Тема 4. Политическая элита и лидерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Политическая элита и лидерство



 

1.Понятие «политическая элита». Теории элит: классические и современные.

2.Структура, функции и механизм формирования элит.

3.Политическое лидерство: природа, сущность, функции, типы и стили.

4.Политические элиты и лидеры современной России.

 

Понятия: э лита, политическая элита, правящая элита, контрэлита, структура элиты, открытая и закрытая элиты, номенклатура, рекрутирование элит и лидеров, лидер, лидерство, политическое лидерство, формальное и неформальное лидерство, харизма, типы и стили лидерства, рейтинг, имидж политический.

 

Литература

 

Ашин, Г.К. Основы политической элитологии: учеб. пособие [Текст] / Г.К. Ашин, А.В. Понедельников, В.Г. Игнатов, А.М. Старостин. - М.: ПРИОР, 1999.

Ашин, Г.К. Понятие «элита» и его роль в политических исследованиях [Текст] / Г.К. Ашин // Философские науки. - 2005. - № 7.

Ашин, Г. Элитология: учеб. пособие для гуманитарных вузов [Текст] / Г. Ашин. – М., 2005.

Блондель, Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобщему анализу [Текст] / Ж. Блондель. – М., 1992.

Васильева, Л.Н.Элита или эрзац-элита: политическое будущее России [Текст] / Л.Н. Васильева // ОНС. - 2007. - № 1.

Вебер, М. Политика как призвание и профессия [Текст] / М. Вебер // Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений: Пособие для вузов / сост. Р.Т. Мухаев. - М.: ПРИОР, 2000. - С. 576-594.

Вебер, М. Харизматическое господство [Текст] / М. Вебер // Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений: Пособие для вузов / сост. Р.Т. Мухаев. - М.: ПРИОР, 2000. - С.606-618.

Гаман-Голутвина, О.В. Политическая элита России [Текст] / О.В. Гаман-голутвина. – М., 1998.

Карабущенко, П.Л. Психологические теории элит [Текст] / П.Л. Карабущенко, Н.Б. Карабущенко. – М.: Памятники исторической мысли, 2006.

Кретов, Б.И. Типология лидерства [Текст] / Б.И. Кретов // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3.

Кретов, Б.И. Современные западные концепции лидерства [Текст] / Б.И. Кретов // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 4.

Макиавелли, Н. Государь [Текст] / Н. Макиавелли // Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений: Пособие для вузов / сост. Р.Т. Мухаев. - М.: ПРИОР, 2000. - С. 89-101.

Медведев, Р. Время Путина? Россия на рубеже веков [Текст] / Р. Медведев. - М.: ООО «Изд-во АСТ»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2002.

Миллс, Р. Властвующая элита / Р. Миллс. - М., 1959.

Михельс, Р. Демократическая аристократия и аристократическая демократия [Текст] / Р. Михельс // Социс. - 2000. - № 1.

Моска, Г. Правящий класс [Текст] / Г. Моска // Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений: Пособие для вузов / сост. Р.Т. Мухаев. - М.: ПРИОР, 2000. - С. 558-574.

Михельс, Р. Социология политической партии в условиях демократии [Текст] / Р. Михельс // Антология мировой политической мысли. В 5 т. – М., 1997. - Т.2. – С. 186-197.

Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов [Текст] / Р.Т. Михельс // 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2006. - Темы 6 и 7.

Парето, В. Компендиум по общей социологии [Текст] / В. Парето // Антология мировой политической мысли. В 5 т. – М., 1997. - Т.2. – С. 39-78.

Петухов, В.В. Бюрократия и власть [Текст] / В.В. Петухов // Социс. - 2006. - № 2.

Согрин, В.В. Российская политическая элита и американский опыт [Текст] / В.В. Согрин // ОНС. - 2008. - № 1.

Шестопал, Е.Б. Образы власти в постсоветской России [Текст] / Е.Б. Шестопал. – М.: Алетейа, 2004.

 

Контрольные вопросы

1.Чем объясняется актуальность элитологической проблематики в политической науке?

2. В чем сходство и различие между концепциями элит В.Парето и Г.Моски?

3.В чем суть сформулированного Р.Михельсом «железного закона олигархии» и насколько он актуален сегодня?

4.Раскройте причины, порождающие разделение общества на элиту и массу.

5.Как современные ученые в своих концепциях обосновывают место и роль элит в политическом процессе?

