Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства контроля и самоконтроля – регуляторы поведения человека.

Поиск

Представления, доминирующие в сознании общества определяют форму удовлетворения потребностей отдельного человека, выступая как регулятор его поведения.

 

Реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях регулируют установки, аттитюды и ценностные ориентации личности.

 

Установка (по Д.Н. Узнадзе) - это особое регулятивное образование, которое включается при наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности.

А.С. Прангишвили: Функция установки состоит в том, что она «указывает» потребности предмет, способный удовлетворить ее в данной ситуации.

Аттитюд (социальная установка) - «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» (У. Томас и Ф. Знанецкий).

Используется для характеристики социальной регуляции поведения человека.

Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным.

В отличие от установки, имеющей скорее неосознанный характер, аттитюд понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей, как более общих, абстрактных принципов, применительно к конкретному объекту.

 

Ценностные ориентации - направленность на те или иные ценности. Двойственное по своему происхождению образование, основанное одновременно на индивидуальном и социальном опыте.

 

В.Я. Ядов объединяет различные регулятивные образования (установки, аттитюды и ценностные ориентации личности) как диспозиции, т.е. «предрасположенности».

В своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности», В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований:

1. Элементарные фиксированные установки (низший уровень системы диспозиций), носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей.

2. Аттитюды (социально фиксированные установки), формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду.

3. Базовые социальные установки - отвечают за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека.

4. Система ценностных ориентаций, соответствующая высшим социальным потребностям, и отвечающая за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения.

Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения – в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности, и, наконец, в определенном типе общества в целом.

Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности – за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека.

Уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются степенью биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации, как высший уровень диспозиционной системы полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.

 

Вопросы и задания:

 

1. Дайте общую характеристику содержания массового сознания и его основных феноменов.

2. Выделите и опишите основные характеристики общественного настроения.

3. Раскройте сущность социальных представлений как характеристики больших групп.

4. Дайте характеристику социальным стереотипам как феномену массового сознания.

5. Раскройте социально-психологическое содержание предубеждений и предрассудков.

6. Охарактеризуйте виды, содержание и функции социальных норм.

7. Охарактеризуйте установки, аттитюды и ценностные ориентации личности как социальные регуляторы поведения человека.

8. Раскройте содержание диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.Я. Ядова.

 

Основная литература:

1. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. – М., Политиздат, 1987, – 368 с.

2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с.

3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.[14]

 

Дополнительная литература:

1. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор. – М., РПО, 1999. – 144 с.

2. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с фр. – М., Центр психологии и психотерапии, 1998. – 560 с.

3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979. - 263 с.

 

Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru):

1. Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х - 90-х годов: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии. - М.: ИНИОН, 1996. - 115 с.

2. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

Темы докладов и рефератов:

 

1. Этнические и социальные (классовые) предубеждения в массовом сознании современной России.

2. Основные характеристики толерантного сознания.

3. Политическая корректность как лингвокультуральная форма толерантного сознания.

 

Тема 5. Общественное мнение.

Общественное мнение как выразитель массового сознания. Социально-психологический (Г. Тард) и политологический (А.Л. Лоуэлл) подходы к изучению общественного мнения. Функции общественного мнения: экспрессивная; контрольная; консультативная; директивная. Содержание общественного мнения: оценочные, аналитические и конструктивные суждения. Содержательные характеристики общественного мнения: «знак» и степень однородности. Факторы, определяющие содержание общественного мнения: характер и структура данной общности (субъект общественного мнения), характер обсуждаемого вопроса (объект общественного мнения). Классификация общественного мнения по структуре, по происхождению, по степени объективности оценки действительности. Каналы и формы выражения общественного мнения: СМИ и средства массовой коммуникации; волеизъявление - выборы, референдумы; собрания, митинги и демонстрации; участие в различных общественных и социальных движениях; выборочные опросы, интервью.

 

Выразителем массового сознания общества является общественное мнение. [15]

Общественное мнение – состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Основные подходы к изучению общественного мнения:

Социально-психологический.

Г. Тард («Общественное мнение и толпа»): акцент на происхождении общественного мнения, его порожденности публикой.

Политологический.

А.Л. Лоуэлл («Общественное мнение и народное правительство»), У. Липпман и др.: акцент на компетентности общественного мнения, формах его выражения.

Функции общественного мнения:

- экспрессивная;

- контрольная;

- консультативная;

- директивная.

В целом, общественное мнение выступает в качестве регулятора, как поведения индивида, так и общества в целом.

Содержание общественного мнения выражается в оценочных [«все разворовал рыжий Чубайс»], аналитических [Ж.М. Ле Пен: «2 миллиона безработных = 2 миллиона иммигрантов»] и конструктивных суждениях.

Содержательными характеристиками общественного мнения являются его знак (+/–) и степень однородности.

Общественное мнение может быть классифицировано по следующим основаниям:

1. По структуре:

- единодушное (монолитное);

- плюралистическое; [% соотношение]

2. По происхождению:

- стихийное;

- целенаправленно сформированное;

3. По степени объективности оценки действительности:

- адекватное;

- иллюзорное. [Сталинские процессы о вредителях]

Факторы, определяющие содержание общественного мнения: характер и структура данной общности (субъект общественного мнения), а также характер обсуждаемого вопроса (объект общественного мнения).

В качестве субъектов общественного мнения выступают различные группы, классы, слои, поколения и т.п. (например, западная молодежь 60-х годов).

Каналы и формы выражения общественного мнения:

- СМИ и средства массовой коммуникации (Интернет). «Теория удовлетворения и использования» - Рубин, Кац, Блумер: активная роль аудитории, самостоятельный выбор потребителем СМК и подстройка рынка информационных услуг под потребителя;

- волеизъявление - выборы, референдумы. Несовершенство пропорциональной и мажоритарной систем;

- собрания, митинги и демонстрации;

- участие в различных общественных и социальных движениях;

- выборочные опросы, интервью и т.п.[16]

Легитимные и нелегитимные формы выражения общественного мнения.

 

Вопросы и задания:

 

1. Раскройте сущность общественного мнения как выразителя массового сознания.

2. Охарактеризуйте содержание и функции общественного мнения.

3. Опишите основные факторы, определяющие содержание общественного мнения.

4. Выделите основания для классификации общественного мнения.

5. Дайте характеристику основным каналам и формам выражения общественного мнения.

Основная литература:

 

1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.

2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса /Пер. с англ. – М., Прогресс, 1972. – 392 с.

2. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., Аспект Пресс, 2002. – 203 с.

 

Интернет-источники (издания, размещенные в электронном виде на портале www.auditorium.ru):

 

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., Новая школа, 1996. – 352 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.248 (0.006 с.)