Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
The right of consumers to reparation for damagesСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Summary: This article deals with the problem of compensation for material and moral damages for the harm caused to the consumer. Considered the basic provisions of compensation for damage. Key words: consumer rights protection, compensation, damage. Право потребителя на возмещение причиненного ему вреда, возникшего вследствие нарушения других его прав (права на информацию, права на безопасность, права на надлежащее качество), закреплено в ряде статей Закона РФ «О защите прав потребителей» [2]. По общему правилу, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, рецептурных, производственных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Особенность права на компенсацию причиненного вреда в том, что требовать возмещения может любой пострадавший независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом (изготовителем, исполнителем) или нет, так как из-за недостатков товара могут пострадать не только те люди, которые этот товар приобретали. Пример. Из-за производственной неисправности тормозов автомобиля произошла авария, в которой пострадали не только водитель, но и его пассажир и еще две другие машины. Если бы к изготовителю (продавцу) машины имел право обратиться только покупатель, все пострадавшие требовали бы возмещения вреда у владельца автомобиля. Но это было бы несправедливо. Чтобы избежать таких ситуаций, закон предоставил любому пострадавшему право обращаться за компенсацией напрямую к организации, которая произвела или продала товар (услугу), причинивший вред. Имущественный вред — это любые финансовые затраты, которые возникли или могут возникнуть у потребителя в связи с необходимостью устранить последствия причиненного вреда. К таким затратам относятся расходы на ремонт/ оплату лекарств и другого лечения, потери в заработной плате (если из-за причиненного вреда человек не мог работать) и т. п. Для подтверждения материальных затрат пострадавший должен представить чеки, квитанции, заключение экспертизы о стоимости восстановительного ремонта (если ремонт еще не произведен) и другие доказательства, позволяющие установить размер произведенных или необходимых расходов. Ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает имущественную ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги). Закон устанавливает, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Это еще раз подчеркивает важность установления этого показателя изготовителем (исполнителем) и доведение этой информации до потребителя. Потребитель вправе предъявить требования о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, по своему выбору продавцу, который продал данный товар, или изготовителю товара. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению только исполнителем. Кроме возмещения материального ущерба и убытков потребитель имеет право на компенсацию морального вреда. Это правило закреплено ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 151 Гражданского кодекса РФ. Моральный (неимущественный) вред — это те переживания, нравственные или физические страдания, которые испытывает человек из-за того, что его права нарушены [3]. Право на возмещение морального вреда потребитель имеет лишь в том случае, если вред причинен конкретными действиями продавца или изготовителя или исполнителя. Так, например, П. обратился в суд с иском к ГБУЗ «ГКБ № 4» о взыскании компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью при оказании медицинской помощи. В обосновании своих требований истец указал, что некачественная медицинская помощь (услуга) привела к осложнению течения болезни, удлинению срока лечения и негативным последствиям в виде причинения вреда здоровью и получению пациентом инвалидности II группы. В ходе судебного разбирательства была назначена судебно – медицинская экспертиза, которая подтвердила нарушение порядка оказания медицинской услуги. Несмотря на то, что услуга оказывалась медицинской организацией в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, к этим отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей [4]. Законом РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителей на безопасность услуги. Решением Ленинского районного суда Оренбургской области от 13 марта 2015 года исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью при оказании медицинской помощи были удовлетворены частично. С учреждения в пользу П. взыскана компенсация морального вреда в размере 100 000 руб. и штрафа в размере 50 000 руб. за нарушение прав потребителей [5]. Определить размер морального вреда очень сложно. Законодательство предоставляет суду право определить конкретную сумму возмещения. Потребитель, который обращается в суд, должен объяснить, в чем заключались его страдания, и по возможности представить доказательства (например, медицинские справки). При этом доказывать факт страдания нет необходимости, поскольку достаточным основанием для возмещения морального вреда является доказанный факт нарушения прав потребителя как таковых. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Размер возмещения морального вреда не зависит от размера имущественного и подлежит компенсации независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков. Для возмещения имущественного вреда важно выявить наличие в товаре недостатка, возникшего не по вине потребителя и повлекшего причинение вреда. Для возмещения морального вреда необходимо установить вину продавца (изготовителя, исполнителя) в нарушении прав потребителя, а также причинении ему физических или нравственных страданий. Например, в период гарантийного срока в товаре обнаружены недостатки. Потребитель обратился к продавцу, который в установленный законом срок удовлетворил его требования. В данном случае никакого нарушения потребительских прав нет, а стало быть, нет и права на компенсацию морального вреда. Если же магазин долго отказывался принимать у потребителя заявление, тянул с проведением экспертизы и в конце концов вынудил человека обратиться в суд, то своими действиями он причинил потребителю физические и нравственные переживания. Покупатель просил, тратил время на звонки и поездки в магазин, чувствовал себя оскорбленным и т. д. Все это дает ему право требовать компенсации причиненного морального вреда. Право на охрану здоровья, производным от которого является право на компенсацию морального вреда, относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых нематериальных прав человека, подлежащих государственной защите [1].
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. 2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.konsultant.ru. 3. ГК РФ: Часть I от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015). 4. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». 5. Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 13 марта 2015 года по делу № № 2-2/2015 (2-2763/2014;) ~ М-1558/2014.
Мухина Анастасия Леонидовна – студентка ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Научный руководитель: Мирских Ирина Юрьевна, доцент, кандидат юридических наук г. Пермь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.007 с.) |