Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Государство как политический институт↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Государство — основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел. Нередко государство используется экономически господствующим классом (группой, слоем) для реализации своих интересов. В современной политической науке государство определяется как преобладающий в настоящее время способ политической интеграции общества на строго ограниченной географической территории, подчиненной определенному виду политического господства. Правовое государство — государство, в котором господствуют право (закон), юридическое признание свободы человека и общества от неограниченного государственного вмешательства, демократическая структура государственной власти. В правовом государстве существуют четкое разделение власти между законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, функционирование их на основе права. Социальное государство — государство, ставящее своей целью достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Оно охраняет труд и здоровье людей, определяет прожиточный минимум и минимальный уровень заработной платы, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развивает систему социальных служб, устанавливает пенсии и пособия, проводит гуманную демографическую политику; создает необходимые условия для культурного развития человека и общества, обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование. Формы государственного правления — способ организации верховной государственной власти, а также процедуры образования ее институтов и норм их взаимоотношений с населением. В основном государства делятся на монархии и республики. Формы государственного устройства — это способ организации административно-территориальных единиц государства, особенность взаимосвязи между его составными территориальными частями, а также каждой из них с государством в целом. Различаются простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства. Этатизм (фр. etat государство) — понятие, обозначающее активное вмешательство государства в жизнь общества, во все его сферы, вплоть до личной жизни человека. Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти на основе принципа разделения властей при известном привилегированном положении парламента и его относительной независимости от правительства. Парламентская республика — форма правления, при которой в основу положен принцип верховенства парламента. Перед ним несет ответственность правительство, которое опирается на поддержку парламентского большинства. С утратой этой поддержки оно либо уходит в отставку, либо назначаются внеочередные парламентские выборы. Правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или к правящей партийной коалиции. Формальный признак парламентской республики — наличие должности премьер-министра, который одновременно является лидером правящей партии. Существует и должность президента, но он выполняет чисто номинальные функции, эта фигура безвластная. Парламентскими республиками являются Италия, Германия, Индия, Греция, Португалия, Ирландия, Исландия и др. Президентская республика — форма правления, главным признаком которой является ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом. Дополнительные признаки: президент выбирается непосредственно гражданами. Он соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства, которое формируется внепарламентским путем. Отсутствует институт парламентской ответственности правительства. Президент чаще всего лишен права досрочного роспуска парламента. Подобная практика создает ситуацию, при которой парламент менее зависим от исполнительной власти, а правительство более стабильно, так как несет ответственность непосредственно перед президентом. Примеры президентских республик: США, Аргентина, Бразилия, Мексика. Полупрезидентская республика — форма правления, сочетающая черты парламентской и президентской республик. Правительство назначается президентом и по конституции не нуждается в доверии парламента. Но все же на практике представляет парламенту свою программу и просит ее одобрения. Нижняя палат вправе выразить правительству недоверие и заставить его уйти в отставку. Президент может распустить парламент и назначить новые выборы, Но вотум недоверия затруднен. Примером такой республики является Пятая французская республика (по конституции 1958 года). Глава государства — высшее должностное лицо, носитель исполнительной власти, верховный представитель государства в сфере международных отношений. Им может быть монарх, президент. В парламентских республиках полномочия главы государства от имени президента фактически осуществляет премьер-министр. Конституционализм — режим отношений между гражданским обществом и государством, исключающий всевластие кого-либо. При этом режиме конституция соблюдается в качестве основного, верховного закона государства. В то же время в ней регламентируются полномочия самого государства в интересах всемерной охраны прав и свобод личности. Действует правило: дозволено все, что прямо не запрещено. Смысл принципа не столько в наличии конституции государства, сколько в фактическом признании за каждым человеком