Тема 6. Формирование массового сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Формирование массового сознания.



Механизмы формирования массового сознания. Подражание и его основные характеристики. Теория подражания Г. Тарда. Имитация и «социальное подражание» (идентификация). Формы подражания (по Г. Тарду): подражание другому человеку; современным или привычным образцам (мода и традиция); самому себе (привычка). Виды подражания: осознанное/неосознанное; буквальное/творческое; полное/частичное; добровольное/принудительное. Законы подражания: от внутреннего к внешнему; от низшего к высшему. Готовность к подражанию. Заражение как механизм передачи эмоционального состояния (Г. Лебон, Б.Ф. Поршнев). Внушение как целенаправленное неаргументированное воздействие (У. Макдауголл, З. Фрейд, В.М. Бехтерев, Б.Ф. Поршнев, С. Московиси). Феномен взаимовнушения. Суггестия и контрсуггестия. Понятие внушаемости. Факторы внушаемости. Убеждение и пропаганда.

Факторы, определяющие формирование массового сознания: уровень интеллектуального и эмоционального развития, конформности членов общности. «Процессы социального влияния»: подчинение, идентификация, интернализация (Г. Келмен). Основные институты формирования массового сознания. «Модель экологических систем» У. Бронфенбреннера.

Механизмы формирования массового сознания (по Г.М. Андреевой): подражание, заражение, внушение.

 

Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Следование какому-либо примеру, образцу.

Основной признак - пассивность.

Подражание действию, мимике, одежде и т.п. Речеподражание.

 

Теория подражания Г. Тарда: подражание частный случай более общего «мирового закона повторения», источник прогресса, развития общества, аналог наследственности. Подражание – механизм социальной динамики.

Э. Канетти: универсальная биологическая тенденция – бесконечное воспроизводство – основная закономерность существования всякой массы.

Подражание часто отождествляется с имитацией.

Имитация – повторение двигательной реакции, не испытывая действия внешних раздражителей, породивших эту реакцию. В основе - стадный инстинкт, инстинкт подражания. [Эхолалия, эхопраксия; фальстарт].

Д.В. Ольшанский: У человека скорее - «досознательное отождествление», эмпатия, неосознанное сопереживание.

Социальное подражание ( идентификация ) - «уважительное» подражание.

Идентификация по Фрейду – защитный механизм, заключающийся в преодолении страха перед лицом, его вызывающим (прежде всего - отцом или старшим братом) путем уподобления ему. [Стокгольмский синдром].

Формы подражания (по Тарду):

- другому человеку;

- современным или привычным образцам (мода и традиция);

- самому себе (привычка). [Соответствие возрасту]

Виды подражания:

- осознанное/неосознанное;

- буквальное (простая репродукция)/ относительно творческое;

- полное/частичное;

- добровольное/принудительное. [Армия. «Колесо»]

Законы подражания:

- от внутреннего к внешнему (от содержания к форме);

- от низшего к высшему (периферия центру и т.п.).

 

Механизм подражания: снижение уровня рациональности индивидуального сознания, повышение его эмоциональности в массе.

Р. Чалдини: «плюралистическое невежество».

Роль СМИ в подражании. Д. Филипс: «Феномен Вертера» - рост числа самоубийств после сообщения в СМИ: +58 самоубийств после каждой публикации.

Готовность к подражанию. Стремление подражать, поиск объекта подражания. «Образец для подражания». Потребность в регуляции своих эмоциональных состояний путем пребывания в массе. Репродуктивность мышления. Низкая ассертивность – уступчивость.

Факторы готовности:

1. Возраст (более свойственно детям, менее – старикам. Обучение и воспитание).

2. Пол (мужчины менее склонны, кроме того, у них инструментальное подражание, у женщин – эмоциональное).

3. Образование (чем, выше, тем меньше склонность; подражание абстрактным, а не конкретным образцам). [«Благородный муж» Конфуция]

4. Принадлежность к большинству (меньшинства более склонны к подражанию).

Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, «психического настроя».

Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственно смыслового воздействия.

Г. Лебон: «феномен гипнотического ряда». «В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интересов общего».

Религиозный экстаз, массовое помешательство (психоз), спортивный экстаз, массовая паника.

При наличии обратной связи заражение нарастает в силу взаимной индукции, приобретая вид особой циркулярной реакции.

Т.е. 2 стороны.

Б.Ф. Поршнев: заражение = внушение + подражание.

Это означает, что заражение складывается из внешнего воздействия (внушения) заражающего и внутренней реакции (подражания) заражающегося.

 

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Некритическое принятие информации. Осуществляется посредством речи, «словесное заражение».

У. Макдауголл – первичная индукция аффекта.

