Молл Е. Г. Менеджмент. Организационное поведение. – М. : финансы и статистика, 2002. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молл Е. Г. Менеджмент. Организационное поведение. – М. : финансы и статистика, 2002.



 

Глава 7

ФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ГРУППЫ

Приветствуете ли Вы или допускаете проявления взаимо­помощи в рабочей группе, препятствующие выполнению про­изводственного задания?

Каковы Ваши действия как руководителя относительно че­ловека, который вносит минимальный вклад в работу группы, напряженно пытается самостоятельно решить поставленные задачи, а иногда, проявляя инициативу, мешает совместной деятельности?

Ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся раз­личных групп в организациях, могут показаться простыми только на первый взгляд. Организация не является суммой составляющих ее индивидов, а представляет собой систему отношений между группами людей. Сложны взаимоотноше­ния людей внутри каждой группы и групп между собой. Зна­ния условий эффективной работы групп, особенностей поведе­ния людей в них, навыки управления групповой динамикой обеспечивают достижение организационных целей.

Определим группу как двух или более людей, взаимодей­ствующих и взаимозависимых.

Почему люди объединяются в группы? Прежде всего потому, что группы удовлетворяют некото­рые их потребности, такие, как: потребность в безопасности. Члены одной группы скорее всего вступятся друг за друга, если на улице на них нападут хулиганы, и будут защищать общие групповые интересы на совете директоров. Группа гарантиру­ет человеку определенный статус. Она же позволяет удовле­творить потребности ее членов в оценке, уважении и признании. Нельзя забывать и о том, что только с помощью групп, в которые включен человек, он может удовлетворить потребность в принадлежности (аффилиации). Например, принадлежность к клубу выпускников престижной бизнес-школы не только вселяет дополнительную уверенность в себе и свои возможности, но и позволяет использовать связи для достижения некоторых целей. Группа предоставляет человеку возможность удовлетворить потребность во власти.

Классификация групп осуществляется по нескольким ос­нованиям:

а) по признаку ведущей совместной деятельности: произ­водственные, управленческие, учебные, спортивные, семейные и т. п.;

б) по признаку длительности существования: временные и постоянные;

в) по признаку формальности: формальные и неформаль­ные.Формальные группы создаются на формальном основа­нии: приказ, распоряжение, правило и т. д. Неформальные создаются на основе личной симпатии, личных предпочтений. Эдгар Шейн дополнительно выделил так называемые психо­логические группы, отвечающие четырем критериям. Члены психологических групп действительно взаимодействуют друг с другом, считают себя частью группы, разделяют общее отно­шение к групповой цели, выделяют друг друга;

г) по признаку цели существования:

- целевые группы. Они созданы для достижения опреде­ленной цели. Например, группа, работающая над общим про­ектом, может распасться после его завершения или присту­пить к работе над новым;

- функциональные группы могут быть многоцелевыми, они ориентированы на долговременное выполнение определенной функции;

группы по интересам могут возникать не только на ос­нове общих хобби и увлечений, например группы альпинис­тов или коллекционеров, но и на основе стремления к усовер­шенствованию методов и средств производства, к саморазви­тию, повышению качества профессиональной деятельности;

дружеские группы объединяют приятных, симпатичных, интересных друг другу людей;

- референтные группы — это реальные или идеальные группы, которые являются носителями эталонного поведения.

С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведени­ем других и оценивает его. Для подростка такой группой мо­гут быть четыре славных мушкетера, для министра — семья, для исполнительного директора — группа из трех друзей, вме­сте с которыми он много лет назад начал общее дело;

д) по признаку уровня развития (сплоченности): от номи­нальной группы (наименее сплоченной), через уровни коопе­рации и команды (коллектива) к гомфотерной (наиболее спло­ченной) группе.

 

РАЗМЕР ГРУППЫ

 

Особое место в классификации занимают группы из двух и трех человек. Традиционно выделяют малые и большие группы.

Особенности взаимодействия в группе, эффективность ее деятельности зависят не только от размера группы, но и от других переменных: от личностных характеристик 'членов группы, однородности или разнородности группы. Группы, ге­терогенные (однородные) по возрасту, способностям, навы­кам, квалификации, взглядам, действуют более эффективно. Разнородность группы по какому-либо признаку при опреде­ленных условиях может служить источником конфликтов Рассмотрим три основных понятия, имеющих существен­ное значение при анализе поведения людей в группе: статус, роль, групповая норма.