права свободы выбора, свободы самоопределения и выражения своих интересов и воли. Унитарное государство — форма государственного устройства с единым законодательством, единым центральным органом власти, централизованным руководством административно - государственными единицами. Последние не имеют признаков самоуправления (автономии). Федерация (лат. foederation — союз, объединение) — государственный союз относительно самостоятельных государственных образований (штатов, республик, кантонов, земель), характеризующийся наличием двух уровней суверенитета государственных органов — федеративных и субъектов федерации. Территорию федерации образуют территории входящих в нее государственных образований; наряду с единым союзным гражданством имеется гражданство составляющих ее частей; полномочия между федеративными органами власти и субъектами федерации разграничиваются по общей договоренности и записываются в конституциях и т.д. Конфедерация (лат. confoederatio — соединение, связанное договором) — государственно-правовое объединение независимых государств, образуемое при координации своих действий в определенных, ограниченных сферах (военной, внешнеполитической, экономической). Не предусматриваются единая территория, единое гражданство. Правовая основа — договор (для федерации — конституция). Империя (лат. imperium — власть) — унитарное государство с признаками колониальной державы (угнетение народов великодержавной нацией, отсталость окраин, безграничная власть центральных государственных учреждений). Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сконцентрирована в руках одного лица — главы государства. Это, как правило, наследственный монарх (король, царь, император, султан, шах). Есть абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные) монархии. Республика (лат. respublika, — общественное дело) — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В республике граждане обладают полнотой личных и политических прав. В современном мире различают парламентские и президентские республики. Президент (лат. praesidens — сидящий впереди) — глава государства, избранный на определенный срок. Владеет "прямым мандатом", т.е. действует наряду и наравне с парламентом, в известной мере независим от него, формирует правительство, руководит им, обладает правом законодательной инициативы, издает нормативные акты, имеющие ту же меру обязательности, что и законы, принятые парламентом, является верховным главнокомандующим, заключает международные соглашения. Этими полномочиями располагает президент в президентской республике. Они намного шире полномочий президента парламентской республики, который избирается не населением страны, а парламентом и не обладает фактически властными функциями. Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. НЕПАРТИЙНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ
Партия политическая (лат. pars — часть, сторона целого) — организация, связанная идеологической общностью, имеющая целью завоевание и осуществление власти, стремящаяся обеспечить себе поддержку народа от голосования за нее до активного членства. В структурном отношении партия представляет собой систему, в которую входят ядро (партийные активисты, партийные лидеры), рядовые члены партии и сторонники. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные. По своей природе партии - связующее звено между гражданским обществом и государством. Партийная фракция — 1) организованная группа членов политической партии, проводящая ее политику в парламенте, органах местного самоуправления или других организациях; 2) группировка внутри политической партии с отличными от основной линии партии взглядами, имеющая свой организационный центр, свою платформу и борющаяся против политики, принятой большинством членов партии. Партийные системы — 1) совокупность всех существующих и действующих партий; 2) совокупность партий, принимающих участие в осуществлении власти. Наиболее распространенная типология партийных систем основана на количественном критерии — числе партий, реально борющихся за власть или оказывающих на нее влияние. Исторически сформировались три основных вида партийных систем: бипартизм (двухпартийная система), система "двух с половиной партий" и многопартийность. Бипартизм (двухпартийная система) — партийная система, которая автоматически обеспечивает одной из двух партий большинство мест в парламенте, избираемом прямым всеобщим голосованием. При бипартизме соревнуются две во многом одинаковые партии. Каждая из партий имеет свой взгляд на власть и на общественное развитие, но они сходятся в главном — каждая после победы на выборах властвует одна. Благодаря бипартизму в обществе существует определенное согласие. Бипартизм существует в Англии, США, Австралии. "Двух с половиной партий" система — при ней рядом с двумя основными партиями существует третья партия, дающая возможность победить одной из основных партий на выборах и, в принципе, определить политическую ориентацию всей правительственной коалиции (такая система существует в ФРГ). Многопартийная система - система, в рамках которой действуют три и более партий. Основные партии многопартийной системы не могут править самостоятельно и участвуют только в коалиционных правительствах, Это так называемые правительственные партии. Они ориентированы на разработку мер в интересах широких масс. В рамках многопартийной системы постоянно действуют и оппозиционные партии, которые главную задачу видят в декларировании требований класса или групп, с которыми они себя отождествляют. Примером многопартийности является партийная система Италии, Дании и т.