Social and psychological and legal issues related to the light of terrorism in the media 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Social and psychological and legal issues related to the light of terrorism in the media



 

Abstract: In this article the socio-psychological analysis of the methods of action of terrorists on the civilian population by means of mass media. Considered the Federal Law "On Combating Terrorism" and make recommendations to reduce terrorist influence on the people of Russia.

Keywords: terrorism, media, violence, promotion in social networks.

 

В современном мире терроризм представляет угрозу национальной безопасности России. Для наиболее эффективной борьбы с ним необходима единая, комплексная, стратегически ориентированная государственная концепция, которая будет сочетать в себе международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства [1].

Главным нормативным актом о борьбе с терроризмом является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму" [2]. Закон устанавливает правовые и организационные основы противодействию терроризму в Российской Федерации, правовой режим контртеррористических операций и правовое и организационное использование Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

Ученые определяют терроризм как намеренное и мотивированное использование насилия, направленного на устрашение и деморализацию общества, дезорганизацию структуры государства посредством применения самых жестоких методов для достижения определенных целей. Таким образом, с точки зрения политической психологии, терроризм - это борьба против легитимной власти с применением неограниченных средств и методов давления на психическое состояние противника.

Основной целью терроризма является психологическое ослабление существующего режима, которая наступает в результате снижения доверия к его эффективности в условиях нарастания массового страха, паники и неуверенности населения: режим, будучи не в состоянии обеспечить безопасность, постепенно утрачивает легитимность в глазах граждан.

Целевой аспект терроризма относится к политической сфере, а инструментальный – к эмоционально-волевой сфере объектов воздействия. Оба аспекта в равной мере важны, поскольку насилие или угроза насилием становится по-настоящему террористическим актом, если информация о них оказывает влияние на установки и поведение многочисленных групп людей. Неслучайно западные политологи начинают относиться к терроризму как к форме политического общения.

Насилие, будучи нацелено на принуждение к определенным изменениям в политическом поведении противника и включая в себя реальные или символические акты насилия, является политическим сообщением для просмотра его большой аудиторией. Терроризм в качестве формы общения осуществляется на межличностном и массовом уровнях или на обоих одновременно.

Насилие как сообщение воспринимается широкой аудиторией, к которой террористы обращаются средствами массовой информации. Это усиливает информационный эффект, который называют «эффект CNN» - способность глобальных телесетей влиять на политические и дипломатические решения и даже изменять ход событий. Благодаря глобальным коммуникациям воздействие средств массовой информации на сознание людей шокирующими или сенсационными заголовками само по себе мотивирует радикальные организации к чрезвычайному насилию.

Поскольку сегодня по масштабу и влиянию телекоммуникации уступили Интернету, то выбор социальных сетей в качестве стратегического плацдарма «информационного джихада» (термин идеолога Аль-Каиды Айман аз-Завахири) закономерен. Нами установлено, что ведущаяся радикальными идеологами пропаганда в социальных сетях использует устрашение и эмоциональное подавление как методы неспецифического внушения в структуре психологического воздействия пропаганды на массовое сознание пользователей сетей[3].

Активность, с которой используется устрашение как метод внушения, вызывающий состояние беспокойства и чувства страха перед опасностью, обусловлена тем, что оно «легитимируется» псевдоисламом в глазах неграмотных в религиозном отношении граждан. Речь идет о сурах Корана и хадисах, конъюнктурно изъятых из контекста минувших исторических событий и используемых сегодня в политических целях для фальсифицированного обоснования насилия.

По мнению боевиков, отдельные журналисты радостно преподносят информацию о проводимых в республике спецоперациях по поимке и уничтожению их товарищей. С психологической точки зрения, объект воздействия шире, чем конкретные журналисты. Видеообращение своим информационным эффектом должно устрашить любого, кто, во-первых, попытается, развенчать ореол «борцов за свободу» и приравнять их к преступникам. Во-вторых, дискредитирует неуязвимость радикальных групп. Поэтому в социальных сетях размещаются угрозы, устрашающие тех, кто пытается воспрепятствовать «священной» борьбе против неверных и их государства[3].

Интернет используется террористами для дезинформации, угроз, направленных на то, чтобы посеять страх и ощущение беспомощности. С этой целью размещаются ужасающие изображения, например, видеозапись казни американского журналиста Дж. Фоули 19 августа2014 года, которое сами радикалы символично назвали «Послание Америке». Цель видеозаписи казни как средства устрашения и эмоционального подавления – изменить политическое поведение противника, добиться прекращения бомбардировок, которые начались после того, как террористам удалось захватить крупные города и ряд стратегических объектов страны, приблизившись на близкое расстояние к столице Ирака. Конечная цель состоит в прекращении военных действий США и подавлении состояния оптимизма, воодушевления победой.

К изменению поведения президента и администрации должно было мотивировать возмущение американцев, в основе которого лежит страх за жизнь свою и близких как результат воздействия речи журналиста Дж. Фоули перед казнью. Внушающее воздействие оказало его обращение не к правительству, а простым американцам, персонифицированным в родителях и брате, который служит в армии и, возможно, тоже будет воевать в Ираке.

Эффективность внушающего воздействия через устрашение и эмоциональное подавление оказалась достаточно высокой: произошло изменение установок и политического поведения. Видеозапись казни получила резонанс на Капитолийском холме и среди граждан. Американская пресса изобиловала критикой со стороны граждан и признанных авторитетов в области геополитики. Требование прекращения ударов было удовлетворено. Таким образом, применение неспецифического внушения через видеозаписи значительно повысило результативность устрашения и эмоционального подавления, расширяя пространство объектов воздействия и ускоряя процессы изменения поведения. Внушение страха усилено тем, что за угрозой насилием немедленно последовало его осуществление в жестокой форме. Китайская мудрость гласит: «Одна картина заменяет десять тысяч слов». Видеозапись потенцирует страх и эмоциональную подавленность не только текстом, но и зрительными образами: палач во весь рост над жертвой, сидящей на коленях. Крупные пятна одеяний – оранжево-красное и черное – создают негативное настроение, злость и стремление покончить с неблагоприятной ситуацией. Информационный эффект и внушение страха будет носить долговременный характер.

Подводя итоги, мы можем говорить, что средства массовой информации в какой-то мере способствуют реализациям целей боевиков-террористов. А это значит, что освещение данного рода информации помогает зарабатывать и журналистам, которые получают финансирования больше, за подобные репортажи, телеканалы, которые преподносят народу "горячую" информацию и, конечно же, террористам, которые смогли запугать общество своими угрозами. Мы считаем, что нужно на государственном уровне вводить ограничение на освещение информации о террористической деятельности группировок во избежание массовой паники населения страны.

 

Библиографический список

 

1. Раскрытие и расследование преступлений террористического характера / Под ред. В.Г. Гриба. М.,200. С.4.

2. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. "35-ФЗ // Российская газета.

3. Седых Наталья Сергеевна. Социально-психологические особенности пропаганды экстремизма и терроризма посредством интернета // Н.С. Седых, Социальная психология и общество, №2, М., 2013г., C.137-147.


Бабкина Алина Вадимовна – студент

Оренбургского государственного университета

Научный руководитель – Савощикова Евгения Васильевна, к. ю. н., доцент

г. Оренбург, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.008 с.)