Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка уровня элементного построения организационной культуры.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Расчет коэффициента кадрового обеспечения Кок .Пусть организациинеобходимы 5 специалистов (Кплан), располагает она только двумя (Кфакт).
При максимальном значении, которое может принять Кок, равному 1, данное значение говорит о низком уровне кадрового обеспечения организационной культуры.
Расчет коэффициента правового обеспечения Кпо. Пусть организациитребуется 11 правовых актов (Атреб), а имеется только 9 (Афакт). Кпо = Афакт = 9/11=0,82. Атреб То есть организационная культура обеспечена правовыми ресурсами на
82%. Расчет коэффициента информационного обеспечения Ки .Пустьорганизации необходимы следующие информационные ресурсы (Иплан): данные опроса (анкет) персонала, связанного с мнением о существующей организационной культуре; этические кодексы зарубежных крупных компаний; Интернет; данные о наиболее характерных чертах культур известных фирм России. Организация располагает только Интернет и данными опроса (Ифак т). Тогда Ки будет равен:
К и = Ифакт = 2/4=0,5, то есть информационными ресурсами организация И треб обеспечена на половину. Расчет коэффициента финансового обеспечения Кфо. Например,
фирма запланировала в определенном периоде затратить 100 000 руб. на проведение мероприятий, связанных с организационной культурой (Фплан). Однако из-за различных препятствий фактически располагает только 30 000 руб. (Ффакт). Тогда Кфо будет равен:
Кфо = Ффакт =30000=0,3 Фплан 100000
При максимальном значении Кфо, равном единице, значение Кфо =0,3 говорит о невысоком уровне финансового обеспечения организационной культуры.
Расчет коэффициента технического обеспечения Кто. Пусть организациитребуется 10 наименований техники (компьютеры, принтеры, ксероксы)
(Тплан), а располагает она только тремя (Тфакт). Кто будет равен: К то = Тфакт = 3/10=0,3. Т план Максимальное значение коэффициента технического обеспечения Кто равно единице. Следовательно, уровень технического обеспечения организационной культуры низкий.
Расчет обобщающего коэффициента обеспеченности элементного состава Кэс:
Уровень элементного обеспечения организационной культуры низкий.
3.Оценка уровня организации управления формированием и развитием организационной культуры с помощью коэффициента квалификационного отклонения Qк.
Пусть организация располагает одним менеджером и одним психологом при следующем нормативном количестве: два менеджера, один психолог, один специалист по связям с общественностью, один менеджер-культуролог. Кроме того, в составе бюро управления формированием и развитием организационной культуры имеется два инженера.
Тогда:
Qк = ∑ Oкi =−3
Полученное значение отрицательное, следовательно, уровень организации управления формированием и развитием организационной культуры низкий, так как имеет место значительное отклонение требуемых трудовых ресурсов от имеющихся в качественном отношении. Фактическая
обеспеченность кадрами составляет: Qф = Ктреб + Qк =5 −3=2. То есть, при общей численности подразделения по управлению формированием и
развитием организационной культуры, равной 4 человека, фактическая обеспеченность специалистами составляет только 2 чел.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Пример выбора рациональной стратегии формирования и развития организационной культуры методом функции-предпочтения
1.Выбор рациональной стратегии при помощи метода линейного программирования. Организация располагает следующими ресурсами дляформирования и развития организационной культуры:
В1, -персоналом–пятью работниками,которые могут бытьзадействованы в реализации стратегии;
В2, -финансовыми ресурсами– 100 000руб.,которые организацияможет потратить на реализацию стратегии.
В качестве вариантов стратегии формирования и развития организационной культуры выступают:
х1 – совершенствование организационной культуры,опираясь на ужесложившуюся, ориентируясь на пожелания, пристрастия, ценности, цели работников.
х2 -максимальное упорядочение,систематизация организационнойкультуры, регламентация и документальное оформление ценностей, целей, связей и т.д.
х3 - ориентация при формировании и развитии организационнойкультуры на персонал, заботу о нем, повышение социальных гарантий и обеспечения, создания ощущения единства, чувства коллективизма; воспитание верности и преданности организации, улучшение психологического климата.
