Современная Россия и проблемы девиантного поведения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная Россия и проблемы девиантного поведения



Обстоятельный разговор на эту тему едва ли мог бы уместиться в толстый том - здесь автор лишь попытается кратко очертить круг имеющихся проблем и самых острых, на его взгляд, вопросов.

 

Проблемы идеологии и морали. Изменение общественного устройства современной нам России не могло произойти без свержения прежней идеологии и прежних ценностей. Но само это изменение было спровоцировано не столько несостоятельностью идеи социализма, сколько порочной практикой его строительства. Основные претензии и наиболее тяжкие обвинения, так или иначе, касались категории свободы, имея в виду, в основном, свободу личных убеждений. Второе теоретическое ядро, пущенное в социализм, как идею, состояло в том, что при общем равенстве все-таки неизбежно присутствует неравенство: те, кто управляет, имеют преимущество перед теми, кем управляют. Эти претензии очень серьезны, но, к сожалению, их же можно предъявить практически любому государственному устройству, и, следовательно, они не исключительная прерогатива социализма.

Основными этическими ценностями социалистической морали (помимо декларированной свободы) были равенство, братство, интернационализм. Легко заметить, что при смене общественного устройства и ценности эти были сметены прочь, так сказать, за компанию. Все «советское» выбрасывалось без разбору, чтобы польстить и угодить толпе. Помимо сказанного, идеологический вектор, вектор устремлений и надежд в то время был направлен отчетливо в будущее. Общество (и каждый человек в отдельности) располагали светлой целью своего существования – теперь этого нет, и помыслы всех вынуждены биться в клетке сегодняшнего дня, страшась наступления дня завтрашнего, ибо он не может принести ничего лучшего, а только опасность потерять работу и сбережения вследствие экономических опытов очередного политика-реформатора. И биение это происходит в одиночку. Где же здесь свобода?

Итак, старая идеология была низложена, а на ее месте не появилось ничего нового, кроме конституционно декларированной идеи о том, что отныне отдельный человек становится высшей ценностью. Справедливости ради, следует заметить, что ничего и не могло появиться – идеология может быть только у того государства, которое занято сплочением подданных ради достижения четко оформленных целей. Поскольку с обнаружением этих целей связаны серьезные трудности, легко предположить, что их место не замедлят занять мелкие цели и частные интересы. Возникший идеологический вакуум начал стремительно заполняться, и, прежде всего – духом коммерции. Место идеи свободы в высоком смысле заняла мелкая идейка свободы наживы. Но это было бы пол беды, если бы хотя бы такая свобода была равно доступной. В действительности ни о каком равенстве (в американском понимании этого слова) нет и речи. Это равенство разбивается о ту же бюрократию и коррупцию, что и в советское время, с тем отличием, что нынче не расстреливают у стенки, а стреляют из-за угла (Холодов, Листьев, Тальков).

Вполне закономерным следствием идеи свободы наживы сделалось еще одно понятие, только недавно как следует оформившееся в слове «успешность» - понятие так же высмеиваемое народом, как в свое время это произошло с понятием «новый русский». «Успешный» - это тупо-решительный и упрямый зомби, напичканный штампованными потребностями, не имеющий других мыслей, кроме привнесенных картонных суждений, а в красном углу его избы висит долларовая ассигнация.

К слову, и сфера потребностей «среднего человека» закатывается (вернее: ее усиленно закатывают) за горизонт потребностей самых низких. Основное наступление ведется массированной атакой рекламы на сознание населения. Если по этой рекламе составить психологический портрет «среднего гражданина», то выйдет озабоченный своей сексуальной состоятельностью агрессивный нарциссист, за версту смердящий букетом шампуней и дезодорантов, выпивающий цистерны пива, и закусывающий пластмассовыми куриными бульонами. К слову, такая проблема есть и за границей, но там не боятся с этим бороться с помощью общественного мнения и печатного слова. Те же американцы высмеивают сами себя фразой «Покупаю, следовательно, существую». Надо заметить, что у нас эта проблема имеет и объективные основания: страна, в которой наблюдается катастрофический спад производства, и которая вынуждена кормиться, расточая природные ресурсы, разумеется, сделается мишенью для товарной атаки со стороны. Основное занятие городских жителей, так или иначе, вьется вокруг продажи друг дружке чего-либо, а основной заботой и девизом, начертанным на знаменах коммерческих компаний, сделался «объем продаж», а не «качество», «добротность» и т.п., хоть внешне это и декларируется. Доказательством могут служить толпы молодых людей и девушек – «промоутеров», всей сутью деятельности которых является простая интенсификация оборота, реализуемая через агрессивное навязывание товаров прохожим. Кстати, здесь есть еще одна опасность: если сегодня такая сеть действует в интересах коммерции, то кто поручится за то, что завтра эти же «промоутеры» не начнут агитировать в интересах чьей-то политики? Другое доказательство узнает всякий, кто хоть раз открывал газету с рубрикой «работа». Основные требования к кандидату, которые, как инфекция, перетекают из объявления в объявление, звучат так: «обучаемость» и «нацеленность на результат». Вот их буквальный смысл: признав за собой «обучаемость», вы тем самым показываете согласие на то, чтобы вас заставили думать так, как угодно им, забили вашу голову выгодной им идеологией. «Нацеленность на результат» имеет более привычное, хотя и менее деликатное выражение: «цель оправдывает средства», известное еще со времен Игнатия Лойолы.