 

РОЛИ

 

Роль — это функция социального положения человека, нор­мативно одобренная модель поведения. Ключевые аспекты ролей:

1. Ролевые ожидания и ролевая неопределенность. От че­ловека ожидают определенного поведения, связанного с ис­полнением роли. Например, роль отца предполагает, что ис­полняющий ее человек проявляет заботу о своих детях, не толь­ко обеспечивает их материально, но и выступает в качестве наставника воспитателя, до определенной степени контроли­рующего их поведение. В случае ролевой неопределенности человек испытывает сомнения относительно того, что конкрет­но в рамках заданной роли ожидают от него другие члены группы.

2. Восприятие роли. Ожидания группы могут совпадать или не совпадать с представлениями конкретного ее члена о том, что предписывает данная роль.

3. Психологический контракт (ролевые соглашения). Кон­тракт определяет, какое исполнение ролей каждым из ее чле­нов будет достигнуто.

4. Ролевой конфликт. Он имеет место тогда, когда член группы не может выполнить ожидания группы. Ролевой кон­фликт может быть связан с перегруженностью или несовмес­тимостью ожиданий группы и представлений исполнителя роли.

Социальные роли бывают:

• предписанные (согласованные, конвенциональные);

• стандартизированные (осваиваются в процессе обучения);

• субъективные (зависящие от личностных качеств испол­нителя);

• межличностные.

 

СТАТУС

Статус — позиция или место личности в обществе или груп­пе, связанные с определенными правами и обязанностями. В различных группах один и тот же человек может иметь разные статусы. Различают формальный и неформальный статус, со­циальный и личностный. Социальный статус — это профессио­нальная, должностная и имущественная ценность личности по оценкам общества. Статус личностный — это ценность челове­ка в рамках одной группы, который может быть обусловлен внешней привлекательностью, компетентностью, имуществен­ными характеристиками и т. п. К факторам, которые могут определять статус, относятся: образование и знания, доходы, происхождение, профессия, культурный уровень, националь­ность, собственность, индивидуальные ситуативные характеристики, такие, как наружность, одежда, возраст, пол.

Повысить или изменить статус можно путем:

• Наследования. Например, наследование сыном или до­черью статуса, который имел отец — владелец фирмы.

• Восхождения. Данный путь требует от человека значи­тельных усилий. Он предполагает завоевание определенного места в обществе, овладение знаниями, получение образования, победу в конкурентной борьбе, расширение бизнеса и т. д.

• Прохождения через определенные процедуры. Приме­ром попыток изменить статус таким путем является стремле­ние части бизнесменов, банкиров, деятелей искусства полу­чить титулы графов, князей.

 

НОРМЫ

Нормы — это групповые ожидания относительно поведе­ния. В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы обращены сразу ко всем членам груп­пы, но не всегда в равной степени.

Иногда нормы определяют как совокупность кодифициро­ванных и неформальных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам.

Нормы могут быть универсальными, т. е. обязательными для всех, и частными. Нормы могут иметь строго предписыва­ющий (императивный) характер или выступать лишь в ка­честве ориентира.

Классы норм

1. Нормы, связанные с процессом исполнения. Они осо­бенно важны в фирмах, где работа с клиентами занимает ос­новную часть времени. Если общение клиент - работник фирмы регламентируется не только официальными инструк­циями, организационной культурой, но и групповой нормой, то возможно достижение более высоких результатов. Если же сформирована негативная групповая норма, например чем ско­рее «избавишься» от клиента, тем больше времени останется на обсуждение важных личных проблем, на сочувствие и со­переживание отдельным членам группы, то достижение целей организации оказывается под угрозой.

2. Нормы, касающиеся неформальных социальных согла­шений. К ним, например, можно отнести нормы, связанные с проявлением «цеховой», профессиональной солидарности или те, которые регулируют содержание и допустимые пределы санкций к отдельным членам группы.

3. Нормы, связанные с распределением ресурсов. Напри­мер, нормы, регулирующие общение с вышестоящими руково­дителями (распределение временных ресурсов), последователь­ность предоставления льгот и привилегий и т. д.

4. Общие организационные нормы. К таким нормам могут относиться и требования, предъявляемые к одежде, — от обя­зательного наличия формы до невозможности появления в офисе женщин в брюках, и стандарты поведения при ведении переговоров или участии в деловых совещаниях и т. д.

