Electronic Commerce: law of foreign countries and the Russian Federation 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Electronic Commerce: law of foreign countries and the Russian Federation



 

Summary: We will address the issue of legal regulation of relations in the field of e-commerce, public legislation and how different countries, including the Russian Federation, establishes the right of the transactions, the rights and obligations of consumers and sellers responsibility. Also, examine the prospect of creating a unified system of electronic commerce between the BRICS countries.

Key words: e-commerce, international regulation, the Internet, BRICS, the UNCITRAL Model Law.

 

Начало 21 века отмечено процессами формирования постиндустриального общества и информационной экономики. Создание компьютерных сетей привело к глобальным изменениям в жизни современного общества.

B прогрессивных странах заключение договоров с помощью электронного обмена данными стало реальностью еще в начале 70-х годов. В наши дни электронная торговля приобретает всё более глобальный и разносторонний характер. Это потребовало преобразования правовой инфраструктуры бизнеса в целом и создания специальных юридических норм и правил, адресованных непосредственно онлайн-бизнесу.

Электронная торговля является одной из составляющих электронной коммерции, наряду с электронным обменом информацией, электронным движением капитала, электронными деньгами, электронным маркетингом.

Электронная торговля - это любые торговые операции, производимые с помощью средств, предоставляемых сетью Интернет[1].

Объём рынка интернет-торговли по итогам 2013 года превысил 537 млрд. рублей и на протяжении последних 5 лет рос в среднем на 42,2% в год, в 2013-2018 гг. средний рост рынка ожидается на уровне 20,2%. На рынке присутствует более 39 тыс. интернет-магазинов. Эксперты J’son & Partners Consulting рассмотрели 172 компании в 20 сегментах интернет-торговли. Крупнейшими сегментами являются «Бытовая техника и электроника» (125,5 млрд рублей), «Гипермаркеты» (85 млрд рублей) и «Одежда и обувь» (74,2 млрд рублей) [2].

О значимости электронной торговли говорит и тот факт, что в 1996 г. ООН был принят Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, так как быстрый рост электронной коммерции требовал ее законодательного регламентирования [3].

Вышеупомянутый международный документ заложил правовые основы деятельности в сфере электронной торговли, дал определения следующим понятиям, таким, как сообщение данных, электронный обмен данными, информационная система, признал юридическую и доказательственную силу за документами, совершенными в электронной форме, определил условия, предъявляемые к подписи как средству подтверждения подлинности и целостности электронного документа.

Принятие нормативных правовых актов, регулирующих как внутренний, так и трансграничный электронный документооборот, является одной из тенденций развития современного законодательства в государствах, принадлежащих к различным правовым системам. Эта тенденция наблюдается на протяжении нескольких десятилетий [4].

При разработке национального законодательства, регламентирующего электронную торговлю и электронные подписи, зарубежные страны в целом восприняли положения типовых законов. Они вводились в действие различными способами: либо в форме единого законодательного акта, либо в форме отдельных положений, включаемых в действующие нормативные правовые акты.

В первую очередь унификация происходила посредством разработки типовых законов ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" и "Об электронных подписях", в которых установлен ряд важнейших принципов.

В 2009 г. модельный закон СНГ "Об электронной торговле" воспринял базовые подходы, закрепленные в типовых законах ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" и "Об электронных подписях", а также в Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах.

Базой для развития российского законодательства об электронном документообороте и электронных подписях в отдельных сферах деятельности составляет целый ряд международных правовых актов, направленных в первую очередь на развитие внешнеэкономических связей. К ним, в частности, можно отнести Директиву "Об обработке персональных данных и защите частных интересов в области телекоммуникации", Директиву "О ряде правовых аспектов электронной коммерции на внутреннем рынке", которые составляют основу европейской законодательной базы в области Интернета с позиций обмена информацией и электронной коммерции и ряд других документов [5].

В России до 2010 года действовала программа "Электронная Россия", её идеи будет развивать долгосрочная целевая Программа "Информационное общество", которая с 2011 по 2018 год будет направлена на формирование информационно-коммуникационной среды. Программа определяет мероприятия, направленные на формирование в Российской Федерации электронного правительства в 2011-2018 гг.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" стал одним из первых нормативных актов, предназначением коего было решить проблемы электронного документооборота в России, посредством отказа от печати, как основного реквизита документа, с заменой его определенным видом подписи, приемлемой для данного носителя, в частности ЭЦП.

В июле 2014 года Россия выступила с инициативой создания единой системы электронной торговли стран БРИКС [6]. Неформальное объединение государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) наметилось в начале нулевых годов XXI века. Сближение между этими государствами было неизбежно, поскольку все они относятся к группе так называемых растущих экономик [7].

Реальное сближение в экономике начинается с облегчения процесса торговли и создания ассоциаций и зон свободный торговли. В традиционной системе хозяйствования было бы трудно установить освобождение товарных потоков, проходящих через границу, от таможенных платежей. Поэтому возникла идея налаживания торговых отношений в сети Интернет.

Задача создания единой системы электронной торговли между странами БРИКС осложняется значительными различиями, существующими между ними в области экономики, политики, отношения к праву. Торговля с помощью сети Интернет с ее доступностью и свободой дает возможность найти такие точки соприкосновения, которые позволят создать общее правовое регулирование.

Существенные различия между странами БРИКС в вышеназванных областях позволяют сказать о том, что перспективы унификации правовых систем стран БРИКС еще далеки, как и потенциальное превращение самого объединения в структурированную жесткую организацию.

Россия пока не ставит цель превращения БРИКС в некое интеграционное объединение. Речь идет о создании более благоприятных условий для развития взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества с другими государствами-участниками БРИКС. Для преодоления указанных различий государств эффективным средством может быть правовое регулирование, но разность в их правовых системах и в принципиальном отношении к праву также велика. Очевидно, что на нынешнем этапе странам БРИКС придется ограничиться поиском common denominators, т.е. общих точек для сотрудничества.

 

Библиографический список

 

 

1. Баранов А.А. Правовое регулирование отношений, связанных с интернет-технологиями // Юридическая мысль. 2014. N 1(81).

2. Атлас интернет-торговли Российской Федерации, 2013 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://json.tv/ (дата обращения 05.02.2016).

3. Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (принят на 29-й сессии Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Рекомендован Резолюцией 51/162 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года) // URL: www.un.org/russian/documen/convents/commerce.htm.

4. Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2010 Нина Соловяненко / Законодательное регулирование ЭДО: международная практика / стр. 28-30

5. Правовые аспекты механизма электронного взаимодействия в законодательстве об электронной подписи (Кирилловых А. А.) ("Адвокат", 2011, N 11)

6. Официальный сайт Национального комитета Российской Федерации по исследованию БРИКС. URL: http://www.nkibrics.ru.

7. Роша Параньос К.А. да. Бразильско-российский диалог в формате БРИК // БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия: Сб. докладов и выступлений на междунар. конф. М., 2010.


Казаков Алексей Олегович – аспирант

ФГБОУ ВПО Пермского государственного национального

исследовательского университета

Научный руководитель – Голубцов В.Г., д.ю.н., профессор

г.Пермь, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.008 с.)