Проблемы преступности. Разумеется, что и здесь понадобилось бы много томов, и потому автор ограничится рассмотрением только двух, а по сути дела – одной проблемы. Речь не пойдет о всем известном подъеме преступности – автор намерен лишь связать этот факт с предыдущими вопросами – вопросами идеологии. Если в идеологии и морали образовались пробелы – они сейчас же стремятся заполниться. Но коль скоро это так, коль скоро в стране продолжается борьба за место под солнцем, в эту борьбу включаются теневые, криминальные структуры. Помимо прямой активности по захвату руководящих постов, эти структуры обнаруживают и иную активность – идеологическую. Основное ее проявление – криминализация культуры, привнесение в нее криминальных ценностей и поведенческих стереотипов. Достигается это с помощью экспансии на музыкальный рынок уголовной лирики. Если же кто-то возразит, что это, дескать, проявление свободы творчества, и стихийный процесс конкуренции, то пусть отдаст себе отчет в том, что практически в каждом городе России действует уголовное радио, так или иначе маскирующееся под стыдливым названием жанра – «шансон». Кто оплачивает его работу? Кому это выгодно? Разумеется, что и в уголовной лирике есть место прекрасному и трогательному, как, например, в творчестве такого мэтра жанра, как Новиков – беда в другом, в том, что это прекрасное и трогательное все больше оттесняется низменным и животным. Правда, однако, и то, что криминальная культура может представлять и позитивную оппозицию официальной культуре, например, открыто говорить о том, о чем говорить не принято.

Проблемы культуры и искусства.К предыдущей мысли оставалось только добавить, что уголовная лирика, как жанр, обладает очень низкими художественными качествами, не гнушаясь и грубыми ошибками в ритме и метре, грамматическими ошибками в текстах. Но низкопробность – свойство не только этого жанра этого рода искусства. То же наблюдается в современной музыкальной, литературной и кинематографической продукции, рассчитанной на среднего обывателя. Не вдаваясь в неуместные подробности, можно обобщенно сказать, что основным принципом такого творчества является принцип объективного отражения действительности (особенно наглядно эти попытки видны в творчестве Марининой). Но искусство, помимо принципа свободы творчества и объективности, предполагает еще и сверхзадачу – неявную цель. Предполагается, что, обобщая и создавая художественный образ, автор стремится научить читателя (зрителя, слушателя) чему-то высокому, положительному, доброму. Именно этого признака лишено большинство образчиков современных художественных произведений. На экране мы видим сцены насилия, читаем о них же на страницах детективов, а из динамиков при этом доносятся агрессивные вопли, нецензурная брань или сексуальные излияния псевдомузыкантов, вся активность которых вызвана желанием наживы и дешевой (по духовным затратам) славы. Этим характеризуется современная российская массовая культура, и опять возникает классический римский вопрос: «Кому это выгодно?».

