Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории, используемые политологийСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
6. Какой метод политологии основывается на анализе деятельности официальных структур и формальных правил принятия решений? А) системный; Б) социологический; В) институциональный; Г) бихевиористский; Д) сравнительный. 7. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
8. Проанализируйте и покажите различия между содержанием таких категорий, как «политолог» и «политик». 9. С именами каких мыслителей прошлого связано развитие политических исследований? 10. Укажите основные особенности развития политической науки во второй половине ХХ в.
Тематика докладов и сообщений 1. Политология как наука и учебная дисциплина 2. Наука о политике и ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин 3. Функции политологии 4. Основные парадигмы и школы политологии 5. Методология и методика политических исследований 6. Политология в системе профессиональной подготовки специалиста 7. Соотношение морали и политики в истории политической мысли 8. Основные этапы развития политической науки 9. Становление и развитие политической мысли в России 10. Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы Тема 2. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 1. Политика: понятие, структура, функции и типология. 2. Субъекты и объекты политики, их формирование и взаимодействие. 3. Политическое и гражданское общества: сущность, признаки, механизмы реализации интересов субъектов и объектов политики. 4. Политическая жизнь современной России: традиции, проблемы и перспективы.
Понятия: политика, политическая жизнь общества, политический интерес, политические отношения, политические институты, политическая инфраструктура, субъекты и объекты политики, политический актор, политическое общество, гражданское общество, НКО, политическое сообщество, система политического представительства, политические традиции, политические ценности.
Литература
Алюшин, А.Л. Гарольд Лассуэлл о природе политической реальности [Текст]/ А.Л. Алюшин //Полис. – 2006. - № 5. – С. 158 – 170. Аристотель. Политика [Текст]/ Аристотель // Вся политика: Хрестоматия/сост. В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М.: Изд-во «Европа», 2006. – С. 7 – 13. Бадлян, Г.М. Права личности: проблемы теоретического обоснования и законодательного регулирования [Текст]/Г.М. Бадлян //Политика и общество. – 2006. - № 4. – С. 78 – 90. Беляева, Н.Ю. Публичная политика в России: сопротивление среды [Текст]/Н.Ю. Беляева //Полис. – 2007. - № 1. – С. 22 – 32. Бирюков, Н.И. В чем секрет современного общества? [Текст]/ Н.И. Бирюков // Вся политика: Хрестоматия/сост. В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М.: Изд-во «Европа», 2006. – С. 75 – 78 Бляхман, Б.Я. Гражданское общество: теоретическая конструкция или практическая реальность [Текст]/ Б.Я. Бляхман // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4. – С. 32 – 49. Бойко, Ю. Гражданский фактор модернизации в России и Центрально-Восточной Европе [Текст]/ Ю. Бойко//Обозреватель. – 2007. - № 4. – С. 36 – 42. Борисенков, А.А. О политической сущности и политической целостности [Текст]/ А.А. Борисенков // Социально-гуманитарные знания. – 2005 - № 3. – С. 141 – 153. Вайнштейн Г.И. Роль гражданского общества в демократизации России: надежды и разочарования [Электронный ресурс]/ Г.И. Вайнштейн. – Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/book3/vain.htm. Вебер, М. Политика как призвание и профессия [Текст]/ М. Вебер // Вся политика: Хрестоматия/сост. В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М.: Изд-во «Европа», 2006. – С. 32 – 42. Гегель, Г.В.Ф. Философия права [Текст]/ Г.В.Ф. Гегель //Политология: Хрестоматия/сост. Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – С. 104 – 118. Гельман В.Я. Политическая оппозиция в России: вымирающий вид? [Электронный ресурс]/ В.Я. Гельман. – Режим доступа: http://www.eu.spb.ru/socio/staff/files/oppos.doc. Гольбах, П.А. Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления [Текст]/ П.А. Гольбах //Политология: Хрестоматия/сост. Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – С. 73 – 83. Гумплович, Л. Социология и политика [Текст]/ Л. Гумплович //Политология: Хрестоматия/сост. Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – С. 230 – 233. Зарицкий, Т. Культурный капитал и политические ориентации молодого поколения и положение интеллигенции (по результатам сравнительного исследования студентов вузов Москвы и Варшавы) [Текст]/ Т. Зарицкий//Вестник общественного мнения. - 2007. - № 1. – С. 34 – 53. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе [Текст]/ Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. – 2005. - № 4. – С. 13 – 25. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе [Текст]/ Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. – 2005. - № 3. – С. 5 – 16. Затонский, В.А. Государство как субъект политической жизни общества: вопросы эффективности [Текст]/ В.А. Затонский //Политика и общество. – 2006. - № 3. – С. 13 – 27. Звоновский, В.Б. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи [Текст]/ В.Б. Звоновский //Вестник общественного мнения. - 2007. - № 1. – С. 54 – 61. Ильин, М.