Ключевые лидерские качества и теории лидерства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевые лидерские качества и теории лидерства.



Начиная обзор основных лидерских качеств, отметим, что базой лидерстваявляется процесс воздействия руководителя с социумом, а последователей, прежде всего, в лидере привлекает его умение заранее просчитать результаты собственной работы, но определенная цель и будущее место, занимаемое организацией в бизнес среде не менее важны.

Чередниченко И.П. и соавторы, изучая феномен лидерства в системе управления, выделяет наиважнейшие стороны лидера, влияющие на эффективность процесса его работы. Это: 1) личные характеристики лидера; 2) видение лидером самого себя; 3) побуждения к действиям для удовлетворения потребностей, действующих на поведение; 4) систематизация важных убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) межличностное взаимодействие; 7) стрессоустойчивость.

Успех лидерства зависит от уровня ума и познаний, справедливости, осознанности, энергичности, самостоятельности, убежденности в своей силе, организованности, напористости, активности, коммуникабельности; умения работать для общего блага группы. По мнению авторов, для лидера характерны 4 мыслительных процесса: гибкость ума; продуктивность мышления; быстрота; аналитический склад ума.

2. Поведение лидера зависит от его понимания и ассоциирования себя с теми, с кем он общается. Чем адекватнее лидер понимает составляющие Я-концепции, тем управление такими функциями, как: планирование и контроль, принятие решений, урегулирование конфликтных ситуаций и других, выполняются отлаженно и четко.

3. У лидера, как и у всех людей, имеется ряд потребностей, которые возникают в какой-то период и пропадают, будучи выполненными либо угнетенными. Но также, ему свойственны и специальные потребности, основными из которых выделяют: необходимость во власти; необходимость в контроле индивидов и обстоятельств; необходимость в борьбе и достижениях; потребность в принадлежности, согласии и одобрении.

4. Системой важных убеждений является целостный набор познаний, в точности которых индивид убежден, и которыми он управляет собственным поведением. Чем грубее система убеждений, тем коллеги проще усваивают информацию, идущую от лидера, знают о его планах на них и отвечают им. Но такая система убеждений указывает жесткость управленца, что отражается на способах принятия им решений. Жесткая система убеждений порождает подхалимаж. Индивидом с такими убеждениями проще манипулировать.

5. Стиль принятия решений подразумевает личные способы обдумывания ситуаций и их разрешения, таких, как: подход к получению информирования в сокращенном виде; индивидуальная манера мышления; г) потребность в риске; д) анализ поступившей информации.

6. Стиль межличностного общения. Личные качества управленца, формирующие его характер, программируют поведение по отношению к своим работникам. По мнению Братченко С.Л. существует шесть видов в общении в работе руководителя: равноправие в общении на базе взаимности во всем; доминирование в общении, желание подчинять; использование собеседника в собственных целях; основная ориентация на другом участнике общения; согласие "подстроиться" под другого участника беседы; преобладание ориентации на "чисто деловые" моменты.

7. Стрессоустойчивость в лидерстве является обязательным условием для становления и эффективной деятельности лидера, так как личности лидера присущи психические нагрузки гораздо выше, чем его сторонникам.

У разных авторов проблема ключевых черт немного расходится в единодушном мнении. Так, Бэрон Р.С., предполагает, что лидеры всегда на шаг впереди в отличие от других индивидуумов по таким качествам, как настойчивость в совокупности с активностью, смелостью и упорством; уверенность в себе; нестандартный взгляд на вещи; мотивация лидерства – стремление к руководству и власти; повышенная степень приспособляемости: умение понимать, выбирать и применять наилучшие средства и пути при решении проблемы.

По мнению Р.С. Бэрона, лидерство базируется на конкретном виде реакций сторонников лидера. Этими реакциями могут быть: а) уважение лидера; б) заинтересованность в лидере; в) готовность сторонников пожертвовать собственными взглядами из-за наиболее значимой единой цели.

По версии Мескона М.Х., удачно действующие лидеры всегда ответственны за себя, целеустремлены, опытны в решении задач, требующих выполнения.

