Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Основные формы массового сознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Мифологическое сознание. Проблема генезиса массового сознания. Сакральные (священные) и профанные (светские) явления бытия (Э. Дюркгейм). Доминирование сакральной реальности в первобытном сознании. Миф как идея сакрального. Основные подходы к изучению мифологического сознания (Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрейзер, М. Мюллер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, К.Г. Юнг). Виды мифов: мифы о животных; астральные, солярные, лунарные; космогонические (креационные и эволюционные); антропогонические; о смерти и загробном мире; эсхатологические; культовые. «Высшая» и «низшая» мифология». Ритуал (обряд, церемониал) как проявление массового сознания. Религиозный, «гражданский» и повседневный ритуал. Механизмы «деритуализации» и «реритуализации» в теории самоактуализации А. Маслоу. Понятие символа. Символика. Символическое действие как совокупность ритуала и мифа. Ритуал и миф как практический и теоретический аспекты первобытного сознания, его форма и содержание. Первичность возникновения ритуала. Проблема возникновения (генезиса) массового сознания. Общество. Первобытное общество – мифология.
Э. Дюркгейм: все явления бытия в любой религиозной системе разделяются на сакральные (священные) и профанные (светские). К области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаются как трансцендентные и выделяющиеся из повседневного хода событий. «Необъяснимые явления» - рождение, смерть, болезнь, явления природы (гроза). «Доля сакральной реальности», сокращающаяся в настоящее время (рационализация) и доминировавшая в первобытном сознании.
Миф представляет собой идею сакрального, изложенную в форме повествования, воплощающую коллективный опыт и выражающий коллективную совесть. Ю.М. Лотман: мифологическое сознание – сознание, которое порождает мифологические описания. Миф (по З. Фрейду) – это тот шаг, при помощи которого отдельный индивид выходит из массовой психологии.
Основные школы, рассматривающие мифологическое сознание: 1. Антропологическая или эволюционистская: Э. Тайлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер, Дж. Фрейзер. Э. Тайлор: Миф – логический путь познания (рационализация) таких сакральных понятий, как смерть, сны, болезнь и т.п. Анимизм. Дж. Фрейзер: Миф – слепок магического обряда. Магия – приоритет ритуала. 2. Натуралистическая (лингвистическая). М. Мюллер: Мифы - следствие «болезни языка», т.е. «семантических сдвигов», связанных с утратой первоначального смысла метафор, идиом и т.п. [Зга] 3. Функциональная. Б. Малиновский: Миф имеет практические функции – кодификация морали, рационализация и оправдание социальных установлений. 4. Структуралистская теория. К. Леви-Строс: Миф – логический инструмент разрешения (первобытным мышлением) фундаментальных противоречий путем медитации – «прогрессивного посредничества». «Порождающая семантика»: жизнь/смерть – животные/растения – сырое/вареное и т.д. 5. Л. Леви-Брюль: Миф возникает по «закону партиципации» - сопричастия, логического объединения объекта с существующим его тотемом. 6. К.Г. Юнг: Миф = любой продукт воображения. Источник мифа - социальная память, коллективное бессознательное. Миф отождествляется с архетипом.
Виды мифов: - о животных (в т.ч. о метаморфозе – трансформации человек-животное); - астральные, солярные, лунарные; - космогонические (креационные и эволюционные); - антропогонические; - о смерти и загробном мире; - эсхатологические (о конце света); - культовые («либретто», миф как разъяснитель ритуала). Все эти виды мифов возникают последовательно и по существу представляют собой и этапы развития мифологического сознания. Современные мифы. [«НЛО-миф» К. Юнга].
Ритуал в антропологии означает любые формальные действия, следующие установленному образцу и выражающие общественный или общий смысл посредством символа. Ритуал (обряд), по Э. Фромму – символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях.
Ритуал (обряд, церемониал) как проявление массового сознания. Религиозный, «гражданский» и повседневный ритуал, общие закономерности. А. Маслоу: «деритуализация» – психологический защитный механизм, заключающийся в неверии современной молодежи в ценности и добродетели, в привычке рассматривать человека в его конкретности, а не в свете его «символических ценностей». «Реритуализация» – важнейший механизм самоактуализации, отказ от этого защитного механизма, «желание иметь возможность увидеть святое, вечное, символическое», «утверждение многих банальных вещей».
Ритуалы разделяют на: - рациональные (не несущие негативного оттенка); - иррациональные (навязчивости).
Символ – образ, являющийся представителем других образов, содержаний и отношений. Символ – любые знаки, жесты, артефакты или понятия, что-то означающие, что-то выражающие и на что-то указывающие, называются символами. Передают общие эмоции, информацию или ощущения, определяют социальную сплоченность. В отличие от знака, положительной характеристикой которого является однозначность, символ положительно оценивается по многозначности. Проблема «универсальности» символов.
Символическое действие – ритуал (обряд) и миф тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой, соответственно, практический и теоретический аспекты первобытного сознания, его форму и содержание.
Обряд принято считать более приоритетной (первичной) и устойчивой частью первобытного сознания. Первичность возникновения обряда и сохранение его при определенной утрате первоначального смысла.
При появлении религии происходит разделение мифов на эзотерические и экзотерические. Обряд инициации как форма «допуска» к эзотерическому.
При дальнейшем развитии общества и появлении классов, страт и т.п. мифология разделяется на: - высшую (боги, герои); - низшую (духи земли и воды). Низшая мифология является гораздо более устойчивой в массовом сознании. Вопросы и задания:
7. Раскройте проблему происхождения массового сознания. Дайте определение сакральным и профанным явлениям бытия. 8. Охарактеризуйте основные научные подходы к изучению мифологического сознания. 9. Дайте характеристику отдельным видам мифов. 10. Раскройте сущность ритуала (обряда, церемониала) как проявления массового сознания. 11. Определите понятие «символ». Раскройте содержание символического действия. 12. Охарактеризуйте ритуал и миф как форму и содержание первобытного сознания.
Основная литература:
3. Мифы народов мира. Энциклопедия (В 2 томах). – М., Советская энциклопедия, - 1980. – т. 1. А-К.- 672 с. 4. Психология масс. Хрестоматия /Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, Издательский Дом «БАХРАХ», 2001. – 592 с.
Дополнительная литература:
10. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994. 11. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994. 12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., Политиздат. – 1991. – 525 с. 13. Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М., 1998. 14. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. – М., Политиздат. – 1989. – 573 с. 15. Фрейзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., Политиздат. – 1983. – 703 с. 16. Сайко Э.В. Миф – феномен социальной эволюции, этап становления и способ организации мышления // Мир психологии, 2003. – № 3. – С. 3–11. 17. Элиаде М. Священные тексты народов мира /Пер. с англ. – М., КРОН-ПРЕСС, 1998. – 624 с. 18. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе /Пер. с нем. – М., Наука, 1993. – 192 с.
Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru): 3. Брудный А.А. Магия как феномен индивидуального и массового сознания // Околдованная реальность. - М., 1994. - С. 61-73. Реф. в: Альфа и Омега культуры. - М.: ИНИОН, 1998. - С. 229-232 4. Вайсман Н.И., Пылаева О.Б. Мифология. Постижение в учебном процессе: Учеб.-метод. пособие / Благовещ. гос. пед. ун-т. - Благовещенск, 1999. - 59 с.:
Темы докладов и рефератов:
1. Повседневный этикет как проявление массового сознания. 2. Символика во внешнем облике человека. 3. Символика и творчество. 4. Архетипы в мифах народов мира. 5. НЛО как современный миф.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.007 с.) |