6.Совместимы ли теории элиты и теории демократии?

7.Раскройте структуру правящей элиты.

8.В чем преимущество и в чем недостатки существующих способов рекрутирования политической элиты?

9.Почему элиту в России часто называют «политическим классом»?

10.Как соотносятся понятия «лидер» и «руководитель»?

11.Дайте развернутое определение понятий «политический лидер» и «политическое лидерство».

12.Раскройте содержание основных теорий, объясняющих природу лидерства. В чем их сходство и различие?

13.Какие слагаемые эффективного лидерства называл Н.Макиавелли?

14.Перечислите основные функции политического лидера.

15.Охарактеризуйте основные типы политического лидерства.

16.Назовите различия между лидерами: а) формальными и неформальными; б) традиционными, рационально-легальными и харизматическими.

17.Что такое политический стиль? С чем связано возрастание внимания к особенностям стиля лидера?

18.К каким политическим лидерам современной России применимы черты, описанные в классификации американской исследовательницы М.Херманн?

19.Назовите важнейшие качества, которыми должен обладать лидер национального масштаба.

20.С чем связана потребность в харизматическом лидерстве в России на протяжении всей ее истории?

21.Каковы тенденции развития политической элиты России в последние два десятилетия?

22.Какой тип политического лидерства наиболее благоприятен для России и почему?

 

Учебные задания

 

1. Соотнесите понятия с их содержанием:

а) элитология; б) элитаризм; в) элитизм

1.Концепция, исходящая из того, что разделение общества на элиту и массу является нормативом социальной структуры.

2.Наука о высшей страте в любой системе социальной стратификации.

3.Концепция, признающая дихотомию «элита-масса», но полагающая, что элита должна быть открытой стратой общества.

2. Первые концепции элит создали:

а) Т.Гоббс; б) Г.Моска; в) Н.Макиавелли; г) Р.Миллс; д) В.Парето; е) К.Дойч; ж) М.Вебер

3. Сгруппируйте определения элиты на основе:

А/ ценностного подхода; Б/ структурно-функционального (статусного) подхода.

1.Элита – это класс людей, имеющих наивысший показатель в своей области деятельности

2.Властвующая элита – это совокупность индивидов, занимающих такие позиции, которые дают им возможность возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения.

3. Правящий класс – это менее многочисленный слой общества, выполняющий все политические функции, монополизирующий власть и наслаждающийся теми преимуществами, которые она дает.

4.Элита – это иерархия, основанная на собственных достижениях.

5.Политичекая элита – это особая социальная группа, входящая в высший слой общества, состоящая из лиц, обладающих высоким интеллектом, сильными амбициями, предприимчивым и авантюрным характером, изобретательным умом, жесткой и несентиментальной натурой, своеобразным цинизмом и волей к власти и господству.

6.Номенклатура, как правящий класс советского общества – это большая группа людей, отличающаяся от других групп по своему господствующему месту в исторически определенной системе общественного производства, по своей организующей роли в общественной организации труда и, следовательно, по способу получения и размерам

доли общественного богатства, которой она располагает.

7.Элита – это меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющее наибольший вес и влияние.

8.Высший господствующий класс, лица, обладающие в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, властью.

4. Ознакомьтесь со статьей Л.Васильевой «Элита или эрзац- элита: политическое будущее России» / ОНС.2007.№ 1 /.

Ответьте на вопросы: А/ Как подобное социальное поведение элиты влияет на состояние общества, направленность социальных процессов? Б/ Какие меры стратегического порядка могли бы оздоровить обстановку в элитной среде и обществе?

5. Проанализируйте основные функции политической элиты с точки зрения эффективности их выполнения. Выделите функции, которые в России требуют максимальной актуализации.

6. Проанализируйте, как соотносятся между собой понятия: «власть», «влияние», «лидер», «руководитель», «вождь», «политическое руководство», «политическое лидерство».

7. Семикратным победителем в ежегодно проводимом ВЦИОМ рейтинге российской элиты стал президент В.В.Путин. За его кандидатуру проголосовало более 82 % респондентов (в 2006 – 65,2%).

Задание А/. Используя известные в политической науке теории политического лидерства, попытайтесь объяснить причины, по которым В.Путин стал национальным лидером России.

Задание Б/. Назовите наиболее важные профессиональные качества и характерные черты

В.Путина как политического лидера.