Мелисса Х. выявила 14 основных черт эффективных лидеров: 1) всеобъемлющее мышление; 2) предугадывание вероятных способов решения задач; 3) умение обобщить для всей группы картину предстоящих планов; 4) содействие развитию возможностей других индивидов; 5) не стереотипность мышления; 6) стимулирование становления и поддержания командного духа; 7) одобрение новшеств; 8) познание технологий; 9) вознаграждение плодотворной работы; 10) гарантия наличия большой клиентской базы; 11) конкурентоспособность; 12) демонстрация своей компетентности и успешности; 13) приветствие группового управления организацией; 14) неизменен в своих принципах.

Индивид психологически созревает к лидерству, когда у него формируется ряд необходимых потребностей, причин и побуждений, при наличии психологического принятия серьезности возложенной на него ответственности за его собственные свершения.

Проведя теоретический анализ научно - исследовательских работ по теме проблематики лидерства, перейдем к рассмотрению теорий лидерства, которые старались раскрыть природу лидерства как можно емче и распознать факторы воздействия на этот феномен. Обобщенно выделяются следующие группы теорий лидерства.

Теории «великого человека» (Т. Карлейль, Г. Тард). Описывает то, что лидером становятся, а задатки к лидерству – это врожденная особенность.

Бихевиористские теории лидерства (Дж.Б. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер и другие) в своих учения этого феномена делают упор на действия индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что лидеры делают себя сами в процессе наблюдения и познания.

Теория черт лидера (Френсис Гальтон) сосредотачивает понимание своей сути на качествах лидера, которые были заложены в нем до момента его рождения. Лидером может являться тот индивид, у которого есть ряд личных психологических качеств, одаренность, феноменальность.

Концепция харизматического лидерства. Разработчиками этой концепции стали: М. Вебер, В.М. Басс, Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М. Артур. Сообразно ей, истинный лидер - тот, которому его ученики присваивают отличительные качества, одаренность и харизму. Харизматичный лидер ответственен, смел, не боится трудностей, занимается самообразованием, мотивирует группу к эффективным результатам совместной деятельности. Ситуационные теории лидерства (Стогдилл Р., Хилтон Т., Голдиер А.). Сообразно этим теориям, на возникновение лидерства влияет ситуация, обстоятельства, время и место. В определенной ситуации коллективного взаимодействия появляется доминирующий индивид-лидер, который способствует решению возникшей, в той или иной ситуации, проблемы.

Личностно-ситуативные теории (Г. Герт, С. Милз, С. Штали, Р. Кеттел и другие). Выделяется лидер с уже существующим арсеналом личностных характеристик, который оказывается вовлечен в некие обстоятельства и условия, где он занимает лидирующие позиции.

В трудах Р. Блейка, Дж. Макгрегора (теория «X» и теория «Y») и других американских психологов, изучающих теории гумманистического направления говорится, что личность по сути − емкий, побуждаемый факторами воздействия механизм и, для удовлетворения личных целей индивида организация требует специального плана управления.

Исследователи C. Митчел, C. Эванс разработали мотивационную теорию лидерства, в которой говорится о том, что на успешность лидера воздействует его влияние на мотивацию сторонников, на их качественное исполнение плана и получение положительных эмоций от процесса работы.

Теория обмена и трансактного анализа (Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли, К. Джоржей) акцентирует внимание на эмоциях. Согласно данной теории, лидер, в первую очередь, либо решает поставленные задачи, либо устанавливает контакты со своими сторонниками.

Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер разработали теорию ожидания-взаимодействия, сообразно которой побудительным лицом к общению и согласованию выступает лидер.

Модель «путь – цель, разработанная Т. Митчелом и Р. Хаусом является ситуационной моделью. Согласно данной модели, в зависимости от ситуации, в которой находится руководитель в данный момент, необходимо выбирать подходящий этой ситуации стиль руководства.

