения.

Внедрение рыночных отношений в нашей стране вызвало совер­шенно новую ситуацию. Угроза безработицы стала источником стрес­сов, конфликтов на работе и в семье, самой сильной отрицательной эмоцией, более сильной, чем рост цен, падение жизненного уровня, потеря нравственных ориентиров и духовных ценностей. Эта ситуация оказывает решающее влияние на поведение человека в организации.

Коммуникативность. Это свойство отражает способ взаимодействия между системой и внешней средой, между структурными элементами внут­ри системы. Организации без коммуникаций не существуют.

При отсутствии коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры не в состоянии отдавать указания. Следова­тельно, невозможной оказывается координация различных видов дея­тельности, и, значит, организация распадается.

Управление поведением человека в организации не может претендо­вать на статус точной науки, так как оно происходит в условиях значитель­ной неопределенности. Вместе с тем познание закономерностей в действи­ях и свойствах систем имеет исключительное значение. Ибо чем больше мы знаем о системе организационного поведения, тем выше вероятность нашего прогноза.

 

3. Система организационного поведения и ее структура

 

Наиболее полно отражает содержание всякой системы ее структу­ра, поскольку она характеризует не только составные части, но их свя­зи, взаимодействие. Понятие поведения человека в организации включает в себя три составляющие: поведение, человек, организация. Рассмотрим каждую из них.

Природа поведения. Разные словари по-разному толкуют понятие поведения. Однако в большинстве из них утверждается, что это, во-первых, действие и, во-вторых, осознанное действие. Когда мы говорим, что тот или иной человек в сознании, для нас это означает, что он находит­ся в здравом уме и памяти и осознает свои действия.

Следовательно, для правильного понимания природы поведения мы дол­жны прежде всего четко и правильно представлять себе, что такое сознание.

Словарь С.И. Ожегова дает нам такое определение: сознание - это «че­ловеческая способность к воспроизведению действительности в мышле­нии; психологическая деятельность как отражение действительности».

Это отражение действительности, по мнению выдающегося советского философа и психолога С.Л. Рубинштейна, происходит в форме наших вос­приятий, мыслей, чувств и т.д., которые в совокупности составляют внут­реннее содержание нашей жизни и которые называются переживаниями.

При этом одну и ту же реальную картину бытия разные люди пере­живают по-разному. Например, слепой и зрячий совершенно иначе вос­принимают красоту летней утренней зари, находясь на берегу реки. Один наслаждается яркими всполохами восходящего солнца над гори­зонтом, плавающей дымкой над водной гладью; другой - приятной све­жестью ласкающего лицо тумана и нежной травой, роняющей капли росы от прикосновения руки.

Переживания разные, но объективная действительность одна и та же. В этом проявляется единство реального и идеального, сознания и дей­ствительности.

Переживая те или иные явления окружающего мира, человек получает определенную информацию, знание. Накапливание таких знаний отража­ет процесс познания. В зачаточной форме момент знания в сознании про­является в каждом психическом явлении. Однако познанием знание ста­новится лишь по мере того, как человек активно проникает в действитель­ность, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изме­няя, все глубже осознавать действительность.

Важным аспектом сознания для понимания природы поведения явля­ется взаимоотношение сознательного и бессознательного. С одной сторо­ны, если человек в сознании, у него не может быть никакого психического явления вне сознания. С другой, мы знаем, что иногда бывают «бессозна­тельные» переживания. Например, зарождающееся чувство любви, особенно у неопытных молодых людей. Однако на самом деле бессознатель­ное или неосознанное чувство - это, конечно, не непережитое чувство, а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесе­но с объективным миром. Когда говорят, что человек поступает несозна­тельно, это означает, что он не сознает не свой поступок, а последствия, которые он должен повлечь за собой. И, наоборот, сознательность челове­ка означает его способность осознавать объективную, общественную зна­чимость своих целей и мотивов и руководствоваться именно ими. «Осоз­нание во всех случаях совершается одним и тем же путем, а именно через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объек­тивные предметные связи, его определяющие».

Другим аспектом сознания человека, не менее важным, чем соотноше­ние сознательного и бессознательного, является диалектика переживания и пережитого. Переживание и пережитое соотносятся в сознании как дей­ствие и деятельность, знание и познание, то есть как единичный акт и длительный процесс. Другими словами, переживание становится пережи­тым тогда, когда оно в силу определенных причин превращается в собы­тие внутренней жизни человека и образует его жизненный опыт.

Знание и переживание, познание и пережитое являются источником для формирования способностей и норм поведения.

Способностиэто индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности. Высшими формами способностей являются талант и гениальность.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные пред­посылки для их развития в виде задатков. Различия между людьми в за­датках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях строе­ния нервно-мозгового аппарата.

Однако эти предпосылки только обуславливают одаренность челове­ка, но не предопределяют ее. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, то есть преобразуются и изменяются.

Способности - сложные синтетические образования, включающие ряд качеств, без которых человек не был бы в состоянии заниматься каким-то конкретным делом, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности. При этом в процес­се деятельности, как отмечает С.Л. Рубинштейн, существенную роль игра­ет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способ­ности и умения - не тождественны, но они тесно связаны между собой. С одной стороны, умения, знания и т.д. предполагают наличие определенных способностей, а с другой - само формирование способностей заниматься тем или иным делом предполагает освоение связанных с ним умений и

знаний и т.п. Эти умения, знания остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, то есть превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, и ведут к разви­тию способностей.

Скажем, по мере того как студент на основе учебных материалов по той или другой дисциплине осваивает приемы анализа, обобщения, умозак­лючения и т.д., у него не только накапливается определенное умение, но и формируются определенные способности. Обучение как подлинно обра­зовательный процесс тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

Нормы поведения. Слово «норма» происходит от латинского погта -руководящее начало, правило, образец. Всякое действие, а поведение - это действие, должно происходить по определенным правилам, каждый чело­век в своих действиях руководствуется определенными правилами - нор­мами. Нормы бывают внутренние и внешние.

Внутренние нормы - это информация, которая сформировалась в со­знании человека в результате его взаимодействия с окружающей средой. Часть этих норм воспринимается личностью как собственный кодекс, пра­вила поведения, другая - может меняться, чтобы соответствовать в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.014 с.)