В качестве мероприятий по формированию и развитию организационной культуры для реализации стратегии предполагается:
• Провести опрос работников организации на предмет выявления их мнения о существующей культуре ( для х1);
• Создать этический кодекс ( для х2);
• Организовать места отдыха для работников ( для х3).
Для реализации указанных выше стратегий требуется: -для реализации стратегии х1: 2 специалиста (a11) и 8000 руб. (a21); -для реализации стратегии х2: 3 специалиста (a12) и 10000 руб. (a22); -для реализации стратегии х3: 4 специалиста (a13) и 20000 руб. (a23). В качестве значений Cn выбираются совокупные затраты на реализацию стратегии. На реализацию стратегии х1 фирма может затратить максимум 20000 руб., стратегии х2 – 30000 руб., стратегии х3 – 50000 руб.
Очевидно, что указанные выше стратегии требуют проведения значительно больших мероприятий (действий). Однако для иллюстрации примера выбора рациональной стратегии формирования и развития организационной культуры при помощи метода линейного
программирования мы максимально упростили исходные данные. Кроме того, при расчетах значения денежных показателей сокращаются на 1000. Составим матрицу значений:
В качестве целевой функции выбирается снижение затрат на формирование и развитие организационной культуры. Тогда целевая функция будут иметь вид:
C 1• x 1+ C 2• x 2+ C 3• x 3→min
или
f (x)=20• x 1+30• x 2+50• x 3→min
Имеем ограничения целевой функции вида:
Решим неравенства с нахождением минимума целевой функции. 2 x 1 +3 x 2 + 4 x 3 ≤ 5
8 x 1 +10 x 2 + 20 x 3 ≤100
f (x)=20 x 1+30 x 2+50 x 3→min
Введем дополнительные переменные х4 и х 5 для решения неравенств: 2 x 1 +3 x 2 + 4 x 3 + x 4 = 5
8 x 1 +10 x 2 + 20 x 3 + x 5 =100
f (x)=20 x 1+30 x 2+50 x 3→min
Имеем матрицу вида: количество неизвестных n= 5, ранг матрицы 2; ⇒ 3 свободных неизвестных, 2 базисных. Пусть х1, х2, х3 – свободные, х4, х5, – базисные.
Выразим базисные неизвестные через свободные.
х4 = 5 - 2х1 - 3 х2 - 4х3 х4 = 100 - 8 х1 - 10 х2 - 20 х3
Наибольший по модулю коэффициент при х3, следовательно, переведем х3 из свободных в базисные неизвестные. Пусть х1= х2= х3=0, тогда х4=5 х4=100 х4 обращается в ноль при х3=1,25 х5 обращается в ноль при х3= 5.
Так как х4 становится нулем быстрее, переведем х4 в свободные неизвестные. Тогда: х1, х2, х4 – свободные, х3, х5, – базисные. Снова выразим базисные неизвестные через свободные: х3 =1/4 (5-2 х1 -3 х2 - х4) х5 = 100 - 8х1 - 10х2 - 20 • 1/4 (5 - 2х1 - 3х2 - х4) =
= 100 - 8х1 - 10х2 - 5• (5 - 2х1 - 3х2 - х4) = = 100 - 8х1 - 10х2 - 25 + 10 х1 +15 х2 + 5х4 = 75 +2х1 +5х2 +5х4
f (x) = 20х1+ 30х2+ 50•1/4 (5-2х1-3х2-х4) = = 20х1 + 30 х2 +62,5 - 25х1 – 37,5 х2 - 12,5х4 → min При х1 = х2 =х4 =0 х3 =1,25
х5= 100 - 20х3 = 75, min f (x) =62,5.
Данное значение целевой функции действительно является минимальным, так как при возрастании значений х1, х2, х4 значение функции будет возрастать.
Ответ: мы исследовали целевую функцию на минимум.По целевойфункцией понимались затраты на реализацию стратегии формирования и развития организационной культуры. Минимальное значение функции при заданных ограничениях – 62,5 тысяч рублей при стратегии х3, то есть ориентация при формировании и развитии организационной культуры на персонал, заботу о нем, повышение социальных гарантий и обеспечения, создания ощущения единства, чувства коллективизма; воспитание верности и преданности организации, улучшение психологического климата.