Появление норм связано с необходимостью достижения общей цели. Объединение усилий членов группы требует некоторого принуждения, и это принуждение тем сильнее, чем выше потребность в единообразии поведения как средства достиже­ния цели. Нормы способствуют сохранению стабильности в груп­пе, предсказуемости поведения ее членов. Появление норм мо­жет быть связано с подражанием, если группа привлекательна для отдельных членов, они стремятся подражать другим. Власть норм основана на:

чувствительности членов группы к потенциальным или реальным ожиданиям;

способностях каждого члена группы и их желании дей­ствовать в соответствии с ними;

страхе перед санкциями группы (насмешки, игнорирова­ние и т. п.).

 

Пути развития норм:

1. Ясные заявления членов группы. К ним относятся утверж­дения типа: «Так должны поступать все члены нашей группы».

2. Критические события в истории группы.

3. Борьба за первенство. Стремление людей, оспарива­ющих лидерские позиции, навязать группе конкурирующие нормы.

4. Поведение, перенесенное из прошлых ситуаций.

 

Значение норм:

1. Сохранение групповых пережитков. С одной стороны, нормы выполняют стабилизирующую функцию, с другой -сохраняют и закрепляют некоторые устаревающие со време­нем модели поведения.

2. Повышение предсказуемости поведения членов группы. В соответствии с групповыми нормами человек оценивает свои и чужие действия, соотносит их с эталонами, отбирает нужные и отсеивает неприемлемые в данной группе. Результат этой деятельности хорошо предсказуем, как и единообразное и од­нозначное реагирование членов группы на поведение отдель­ных ее членов, отличающееся от поведения большинства.

3. Сокращение количества межличностных проблем и кон­фликтов в группе.

4. Нормы позволяют членам группы выразить ценности группы, определить модель поведения, отличающую членов данной группы от всех остальных людей.

Расширенное понимание норм позволяет отнести к ним: нравы, обычаи, законы, договоры, этикет, честь, подразумевае­мые нормы (басни, поговорки и т. д.).

 

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Для формирования групп немаловажное значение имеют временной и пространственный факторы. Иногда могут быть существенными расположение отдела, если, например, он нахо­дится на разных этажах или в разных помещениях, особенно­сти рабочих мест или отсутствие уединенного места для регу­лярных встреч.

 

Стадии формирования группы

1. Образование группы — стадия, когда члены группы на­чинают узнавать друг друга. Эту стадию иногда называют ста­дией ориентации. Члены группы определяют возможную сте­пень, формы взаимовлияния и методом проб и ошибок уста­навливают, какие действия приемлемы для членов группы. На этой стадии вырабатываются основные правила поведения в группе, связанные с достижением цели («Что и как я должен делать?»), и определяющие групповые взаимоотношения («Как распределяются функции?»). Попытки ускорить ориентационный процесс, открыто выражая реальные чувства и ожи­дания, могут носить деструктивный характер и нанести вред отдельным членам и группе в целом.

2. Стадия «бури и шторма» (конфронтации) — на этой стадии члены группы выявляют различия между формирую­щейся структурой и личными целями и стилями. Если разли­чия слишком велики, некоторые члены могут покинуть груп­пу. Если различия не так велики по сравнению с пользой от членства в группе, тогда возможно пассивное сопротивление и отсутствие сотрудничества как выражение неприятия. Эта ста­дия предполагает консолидацию власти лидера, разрешение внутригрупповых конфликтов и установление исходных ус­ловий взаимодействия.

3. Стадия нормирования (дифференциации). К началу этой стадии завершена борьба за власть и установлены прави­ла. Взаимоотношения полностью определяются этими прави­лами, Известно, как задачи и ответственность распределяются между членами группы. Новые общие стандарты и взаимопо­нимание развиваются параллельно с реализацией функций, и характер взаимодействия позволяет членам группы гибко ис­полнять свои роли.

4.Стадия исполнения. Социальная структура достаточно развита и способствует достижению цели. Члены группы ощущают себя достаточно сплоченными. Конфликты разрешают­ся наиболее щадящими способами, используя групповые дис­куссии. Члены группы осознают процессы, происходящие в груп­пе, и свою вовлеченность в них.

