Тема 2. Политика как социальное явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Политика как социальное явление



Политика (греч. politike — государственные или общественные дела) — специфическая форма жизнедеятельности общества, сфера общественной жиз­ни, представляющая собой систему отношений между социальными группами, партиями, нациями, государствами и другими социальными общностями по по­воду завоевания, удержания и использования государственной власти или це­ленаправленного влияния на нее.

Включает в себя комплекс сил, средств, методов осуществления власти и управления государством и обществом, а также политические идеи и соответ­ствующие им учреждения. Подразделяется на внутреннюю, внешнюю и миро­вую. Обусловлена экономическим базисом, социальной структурой общества. В то же время обладает большой степенью самостоятельности и оказывает актив­ное обратное влияние на все сферы общественной жизни. Выступает как важ­ное средство обеспечения социальной сбалансированности, целостности клас­сового общества. Выполняет интеграционную, регулятивную, управленческую, охранительную функции.

Политическое общество — общество, в котором функционирует сово­купность общественных институтов (государство и другие социальные коллек­тивы), осуществляющих политическую власть. Возникает исторически в связи с качественным изменением социальной и экономической структуры общества и исчерпанием возможностей системы управления первобытного общества. Обу­словлено движением экономических и социальных процессов, потребностями классов - больших групп людей с расходящимися интересами, усложнением социальной жизни вообще.

Политическая жизнь — часть общественной жизни, способ существо­вания членов политического общества и их объединений. Ее содержание со­ставляет осознанная и целенаправленная политическая деятельность людей. Существенными моментами политической жизни являются овладение, органи­зация и использование политической власти и влияние на власть теми или иными социальными субъектами. В структуру политической жизни включены политические отношения, политические организации, политическая система, политический процесс. Качество политической жизни, степень ее развитости оказывают решающее влияние на уровень организации общественного строя, на эффективность принимаемых управленческих решений. Основными форма­ми проявлении политической жизни являются: процесс выработки и реализации политических программ, политического курса; процесс устройства и функционирования политических систем, институтов власти инорм; состояние соци­ально-политической активности людей, их участие в политической жизни.

Политические отношения — система связей между социальными субъ­ектами, политическими институтами и организациями по поводу власти, управ­ления государством и обществом как целостным организмом. Проявляются ча­ще всего в следующих формах: а) политическое соперничество, приобретающее практически всегда конфликтный характер. В наиболее острой форме предстает в виде классовой борьбы, апогеем которой является гражданская война; б) по­литическое сотрудничество: классовые союзы, коалиции партий, государство с партнерскими отношениями. При такого рода отношениях осуществляется со­вместная деятельность на основе взятых договорных обязательств при сохране­нии каждой из сторон самостоятельности; в) нейтральные отношения, характе­ризующиеся неучастием в каких-либо конфликтах или союзах, невмешательст­вом в политическую борьбу; г) отношения политической изоляции — разобще­ние, обособление, лишение общения друг с другом, пребывание в замкнутом политическом пространстве; д) консенсус (лат. — согласие, единство) — отно­шения, основанные на общей согласованной линии поведения, на отсутствии возражений в ходе решения политических вопросов; с) компромисс — отноше­ния на основе вынужденного согласия, достигнутого путем обоюдных уступок.

Политические институты —- организации и учреждения, формирую­щие и регулирующие политические процессы и явления, обеспечивающие оп­ределенный порядок и устойчивость политической жизни. Выступают как ак­тивные субъекты политики. Среди важнейших политических институтов следу­ет выделить государство, политические партии, общественные организации.

Политические организации объединения людей, имеющие политиче­ские цели, системный характер построения, четкое разделение функций, регла­ментацию отношений, зафиксированную в документах (программа и устав по­литической партии, конституция государства и т.п.). Особенностью структуры является индивидуальное и коллективное членство. Среди политических орга­низаций центральное место занимают политические партии. Политическими признаками обладают также некоторые молодежные, женские, ветеранские об­щественные организации, профсоюзы, творческие союзы, добровольные обще­ства. Специфической политической организацией является государство.

Политический интерес (лат. interest — иметь значение) — определенная цель, реальная причина, исходный пункт политических действий различных политических сил. Коренной политический интерес составляет вопрос об усло­виях, формах, методах, результатах осуществления власти, а его основа - эко­номические потребности субъектов политики.

Политические ценности — объекты интересов субъектов политики. Выступают как эталон должного вполитической сфере. Выполняют роль ориентиров в политической жизни. Выражают отношение субъекта к тем или иным цементам политики. С помощью этой категории выявляется положительное или отрицательнее значение политических объектов, их реальная "цена". В со­временных обществах существуют как минимум три главные группы политиче­ских ценностей: а) безопасность и национальная независимость, б) благосос­тояние и экономическое развитие, в) свобода и конституционный порядок.

