Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключевые лидерские качества и теории лидерства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начиная обзор основных лидерских качеств, отметим, что базой лидерстваявляется процесс воздействия руководителя с социумом, а последователей, прежде всего, в лидере привлекает его умение заранее просчитать результаты собственной работы, но определенная цель и будущее место, занимаемое организацией в бизнес среде не менее важны. Чередниченко И.П. и соавторы, изучая феномен лидерства в системе управления, выделяет наиважнейшие стороны лидера, влияющие на эффективность процесса его работы. Это: 1) личные характеристики лидера; 2) видение лидером самого себя; 3) побуждения к действиям для удовлетворения потребностей, действующих на поведение; 4) систематизация важных убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) межличностное взаимодействие; 7) стрессоустойчивость. Успех лидерства зависит от уровня ума и познаний, справедливости, осознанности, энергичности, самостоятельности, убежденности в своей силе, организованности, напористости, активности, коммуникабельности; умения работать для общего блага группы. По мнению авторов, для лидера характерны 4 мыслительных процесса: гибкость ума; продуктивность мышления; быстрота; аналитический склад ума. 2. Поведение лидера зависит от его понимания и ассоциирования себя с теми, с кем он общается. Чем адекватнее лидер понимает составляющие Я-концепции, тем управление такими функциями, как: планирование и контроль, принятие решений, урегулирование конфликтных ситуаций и других, выполняются отлаженно и четко. 3. У лидера, как и у всех людей, имеется ряд потребностей, которые возникают в какой-то период и пропадают, будучи выполненными либо угнетенными. Но также, ему свойственны и специальные потребности, основными из которых выделяют: необходимость во власти; необходимость в контроле индивидов и обстоятельств; необходимость в борьбе и достижениях; потребность в принадлежности, согласии и одобрении. 4. Системой важных убеждений является целостный набор познаний, в точности которых индивид убежден, и которыми он управляет собственным поведением. Чем грубее система убеждений, тем коллеги проще усваивают информацию, идущую от лидера, знают о его планах на них и отвечают им. Но такая система убеждений указывает жесткость управленца, что отражается на способах принятия им решений. Жесткая система убеждений порождает подхалимаж. Индивидом с такими убеждениями проще манипулировать. 5. Стиль принятия решений подразумевает личные способы обдумывания ситуаций и их разрешения, таких, как: подход к получению информирования в сокращенном виде; индивидуальная манера мышления; г) потребность в риске; д) анализ поступившей информации. 6. Стиль межличностного общения. Личные качества управленца, формирующие его характер, программируют поведение по отношению к своим работникам. По мнению Братченко С.Л. существует шесть видов в общении в работе руководителя: равноправие в общении на базе взаимности во всем; доминирование в общении, желание подчинять; использование собеседника в собственных целях; основная ориентация на другом участнике общения; согласие "подстроиться" под другого участника беседы; преобладание ориентации на "чисто деловые" моменты. 7. Стрессоустойчивость в лидерстве является обязательным условием для становления и эффективной деятельности лидера, так как личности лидера присущи психические нагрузки гораздо выше, чем его сторонникам. У разных авторов проблема ключевых черт немного расходится в единодушном мнении. Так, Бэрон Р.С., предполагает, что лидеры всегда на шаг впереди в отличие от других индивидуумов по таким качествам, как настойчивость в совокупности с активностью, смелостью и упорством; уверенность в себе; нестандартный взгляд на вещи; мотивация лидерства – стремление к руководству и власти; повышенная степень приспособляемости: умение понимать, выбирать и применять наилучшие средства и пути при решении проблемы. По мнению Р.С. Бэрона, лидерство базируется на конкретном виде реакций сторонников лидера. Этими реакциями могут быть: а) уважение лидера; б) заинтересованность в лидере; в) готовность сторонников пожертвовать собственными взглядами из-за наиболее значимой единой цели. По версии Мескона М.