Политическая власть, её особенности, структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая власть, её особенности, структура.



Политическая власть - это способность в политике социальных субъектов осуществлять господство исходящих своих интересов и потребностей, и подчинять своей воле деятельность других субъектов с помощью правовых и иных средств. Структура политической власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти. Власть может осуществиться только через взаимодействие субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю относительно объекта через приказ (распоряжение, команду), что сопровождается угрозой санкции в случае его невыполнения. Источником власти субъекта (властная первооснова) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традиции (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать разнообразные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, владение какой-либо информацией. Например, жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечные затмения для укрепления своей власти. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы.

§ Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

§ первичные — крупные социальные группы со своими интересами

§ вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита

§ закрепление в законах полномочий субъекта правления

§ чёткий механизм реализации решений политической власти на практике

§ принцип (функционального) разделения власти

§ легитимность власти

§ легальность (законное основание для власти)

§ легитимность (поддержка власти обществом)

Политическая власть имеет ряд характерных черт:

1. Суверенитет (верховенство власти)

2. Авторитет

3. Воля- наличие у власти программы, цели и т.д.

4. Принуждении - осущ. властвующими субъекта воли

Должны присутствовать все 4 черты, т.к. при отсутствии хотя бы одной наступает кризис власти.

Легитимность и легальность политической власти. Типы легитимности.

Власть в обществе должна быть легитимной и легальной. Легитимность (XIX в. Франция) - "признание законности" или "законный"- способность власти создавать и поддерживать у населения убеждения в том, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые граждане должны выполнять.
Легитимность - общественное признание власти обществом, подчинение власти, и т.д. Тем не менее легитимность не означает, что все принимают гос.
Признаки падения легитимности:
- по выборам, демонстрациям
- рост степени принуждения, безработица, уровень рождаемости
Легальность - это происхождение власти зафиксированы юридически в правовом акте. Любая власть, издающая з-ны непопулярные явл. легальной.
Типы легитимности по Максу веберу:
- традиционный(оснв. на традиции подчинения)
-харизматический(божественный дар)(основа полит. преданности чел. доверия в силу его выдающихся качеств)
- рационально-легальный (основ. на вере в правильность правил, по которым формируется власть)

Функции политической власти. Виды и формы власти.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам: по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти — классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку... — единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления — монархическая, республиканская; по режиму правления — демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу — социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п...»

В обществе существует несколько видов власти:

- экономическая

- политическая

- правовая

- семейная

- духовная и др.

Важным видом политической власти является государственная власть. Они не тождественны, их следует отличать. Соотношение политической и государственной власти:

1. Политическая власть имеет более фундаментальный характер, т.е. она существовала на последнем этапе развития первобытно0общественного строя (вече, суды, власть старейшин)

2. Государственная власть- это высшая форма политической власти располагающая особым аппаратом принуждением. Государственная власть-это всегда политическая власть, но не всегда политическая власть есть власть государственная. Государственная власть обладает внутренней стр-рой. Государственная власть в отличии от политической обладает монопольным правом о издании законов, которые обязательны для всего населения. Государственная власть имеет право использовать насилие организованно и законодательно закреплённое. Государственная власть опирается на мощные ресурсы: материальные, социальные, силовые, демографические и т.д.

Функции

§ управленческая

§ интегрирующая (интеграция общественных интересов)

§ мотивационная

§ мобилизационная

§ контролирующая (обеспечение правопорядка)

§ культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

13. Понятие политической сис-мы. Институциональный и системный подходы к анализу политической системы.
Термин полит. сис-мы был введён в 1950-60гг. Понятие сис-мы на рассмотрение обществу принёс Парсонс, предст. общество, как взаимодействие 4-х систем:
- экономической
- политической
- социальной
- духовной (культурной)
Полит. подсистема отвечает за опр. коллективных целей, за мобилизацию ресурсов по их достижению, принятие решений. Основателем системного подхода в политич. науке принято считать американского политолога Д. Истона, кот. опр. политику, как волевое распределение ценностей. Обмен ресурсами и взаимодействия полит. сис-мы со средой осущ. по принципу "вход-выход". Истон различ 2 типа "входа ":
- требование
- поддержка

Требования можно определить как обращ. к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распр. ценностей в обществе. Требования имеют тенденцию ослаблять полит. сис-му. Поддержка наоборот содействует усилению полит. сис-мы, она охватывает все позиции и варианты поведения благоприятные для сис-мы.
Истон различ 2 типа "выхода ": - решение; - действие
В понимании Истона полит. сис-ма предст. механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу расп. ресурсов и ценностей. Благодаря полит. анализу власть перестали отожествлять с властью гос-ва и его отдельных институтов, её начали воспринимать как ценностную сложнопозноваемую сис-му.
С точки зрения Алмонда, полит. сис-ма - это сис-ма взаимодействия разл.форм полит. поведения гос. и не гос. структур, которые обусловлены природой участников социального воздействия. Выделим ряд ф-ций полит. сис-мы на "входе" и "выходе"
" Входящие" ф-ции:
- ф-ция полит. социализаций
- рекрутирования
- артикулирования интересов(выдвижение требований к тем, кто приним. властные решения)
- агрегирование интересов(согласование и обобщение требований, превращение их в полит платформу)
- полит. коммуникация
"Выходящие" ф-ции: - норма творчества; - прим. правил и норм; - контроль над соблюдением правил и норм
Полит сис-ма - это совокупность институтов гос. власти и общественных объединений полит. отношений, ценностей, ф-ций,полномочий, ресурсов, обеспеч. управление общества.
Специфические особенности полит. сис-мы:
- универсальность (полит. сис-ма охватывает своим взаимодействием всё общество)
- властное верховенство
- ПС претендует на полный контроль на применение физического и иного принуждения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.005 с.)