В. Феномен политического времени [Текст]/ М.В. Ильин //Полис. – 2005. - № 3. – С. 5 – 20. Исаев, Б.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Учебное пособие [Текст]/ Б.А. Исаев, Н.А. Баранов. – СПб.: Питер, 2008. – Гл. 12, 13. Истон, Д. Категории системного анализа политики [Текст]/ Д. Истон //Политология: Хрестоматия/сост. Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – С. 426 – 434. Категории политической науки [Текст]. – М.: МГИМО, 2002. – Глава 1. Части 1.1, 1.2, 1.4, 2.4. Козырев, Г.И. Политика как общественное явление [Текст] / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. Кравченко, А.И. Политология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - Глава 1. – С. 6 – 38. Кравченко, И.И. Политические и другие социальные ценности [Текст]/ И.И. Кравченко //Вопросы философии. – 2005. - № 2. – С. 3 – 16. Крижанич, Ю. Политика [Текст]/ Ю. Крижанич //Политология: Хрестоматия/сост. Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – С. 143 – 147. Локк, Дж. Два трактата о правлении [Текст]/ Дж. Локк // Вся политика: Хрестоматия/сост. В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М.: Изд-во «Европа», 2006. – С. 25 – 32. Марченко, Г. Политика в академическом и практическом измерении [Текст]/ Г. Марченко // Власть. – 2004. - № 3. – С. 17 – 26. Мерриам, Ч.Э. Новые аспекты политики [Текст]/ Ч.Э. Мерриам //Политология: Хрестоматия/сост. Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – С. 292 – 297. Орджоникидзе, М.С. Западные ценности в восприятии россиян [Текст]/ М.С. Орджоникидзе// Вестник общественного мнения. – 2007. - № 2. – С. 25 – 37. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс [Текст]/ Х. Ортега-и-Гассет //Политология: Хрестоматия/сост. Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – С. 323 – 334. Панов, П.В. Политическое сообщество: конструирование и институционализация [Текст]/П.В. Панов //Полис. – 2007. - № 1. – С. 94 – 103. Пантин, В.И. Политическое самоопределение российского общества [Текст]/ В.И. Пантин, В.В. Лапкин//Общественные науки и современность. – 2006. - № 4. – С. 78 – 87. Пейн, Т. Права человека [Текст]/ Т. Пейн //Политология: Хрестоматия/сост. Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – С. 135 – 139. Перегудов, С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики [Текст] / С.П. Перегудов // Полис. – 2006. – № 1. Пивоваров, Ю.С. Русская власть и публичная политика [Текст]/ Ю.С. Пивоваров //Полис. – 2006. - № 1. – С. 12 – 32. Подъячев, К.В. Институт обращений граждан в органы власти в России: возможности возникновения нового канала влияния [Текст]/ К.В. Подъячев// Полис. – 2007. - № 5. – С. 68 – 80. Политические отношения, институты и процессы: общемировые тенденции и российская специфика [Текст]// Вестник МГУ. Сер. 12.Политические науки. – 2006. – № 5. – С. 75 – 88. Римский, В.Л. Общественная активность российских граждан [Текст]/ В.Л. Римский //Вестник общественного мнения. - 2007. - № 2. – С. 20 – 24. Руссо, Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права [Текст]/ Ж.Ж. Руссо // Вся политика: Хрестоматия/сост. В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М.: Изд-во «Европа», 2006. – С. 123 - 129. Состоялось ли гражданское общество в России [Текст]/ (круглый стол)// Социс. – 2007. - № 1. – С. 48 – 55. Тихонова, Н.Е. Россияне: нормативная модель взаимоотношений общества, личности и государства [Текст]/ Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. – 2005. - № 6. – С. 34 – 45. Федоренко, А.B. Политика в современном мире: особенности и тенденции развития [Электронный ресурс]/ А.В. Федоренко. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/|images|pubs/2005/04/09/0000208192/Fedorenko.doc Черный, В. Перспективы гражданского общества в России [Текст]/ В.Черный, Л. Есаян, К. Волков//Обозреватель. – 2007. - № 2. – С. 42 – 50. Шмитт, К. Понятие политического [Текст]/ К. Шмитт //Политология: Хрестоматия/сост. Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. – С. 342 - 355.
Контрольные вопросы 1. Определите причины возникновения политики. В чем заключается специфика политического общества? 2. Охарактеризуйте многообразие подходов к пониманию политики (политика как механизм регулирования социальных отношений; как особая социальная сфера; как наука и искусство). 3. В чем состоит отличие трех этапов эволюции теоретических представлений о политике (государствоцентристский, переходный и социоцентристский)? Какие из современных интерпретаций политики вам известны? 4. Назовите структурные и функциональные особенности и уровни организации политики. 5. Опишите характер отношений политики с другими сферами общественной жизни (политика и экономика; политика и мораль; политика и право; политика и религия и др.). 6. Укажите отличительные черты личности как субъекта политики. В чем заключаются особенности групповых субъектов (классы и страты как субъекты политики). 7. Перечислите факторы, способствующие и препятствующие становлению гражданского общества в нашей стране. 8. Какие политические традиции оказывают влияние на политическую жизнь современного российского общества? 9. Какое влияние на политическую жизнь современной России оказывают политические ценности граждан?