Х., удачно действующие лидеры всегда ответственны за себя, целеустремлены, опытны в решении задач, требующих выполнения. Мелисса Х. выявила 14 основных черт эффективных лидеров: 1) всеобъемлющее мышление; 2) предугадывание вероятных способов решения задач; 3) умение обобщить для всей группы картину предстоящих планов; 4) содействие развитию возможностей других индивидов; 5) не стереотипность мышления; 6) стимулирование становления и поддержания командного духа; 7) одобрение новшеств; 8) познание технологий; 9) вознаграждение плодотворной работы; 10) гарантия наличия большой клиентской базы; 11) конкурентоспособность; 12) демонстрация своей компетентности и успешности; 13) приветствие группового управления организацией; 14) неизменен в своих принципах. Индивид психологически созревает к лидерству, когда у него формируется ряд необходимых потребностей, причин и побуждений, при наличии психологического принятия серьезности возложенной на него ответственности за его собственные свершения. Проведя теоретический анализ научно - исследовательских работ по теме проблематики лидерства, перейдем к рассмотрению теорий лидерства, которые старались раскрыть природу лидерства как можно емче и распознать факторы воздействия на этот феномен. Обобщенно выделяются следующие группы теорий лидерства. Теории «великого человека» (Т. Карлейль, Г. Тард). Описывает то, что лидером становятся, а задатки к лидерству – это врожденная особенность. Бихевиористские теории лидерства (Дж.Б. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер и другие) в своих учения этого феномена делают упор на действия индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что лидеры делают себя сами в процессе наблюдения и познания. Теория черт лидера (Френсис Гальтон) сосредотачивает понимание своей сути на качествах лидера, которые были заложены в нем до момента его рождения. Лидером может являться тот индивид, у которого есть ряд личных психологических качеств, одаренность, феноменальность. Концепция харизматического лидерства. Разработчиками этой концепции стали: М. Вебер, В.М. Басс, Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М. Артур. Сообразно ей, истинный лидер - тот, которому его ученики присваивают отличительные качества, одаренность и харизму. Харизматичный лидер ответственен, смел, не боится трудностей, занимается самообразованием, мотивирует группу к эффективным результатам совместной деятельности. Ситуационные теории лидерства (Стогдилл Р., Хилтон Т., Голдиер А.). Сообразно этим теориям, на возникновение лидерства влияет ситуация, обстоятельства, время и место. В определенной ситуации коллективного взаимодействия появляется доминирующий индивид-лидер, который способствует решению возникшей, в той или иной ситуации, проблемы. Личностно-ситуативные теории (Г. Герт, С. Милз, С. Штали, Р. Кеттел и другие). Выделяется лидер с уже существующим арсеналом личностных характеристик, который оказывается вовлечен в некие обстоятельства и условия, где он занимает лидирующие позиции. В трудах Р. Блейка, Дж. Макгрегора (теория «X» и теория «Y») и других американских психологов, изучающих теории гумманистического направления говорится, что личность по сути − емкий, побуждаемый факторами воздействия механизм и, для удовлетворения личных целей индивида организация требует специального плана управления. Исследователи C. Митчел, C. Эванс разработали мотивационную теорию лидерства, в которой говорится о том, что на успешность лидера воздействует его влияние на мотивацию сторонников, на их качественное исполнение плана и получение положительных эмоций от процесса работы. Теория обмена и трансактного анализа (Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли, К. Джоржей) акцентирует внимание на эмоциях. Согласно данной теории, лидер, в первую очередь, либо решает поставленные задачи, либо устанавливает контакты со своими сторонниками. Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер разработали теорию ожидания-взаимодействия, сообразно которой побудительным лицом к общению и согласованию выступает лидер. Модель «путь – цель, разработанная Т. Митчелом и Р. Хаусом является ситуационной моделью. Согласно данной модели, в зависимости от ситуации, в которой находится руководитель в данный момент, необходимо выбирать подходящий этой ситуации стиль руководства. В интеракционистском подходе, а также модели «вертикальной связи в диадах» (Г. Грэен) группа для лидера не представляет собой нечто единое. Общение руководителей и его сторонников происходит в диадах, тет-а-тет. Руководитель, не выделяясь на фоне сотрудников, находящихся в диаде, выступает в роли участника работы. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) рассматривается как: 1) он указывает на установление взаимосвязи между институтом лидерства и средой, в коей оно происходит; 2) цели, задачи и состав группы являются основными при определении внутренних свойств коллектива. Когнитивное направление утверждает, что лидер и его сторонники выступают наблюдателями за поведением друг друга, применяя когнитивные схемы, либо имплицитные теории лидерства. Перейдем к ознакомлению с тремя современными концепциями. Концепция атрибутивного лидерства основана на базе теории атрибуции. Суть концепции заключается в процессе наблюдения лидера за деятельностью сотрудников. Наблюдая, он делает выводы об их продуктивности и поведении и реагирует на поведение последователей. Согласно модели преобразующего лидерства (реформаторского лидерства), лидер – реформатор, т.е. преобразователь. Он ведет за собой последователей, достигая поставленных целей, мотивирует их к деятельности, творчески подходя к процессу управления. Развиваясь, такой лидер, меняясь сам, меняет других, повышая их сознательность в понимании необходимости стремления к намеченной цели. Сотрудники организации, в которой есть такой лидер, могут одновременно удовлетворить и личные интересы, и общую цель. Системная модель. В 1995 г. в CША, специальной комиссией под руководством вице - президента разрабатывалась модель «основы эффективного лидерства», задачами которой были систематизировать и улучшить такие процессы как: отбор персонала, повышение квалификации, обучение служащих, их развитие, равенство возможностей для персонала, установление партнерства меж руководителем и служащими. Это ступенчатая, иерархическая модель, расчитанна на управленца – стратега. Из проведенного нами теоретического анализа видов, функций, теорий, концепций и моделей лидерства следует вывод о том, что лидерство – это основательно не изученная и изменяющаяся тема. В следующем параграфе данной дипломной работы мы рассмотрим процесс развития лидерских качеств у студентов-менеджеров вуза.
1.2 Формирование лидерских качеств у студентов менеджеров в период обучения в ВУЗе. 1.2.1 Воздействие образования в вузе на формирование лидерских качеств студентов-будущих менеджеров. Образование больше не является социальным институтом с единственной целью - ознакомить с культурным опытом, теперь образование стало составляющей мирового масштаба, под которым подразумевается подсистема всемирной системы экономического и социального направления. По мнению таких научных деятелей, как: Э. Стэмбах, А.В. Белоцерковский, В.Г.Иванов, С.В.Баранова, О.В. Григораш, В.С. Сенашенко, и др.), образование в вузе является определяющим фактором социально-экономического развития, цель которого подготовить квалифицированных специалистов, востребованных в главных сферах социально важной деятельности, согласно потребностям социума и страны, расширить образование вместе с повышением квалификации педагогов, которые занимаются совершенствованием развития личности культурно, этично и интеллектуально. Основной функцией образования выступает функция развития и теперь оно является областью личностного роста людей. Рассматривая базовые личные основополагающие образовательной теории, выделяют: саморазвитие, самовоспитание, самообразование и самопроектирование. Саморазвитие подразумевает по собой непрерывную развивающую работу личности над собой и совершенствование личных качеств. Это рвение к познанию чего-то нового с целью преуспеть в жизни. Самовоспитание, по мнению А.И Кочетова, - это осознанное саморазвитие человека, которым он сам управляет. Развиваясь, индивид формирует потенциал быть сильным и способным, соответствовать нормам социальной системы, а также, собственным потребностям и целям. Самообразование, по мнению Ю.П. Фатневой, – это самостоятельная, регулярная, преднамеренно осуществляемая образовательная работа студента для того, чтобы достичь личных и социально важных образовательных целей. Самопроектирование – умение синхронизировать дела, ситуации и обстоятельства так, чтобы они были сопоставимы с общим планом, сосредотачивались в нужной направленности, задавая им подходящий ритм. По мнению В.