Феноменология лидерства: понятие и проблема генезиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменология лидерства: понятие и проблема генезиса



Проблема лидерства уходит в ситуацию взаимоотношений людей. С доисторического периода были вожаки и подчиненные. Формальная конструкция социального управления присутствовала в эпоху античности, в которой отличались лидеры – монархи, фараоны, генералы, цари и др. Эта лестница лидерства приводила правительство или к развитию, или к провалу.

Платон стал одним из первых, кто коснулся проблемы лидерства, внеся предложение о трех образах лидерства: а) философ – дипломат, управляющий республикой при помощи своего интеллекта, логики и справедливости; 6) защитник правительства,подчиняющий людей собственной воле; в) практичный человек, гарантирующий жизнь без нужды. Исследуя генезис лидерства, заметим, что весомое воздействие на изучение лидерства оказали труды Н. Макиавелли, Плутарха, Монтескье. Так, доктрина лидерства Н. Макиавелли (1522) включает четыре ведущие позиции: 1) влияние руководителя будет стабильно, если есть помощь его последователей; 2) лидер всегда должен ставить в известность своих последователей касаемо своих планов и устремленностей, а те должны адекватно реагировать на ожидания лидера к ним; 3) лидер всегда должен быть напористым и смелым; 4) руководитель, как пример разумности и верности для своих приверженцев.

В трудах таких деятелей, как: Т. Карлейль (1840), Г. Спенсер (1880), А. Жоли (1883), Г. Тард (1886), Г. Лебон (1895), лидерство сравнимо с героизмом, а лидеру присущи умения влияния, харизма, смелость и другое.

Из предположений З. Фрейда (1927), историю делают самые сильные личности, которым по силам направлять людей заниматься полезной работой, словно загипнотизированных. По Фрейду – основу лидерства составляет подавленное либидо. Корни повиновения лидеру уходят в юношество, во взаимоотношения с семьей, с отцом. В этом значении авторитет президента страны равен авторитету родителя.

Э. Фромм и Т. Адорно, изучая субъективизм лидерства, определили, что, изменяясь, либидо устремляется к желанию обладать властью. Властный человек жаждет освободиться от собственных психологических барьеров, принуждая остальных членов группы повиноваться его волевым качествам. Психоаналитическая психология, в дальнейшем, уделяла много внимания изучению скрытых побуждений человека к власти.

Популярные британские эксперты М. Вудкок и Д. Френсис (1918-1920), рассматривая предназначение лидера, заключили, что человек, являющийся лидером в настоящее время свободно может быть заменен кем-то другим, если набор качеств последующего лидера более востребован ситуацией.

Курт Левин (1937) выявил общую, для управленцев, психологическую стратегию работы, получившую название – лидерство. С той поры социальная психология начала изучение феномена лидерства. Исследователь отметил несколько стилей лидерства. Он обратился к муниципальным источникам и взял из их поля деятельности одни из ранних определений стилей лидерства: авторитарный, демократический, анархический (попустительский) стили.

В сороковых годах 20 века исследователи начали изучать соответствие лидерства с индивидуальными качествами человека. М. Мексон, Ф. Хедоури, М. Альберт представляли лидера человеком, задающим направление деятельности всего коллектива, контролируя их работу и направляя к успеху. По мнению В. Каца и Л. Эдигера (1948), лидерство – это влияние на коллектив, отличающееся неизменностью, логикой и уважением коллектива.

Если рассматривать власть авторитета, с точки зрения психологии, то следует вывод, что при помощи этой власти возможно мотивировать членов группы, не прибегая к грубости и учитывая индивидуальные отличия каждого. Эти лидеры уважают себя, других, уверены в себе, действуют осознанно.

Существенное влияние на феноменологию лидерства было со стороны российских психологов, таких, как: А.Ф. Лазурский (1925), Н.К. Михайловский (1884), А.С. Зaлужный (1921), В.М. Бехтерев (1928) и другие.

Н.К. Михайловский (1884) видит лидера героем, который без промедлений выполнит пожелания толпы и станет в их понимании бесстрашным вожаком, способным вести за собой последователей, сможет вдохновить людей и вживаться в любой образ.

Л. Войтоловский (1925) говорил, что лидер – не обязательно какой-то один определенный индивид, лидером может быть и объединение людей.

В.М. Бехтерев (1928) выделял 2 метода влияния одного индивида на другого, такие, как: побуждение и взаимное внушение. По версии В.М. Бехтерева, лидерство – это причина объединения группы людей в некое единство для стремления к эффективному итогу при достижении общих целей.