д. Общественная организация — основанный на членстве вид добровольного объединения граждан для удовлетворения своих интересов и достижения определенных целей, осуществляющего деятельность на основе самоуправления и самостоятельности. Наиболее массовыми общественными организациями являются профессиональные союзы, объединения молодежи. Среди современных международных молодежных организаций наибольшую известность получили: Международная ассоциация студентов, изучающих экономические и коммерческие науки (АЙЕСЕК); Международное молодежное и студенческое движение в поддержку ООН (ИСМУН); Международный союз студентов (МСС); Атлантическая ассоциация молодых политических лидеров (ААМПЛ). Общественные движения — форма коллективной активности, противопоставляющая официальному политическому курсу существенно отличные оценки социально-политической ситуации, принципиально другое видение приоритетных политических целей и путей их достижения. В своем развитии постепенно выходят за рамки деятельности, замкнутой на решении частных проблем, тяготеют к созданию параллельных структур воздействия на общественное сознание и политику. На высшем этапе обладают широкой социальной базой, могут иметь собственную идеологию, финансовые фонды (в том числе и международные). Общественные движения могут являться переходной формой от непартийной общественной организации к партии (например, "зеленые"). Характерные признаки: стихийность, под которой понимается локальность, разобщенность, недостаточная организованность; преобладание эмоций над рационально-целевой детерминантой; коллективность руководства; пульсирующий динамичный характер; слабая предсказуемость; максимальная независимость местных организаций от центра. В зависимости от стратегической ориентации движения подразделяются на консервативные и движения протеста. Среди движений довольно отчетливо обособлены, с одной стороны, массовое, низовое движение, с другой — элитное, протекающее на достаточно высоких этажах социальной структуры. Различаются они массовостью, характером политических целей, методами действий, уровнем организованности и др. В элитном и массовом движениях, в зависимости от их отношения к существующей власти и способа действий, выделяются реформаторские и революционные движения. Они различаются социальной базой. Научное исследование общественных движений сформировало целое направление в политологии, связанное с именами А.Тоффлера, Э. Шумахера, И. Хубера, А. Турена, И. Иллиша, П. Келли и др., многие из которых являются и идеологами этих движений. Альтернативное движение (фр. aiternative от лат. alter — один из двух) — движение, образующее инновационные модели общественно-политического развития. Структурно новые социальные движения (НСД) состоят из групп, выдвигающих проекты и инициативы и создающих среду гуманной жизни. Важнейшим мотивом и движущей силой социальных изменений выступают в альтернативных концепциях духовные факторы, тесно связанные с идущим в современном обществе процессом формирования новых постматериальных ценностей. Альтернативная философия смотрит на человеческую природу оптимистически. К альтернативным движениям относятся пацифистские, феминистские, экологические. Движения обретают наибольшую силу в период обострения противоречий между технико-экономической и социально-политической структурами общества, между новым "технологическим стилем" и несоответствующими ему институтами. Хотя число вовлеченных в движение за "новый стиль жизни" достаточно велико, массовость достигается в основном за счет участников движений в защиту мира и окружающей среды. Альтернативные ориентационные модели объединяют "новую левую" социологию Р. Миллса, "фрейдо-марксизм" Г. Маркузе, анархизм П. Гудмэна, апокалипсический мистицизм Н. Брауна, дзенбуддистскую психотерапию А. Уотса. Группы интересов — негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на власть. Специфическими их чертами является наличие определенной организованности, устойчивого контакта со структурами власти и ее представителями, действий в защиту определенного группового интереса. Лоббистские организации (англ. lobby — кулуары) — организации, выражающие интересы различных социальных групп, политических сил, регионов и т.д. и оказывающие непосредственное прямое влияние на принятие политических решений. Могут существовать открыто при государственных структурах. Возникли первоначально в США, а затем распространились по другим странам. Закон о регулировании лоббизма был принят в США в 1946 году. В Великобритании лоббистов называют парламентскими агентами. Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Основная задача этих организаций состоит в налаживании контактов с политическими деятелями и чиновника ми (вплоть до подкупа) и последующем влиянии на их решения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.01 с.) |