8. Лидерство понимают как:

а) модель поведения, при которой индивид или группа оказывают влияние на массу людей, организуют её и ведут к намеченным целям;

б) личностное качество, набор определенных черт, обеспечивающих авторитет личности лидера и позволяющих ему влиять на других людей;

в) одновременно и как модель поведения и как личностное качество.

9. Какая из указанных типологий политического лидерства принадлежит немецкому ученому М.Веберу?

А/ формальное и неформальное лидерство;

Б/ авторитарное, демократическое, либеральное лидерство;

В/ традиционное, рационально-легальное, харизматическое лидерство.

10. Исследователи выделяют три стиля лидерства:

А/ Стиль «координатора»; Б/ Стиль «реформатора»; В/ Стиль «невмешательства»

Соотнесите эти стили с их содержанием и попробуйте проиллюстрировать каждый из них конкретными примерами.

1.Стиль сильнейшим образом акцентирует стратегические цели и задачи общества.

2.Стиль предполагает делегирование ответственности «вниз», положительным итогом чего становится дух сотрудничества.

3.Стилю сопутствуют постоянные поиски баланса между фракциями и интересами в правительстве.

11. Известный российский политолог А.Дугин несколько лет назад отметил, что «В.Путин

затребован ситуацией…и потому есть функция историческая и геополитическая». Сам

президент не принял этого утверждения и просил рассматривать его как менеджера или

управляющего, которого народ России нанял на временную и трудную работу, которая требует поддержки общества.

Задание А/ На ваш взгляд, можно ли считать эти мнения диаметрально противоположными? Аргументируйте свой ответ ссылками на теории лидерства.

Задание Б/ Используя типологию лидеров, предложенную американской исследовательницей М.Херманн, укажите к какому типу (типам) можно отнести В.Путина

12. Какой тип лидера характеризуют следующие черты:

а) спекулирует на недостатках и проблемах общества, подчеркивая свою непричастность к

их возникновению;

б) беспощадно бичует своих соперников; в) говорит, что делать, но не говорит как;

г) раздает заведомо невыполнимые обещания.

 

Темы докладов и сообщений

1.Классические концепции элит и современность.

2.Ценностные теории элит: сильные и слабые стороны.

3.Конструктивно-деструктивная роль элиты в леволиберальной концепции Р.Миллса.

4.Вклад П.Сорокина в теорию политической элиты.

5.Механизм формирования политической элиты.

6.Политический лидер и его функции в демократическом обществе.

7.Факторы, определяющие характер политического лидерства.

8.Мотивация политического лидера.

9.Тенденции эволюции политического лидерства.

10.Политические лидеры и их имиджи.

 

Тема 5. Политические режимы

1. Понятие политический режим. Типология политических режимов.

2. Недемократические политические режимы: происхождение, сущность, основные признаки.

3. Демократический политический режим: ценности, критерии, формы.

4. Пути перехода от недемократического режима к демократическому.

 

Понятия: политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, диктатура, оппозиция, демократия, прямая демократия, плебисцитарная демократия, представительская демократия.

 

Литература

Арендт, Х. Истоки таталитаризма [Текст]/ Х. Арендт. – Пер. с англ.- М., 1996.

Арон, Р. Демократия и тоталитаризм [Текст]/ Р. Арон. - Пер. с франц. – М., 1993.

Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст]/ Н.А. Бердяев// М., – 1990.

Гайдар Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности [Текст] / Е.Т. Гайдар // Обществ. науки и современность. – 2006. - № 5.

Даль Р. О демократии [Текст]/ Р. Даль. – Пер. с англ.; под ред. О.А. Алякринского. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Джилас, М. Лицо тоталитаризма [Текст]/ М. Джилас. - Пер. с сербско-хорватск. – М.: Новости, 1992.

Желев, Ж. Фашизм. Тоталитарное государство [Текст]/ Ж. Желев. - Пер. с болг.- М.: Новости, 1992.

Зидентоп, Л. Демократия в Европе/ Л. Зидентоп. - Пер с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2001. – 360с.

Иноземцев, В.Л. и др. Теория и практика демократии. Избранные тексты [Текст] / В.Л. Иноземцев и др. – М.: Ладомир, 2006. – 497 с.

Коломийцев, В.Ф. Демократический режим [Текст]/ В.Ф. Коломийцев// Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 5.

