Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к проблеме сознания.

Поиск

В целом в философии существует несколько подходовк проблеме сознания:

• физикализм;

• солипсизм;

• объективный идеализм;

• умеренный материализм.

 

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

• "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь").

 

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

 

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания";

 

умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

 

Объяснение происхождения сознания.

Вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание — свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

 

Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

 

Согласно "человеческой" точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Материалистическое объяснение сознания. Теория отражения.

В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Ключевыми понятиями теории отражения являются:

• отражение;

• раздражимость;

• чувствительность;

• психическое отражение;

• сознательная форма отражения.

Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

В большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими ("Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной").

Элементарными формами отражения являются:

• механическое;

• физическое;

• химическое.

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:

• раздражимость;

• чувствительность;

• психическое отражение.

Раздражимость — простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример -высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".

Чувствительность — следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Структура сознания.

В основе всех психических процессов лежит память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

 

Движущей силой поведения и сознания людей является потребность – состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находи свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля - это факт сознания, его практичность обнаружения. Воля – это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворения потребности.

Познание.

Познание – обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

 

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

1. сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

2. сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

1. идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

2. материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

 

Два уровня познания.

Чувственное знание – это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что это такое.

Чувственное познание подразделяют на:

1. Ощущение

2. Восприятие

3. Представление

Ощущение – простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Например, в апельсине мы ощущаем оранжевый цвет, специфический запах, вкус.

 

Любой предмет обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств.

 

Возьмем, например, кусочек сахара: он твердый, белый, сладкий, имеет определенную форму, объем и вес. Все эти свойства объединены в одном предмете. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое – кусок сахара. Следовательно, объективной основой восприятия образа как целостного является единство и вместе с тем множество различных сторон и свойств предмета. Целостный образ, отражающий непосредственно взаимодействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.

 

Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя «следы» в мозгу, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы как совершенно незнакомые. Он не узнавал бы их, а стало быть, не осознавал. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.

 

Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы человека и потом восстанавливаются сохранившимся в мозгу связям.

 

Рациональное познание подразделяют на:

1. Понятие

2. Суждение

3. Умозаключение

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений.

 

В отличие от ощущения, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие – дерево вообще.

 

Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

 

Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.

 

Можно сказать, что суждение (или суждения) – это развернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение (или суждения). И все споры о том, что выше – понятие или суждения – это схоластическое, а потому бесплодное занятие.

 

Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мышления понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены в цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое – вывод. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключения, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

 

Умозаключение – более высокий уровень логического опосредования, чем суждение, и оно исторически возникло гораздо позже, - так же, в прочем, как и в онтогенезе, знаменую собой принципиально новый уровень развития мышления.

 

Проблема истины.

Истина – величайшая социальная и личная ценность. Она укорена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает.

Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

 

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

 

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества.

 

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина - это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание.

 

Понятие "относительная истина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента. Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной.

 

Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного

мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а

также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная,

обыденная, нравственная.

При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение. И истина и

заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса

познания.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету,

несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно

из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания.

Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения

многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские,

эмпирические и теоретические.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения

истины в корыстных целях и дезинформации - передачи

ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и

подлог.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.159 (0.011 с.)