Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретический аспект руководства и организационный процессСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В этом параграфе речь пойдет о некоторых появившихся в последние годы теоретических разработках (моделях) руководства, рассматриваемого учеными в тесной привязке к организационному процессу. Интегративная модель эффективности руководства. Первая из обсуждаемых здесь моделей предложена М. Чемерсом [Che-mers, 2001]. В ней ученый, опираясь на исследовательские данные прошлых лет (многие из них приводились в предыдущих главах), рассматривает наиболее существенные, с его точки зрения, элементы эффективного организационного лидер- 460 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ства. Эти элементы объединены в три подгруппы, получин шие следующие названия: управление имиджем, развитие от ношений и использование ресурсов. Остановимся вкратце nil содержании каждой из указанных подгрупп. Управление имиджем. Речь идет о влиянии руководителя на перцептивную активность подчиненных с целью вызвать доверие к себе. Содержание процесса управления имиджем сводится к двум основным компонентам: признание подчиненными своего руководителя как действительно отвечающего прототипу этой роли и приписывание ему харизмы. Развитие отношений. По мнению М. Чемерса, это решающий элемент эффективного руководства, включающий в себя: коучинг и управление мотивацией подчиненных, влияние на их атрибуции, справедливый обмен (т. е. развитие отношений партнерства в системе «руководство - подчинение»). Использование ресурсов. Имеется в виду, что руководитель, исходя из наличных организационных требований, рационально использует такие индивидуальные и групповые психологические ресурсы подчиненных, как знания, умения, мотивация, уверенность в своих силах и т. д. Обсуждаемая модель включает в себя также потенциальные модераторы организационного лидерства, к которым ученый относит влияние культуры и тендера. В зависимости от контекста деятельности руководителя модераторы могут повышать или снижать эффективность его усилий. Наконец, в модели описываются функции руководства в группах и организациях. Они выводятся из двух базовых организационных функций: сохранения внутренней целостности и адаптации к внешним условиям. Эти организационные функции имеют своим следствием аналогичные лидерские функции на уровне группы или команды. По мнению ученого, эффективное организационное лидерство отличает высокая степень сбалансированности указанных функций. 10.1. Теоретический аспект руководства и организационный процесс 461 К сожалению, автор модели не показывает, как конкретно могут быть связаны те или иные ее компоненты с эффективностью руководства (гипотезы на этот счет в модели отсутствуют). И вообще, обсуждаемая модель не обладает какой-либо предсказательной силой, выступая скорее в качестве инструмента интеграции релевантных исследовательских данных. Тем не менее проведенный ее автором анализ полезен в том отношении, что акцентирует для читателя ряд важных факторов эффективности руководства. Предложенная М. Чемерсом модель в целом достаточно тра-диционна в объяснении организационного лидерства. Иной характер носит разработанная специалистами [Osborn et al., 2002] контекстуальная теория руководства. Контекстуальная теория руководства. Ее авторы, Р. Осборн, Д. Хант и Л. Джоч, как видно из названия, сосредоточивают внимание на так называемом контекстуальном аспекте руководства. Замечу, что сама идея обращения к контексту в исследованиях руководства отнюдь не нова. Достаточно вспомнить, например, модели вероятностного подхода (гл. 7). Однако упомянутые авторы предлагают интерпретацию связи контекста и руководства, заметно отличающуюся от господствующей в современной литературе точки зрения. По мнению ученых, поведение руководителя не является результатом взаимодействия индивида и окружающих условий, меняясь в зависимости от критерия выбранного исследователем, как это имеет место в моделях вероятностного подхода. «Мы полагаем, что руководство вплетено в контекст. Оно сконструировано социально в самом контексте и в зависимости от него, отражено в моделях, придающих значение времени и истории. Руководство - не только возрастающее влияние начальника на подчиненных, но, что наиболее существенно, оно представляет собой возрастающее коллективное влияние руководителей внутри и за пределами системы» [Osborn et al., 2002. P. 798]. Таким образом, с позиций обсуждаемого подхода руководство следует рассматривать не в качестве проявления единич- 462 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ного усилия отдельного руководителя, но как множество раз вернутых во времени действий различных руководителей, направленных на изменение поведения людей и функционирования организационных систем. Специфика подобного понимания руководства отражена в понятии «контекстуальное руководство». Оно трактуется авторами подхода как «наличная социальная конструкция, вплетенная в организационную уникальность» [Osborn et al, 2002. P. 832]. Центральным звеном «контекстуальной теории» выступает контекст, в котором разворачиваются процессы руководства. Контекст включает в себя организацию (стратегия, размеры, технология, структура и т. д.) и среду ее функционирования (культура, экономика, состояние отрасли и т. д.). По мнению ученых, его ключевыми характеристиками являются переменчивость и сложность. Комбинация этих характеристик придает контексту динамичность и позволяет рассматривать его как колеблющийся от стабильности к хаосу. Это обстоятельство побудило авторов обсуждаемой теории провести дифференцированный анализ контекстуального руководства, связав его с четырьмя разновидностями контекста. Ниже приводится краткое изложение авторского анализа. Контекст 1. Он получил название «стабильность», поскольку характеризуется статичностью отношений между такими, например, переменными, как внешнее окружение, структура и размеры организации, ее стратегия и используемые технологии. Исследователи полагают, что подобный контекст можно зафиксировать на глубинных, нижних ступенях организационной жизни, где события развиваются весьма предсказуемо в смысле скорости, направленности и цикличности. Этому контексту отвечает низовой уровень управления, на котором от руководителя не требуется значительного сосредоточения на динамике событий, а отдаваемые подчиненным указания относительно наиболее важных моментов в их работе носят довольно статичный, рутинный и индивидуальный (личное решение руководителя) характер. Причем, согласно 10.1. Теоретический аспект руководства и организационный процесс 463 «контекстуальной теории», поведение конкретного низового руководителя не оказывает существенного влияния на организационное функционирование в целом. Авторы «контекстуальной теории» обращают также внимание на действия руководителя по созданию сети отношений сотрудничества (см. 6.1). По их мнению, для данного контекста характерно развитие системы личных отношений руководителя с разного рода людьми в организации. Контекст 2. Он получил название -«кризис». Под кризисом в данном случае понимается ситуация, которая представляет угрозу для высокоприоритетных целей и возникает настолько внезапно, что оставляет крайне мало (или вовсе не оставляет) времени для ответного реагирования. Причем ход событий малопредсказуем, и возможные изменения в значительной мере неизвестны. По мнению авторов, основывающихся на анализе литературных данных, подобный контекст типичен для условий деятельности многих руководителей среднего управленческого звена. Утверждается, что их активность, направленная на успешное функционирование организации, во многом обусловлена интерпретацией возникающих кризисных тенденций. В ситуациях, характерных для обсуждаемого контекста, от руководителя прежде всего требуется определить причины кризиса и проанализировать возможные решения, ведущие к выходу из него. Этому среди прочего может способствовать работа по развитию сетей социальных отношений. Строя систему социальных связей и наращивая тем самым так называемый социальный капитал, руководитель накапливает ресурсы для новых, более продуктивных решений. Что же касается их контекстуальной специфичности, то сравнительно с предыдущим контекстом они отличаются заметной динамичностью, включая как индивидуальные (индивидуальное руководство), так и коллективные (коллективное руководство) управленческие действия. 464 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС Контекст 3. Он получил название «динамическое равновесием. Подобное состояние характерно для организаций, ориентированных на изменение, и вызвано влиянием многих факторов: например, соперничеством с другими организациями, внутриорганизационными инициативами, технологическими моментами, институциональными изменениями. Причем стабильность организаций (т. е. фактически их динамическое равновесие) поддерживается изменением приоритетов и гибкой сменой направлений прилагаемых усилий. Этот контекст так же, как и контекст 2, сопряжен с возникновением кризисных тенденций. Однако понятие динамического равновесия указывает, по мысли авторов, все же на иной тип контекста, поскольку в данном случае руководителю предоставляется более широкий набор возможностей по принятию решений и он сталкивается с гораздо меньшим числом ограничений при реализации управленческой роли. Применительно к данному контексту речь в работе Р. Осбор-на, Д. Ханта и Л. Джоча идет о высшем уровне менеджмента, чье влияние на эффективность организационного функционирования основывается, как считают ученые, на общей стратегии управления организацией. Эта стратегия обусловлена имеющейся у высших руководителей схемой топ-менеджмента, т. е. представлениями о том, как должен строиться процесс управления на уровне целостной организации. Замечу, что с точки зрения «контекстуальной теории» целям подобного управления служит, в частности, специфика социальных связей, устанавливаемых корпоративной элитой, а именно получение стратегической информации. Контекст 4. Он получил название «на грани хаоса», тем самым подчеркивается экстремальность ситуаций организационного функционирования. Речь в данном случае идет об организациях, конкурирующих в стремительно меняющихся условиях, что характерно для высокотехнологичных отраслей промышленности. Пребывание в этом контексте требует от организации соблюдения довольно тонкого баланса между по- 10.1. Теоретический аспект руководства и организационный процесс 465 рядком и хаосом, поскольку в направлении последнего стремятся эволюционировать многие сложные