П. Зинченко, необходимо соответствие между ценностями образования и ценностям индивида. Основной ценностью образования в вузе должно быть развитие человека, стремящего к самосовершенствованию в образовательном процессе. Профессиональное образование в вузе непрерывно стремится развить в студенте – будущем менеджере - профессионально-творческие способности, так как от этого зависит успех профессиональной деятельности обучающегося менеджера. Менеджер, обладающий творческим потенциалом – целеустремлен, самодостаточен, инициативен, умеет бороться с пассивностью мышления, стремится к познанию всего нового, у него большой обзор ассоциативного ряда, развито внимание и память, он способен привлечь к деятельности других людей, удовлетворяя их потребности, самомотивация к творческой работе начальника, богатый внутренний мир, интуиция и ум. Рассматривая более пристально творческий подход, нужно отметить, что в управлении рассматривают два подхода творчества: творчество управленца и формирование управленцем творчества у персонала. Управляя компанией, начальник сталкивается с задачами оперативного и стратегического управления Говоря об оперативном управлении, отметим, что множество наработанных методов, способов, механизмов и систем управления в менеджменте – определенно, помогают деятельности управленца. Однако, пред ним постоянно встает задача решения новых вопросов, и часто, решать приходится специфические ситуации, успевая действовать в череде изменяющихся обстоятельств, когда нет подходящего случая использовать наработки других людей, именно тогда, принимая решения в нестандартных ситуациях, управленец реализует творчество. Что касается стратегического управления, управляющий применяет творческий подход, разрабатывая миссию, стратегии, цели организации на несколько лет вперед. К стратегическому творчеству можно отнести: работу с персоналом, разработку стратегий маркетинга и развитие промышленности, разработка инновационных проектов, программ и новейшей продукции, когда в руках управляющего находится будущее компании. Однако, лучше всего, по мнению Р. Хизрича, руководителю удается проявить творчество в предпринимательской деятельности. Российские ученые, такие, как: В.В. Антонов, Ю.Н. Ветров, А.С. Макаренко, В.И. Журавлев, А.А.Вербицкий, Е.А. Литвиненко, К.Д. Ушинский и др.) в своих трудах, уделяли много внимания освещению разнообразных сторон воспитательного процесса. Воспитательный процесс студента-будущего менеджера основывается на воздействии на психику и работу для того, чтобы развить личные качества индивида, такие как: ориентировка, умения, осознанность, чувство ответственности и долга, дисциплина, самокритика, умение осуществлять деятельности в команде. Еще одной главной задачей и целью образования в вузе является создание условий для получения новых знаний определенной профессиональной направленности, повышение квалификации или переквалификации для приобщения индивида в социально-значимую деятельность, удовлетворяющую его способности, умения и интересы. По мнению В.П. Саврасова, понимая профессионально важные факторы, студенты развивают профессионально важные качества, что отражается на формировании профессионального самосознания. В настоящее время образование сталкивается с перечнем проблем, влияющих на будущего профессионала в своей области. Не взирая на большое число исследований, проводимых преподавателями вузов, таких как: монографии, диссертации, методические пособия - полученные результаты неактивно включаются в практическую деятельность обучения. Система высшего профессионального образования порой не удовлетворяет социум и слабо справляется с задачами. Эффективность профобразования сильно зависит от индивидуальности преподавателя и его профессиональной подготовки. Педагог вуза представляет из себя гармонию в соединении идеалов, принципов, мировоззрений, убеждений, усердия, моральных и этических стандартов, одаренности, любви к тому, что он делает, повышению квалификации, внимательного отношения к студентам, помогая им научиться уважать культуру, развивая индивидуальность каждого. На сегодняшний день, выпускник вуза обязан быть хорошо образованным, нравственным, находчивым, серьезным, инициативным, упорным. Все перечисленные качества сопоставимы с лидерскими. Для их эффективного развития, преподаватель сам обязан быть эталоном в студенческой среде и в идеале обладать психологической, педагогической и лидерской осведомленностью. Профессиональная подготовка студента-менеджера должна развить в личности