THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE SOCIAL RELATIONS ON THE EXAMPLE OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CONSTITUTIONS OF FOREIGN COUNTRIES



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE SOCIAL RELATIONS ON THE EXAMPLE OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CONSTITUTIONS OF FOREIGN COUNTRIES



 

Summary: The comparative analysis of the constitutional regulation of the social relations on the example of the Constitution of the Russian Federation and Constitutions of foreign countries is presented in article. The assessment of key provisions of constitutions about social solidarity, social justice, about a role of work and workers in society and their obligatory protection, and also anti-corruption provisions is made. Compliance of the Constitution of the Russian Federation to international social standards is considered.

Keywords: constitution, social state, foreign countries, social standards, social justice, social solidarity

 

Принятая в 1993 году Конституция РФ по ряду вопросов конституционного регулирования системы социальных отношений не соответствует мировым стандартам.

Одним из ключевых положений конституционного права является тезис о социальном государстве. Согласно ст. 7 Конституции РФ наше государство считается социальным, потому что стремится к созданию для граждан «условий, обеспечивающих достойную жизнь человека» [1]. Таким образом, у детей, больных, инвалидов, пенсионеров, безработных и других социально незащищенных слоев населения должна быть возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счёт перераспределения средств государственного бюджета. Существуют различные мнения по вопросу, насколько выполняются данные требования. Одни говорят о том, что Россия не является социальным государством из-за того, что нет прогрессивного подоходного налога, имеет место очень большой разрыв в доходах, и минимальная заработная плата недостаточна для жизни. Другие утверждают, что создать социальное государство удалось только в некоторых регионах, таких как Москва и Московская область, Краснодарский край, Татарстан, Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург.

Конституции зарубежных государств содержат важные положения, которые не представлены в Конституции РФ 1993 года.

В Конституциях Египта, Италии, Чехии есть нормы о социальной солидарности. Социальная солидарность представляет собой систему принципов и методов упорядочения социально-практической и духовной деятельности людей. Ст.2 Конституции Италии 1947 года говорит о том, что «республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности». Думается, что данное положение может быть включено и в текст Конституции РФ.

Очень важным является принцип социальной справедливости, который отвергает социальный эгоизм, кладёт конец идеям классовой борьбы и диктатуры. Конституция Египта 2014 года в ст. 8 устанавливает, что «общество основывается на социальной солидарности. Государство обязуется достичь социальной справедливости, предоставляя средства для достижения социальной солидарности с целью обеспечения достойной жизни для всех граждан, в порядке, определенном законом». Также принцип социальной справедливости закреплен в конституциях Греции 1975 г., Шри-Ланки 1978 года и других государств, но он отсутствует в Конституции РФ.

В конституциях различных государств закреплены положения, регламентирующие роль труда и трудящихся в обществе, обязательную защиту трудящихся, содействие государства трудящимся и даже обязанность трудиться. К примеру, в Конституции Португалии 1976 года гарантируется безопасность в сфере занятости, причем запрещаются увольнения без справедливой причины или по политическим или идеологическим мотивам. Конституция Испании в ст. 35 закрепляет обязанность трудиться.

Элементом социальной справедливости является норма об обязательном установлении законом общегосударственного минимального размера оплаты труда для наёмных работников [2]. Устанавливая МРОТ, государство учитывает не только свои экономические возможности, но и производительность труда работников. Конституции РФ ч. 3 ст. 37 говорит о том, что каждый имеет право на вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года составляет 6 204 рублей в месяц [3]. Размер МРОТ в разных государствах существенно различается. В Люксембурге МРОТ достигает 2 тыс. евро, около 1,5 тыс. евро в Ирландии, Франции и Великобритании. В США федеральная минимальная зарплата составляет 8 долларов в час, что по нынешнему курсу рубля составляет около 4,5 тыс. рублей в стандартный 8-часовой рабочий день. Таким образом, установленный МРОТ в РФ не может в полной мере обеспечить гражданам достойную жизнь, о которой говорится в Конституции.

Конституция РФ не содержит антикоррупционных положений, хотя это является не менее существенной проблемой, чем в зарубежных странах. Так, Конституция Республики Мадагаскар 1992 года запрещает госслужащим использовать свои посты как источник неправомерного обогащения и принимать вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Также конституция Перу в статье 9 устанавливает, что «за незаконное взыскание или использование любой суммы несет ответственность тот, кто отдал незаконное распоряжение о взыскании или платеже. Исполнитель также несет ответственность, если он не докажет своей невиновности. Немедленная публикация бюджетов и отчетов о доходах и расходах всех государственных ведомств является обязательной под страхом ответственности нарушителей».

Генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни В. Бобков говорит о том, что существуют мировые социальные стандарты, такие как, «доходы, достаточные для нормальной жизни, развитая и доступная система социальной защиты, доступность образования и здравоохранение, минимальная оплата труда, которая должна быть не ниже прожиточного минимума, как и размер пособия на ребёнка. В некоторых странах Европы пособие на ребёнка (причём не важно, на первого или второго) даже больше прожиточного минимума» [4]. Но органы местной власти нашей страны вместо того, чтобы оказать помощь бедным слоям населения, ещё больше усугубляют ситуацию тем, что урезают социальные расходы, отменяют льготы на проезд, повышают оплату за детские сады и прочее.

Хотя существует и положительная практика разрешения данных проблем. В ряде регионов такая помощь существует. Так, в Приморском крае в 2015 каждому из 600 тыс. пенсионеров выделили по 1 тыс. руб. В Татарстане безработным дают по 117 тыс. руб. на открытие собственного дела. В Архангельске ветеранам и участникам ВОВ выписывают по 5 тыс. руб. на установку счётчиков или замену сантехники. «Если местная власть захочет, то она может помочь своему народу пережить кризис» – говорит профессор, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ И. Ильина [5]. Меры помощи могут быть различными: стимулирование экономической активности населения, регулирование цен в магазинах, продуктовые карточки, организация питания и др.

В Конституции РФ не отражена норма, равносильная ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, которая закрепляет «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и непрерывное улучшение условий жизни». Основные европейские конвенции содержат более высокие стандарты по правам человека, что требует приведения в соответствие с ними внутреннего законодательства России.

Таким образом, все эти новые тенденции необходимо учесть и в Конституции РФ.

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 // Российская газета. – 1993. – 25 декабря

2. Чиркин, В. Е. Принцип социальной справедливости в конституционном измерении / В. Е. Чиркин //Конституционное и муниципальное право. – 2013 – №11. – С.39-43.

3. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О минимальном размере оплаты труда»// «Российская газета». – 2000. – № 118.

4. Чебаторев, А. Минус социалка. За вызов «скорой» и врача придется платить? / А. Чеботарев // Аргументы и факты. – 2015. – № 49. – С. 10.

5. Богданова, Т. Как пережить лихое время? Инфляция оказалась в два раза выше официальной / Т. Богданова // Аргументы и факты. – 2015. – № 49. –

С. 13.

 

 


 

Сладкова Надежда Александровна – студент

ФГБОУ ВО Оренбурского государственного университета

Научный руководитель – Савощикова Е.В., к.ю.н., доцент

г.Оренбург, Россия

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.01 с.)