Пшеворский, А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке [Текст ]/ А. Пшеворский - Пер. с англ..; под ред. проф. В.А. Бажанова. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000. – 320 с.

Политология: хрестоматия [Текст]/ М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 1999. – 843 с.

Ростоу, Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели [Текст] / Д.А. Ростоу // Полис. – 1996. - № 5.

Студников, П.Е. Теоретические проблемы тоталитаризма [Текст]/ П.Е.Студников// Cоциально-гуманитарные знания. – 1999. - №2.

Сумбатян, Ю.Г. Исторический генезис и сущность политических режимов[Текст]/ Ю.Г. Сумбатян// Вестник Московского университета. Сер. 12. - 1995. - № 6.

Токвиль, А. Демократия в Америке [Текст]: пер. с франц. / А. Токвиль. – М.: Прогресс, 1992.

Цыганков, П.А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика [Текст]: учеб. пособ. / П.А. Цыганков. – М., 1995.

Шмиттер, Ф. Процесс демократического транзита и консолидации демократии [Текст]/ Ф. Шмиттер//Полис. – 1999. - № 3.

Эйзенштадт, Ш.Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и заменяемость [Текст]/ Ш.Н. Эйзенштадт // Полис. – 2002. - № 2,3.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие политического режима как качественной характеристики политической системы.

2. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Что позволяет определить политический режим?

3. Перечислите типы политических режимов и их разновидности.

4. Чем определяется тип политического режима?

5. Охарактеризуйте авторитарный политический режим.

6. Назовите основные признаки тоталитаризма.

7. Каковы условия формирования и функционирования демократического политического режима

8. Сравните известные типы демократии.

9. Каковы пути перехода от недемократического режима к демократическому?

10. Дайте характеристику политическому режиму современной России.

Учебные задания

1. Заполните таблицу. В первой колонке укажите типы политических режимов, а во второй перечислите страны с соответствующим политическим режимом (не менее 10 примеров).

Типы политических режимов Названия стран
1,2… 1…10

 

2. Пользуясь Конституцией РФ, найдите признаки демократического режима нашего государства и заполните таблицу:

 

Статья Конституции РФ Краткое содержание статьи Признак демократии
1,2….    

 

3. Каковы основные характеристики тоталитаризма, авторитаризма и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества:

Экономической –

Политической –

Социальной –

Духовной –

4. Какой политический режим можно охарактеризовать следующим высказыванием? «Чем больше расстояние между повелевающими и повелевающимися, тем меньше значение для первого имеет кровь второго…» (Д. Дидро) Прокомментируйте ответ.

5. Заполните таблицу:

Теории демократии Основные положения Достоинства Недостатки
1,2….      

 

6. Определите политический режим, о котором говорится в приведенных высказываниях известных мыслителей и политических деятелей:

«Не столько способ управления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган) - название режима;

«В странах, испытавших эту форму на практике, она давно уже перестала быть предметом страха, но она перестала быть и предметом поклонения. Те, кто ее опровергают, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что, как всякое установление, она имеет слишком много недостатков, чтобы ее можно было безмерно превозносить» (П. Новгородцев) - название режима.

7. Пользуясь источниками, Даль, Р. Полиархия, плюрализм и пространство [Статья]/ Р. Даль // Вопросы философии. – 1994. - №3. – С. 37–48; Политология: хрестоматия [Текст]/ М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 1999. – С. 400-416, определите сущность понятия «полиархия».

8. Составьте кроссворд из 8-15 слов на тему «Политические режимы».

9. Прокомментируйте одно из приведенных высказываний.

«Если кто-то откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным». (Ж.-Ж. Руссо);

«Государство, состоящее из средних людей, будет иметь лучший государственный строй» (Аристотель);

«Чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности» (Б. Муссолини);

«У демократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего» (У. Черчилль).

10.Укажите, какие признаки соответствуют тоталитаризму, авторитаризму, демократии?

1. Жесткий контроль со стороны государства за экономикой, ликвидация почти всех форм негосударственной собственности.

2. Наличие у государства лишь клю­чевых, решающих рычагов регу­лирования общественной жизни.

3. Наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства.

4. Права и свободы граждан носят формальный декларативный характер, хотя государство и выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание.

5. СМИ более свободны, но может существовать цензура как социальный государственный институт.

6. Силовые структуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они — вне политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.074 с.)