Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Формирование массового сознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Механизмы формирования массового сознания. Подражание и его основные характеристики. Теория подражания Г. Тарда. Имитация и «социальное подражание» (идентификация). Формы подражания (по Г. Тарду): подражание другому человеку; современным или привычным образцам (мода и традиция); самому себе (привычка). Виды подражания: осознанное/неосознанное; буквальное/творческое; полное/частичное; добровольное/принудительное. Законы подражания: от внутреннего к внешнему; от низшего к высшему. Готовность к подражанию. Заражение как механизм передачи эмоционального состояния (Г. Лебон, Б.Ф. Поршнев). Внушение как целенаправленное неаргументированное воздействие (У. Макдауголл, З. Фрейд, В.М. Бехтерев, Б.Ф. Поршнев, С. Московиси). Феномен взаимовнушения. Суггестия и контрсуггестия. Понятие внушаемости. Факторы внушаемости. Убеждение и пропаганда. Факторы, определяющие формирование массового сознания: уровень интеллектуального и эмоционального развития, конформности членов общности. «Процессы социального влияния»: подчинение, идентификация, интернализация (Г. Келмен). Основные институты формирования массового сознания. «Модель экологических систем» У. Бронфенбреннера. Механизмы формирования массового сознания (по Г.М. Андреевой): подражание, заражение, внушение.
Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Следование какому-либо примеру, образцу. Основной признак - пассивность. Подражание действию, мимике, одежде и т.п. Речеподражание.
Теория подражания Г. Тарда: подражание частный случай более общего «мирового закона повторения», источник прогресса, развития общества, аналог наследственности. Подражание – механизм социальной динамики. Э. Канетти: универсальная биологическая тенденция – бесконечное воспроизводство – основная закономерность существования всякой массы. Подражание часто отождествляется с имитацией. Имитация – повторение двигательной реакции, не испытывая действия внешних раздражителей, породивших эту реакцию. В основе - стадный инстинкт, инстинкт подражания. [Эхолалия, эхопраксия; фальстарт]. Д.В. Ольшанский: У человека скорее - «досознательное отождествление», эмпатия, неосознанное сопереживание. Социальное подражание ( идентификация ) - «уважительное» подражание. Идентификация по Фрейду – защитный механизм, заключающийся в преодолении страха перед лицом, его вызывающим (прежде всего - отцом или старшим братом) путем уподобления ему. [Стокгольмский синдром]. Формы подражания (по Тарду): - другому человеку; - современным или привычным образцам (мода и традиция); - самому себе (привычка). [Соответствие возрасту] Виды подражания: - осознанное/неосознанное; - буквальное (простая репродукция)/ относительно творческое; - полное/частичное; - добровольное/принудительное. [Армия. «Колесо»] Законы подражания: - от внутреннего к внешнему (от содержания к форме); - от низшего к высшему (периферия центру и т.п.).
Механизм подражания: снижение уровня рациональности индивидуального сознания, повышение его эмоциональности в массе. Р. Чалдини: «плюралистическое невежество». Роль СМИ в подражании. Д. Филипс: «Феномен Вертера» - рост числа самоубийств после сообщения в СМИ: +58 самоубийств после каждой публикации. Готовность к подражанию. Стремление подражать, поиск объекта подражания. «Образец для подражания». Потребность в регуляции своих эмоциональных состояний путем пребывания в массе. Репродуктивность мышления. Низкая ассертивность – уступчивость. Факторы готовности: 1. Возраст (более свойственно детям, менее – старикам. Обучение и воспитание). 2. Пол (мужчины менее склонны, кроме того, у них инструментальное подражание, у женщин – эмоциональное). 3. Образование (чем, выше, тем меньше склонность; подражание абстрактным, а не конкретным образцам). [«Благородный муж» Конфуция] 4. Принадлежность к большинству (меньшинства более склонны к подражанию). Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, «психического настроя». Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственно смыслового воздействия. Г. Лебон: «феномен гипнотического ряда». «В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интересов общего». Религиозный экстаз, массовое помешательство (психоз), спортивный экстаз, массовая паника. При наличии обратной связи заражение нарастает в силу взаимной индукции, приобретая вид особой циркулярной реакции. Т.е. 2 стороны. Б.Ф. Поршнев: заражение = внушение + подражание. Это означает, что заражение складывается из внешнего воздействия (внушения) заражающего и внутренней реакции (подражания) заражающегося.
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Некритическое принятие информации. Осуществляется посредством речи, «словесное заражение». У. Макдауголл – первичная индукция аффекта. З. Фрейд – либидо. Лидер, вождь – лицо, заменяющее массе гипнотизера, исполняет роль идеального отца и фокусирует на себе либидозные склонности членов массы.. Фрейд пишет об «искусственной массе» - войске или церкви.
