Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиантное поведение современной молодёжи

Поиск

 

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.

Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это, в современном мире она становится всё более актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, так как в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, охватывающий все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения.

Анализ девиантности с позиций позитивизма часто отождествляет преступление и девиантность. Некоторые позитивитские подходы за главную причину девиантного поведения принимают биологические факторы (то есть, влияния, которые испытывает подросток со стороны окружающих его подростков). Тогда как теории, ориентированные на психологию, рассматривают причину данного поведения в определённых психологических характеристиках девиантов.

Интеракционистский подход к девиантности, взаимодействующий с такими понятиями, как «договорная реальность», «определение ситуаций», был развит в трудах ранних интеракционистов - Ч. Кули, У. Томаса, Дж. Мида и более поздних исследователей, в частности, И. Гофмана, Г. Блумера. По утверждению Г. Блумера, поступки становятся девиантными потому, что их интерпретируют как девиантные.

Социально-позитивистские теории нашли своё отражение в работах Р. Парка, Р. Маккензи, Е. Бержесса. Анализируя поведение обитателей так называемых «моральных районов», на которые разбита городская территория, названные авторы показали, что для некоторых таких районов, живущих по своим моральным принципам, некоторые формы девиантного поведения, например, такие как проституция, наркомания и пьянство, являются вполне приемлемыми.

Из современных западных исследований девиантного поведения большой интерес представляет работа такого ученого, как X. Хэйес, который использует для объяснения молодежных правонарушений интегрированную теорию. По мнению Хэйеса, ослабевший социальный контроль способствует возможности связи молодых людей с преступным миром, перехода общепринятого поведения в преступное. Первичная преступность увеличивает вероятность быть негативно оцененным родителями. Эти оценки усиливают вероятность будущих правонарушений. Полученные Хэйесом результаты служат веским аргументом для использования интегрированной теории в изучении молодежной преступности.

Итак, ознакомившись с данной проблемой, важно отметить, что вседозволенное поведение девиантов тесно взаимосвязано с преступностью.

Особенно тревожным явлением стал резкий рост преступности среди молодежи. При этом девиации находят в ней свое непосредственное продолжение и логическое завершение. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения молодых людей.

Исследования преступности и ее причин в России, можно сказать, берут начало в работах русского статиста К. Ф. Германа (1824г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко - бельгийского ученого - математика и статиста Л. А. Кетле “Социальная физика“ (1835г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой. В 30-е годы прошлого столетия исследования, проведенные представителями так называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самые “преступные районы“ - районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.

В нашей стране в течение длительного времени закономерности и тенденции развития преступности рассматривались преимущественно исходя из теории последовательного освобождения общества в условиях социализма от различных форм социальной патологии. С формальной точки зрения определенные основания для таких утверждений были: по мере укрепления в СССР тоталитарного режима действительно происходило снижение (в абсолютных и относительных величинах) уголовной преступности. Вместе с тем не следует забывать об огромном числе политических заключенных и широком распространении безнаказанной преступности, вплоть до уголовной, среди многих “власть держащих”. Несомненно, что в данном случае фактором снижения уголовной преступности был страх. Не случайно и то, что во времена политических оттепелей происходило увеличение неполитической преступности.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему социально - политическую. В России на состояние преступности большое влияние оказал переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция.

Общество прилагает большие усилия в борьбе с нежелательными формами отклоняющегося поведения в целях сохранения порядка и поддержания стабильности и безопасности. Для этого используются технологии профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, а также технологии социального контроля.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, в частности, с подростками.

Существуют различные формы психопрофилактической работы.

1. Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также способен быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

2. Информирование. Это направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.

3. Активное социальное обучение социально важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.

4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество.

5. Организация здорового образа жизни.

6. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия индивида спортом, его творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия (терапия изобразительным творчеством) - всё это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Отличительной чертой современной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами.

В заключение хотелось бы отметить, что минимизация негативных последствий девиаций возможна лишь с помощью четкой системы социального контроля, а именно контроль через социализацию, ведь ни для кого не секрет, что именно этот способ является наиболее эффективным. Только путем внедрения в сознание молодежи культурно одобряемых целей в связке с социально одобряемыми средствами их достижения можно уменьшить риск возникновения девиаций.

Не прямые запреты и принуждение, а выработка путей достижения целей легитимными способами поможет молодому поколению справиться с вышеперечисленными отклонениями, а помощь государства и общества при таком подходе обязательна.

 

Библиографический список.

 

1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь, 1998.

2. Монастырская, Татьяна Игоревна. «Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества» диссертация.

3. www.read.virmk.ru/s/SANZ_SOC/g-065.htm Девиантное поведение.

4. Гилинский Я.И. Социальная ситуация в России и девиантное поведение // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М., 1995.

5. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнов. - Мн.; Аверсэв, 2004.


Бардина Татьяна Алексеевна – студент

ФГБОУ ВПО Оренбургского государственного университета

Научный руководитель – Савощикова Е.В., доцент кафедры

теории государства и права и конституционного права.

г. Оренбург, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.011 с.)