Субъекты и объекты политики — категории политологии, определяю­щие носителей и предмет политических действий, а также соотношение между ними. Субъект политики (лат. subjectum — носитель деятельности) — лицо или коллегиальный орган, влияющий на конкретную цель, предмет политического действия. Субъектами политики являются большие социальные общности (классы, социальные группы и слои, нации, народности и т.д.), политические институты, политические организации, политические элиты, политические ли­деры. Объект политики (лат. objectum — предмет) — то, на что направлена дея­тельность субъекта. Субъект и объект политики существуют независимо, но должны рассматриваться в единстве. Они — явления относительные и могут меняться ролями при изменении направления воздействия: субъект превраща­ется в объект, а объект становится субъектом. Так, государство может быть и субъектом, и объектом политики.

Гражданское общество совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, по­литическом плюрализме, демократическом правопорядке. Гражданское обще­ство — это социальная организация, способная развить многообразные формы самодеятельности людей и служащая для удовлетворения потребностей и реа­лизации их интересов.

Политический плюрализм — принципорганизации и функционирова­ния политической жизни гражданского общества, его политической системы. Онотражает многообразие интересов, ценностей, взглядов различных социаль­ных субъектов. Предполагает конкуренцию политических элит, партий, органи­заций, движений. Содержит демократическую альтернативу всевластию госу­дарства, монополии одной партии, режиму власти. В то же время ставит целью обеспечить целостность, сбалансированность, гражданское согласие общества посредством политического диалога, согласования интересов, гласного сопос­тавления политических программ, использования компромиссов и т.д.

Права человека одна из главных ценностей гражданского общества. 11редставляет собой права индивида как члена общества, его социальные притя­зания и возможности. Основными правами отдельного человека являются право на жизнь, свободу, самореализацию, счастье. Они обеспечиваются гражданским обществом. Ихнельзя путать с правами гражданина, суть которых в политиче­ских правах и свободах (право на объединение, свобода мысли и слова, свобода совести, право избирать и быть избранными в органы власти и т.д.). Они обес­печиваются государством.

Актор - (от лат. actor - деятель) - практически действующее лицо в кон­кретном политическом процессе (выборы, принятие решения), субъект полити­ки.

 

Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

Политическая власть — реальная способность и возможность опреде­ленного класса, слоя, группы, индивида проводить свою волю в политике с по­мощью различных средств (авторитет, закон, насилие).

К основным формам проявления политической власти относятся, помимо господства, руководство, управление, организация и контроль.

Политическая власть характеризуется: а) носителями власти (теократия, плутократия, меритократия и т.д.; б) масштабами власти (неограниченная, ог­раниченная, местная, региональная...); в) вариациями структуры и состояния (единовластие, двоевластие, полновластие, безвластие, кризис власти, дефор­мация власти).

Из всех видов власти (экономическая, духовная, семейная и т.п.) полити­ческая власть — наиболее важный и оформленный вид власти. Ее назначение - концентрация, координация и реализация различных общественных интере­сов в рамках определенного сообщества.

Политическое господство — форма осуществления власти, предпола­гающая разделение общества на подчиняющие (господствующие) и подчинен­ные группы и выделение особого управленческого аппарата. Господство всегда предполагает наличие власти, но отношения власти исторически предшествуют господству и не всегда основаны на подобном неравенстве между субъектами политических отношений (например, политика социального партнерства клас­сов). Наиболее развитая теория господства принадлежит немецкому социологу и философу Максу Веберу.

Политический авторитет (лат. auctotitas - власть, влияние) — одна из форм осуществления политической власти, основанная на общепризнанном влиянии какого-либо субъекта политических отношений; способность направ­лять политическую деятельность в определенное русло, не прибегая к насилию или принуждению. От "влияния" авторитет отличается прямым, непосредст­венным характером воздействия (приказ, указание), от "принуждения" - уве­ренностью исполнителя в легитимности (законности) данного распоряжения. Авторитет может основываться на традициях, рациональных законах, вере в исключительные качества носителя власти (харизме).

Государственная власть политическая власть господствующей груп­пы, определенным образом структурированная (организованная) и закреплен­ная в правовых нормах. Государственная власть — организация (государство) и деятельность по реализации целей и задач этой организации. Она осуществля­ется с помощью специального аппарата, который обладает возможностями и средствами делать указания власти общеобязательными для всех субъектов по­литический жизни (законотворчество, репрессии и т.п.).