Взаимовнушение - увеличение силы и эффекта внушения. Б.Ф. Поршнев: эффект внушения растет быстрее, чем число подвергаемых внушению.
В.М. Бехтерев – два вида внушения: 1. Медицинское внушение (гипноз); Ф. Месмер: «магнетизм». Ж.М. Шарко: «истерия». Современные подходы (М. Эриксон и др.) – в основе эффекта гипноза измененные состояния сознания (состояние транса, фазовые, промежуточные состояния). «Частичное бодрствование» позволяет информации усваиваться в обход «фильтра» критичности. [Наркогипноз]. 2. Внушение в бодрствующем состоянии (в общественной жизни). С. Московичи: 3 стратегии – театрализация, ритуал, пропаганда. Основные механизмы: - повторение (выработка условного рефлекса, связки между понятиями, в т.ч. ложной; - демагогия (неясность, «магические слова», решительность, минимум информации - максимум эмоциональности, яркие лозунги, афоризмы); - ложь. Суггестия и контрсуггестия. Эффект доверия. Внушаемость (гипнабельность). Уровень критического отношения к говорящему и его словам, сопоставление с собственным опытом. Факторы внушаемости: детский возраст; утомление и истощение; страх, растерянность, неуверенность; сниженный тонус коры мозга (фазовые состояния). Внушение = заражение + подражание.
Убеждение (пропаганда) – в отличие от внушения, апелляция к логике и сознанию. Словесно-логический вариант внушения. Б.Ф. Поршнев: дополнительный, вспомогательный механизм формирования массового сознания.
Факторы, определяющие формирование массового сознания. 1. Уровень интеллектуального и эмоционального развития, конформности членов общности. Типы отношения личности к социальным представлениям, определяющиеся уровнем конформности, по Г. Келмену проявляются в преобладании одного из трех процессов, которые он называет «процессами социального влияния»:подчинения, идентификации или интернализации. Тем самым уровень конформности в общности определяет особенности массового сознания через выбор преимущественных способов его наполнения представлениями общества. 2. Тип «транслятора социального опыта». В «модели экологических систем» У. Бронфенбреннера жизненная среда человека представляет собой концентрически расширяющиеся системы, как бы вложенные одна в другую: - микросистема (например, мать), - мезосистема (семья, школа, сверстники, соседи), - экзосистема (расширенная семья, место работы родителей, средства массовой информации), - макросистема (общество в целом, его законы, традиции и собственно ценности). При этом система более высокого уровня оказывает влияние на нижележащие, и наиболее значительную роль играет макросистема, воздействуя на все другие уровни экологической модели. Данная модель отражает последовательные стадии динамики системы ценностных ориентаций личности, соответствуя постепенному освоению жизненных сред, границы которых собственно и определяются усвоенными на данном уровне развития ценностями.
Вопросы и задания:
1. Раскройте психологическое содержание подражания как механизма формирования массового сознания. 2. Охарактеризуйте основные виды и формы подражания. 3. Дайте характеристику заражению как механизму передачи эмоционального состояния в массе. 4. Раскройте сущность внушения как целенаправленного неаргументированного воздействия. 5. Определите основные формы внушения. 6. Выделите основные институты и факторы формирования массового сознания.
Основная литература: 4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с. 5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с. 6. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос). – СПб., СпбГУ, 2002. - 176 с. Дополнительная литература: 1. Бехтерев В.М. Внушение и толпа. – М.: Изд –во Эксмо; СПб: Terra Fantastica, 2003. - 31с. 2. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР / Пер. с англ. – М., 1976. – 165 с. 3. Политическая реклама. - М., Центр политического консультирования «Никколо М», 1999. – 240 с. 4. Тард Г. Время толпы./ Пер. с фр. – Л.: ЛГУ, 1964. – 210с. 5. Тард Г. Преступная толпа – М.: Прогресс, 1976. – 312с. Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru): 1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / РАН. Ин-т философии. - М., 1999. - 235 с. 2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с. 3. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Основные структурные элементы информационно-психологического воздействия, определяющие содержание информационно-психологической войны // Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М., 2003. - 8 с. Темы докладов и рефератов:
1. Понятие «харизмы» в психоаналитической традиции. 2. Психотехники достижения измененного состояния сознания. 3. Наркоанализ и наркогипноз. 4. Основные приемы массовой пропаганды как словесно-логической формы внушения. 5. Приемы и техники манипулирования массовым сознанием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.009 с.) |