Проблемы экологического законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы экологического законодательства



 

Аннотация: В статье рассматриваются такие проблемы экологического регулирования, как пробелы в экологическом законодательстве и нарушение экологических прав граждан. Приведены пути решения рассматриваемых проблем.

Ключевые слова: проблемы экологического законодательства, экология, окружающая среда, экологические правоотношения.

PROBLEMS OF ECOLOGICAL LAWS

Summary: The article deals with such problems of environmental regulation, as the gaps in environmental legislation and violation of citizens' environmental rights. Presents solutions to the problems under consideration.

Key words: problems of environmental legislation, ecology, environment, environmental legal.

 

Одной из важнейших проблем современности является нарушение природоохранного законодательства и конституционного права на благоприятную окружающую среду. Помимо того, что эта проблема касается непосредственно жизни человека, она связана и с развитием государства в промышленности. В. Пантелеев отмечает, что важно не только «совершить промышленный рывок, масштабную реиндустриализацию России, но при этом сохранить природу, передать потомкам родную землю, не отравленную отходами, а в облагороженном состоянии» [10]. Действительно, вопрос о сохранности природы в эпоху фабрично-заводской промышленности стоит очень остро, но тем не менее пресечение экологических правонарушений никто не отменял.

На федеральном уровне основным нормативным правовым актом природоресурсного законодательства является Федеральный Закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2]. В регионах также издаются нормативные документы природоохранного характера, например, закон Челябинской области «О радиационной безопасности населения Челябинской области», Постановление Правительства Челябинской области от 23 мая 2012 г. N 235-П «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области».

Ведущей проблемой современного экологического законодательства являются пробелы в природоохранном праве. В 1990-е годы, когда регулирование экологических правоотношений только набирало обороты, формирование экологического права совершило основательный рывок. Был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» [3], который не был идеальным, однако «его принятие сыграло колоссальную роль в становлении современного экологического законодательства, фактически предопределив направления его развития» [8]. До 2000-х годов природоохранное право совершенствовалось, был принят ряд нормативных актов экологического характера, сформированы такие подотрасли экологического права, как лесное, водное, земельное и др., серьезное влияние оказало принятие Конституции 1993 г., где были установлены права граждан в сфере экологических правоотношений. Если учесть политическую и экономическую обстановку государства в то время, то результаты организации экологического нормирования можно оценивать достаточно положительно. Но с 2000-х годов наступает период регресса в развитии природоохранного законодательства. Р.Х. Гиззатуллин называет это время «деэкологизацией» [7]. Автор говорит о несовершенстве экологического законодательства, т.к. «не урегулированы отношения по экологическому страхованию, аудиту, оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, платности негативного воздействия на окружающую среду» [7]. Недостатком является также множество норм отсылочной ориентации. И проблема даже не в том, что отсылочные нормы преобладают, а в том, что отсылка делается на правовые акты, которые еще не приняты. О последствиях несовершенства правового регулирования окружающей среды пишет Н.И. Хлуденева: «дефекты правового регулирования охраны окружающей среды в России не только снижают эффективность механизма эколого-правового регулирования, но и минимизируют попытки общества и государства создать условия для благоприятного существования человека в окружающей среде» [12].

Решение данной проблемы состоит в рациональной модернизации экологического законодательства. Согласно мнению Р.Х. Гиззатуллина, дальнейшее совершенствование эколого-правовой регуляции заключается в решении экономических проблем государства, поскольку «важнейшая причина деградации природы России – неэффективная, природоемкая структура экономики. Неразвитость обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, сферы распределения, отсталые и грязные технологии приводят к сохранению или вынужденному росту нагрузки на природу, колоссальным потерям природных ресурсов и сырья, дополнительному загрязнению» [7].

Несовершенство экологического законодательства проявляется и в проблемах реализации права граждан в сфере экологических правоотношений. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду [1]. Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права, направленные на удовлетворение различных потребностей человека при взаимодействии с окружающей природной средой. Это группа его прав по отношению к государству, объем его возможных притязаний и требований [9]. В настоящее время в России возрастает процент строений фабрично-заводской промышленности, вследствие чего природа входит в «деградирующее» состояние, соответственно нарушается конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, т.к. «состояние природных ресурсов, прежде всего растительного мира, атмосферы, вод, определяют состояние климата, от которого также зависит физическое состояние человека» [6]. Примером может послужить проект создания Томинского горно-обогатительного комбината. В 2009 году был разработан план по реализации ГОКа под пос. Томинский в 10 км. от г. Челябинска. Несмотря на протесты челябинцев, т.к. ГОК представляет большую угрозу здоровью населения, проект был утвержден. Поскольку отходы переработки меди будут спускаться в близлежащую реку Миасс, стоки могут попасть в Шершнёвское водохранилище – главный источник воды города, из которого пьет весь Челябинск. Налицо нарушение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду. Но население борется и отстаивает свое право жить в экологически комфортных условиях. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 73% челябинцев против реализации указанного проекта.

Основным методом борьбы с негативным воздействием на природные ресурсы является санкционирование нарушений, но для этого нужна качественная организация природоохранного законодательства, с помощью которого будет осуществляться отстаивание прав граждан, защита резервов окружающей среды и среды обитания человека. При этом цель правового регулирования, связанная с сохранением благоприятного состояния окружающей среды должна ориентироваться на решение более широких задач сохранения природы, включая, в частности, задачу сохранения биологического разнообразия [4]. Следует согласиться с мнением В.Н. Харькова, который предлагает такой способ борьбы с нарушениями экологического законодательства, как ужесточение производственного контроля (экологического, земельного и др.), что будет способствовать поддержанию качественных характеристик природных ресурсов (природных объектов), что в итоге будет способствовать обеспечению реализации конституционного права народов Российской Федерации на использование и охрану природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, а также реализации права каждого на благоприятную окружающую среду [11].

Действительно, усиление экологического контроля и надзора разрешит проблему незаконного и нерационального природопользования, а также поспособствует более эффективной защите экологических прав граждан.

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Об охране окружающей среды: ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Российская газета. – 2002. – № 6.

3. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457.

4. Абанина, Е.Н. / Защита права граждан на благоприятную окружающую среду при обращении прокурора в суд: вопросы теории и практики. // Современное право. – 2014. – № 7.

6. Бринчук, М.М. / Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права. / М.М. Бринчук. // Журнал российского права. – 2008. – № 9.

7. Гиззатуллин, Р.Х. Роль законотворческой деятельности в реализации экологической функции. / Р.Х. Гиззатуллин // Экологическое право. – 2014. – № 2.

8. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 3-изд., перераб. и доп. М.: Изд-во: Проспект, 2010.

9. Клюканова, Л.Г. Эколого-правовой статус личности в нормах Конституции Российской Федерации. / Л.Г. Клюканова. // Экологическое право. – 2014. - № 2.

10. Пантелеев, Б. Природа и право: местечковые злоупотребления. / Б. Пантелеев // "эж-ЮРИСТ". - 2015. - № 16.

11. Харьков, В.Н. / Обеспечение права на благоприятную окружающую среду институтами природоресурсного права. // Современное право. – 2014. – № 7.

12. Хлуденева, Н.И. Дефекты в экологическом праве: понятие и виды. / Н.И. Хлуденева. // Журнал российского права. – 2014. – № 11.

 

 


Корчагин А.П. – студент

Оренбургского государственного аграрного университета

Научный руководитель: А.В. Чичкин к.ю.н, доцент,

заведующий кафедрой земельного и трудового права

Оренбургского государственного аграрного университета

г.Оренбург, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.013 с.)