Проблемы науки и образования.На современном этапе развития науки (и это не только в России) одной из основных проблем становится проблема ее рациональных оснований. Наука постмодернистского и постиндустриального периода смещает свои акценты в сторону системного подхода и «человекоразмерной» реальности (например, имеющей расхождения в культурных предпосылках, в языке, и т.д.). Постулируется невозможность абсолютной объективности, из чего следует конкуренция типов рациональности. Сказанное особенно наглядно относится к проблемам нормы и аномалии в нашем «девиантологическом» смысле. Заинтересовавшимся можно порекомендовать работы Поппера, Куна, Лакатоса, Полани, Фейерабенда, Степина, Поруса, Марковой, Микешиной. Однако, это общенаучные теоретические вопросы, а нас сейчас больше интересует практическая сторона. Со сменой общественного устройства в России резко изменились условия научной деятельности. Вектор интересов сместился от фундаментальных (плохо финансируемых) исследований к прикладным, причем имеющим отчетливый коммерческий оттенок. Особенно это касается гуманитарных наук, так или иначе связанных с вопросами управления персоналом, или разного рода воздействия на население, ибо это представляет фактический интерес для тех, кто оплачивает исследования. Сказанное относится и к профессиональному образованию. Следуя конъюнктуре, учебные заведения вынуждены открывать коммерческие специальности и выпускать массовыми тиражами модных специалистов, тогда как те специальности, для обучения которым сохранилась мощная техническая база, значительно менее популярны, ибо мало востребованы. Другая проблема состоит в навязывании учебным заведениям западных стандартов обучения, не адаптированных к российской действительности и российскому образу мысли.

 

Вопросы для самопроверки:

1) Каковы источники терроризма?

2) Перечислите психологические особенности «усредненного» террориста.

3) Какие факторы способствуют девиантному поведению в виртуальном пространстве?

4) Какие социально-политические и культурные особенности современной России, по вашему мнению, способствуют увеличению девиантных стилей и паттернов поведения среднестатистического подростка, юноши, взрослого гражданина?

5) Каков, на ваш взгляд, механизм криминализации сознания населения, привнесения в массовую культуру криминальных ценностей?

 

Словарь терминов

Агрессивность– личностная черта, характеризующаяся постоянно наблюдающейся склонностью к разрешению жизненных ситуаций агрессивными способами, а также к оценке психологически нейтральных ситуаций как оскорбительных или угрожающих.

Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности.

Анализ кросс-культурный – сравнительный анализ одного и того же объекта исследования в различных культурах – как в географическом, так и во временном аспекте.

Анализ структурно-функциональный - принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию).

Аномия – состояние общества, при котором прежние нормы и ценности утратили актуальность, а новые еще не приняты или не устоялись. Термин принадлежит Э.Дюркгейму.

Барбитуровая кислота - бесцветные кристаллы, температура плавления 248 °С (с разложением). Производные барбитуровой кислоты — широко распространенные снотворные средства (барбитураты).

Генерализация реакции – понятие в бихевиоризме, состоящее в том, что стимул способен вызывать ряд реакций, сходных с основной.

Девиантология – условное название области междисциплинарных исследований поведения, отклоняющегося от тех или иных норм. В строгом смысле девиантологии, как самостоятельной науки не существует, поскольку она не обладает собственными предметом, методами, системой профессиональной подготовки.

Дианетика - лженаучное учение некоего Р.Хаббарда, предлагающее способы духовного совершенствования, посредством выявления и устранения с помощью различных психотехник так называемых инграмм – отрицательных сведений в нематериальной субстанции человека. Дианетика является псевдонаучной аналогией древневосточных представлений о карме. Дианетика – основное ядро так называемой саентологии.

Каузальность – принцип изучения личности, предложенный К.-Г.Юнгом, предполагающий выяснение причин, приведших индивида к тому состоянию личностного развития, в котором он пребывает на момент изучения.

Конформность – термин психологи личности и социальной психологии – личностная характеристика, состоящая в низкой способности к самостоятельности в суждениях, поведении, отстаивании собственного мнения.

Конформизм – в социологическом смысле – термин «теории социального напряжения» Р.Мертона, состоящий в принятии индивидом ценностей общества при одновременном принятии и легитимных способов их достижения.

Научение – одно из главных понятий бихевиоризма, определяющееся как закрепление в сознании типичных реакций на типичные стимулы.

Норма социальная – 1) Средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. 2) Совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам.

Поведение агрессивное – к нему относят либо отдельные проявления агрессии, либо имеют в виду агрессивность, как личностную характеристику, провоцирующую такое поведение

Поведение аддиктивное– конкретное поведение, определяющееся и направляющееся действием психической или физической зависимости, например, игровой или наркотической.

Поведение акцентуированное– поведенческий стереотип, свойственный лицам с выраженной той или иной акцентуацией характера.

Поведение асоциальное – 1) Поведение в основе которого лежит вербализуемый асоциальный или антисоциальный мотив. 2) Поведение, могущее быть охарактеризованное другими, как нарушающее какую-либо норму социальную.

