Раздел 2. Основные формы массового сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Основные формы массового сознания.



Тема 1. Мифологическое сознание.

Проблема генезиса массового сознания. Сакральные (священные) и профанные (светские) явления бытия (Э. Дюркгейм). Доминирование сакральной реальности в первобытном сознании. Миф как идея сакрального. Основные подходы к изучению мифологического сознания (Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрейзер, М. Мюллер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, К.Г. Юнг). Виды мифов: мифы о животных; астральные, солярные, лунарные; космогонические (креационные и эволюционные); антропогонические; о смерти и загробном мире; эсхатологические; культовые. «Высшая» и «низшая» мифология». Ритуал (обряд, церемониал) как проявление массового сознания. Религиозный, «гражданский» и повседневный ритуал. Механизмы «деритуализации» и «реритуализации» в теории самоактуализации А. Маслоу. Понятие символа. Символика. Символическое действие как совокупность ритуала и мифа. Ритуал и миф как практический и теоретический аспекты первобытного сознания, его форма и содержание. Первичность возникновения ритуала.

Проблема возникновения (генезиса) массового сознания. Общество.

Первобытное общество – мифология.

 

Э. Дюркгейм: все явления бытия в любой религиозной системе разделяются на сакральные (священные) и профанные (светские). К области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаются как трансцендентные и выделяющиеся из повседневного хода событий. «Необъяснимые явления» - рождение, смерть, болезнь, явления природы (гроза). «Доля сакральной реальности», сокращающаяся в настоящее время (рационализация) и доминировавшая в первобытном сознании.

 

Миф представляет собой идею сакрального, изложенную в форме повествования, воплощающую коллективный опыт и выражающий коллективную совесть.

Ю.М. Лотман: мифологическое сознание – сознание, которое порождает мифологические описания.

Миф (по З. Фрейду) – это тот шаг, при помощи которого отдельный индивид выходит из массовой психологии.

 

Основные школы, рассматривающие мифологическое сознание:

1. Антропологическая или эволюционистская: Э. Тайлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер, Дж. Фрейзер.

Э. Тайлор: Миф – логический путь познания (рационализация) таких сакральных понятий, как смерть, сны, болезнь и т.п. Анимизм.

Дж. Фрейзер: Миф – слепок магического обряда. Магия – приоритет ритуала.

2. Натуралистическая (лингвистическая).

М. Мюллер: Мифы - следствие «болезни языка», т.е. «семантических сдвигов», связанных с утратой первоначального смысла метафор, идиом и т.п. [Зга]

3. Функциональная.

Б. Малиновский: Миф имеет практические функции – кодификация морали, рационализация и оправдание социальных установлений.

4. Структуралистская теория.

К. Леви-Строс: Миф – логический инструмент разрешения (первобытным мышлением) фундаментальных противоречий путем медитации – «прогрессивного посредничества». «Порождающая семантика»: жизнь/смерть – животные/растения – сырое/вареное и т.д.

5. Л. Леви-Брюль: Миф возникает по «закону партиципации» - сопричастия, логического объединения объекта с существующим его тотемом.

6. К.Г. Юнг: Миф = любой продукт воображения. Источник мифа - социальная память, коллективное бессознательное. Миф отождествляется с архетипом.

 

Виды мифов:

- о животных (в т.ч. о метаморфозе – трансформации человек-животное);

- астральные, солярные, лунарные;

- космогонические (креационные и эволюционные);

- антропогонические;

- о смерти и загробном мире;

- эсхатологические (о конце света);

- культовые («либретто», миф как разъяснитель ритуала).

Все эти виды мифов возникают последовательно и по существу представляют собой и этапы развития мифологического сознания.

Современные мифы. [«НЛО-миф» К. Юнга].

 

Ритуал в антропологии означает любые формальные действия, следующие установленному образцу и выражающие общественный или общий смысл посредством символа.

Ритуал (обряд), по Э. Фромму – символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях.