В интеракционистском подходе, а также модели «вертикальной связи в диадах» (Г. Грэен) группа для лидера не представляет собой нечто единое. Общение руководителей и его сторонников происходит в диадах, тет-а-тет. Руководитель, не выделяясь на фоне сотрудников, находящихся в диаде, выступает в роли участника работы.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) рассматривается как: 1) он указывает на установление взаимосвязи между институтом лидерства и средой, в коей оно происходит; 2) цели, задачи и состав группы являются основными при определении внутренних свойств коллектива.

Когнитивное направление утверждает, что лидер и его сторонники выступают наблюдателями за поведением друг друга, применяя когнитивные схемы, либо имплицитные теории лидерства.

Перейдем к ознакомлению с тремя современными концепциями.

Концепция атрибутивного лидерства основана на базе теории атрибуции. Суть концепции заключается в процессе наблюдения лидера за деятельностью сотрудников. Наблюдая, он делает выводы об их продуктивности и поведении и реагирует на поведение последователей.

Согласно модели преобразующего лидерства (реформаторского лидерства), лидер – реформатор, т.е. преобразователь. Он ведет за собой последователей, достигая поставленных целей, мотивирует их к деятельности, творчески подходя к процессу управления. Развиваясь, такой лидер, меняясь сам, меняет других, повышая их сознательность в понимании необходимости стремления к намеченной цели. Сотрудники организации, в которой есть такой лидер, могут одновременно удовлетворить и личные интересы, и общую цель.

Системная модель. В 1995 г. в CША, специальной комиссией под руководством вице - президента разрабатывалась модель «основы эффективного лидерства», задачами которой были систематизировать и улучшить такие процессы как: отбор персонала, повышение квалификации, обучение служащих, их развитие, равенство возможностей для персонала, установление партнерства меж руководителем и служащими. Это ступенчатая, иерархическая модель, расчитанна на управленца – стратега.

Из проведенного нами теоретического анализа видов, функций, теорий, концепций и моделей лидерства следует вывод о том, что лидерство – это основательно не изученная и изменяющаяся тема.

В следующем параграфе данной дипломной работы мы рассмотрим процесс развития лидерских качеств у студентов-менеджеров вуза.

 

1.2 Формирование лидерских качеств у студентов менеджеров в период обучения в ВУЗе.

1.2.1 Воздействие образования в вузе на формирование лидерских качеств студентов-будущих менеджеров.

Образование больше не является социальным институтом с единственной целью - ознакомить с культурным опытом, теперь образование стало составляющей мирового масштаба, под которым подразумевается подсистема всемирной системы экономического и социального направления.

По мнению таких научных деятелей, как: Э. Стэмбах, А.В. Белоцерковский, В.Г.Иванов, С.В.Баранова, О.В. Григораш, В.С. Сенашенко, и др.), образование в вузе является определяющим фактором социально-экономического развития, цель которого подготовить квалифицированных специалистов, востребованных в главных сферах социально важной деятельности, согласно потребностям социума и страны, расширить образование вместе с повышением квалификации педагогов, которые занимаются совершенствованием развития личности культурно, этично и интеллектуально. Основной функцией образования выступает функция развития и теперь оно является областью личностного роста людей.

Рассматривая базовые личные основополагающие образовательной теории, выделяют: саморазвитие, самовоспитание, самообразование и самопроектирование.

Саморазвитие подразумевает по собой непрерывную развивающую работу личности над собой и совершенствование личных качеств. Это рвение к познанию чего-то нового с целью преуспеть в жизни.

Самовоспитание, по мнению А.И Кочетова, - это осознанное саморазвитие человека, которым он сам управляет. Развиваясь, индивид формирует потенциал быть сильным и способным, соответствовать нормам социальной системы, а также, собственным потребностям и целям.

Самообразование, по мнению Ю.П. Фатневой, – это самостоятельная, регулярная, преднамеренно осуществляемая образовательная работа студента для того, чтобы достичь личных и социально важных образовательных целей.

Самопроектирование – умение синхронизировать дела, ситуации и обстоятельства так, чтобы они были сопоставимы с общим планом, сосредотачивались в нужной направленности, задавая им подходящий ритм.

