Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательная система: понятие и основные типы. Избирательная система Республики Беларусь.

Поиск

Избирательная система – (в широком смысле) целостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов, процедур, технологий, составляющих механизм организации и проведения выборов. Типы: пропорциональный, мажоритарный, смешанный. В Р.Б. избирательная система мажоритарная. Выборы президента и депутатов парламента проводятся по системе абсолютного большинства, а выборы в депутаты местных советов – по системе относительного большинства. В конституции РБ закреплены следующие принципы выборов: всеобщность, свобода, равенство, тайное голосование.

40.Политическая культура: понятие, структура, функции, типология. Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира. Функции политической культуры:

1. Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности. 2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя. 3. Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как "по горизонтали", так и "по вертикали". 4. Нормативно-регулятивная функция - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. 5. Воспитательная функция - дает возможность сформировать личность, гражданина. Структура политической культуры включает 3 составляющие: Познавательную - включает в себя политические знания, образованность и элементы политического мышления. Нравственную - касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую - установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения. Типы политической культуры: 1)Патриархальный – характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знание о политике, ожидания от политической жизни. Граждане ориентированны на местные ценности: природу, общину и т.д. 2)Подданнический – сильная ориентация на политические институты, невысокий уровень активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но опасается санкций, наказаний с ее стороны. 3)Активистский – характеризуется участием граждан в политической жизни, их включенностью в общественные дела: участие в выборах, в работе партий, граждане артикулируют свои интересы и влияют на систему, они законопослушны.

41. Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Функции: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.
Этапы: 1. этап политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики. 2. этап персонализации. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского. 3. этап идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе. 4. Этап - институциональный, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти. Американский политолог Мерельман выделяет четыре таких модели: 1. системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники. 2. гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме “своей”. Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации. 3. плюралистическая, в ней целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов. 4. конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

44. Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Профсоюз — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Эти объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

42. Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных

сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Причины конфликтов: - Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий. -Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе. -Следствие непродуманной политики. -Несовпадение индивидуальных и общественных интересов. -Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий. -Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Типология политических конфликтов. Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям. Например: 1) По субъектам ( межгосударственный, межнациональный (этнический); межклассовый; между социальными группами и общественными организациями; между расами (расовый) и др.) 2) По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.). 3) По масштабности ( мировой; региональный; локальный) 4) По уровню формирования ( на межличностном уровне; на групповом уровне; на уровне подсистем общества или государства; на региональном и глобальном уровне) Стадии политического конфликта. С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме: 1. накопление противоречий и формирование отношений сторон; 2. нарастание и эскалация подготовки; 3. собственно конфликт; 4. разрешение конфликта. Функции политических конфликтов:политические; экономические; военные; экологические; демографические; функция разрядки напряженности между антагонистами; коммуникативно-информационная и связующая функция; стимулирующая функция; функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества; угроза раскола общества; неблагоприятные изменения во властных отношениях; раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях; неблагоприятные демографические процессы и др.

43. Управление конфликтами. Основные модели управления конфликтными ситуациями.

Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.

Методы разрешения конфликтов: 1. Метод избегания конфликта. Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается. 2. Отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами. 3. Метод конфронтации. Обязательно выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима. 4. Метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" – действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом. 5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. 6. Третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы. 7. Переговоры, которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

45. Государственная молодежная политика представляет собой систему социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых белорусских граждан и позволяющих обеспечить наиболее полное раскрытие потенциала молодежи в интересах всего общества. Основными принципами государственной молодежной политики в Республике Беларусь являются: сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан; последовательность и комплексность; научная обоснованность; учет интересов и потребностей молодых граждан; гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан; гласность и открытость; участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики. Молодежная политика белорусского государства опирается на серьезную нормативно-правовую базу, которая создана за годы существования суверенной Республики Беларусь. В ее основе Конституция Республики Беларусь, которая провозглашает и закрепляет право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, подчеркивает обязательства государства создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии страны.

46. В РБ провозглаш. свобода вероисповед. С 17 дек. 1992 г. действ. з-н «О свободе совести и религиозн. организац.». В редакц. з-на от 31 окт. 2002 г. В нём содерж. конкретн. положен., гарант-е право любого гражданина РБ на свободу вероисповед. В соотв. с законодат. бел. гос-во не вмешив. в деят-ть религиозн. организ-й и не возлагает на них выполнение каких-либо гос. ф-ций. В РБ законодат. закреплено полож., согл. кот. все гражд. равны перед законом. Все конфессии, церкви, религ. общины одинаково равны перед законом. Конфес. Политика гос-ва направлена поддерж. традицию талерантности в межконфес. отнош. К осн. гарант. свободы совести относ.: 1)отдел. церкви от гос-ва; 2)не вмеш. гос-ва в деят. церкви и церкви в дела гос-ва; 3)отделение школы от церкви; 4)гос. контроль за собл. законов о свободе совести, правовая охрана прав верующих и прав невер-х граждан; 5)равенство всех религий; 6)недопущ. дескриминац. в отнош. любой религии; 7)равенство прав и общ. верующих и невер-х; 8)запрещ. вражды и ненависти в связи с религ. верованиями. Запрет конфес. организац., деят. кот. напр. на подрыв гражд-го согласия, наруш. прав и свободы гр-н; 9)представлен. религиозн. организ. право юридич. лица.

