The problem of state regulation of system of the enterprise relations in modern conditions of development of market economy 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The problem of state regulation of system of the enterprise relations in modern conditions of development of market economy



Summary: In article the problematic issue of participation of the state in regulation of the relations developing in the sphere of business is considered. The basic principles of legal regulation of the enterprise relations reveal.

Key words: State. Business. Legal principles. Constitution of the Russian Federation. Law. Power.

 

Проблема государственного регулирования системы предпринимательских отношений является актуальной на сегодняшний день. Это вызвано в первую очередь необходимостью формирования единого государственно-правового института, главной целью которого являлось бы эффективное обеспечение деятельности субъектов предпринимательской деятельности. В условиях развития рыночной экономической системы становится очевидным реальное воплощение идеи умеренного государственного контроля за предпринимательством. Многие правоведы-исследователи сегодня высказывают свои неоднозначные позиции по этому вопросу. К примеру, некоторые говорят о необходимости жесткого государственного контроля за этой сферой экономической деятельности, дабы ее развязывание может привести к развитию такой глобальной на сегодняшний день проблеме, как коррупция и злоупотребление предпринимателями своими полномочиями при реализации своих творческих и иных способностей в процессе предпринимательской деятельности.

Другие же склоняются к той точке зрения, что вмешательство государства в деятельность предпринимателей должна быть ограниченной, то есть только в тех пределах, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах и Конституции РФ. Стоит отметить то, что необходимо обращать внимание на нормативное закрепление экономической деятельности в сфере предпринимательства постольку поскольку, если будет нарушаться их правовое содержание субъектами этой деятельности, то она в соответствии с основным законом страны будет признаваться незаконной и запрещенной на всей территории Российской Федерации. Иными словами, государство является основным правовым гарантом обеспечения безопасности предпринимательства.

Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека. Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедливость, сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя, ограниченность числа субъектов государственного регулирования. Считаем, что нет необходимости полного раскрытия их содержания, так как они достаточно понятны и ясны для восприятия. Следует отметить, что, основными направлениями государственно-правового регулирования предпринимательства в целом являются: 1. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; 2. Использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты и т.д.); 3. Государственное регулирование национального рынка России; 4. Государственное регулирование международных экономических отношений.

Государственное регулирование системы предпринимательских отношений заключается не только в применении разнообразных правовых принципов. Да, действительно, принципы, на которых базируется деятельность государства являются основой, однако, для того, чтобы они были реализованы и воплощены в жизнь, государство должно придерживаться определенных методов, которые как раз и следует рассматривать, как способы реализации воли государства. При регулировании системы предпринимательства государство оперирует двумя основными методами.

Во-первых, административный или прямой метод, к которому мы можем, к примеру, отнести государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продуктов, определение стратегических целей развития экономики, их выражение в планах, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности.

Во-вторых, денежный, экономический метод или косвенный. К косвенным методам, которыми оперирует государство при осуществлении государственного регулирования экономических отношений, к которым, в частности, относят предпринимательство, можно отнести налогообложение, налоговые льготы, кредитные льготы, платежи за ресурсы [2].

Следует отметить, что активизация интереса со стороны государства к предпринимательской деятельности - неслучайный процесс. Многие политики и само Правительство РФ осознают, что предпринимательство - это движущий механизм социально-экономического развития, который требует должного внимания со стороны государственной власти. В России для увеличения количества предпринимателей к настоящему времени разработана масса программ стимулирования и поддержки. При этом, в каждом регионе России разрабатывается собственная программа поддержки. Данные программы направлены прежде всего на вовлечение в предпринимательство, на самозанятость [3]. Политики полагают, что с появлением большого числа предпринимателей снизится уровень безработицы, появятся новые предприятия инновационного характера. Отталкиваясь от концептуальных идей Й. Шумпетера, И.М. Шумпетера, И.М. Кирцнера, С. Шейна и Д. Стори, мы позволим себе предположить, что государственная поддержка должна быть адресной, только для существующих предприятий, которые уже показали свою перспективность. Государство при реализации так называемой помощи предпринимательству идет на определенный риск, поскольку не все субъекты предпринимательской деятельности смогут остаться на плаву. Мы должны понимать, что предпринимательские отношения - сложные отношения. Из анализа их нормативного закрепления в п.1 ст. 2 ГК РФ мы можем сделать вывод о том, что не всякий может заниматься предпринимательством [1]. Для этого необходимо пройти ряд процедур, которые так или иначе будут осуществляться и реализоваться под непосредственным контролем государственной власти. С одной стороны, предпринимательство - свободная экономическая деятельность, но, с другой стороны, эта деятельность не должны переходить нормативно-закрепленные границы.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в современных условиях развития рыночной экономики усилилось государственное регулирование за сферой предпринимательских отношений. Это объясняется не только усложнившимися общественными отношениями и связями, но и сложившейся обстановки в мировом сообществе. Мы видим, что предприниматели как субъекты экономической деятельности распространяют свою власть не только на экономику, но и на политику в целом, поэтому дабы не усилить их власть и не допустить ее монополизацию, государство в лице своих полномочных органов прибегает к разнообразным методам и способам воздействия и регулирования на сферу предпринимательских отношений. Не следует забывать о том, что иногда механизмы правового регулирования не оправдывают себя при их практической реализации и внедрении в сферу предпринимательских отношений. Складывается очень серьезная проблема возникновения предпосылок для монополизации со стороны субъектов предпринимательской деятельности. Другими словами, государство - есть необходимый властно-правовой институт, который призван обеспечивать баланс между системой государственных механизмов и способов урегулирования системы экономических отношений и деятельностью субъектов предпринимательских отношений. Это не есть плохо, поскольку отсутствие таких механизмов приведет к возникновению абсолютной власти предпринимателей, а также вызовет определенные сбои при реализации политики отчисления налогов и иных сборов, которые по законодательству Российской Федерации предприниматели обязаны выплачивать. Отсутствие таких поступлений с их стороны будет способствовать нарушению устойчивой организационно-экономической структуры, которая успешно существует на сегодняшний день.

 

Библиографический список

 

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации" (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 13.07.2015);

2. Предпринимательское право России: учебник для бакалавров / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. - Москва: Проспект, 2015. - 656 с.;

3. Совершенствование процесса государственного регулирования и поддержки предпринимательства.-: Проблемы современной экономики / Амонов М.О.: Спб, 2014. - С.373-374.

 

 


Сухарева Виктория Константиновна – студентка

ФГБОУ ВПО Башкирский государственный университет

Научный руководитель – О.Р. Гимадрисламова, к.ю.н., доцент

г. Уфа, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.31.131 (0.008 с.)