начинающего профессионала готовность к управленческой деятельности, а также содействовать увеличению процента общих знаний. Уникальность работы учащихся ВУЗов определяется основной формой их умственной активности, при этом главное место отводится ведущей деятельности, то есть, познавательно-профессиональной. Надлежит отметить, усердная и серьезная увлеченность учащегося ВУЗа познавательно-профессиональной деятельностью влечет за собой формирование лидерских качеств. Главное условие – деятельность должна иметь направленность по специальности, которая формирует отношение к профессии. Успешность работы студента по специальности в будущем, с точки зрения Т.Ю. Ломакиной, зависит от полученных знаний в области своей специальности. Составляя программу формирования и стимуляции лидерского потенциала учащихся ВУЗов нужно сочетание психолого-социальных и педагогических процедур. Таких, как: работа написания научно- диагностических методик в соответствующей области, формирование общего научно-практического ядра «методы лидерства»; проведение тренингов и курсов улучшения квалификации для студентов-менеджеров; организация подготовки лидеров студенческих содружеств и разработка разных проектов по развитию успешного лидерства для студентов-менеджеров. В ходе формирования лидерских качеств будущих менеджеров важная роль отводится процессу социализации, − принятие индивида коллективом и взаимное приспособление в нем. На этом этапе учащийся ВУЗа знакомится со многими людьми. Некоторые из них способствуют формированию лидерских качеств, норм поведения, добродетельности, умственных способностей, а некоторые, напротив, не лучшим образом влиять на формирование лидерских качеств будущих специалистов, навязывая не актуальное стереотипное мышление, ущербность взглядов, негативизм. Следовательно, процесс адаптации студента-менеджера в сообществе необходимо контролировать, отслеживать и устранять, отрицательно влияющие на развитие лидерских качеств, тенденции. Влияние коллектива на формирование лидерских качеств студента обосновано вниманием к индивидуальным и психологическим чертам учащихся вузов. В группе людей, пренебрегающей человеком, неминуемы инциденты. В такой атмосфере студент нередко не в состоянии отыскать подходящее, для творческого роста, пространство, не находит доверия, поддержки и помощи. По этой причине, в подобных ситуациях, коллектив не может стать эффективной системой развития личности. Отсюда следует, для благоприятного психолого-педагогического воздействия коллектива на будущего лидирующего эксперта, нужно намеренно создавать положительно влияющую атмосферу. Это реально осуществить, если коллектив авторитетен для личности, а интересы группы и личности студента не расходятся. Также, на формирование лидерских качеств студентов воздействует внешняя среда ВУЗа, место нахождения, территория, и сопряженные с перечисленным отличительные черты выполнения его функций, вещественные и нравственные критерии жизнедеятельности научно-педагогического состава учебного заведения и внеучебная деятельность. Важный метод формирования лидерских качеств – это тренинги, нацеленные на совершенствование способностей общей деятельности педагогов и студентов; увеличение и развитие единства группы; развитие творческих способностей; составление и развитие лидерских способностей. Анализируя процесс воздействия образования ВУЗа на формирование лидерских качеств студентов-менеджеров, необходимо остановить внимание на деятельности отдела воспитательной работы (ОВР) и кафедр. Качество обучения будущего специалиста зависит от роли кафедры – центрального отдела университета, потому что степень профессиональных знаний ее профессорско-преподавательского состава (ППС) значим. ППС кафедра отвечает за воспитательную деятельность с учащимися, осуществляемую в учебное и внеучебное время. Воспитательное влияние педагогов в учебное время включает: личный пример; требовательность; слежение за порядком и т.д. ОВР действует для того, чтобы превратить в жизнь задачи воспитания в единой деятельности всего состава ВУЗа, развитие социальных навыков взаимодействия с рынком труда. Современное образование в вузах меняется и преобразовывается, появляется перечень проблем, влияющих на студентов. ВУЗ характеризуется сильной предрасположенностью к формированию лидерских качеств обучающихся, но отметим, что процессу формирования и развития лидерских качеств у студентов отводится малое внимание. В следующем разделе нашей дипломной работы мы изучим значение понятия “орган студенческого самоуправления” (ССУ) и какое влияние оказывает ССУ на становление и развитие качеств лидера у студентов вузов.
