PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION



 

Summary: The article discusses the implementation of the decisions of the Constitutional Court. Sets out the main reasons for failure of the constitutional acts, offered ideas, ways to solve the identified problem. It also covers the process and the results of the execution of the Constitutional Court's decisions in Russia at this stage.

Key words: Constitutional Court of the RF, decisions of the Constitutional Court ,ensuring of execution, direct execution, the execution methods.

 

Конституционный суд Российской Федерации - гарант Конституции нашей страны, он обеспечивает ее верховенство, является представителем власти народа. Отсюда возникает важность и актуальность рассмотрения такой проблемы, как исполнение решений Конституционного суда РФ.

Не решив данную проблему, невозможно решить задачи, которые поставлены перед судом: охрана основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, гарантирование прямого действия Конституции нашей страны, и как следствие падает авторитет самого Конституционного Суда.

Данная проблема появилась на начальных этапах формирования правосудия в РФ, в 1992 году был подготовлен проект закона об обеспечении исполнения решений Конституционного Суда. Уже тогда возникло осознание сложности рассматриваемого вопроса.

Стоит отметить, понятие "решение" в Федеральном конституционном законе о «Конституционном Суде РФ» употребляется в двух значениях.

Во-первых, это документ, содержащий в себе наименование, дату и место проведения. В нем прописаны данные сторон, состав суда, сформулирован вопрос и его причина для рассмотрения, регламент, которому следовал суд, далее формулировка самого решения с доводами в пользу решения либо с опровержениями утверждения сторон.

Во-вторых, решение в виде постановление суда, результат его рассмотрения, итоговый вывод.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны для всей территории России и без подтверждения других органов власти требуют исполнения. Решения имеют неизменный характер, публикуются в официальных изданиях, таких как "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", Журнал конституционного правосудия. Исполнением постановления, исходящего из решений КС РФ, считается участие всех органов государственной власти, местного самоуправления, иных наделенных полномочиями субъектов, направленное на решение обязательств [1].

Исполнение решений Конституционного суда является значимым показателем результативности деятельности суда в целом.

Но чаще всего, на практике, постановления и заключения Конституционного Суда остаются нереализованными и причины этому могут быть самыми различными.

Прежде всего, проблема может быть вызвана отсутствием по-настоящему действующего механизма исполнения решений Конституционного Суда РФ (от объявления решений до его полной реализации), это доказывается длительным неисполнением решений, поэтому возникает необходимость дальнейшего совершенствование данного механизма. По мнению многих авторов, именно «отсутствие механизма, обеспечивающего неукоснительное исполнение решений Суда, обесценивает его решения, наносит большой ущерб укреплению законности и правопорядка» [2].

Другими причинами могут быть низкий уровень законодательной системы, правовой нигилизм как в обществе, так и во властных структурах, неуважение к самому закону, пробелы, которые существует в процессе регулирования исполнения решений [3]. Кроме того, в комментарии ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» под ред. Гаджиева Г.А. выделяются иные обстоятельства ненадлежащего исполнения: невысокий уровень профессиональной подготовки исполнителей, несогласованность в действиях государственных органов и должностных лиц, которые участвуют в обеспечении исполнения решений. Л.В. Лазарев, добавляет также возможность существования сложного, запутанного содержания самих конституционных актов, что приводит к невозможности точного, полного понимания актов исполнителями

Стоит отметить, что исполнение решений Конституционного Суда гарантируется всеми структурами (Конституционный суд РФ, аппарат правительства, федеральное собрание), участвующими в процессе правового регулирования.

По указу Президента РФ от 20 мая 2011г. наблюдение за выполнением решений Конституционного Суда РФ относится к ведению Минюста России, а также обязанность ежегодно докладывать о результатах этого мониторинга [4]. По последнему докладу «О результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год» можно отметить положительную динамику роста числа исполненных решений: «за период с 1992 года исполнено 149 постановления (принято 181 постановление), в том числе в 2014 году – 25; в первом полугодии 2015года – 14» [5].

Однако все же проблема исполнения решений Конституционного Суда сохраняется. Правовая защищенность судебных актов обеспечивается через определенные статьи УК РФ в частности ст.315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда, или иного судебного акта», по которой следует наказание в виде штрафа (до 200 тыс. рублей), обязательных работ, ареста до 6 месяцев. Но как такового состава преступления, связанного с неисполнением решений именно Конституционного Суда, не существует.

Также, контроль над исполнением решений производит и сам Конституционный Суд Российской Федерации, его осуществляет Секретариат Конституционного Суда в соответствии с Регламентом Суда, рассматривая текущее положение дел, причины неисполнения решений конституционных актов, формируя годовые отчеты об исполнении решений.

Однако, как писал Д. Барри (американский исследователь), Конституционный Суд может только контролировать исполнение своих решений, поскольку "они не имеют ни оружия, ни солдат"[6] .

В Конституции нашей страны нормы, которые бы принуждали государственные органы исполнять решения Конституционного Суда, отсутствуют. Однако, существуют государства, где такая обязанность закреплена, например, Конституции Словацкой Республики, Польши, Чехии.

Таким образом, появляется необходимость и в России, закрепить четкие, определенные меры законодательного регулирования, устранить пробелы, дополнить ФКЗ о «Конституционном Суде Российской Федерации».

Важно отметить, что эффективное исполнение судебных актов является одним из элементов принципа верховенства права. Необходимо сформировать в обществе авторитет судебной власти, важной задачей является реализация оперативного, незамедлительного исполнения решений КС РФ всеми органами государственной власти [7].

В заключение следует сказать, что обеспечение исполнения решений Конституционного суда играет большую роль, нереализованные судебные акты «могут свести на нет эффективность конституционного судопроизводства, нанести тяжелый ущерб правовой системе государства притом, что ответственность за исполнение его решений возложена на другие органы власти» [8].

 

Библиографический список

1. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

2. Кисеев Н. Проблемы действенности конституционной юрисдикции в Республике Молдова // Материалы V Ереванского международногосеминара «Эффективность конституционного правосудия в переходном обществе (функциональные, институциональные и процессуальные аспекты)». Ереван, 2000. Вып. 4 (10). С.57.

3. Нечаева Ж.В. Эффективность исполнения решений Конституционного Суда России: проблемная ситуация // Вестник ТомГУ 2009. N 325.

4. Указ Президента РФ “О мониторинге правоприменения в Российской Федерации” от 20 мая 2011 г. № 657 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 21. Ст. 2930.

5. «Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год»

6. Барри Д. Конституционный Суд России глазами американского юриста // Государство и право. 1993. N 12. С. 89.

7.Кокотов А.Н. Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 90 - 101.

8. Комментарий ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" / под ред. Г.А. Гаджиева. М., 2012.

 


 

Прибылова Владислава Владимировна – студентка

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

Филиал в г. Златоусте, Россия

Научный руководитель – Л.А. Ковалева, к.и.н., доцент

г. Златоуст, Россия

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ КОНСТИТУЦИИ РФ И КОНСТИТУЦИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация: В статье представлен сравнительный анализ конституционного регулирования социальных отношений на примере Конституции Российской Федерации и Конституций зарубежных стран. Производится оценка ключевых положений конституций о социальной солидарности, социальной справедливости, о роли труда и трудящихся в обществе и их обязательной защите, а также антикоррупционных положений. Рассматривается соответствие Конституции Российской Федерации мировым социальным стандартам.

Ключевые слова: конституция, социальное государство, зарубежные страны, социальные стандарты, социальная справедливость, социальная солидарность.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.006 с.)