Зарождение и становление политологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и становление политологии.



Зарождение и становление политологии.

Политология – это учение, наука о политике и её закономерностям. Истоки полит. науки существовали в 3 тыс-ии. до н. э., однако процесс оформлен. политолог. как самостоятельная отрасль научного знания ….. лишь в первой пол. 20 века. В своём развитии политология прошла несколько этапов: 1.Предистория полит. науки

а. религ-метаморфический этап (до сер. 1 тыс до н.э) осмысление о полит. была частью ценостност. системы верован. И предстал в мире, представл. от поколен. к поколен в мифах и преданиях. б.филосовско-этнический этап (сер 1 тыс до н.э -15 в.) теорет. истолкование политики в русле философии и не расчлен. восприятие гос-ва и общества. 2.16-нач 20В-период становления политологии в качестве самостоят. области знания научные дисциплины обл. всеми признаками таково: собствен.обьектом, предметом, понятием, категориальным аппаратом, специфич. методами исследования и соответств. Научными учреждениями. Во второй половине 19 в. появилось первое учреждение специф. на полит. исследов. Вычленим в гос-во в полит. власть в качестве самостоятельного предмета изучает Макавелли фактич. полож. основ новой дисциплени политологии.

3.Начало 20 века по наст. время. существован. политологии как самост. области научного знания. Политолог. раздел на ряд субдисциплин демонстрируя громадное разнообразие методов и приёмов анализа и истолков. изуч. явлений.

Объект, предмет, структура политологи.

Обьект политол. – полит сфера общ. Жизни.Предмет. полит – полит власть,закономерности её становления,функционир. и становления.Согласно междунар. социализации полит науки к осн. cтрукткрн. элементам можно отнести сл. составляющ:методология полит.науки,история полит идей и теорий(изуч. и развит полит. науки) полит. инситуты,полит. процессы, международ. Отношения. В полит. науке принято так же владеть теротич и прикладную политол. Методы полит. исследов можно условно разделить на 2 группы:1.общелогические методы 2.методы теор исследований,структурно функц метод.

Предметом политологии являются: 1. Социально-философские и идейно-теор. основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций. 2. Политические системы, политическая культура, политические режимы. 3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение. Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения. Политология исследует их как институты политической организации общества, реализующие всеобщий интерес. Проблемы политологии: 1. Политическая власть, ее сущность, структура и субъекты. 2. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены. 3. Правовое государство и гражданское общество. 4. Формы правления и территориального устройства. 5. Типы избирательных систем, выборный процесс. 6. Политические конфликты и способы их разрешения. 7. Современные политические технологии. 8.Международные политические отношения, формирование единого европейского пространства. Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины: 1. Политическая философия. Изуч. политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют различные политические системы и институты – власть, государство, права и свободы человека. 2.Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти. 3. Политическая социология. Изучает политическое поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества. 4. Политическая психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на политическое взаимодействие, связи и отношения. 5. Политическая антропология. Изуч. зависимость полит. от социобиологических качеств человека. 6. Политическая география. Устанавливает связь политических процессов и географических, природных факторов. 7. Прикладная политология. Рассматривает конкретную политическую проблему.

Основные методы и функции политической науки.

Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования полит. жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных полит-их наук.3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.Методы политологии1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию. 3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.). 4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход». 5. Антропологический метод изуч. явления полит. жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы чел-ого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д. 6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем. 7. Исторический метод изуч. Пол-ие явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом. 8. Эмпирический метод изуч. политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

Государственная власть, её специфика.

гос. власть - это высшая форма полит. власти, распологающ. особым аппаратом принуждением. Гос. власть - это всегда политическая власть, но не всегда полит. власть -это власть госуд. Гос. власть обладает внутренней стр-рой. ГВ в отличии от политической обладает монопольным правом о издании законов, кот. обязательны для всего населения. ГВ имеет право исп. насилие организованно и законодательно закреплённое. ГВ опирается на мощные ресурсы: материальные, социальные, силовые демографические и др.