1.2.2 Студенческое самоуправление и студенческое лидерство в системе образования. В нашем обществе особенно значимой группой молодежи выступает студенчество, оказывающее немаловажное воздействие на характер и направление политических и социально-экономических течений в социальной среде. Вузы обязаны понимать всю значимость возложенной на них ответственности за обучение студентов по выбранной специальности. В настоящее время в этой направленности нужно подобрать новейшие и действенные методы взаимодействия с молодежью вузов. Развитие студентов вузов, как индивидов, протекает в системе межличностных отношений, при этом направление и свойства его развития напрямую зависимы от положения, статуса студента в разного рода межличностных контактах и его мировоззрения. У публичных людей с лидерскими качествами характера в системе человеческих отношений эти качества развиваются сильнее чем у пассивных личностей. Сильное влияние на становление и развитие лидерских качеств у студентов вуза оказывает орган Студенческого самоуправления (ССУ), т.е. интенсивная форма организации жизни и деятельности студентов вузов, помогающая развивать такие качества, как: решительность, оригинальность, самодостаточность, ответственность, целеустремленность, адекватность в принятии решений и другие. Во время взаимодействия студентов с другими обучающимися, с преподавателями, с социальной средой – несомненно формируются лидерские качества. Объединяя мнения о с туденческомсамоуправлении таких исследователей, как: Л.И. Новиков, Н.М. Изосимов и М.И. Рожков, можно сделать вывод, что ССУ – это своеобразная деятельность, формирующая коллектив, как метод обучения активистов, способ организации жизни и деятельности групп студентов вузов. ССУ формирует среду для более полной материализации допустимых резервов лидерских задатков, увеличения социально-значимых качеств студента, нужных для его развития, как достойного гражданина и хорошего специалиста. Рассмотрим функции органов Студенческого самоуправления: 1) информационная, предназначена для продвижения общественной и профессиональной информации; 2) деятельностная - осуществляется постоянное содействие в различных течениях жизни и деятельности вуза; 3) коммуникативная - предназначена для установления общения студентов со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Как процесс обучения, формирование лидерских качеств студентов вуза по критериям ССУ содержит следующие составляющие: цель, задачи, тезисы, условия обучения, элементы работы органов ССУ, формы, методы, элементы социально-важной работы, условия и результативность. Вертикально, элементами комплексности модели лидерских качеств у студентов, выступает цель, по горизонтали – уровни. Модель должна быть достаточно эластичной, выступать как средство исследования и модернизации процесса развития лидерских качеств студентов вуза. Рассмотрим этапы развития лидерских качеств у студентов в работе студенческого самоуправления в ВУЗе: I шаг: для активного участия студентов в работе органов ССУ и личных успехов, применяется мотивация лидерских качеств студентов. II шаг: понимание и усвоение главных составляющих качеств лидера: знаний, умений и навыков, для развития лидерских качеств на ступенях: мотивации, познания, деятельности и эмоций. III шаг: творческое стремление к лидерству для самореализации лидерских качеств. Через активную и важную для социума работу в социально – педагогических условиях совершенствуются лидерские качества студентов вуза. Социально значимая деятельность подразумевает осознанное действие, направленное на достижение определенной цели в конкретной ситуации, основанное на своем личном стремлении сознательного принятия решения и осознание возложенной ответственности. Роджер Гарольд в своих исследованиях пишет о том, что умения развиваются через участие в студенческой общественной деятельности. Он уделяет внимание таким лидерским способностям, как: деятельность меж индивидами, разработка программ, обдуманные решения, решение конфликтов, улучшение качества мышления, умение ставить цели, делегировать полномочия, умение разбираться в финансовом деле, вовлечение новых сотрудников в деятельность, не боязнь публичности. Ученые института Гэллапа (США) вывели «формулу успеха» состоящую из таких компонентов как: трезвость мыслей, знать все нюансы своего дела, уверенность и вера в себя, разносторонность познаний и интересов, умение заканчивать начатое, умение управлять, способности к творчеству, межличностное общение с коллективом. В постановке сложных задач и нахождении верных путей их решения, студентам помогают лидерские способности. Компетенции лидера по версии В.