В отличие от других видов власти государственная власть обладает мо­нополией на принуждение и насилие по отношению к членам данного общест­ва. Эта монополия всегда закреплена в законе. Государственная власть распро­страняет цели и задачи правящего класса, слоя, элиты, партии до общенарод­ных целей и задач.

Легитимность (лат. legitimus— законный) — законность, правомер­ность. Осуществление власти в соответствии с общепринятым правовыми нор­мами и представлениями о власти, характерным для данного общества. Леги­тимность предполагает сознательное исполнение законов и норм, понимание необходимости и рациональности их выполнения, согласие между властью и народом по поводу политического поведения. Легитимность гложет быть пра­вовая (основанная на государственных законах и деятельности судебных орга­нов) и условная (предполагающая моральное осуждение или поощрение со сто­роны всего общества или части его).

Механизм легитимации (узаконивания) состоит в следующем: власть рас­поряжается теми полномочиями, которые ей доверены, общество берет на себя обязательство подчиняться законной и признанной им власти.

Легальность власти (от лат. legalis - законный) — законность госу­дарственной власти, гарантируемая правительством; ее юридическая обоснованность.

Ресурсы власти - средства, используемые носителем (субъектом) вла­сти для обеспечения повиновения других участников властных отношений (объекта власти). К ним относятся: материальные ценности, богатство, знания, информация, аппарат принуждения, авторитет и т.д.

Автократия (греч. autokratea — самовластие, самодержавие) — форма организации политической власти, при которой глава государства обладает не­ограниченной властью, и его деятельность не поддается контролю. Однако аб­солютный характер власти подтверждается законом.

Партократия (лат. pars (partis) — часть и греч. kratos — власть) — фор­ма власти, когда в политике и государстве доминирует одна единственная пар­тия (организация), находящаяся у власти. Всем другим общественным органи­зациям и лицам предоставляется возможность, участвовать и политической жизни только опосредованно, через органы и деятельность данной партии, в той мере, в которой она предоставит эту возможность. При этом партийные структуры постепенно сливаются с государственными институтами, присваивая их функции.

Теократия (греч. theos — бог и греч, kratos — власть) — власть бога. Ор­ганизация власти, при которой глава духовенства является одновременно гла­вой государства. Нормы и законы власти принимаются на основе религиозных норм и законов. Теоретическая основа — учение о государстве: как части универсального порядка, созданного богом (Аквинат). Власть, по сути, является во­площением божественной воли, а выступление против государства есть смерт­ный грех (Августин). Теократия придерживается принципа верховенства церк­ви над светской властью. В современном мире принципы теократии наиболее последовательно воплощаются в исламских государствах.

Плутократия (греч. plutos — богатство и греч. kratos — власть) — фор­ма политической организации, при которой власть в государстве принадлежит узкому слою (элите) самых богатых семей общества. Политическая власть осу­ществляется в ух экономических интересах. Широко используются методы давления и протекционизма.

Бюрократия (от фр. bureau - бюро, канцелярия) — форма властвования, при которой решающая роль принадлежит чиновникам. Для нее характерны: волюнтаризм (произвол), формализм, сверхцентрализация, отчуждение, отрыв общества от власти, канцелярщина и волокита.

Технократия (греч. techne - ремесло и греч. kratos - власть) — власть ремесла, при которой структура и функционирование государства подчинены структуре и функционированию промышленности, политические вопросы ре­шаются рационально-технически. Власть от имени техники и на основе техни­ческих средств, как "коллективного разума". Реальная власть распределена ме­жду специалистами производства и управления (например, социалистическая индустриализация по Гэлбрейту, компьютеризация, информационная власть). Технократическая форма власти близка к тоталитарным способам правления.

Охлократия (греч. ochlos — толпа и греч. kratos — власть) — власть толпы. Организация власти, при которой управление осуществляется под воз­действием и в интересах толпы, общественного мнения, а не законов. Политика основана не на законах экономики, а на принципах популизма, удовлетворения требований, выдвигаемые на митингах, демонстрациях, собраниях и т.п. В чис­том виде охлократия встречается в истории редко (лишь в кризисные, переход­ные, революционные периоды), не отличается устойчивостью и долговечно­стью, но обладает большим деструктивным потенциалом.

 

Темя 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ЛИДЕРСТВО

 

Элита (фр. elite – лучшее, избранное). В предельно широком смысле слова элита – высшая страта в системе социальной стратификации, управляющая подсистема в иерархизированной системе. В обществе это его доминантное меньшинство, являюшееся

для большинства общества референтной группой, моделью поведения, формальным и неформальным авторитетом.

