Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имплицитная теория» лидерства как механизм выдвижения в позицию лидераСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термином «"имплицитная теория"лидерства», малознакомым отечественному читателю, фактически обозначается феномен, представляющий собой частный случай более общего когнитивного явления - «имплицитной теории» личности. Напомню читателю, что понятие.имплицитной теории» личности было введено в научный оборот Дж. Брунером и Р. Таджиури [Вшпег & Та§тп, 1954] применительно к процессам социальной перцепции. Этим понятием описывается склонность людей усматривать связь между определенными человеческими типами и личностными чертами. Что же касается «имплицитной теории» лидерства, то одними из первых к ней обратились Е. Холландер и Д. Джулиан [НоПапйег & ТиНап, 1969]. Рассматривая механизмы лидерства, ученые полагали, что люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере. Несколько позднее Б. Калдер [СаЫег, 1977] утверждал, что лидерство - феномен, во многом существующий в атрибуциях последователей, а Д. Пфеффер [Рпзйег, 1977] назвал лидерство большой иллюзией, порождаемой людьми, нуждающимися в героях. Наконец, Р. Лордом с сотрудниками [Ъоп! е! а1., 1984; ЬогА & МаЬег, 1991] экспериментально было показано, что люди дей- 3.1. Механизмы ор|НР,..___................................... пвительно формируют некие абстрактные представления о лидере (а точнее, если воспользоваться терминологией социально-когнитивного подхода, о наиболее типичных признаках когнитивной категории «лидер»), хранящиеся в их долговременной памяти. Эти представления получили название прототипов лидерства. В групповом взаимодействии происходит сличение индивидуальных прототипов лидерства с моделями поведения, демонстрируемыми членами группы и позволяющими судить о степени их соответствия лидерской роли. Небольшое эмпирическое отступление. Давайте вернемся к фрагменту исследования ролевой дифференциации лидерства в спортивных командах, включенному в 2.3. Хотя речь о прототипах лидерства там не шла, тем не менее в описании норм делового и эмоционального лидерства, несомненно, содержатся «прото-типные» черты. Напомню, что эти нормы (т. е. требования к тому, каким должен быть лидер спортивной команды) были представлены в виде набора качеств-антонимов. Такие качества, как, например, «смелый в игре», «инициативный», «эффективный в игре», «играет на команду», «волевой», «способен в тяжелую минуту взять игру на себя», «уверенный в себе», вполне, на мой взгляд, можно рассматривать в качестве элементов прототипа инструментального лидера спортивной команды. В то же время качества типа «способен своими действиями в игре зажечь команду», «надежный как товарищ», «доверяет товарищам по команде», «справедливый» вполне можно отнести к элементам прототипа экспрессивного лидера. И отнюдь не случайна высокая степень связи между баллами, полученными спортсменами по шкале норм, и их ранговыми показателями в структурах делового и эмоционального лидерства. Иными сло-3. Подробнее с содержанием понятий «прототип» и «паттерн», часто встречающихся при рассмотрении когнитивных процессов, читатель может ознакомиться в следующих работах: [Первин и Джон, 2000; Солсо, 1996; Хьюстон и др., 2001]. Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА 3.1. Механизмы выдвижения в позицию лидера
вами, высокие лидерские ранги получали те игроки, чьи действия более всего соответствовали представлениям членов команды о лидере. По мнению исследователей [Ьогй ег. а1., 2001], прототипы лидерства далеко не однородны. Они могут быть классифицированы по трем иерархическим уровням. Наивысший из них представлен наиболее общими категориями (например, лидер в сравнении с нелидером). Средний уровень содержит более дифференцированные категории в зависимости от соответствующих сфер деятельности лидеров (например, лидеры в спорте, сфере бизнеса, в вооруженных силах и т.д.). Наконец, низший уровень классификации предполагает дифференциацию лидеров в рамках конкретной предметной области (например, дифференциация военных лидеров по званию). Однако замечу, что в последнем случае речь фактически идет о руководстве. В связи с этим несколько ниже (см. гл. 8) я вернусь к работам Р. Лорда. Как полагают исследователи [Н ег. а1., 1998; Ьогй ег. а1., 1999; 2001], применительно к прототипам лидерства важно также учитывать специфику перцептивного анализа лидерского процесса. Подобный анализ носит поуровневый характер. Например, если речь идет только о свойствах личности или поведении лидеров, в таком случае мы имеем дело с индивидуальным уровнем анализа. По данным Р. Лорда и других авторов, на этом уровне анализа с проявлениями лидерства принято связывать реализацию индивидами в группах таких свойств, как интеллект, маскулинность, доминантность, решительность и самоконтроль. А в самое последнее время к числу предикторов (т. е. предваряющих факторов) появления лидерства учеными отнесена также поведенческая гибкость. Иной характер носит следующий уровень анализа, получивший название диодного. Применительно к этому уровню речь идет не только об устоявшихся прототипах лидерства, но также и о возможных их изменениях в зависимости от опыта и состояния воспринимающих. Иными словами, прототипы лидерства рассматриваются как динамические образования, типичные для нзаимодействия в системе «лидер - последователь». Кстати сказать, что касается изменений прототипов лидерст-на, то они, по