В. Манихина и А.С. Огнева: мотивация к успеху, непрерывность самосовершенствования, креативность, быть вдохновителем, генерировать идеи, умение управлять, не останавливаться в действиях при неопределенности, ответственность, высокая квалифицированность. Согласно позиции В. И. Андреева, такие качества как: предрасположенность к лидерству, делегирование полномочий, строгость, разборчивость, способности к командообразованию, контроль и корректировка деятельности коллектива, перфекционизм в подходах к собственной работе, лидерство при борьбе и соперничестве с конкурентами - являются базовыми конкурентоспособности профессионала. Чаще всего работодатели хотят, чтобы выпускники вуза, принятые на работу, умели выполнять такие функции: компетенция; работа в коллективе; обладание организаторскими способностями и навыками коммуникации; предрасположенность к лидерству. Лидерские качества студентов относительны, так как различные обстоятельства требуют соответствующих им личных качеств. Ознакомимся с группами лидерских качеств студентов: - высоконравственные лидерские качества: адекватный взгляд на мир; забота о своем здоровье; активность; демократизм; патриотизм; исполнительность; осуществление деятельности согласно установленным ценностям; высокие интеллектуальные показатели; критичное мышление; креативность; умение выходить за “рамки”; умение ставить и следовать неизменным целям; понимание приоритетов; глобальное мышление; умение прогнозировать; стратегическое планирование; умение одолевать преграды. - специфика личных качеств: активная жизненная позиция; сила воли; стрессоустойчивость; умение рисковать; харизма; позитивное мышление; убежденность в своих силах; мобильность. - коммуникативные качества лидера: общительность, умение находить различия в индивидах; умение выходить из конфликтных ситуаций, вовлечение сторонников в дело; умение сопереживать; приспосабливаемость; готовность идти на компромисс; ораторское искусство. - организаторские лидерские качества: формирование команды, товарищество; делегирование полномочий; способность к лидерству; сознательное и положительное отношение к работе; -«само»-возможности и «само»-процессы; самодостаточность; желание становиться лучше; самоконтроль; творческий подход к работе; объективность в самооценке. Студенческое лидерство – это самостоятельный тип лидерства, включающий в себя характер социального и политического лидеров, отвечающее за такие функции как: сплочение, защита интересов, организация работы студенчества, поддержка инициативных индивидов. На формирование лидерских качеств при подготовке студентов - лидеров важную роль играют педагоги – воспитатели, другими словами – это куратор вуза, который осведомлен о форме работы со студентами - лидерами, знает все плюсы и минусы современного лидерства, умеет применять методы диагностики лидерского потенциала и подготовить своих воспитанников. Главная проблема студентов – недостающая мобилизация собственных скрытых возможностей, неумение воплотить профессиональные знания и умения, приобретенные за время обучения, а также, сформировать лидерские качества за счет них. Процессы усвоения человеком норм поведения, психологических правил, ценностей социума и знаний, дают студенту возможность нормально контактировать с обществом. Также, для студента на формирование лидерских оказывает волонтерское движение. Хорошая социализации молодежи зависит от полученных знаний, активной жизнедеятельности и лидерских устремленностей. Формирование лидерских качеств и возможностей, которых может достичь студент по выбранной специальности в социальной среде, улучшение качества полученных знаний, мотивирование к выбранной профессии сильно зависят от удачливости социализации и самореализации молодежи в современном мире. Следующий раздел нашей дипломной работы будет посвящен рассмотрению лидерской компетенции менеджера и то, как она указывает на нюансы его работы.