Политическая элита – это небольшая по численности привилегированная, высоко интегрированная группа (хотя внутри нее существует жесткая внутренняя конкуренция); это социальная группа, контролирующая основную часть политических, экономических, символических ресурсов общества. Группа, определяющая государственную политику, влияющая на управление всеми сферами социальной жизни, принимающая важнейшие стратегические решения.

Правящая элита (правящий класс) – сложно структурированное социальное образование, в которое помимо элиты политической, включающей людей, занимающих высшие позиции в институтах власти, входит экономическая элита, контролирующая материальные и финансовые ресурсы общества, а также – научная, военная, культурная (в том числе медийная) элиты. Правящая элита непосредственно осуществляет властные полномочия. К этому слою обычно относятся руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, а также собственники крупного капитала.

Контрэлита – понятие включает лиц, по статусу не входящих во властные структуры, но оказывающих существенное влияние на принятие стратегических политических решений. В качестве контрэлиты обычно выступает высший эшелон политической оппозиции.

Система рекрутирования элиты – это механизм отбора представителей элиты, включающий необходимые критерии, порядок и состав лиц, которые осуществляют отбор. Существуют различные системы рекрутирования. Ведущие из них – гильдий и антрепренерская. Элиту называют открытой, если доступ в неё открыт представителям различных социальных страт. Закрытой элита является в случае, когда процесс рекрутирования приобрел самовоспроизводящийся характер.

Каналы рекрутирования элит – это пути продвижения к вершине политической иерархии. Исследователи выделяют следующие институциональные каналы: государственный аппарат, органы местного самоуправления, армия, политические партии, религиозные организации, система образования.

Бизнес-элита – высший слой предпринимательско-финансовой группы общества.

Номенклатура – система замещения руководящих должностей, при которой на все значимые должности назначаются кандидаты, одобренные партией. В случае предоставления ей власти, не контролируемой демократическими институтами, наделения её многочисленными привилегиями, возникает замкнутая структура, внутри которой воздвигается иерархия чинов и социальных барьеров.

Лидерство (англ. leader – ведущий) – это процесс организации групповой деятельности, механизм интеграции группы, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального лидерства как возможности влияния определенного лица на членов общества, исходя из обладания властными ресурсами и определенного положения во властной иерархии. Неформальное лидерство характеризует прежде всего субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов общества.

Лидер – это лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с позиции достижения групповых целей.

Политическое лидерство - сложный и многогранный феномен и может рассматриваться как: 1) влияние на политическое поведение и деятельность других людей, обеспечивающее власть и контроль; 2) управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений; 3) особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. Таким образом, политическое лидерство складывается из соответствующего социального статуса, влияния личности лидера и привлекательности для общества его программы и стиля поведения.

Политический лидер – лицо, наделенное властью принимать решения в отношении других лиц, групп, организаций, народов и несущее ответственность за принимаемые решения. Под это определение попадают региональные, общенациональные и мировые лидеры.

Харизма (греч. charisma – божественный дар) – власть или авторитет, исходящие от личных качеств лидера; способность возбуждать чувства верности и преданности – вплоть до полной эмоциональной зависимости.

Имидж политический включает в себя как объективные (представление субъекта власти о том, «каков он из себя есть» в глазах населения), так и субъективные компоненты (впечатление о субъекте власти, которое уже есть у населения).

Селекторат – круг лиц, уполномоченных проводить отбор на руководящие посты в политическую элиту.

Рейтинг – индивидуальный количественный показатель популярности политических деятелей, устанавливаемый путем опроса общественного мнения, социологических исследований и т.д.

Тема 5. Политические режимы

Политический режим - способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и общества в целом.

Авторитаризм – политический режим, установленный и навязанный такой формой политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других (прежде всего представительных) ее институтов; не допускается политическая оппозиция, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.

Демократия – способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Оппозиция - политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящей группы.

Абдикация – (от англ. отречение от престола), сложение полномочий, т.е. добровольный уход в отставку правительства.

Прямая демократия – форма демократии, котораяпредполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации реше­ний.

Плебисцитарная де­мократия – разновидность демократии, которая предполагает открытое волеизъявление на­селения, но связана только с определенной фазой подготовки реше­ний, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием выне­сенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения. При этом результаты го­лосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения, т.е. могут только учитываться пра­вящими кругами, но отнюдь не предопределять их действия.

Представительная демократия - форма политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их предста­вителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном преобладают в современных демократических государствах.

Авторитарно-бюрократический режим – форма авторитарного правления, где власть принадлежит либо военной элите, либо выступает как главная опора формально гражданской администрации. В настоящее время существуют две основных формы – военный режим и популистский режим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.041 с.)