Поведение дезадаптивное – 1) Поведение в какой-либо ситуации, по отношению к которой принципиально возможно указать более рациональный способ поведения. 2) Обобщенная характеристика чьего-либо поведения, определяющаяся трудностями социальной адаптации, либо адаптацией к изменяющимся условиям.

Поведение делинквентное – преступное поведение. Может пониматься двояко: как поведение, провоцирующее преступление (агрессивность, игнорирование поведенческих норм, и т.п.), как поведение, в процессе совершения преступления, его определенный «почерк». Некоторыми учеными понимается как преступления и правонарушения не большой тяжести, не повлекшие лишения свободы (а иногда – и уголовной ответственности).

Поведение деструктивное – поведение, которое сопровождается деструкцией (разрушением) чего-либо. Имеет смысл рассматривать случаи: а) разрушения социальных норм и стереотипов, б) разрушение в аспекте возможного исхода межличностных взаимодействий, в) разрушение – в аспекте деградации личности (поведение, могущее привести к такому итогу).

Поведение конфликтное – Употребление этого термина формально имеет смысл в двух случаях: 1) Конфликтность, как свойство личности, общая склонность к усмотрению в возможно нейтральных ситуациях конфликтного содержания или как поведение провоцирующее конфликты, причем в этом случае оно не обязательно четко осознаваемо. 2) Поведение в ходе конфликта.

Поведение неадекватное – одно из наиболее широких понятий, практически идентичное по объему понятиям «девиантное» и «отклоняющееся» поведение. Предполагает, однако, наличие возможности указать при равных условиях вариант адекватного поведения. Следовательно, понятие наиболее применимо к стереотипным ситуациям, и наименее – к нестандартным, динамичным, многофакторным.

Поведение оперантное– Поведение человека, возможное благодаря мышлению, и не требующее для своей реализации внешнего стимула. Операнта – спонтанная реакция без действия вызывающего ее стимула.

Поведение респондентное – поведение, осуществляемое, как реакция на стимул. Термин принадлежит Скиннеру, одно из ведущих понятий бихевиоризма.

Самокатегоризация индивида - принятие роли, отождествление с определенной категорией лиц.

Символический интеракционизм– теория, рассматривающая общество, как результат постоянных взаимодействий между людьми, связанных с манипуляцией символами и принятием социальных ролей, соответствующих ожиданиям партнеров по взаимодействию.

Средства седативные - (от средневекового лат. sedativus — успокаивающий), психотропные средства успокаивающего действия (напр., бромиды, препараты валерианы).

Стимульная генерализация – понятие в бихевиоризме, состоящее в том, что если некий стимул способен вызывать некую реакцию, стимулы, сходные с ним, так же частично приобретают эту способность.

Телеология – принцип изучения личности, предложенный К.-Г.Юнгом, и требующий обязательного изучения целей индивида, того, к чему он стремится в своем личностном развитии.

Теория социального напряжения– социологическая теория девиантного поведения (Р.Мертон). Опирается на идею противоречия между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам.

Теория субкультурная - социологическая теория девиантного поведения (Т.Селлин, А.Коэн), описывающая таковое с позиции различий между нормами тех или иных субкультур – с одной стороны, и общественно принятых норм – с другой.

Трансцендентный - (прил.) запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие; в теологических учениях — синоним потусторонности Бога. В философии Канта - выходящее за пределы возможного опыта («мира явлений») и недоступное теоретическому познанию (напр., идея Бога, души, бессмертия). Не то же, что трансцендентальный.

Трансцендентальный- (прил.) (нем. transzendental от лат. transcendere – переходить, переступать),

1) в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое).

2) Один из важнейших терминов кантовской философии. Кант называет трансцендентальными те исследования или представления, которые способствуют объяснению возможности априорного синтетического познания (напр. «трансцендентальная эстетика» – это учение о чувственности в аспекте истолкования возможности априорного синтетического познания в этой области).

В современной литературе часто употребляется в словосочетании «трансцендентальный субъект познания» - то есть такой, чьи личные особенности можно элиминировать из процесса этого познания, если возможно предположить, что сами условия познания воспринимаются любыми людьми одинаково. Не то же, что трансцендентный.

 

 

Литература

 

Художественная литература.

Теофраст «Характеры»

Софокл «Царь Эдип»

Петроний Арбитр «Сатирикон»

И.-В.Гете «Страдания юного Вертера»

Ф.М. Достоевский «Игрок», «Записки из подполья»

Ги де Мопассан – рассказы циклов «Мисти», «Разносчик» и т.п.