47. Междунар. отнош. опред. как совок. связей между субъект. мирового политич. процесса. Уровни МПО: 1)по вертикали: масштабные (глобальн. междунар. отнош. между сист. гос-в), региональные (отнош. между гос-вами опред. политич. региона), отношен. конкр. между политич. ситуац.; 2)по горизонтали: двухсторонние, коалиционные, межкоалиц-е. Виды МПО: политич.; экономич.; научно-технич.; идеологич.; международно-правовые; военно-стратегич.; културные.

Сущн. и содерж. междунар. и политич. отнош. проявл. в реализац. общечеловеч. интересов и интересов нац. гос-в. Их субъекты не могут удовлетв. эти интересы, не стремясь к разрешен. противореч. и конфл. политич. средствами и методами.

Принципы совр. междунар. отн.: 1. признание суверенного равенства гос-ва. 2. нерушимость уст-х границ. 3. неприменен. силы или угрозы силы в междунар. отнош., мирное урегулир. спора. 4. невмеш. во внутр. дела. др. гос-в. 5. уважение прав и свобод человека. 6. равноправие и право народа распоряж. собств. судьбой. 7. развитие сотрудничества между гос-вами, добросовестн. решен., обязат перед междунар. сообщ-м.

Субъекты междунар. отнош.: 1. национальн. гос-ва – главный субъект этих отнош. гос-ва. 2. группы гос-в. 3. междунар-е гос-ва. 4. обществ. организац. и движения. 5. разл. корпоративные организации. 6. политич. и обществ. лидеры.

Характ-е черты соврем. политч. отнош.: 1. противореч. перехода многополис. миру. 2. глобализац. политич. и экономич. отнош. 3. неуст-сть тенденции к демократиз. и глобализ. мировых политик. 4. измен. роли междунар-го права. 5. растущая роль экономики в междунар. отнош.

48. Внешн. полит. – это общ-й курс за пределами гос-ва, напр-й на реализац. нац. интересов. Осн. ф-ции: 1. охранительная. 2. представительно-информац-я. 3. состоит в инициативн. действиях, напрвл-х на поиск контактов и созд. благоприятн. усл. для деят-ти гос-ва за рубежом. Средства внеш. полит. – орудие, с пом. кот. обеспеч. достижение цели. Средства внеш. полит.: 1. информац.-пропагандистские. 2. политические. 3. экономические. Цели внеш. полит. гос-ва опред-ся национальными интересами. Внешняя политика может быть: пассивной, агрессивной, активной. Государство – основной институт политической системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Внешняя политика – разновидность политики, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность. Концепция внешней политики государства включает следующие принципы: – защита национальных интересов, целей и приоритетов государства; – сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; – защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан; – установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе. Концепция внешнеполитического развития находится в стадии становления. Основное место в ней занимают следующие положения: – обеспечение благоприятного международного климата для проведения реформ, отвечающих национальным потребностям страны; – утверждение неотъемлемого права РБ на суверенность своих действий во всех вопросах национальных интересов; – активное и полноправное участие в строительстве современной системы международных отношений; – противодействие попыткам НАТО продвижения к границам РБ; – защита интересов бел. граждан и собственности за рубежом; защита интересов бел. населения в ближнем зарубежье; – развитие взаимовыгодных отношений со всеми развитыми странами мира, активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями. Геополитика – политическая концепция, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики государства, международных отношений с географическим положением государств и стран – климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом. Геополитика представляет собой вид внешней политики или сферу (направление) мировой политики, выражающие с территориальными интересами народов и стран.