адаптивные системы. Применительно к данному контексту исследователи говорят о всей целостной системе корпоративного руководства, призванной обеспечить баланс между вновь установившимися приоритетами и постоянным стремлением к изменению. Причем внимание менеджеров сосредоточено одновременно на вопросах организационной стабильности и изменения. В подобных условиях чрезвычайно важна диверсификация коммуникативных сетей, в которых работают менеджеры, причем особый акцент делается на развитии связей с ключевыми акционерами компании. Наконец, стоит подчеркнуть, что функционирование организаций в этом контексте сопряжено со значительными рисками, вероятность успеха зависит от многих факторов, но более всего от причин внешнего характера (положение дел на рынках, поведение конкурентов, потребительский спрос и т. п.). Представленный выше подход интересен тем, что в нем предпринята попытка соотнесения отдельных типов организационного руководства с конкретной средой их функционирования. Причем эта среда, или контекст, берется не в традиционном понимании - на уровне отдельной малой группы, но как выступает в виде организации, так и выходит за ее рамки, что позволяет рассматривать руководство не в качестве изолированно функционирующего феномена, но в качестве системно разворачивающегося процесса. К сожалению, трудно сказать, как выделенные учеными в том или ином контексте типы организационного менеджмента соотносятся с традиционными моделями руководства, описанными в предыдущих главах. Исключением служит лишь контекст 4, применительно к которому ученые говорят о трансформационном руководстве. Однако приведенные выше фрагменты подхода интересны хотя бы уже тем, что ориентируют и читателя, и исследователя на более широкое понимание процес- 466 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС са организационного лидерства, имея в виду возможные его уровни, их соотношение между собой, а также многочисленные контекстуальные влияния. Другое дело, что для доказательства научной состоятельности обсуждаемой теории в целом и отдельным ее положениям (а их сформулировано, замечу, более полутора десятков) необходимо пройти в дальнейшем серьезную эмпирическую проверку. Еще одна теоретическая разработка недавнего времени, посвященная анализу руководства в организационном процессе, принадлежит Р. Мэриону и М. Уль-Бьен [Marion & Uhl-Bien, 2001]. Идейно она довольно близка духу «контекстуальной теории», также обнаруживая стремление исследователей выйти за рамки традиционного понимания организационного лидерства. Теория руководства в сложных организациях. Суть подхода Р. Мэриона и М. Уль-Бьен, концентирующего внимание на руководстве в сложных организациях, состоит в следующем. В своих исходных положениях ученые опираются на так называемую теорию сложности (complexity theory), возникшую первоначально в физических науках и заимствованную оттуда представителями социальных наук. При этом они так разъясняют смысл этой теории: «Если говорить упрощенно, теория сложности движется в направлении от линейных, механистических представлений о мире, в котором простые причинно-следственные связи должны объяснять физические и социальные феномены, к взгляду на мир как нелинейный и органический по своей природе, характеризующийся неопределенностью и непредсказуемостью» [Marion & Uhl-Bien, 2001. P. 389-390]. Отталкиваясь от изложенного выше понимания, ученые формулируют ключевые положения «теории сложности», касающиеся организационного процесса, и вытекающие из них соображения общего и практического характер относительно руководства. В этих положениях внимание последовательно фокусируется на трех важнейших, по мнению ученых, элементах функционирования сложных систем: взаимодействии 10.1. Теоретический аспект руководства и организационный процесс 467 (интеракции), корреляции (объяснение термина дается ниже) и непредсказуемости. Причем в логике авторов обсуждаемого подхода из каждого положения «теории сложности» вытекают три следствия, касающиеся руководства. Ниже я остановлюсь на основных элементах этой интересной разработки. Положение 1. Различные поведенческие проявления организационных единиц (в виде отдельных индивидуумов, отделов, рабочих групп с совместной, взаимосвязанной деятельностью) должны анализироваться как результат действий независимых переменных и взаимодействия внутри этих единиц и между ними. Следствие, касающееся руководства в целом. Эффективное руководство есть искусство созидания социального капитала (т. е. широкой сети рабочих контактов) посредством поддержания непрерывного взаимодействия как внутри организационных единиц, так и между ними1. Следствие практического характера. Руководители не могут ни предсказывать достаточно точно действия организационных единиц в будущем, ни тщательно отслеживать признаки будущих событий путем текущих вмешательств. Руководители должны способствовать интенсивному развитию взаимодействий, обеспечивающих организационный успех в будущем. Следствие, касающееся специфических действий руководителя. В сложных системах руководители должны всячески поддерживать свободно складывающиеся внутриорганизацион-ные взаимодействия, скорее сосредоточиваясь на общем ходе их течения, нежели контролируя локальные эпизоды. Положение 2. При его формулировании авторы в качестве