По мнению В.П. Зинченко, необходимо соответствие между ценностями образования и ценностям индивида. Основной ценностью образования в вузе должно быть развитие человека, стремящего к самосовершенствованию в образовательном процессе.

Профессиональное образование в вузе непрерывно стремится развить в студенте – будущем менеджере - профессионально-творческие способности, так как от этого зависит успех профессиональной деятельности обучающегося менеджера. Менеджер, обладающий творческим потенциалом – целеустремлен, самодостаточен, инициативен, умеет бороться с пассивностью мышления, стремится к познанию всего нового, у него большой обзор ассоциативного ряда, развито внимание и память, он способен привлечь к деятельности других людей, удовлетворяя их потребности, самомотивация к творческой работе начальника, богатый внутренний мир, интуиция и ум.

Рассматривая более пристально творческий подход, нужно отметить, что в управлении рассматривают два подхода творчества: творчество управленца и формирование управленцем творчества у персонала. Управляя компанией, начальник сталкивается с задачами оперативного и стратегического управления

Говоря об оперативном управлении, отметим, что множество наработанных методов, способов, механизмов и систем управления в менеджменте – определенно, помогают деятельности управленца. Однако, пред ним постоянно встает задача решения новых вопросов, и часто, решать приходится специфические ситуации, успевая действовать в череде изменяющихся обстоятельств, когда нет подходящего случая использовать наработки других людей, именно тогда, принимая решения в нестандартных ситуациях, управленец реализует творчество.

Что касается стратегического управления, управляющий применяет творческий подход, разрабатывая миссию, стратегии, цели организации на несколько лет вперед. К стратегическому творчеству можно отнести: работу с персоналом, разработку стратегий маркетинга и развитие промышленности, разработка инновационных проектов, программ и новейшей продукции, когда в руках управляющего находится будущее компании. Однако, лучше всего, по мнению Р. Хизрича, руководителю удается проявить творчество в предпринимательской деятельности.

Российские ученые, такие, как: В.В. Антонов, Ю.Н. Ветров, А.С. Макаренко, В.И. Журавлев, А.А.Вербицкий, Е.А. Литвиненко, К.Д. Ушинский и др.) в своих трудах, уделяли много внимания освещению разнообразных сторон воспитательного процесса. Воспитательный процесс студента-будущего менеджера основывается на воздействии на психику и работу для того, чтобы развить личные качества индивида, такие как: ориентировка, умения, осознанность, чувство ответственности и долга, дисциплина, самокритика, умение осуществлять деятельности в команде.

Еще одной главной задачей и целью образования в вузе является создание условий для получения новых знаний определенной профессиональной направленности, повышение квалификации или переквалификации для приобщения индивида в социально-значимую деятельность, удовлетворяющую его способности, умения и интересы. По мнению В.П. Саврасова, понимая профессионально важные факторы, студенты развивают профессионально важные качества, что отражается на формировании профессионального самосознания.

В настоящее время образование сталкивается с перечнем проблем, влияющих на будущего профессионала в своей области.

Не взирая на большое число исследований, проводимых преподавателями вузов, таких как: монографии, диссертации, методические пособия - полученные результаты неактивно включаются в практическую деятельность обучения. Система высшего профессионального образования порой не удовлетворяет социум и слабо справляется с задачами.

Эффективность профобразования сильно зависит от индивидуальности преподавателя и его профессиональной подготовки. Педагог вуза представляет из себя гармонию в соединении идеалов, принципов, мировоззрений, убеждений, усердия, моральных и этических стандартов, одаренности, любви к тому, что он делает, повышению квалификации, внимательного отношения к студентам, помогая им научиться уважать культуру, развивая индивидуальность каждого.

На сегодняшний день, выпускник вуза обязан быть хорошо образованным, нравственным, находчивым, серьезным, инициативным, упорным. Все перечисленные качества сопоставимы с лидерскими. Для их эффективного развития, преподаватель сам обязан быть эталоном в студенческой среде и в идеале обладать психологической, педагогической и лидерской осведомленностью. Профессиональная подготовка студента-менеджера должна развить в личности начинающего профессионала готовность к управленческой деятельности, а также содействовать увеличению процента общих знаний.