2.Выбора рациональной стратегии формирования и развития организационной культуры методом приоритетов. Имеем те же3
варианта стратегии формирования и развития организационной культуры (множество объектов {хi}).
Х1 – совершенствование организационной культуры,опираясь на ужесложившуюся, ориентируясь на пожелания, пристрастия, ценности, цели работников.
Х2 -максимальное упорядочение,систематизация организационнойкультуры, регламентация и документальное оформление ценностей, целей, связей и т.д.
Х3 - ориентация при формировании и развитии организационнойкультуры на персонал, заботу о нем, повышение социальных гарантий и обеспечения, создания ощущения единства, чувства коллективизма; воспитание верности и преданности организации, улучшение психологического климата.
Множество вариантов стратегии характеризуется следующим набором признаков {рк}: р1 - минимизация затрат на реализацию стратегии; р2 - улучшение психологического климата;
р3 - создание чувства преданности и верности организации со стороны работников.
На основе результатов экспертной оценки строим матрицу предпочтения по трем признакам:
Зададим значения коэффициента aij при величине ошибки δ, равной 10, и при количестве вариантов стратегии n, равном 3.
Матрица коэффициентов.
Аналогично зададим коэффициенты для признаков р1.
На основе полученных значений коэффициентов и построенной матрицы произведем расчет значения приоритетов вариантов стратегий формирования и развития организационной культуры (относительную оценку значимости i-го варианта стратегии по k-му признаку) Рik и признаков Пк.
На основе рассчитанных величин приоритетов вариантов стратегий Рik и характеризующих их признаков Пк построим матрицу оценок значимости i-го варианта стратегии по k-му признаку и оценок значимости признаку.
Матрица оценок значимости i- го варианта стратегии по k-му показателю и оценок значимости признаков
Аналогично рассчитываются значения и строится матрица оценок значимости признаков Пк.
Согласно расчетам, П1 =8,64; П1 =7,02; П3 =10,62 Построим матрицу взвешенных приоритетов Ci.
Матрица взвешенных приоритетов вариантов стратегий формирования и развития организационной культуры по приоритетам признаков.
Максимальное значение Ci соответствует наиболее предпочтительному варианту стратегии. В данном примере max [Ci]= C3 =248,1. То есть, наиболее предпочтительным является третий вариант стратегии формирования и развития организационной культуры, то есть с ориентацией на персонал, заботу о нем, повышение социальных гарантий и обеспечения, создания ощущения единства, чувства коллективизма; воспитание верности и преданности организации, на улучшение психологического климата
При использовании метода линейного программирования был получен тот же результат.
Таким образом, на основании преложенных нами методов выбора рациональной стратегии формирования и развития организационной культуры, может быть выбрана стратегия с ориентацией на персонал. При этом минимум, сколько может затратить организация на реализацию стратегии - 62,5 денежных единиц (расчеты велись в условных денежных единицах). При располагаемом фонде в 100 единиц, это является приемлемым объемом. В рамках данной стратегии предполагается организовать места отдыха для работающих. В реальности количество мероприятий по реализации стратегии будет гораздо больше.
Список литературы
1. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2002. 2. Берн Э., Игры, в которые играют люди: Пер. с англ. - СПб.: Лениздат, 1992. - 398 с. 3. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастрество: Пер. с англ. – М.: Консультативная. Группа ИМИДЖ-КОНТАКТ – ИНФРА-М, 2001. – 233с.
4. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А., Справочник по математике. Пер. с нем.,-
М.: Наука, 1980
5. Вебер М. Избранные произведения, М.:1990
6. Вейлл Питер. Искусство менеджмента/Пер. с англ. Козыревой И.Б. -
М.:Новости – 1993. – 224с.
7. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры/ Под ред. В.А.Трайнева. – М.: ИТК «Дашков и К», 2002. – 340с. 8. Викторов Н.И., Подлесных В.И. Системный подход к повышению эффективности производства. – Л.:Лениздат, 1988. 136с.
9. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов. – 4-е
изд. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2002. – 384 с. 10.Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: Курс лекций. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 384с. 11.Гибсон, Джеймс Л., Иванцевич Джон, Донелли, Джеймс Х.- мл., Организации: Поведение. Структура. Процессы: Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 662с.
12.Дафт Ричард Л., Менеджмент. - СПб.: Питер, 2001. - 830с.
13.Дафт Ричард. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 352с.
14.Десслер Гари. Управление персоналом/ Пер. с англ. – М.: Издательство БИНОМ, 1997. – 432с.
15.Домнин В.Н. Брэндинг: новые технологии в России. – СПб: Питер, 2002. – 352с.
16.Друкер П. Ф. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2001. – 398с. 17.Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального
менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом, 4, 2002. 18.Ерасов Б.С., Социальная культура. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 587с.
19.Ильющенко Е.В., Маркетинг на предприятии. - Мн.: “Экоперспектива”, 2000. - 208с.
20.Каган М.С., Философская теория ценности, СПб.: Петрополис, 1997. - 203c.
21.Камерон К., Куинн Р.. Дианостика и изменение организационной культуры/Пер. с англ. под ред. И.В.Андреевой. – СПб: Питер, 2001 – 320 с.
22.Канке В.А., Философия. - М.: Логос, 2000. - 343с.
23.Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура. – Ростов-на-Дону: ОАО Ростиздат, 2001. – 384с.
24.Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 220с.
25.Кастельс М.Материалы для исследовательской теории сетевого общества
Castells M. Materials for an exploratory theory of network society. – Brit.J. of Soc., 2000, N51, - p.5-24
26.Кезин А.В., Менеджмент: методологическая культура: Учеб. пособие. –
М.: Гардарики, 2001. – 269с., с.55-59 27.Колков А.И. Мир и Гармония. – И.: Кемерово, 1998. – 131с.
28.Кузнецов Ю. В., Подлесных В.И. и др. “Менеджмент”, СПб.: Бизнес-пресса, 2000г.
29.Культурология: учебник для студ. техн. вузов/Колл.авт.; Под ред. Н.Г.Багдасарян. – 3-е, испр. и доп. – М.:Высш.шк., - 2001. – 511с.
30.Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Экономикс - М.: Республика, 1995. - 400с.
31.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб.: Искусство – СПБ, 1994. – 399с. 32.Льюис Р.Л. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001. – 448с. 33.Лютенс Ф., Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 690с. 34.Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М: АГРАФ, 1997г. 35.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. - М:Дело,
2000. - 700с.
36.Мильнер Б.З., Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 475с. 37.Михайлова Л.И. Социология культуры/ Учебное пособие. – М.: ФАИР-
пресс, 1999. – 232с.
38.Михельсон-Ткач В.Л., Скляр Е.Н. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка// Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2002.
39.Моисеев А., “Репутация - неоценимый капитал компании”// “Эксперт-Сообщение”, октябрь 2000г.
40.Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 160с.
41.Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Пер. с нем.- М.: Interbook, 1990. 42.Ньюстром Джон В., Дэвис Кейт, Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. - СПб.: Питер, 2000. - 466с. 43.Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. О.Э.Башиной, А.А.Спирина. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 440с. 44.Организация, планирование приборостроительного производства и управление предприятием/ В.А.Петров, Л.П.Беликова, Э.В.Минько и др.;
Под общ. Ред. В.А.Петрова. -Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1987. - 424с.
45.Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем.// Америкаская социологическая мысль. – М. – 1996. 46.Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К.Этика бизнеса. – М.: Дело – 2002. 47.Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. –
М.:Прогресс, 1986 (Peters T.J., Waterman R.H. In search of excellence. - N.Y.: Harper and Row, 1982).
48.План войны за покупателя// Босс, №8 2002. 49.Пригожин И., “Творящая натура: Детерминизма нет ни в обществе, ни в природе” //Эксперт, №48, 18 декабря 2000г.
50.Психология личности в трудах зарубежных психологов/ Сост. и общая редакция А.А.Реана - СПб: Питер, 2000. - 320с.
51.Сколько раз ошибается брэнд -менеджер// Босс, №8 2002. 52.Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы. – 1981.