Л.Захер-Мазох «Венера в мехах», «Странник»

А.Камю «Посторонний»

 

Монографии классиков.

Э.Дюркгейм «Самоубийство», «Метод социологии»

Ч.Ломброзо «Женщина преступница и проститутка», «Гениальность и помешательство»

О.Кабанес, Л. Насс «Революционный невроз»

З.Фрейд. «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений»

 

 

Общие вопросы и учебные пособия:

 

Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М.2003.

Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2000г.

Баженов В.Г. Воспитание падагогически запущенных подростков. – К.:1986.

Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово, 1996.

Бухановский А.О. и соавторы. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 2002.

Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.,1991.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия,1996.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: «Речь», 2005г.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.:1987.

Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб.. Питер, 1996.

Андреева Г.М. Социальная психология., М.:1997.

Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001.

Крайг Т. Психология развития. СПб.: «Питер», 2001г.

Хагуров Т.А. Введение в девиантологию - Ростов-на-Дону 2003

 

 

Специальные вопросы:

 

Андреева Г.М.Социальная психология. Издательство Московского университета, 1988. Гульдан В.В., Корсун А.М.. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам. Вопросы наркологии. 1990, №2.

Гульдан В.В., Романова О.П.. Подросток-наркоман и его окружение. Вопросы психологии. 1993, №2.

Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Ростов-на-Дону, Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 1999.

Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты, справочник, Минск, ООО Новое знание", 2001 г.

 

Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М.:1988.

Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М.: Медицина, 1986. Братусь Б.С, Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984. 146 с.

Егоров В.Ф., Кошкина ГА., Корчагина Г.А., Шамота А.З.

Наркологическая ситуация в России (по данным официальной медицинской статистики за 1996 ) // Рус. мед. журн. 1998. Т. 6.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. П.: Медицина, 1985.

Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. Л., Медицина, 1991.

Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-воАГМА, 1999.

Фридман Л.С, Флеминг Н.Ф., Роберте Д.X., Хайман СЕ. (ред.) Наркология. М.; СПб.: "Бином"- "Невский диалект", 1998.

 

Антонян Ю. М. «Терроризм» (М, 1998)

Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999. С. 34-35.

Белкин А. Террористы. // Культура. 1996. 30 апреля.

Васильев В.Л. «Психология терроризма». Сб. научных трудов СПб ЮИ ГП РФ № 2.

Васильев В.Л. «Психология терроризма» (на русском и англ. языках). Материалы
Международной конференции «Серийные убийства и социальная агрессия: что нас
ожидает в XXI веке?». Ростов-на-Дону 2001 г.

Васильев В.Л. «Психолого-педагогические проблемы предупреждения терроризма».
Материалы Международной конференции «Ананьевские чтения». СПб ГУ 2001 г.

Почебут Л.Г. «Социальная психология толпы» (С-Пб, 2004).

 

Амбрумова А.Г., Психология самоубийства //Социальная и клиническая психиатрия, 1996, №4

Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм М. : «Когито-Центр» – 2005

Сексопатология. Справочник/под, ред. Васильченко Г.С. М.: Медицина,
1990г.,576с.

 


 

 


[1][1] - Подробно об НКМ и НСМ можно прочесть у Гуревича, Микешиной, Поруса, Степина, Хайдеггера.

 

[2][2] - В этом месте необходимо особо отметить, что сейчас широко бытует мнение, будто достаточно кому-то решить, что ему известны желания народа и способ сделать его счастливым, и этот кто-то добьется реальной власти, как на сцену являются гильотины и концлагеря для «оппонентов». Происхождение такого мнения легко понять, приняв во внимание свежую память о советской власти и тщательно пропагандируемое предубеждение против социалистического строя. Разумеется гильотину нельзя оправдать никакой пользой для уцелевших. Но в этом мнении потенциально заложена и большая опасность: всякая попытка создания идеологии встречается настороженно, а государство лишается права проводить политику воспитания народа и выдвижения целей своего существования, если они хоть сколько-нибудь отличаются от индивидуально-гедонистических.

 

[3][3] - Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.

 

[4][4] - Социальный институт – устойчивая форма взаимоотношений между людьми, выполняющая важные для общества функции; имеющая внутреннюю структуру – систему статусов и ролей; форма безличная, где имеют значения прежде всего роли, исполняемые индивидами, а не их личности.