49. Осн. принципы, цели и задачи внеш. полит. РБ закреплены в законе об утверждении основных направлений внутренней и внешней плитики РБ: 1. соблюдение общепризн-х принципов и норм междунар. права. 2. соразмерность внешнеполит-х целей политико-дипломатич., экономич., оборонительного, научно-технич., интеллект. потенциала гос-ва. 3. повыш. эффект-ти политич. правовых внешне экономич. и иных инструментов защиты гос. суверин. РБ или её нац. эконом. условий глобализац. 4. развитие на основе общепризнанных принципов и норм междунар. права всесторон. сотрудничества с др. гос-вами, учёт и соблюдение интересов всех членов междунар. сообщ-ва. 5. добровольность хождения и участия межгос. образов. 6. 7. отсутствие территор-х претензий сопредельным гос-вом, не признающим претенз. в РБ. Концепция внешней политики государства включает следующие принципы:

– защита национальных интересов, целей и приоритетов государства; – сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; – защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан; – обозначение регионов и стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны; – установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе. Концепция внешнеполитического развития находится в стадии становления. Основное место в ней занимают следующие положения: – неуклонное поддержание боеспособности России противодействовать любым военным угрозам; – обеспечение благоприятного международного климата для проведения реформ, отвечающих национальным потребностям страны;

– утверждение неотъемлемого права РБ на суверенность своих действий во всех вопросах национальных интересов; – активное и полноправное участие в строительстве современной системы международных отношений; – противодействие попыткам НАТО продвижения к границам РБ; – защита интересов бел граждан и собственности за рубежом; защита интересов бел населения в ближнем зарубежье; – развитие взаимовыгодных отношений со всеми развитыми странами мира, активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями. Геополитика (от греч. geos – земля) – политическая концепция, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики государства, международных отношений с географическим положением государств и стран – климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом. Геополитика представляет собой вид внешней политики или сферу (направление) мировой политики, выражающие с территориальными интересами народов и стран.

50. Сущ-т неск. подходов к определению понятия геополитика: 1. Генетическое определение геоп-ки (сводится к констатированию различий между геоп-кой и политической географией). Политич. география делает акцент на географич-х явлениях, даёт их политич-ю интерпретацию. Геопо-ка концентр-т своё внимание на политич-х явлениях и стремится дать географич-ю интерпретацию этих явлений. 2. Органическое определение геоп-ки (геоп-ка рассм-ся в кач-ве науки о гос-ве, как о живом организме). 3. Инструментальное определение (геоп-ка понимается как инструмент, кот. исп-ся при разработке внешней политики гос-ва и позволяет учесть географический, демографический, экологический и некот. др. факторы). Геоп-ка (комплексное определение) – область научных знаний о совок-ти физических, социальных, моральных, материальных ресурсов гос-ва, составляет тот потенциал, использование кот. (а в некот. случаях просто его наличие) позволяет ему добиваться своих целей на международной арене. Геоп-ка – обладание научного знания, раскрывающего зависимость внешней политики гос-в от их пространственного положения.Как самост-е направление в теории междунар-х отношений геоп-ка сложилась в конце 19 – нач. 20 в.

Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы: 1) Англо-американская (Маккиндер, Спайкмен, Мэхэн). 2) Немецкая (Ратцель, Хаусхофер). 3) Российская (Мечников, Семёнов-Тян-Шанский). В качестве теоретической предпосылки возникшей геоп-ки важную роль сыграл детерминизм (концепция, объясняющая явление общественной жизни и политического развития особенностями природных условий и географическим положением страны или региона). Первоначальный смысл геоп-ки сводится к установлению военного или политич-го контроля морских или сухопутных гос-в над стратегически важными тер-ми.

Маккиндер сформировал концепцию «Хартленда». Под термином «Хартленд» он обозначал массивную сев.-вост. часть Евразии, почти совпадающую с территорией Российской империи, или СССР («Хартленд» почти не им. удобных выходов в мировой океан). Вторая зона занимает побережье Евразии, третья – ведущие гос-ва морского мира (Британия, юж. Африка, США, Австролия, Япония).

По его мнению, тот, кто владеет «Хартлендом», владеет всем миром. Главная задача англо-саксонской политики – недопущение создания стратегического континентального союза вокруг России. Спайкмен перенёс центр мировой системы во вторую зону, на побережье Евразии. Он выдвинул тезис: кто контр. побережье, тот контр. Евразию и судьбы всего мира. Выдвинутые Маккиндером и Спайкменом идеи положили в основу геополитики США и НАТО, они имеют цель обосн. лидирующ. позиц. США в послевоенном мире. Осн-м объектом явл. географ. среда страны, кот. хар-ся рельефом, размером и располож. территор. в мировом геоп-ом простр-ве; гос-е границы; сост. окр. среды; наличие прир-х рес-в. Хар-е черты геопол-й ситуации в нач. 21 в. 1. Старые механизмы обеспеч. налаж. сил на мировой арене разрухи. 2. США не отказ. от претензий на господство и доминир. в мире. Стратегич. цель США сдерж. геополит-й стр-ры, закрепл-й господств-е полож-е мировой сверх державы. 3. Геополит-е планы и усилие контр. США. 4. Междунар-я безоп-ть не может быть прочной в усл-х мира, разд. на 2 части: зона стабильности, благосост., демократ. и зона бедности, анархии, тирании. 5. Режим концепции многополюсного мира в 21 в. во многом будет завис. от результ-в реформ в России, Беларуси и в стр. СНГ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.015 с.)