КОНФОРМНОСТЬ

Конформные реакции — это механизм интеграции людей в группы, а групп — в общество. Конформность проявляется в изменении мнений (оценок) человека в направлении больше­го согласия с группой как результат реального или вообража­емого давления группы. Мера «подчинения» человека груп­повому давлению зависит от многих условий. Выделяют два общих фактора, способствующих возникновению конформных реакций: зависимость от вознаграждения и информационная зависимость. Сможет ли группа оказать влияние на человека зависит от размеров и сплоченности группы, ее авторитетно­сти для данного человека, от его индивидуальных особеннос­тей, сложности ситуации, задач, стоящих перед группой и т. д. Негативизм является специфическим случаем конформно­сти — человек «привязан» к групповому мнению, но лишь с обратным знаком.

СПЛОЧЕННОСТЬ

Одним из наиболее важных качеств, определяющих эф­фективность групповой деятельности, является ее сплоченность. Детерминанты сплоченности:

1. Время существования группы. Слишком короткий срок существования группы не позволяет достигнуть высокого уров­ня сплоченности, а слишком длительный может привести к нарушению достигнутого высокого уровня.

2. Размер группы. Увеличение количества членов в груп­пе свыше девяти человек может повлечь за собой снижение сплоченности.

3. Возраст членов группы. Более сплоченными являются единообразными по возрасту группы.

4. Внешняя угроза. Наличие внешней угрозы влечет за со­бой повышение показателей сплоченности группы. Руководи­тели иногда не учитывают, что исчезновение внешней угрозы часто приводит к нарушению сплоченности.

5. Предшествующий успех. Гордость за совместные дости­жения влечет за собой усиление сплоченности. Неудачи подрывают сплоченность.

Следует отмстить некоторые условия, способствующие спло­чению группы.

Известно, что меньшие по численности группы имеют тен­денцию к большей сплоченности по сравнению с более много­численными. Общие установки и ценностные ориентации спо­собствуют сплочению группы. Источниками общих установок и ценностей могут являться религия и этика.

Нельзя забывать, что высокие требования к вхождению в группу, сложные ритуалы и ее престижность делают группу более сплоченной. Изоляция от людей, не являющихся члена­ми группы, усиливает взаимодействие и взаимозависимость членов группы, таким образом обеспечивается рост сплочен­ности. Росту сплоченности способствуют демократичность про­цедур и участие членов группы в принятии решений.

Взаимопомощь

Взаимопомощь — важнейшая составляющая благоприят­ного организационного климата, способствующая повышению эффективности совместной деятельности.

Личностные свойства могут как способствовать, например доброта, щедрость, уважительное от­ношение к людям, так и препятствовать (агрессивность, често­любие

и т. д.) проявлению взаимопомощи. Групповые нормы могут поощрять помощь другим и, наоборот, ее ограничивать. Иногда человек действует под влиянием настроения. Взаимо­помощь может быть обусловлена: альтруистическим поведе­нием, совестливым поведением, вежливостью, учтивостью.

Создание команды

Команда - малая группа, обладающая высоким уровнем сплоченности, имеющая общую цель, которую разделяет каж­дый из ее членов, групповые нормы и традиции. Особое место в организации занимают самоуправляемые команды. Их суще­ствование обусловлено целями, стоящими перед группой. Са­моуправляемая команда самостоятельно принимает решения о распределении заданий, в процессе их выполнения члены груп­пы обучают друг друга и оценивают результаты деятельности.

Вопросы и ответы о самоуправляемой команде.

1. Каков оптимальный размер самоуправляемой команды? Наиболее оптимальным число членов группы от пяти до пятнадцати. Такое количество делает группу, с одной стороны, более управляемой, ее члены в большей степени интегрирова­ны, с другой стороны, позволяет мобилизовать наличные ре­сурсы (интеллектуальные, эмоциональные и т. д.).

2. Как часто команда должна собираться вместе? Конечно, команда должна собираться так часто, как того требует работа. На практике хорошие самоуправляемые ко­манды начинают рабочий день с короткого совещания, а раз в неделю проводят более длительное базовое совещание. Важна периодичность встреч.

3. Должна ли самоуправляемая команда иметь лидеров?

Значительный вклад в решение проблем самоуправления может внести человек, занявший лидерскую позицию. Лидер решает вопросы, связанные с внешним представительством и ежедневными незначительными сбоями. Один человек в роли лидера — не лучший вариант для группы. Идеальный случай, если функции лидера эпизодически выполняют и некоторые другие члены группы.

4. Могут ли любые рабочие группы быть самоуправляемы­ми командами?