1.2.3 Лидерская компетенция студентов-менеджеров и способы ее усвоения и развития во время обучения в ВУЗе. Компетентностный подход, совершаемый в образовательных учреждениях, подразумевает устремленность принятых норм обучения студентов требованиям практики, а также, сотрудничество вузов и предпринимателей. Данные потребности являются ключевыми при составлении образовательной программы для студентов-менеджеров в вузе. Исследователи, проанализировавшие необходимые требования к исполнению обязанностей менеджера, определили список существенных профессиональных качеств, способностей, знаний и компетенций. Сейчас руководителям предъявляются ужесточенные требования из-за понимания менеджмента и растущего человеческого капитала. Менеджмент качества, базирующийся на лидерстве управленцев вышел сейчас вперед. Потому мы рассмотрим лидерскую компетенцию менеджера и то, как конкретно она указывает на нюансы его работы. Суть лидерской компетенции состоит в решении задач любой сложности, заданных индивиду с максимально эффективным итогом. Из множества компетенций, именно лидерская, по классификации, принадлежит к основным компетенциям, обязательным в работе специалистов, не зависимо от профиля. Эта компетенция обеспечивает успех индивида в непрерывно меняющихся условиях жизни, помогая без проблем преодолевать трудности, стремиться к успеху в личной и деловой сфере. Для студентов-менеджеров лидерская компетенция приравнивается к профессиональной, подразумевающая умение применять теории лидерства и мотивации с целью достижения успеха, решая задачи менеджмента в управлении, а также для формирования работы коллектива на базе изученных процессов динамики группы и правил построения команды, навыков проводить экспертизу и диагностику трудовых кадров. На сегодняшний день выявлена проблема создания условий для развития лидерской компетенции студентов-менеджеров, обучающихся в вузе, так как организация учебной деятельности недостаточно усовершенствована. Большинство исследователей этой проблемы считают, что реализация системы организации педагогических условий в ВУЗе, которая помогла бы работать над развитием лидерской компетенции у студентов-менеджеров была бы не лишней. Мы предлагаем рассмотреть такую систему, включающую в себя такие составляющие, как: убеждения; люди; техники и методы обучения. Объясним содержание составляющих системы. Рассмотрев все условия для признания профессиональной пригодности лидера-менеджера, его обучение исключительно по образовательной программе вуза будет недостаточно. Здесь понадобится вмешательство открытой среды. Потому, мысль сделать образовательный процесс открытым, применяя метод общественного партнерства внутри него, поможет справиться с этой дилеммой. Деятельность лидера часто протекает как в открытых условиях, так и в условиях сомнений и неясности, например, если ему необходимо предугадать цель и исход продвижения компании среди прочих проектов и решить как поступить. Следовательно, процесс образования является процессом изменчивым в учебной, внеучебной и научно-исследовательской видах деятельности студента-менеджера в ВУЗе. Также, для осуществления эффективной деятельности лидера важна степень скорости нахождения правильных вариантов для решения задач. Менеджмент знаменит понятием «быстрая фирма», то есть, фирма, моментально принимающая решения, незамедлительно появляющаяся на рынке и обходящая конкурентов, где за все отвечает и все координирует лидер. Поэтому ему необходим быстрый доступ ко всем полезным информирующим каналам в любое время. Следовательно, обучение лидера нужно проводить не в закрытой системе работы с информацией, а с имеющимися в открытом доступе каналами, передающими информацию. Для эффективного развития лидерской компетенции у студентов-менеджеров на первый план выступают дискуссии, дебаты, рефлексивные и ролевые игры. Незамедлительные переходы с роли на роль способствует планомерному изменению понятий обучающегося о совершенности собственного положения в мире и формирует среду для сопряжения различных позиций, обучая эмоциональности и творчеству. Участие в подобных мероприятиях развивает способности к построению проблемных, вопросов, в которых он не просвещен. Для улучшения навыков по нахождению наилучших вариантов при решении управленческих задач, необходимо учить студентов-менеджеров мастерству формулировки своих же в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.021 с.) |