ELECTRONIC COMMERCE: LAW OF FOREIGN COUNTRIES AND THE RUSSIAN FEDERATION



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ELECTRONIC COMMERCE: LAW OF FOREIGN COUNTRIES AND THE RUSSIAN FEDERATION



 

Summary: We will address the issue of legal regulation of relations in the field of e-commerce , public legislation and how different countries , including the Russian Federation , establishes the right of the transactions , the rights and obligations of consumers and sellers responsibility. Also, examine the prospect of creating a unified system of electronic commerce between the BRICS countries.

Key words: e-commerce, international regulation , the Internet , BRICS , the UNCITRAL Model Law.

 

Начало 21 века отмечено процессами формирования постиндустриального общества и информационной экономики. Создание компьютерных сетей привело к глобальным изменениям в жизни современного общества.

B прогрессивных странах заключение договоров с помощью электронного обмена данными стало реальностью еще в начале 70-х годов. В наши дни электронная торговля приобретает всё более глобальный и разносторонний характер. Это потребовало преобразования правовой инфраструктуры бизнеса в целом и создания специальных юридических норм и правил, адресованных непосредственно онлайн-бизнесу.

Электронная торговля является одной из составляющих электронной коммерции, наряду с электронным обменом информацией, электронным движением капитала, электронными деньгами, электронным маркетингом.

Электронная торговля - это любые торговые операции, производимые с помощью средств, предоставляемых сетью Интернет[1].

Объём рынка интернет-торговли по итогам 2013 года превысил 537 млрд. рублей и на протяжении последних 5 лет рос в среднем на 42,2% в год, в 2013-2018 гг. средний рост рынка ожидается на уровне 20,2%. На рынке присутствует более 39 тыс. интернет-магазинов. Эксперты J’son & Partners Consulting рассмотрели 172 компании в 20 сегментах интернет-торговли. Крупнейшими сегментами являются «Бытовая техника и электроника» (125,5 млрд рублей), «Гипермаркеты» (85 млрд рублей) и «Одежда и обувь» (74,2 млрд рублей) [2].

О значимости электронной торговли говорит и тот факт, что в 1996 г. ООН был принят Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, так как быстрый рост электронной коммерции требовал ее законодательного регламентирования [3].

Вышеупомянутый международный документ заложил правовые основы деятельности в сфере электронной торговли, дал определения следующим понятиям, таким, как сообщение данных, электронный обмен данными, информационная система, признал юридическую и доказательственную силу за документами, совершенными в электронной форме, определил условия, предъявляемые к подписи как средству подтверждения подлинности и целостности электронного документа.

Принятие нормативных правовых актов, регулирующих как внутренний, так и трансграничный электронный документооборот, является одной из тенденций развития современного законодательства в государствах, принадлежащих к различным правовым системам. Эта тенденция наблюдается на протяжении нескольких десятилетий [4].

При разработке национального законодательства, регламентирующего электронную торговлю и электронные подписи, зарубежные страны в целом восприняли положения типовых законов. Они вводились в действие различными способами: либо в форме единого законодательного акта, либо в форме отдельных положений, включаемых в действующие нормативные правовые акты.

В первую очередь унификация происходила посредством разработки типовых законов ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" и "Об электронных подписях", в которых установлен ряд важнейших принципов.

В 2009 г. модельный закон СНГ "Об электронной торговле" воспринял базовые подходы, закрепленные в типовых законах ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" и "Об электронных подписях", а также в Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах.

Базой для развития российского законодательства об электронном документообороте и электронных подписях в отдельных сферах деятельности составляет целый ряд международных правовых актов, направленных в первую очередь на развитие внешнеэкономических связей. К ним, в частности, можно отнести Директиву "Об обработке персональных данных и защите частных интересов в области телекоммуникации", Директиву "О ряде правовых аспектов электронной коммерции на внутреннем рынке", которые составляют основу европейской законодательной базы в области Интернета с позиций обмена информацией и электронной коммерции и ряд других документов [5].

В России до 2010 года действовала программа "Электронная Россия", её идеи будет развивать долгосрочная целевая Программа "Информационное общество", которая с 2011 по 2018 год будет направлена на формирование информационно-коммуникационной среды. Программа определяет мероприятия, направленные на формирование в Российской Федерации электронного правительства в 2011-2018 гг.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" стал одним из первых нормативных актов, предназначением коего было решить проблемы электронного документооборота в России, посредством отказа от печати, как основного реквизита документа, с заменой его определенным видом подписи, приемлемой для данного носителя, в частности ЭЦП.

В июле 2014 года Россия выступила с инициативой создания единой системы электронной торговли стран БРИКС [6]. Неформальное объединение государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) наметилось в начале нулевых годов XXI века. Сближение между этими государствами было неизбежно, поскольку все они относятся к группе так называемых растущих экономик [7].

Реальное сближение в экономике начинается с облегчения процесса торговли и создания ассоциаций и зон свободный торговли. В традиционной системе хозяйствования было бы трудно установить освобождение товарных потоков, проходящих через границу, от таможенных платежей. Поэтому возникла идея налаживания торговых отношений в сети Интернет.

Задача создания единой системы электронной торговли между странами БРИКС осложняется значительными различиями, существующими между ними в области экономики, политики, отношения к праву. Торговля с помощью сети Интернет с ее доступностью и свободой дает возможность найти такие точки соприкосновения, которые позволят создать общее правовое регулирование.

Существенные различия между странами БРИКС в вышеназванных областях позволяют сказать о том, что перспективы унификации правовых систем стран БРИКС еще далеки, как и потенциальное превращение самого объединения в структурированную жесткую организацию.

Россия пока не ставит цель превращения БРИКС в некое интеграционное объединение. Речь идет о создании более благоприятных условий для развития взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества с другими государствами-участниками БРИКС. Для преодоления указанных различий государств эффективным средством может быть правовое регулирование, но разность в их правовых системах и в принципиальном отношении к праву также велика. Очевидно, что на нынешнем этапе странам БРИКС придется ограничиться поиском common denominators, т.е. общих точек для сотрудничества.

 

Библиографический список

 

 

1. Баранов А.А. Правовое регулирование отношений, связанных с интернет-технологиями // Юридическая мысль. 2014. N 1(81).

2. Атлас интернет-торговли Российской Федерации, 2013 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://json.tv/ (дата обращения 05.02.2016).

3. Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (принят на 29-й сессии Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Рекомендован Резолюцией 51/162 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года) // URL: www.un.org/russian/documen/convents/commerce.htm.

4. Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2010 Нина Соловяненко / Законодательное регулирование ЭДО: международная практика / стр. 28-30

5. Правовые аспекты механизма электронного взаимодействия в законодательстве об электронной подписи (Кирилловых А. А.) ("Адвокат", 2011, N 11)

6. Официальный сайт Национального комитета Российской Федерации по исследованию БРИКС. URL: http://www.nkibrics.ru.

7. Роша Параньос К.А. да. Бразильско-российский диалог в формате БРИК // БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия: Сб. докладов и выступлений на междунар. конф. М., 2010.


Казаков Алексей Олегович – аспирант

ФГБОУ ВПО Пермского государственного национального

исследовательского университета

Научный руководитель – Голубцов В.Г., д.ю.н., профессор

г.Пермь, Россия

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.014 с.)