Уникальность работы учащихся ВУЗов определяется основной формой их умственной активности, при этом главное место отводится ведущей деятельности, то есть, познавательно-профессиональной. Надлежит отметить, усердная и серьезная увлеченность учащегося ВУЗа познавательно-профессиональной деятельностью влечет за собой формирование лидерских качеств. Главное условие – деятельность должна иметь направленность по специальности, которая формирует отношение к профессии. Успешность работы студента по специальности в будущем, с точки зрения Т.Ю. Ломакиной, зависит от полученных знаний в области своей специальности.

Составляя программу формирования и стимуляции лидерского потенциала учащихся ВУЗов нужно сочетание психолого-социальных и педагогических процедур. Таких, как: работа написания научно- диагностических методик в соответствующей области, формирование общего научно-практического ядра «методы лидерства»; проведение тренингов и курсов улучшения квалификации для студентов-менеджеров; организация подготовки лидеров студенческих содружеств и разработка разных проектов по развитию успешного лидерства для студентов-менеджеров.

В ходе формирования лидерских качеств будущих менеджеров важная роль отводится процессу социализации, − принятие индивида коллективом и взаимное приспособление в нем. На этом этапе учащийся ВУЗа знакомится со многими людьми. Некоторые из них способствуют формированию лидерских качеств, норм поведения, добродетельности, умственных способностей, а некоторые, напротив, не лучшим образом влиять на формирование лидерских качеств будущих специалистов, навязывая не актуальное стереотипное мышление, ущербность взглядов, негативизм. Следовательно, процесс адаптации студента-менеджера в сообществе необходимо контролировать, отслеживать и устранять, отрицательно влияющие на развитие лидерских качеств, тенденции.

Влияние коллектива на формирование лидерских качеств студента обосновано вниманием к индивидуальным и психологическим чертам учащихся вузов. В группе людей, пренебрегающей человеком, неминуемы инциденты. В такой атмосфере студент нередко не в состоянии отыскать подходящее, для творческого роста, пространство, не находит доверия, поддержки и помощи. По этой причине, в подобных ситуациях, коллектив не может стать эффективной системой развития личности. Отсюда следует, для благоприятного психолого-педагогического воздействия коллектива на будущего лидирующего эксперта, нужно намеренно создавать положительно влияющую атмосферу. Это реально осуществить, если коллектив авторитетен для личности, а интересы группы и личности студента не расходятся.

Также, на формирование лидерских качеств студентов воздействует внешняя среда ВУЗа, место нахождения, территория, и сопряженные с перечисленным отличительные черты выполнения его функций, вещественные и нравственные критерии жизнедеятельности научно-педагогического состава учебного заведения и внеучебная деятельность.

Важный метод формирования лидерских качеств – это тренинги, нацеленные на совершенствование способностей общей деятельности педагогов и студентов; увеличение и развитие единства группы; развитие творческих способностей; составление и развитие лидерских способностей.

Анализируя процесс воздействия образования ВУЗа на формирование лидерских качеств студентов-менеджеров, необходимо остановить внимание на деятельности отдела воспитательной работы (ОВР) и кафедр.

Качество обучения будущего специалиста зависит от роли кафедры – центрального отдела университета, потому что степень профессиональных знаний ее профессорско-преподавательского состава (ППС) значим.

ППС кафедра отвечает за воспитательную деятельность с учащимися, осуществляемую в учебное и внеучебное время. Воспитательное влияние педагогов в учебное время включает: личный пример; требовательность; слежение за порядком и т.д. ОВР действует для того, чтобы превратить в жизнь задачи воспитания в единой деятельности всего состава ВУЗа, развитие социальных навыков взаимодействия с рынком труда.

Современное образование в вузах меняется и преобразовывается, появляется перечень проблем, влияющих на студентов. ВУЗ характеризуется сильной предрасположенностью к формированию лидерских качеств обучающихся, но отметим, что процессу формирования и развития лидерских качеств у студентов отводится малое внимание.

