Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
To the question of definitions «the state financial control» and «the state audit»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Summary: in work the author considers various approaches to definition of the concepts "state financial control" and "state audit". The author offers the definition of the above definitions. Keywords: state financial control, state audit, definitions, efficiency audit, control, audit.
Важнейшим направлением деятельности органов государства является контроль за различными сферами общественной жизни. Контроль государства в области финансов, финансовых отношений получил в науке финансового права название "финансовый контроль". Долгое время понятие «финансовый контроль» являлось единственным для определения полномочий органов государственной власти в данной сфере. Однако в результате принятия нового Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» [2] в 2013 году в науке финансового права появился новый термин – «государственный аудит». Попробуем же дать определение дефиниций «государственный аудит» и «государственный финансовый контроль». Термин «финансовый контроль» существует в науке достаточно давно. Однако до сих пор нет единого подхода к определению данного понятия. Стоит отметить, что понятие «государственный финансовый контроль» законодательно не определено. В положениях п.1 ст. 265 БК РФ [1] содержится только цель осуществления государственного финансового контроля. В доктрине также существует множество подходов к определению данного понятия. Так, например, Е.Ю. Грачева рассматривает финансовый контроль, как «регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования» [5]. Н.Д. Бровкина, наоборот, рассматривает финансовый контроль как, «функцию управления» [4], а Н.И. Химичева отмечает, что «финансовый контроль есть специальная отрасль в системе общего властного контроля» [10]. Трудно не согласиться с мнением, И.Б. Лагутина, который отмечает, что «определение понятия финансовый контроль не должно сводиться только к деятельности по проверке правильности движения государственных денежных средств, это ещё и фактор, непосредственно влияющий на мотивацию людей – участников финансовых правоотношений» [6]. Подводя небольшой итог, хотелось бы обозначить ряд признаков государственного финансового контроля, во-первых, наличие властных отношений между субъектами и объектами контроля, во-вторых, осуществление финансового контроля со стороны специально уполномоченных органов, в-третьих, государственный финансовый контроль является категорией, относящейся к понятию «управлению», что вытекает из сущности власти и государства. Что касается понятия «государственный аудит», то данный термин был заимствован из негосударственного сектора, поскольку «аудит» как таковой долго время применялся исключительно в данной сфере. Термин «государственный аудит» законодательно не определен. Степашин С.В. определяет «государственный аудит» как, «систему внешнего, независимого публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами» [9]. В негосударственном же секторе аудит регулируется положениями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» где содержится лишь понятие «аудит», под которым следует понимать «независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [3]. В целом, институт аудита непрерывно развивается, расширяются области его применения. Наиболее интенсивно развивается сравнительно новый (для России) подход к финансовому контролю – проверка эффективности расходования бюджетных средств[7]. Понимание термина «государственный аудит» напрямую связано с положениями ст. 14 ФЗ «О Счетной палате РФ» [2], в которой определены основные виды контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты России. Следует заметить, что основным видом государственного аудита является аудит эффективности, что также подтверждается международными стандартами ИНТОСАИ в сфере аудита. Аудит эффективности давно нашел широкое применение за рубежом. В России же свое распространение аудит эффективности получил в результате, административной реформы в бюджетной сфере. Как отмечает Е.В. Рябова, аудит эффективности отличается от финансового контроля тем, что главной целью является не выявление нарушений финансового законодательства, а оценка эффективности деятельности бюджетополучателей по использованию ими государственных ресурсов[8]. Сама концепция «государственного аудита» сводится к деятельности органов внешнего государственного финансового контроля, проводимой в целях реализации ими своих контрольных полномочий в виде финансового аудита, аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита. При этом стоит отметить, что отождествление понятий «государственный финансовый контроль» и «государственный аудит» является недостаточно верным ввиду отличия данных терминов с точки зрения «правовой природы». На основании вышеизложенного, можно констатировать факт, что единого подхода к определению понятий «государственный финансовый контроль» и «государственный аудит» в настоящее время нет. Отождествление данных понятий законодателем является недостаточно верным ввиду их отличия с точки зрения содержания. В связи необходимо: 1) Закрепить в Бюджетном кодексе РФ понятие «государственный финансовый контроль», под которым следует понимать сложный, динамичный и непрекращающийся процесс, специально уполномоченных органов государственной власти по проведению контрольных мероприятий, с целью привлечения к ответственности виновных за нарушение бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) Закрепить в Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» понятие «государственный аудит», под которым следует понимать деятельность органов внешнего государственного финансового контроля, проводимая в целях реализации ими своих контрольных полномочий в виде финансового аудита, аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823. 2. Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 41 – ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649. 3. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 15. 4. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля. М., 2007. 5. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Финансовое право в вопросах и ответах / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2003. С. 41–42. 6. Лагутин И. Б. Финансовый контроль: вопросы теории // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2007. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 29.01.2016). 7. Мизинцева Василиса Васильевна Институт государственного аудита: историческое развитие и современное состояние // Сервис в России и за рубежом. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/(дата обращения: 29.01.2016). 8. Рябова Е.В. Парламентский финансовый контроль финансовый контроль как необходимый элемент программно-целевого бюджетирования: некоторые вопросы правового обеспечения // Российская юстиция. 2013. № 6. С. 5 – 7. 9. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. М.: Наука, 2008. 608 с. 10. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М. 1997. С. 84.
Сапсай Елена Витальевна – студент ФГБОУ ВПО Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) Научный руководитель –Жукова С.М., к.ю.н., доцент г.Оренбург, Россия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.129.241 (0.01 с.) |