 

[5][5] - Эта цитата помещена мной не с целью дискредитации указанного автора, а для живой иллюстрации трудностей, которые возникают при создании пирожниками и сапожниками новых наук – пирогосапогологий.

[6][6] - материал данного параграфа излагается по учебнику Ю.А. Клейберга «Психология девиантного поведения» М.2001.

[7][7] - К слову, этот вопрос довольно тщательно решен юристами, и связан с правовыми понятиями «необходимая оборона», «причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», «крайняя необходимость» - см. УКРФ, глава 8, статьи 37, 38, 39 – соответственно.

 

[8][8] - Весьма подробно и чрезвычайно наглядно это соотношение подходов рассматривается Дюркгеймом в очерке «Самоубийство».

[9][9] - Божественное присутствие во всех предметах и явлениях, боговдохновленность всего мироздания.

[10][10] - То есть, полученное на основе договоренности. В науке, как правило, конвенциональные нормы возникают тогда, когда для последующей деятельности затруднительно назначить предельно строгие рациональные основания – не располагая ими, пользуются наиболее приемлемыми. Это же понятие используется и тогда, когда все основания, все мнения равноправно хороши (или равноправно плохи). К слову, все научные термины – примеры конвенциональных норм.

[11][11] - теоретически эти классы норм можно свести друг к другу, то есть описать в терминах другого класса, но мы, тем не менее, говорим о них, как о разных в практическом смысле.

[12][12] - идеал находит свое математическое выражение в понятии «предела».

[13][13] - Справедливости ради, следует отметить, что «а» в этой классификации есть, строго говоря, частный случай «г» - А.Х.

 

[14][14] - Например, Львом Гумилевым хорошо показана зависимость особенностей общественного уклада этноса от ландшафта – см. книгу «От Руси к России»

 

[15][15] - это выделение осуществлено Ю.А.Клейбергом, и приводится здесь по его учебнику «Психология девиантного поведения» - М. 2001.

[16][16] - цитата, помещенная в качестве эпиграфа к этому разделу, содержит реплику, с помощью которой Достоевский иронизирует по поводу объяснения человеческого поведения влиянием социума («среды»), что снимает личную духовную ответственность.

[17][17] - это не цитата.

[18][18] - правильное ударение на предпоследний слог

[19][19] - Состояние аномии (по Дюркгейму) может быть внутренне свойственно и отдельным слоям, даже если в самом обществе не наблюдается или слабо выражено в настоящий момент. В качестве таких слоев он приводит коммерческую среду, где сама специфика деятельности состоит в постоянной смене условий ее протекания.

[20][20] - басни Крылова читатель, разумеется, узнал сам.

[21][21] - из курса математических методов в психологии читатель легко вспомнит, что это признак интервальной измерительной шкалы.

[22][22] - примеры подобраны автором настоящего пособия, и не претендуют на непогрешимость.

[23][23] - Впрочем, многие женские персонажи Достоевского содержат признаки экзальтированной акцентуации, например, Соня Мармеладова, Настасья Филипповна, Дуня Раскольникова, Наташа Ихменева. Хотя та же Настасья Филиппована может быть прекрасным примером и истерической личности.

[24][24] - данные взяты из дипломной работы (ЮРГИ).

[25][25] - Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т М.. 1993. Т. 2.

[26][26] - В оригинальном тексте Клейберга термин «личность» употребляется несколько произвольно. По смыслу его следовало бы заменить словом «индивид». Чтобы показать такие места, выделим их курсивом.

[27][27] - Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп, для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого наркотика.

 

[28][28] - Секту мунистов привел в Россию Горбачев лично, встретившись с Сан Мен Муном в Кремле в апреле 1990 года. Первое издание хаббардовской т.н. «Дианетики» распространяли в России в виде подарка административным и милицейским чиновникам.

[29][29] - во многих землях Германии деятельность так называемой «церкви саентологии» наконец запрещена законом.

[30][30] - Сам термин "саентология" адепты расшифровывают как "изучение знания" (в английском языке термин "саентология" обычно употребляется как "наукообразие")

[31][31] - судом Великобритании в свое время был признан шарлатаном и сам Хаббард.

[32][32] - эта попытка классификации принадлежит автору настоящего пособия, и не претендует на то, чтобы быть исчерпывающей.

[33][33] - под «технологическим детерминизмом» этот автор имеет в виду, что федеральные целевые программы как бы подразумевают, что достаточно только установить в школах компьютеры, чтобы процесс компьютеризации состоялся сам собой.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.036 с.)