Учебные задания
1. Опираясь на словари и справочники, проанализируйте не менее пяти различных определений политики и на этой основе: а) выделите характерные черты рассматриваемого явления; б) установите его функциональные особенности (роль в жизни общества); в) разработайте самостоятельное определение политики и обоснуйте свою точку зрения; г) укажите, какое из анализируемых определений является наиболее широким (емким по своему содержанию), а какое – узким.
2. Используя опыт собственных наблюдений за политической жизнью России и других стран, приведите примеры политических отношений. Данные занесите в таблицу «Сущность и виды политических отношений»:
3. Составьте таблицу «Взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества»:
4. Выделите признаки политического общества (3 варианта ответа): а) невыделенность человека из природы, приспособление к окружающей среде; б) производящее хозяйство; в) общественный характер власти; г) формирование институтов публичной власти; д) присваивающее хозяйство; е) власть, регулирующая совпадающие интересы; ж) власть, регулирующая несовместимые интересы.
5. Приведите в соответствие название и содержание уровней политики: 1. мегауровень 2. макроуровень 3. мезоуровень 4. микроуровень а) включает решение местных проблем; политическая деятельность осуществляется в основном отдельными индивидами, местными сообществами (уровень муниципальной власти); б) требует государственного вмешательства; деятельность в рамках определенного политического института; наиболее активно осуществляется группами и ассоциациями (уровень региональной власти); в) национальный уровень, деятельность осуществляется государственными органами власти (уровень федеральной власти); г) международный уровень, деятельность осуществляется надгосударственными и наднациональными организациями. 6. Определите соответствие понятий и определений: 1. субъект политики 2. политический субъект 3. социальный актор 4. политический актор а) индивиды и социальные группы, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности; б) добровольное и относительно устойчивое объединение тех или иных групп ради защиты общих интересов и ценностей, достижения общих целей; в) практически действующие лица в конкретном политическом процессе, обладающие разными уровнями субъектности; г) люди и организации, для которых политическая деятельность не является профессиональной, но которые, тем не менее, участвуют в политической жизни и могут существенно влиять на нее с целью защиты корпоративных интересов.
7. Укажите кто из политологов типологизирует субъектов политики в зависимости от осознанности их участия в политическом процессе (парохиальные, подданные, партиципанты): а) Г. Алмонд; б) Г. Лассуэлл; г) Д. Розенау; д) У. Розенбаум. 8. Опираясь на предложенный ниже материал, определите основные проблемы развития некоммерческих организаций в современной России.
9. Используя предложенный ниже материал, отметьте, в чем заключаются недостатки и преимущества строительства гражданского общества «сверху»? Аргументируйте свой ответ.
10. Проанализировав представленный ниже материал, ответьте, есть ли в современной России предпосылки для формирования гражданских структур по инициативе массовых групп? Приведите примеры.
11. Деловая игра: «Система политического представительства» Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний относительно особенностей функционирования и взаимодействия между основными элементами системы политического представительства в современной России. Постановка проблемы: преподаватель предлагает учащимся смоделировать ситуацию продвижения инициативной группой молодежи тех или иных изменений в законодательстве РФ (например, о молодежных парламентах или ответственности перед гражданами выборных должностных лиц и т.п.). Этап обсуждения проблемы: перед началом игры необходимо обсудить с группой вопрос о существующих в России каналах представительства интересов граждан (вопрос: «Какие структуры могут помочь инициативной группе решить проблему легальным и эффективным способом?»). Все ответы фиксируются на доске в виде схемы. Дифференциация ролей: группа с учетом числа и имеющихся предпочтений учащихся делится на команды, выполняющие следующие роли: инициативная группа, Общественная палата региона, политическая партия, губернатор, федеральный инспектор, депутат законодательного собрания и т.д. Этап подготовки: в течение 15 минут задача команды инициаторов заключается в подготовке презентации своей позиции (необходимо убедить других участников игры в необходимости принятия тех или иных поправок); команды выполняющие роль тех или иных структур системы политического представительства должны определиться со своими интересами и подготовить презентацию тех возможностей по решению проблемы, которые они могут предложить инициаторам. Этап презентации: команды последовательно излагают свои позиции (используя в качестве иллюстрации схемы, таблицы в которых зафиксированы основные идеи), отвечают на вопросы друг друга. Этап решения задачи: после обсуждения функций элементов системы политического представительства команда инициаторов реализует стратегию достижения цели обращаясь к одним структурам, стимулируя взаимодействие между другим, преодолевая сопротивление третьих и т.д. Подведение итогов: в итоге участники игры оценивают результативность действий друг друга, обсуждают допущенные ошибки, предлагают альтернативные варианты стратегии. Ожидаемый эффект: формирование целостного представления о системе политического представительства и закрепление материала относительно функций структур-посредников между обществом и государством. Материалы: ватманы, маркеры разных цветов, ФЗ регулирующие деятельность тех или иных властных институтов и структур-посредников.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.016 с.) |