Функции политики

Политика выполняет в обществе ряд важнейших функций:

1). Интеграция общества, поддержание и укрепление его целостности (интегрирующая).

2). Определение целей развития общества (целеполагающая).

3). Выражение и защита социально значимых интересов различных слоёв и групп общества, государственных интересов в целом.

4). Руководства и управление обществом, в том числе распределение в нём общественных благ и ценностей (управленческая, распределительная).

5).выявление и разрешение конфликтов.

6). Обеспечение порядка и стабильности в обществе, определение соотношения между преемственностью и инновациями в общ. развитии.

7). Мобилизация социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов общества (мобилизационная).

8).включение человека в жизнь гос-ва и общества (функция политич. социализации).

9). Является инструментов управления гос-вом, искусством завоевания и удержания власти (инструментальная).

10). Создаёт особые формы общения между конфликтующими сторонами по поводу власти (коммуникативная).

11). Разрабатывает, моделирует и прогнозирует различные аспекты политической деятельности (прогностическая).

8.Политика и мораль - одно. из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в обществе нормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики. И мораль и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нём существенно различаются. В отличие от др. организационно-контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но пр. всего - в отражении, в признаках и свойствах др. общественных явлений. Вместе с тем, она все присутствует, охватывает управляющие обществом сущности, все феномены политики. Эта специфика морали существенно отличает её от этики (политической). Если мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения, то этика присутствует в политике, она неотделима от неё как одно из её направляющих начал. Поэтому любая политическая философия и нормативная теория, касающиеся политической сферы, так или иначе связаны с поисками ответа на вопросы, поставленные политической этикой и учениями о морали. Уже древнегреческое искусство исследует основную проблему политической этики (Антигона Софокла). Это императивные требования полиса к гражданам, с одной стороны, и семейно-правовые и общечеловеческие обязательства отдельного человека, связанные с заповедями нравственности, - с др. Возникает антиномия нравственной автономии человека и притязаний на универсальность любого рода политических образований. История политических и этических учений позволяет выделить три основных варианта взаимодействия м. моралью и политикой: 1) полное подчинение моралью политики; 2) полный разрыв м. политикой и моралью; 3) попытка сохранить аутентичность политики и морали с поддержанием их напряжённого взаимодействия. Каждый из вариантов взаимодействия предполагает свою аргументацию. Во-первых, это двойное подозрение в аморализме и иррационализме. Задача заключается в выяснении всех аспектов отношения политики и морали, дабы их интеграция исключила их взаимные несоответствия. Во-вторых, возможно гиперморализирование политики, согласно которому последней приписывается большее право в решении сомнений и раздумий, вытекающих из моральных принципов индивидуального сознания. В-третьих, феномен политизации морали и нередкие в связи с этим попытки оправдания политических преступлений.

Функции полит. сис-мы

Ф-ции:
1.преобщение граждан к политике, формирование и обогащение полит. культуры общества (ф-ция полит.социализации) 2. взаимодействие эл-тов полит. сис-мы с общец средой (коммуникативная ф-ция) 3.регулирование общественных процессов по средствам контроля соблюдения законов, иных нормативных актов и выполн. управленческих решений (ф-ция регулятивная)
4.мобилизация материальных и человеческих ресурсов на управление соц. интересов (ф-ция мобилизационная)
5.распред. мат. благ, привилегий и услуг (ф-ция распределительная) 6.поддержание стабильности общества на основе общих целей и ценностей ( интегративная ф-ция)

Формы и типы государств.

В соответствии с различ-ми факторами развития человечества историческими типами гос-ва принято считать: 1. рабовладель-ий. 2. феодальный. 3. буржуазный. 4. социалистический.

Под формой гос-ва понимается строение структуры и организация госуд-й власти.

