![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства контроля и самоконтроля – регуляторы поведения человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Представления, доминирующие в сознании общества определяют форму удовлетворения потребностей отдельного человека, выступая как регулятор его поведения.
Реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях регулируют установки, аттитюды и ценностные ориентации личности.
Установка (по Д.Н. Узнадзе) - это особое регулятивное образование, которое включается при наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности. А.С. Прангишвили: Функция установки состоит в том, что она «указывает» потребности предмет, способный удовлетворить ее в данной ситуации. Аттитюд (социальная установка) - «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» (У. Томас и Ф. Знанецкий). Используется для характеристики социальной регуляции поведения человека. Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным. В отличие от установки, имеющей скорее неосознанный характер, аттитюд понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей, как более общих, абстрактных принципов, применительно к конкретному объекту.
Ценностные ориентации - направленность на те или иные ценности. Двойственное по своему происхождению образование, основанное одновременно на индивидуальном и социальном опыте.
В.Я. Ядов объединяет различные регулятивные образования (установки, аттитюды и ценностные ориентации личности) как диспозиции, т.е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности», В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований: 1. Элементарные фиксированные установки (низший уровень системы диспозиций), носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. 2. Аттитюды (социально фиксированные установки), формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду.
3. Базовые социальные установки - отвечают за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. 4. Система ценностных ориентаций, соответствующая высшим социальным потребностям, и отвечающая за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения – в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности, и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности – за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются степенью биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации, как высший уровень диспозиционной системы полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.
Вопросы и задания:
1. Дайте общую характеристику содержания массового сознания и его основных феноменов. 2. Выделите и опишите основные характеристики общественного настроения. 3. Раскройте сущность социальных представлений как характеристики больших групп. 4. Дайте характеристику социальным стереотипам как феномену массового сознания. 5. Раскройте социально-психологическое содержание предубеждений и предрассудков. 6. Охарактеризуйте виды, содержание и функции социальных норм. 7. Охарактеризуйте установки, аттитюды и ценностные ориентации личности как социальные регуляторы поведения человека. 8. Раскройте содержание диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.Я. Ядова.
Основная литература: 1. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. – М., Политиздат, 1987, – 368 с. 2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с. 3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.[14]
Дополнительная литература: 1. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор. – М., РПО, 1999. – 144 с. 2. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с фр. – М., Центр психологии и психотерапии, 1998. – 560 с. 3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979. - 263 с.
Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru): 1. Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х - 90-х годов: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии. - М.: ИНИОН, 1996. - 115 с. 2. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с. Темы докладов и рефератов:
1. Этнические и социальные (классовые) предубеждения в массовом сознании современной России. 2. Основные характеристики толерантного сознания. 3. Политическая корректность как лингвокультуральная форма толерантного сознания.
Тема 5. Общественное мнение. Общественное мнение как выразитель массового сознания. Социально-психологический (Г. Тард) и политологический (А.Л. Лоуэлл) подходы к изучению общественного мнения. Функции общественного мнения: экспрессивная; контрольная; консультативная; директивная. Содержание общественного мнения: оценочные, аналитические и конструктивные суждения. Содержательные характеристики общественного мнения: «знак» и степень однородности. Факторы, определяющие содержание общественного мнения: характер и структура данной общности (субъект общественного мнения), характер обсуждаемого вопроса (объект общественного мнения). Классификация общественного мнения по структуре, по происхождению, по степени объективности оценки действительности. Каналы и формы выражения общественного мнения: СМИ и средства массовой коммуникации; волеизъявление - выборы, референдумы; собрания, митинги и демонстрации; участие в различных общественных и социальных движениях; выборочные опросы, интервью.
Выразителем массового сознания общества является общественное мнение. [15] Общественное мнение – состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Основные подходы к изучению общественного мнения: Социально-психологический. Г. Тард («Общественное мнение и толпа»): акцент на происхождении общественного мнения, его порожденности публикой. Политологический. А.Л. Лоуэлл («Общественное мнение и народное правительство»), У. Липпман и др.: акцент на компетентности общественного мнения, формах его выражения. Функции общественного мнения: - экспрессивная; - контрольная; - консультативная; - директивная. В целом, общественное мнение выступает в качестве регулятора, как поведения индивида, так и общества в целом. Содержание общественного мнения выражается в оценочных [«все разворовал рыжий Чубайс»], аналитических [Ж.М. Ле Пен: «2 миллиона безработных = 2 миллиона иммигрантов»] и конструктивных суждениях. Содержательными характеристиками общественного мнения являются его знак (+/–) и степень однородности. Общественное мнение может быть классифицировано по следующим основаниям: 1. По структуре: - единодушное (монолитное);
- плюралистическое; [% соотношение] 2. По происхождению: - стихийное; - целенаправленно сформированное; 3. По степени объективности оценки действительности: - адекватное; - иллюзорное. [Сталинские процессы о вредителях] Факторы, определяющие содержание общественного мнения: характер и структура данной общности (субъект общественного мнения), а также характер обсуждаемого вопроса (объект общественного мнения). В качестве субъектов общественного мнения выступают различные группы, классы, слои, поколения и т.п. (например, западная молодежь 60-х годов). Каналы и формы выражения общественного мнения: - СМИ и средства массовой коммуникации (Интернет). «Теория удовлетворения и использования» - Рубин, Кац, Блумер: активная роль аудитории, самостоятельный выбор потребителем СМК и подстройка рынка информационных услуг под потребителя; - волеизъявление - выборы, референдумы. Несовершенство пропорциональной и мажоритарной систем; - собрания, митинги и демонстрации; - участие в различных общественных и социальных движениях; - выборочные опросы, интервью и т.п.[16] Легитимные и нелегитимные формы выражения общественного мнения.
Вопросы и задания:
1. Раскройте сущность общественного мнения как выразителя массового сознания. 2. Охарактеризуйте содержание и функции общественного мнения. 3. Опишите основные факторы, определяющие содержание общественного мнения. 4. Выделите основания для классификации общественного мнения. 5. Дайте характеристику основным каналам и формам выражения общественного мнения. Основная литература:
1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с. 2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с.
Дополнительная литература:
1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса /Пер. с англ. – М., Прогресс, 1972. – 392 с. 2. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru):
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.5.10 (0.01 с.) |