В следующем разделе нашей дипломной работы мы изучим значение понятия “орган студенческого самоуправления” (ССУ) и какое влияние оказывает ССУ на становление и развитие качеств лидера у студентов вузов.

 

1.2.2 Студенческое самоуправление и студенческое лидерство в системе образования.

В нашем обществе особенно значимой группой молодежи выступает студенчество, оказывающее немаловажное воздействие на характер и направление политических и социально-экономических течений в социальной среде. Вузы обязаны понимать всю значимость возложенной на них ответственности за обучение студентов по выбранной специальности. В настоящее время в этой направленности нужно подобрать новейшие и действенные методы взаимодействия с молодежью вузов.

Развитие студентов вузов, как индивидов, протекает в системе межличностных отношений, при этом направление и свойства его развития напрямую зависимы от положения, статуса студента в разного рода межличностных контактах и его мировоззрения. У публичных людей с лидерскими качествами характера в системе человеческих отношений эти качества развиваются сильнее чем у пассивных личностей.

Сильное влияние на становление и развитие лидерских качеств у студентов вуза оказывает орган Студенческого самоуправления (ССУ), т.е. интенсивная форма организации жизни и деятельности студентов вузов, помогающая развивать такие качества, как: решительность, оригинальность, самодостаточность, ответственность, целеустремленность, адекватность в принятии решений и другие. Во время взаимодействия студентов с другими обучающимися, с преподавателями, с социальной средой – несомненно формируются лидерские качества.

Объединяя мнения о с туденческомсамоуправлении таких исследователей, как: Л.И. Новиков, Н.М. Изосимов и М.И. Рожков, можно сделать вывод, что ССУ – это своеобразная деятельность, формирующая коллектив, как метод обучения активистов, способ организации жизни и деятельности групп студентов вузов. ССУ формирует среду для более полной материализации допустимых резервов лидерских задатков, увеличения социально-значимых качеств студента, нужных для его развития, как достойного гражданина и хорошего специалиста.

Рассмотрим функции органов Студенческого самоуправления: 1) информационная, предназначена для продвижения общественной и профессиональной информации; 2) деятельностная - осуществляется постоянное содействие в различных течениях жизни и деятельности вуза; 3) коммуникативная - предназначена для установления общения студентов со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Как процесс обучения, формирование лидерских качеств студентов вуза по критериям ССУ содержит следующие составляющие: цель, задачи, тезисы, условия обучения, элементы работы органов ССУ, формы, методы, элементы социально-важной работы, условия и результативность.

Вертикально, элементами комплексности модели лидерских качеств у студентов, выступает цель, по горизонтали – уровни. Модель должна быть достаточно эластичной, выступать как средство исследования и модернизации процесса развития лидерских качеств студентов вуза.

Рассмотрим этапы развития лидерских качеств у студентов в работе студенческого самоуправления в ВУЗе:

I шаг: для активного участия студентов в работе органов ССУ и личных успехов, применяется мотивация лидерских качеств студентов.

II шаг: понимание и усвоение главных составляющих качеств лидера: знаний, умений и навыков, для развития лидерских качеств на ступенях: мотивации, познания, деятельности и эмоций.

III шаг: творческое стремление к лидерству для самореализации лидерских качеств.

Через активную и важную для социума работу в социально – педагогических условиях совершенствуются лидерские качества студентов вуза. Социально значимая деятельность подразумевает осознанное действие, направленное на достижение определенной цели в конкретной ситуации, основанное на своем личном стремлении сознательного принятия решения и осознание возложенной ответственности.

Роджер Гарольд в своих исследованиях пишет о том, что умения развиваются через участие в студенческой общественной деятельности. Он уделяет внимание таким лидерским способностям, как: деятельность меж индивидами, разработка программ, обдуманные решения, решение конфликтов, улучшение качества мышления, умение ставить цели, делегировать полномочия, умение разбираться в финансовом деле, вовлечение новых сотрудников в деятельность, не боязнь публичности.