Форма гос-ва включает в себя:

1. форма правления. 2. форма гос-го устройства. 3. форма политического режима.

Форма госуд-го устройства - это территориально-организационное гос-во характеризующаяся соотношением полномочий цен-тральных органов власти. Различают:

- унитарное, госуд-во выступает как единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственными признаками госуд-ти и имеющих одинаковый статус. Экономическую, соц-ю и культ-ю сферы они могут регулировать самостоятельно, а внутриполит-кие и внешнепол-е сферы управления регулируются из центра. Унит-е гос-во имеет единую конструкцию и гражданство.

-федерация, это сложное союзное государство состоящее из нескольких госуд-х образов-й обладающих определенной полит-кой самостоя-тельностью. Главными признаками федер-ии яв-ся наличие двух офиц-х госуд-х уровней между которыми распределены полномочия. Субъекты федерации могут иметь отдельные законодат-е, испол-ные и судебные органы, иметь собствен-е конституционные, а иногда и двойное гражданство.

-конфедерация, это союз юридически и политически самостоятельных госуд-в участники такого образо-вания сохраняют основную часть своих госуд-х прерогатив, оставаясь фактич-ки, юрид-ки, полит-ки самостоятельными. За госу-ми участниками сохр-ся право в любой момент покинуть союз.

Формы правления харак-т структуру, порядок формирования и полномо-чия высших органов госуд-й власти.

Традиц-но сложились: монархия и республика. Различ-ся след-е монархии: абсолютная (неогранич-я), конституц-я (власть монарха ограничена конституцией).

Выделяют 3 основных разновидности республики: порламентская (реальные властные пол-я принадл-т премьер министру); президентская (харак-ся значительной ролью президента в системе госуд-х органов); смешенную (сильная презид-я власть сочетается с двойной ответ-ю правительства перед президентом и перед парламентом).

23. Правовое государство: понятие и отличительные черты.

Правовое государство – тип гос-ва, последовательно воплощающее принципы конституции и опред. в своих действиях нормами права и разв. соц. контр.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Признаки:

1) приоритет. прав.

2) взаимн. отв. гос-ва

3) верховенство законов и права. (разрешено всё, что не запрещено законом)

4) разделение властей

5) полит. и идеололгич. плюрализм, заключ. в свободном функционировании полит. партий, общественных организаций. Наличие разл. идеологич. течений и взгядов.

6) наличие эфф. форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализ. законом.

7) соц. основа гос-ва – зрелое гражд. общ

Зарождение и становление политологии.

Политология – это учение, наука о политике и её закономерностям. Истоки полит. науки существовали в 3 тыс-ии. до н. э., однако процесс оформлен. политолог. как самостоятельная отрасль научного знания ….. лишь в первой пол. 20 века. В своём развитии политология прошла несколько этапов: 1.Предистория полит. науки

а. религ-метаморфический этап (до сер. 1 тыс до н.э) осмысление о полит. была частью ценостност. системы верован. И предстал в мире, представл. от поколен. к поколен в мифах и преданиях. б.филосовско-этнический этап (сер 1 тыс до н.э -15 в.) теорет. истолкование политики в русле философии и не расчлен. восприятие гос-ва и общества. 2.16-нач 20В-период становления политологии в качестве самостоят. области знания научные дисциплины обл. всеми признаками таково: собствен.обьектом, предметом, понятием, категориальным аппаратом, специфич. методами исследования и соответств. Научными учреждениями. Во второй половине 19 в. появилось первое учреждение специф. на полит. исследов. Вычленим в гос-во в полит. власть в качестве самостоятельного предмета изучает Макавелли фактич. полож. основ новой дисциплени политологии.

3.Начало 20 века по наст. время. существован. политологии как самост. области научного знания. Политолог. раздел на ряд субдисциплин демонстрируя громадное разнообразие методов и приёмов анализа и истолков. изуч. явлений.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.012 с.)