Создание самоуправляемых команд необходимо не всем организациям и не во всех производственных ситуациях. В значительной степени наличие таких команд связано с орга­низационной культурой и традиционным, характерным для фирмы стилем управления.

Эффективность совместной деятельности связана: • с эмоциональной близостью участников совместной дея­тельности. Вместе с тем эмоциональная близость не должна переходить определенные границы;

• с участием членов группы в принятии решений по уста­новлению целей совместной деятельности. Участие создает чув­ство принадлежности к общим целям и вовлеченность участни­ков в реализацию принятых решений, повышает инициативность и ответственность;

• с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопо­мощь, взаимную компенсацию недостатков, значимость каждо­го участника для группы и выполнения общей задачи;

• со своевременным и умелым управлением конфликтами. Отказ от сокрытия конфликтов, откровенный обмен мнениями при их разборе, поиск решений, а не мнимого согласия;

• с особенностями руководства группой, которые предпо­лагают способность лидера отказаться от личных амбиций, слу­жить примером для других, соблюдать оптимальную дистан­цию с подчиненными;

• со сплоченностью, которая определяется через тесноту межличностных связей, интенсивность взаимодействия.

Тезаурус

 

А

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - одна из основных операций мышления, при которой субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является по­строение умственного продукта (понятия, модели, теории и т. д.).

Автократический стиль руководства (от греч. autokratus - самовласт­ный) - стиль управления организацией, основанный на неограниченной личной власти руководителя, при котором подавляется личная инициати­ва и самостоятельность работников.

Автономность (от греч. autonomos - самоуправляющийся) - свойство системы личности и организации, основанный на независимости действия от кого-либо и самостоятельности.

Авторитет (от лат. auctoritas - влияние) - 1) общепризнанное значение, влияние; 2) тот, кто пользуется общим признанием, влиянием.

Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) - 1) реакция личности или организации на изменения внутренней или внешней среды; Пассивная адаптация предполагает пассивное приспособление, активная - воздействие на нее; 2) стадия формирования группы.

Административные группы (от лат. administratio - управление, руковод­ство) - один из двух типов формальных групп, которые предусмотрены организационной структурой предприятия: отделы, участки и т.д.

Аккумулирование (от лат. accumulatio - накопление, собирание) - метод развития науки, отдельной теории. Например, организационное поведе­ние как наука аккумулирует в себе теории личности и результаты анализа практических действий индивидов и групп.

Активность (от лат. activus ~ деятельный) - энергичная, усиленная дея­тельность, деятельное участие в чем-либо.

Альтернатива (от лат. alter - один из двух) - необходимость выбора между взаимозаменяющими возможностями. Например, при принятии управленческого решения.

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении це­лого на составные части.

Анкетирование (от фр. enquete - опросный лист для каких-либо сведе­ний) - метод сбора первичного материала в социологических, экономи­ческих и других исследованиях с помощью анкеты.

Антиклиентурный тип поведения - тип поведения, который характе­ризуется полным пренебрежением к клиенту.

Архетип (от греч. arche - начало + typos - образ, прообраз, первичная фор­ма) - в теории личности К. Юнга - структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе всех психических процессов.

Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - 1) объединение, союз лиц, организаций, государств; 2) в психологии - связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими образова­ниями (ощущениями, восприятиями, идеями и т.д.).

Аттестация по результатам деятельности (от лат. attestatio - свидетель­ство) - один из методов оценки работы сотрудника и его личных и дело­вых качеств.

Аттрибуция (от лат. attributum - данное, приписанное) - способ, с помо­щью которого оценивается поведение или личные характеристики челове­ка, судя по его поведению.

Б

Базовые черты личности характера - основные черты, формирую­щие характер человека. Термин принадлежит американскому психологу Д. Гилфорду. По его мнению, существует пять базисных черт: 1) уверен­ность в себе, 2) общительность, 3) способность к самоутверждению или самоорганизации, 4) уравновешенность и 5) объективность.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (сло­весной) коммуникации.

Бессознательное - совокупность психических процессов, в функциони­ровании и влиянии которых человек не отдает себе отчета. Разработка пред­ставлений о бессознательном была начата 3. Фрейдом, который первым обра­тил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на пер­вый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплекса­ми, которые человек не осознает.