Советский исследователь Е.А. Аркин (1936) создал программу - методику для определения вожака. Вожаками могут быть не только те ребята, которые организовывают работу детского коллектива, но и нарушители порядка. Влияние вожака на других детей, по мнению Е.А. Аркина, определяется не привязанностью ребят к вожаку, а тем, что лидер показывает легкодоступные, верные и экономичные способы выхода ребяческой инициативности, привлекая их в игру или работу. То есть, значимость вожака выявляется группой по его способности раскрыть возможности детской активности, сформировав конкретную организацию их действий.

Рассмотренный абстрактный анализ исследования генезиса лидерства выявил, что историческая научная литература объемно раскрывает вопрос по проблеме лидерства и руководства, но тема лидерства, как предмет изучения, сравнительно свежа. Углубленное изучение лидерства началось в начале 20 века, как следствие того, что учеными, в качестве объекта своих исследований было выбрано управление. В 30-50 года изучение феноменологии лидерства стало систематизированным. Целью этих изучений было обнаружение личностных качеств управленцев и лидеров.

Лидерство с интересом исследуется такими науками, как: психология, социология, менеджмент. Понятие «лидерство» по настоящее время не выработало четкого определения, не разработана общая, отражающая различные аспекты лидерства, теория, не дано точное понятие лидеру, но попытаемся урегулировать разные взгляды на эту проблему.

Термин «лидерство» производное от - «лидер» (от английского - управляющий, ведущий за собой) – центр, управляющий сообщества, товарищества, учреждения и т.п.; авторитетный представитель коллектива, с присущими ему престижем и силой воздействия на людей. Лидер всегда авторитетен, высокопоставлен и значим для группы при выполнении объединенных функций коллектива и выстраивания отношений в нем.

Согласно психологической терминологии, лидер – это уполномоченный, в следствие всеобщего признания другими участниками организации, ее участник, берущий на себя ответственность в принятии решений, касающихся интересов группы и задающий направление работы.

Согласно словарю по социальной психологии, лидер – это центральный, авторитетный участник определенного состава группы людей, умеющий воздействовать на нее, организовывая взаимодействие участников группы при выполнении совместной работы. По мнению Р.Л. Кричевского (1993), лидер - это участник группы, влияющий на нее.

В.Т. Лисовский (1994) видит лидера индивидом, умеющим мотивировать людей, воздействовать и вести, работать на полную мощь, стремясь к общей цели; быть объектом подражания, содействовать. Таким образом, лидер – это глава общности людей, чья сила, права и харизма признаны всей группой, готовой идти за ним.

Переходя к раскрытию сути представления о «лидерстве», отметим, что значение этого понятия отображает назначение лидирующего человека, его значимость в социальной среде, сопричастность к ходу происходящего и функциональность. Основные черты лидерства воздействуют на его роль в системе неофициальных отношений, как внутригрупповой феномен.

Б.Д. Парыгин (1973) считал, что лидерство - это процесс управления небольшой группой людей при помощи воздействия на нее, при наличии общей цели, являющейся ориентиром направления работы с устремленностью на успех в короткий период.

Р.Л. Кричевский (1993) рассматривает лидерство, как индивидуально направленный процесс общественного воздействия и контроля совокупности систем и методов психолого-социального влияния неуполномоченного лица с целью получения результативности в достижении общей цели.

В.П. Шейнов (1996) оценивает лидерство как форму отношений между людьми, содержащую несколько составляющих: 1) взаимодействующий коллектив; 2) задания для их коллективного выполнения; 3) присутствие человека с лидерскими качествами для эффективности выполнения работы; 4) сторонники лидера с их персональными умениями и особенностями характера; 5) обстоятельства, необходимые для плодотворного общения группы.

Большая часть имеющихся понятий лидерства распределены в две группы: функция индивидуума – лидера и коллективная.

Делая вывод теоретического анализа, мы выявили, что каждый научный источник предоставляет свою информацию о понятии лидерства. Таким образом, лидерство является обширным социальным явлением, наблюдаемым в структурированных коллективах, организациях, имеющее единую для всех цель; соотношение командования и повиновения в общении внутри группы; умение воздействовать на индивидов и коллектив; способность вести за собой людей, вдохновляя на новые свершения; активная жизненная позиция, смелость, упорство, стрессоустойчивость, выдержка, коммуникабельность, компетентность, субъективизм, самодостаточность и другие качества.

Начиная с момента возникновения и по наше время, феномен лидерства важен и актуален со всей проблематикой. Исследователи и сейчас работают над пониманием «наилучшего стиля лидерства», которые мы рассмотрим в следующем разделе дипломной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.161.212 (0.007 с.)