 

Ритуал (обряд, церемониал) как проявление массового сознания. Религиозный, «гражданский» и повседневный ритуал, общие закономерности.

А. Маслоу: «деритуализация» – психологический защитный механизм, заключающийся в неверии современной молодежи в ценности и добродетели, в привычке рассматривать человека в его конкретности, а не в свете его «символических ценностей». «Реритуализация» – важнейший механизм самоактуализации, отказ от этого защитного механизма, «желание иметь возможность увидеть святое, вечное, символическое», «утверждение многих банальных вещей».

 

Ритуалы разделяют на:

- рациональные (не несущие негативного оттенка);

- иррациональные (навязчивости).

 

Символ – образ, являющийся представителем других образов, содержаний и отношений.

Символ – любые знаки, жесты, артефакты или понятия, что-то означающие, что-то выражающие и на что-то указывающие, называются символами. Передают общие эмоции, информацию или ощущения, определяют социальную сплоченность.

В отличие от знака, положительной характеристикой которого является однозначность, символ положительно оценивается по многозначности.

Проблема «универсальности» символов.

 

Символическое действие – ритуал (обряд) и миф тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой, соответственно, практический и теоретический аспекты первобытного сознания, его форму и содержание.

 

Обряд принято считать более приоритетной (первичной) и устойчивой частью первобытного сознания.

Первичность возникновения обряда и сохранение его при определенной утрате первоначального смысла.

 

При появлении религии происходит разделение мифов на эзотерические и экзотерические. Обряд инициации как форма «допуска» к эзотерическому.

 

При дальнейшем развитии общества и появлении классов, страт и т.п. мифология разделяется на:

- высшую (боги, герои);

- низшую (духи земли и воды).

Низшая мифология является гораздо более устойчивой в массовом сознании.

Вопросы и задания:

 

7. Раскройте проблему происхождения массового сознания. Дайте определение сакральным и профанным явлениям бытия.

8. Охарактеризуйте основные научные подходы к изучению мифологического сознания.

9. Дайте характеристику отдельным видам мифов.

10. Раскройте сущность ритуала (обряда, церемониала) как проявления массового сознания.

11. Определите понятие «символ». Раскройте содержание символического действия.

12. Охарактеризуйте ритуал и миф как форму и содержание первобытного сознания.

 

Основная литература:

 

3. Мифы народов мира. Энциклопедия (В 2 томах). – М., Советская энциклопедия, - 1980. – т. 1. А-К.- 672 с.

4. Психология масс. Хрестоматия /Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, Издательский Дом «БАХРАХ», 2001. – 592 с.

 

Дополнительная литература:

 

10. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.

11. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., Политиздат. – 1991. – 525 с.

13. Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М., 1998.

14. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. – М., Политиздат. – 1989. – 573 с.

15. Фрейзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., Политиздат. – 1983. – 703 с.

16. Сайко Э.В. Миф – феномен социальной эволюции, этап становления и способ организации мышления // Мир психологии, 2003. – № 3. – С. 3–11.

17. Элиаде М. Священные тексты народов мира /Пер. с англ. – М., КРОН-ПРЕСС, 1998. – 624 с.

18. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе /Пер. с нем. – М., Наука, 1993. – 192 с.

 

Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru):

3. Брудный А.А. Магия как феномен индивидуального и массового сознания // Околдованная реальность. - М., 1994. - С. 61-73. Реф. в: Альфа и Омега культуры. - М.: ИНИОН, 1998. - С. 229-232

4. Вайсман Н.И., Пылаева О.Б. Мифология. Постижение в учебном процессе: Учеб.-метод. пособие / Благовещ. гос. пед. ун-т. - Благовещенск, 1999. - 59 с.:

 

Темы докладов и рефератов:

 

1. Повседневный этикет как проявление массового сознания.

2. Символика во внешнем облике человека.

3. Символика и творчество.

4. Архетипы в мифах народов мира.

5. НЛО как современный миф.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.154.243 (0.024 с.)