53.Советский энциклопедический словарь под ред. Прохорова А.М., М:”Советская Энциклопедия”, 1984г.
54.Спивак В.А., Корпоративная культура. - СПб.:Питер, 2001. - 352с. 55.Спиркин А.Г., Философия. - М.: Гардарики, 2000. - 813с. 56.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989 57.Теория организации: Учебник/ Под ред. В.Г.Алиева. – М.: Луч, 1999. – 416с.
58.Труды научно-практической конференции СПБ ГИТМО (ТУ), СПб.: Издательство СПб ГИТМО, 2002. – 113с.
59.Управление персоналом организации: Учебник /Под. ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:ИНФРА-М – 638с. – 2001.
60.Управление персоналом/ Учебник под общ. ред. А.И.Турчинова. – М.:
Изд-во РАГС, 2002. – 488с.
61.Фей Карл Ф., Дэнисон Даниэл Д. Организационная культура и эффективность: пример изучения иностранных компаний в России// Персонал-Микс, №2(3) 2001. 62.Физика, Пособие для поступающих в ВУЗы.- СПб.: Специальная литература, - 1995.,
63.Философский словарь под ред. Розенталя М.М. Изд. Политической литературы, Москва, 1972г.
64.Философский энциклопедический словарь, Москва, “Советская энциклопедия”, 1989г.
65.Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе/ Пер. с англ. – СПб.: С.-Петербургский Университет, 1997. – 332с.
66.Хейзинга Й., Homo Ludens/ Самосознание европейской культуры ХХ века - М: Издательство политической литературы, 1991. - 365с.
67.Холл Ричард Х., Организация: структура, процессы, результаты. - СПб.:
Питер, 2001. - 509с. 68.Хорни К., Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: Пер. с англ. - М.:Издательская группа “Прогресс” - “Универс”, 1993.- с.214-220.
69.Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство/ Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – СПб.: Питер, 2002. – 336с
70.Шихирев П.Н., Введение в российскую деловую культуру. - М.: ОАО “Типография “Новости”, 2000. - 430с. 71.Эксперт Северо-Запад, 25 фев. 2002г. №8(69). 72.Эллвуд А. Основы брэндинга: 100 приемов повышения стоимости товарной марки/ Пер. с англ. Т.Новиковой. – М.: ФАИР-пресс, 2002 – 336с.: ил. 73.Эллвуд Я. Сто приемов эффективного брэндинга/ Пер.с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. – 368с. 74.Этикет – слово французское// Босс, №7 2002.
75.Эффективное управление фирмой: современная теория и практика/ Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. – СПб: Изд. дом. «Бизнес-пресса», 1999. – 416с. 76.Cyert R.M., March J.G. A Behavioral Theory of Organizational Objectives // Masson Haire (ed.) Modern Organizational Theory. N.Y., 1959
77.Griffin, Ricky W. “Management”. Copyright 1990 by Houghton Mifflin Company, Boston, MA. Printed in the United States of America., 884с.
78.Hampton, David R. “Organizational behavior and the practice of management”. Copyright 1987 Harper Collins Publishers Inc. Printed in the United States of America. 1020с.
79.Harris P.R., Moran R.T. Managing cultural differences. – Houston: Gulf Publishing Co., 1991
80.Hofstede G, Culture and Organizaions: Software of the mind/ - Glosgow: Harper Collins, 1994. 81.McGregor D.M. The human side of enterprise. N.Y., 1960
82.Sathe V. Culture and related corporate realities. - Homewood, IL: Richard D. Irwin, 1985 83.The Economist April 22nd 2000, “Business Ethics. Doing well by doing good”. The Economist Newspaper Limited, London.
84.The Economist June 24th 2000, “Socrates, for pleasure and profit”. The Economist Newspaper Limited, London.
85.The Winning Corporation. Management practices that work. A.L.Sagoe. Acropolis Books LTD, Washington, D.C. Copyright 1987.
Законодательные акты, постановления Правительства РФ, министерств и ведомств:
86.Гражданский Кодекс Российской Федерации, ред.1994г. 87.Трудовой Кодекс Российской Федерации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.011 с.) |