Бихевиоризм (от лат. behavior ~ поведение) - направление в психоло­гии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводя­щее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокуп­ность реакций организма на стимулы внешней среды. По мере своего раз­вития бихевиоризм претерпел изменения. Сегодня многие его предста­вители признают, что люди не являются пассивными жертвами обстоя­тельств, на их поведение оказывают также влияние их разум, эмоции и черты характера.

В

Валентность (от лат. valentia - сила) - степень значимости получения поощрения для индивида, его устремленность к достижению поставлен­ной цели.

Вербальное общение (от лат. verbalis - словесный) - общение с помо­щью слов, в отличие от невербального общения с помощью мимики, жестов и т.д.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаим­ную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегриру­ющий фактор, способствующий образованию структур. Например, в про­цессе взаимодействия между членами группы появляются признаки, ко­торые характеризуют эту группу как взаимосвязанную устойчивую струк­туру организации.

Визуальный контакт (от лат. visualis - длительный) - один из способов невербального общения.

Вклад - понятие, объединяющее разнообразные элементы (опыт, зна­ния, физические усилия и т.д.), которые, по убеждению работников, им приходится приносить на «алтарь» результатов труда.

Власть - способность человека воздействовать на других людей и со­бытия.

Влечение - психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Влияние - процесс и результат изменения человеком поведения, лич­ных установок и жизненных ценностей в результате воздействия на него других людей (индивида, группы, организации).

Внешние вознаграждения - вознаграждения за труд, которые работ­ник получает от организации: зарплата, продвижение по службе, дополни­тельные выплаты и льготы и т. п.

Внешние нормы - нормы, которые отражают порядок, правила жизни окружающего человека мира.

Внешняя среда - среда, которая окружает организацию и оказывает прямое или косвенное влияние на ее жизнь и деятельность.

Внимание - термин, используемый в психологии для обозначения склонности индивида сосредоточиваться на отдельных чертах окружаю­щей обстановки. Внимание бывает произвольное и непроизвольное. Непро­извольное имеет пассивный характер. Произвольное требует от индивида волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, выработанными способами организации поведения и коммуникации.

Внутреннее вознаграждение - чувства, которые испытывает человек в процессе труда; самоуважение и гордость (если ему доверяют сложную работу), радость и удовлетворение (если она у него получается) и т.д.

Воля - способность человека к саморегуляции своего поведения.

Восприятие - процесс приема и преобразования информации, обеспе­чивающий организму отражение объективной реальности и ориентиров­ку в окружающей среде.

Восходящие коммуникации - направляемые на верхние уровни орга­низации информационные потоки.

Вторичные потребности - социальные и психологические потребнос­ти людей.

Вытеснение - один из способов «психологической защиты», разрабо­танный 3. Фрейдом. Представляет собой процесс, в результате которого не­приемлемые для человека мысли, воспоминания, переживания «изгоняют­ся» из сознания и переводятся в сферу бессознательного.

Г

Гениальность (от лат. genius - дух) - высший уровень развития способ­ностей - как общих (интеллектуальных), так и специальных.

Гигиенические факторы - факторы, которые, согласно модели моти­вации Ф. Герцберга, мотивируют труд (если они присутствуют) и вызыва­ют у работника чувство неудовлетворенности в случае их отсутствия.

Гипотеза (от греч, hypothesis - основание, предположение) - утверждение, которое делается вначале исследования и служит для предсказания или объяснения событий. Основным требованием к любой гипотезе является возможность ее проверки на практике.

Глобализация экономики (от лат. globus - шар) - интернационализация мировой экономики, процесс создания многонациональных организаций.

Горизонтальные коммуникации - коммуникации, соединяющие меж­ду собой командные цепочки организации и позволяющие координировать взаимодействие ее различных отделов и подразделений.

Группа - двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы», то есть как сообще­ство, к которому принадлежат. Различают формальные группы (создаются на основе распоряжения администрации) и неформальные (создаются по инициативе самих работников).

Групповая динамика - социальный процесс взаимодействий индиви­дов в малых группах.

Групповое мышление - характеристика группы, которая выражается в том, что тесно связанные между собой члены небольших групп не рискуют высказывать противоречащие воззрениям большинства мнения либо с го­товностью присоединяются к точке зрения наиболее влиятельных (пользу­ющихся авторитетом, доверием или просто упорно отстаивающих дово­ды) ее участников.

Групповое принятие решений - осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при реше­нии общей для всей группы задачи.

