Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства контроля и самоконтроля – регуляторы поведения человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Представления, доминирующие в сознании общества определяют форму удовлетворения потребностей отдельного человека, выступая как регулятор его поведения.
Реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях регулируют установки, аттитюды и ценностные ориентации личности.
Установка (по Д.Н. Узнадзе) - это особое регулятивное образование, которое включается при наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности. А.С. Прангишвили: Функция установки состоит в том, что она «указывает» потребности предмет, способный удовлетворить ее в данной ситуации. Аттитюд (социальная установка) - «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» (У. Томас и Ф. Знанецкий). Используется для характеристики социальной регуляции поведения человека. Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным. В отличие от установки, имеющей скорее неосознанный характер, аттитюд понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей, как более общих, абстрактных принципов, применительно к конкретному объекту.
Ценностные ориентации - направленность на те или иные ценности. Двойственное по своему происхождению образование, основанное одновременно на индивидуальном и социальном опыте.
В.Я. Ядов объединяет различные регулятивные образования (установки, аттитюды и ценностные ориентации личности) как диспозиции, т.е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности», В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований: 1. Элементарные фиксированные установки (низший уровень системы диспозиций), носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. 2. Аттитюды (социально фиксированные установки), формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. 3. Базовые социальные установки - отвечают за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. 4. Система ценностных ориентаций, соответствующая высшим социальным потребностям, и отвечающая за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения – в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности, и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности – за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются степенью биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации, как высший уровень диспозиционной системы полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.
Вопросы и задания:
1. Дайте общую характеристику содержания массового сознания и его основных феноменов. 2. Выделите и опишите основные характеристики общественного настроения. 3. Раскройте сущность социальных представлений как характеристики больших групп. 4. Дайте характеристику социальным стереотипам как феномену массового сознания. 5. Раскройте социально-психологическое содержание предубеждений и предрассудков. 6. Охарактеризуйте виды, содержание и функции социальных норм. 7. Охарактеризуйте установки, аттитюды и ценностные ориентации личности как социальные регуляторы поведения человека. 8. Раскройте содержание диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.Я. Ядова.
Основная литература: 1. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. – М., Политиздат, 1987, – 368 с. 2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с. 3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.[14]
Дополнительная литература: 1. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор. – М., РПО, 1999. – 144 с. 2. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с фр. – М., Центр психологии и психотерапии, 1998. – 560 с. 3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979. - 263 с.
Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru): 1. Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х - 90-х годов: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии. - М.: ИНИОН, 1996. - 115 с. 2. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с. Темы докладов и рефератов:
1. Этнические и социальные (классовые) предубеждения в массовом сознании современной России. 2. Основные характеристики толерантного сознания. 3. Политическая корректность как лингвокультуральная форма толерантного сознания.
Тема 5. Общественное мнение. Общественное мнение как выразитель массового сознания. Социально-психологический (Г. Тард) и политологический (А.Л. Лоуэлл) подходы к изучению общественного мнения. Функции общественного мнения: экспрессивная; контрольная; консультативная; директивная. Содержание общественного мнения: оценочные, аналитические и конструктивные суждения. Содержательные характеристики общественного мнения: «знак» и степень однородности. Факторы, определяющие содержание общественного мнения: характер и структура данной общности (субъект общественного мнения), характер обсуждаемого вопроса (объект общественного мнения). Классификация общественного мнения по структуре, по происхождению, по степени объективности оценки действительности. Каналы и формы выражения общественного мнения: СМИ и средства массовой коммуникации; волеизъявление - выборы, референдумы; собрания, митинги и демонстрации; участие в различных общественных и социальных движениях; выборочные опросы, интервью.
Выразителем массового сознания общества является общественное мнение. [15] Общественное мнение – состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Основные подходы к изучению общественного мнения: Социально-психологический. Г. Тард («Общественное мнение и толпа»): акцент на происхождении общественного мнения, его порожденности публикой. Политологический. А.Л. Лоуэлл («Общественное мнение и народное правительство»), У. Липпман и др.: акцент на компетентности общественного мнения, формах его выражения. Функции общественного мнения: - экспрессивная; - контрольная; - консультативная; - директивная. В целом, общественное мнение выступает в качестве регулятора, как поведения индивида, так и общества в целом. Содержание общественного мнения выражается в оценочных [«все разворовал рыжий Чубайс»], аналитических [Ж.М. Ле Пен: «2 миллиона безработных = 2 миллиона иммигрантов»] и конструктивных суждениях. Содержательными характеристиками общественного мнения являются его знак (+/–) и степень однородности. Общественное мнение может быть классифицировано по следующим основаниям: 1. По структуре: - единодушное (монолитное); - плюралистическое; [% соотношение] 2. По происхождению: - стихийное; - целенаправленно сформированное; 3. По степени объективности оценки действительности: - адекватное; - иллюзорное. [Сталинские процессы о вредителях] Факторы, определяющие содержание общественного мнения: характер и структура данной общности (субъект общественного мнения), а также характер обсуждаемого вопроса (объект общественного мнения). В качестве субъектов общественного мнения выступают различные группы, классы, слои, поколения и т.п. (например, западная молодежь 60-х годов). Каналы и формы выражения общественного мнения: - СМИ и средства массовой коммуникации (Интернет). «Теория удовлетворения и использования» - Рубин, Кац, Блумер: активная роль аудитории, самостоятельный выбор потребителем СМК и подстройка рынка информационных услуг под потребителя; - волеизъявление - выборы, референдумы. Несовершенство пропорциональной и мажоритарной систем; - собрания, митинги и демонстрации; - участие в различных общественных и социальных движениях; - выборочные опросы, интервью и т.п.[16] Легитимные и нелегитимные формы выражения общественного мнения.
Вопросы и задания:
1. Раскройте сущность общественного мнения как выразителя массового сознания. 2. Охарактеризуйте содержание и функции общественного мнения. 3. Опишите основные факторы, определяющие содержание общественного мнения. 4. Выделите основания для классификации общественного мнения. 5. Дайте характеристику основным каналам и формам выражения общественного мнения. Основная литература:
1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с. 2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с.
Дополнительная литература:
1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса /Пер. с англ. – М., Прогресс, 1972. – 392 с. 2. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru):
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.248 (0.006 с.) |