Ученые института Гэллапа (США) вывели «формулу успеха» состоящую из таких компонентов как: трезвость мыслей, знать все нюансы своего дела, уверенность и вера в себя, разносторонность познаний и интересов, умение заканчивать начатое, умение управлять, способности к творчеству, межличностное общение с коллективом.

В постановке сложных задач и нахождении верных путей их решения, студентам помогают лидерские способности. Компетенции лидера по версии В.В. Манихина и А.С. Огнева: мотивация к успеху, непрерывность самосовершенствования, креативность, быть вдохновителем, генерировать идеи, умение управлять, не останавливаться в действиях при неопределенности, ответственность, высокая квалифицированность.

Согласно позиции В. И. Андреева, такие качества как: предрасположенность к лидерству, делегирование полномочий, строгость, разборчивость, способности к командообразованию, контроль и корректировка деятельности коллектива, перфекционизм в подходах к собственной работе, лидерство при борьбе и соперничестве с конкурентами - являются базовыми конкурентоспособности профессионала.

Чаще всего работодатели хотят, чтобы выпускники вуза, принятые на работу, умели выполнять такие функции: компетенция; работа в коллективе; обладание организаторскими способностями и навыками коммуникации; предрасположенность к лидерству.

Лидерские качества студентов относительны, так как различные обстоятельства требуют соответствующих им личных качеств. Ознакомимся с группами лидерских качеств студентов:

- высоконравственные лидерские качества: адекватный взгляд на мир; забота о своем здоровье; активность; демократизм; патриотизм; исполнительность; осуществление деятельности согласно установленным ценностям; высокие интеллектуальные показатели; критичное мышление; креативность; умение выходить за “рамки”; умение ставить и следовать неизменным целям; понимание приоритетов; глобальное мышление; умение прогнозировать; стратегическое планирование; умение одолевать преграды.

- специфика личных качеств: активная жизненная позиция; сила воли; стрессоустойчивость; умение рисковать; харизма; позитивное мышление; убежденность в своих силах; мобильность.

- коммуникативные качества лидера: общительность, умение находить различия в индивидах; умение выходить из конфликтных ситуаций, вовлечение сторонников в дело; умение сопереживать; приспосабливаемость; готовность идти на компромисс; ораторское искусство.

- организаторские лидерские качества: формирование команды, товарищество; делегирование полномочий; способность к лидерству; сознательное и положительное отношение к работе; -«само»-возможности и «само»-процессы; самодостаточность; желание становиться лучше; самоконтроль; творческий подход к работе; объективность в самооценке.

Студенческое лидерство – это самостоятельный тип лидерства, включающий в себя характер социального и политического лидеров, отвечающее за такие функции как: сплочение, защита интересов, организация работы студенчества, поддержка инициативных индивидов.

На формирование лидерских качеств при подготовке студентов - лидеров важную роль играют педагоги – воспитатели, другими словами – это куратор вуза, который осведомлен о форме работы со студентами - лидерами, знает все плюсы и минусы современного лидерства, умеет применять методы диагностики лидерского потенциала и подготовить своих воспитанников.

Главная проблема студентов – недостающая мобилизация собственных скрытых возможностей, неумение воплотить профессиональные знания и умения, приобретенные за время обучения, а также, сформировать лидерские качества за счет них. Процессы усвоения человеком норм поведения, психологических правил, ценностей социума и знаний, дают студенту возможность нормально контактировать с обществом. Также, для студента на формирование лидерских оказывает волонтерское движение. Хорошая социализации молодежи зависит от полученных знаний, активной жизнедеятельности и лидерских устремленностей.

Формирование лидерских качеств и возможностей, которых может достичь студент по выбранной специальности в социальной среде, улучшение качества полученных знаний, мотивирование к выбранной профессии сильно зависят от удачливости социализации и самореализации молодежи в современном мире.

Следующий раздел нашей дипломной работы будет посвящен рассмотрению лидерской компетенции менеджера и то, как она указывает на нюансы его работы.