Групповые нормы - общепризнанные стандарты поведения, которые сложились в результате длительного взаимодействия членов группы. Они выполняют в группе стабилизирующую функцию, способствуют пред­сказуемости поведения членов групп, сокращению межличностных кон­фликтов.

Гуманистическая психология - одно из современных направлений пси­хологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Д

Двухфакторная модель мотивации Герцберга. Согласно этой моде­ли, существуют факторы, которые только подтверждают разумный уро­вень мотивации (гигиенические) и факторы (поддерживающие), которые действительно мотивируют труд работника. Для того чтобы люди были довольны своей работой и трудились эффективно, необходимо использо­вать и те, и другие одновременно.

Дедукция (от лат. deductio -выведение) - научный метод, позволяю­щий получить вывод, умозаключение от общего, базисного к частному.

Демократический стиль управления (от греч. demos - нация, kratos -власть) - один из стилей руководства, при котором управление в значи­тельной степени децентрализовано, коллектив принимает участие в разра­ботке и реализации управленческих решений.

Деятельность - форма взаимодействия человека с окружающей сре­дой, благодаря которой он познает и изменяет мир, а также себя и условия своего существования.

Дистанция власти - уверенность в жестких и законных правах на при­нятие решений, разделяющих менеджеров и рядовых сотрудников.

Дисциплина (от лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в организации нормам.

Доверие - потенциальная возможность определить свои действия, полагаясь на высказывания и поступки других людей.

Доктрина человеческих отношений (от лат. doctrina) - теория Э. Мэйо, в соответствии с которой решающая роль в трудовой активно­сти людей принадлежит не столько материальным, сколько психологи­ческим факторам. В центре этой теории стоят групповые отношения, коммуникационные барьеры, конфликты, морально-психологический климат трудового коллектива. Основное положение доктрины: значи­тельную часть конфликтов между человеком и организацией можно устранить, если более полно удовлетворить социальные и психологи­ческие потребности личности.

Е

Единоначалие - принцип управления, согласно которому вся власть в организации принадлежит первому руководителю.

Ж

Желание - мотив деятельности, характеризующейся отчетливо осоз­нанной потребностью.

Жест (от фр. geste) - движение рукой или другое телодвижение, одно из основных средств невербального общения.

Жизненная позиция (от лат. positio - точка зрения) - преобладающий способ построения отношений с людьми, как правило, сохраняющийся на протяжении всей жизни, за исключением случаев, когда индивид приоб­ретает значимый опыт, корректирующий его жизненную позицию.

Закон следствия - утверждает, что человек склонен воспроизводить образцы поведения, последствия которых он воспринимает как благопри­ятные (подкрепление), и, наоборот, стремится не допускать поступков, со­провождающихся негативными последствиями.

Закономерность - объективно существующая и повторяющаяся связь и взаимозависимость явлений действительности.

Замещение (сублимация) - один из способов психологической за­щиты, который представляет собой замену одной, недостижимой цели на другую, более реальную, которая хотя бы частично удовлетворяет по­требность.

И

Идентификация (от лат. identifico - отождествляю) - стадия развития группы, на которой формируется чувство принадлежности индивида к группе.

Иерархичность - свойство системы, которое определяется, во-первых, иерархией связей во взаимодействии элементов; во-вторых, тем, что каж­дый элемент системы можно рассматривать как иерархическую систему, а саму систему как элемент более крупной системы.

Иерархия потребностей - теория А. Маслоу, основное положение ко­торой состоит в том, что различные группы человеческих потребностей располагаются в определенном иерархическом порядке приоритетов, так что одна группа потребностей превосходит другую по значимости.

Изменения организации - любые перемены в организации.

Имидж - целенаправленно формируемый образ, призванный оказы­вать эмоционально-психическое воздействие на кого-либо для манипуля-дщи, рекламы.

Индивид (от лат. inividum - неделимое) - человек как единичное при­родное существо, представитель homo sapiens.

Индивидуализм - нравственный принцип, в основе котррого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) инте­ресам коллектива или общества.

Индивиды типа А - агрессивные, склонные к конкуренции, нетерпели­вые по отношению к себе и другим люди, комфортно чувствующие себя в условиях жестких временных рамок.

Индивиды типа В - расслабленные и покладистые сотрудники, кото­рые скорее принимают складывающуюся ситуацию, адаптируясь к ней, нежели пытаются «плыть против течения».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.111.228 (0.146 с.)