З. Фрейд – либидо. Лидер, вождь – лицо, заменяющее массе гипнотизера, исполняет роль идеального отца и фокусирует на себе либидозные склонности членов массы..

Фрейд пишет об «искусственной массе» - войске или церкви.

 

Взаимовнушение - увеличение силы и эффекта внушения.

Б.Ф. Поршнев: эффект внушения растет быстрее, чем число подвергаемых внушению.

 

В.М. Бехтерев – два вида внушения:

1. Медицинское внушение (гипноз);

Ф. Месмер: «магнетизм». Ж.М. Шарко: «истерия».

Современные подходы (М. Эриксон и др.) – в основе эффекта гипноза измененные состояния сознания (состояние транса, фазовые, промежуточные состояния). «Частичное бодрствование» позволяет информации усваиваться в обход «фильтра» критичности. [Наркогипноз].

2. Внушение в бодрствующем состоянии (в общественной жизни).

С. Московичи: 3 стратегии – театрализация, ритуал, пропаганда.

Основные механизмы:

- повторение (выработка условного рефлекса, связки между понятиями, в т.ч. ложной;

- демагогия (неясность, «магические слова», решительность, минимум информации - максимум эмоциональности, яркие лозунги, афоризмы);

- ложь.

Суггестия и контрсуггестия. Эффект доверия.

Внушаемость (гипнабельность). Уровень критического отношения к говорящему и его словам, сопоставление с собственным опытом.

Факторы внушаемости: детский возраст; утомление и истощение; страх, растерянность, неуверенность; сниженный тонус коры мозга (фазовые состояния).

Внушение = заражение + подражание.

 

Убеждение (пропаганда) – в отличие от внушения, апелляция к логике и сознанию. Словесно-логический вариант внушения.

Б.Ф. Поршнев: дополнительный, вспомогательный механизм формирования массового сознания.

 

Факторы, определяющие формирование массового сознания.

1. Уровень интеллектуального и эмоционального развития, конформности членов общности.

Типы отношения личности к социальным представлениям, определяющиеся уровнем конформности, по Г. Келмену проявляются в преобладании одного из трех процессов, которые он называет «процессами социального влияния»:подчинения, идентификации или интернализации. Тем самым уровень конформности в общности определяет особенности массового сознания через выбор преимущественных способов его наполнения представлениями общества.

2. Тип «транслятора социального опыта».

В «модели экологических систем» У. Бронфенбреннера жизненная среда человека представляет собой концентрически расширяющиеся системы, как бы вложенные одна в другую:

- микросистема (например, мать),

- мезосистема (семья, школа, сверстники, соседи),

- экзосистема (расширенная семья, место работы родителей, средства массовой информации),

- макросистема (общество в целом, его законы, традиции и собственно ценности).

При этом система более высокого уровня оказывает влияние на нижележащие, и наиболее значительную роль играет макросистема, воздействуя на все другие уровни экологической модели. Данная модель отражает последовательные стадии динамики системы ценностных ориентаций личности, соответствуя постепенному освоению жизненных сред, границы которых собственно и определяются усвоенными на данном уровне развития ценностями.

 

Вопросы и задания:

 

1. Раскройте психологическое содержание подражания как механизма формирования массового сознания.

2. Охарактеризуйте основные виды и формы подражания.

3. Дайте характеристику заражению как механизму передачи эмоционального состояния в массе.

4. Раскройте сущность внушения как целенаправленного неаргументированного воздействия.

5. Определите основные формы внушения.

6. Выделите основные институты и факторы формирования массового сознания.

 

Основная литература:

4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.

5. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с.

6. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос). – СПб., СпбГУ, 2002. - 176 с.

Дополнительная литература:

1. Бехтерев В.М. Внушение и толпа. – М.: Изд –во Эксмо; СПб: Terra Fantastica, 2003. - 31с.

2. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР / Пер. с англ. – М., 1976. – 165 с.

3. Политическая реклама. - М., Центр политического консультирования «Никколо М», 1999. – 240 с.

4. Тард Г. Время толпы./ Пер. с фр. – Л.: ЛГУ, 1964. – 210с.

5. Тард Г. Преступная толпа – М.: Прогресс, 1976. – 312с.

Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru):

1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / РАН. Ин-т философии. - М., 1999. - 235 с.

2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.

3. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Основные структурные элементы информационно-психологического воздействия, определяющие содержание информационно-психологической войны // Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М., 2003. - 8 с.

Темы докладов и рефератов:

 

1. Понятие «харизмы» в психоаналитической традиции.

2. Психотехники достижения измененного состояния сознания.

3. Наркоанализ и наркогипноз.

4. Основные приемы массовой пропаганды как словесно-логической формы внушения.

5. Приемы и техники манипулирования массовым сознанием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.017 с.)