 

1.2.3 Лидерская компетенция студентов-менеджеров и способы ее усвоения и развития во время обучения в ВУЗе.

Компетентностный подход, совершаемый в образовательных учреждениях, подразумевает устремленность принятых норм обучения студентов требованиям практики, а также, сотрудничество вузов и предпринимателей. Данные потребности являются ключевыми при составлении образовательной программы для студентов-менеджеров в вузе.

Исследователи, проанализировавшие необходимые требования к исполнению обязанностей менеджера, определили список существенных профессиональных качеств, способностей, знаний и компетенций. Сейчас руководителям предъявляются ужесточенные требования из-за понимания менеджмента и растущего человеческого капитала. Менеджмент качества, базирующийся на лидерстве управленцев вышел сейчас вперед. Потому мы рассмотрим лидерскую компетенцию менеджера и то, как конкретно она указывает на нюансы его работы.

Суть лидерской компетенции состоит в решении задач любой сложности, заданных индивиду с максимально эффективным итогом. Из множества компетенций, именно лидерская, по классификации, принадлежит к основным компетенциям, обязательным в работе специалистов, не зависимо от профиля. Эта компетенция обеспечивает успех индивида в непрерывно меняющихся условиях жизни, помогая без проблем преодолевать трудности, стремиться к успеху в личной и деловой сфере. Для студентов-менеджеров лидерская компетенция приравнивается к профессиональной, подразумевающая умение применять теории лидерства и мотивации с целью достижения успеха, решая задачи менеджмента в управлении, а также для формирования работы коллектива на базе изученных процессов динамики группы и правил построения команды, навыков проводить экспертизу и диагностику трудовых кадров.

На сегодняшний день выявлена проблема создания условий для развития лидерской компетенции студентов-менеджеров, обучающихся в вузе, так как организация учебной деятельности недостаточно усовершенствована. Большинство исследователей этой проблемы считают, что реализация системы организации педагогических условий в ВУЗе, которая помогла бы работать над развитием лидерской компетенции у студентов-менеджеров была бы не лишней. Мы предлагаем рассмотреть такую систему, включающую в себя такие составляющие, как: убеждения; люди; техники и методы обучения.

Объясним содержание составляющих системы. Рассмотрев все условия для признания профессиональной пригодности лидера-менеджера, его обучение исключительно по образовательной программе вуза будет недостаточно. Здесь понадобится вмешательство открытой среды. Потому, мысль сделать образовательный процесс открытым, применяя метод общественного партнерства внутри него, поможет справиться с этой дилеммой. Деятельность лидера часто протекает как в открытых условиях, так и в условиях сомнений и неясности, например, если ему необходимо предугадать цель и исход продвижения компании среди прочих проектов и решить как поступить. Следовательно, процесс образования является процессом изменчивым в учебной, внеучебной и научно-исследовательской видах деятельности студента-менеджера в ВУЗе.

Также, для осуществления эффективной деятельности лидера важна степень скорости нахождения правильных вариантов для решения задач. Менеджмент знаменит понятием «быстрая фирма», то есть, фирма, моментально принимающая решения, незамедлительно появляющаяся на рынке и обходящая конкурентов, где за все отвечает и все координирует лидер. Поэтому ему необходим быстрый доступ ко всем полезным информирующим каналам в любое время. Следовательно, обучение лидера нужно проводить не в закрытой системе работы с информацией, а с имеющимися в открытом доступе каналами, передающими информацию.

Для эффективного развития лидерской компетенции у студентов-менеджеров на первый план выступают дискуссии, дебаты, рефлексивные и ролевые игры. Незамедлительные переходы с роли на роль способствует планомерному изменению понятий обучающегося о совершенности собственного положения в мире и формирует среду для сопряжения различных позиций, обучая эмоциональности и творчеству. Участие в подобных мероприятиях развивает способности к построению проблемных, вопросов, в которых он не просвещен. Для улучшения навыков по нахождению наилучших вариантов при решении управленческих задач, необходимо учить студентов-менеджеров мастерству формулировки своих же в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.06 с.)