данным диссертационной работы Е. М. Трофимовой [1997], имеют место уже в онтогенезе. В методически весьма изобретательном исследовании, проведенном на выборке дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет, было показано что достаточно отчетливые прототипы лидера-сверстника наблюдаются у 5-6-летних детей, особенно у девочек. Наконец, третий уровень анализа трактуется исследователям! как групповой. На этом уровне индивидуальные прототипы ли дерства могут быть подвержены действию различных внутри групповых влияний. Впрочем, данный уровень анализа в ре альности может быть значительно расширен за счет включени в прототипы лидерства требований, проистекающих со сторс ны национальной и организационной культуры, гендерного фаг тора, специфики групповой деятельности и т. п. Вот несколько примеров влияния контекстуальных факторе на прототипы лидерства. По данным американских авторов [Аутап, 1997], в последние два десятилетия возросла маскулинизация образа лидера у американских детей. При этом отмечаются различия гендерного плана. Так, у мальчиков прототипы включают лидерскую схему, присущую мужчине, тогда как лидерская схема девочек включает в равной мере мужские и женские черты. Согласно другим данным [Ра^епзоп, 19901, взрослые американцы и японцы описывают роль организационного лидера (т. е. руководителя) в маскулинных терминах. Однако качества, связываемые теми и другими с этой ролью, несколько различны. Например, в Японии такая черта, как заботливость (стереотипно причисляемая в США к категории феминин- 4. Схема - структурированное знание о какой-либо социальной категории, например о категории «лидер». Подробнее с содержанием понятия «схема» читатель может познакомиться в книгах: [Андреева, 1997; Хьюстон и др., 2001]. Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА 3.1. Механизмы выдвижения в позицию лидера
ных), обычно относится к достоинствам руководства, соседствуя с маскулинными характеристиками руководителя. Наличие подобной черты в лидерских прототипах американцев практически исключено. Еще один любопытный пример межкультурных различий в лидерских прототипах - результаты сравнительного исследования, проведенного недавно в Колумбии и Швейцарии [АсШ;уа & Ноше, 2002]. Для колумбийцев такие личностные черты, как хитрость и коварство, - залог эффективного лидерства. Напротив, швейцарцы рассматривают подобные черты как препятствующие эффективному лидерству. Методическое отступление. Интересно, что, по мнению специалистов [ЗгаЬо е1 а1., 2001], судить о культурной детерминации «имплицитной теории» лидерства, а значит, и лидерских прототипов можно, основываясь, в частности, на самоописаниях лидеров. Так, М. Чемерс [СЬетегз, 1993] приводит следующий исследовательский пример: если характерная для некоей культуры «имплицитная теория» эффективного лидерства предполагает в качестве желаемого образца соучаствующий стиль принятия решений (см. о нем 6.3), то люди, притязающие на лидерские роли, склонны описывать себя в значениях именно этого стиля. Недавний анализ соотношения индивидуальных различий и организационного контекста в процессах лидерства, проведенный Р. Фоти и Д. Майнером [Рой & Мтег, 2003], также указывает на контекстуальную детерминацию лидерских прототипов. Эмпирически была показана зависимость последних от специфики тендера и задачи, выполняемой в так называемых безлидерских (геайеНезз) малых группах. Например, задачи, решаемые в фемининной среде, делают больший акцент на таких качествах, как гибкость и экстраверсия (в плане общительности), а задачи, решаемые в маскулинной среде, делают больший акцент на таких качествах, как доминантность и решительность. Те и другие качества соответствующим образом сказываются на восприятии кого-то из членов группы лидером. Таким образом, прототипы лидерства выступают как достаточно сложные когнитивные образования, не сводимые исключительно лишь к индивидуальному когнитивному опыту отдельного субъекта, но испытывающие разнообразные контекстуальные влияния. Псе вышесказанное позволяет рассматривать «имплицитную теорию» лидерства в качестве когнитивного (или, следуя терминологии Р. Лорда, социально-когнитивного) механизма выдвижения в позицию лидера, дополняющего действие аналогичного по функции поведенческого механизма - психологического обмена. Следовательно, чтобы «заработать» лидерский статус, одного только ценностного вклада в жизнедеятельность группы недостаточно. Необходимо, чтобы содержание этого вклада от-иечало имеющимся у членов группы прототипам лидерского поведения, т. е. даже и эффективный «вкладчик» должен быть еще воспринят как лидер. Подобный взгляд на соотношение механизмов выдвижения в позицию лидера хорошо согласуется с мнением специалистов |Ьоп1 е1 а1., 2001; 2ассаго ет. а1., 1991] о том, что лидерство не может быть понято исключительно либо с точки зрения действий лидера, либо с точки зрения абстрактных когнитивных прототипов последователей. Скорее лидерство является результатом взаимодействия ряда факторов, к которым Р. Лорд и другие авторы относят: • поведение лидера, • представления о лидерстве, • социальное влияние. Из указанных факторов первые два в той или иной мере рассмотрены мной в настоящем параграфе. Что же касается третьего из них - социального влияния, или механизма влияния в лидерстве, то его обсуждение проводится ниже. Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА 3.2. Механизм влияния в лидерстве
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.01 с.) |