ключевого использовали термин «корреляция». Авторская интерпретация термина фактически легла в основу приводимого положения: «Корреляция есть появление общего понимания во 1. Подробнее смысл понятия «социальный капитал» раскрывается несколько ниже. 468 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС взаимодействующих системах; она ведет к состоянию динамической стабильности» [Marion & Uhl-Bien, 2001. P. 395]. По мнению ученых, корреляция является продуктом согласований, разворачивающихся в процессах организационного взаимодействия, когда различные индивиды и группы стремятся определить препятствующие реализации их устремлений, нередко не согласующиеся между собой ограничения. Следствие, касающееся руководства в целом. Корреляция обеспечивает определенный уровень предсказуемости, что позволяет со значительной долей успеха использовать статистические процедуры для измерения различных форм организационного поведения, в том числе и руководства. Следствие практического характера. Руководители могут оказывать относительно предсказуемое и контролируемое воздействие на организацию, сила которого варьирует в зависимости от типа последней. Следствие, касающееся специфических действий руководителя. В сложных системах руководители должны способствовать развитию взаимодействия, чтобы могла возникнуть корреляция. В этом случае люди и рабочие группы имеют возможность успешно функционировать в весьма противоречивых, ограничивающих их активность условиях. Положение 3. Непредсказуемость является действенным и всепроникающим элементом сложных интерактивных систем. Следствие, касающееся руководства в целом. Сложные системы периодически подвержены воздействию внезапно проявляющихся сил, и их будущее состояние в итоге неопределенно. Следствие практического характера. Руководители не могут детерминировать или контролировать конечное будущее сложных систем (организаций). Следствие, касающееся специфических действий руководителя. Работая в сложных системах, руководители должны разви- 10.1. Теоретический аспект руководства и организационный процесс 469 вать умения продуктивно справляться с неожиданно возникающими событиями. Представленные выше положения и вытекающие из них следствия дают основание вслед за авторами обсуждаемого подхода говорить о двойственности понимания организационного процесса в контексте «теории сложности». С одной стороны, организационная структура и поведение рассматриваются в качестве продуктов, по выражению ученых, «случайной неожиданности и нелинейности», а с другой - как результат объединяющего влияния корреляции. Случайные действия и нелинейность стимулируют организационную динамику, в ходе которой, по мнению авторов подхода, различные элементы аккумулируются, взаимодействуют и терпят крах одновременно. Корреляция, напротив, способствует появлению структуры, уравновешивающей противоречивые тенденции и созидающей организацию. Основываясь на анализе сложных систем и применительно к ним, Р. Мэрион и М. Уль-Бьен вводят понятие сложного руководства (complex leadership). Этим понятием описывается определенный способ управленческого мышления, делающий акцент на таких элементах эффективного функционирования сложных систем, как рабочие сети, целостность, атмосфера инноваций и свободных информационных потоков. Причем, как полагают упомянутые авторы, конструкт «сложное руководство» противостоит традиционным взглядам на организационное лидерство. Чем же характеризуется сложное руководство? Каковы его отличительные черты? Частичный ответ на эти вопросы дает уже анализ изложенных выше ключевых положений обсуждаемого подхода и вытекающих из них следствий относительно руководства. Более специальный ответ содержится в приводимых ниже материалах. Итак, согласно Р. Мэриону и М. Уль-Бьен, отличительными чертами сложного руководства являются: 470 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС • развитие широкой сети рабочих отношений, • строительство восходящих сетей рабочих отношений, • появление «ярлыков» руководства, • содействие новизне, • системность мышления. Остановимся несколько подробнее на специфике каждой из названных черт сложного руководства, как она видится ученым. Развитие широкой сети рабочих отношений. В сложных организациях эффективные руководители должны уметь создавать подобные сети и управлять ими. Это ведет к развитию отношений взаимозависимости как внутри, так и вне организации. Исследования, проведенные в крупных промышленных компаниях США и Великобритании [Regine & Lewin, 2000], действующих в соответствии с принципами сложности, обнаружили, что руководители отчетливо осознавали свою ответственность в плане обогащения организационных систем новыми сетями связи. Как показывает специальный анализ [Marion & Uhl-Bien, 2001], создание широкой сети рабочих отношений способствует: • подготовке благоприятных условий для возникновения • обеспечению как прямых (по типу «продавцы - покупа • стимулированию технологического прогресса, ведущего • созданию барьеров, препятствующих попыткам незакон 10.1. Теоретический аспект руководства и организационны й 11| ним ч * 4/1 Однако способствуя развитию и усложнению рабочич i < и и сложные руководители не могут контролировать эти ими
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.48.138 (0.013 с.) |