Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие экологического права.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие экологического права. Предмет Экологического Права. Определение круга общественных отношений, составляющих предмет ЭП, в настоящее время является одной из острых и дискуссионных проблем. В основе полемичности (обсуждения) лежат следующие «расхождения» ученых: 1. Терминологические (то есть, как должно именоваться Экологическое право). Собственно «Экологическое право» (Дубовик), «Природоохранное право» (Алексеенко) или «Право окружающей среды» (Бринчук); 2. Предметная характеристика – включать в экологическое право такие общественные отношения, которые формируются в сфере рационального использования природных ресурсов; 3. Проблема расширения предмета экологического права за счет включения в него экологической безопасности и экологического правопорядка. Анализ современной эколого-правовой литературы позволяет выделить следующие основные точки зрения относительно предмета экологического право: 1. По мнению Боголюбова, предмет экологического права составляют регулируемые им общественные отношения, условно подразделяющиеся на 3 составные части, в которых группируются отличные друг от друга правовые нормы: 1)природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем, комплексов и всей окружающей среды; 2) природоресурсное право, обеспечивающее рациональное использование природных ресурсов; 3) нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Данную позицию поддержали Трунцевский, Саввич и Бринчук. Помимо предложенных к выделению в предмете экологического права отношений они включают в предмет отрасли: А) Отношения по защите экологических прав физических и юридических прав Б) Отношения по сотрудничеству между государствами, международными организациями по охране окружающей среды от вредных воздействий в интересах всего человечества. 2. Ерофеев предложил в качестве предмета экологического права рассматривать складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения и использования природных объектов. В юридической литературе также предлагается экологические отношения, как предмет экологического права, понимать в узком и широком смыслах (Галиченко – декан юрфака МГУ). В узком смысле – они отождествляются с отношениями только по охране окружающей природной среды. В широком смысле предмет отрасли включает отношения по использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности человека. Подобный подход представляет собой внутренне противоречивую конструкцию, поскольку в предмете экологического права объединяются 2 группы противоположных по цели, содержанию и задачам отношения – природоохранные и природоресурсные. И. Б. Калинин обращает внимание на то, что включение в предмет экологического права отношений по недро-, водо-, лесопользованию, по использованию животного мира, объединяют 2 разнообразные группы общественных отношений, что в итоге порождает внутренне противоречивый предмет отрасли. 3. Современные тенденции развития экологического права, общественных отношений, формирующихся в пределах взаимодействия «общества и природы» позволяют в качестве предмета экологического права выделить следующие группы отношений, складывающихся по поводу: 1. Охрана окружающей среды; целью правового регулирования этих отношений являются сохранение, восстановления, предотвращения негативного воздействия со стороны хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий. Объектом этих отношений выступает окружающая среда, как единая целостность. Окружающая среда – совокупность окружающей природной, природно-антропогенной и антропогенной сред. 2. Охрана естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства (природные объекты), а также природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности или объектов созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение (природно-антропогенные объекты). 3. Охрана природных ресурсов, как определенный компонент, составляющий целостность окружающей среды, их целью является обеспечение, сохранения и исключения негативного воздействия на недра, водные объекты, леса и т.д. в процессе хозяйственной и иной деятельности. В основе выделения природных ресурсов в качестве самостоятельного объекта экологических отношений находится их качественная характеристика. Природный ресурс представляет собой часть природного объекта, которая используется или предназначена для использования человеком в целях удовлетворения его потребностей, например в энергии, пище и т.д. 4. Обеспечение экологической безопасности. Цель правового опосредования этих отношений сводится к охране жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуация, природного и техногенного характера. Учитывая дискуссионность затронутых проблем, отсутствие их однозначного решения выделенную совокупность общественных отношений необходимо рассматривать, как социально экологические отношения. В этом связи под предметом экологического права необходимо понимать социально-экологические отношения, отличающиеся от иных (в том числе природоресурсных) своим содержанием, субъектным составом, целевым назначением в форме реализации и правовому регулированию. Методы экологического права Дискуссионность определения предмета экологического права находит свое отражение в определениях метода этой отрасли. По мнению Труцевского и Савича, в экологическом праве необходимо выделять публично-правовой и частно-правовой методы. По мнению Боголюбова, в качестве метода экологического права необходимо рассматривать комплекс правового регулирования, который включает метод экологизации, административно-правовой и гражданско-правовой методы. Анализ содержания выделяемых в литературе методов экологического права позволяет их отождествить с 2 универсальными общеправовыми методами: императивным и диспозитивным. Экологическое право относится к числу отраслей, обособляющихся пока только по своему предмету. Самостоятельный метод правового регулирования в настоящее время еще не сформулирован, поэтому используются универсальные общеправовые методы. Императивный метод в экологическом праве представляет собой сочетание запретов, ограничений и предписаний, он применяется к регулированию социально-экологических отношений, субъекты которых юридически неравноправны, то есть находятся в отношениях власти и подчинения. По мнению Анисимова, данный метод в экологическом праве проявляется: 1) в установлении нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и допустимых физических воздействий; 2) прилимитирование и лицензирование деятельности, связанной с осуществлением выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов; 3) обязательное проведение государственной экологической экспертизы; 4) проведение государственного экологического контроля. Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон, это означает, что ни один из субъектов в экологическом правоотношении не может в одностороннем порядке предопределять поведение другого. Этот метод представляет собой сочетания дозволения и предписания. Экологизация в качестве отраслевого метода стал рассматриваться в середине 80-х гг прошлого века. По мнению Боголюбова и Ерофеева, метод экологизации призван дополнить действие императивного и диспозитивного методов и обеспечить гармонизацию отношений «общества и природы». Ерофеев предложил выделять следующие элементы метода экологизации: 1. Закрепление элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы. Законодательное определение объектов экологического права обязательно. 2. Закрепление структуры органов управления экологией и круга экологопользователей и иных лиц, влияющих на экосистемы РФ. 3. Регламентация правил экологопользователей (процедур юридических, в том числе прав и обязанностей субъектов) 4. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Принцип законности По мнению Ерофеева, в него включаются следующие 3 элемента: a. общеобязательность предписаний эколого-правовых норм для всех физических, юридических, должностных лиц и органов управления экологией (всеобщность) b. единство правового пространства на всей территории РФ – единообразие применения норм на всей территорий, если не установлено иное c. неотвратимость наступления юридической ответственности за нарушение экологического законодательства Принцип гуманизма выражается в том, что природопользование, включающее негативное воздействие на окружающую среду должно осуществляться в интересах настоящих и будущих поколений; Принцип гласности статья 42 К РФ закрепляет данный принцип Экологическому праву наряду с общеправовыми принципы присущи и межотраслевые принципы, которые охватывают собой, как правило, 2 или более, но не все отрасли российского права, в основном речь идет о смежных (соприкасающихся) правовых отраслях. Для экологического права таковым принципом является принцип приоритета интересов коренных малочисленных народов, проживающих на соответствующих территориях в части осуществления природопользования (присущ земельному, природоресурсному, аграрному праву). Отраслевые принципы экологического права находят свое комплексное отражение в статье 3 ФЗ «об охране окружающей среды». К отраслевым принципам экологического права относятся: 1. Научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства 2. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде 3. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности 4. Обязательность оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при принятии решений об осуществлении хозяйственной или иной деятельности 5. Обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям 6. Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений граждан и юридических лиц. 7. Обеспечение интегрированного и дифференцированного подхода в области охраны окружающей среды 8. Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды Внутриотраслевые принципы – те, которые присущи отдельному институту экологического права, например принципы экологической экспертизы, принципы государственного управления экологопользования. Специальные функции Воспитательная функция экологического правареализуется в нормах, в основном связанных с информационной разъяснительной деятельностью, прежде всего органов управления экологии по вопросам охраны природы и бережного отношения к ней. Правовой формой воспитательной функции является создание, опубликование, разъяснение норм и правил субъектам социально-экологических отношений в части обеспечения экологической безопасности окружающей среды. Экологическое право, воздействуя на чувства людей, их сознание, взгляды и представление, опосредует экологическое воспитание. Воспитательная функция неразрывно связана с образовательной. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности. Содержание образовательной функции сводится к тому, что нормы экологического права опосредует образовательный и информационный процесс. Получая навыки, опыт обеспечивают повышение экологической культуры и знаний. Раздел 13 ФЗ «об охране окружающей среды» посвящен основам формированию экологической культуры. В этих целях устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, осуществление экологического просвещения посредством распространения соответствующих знаний. Организационная функция реализуется посредством обеспечения эколого-правовыми нормами процедур, связанных с управлением, организацией, охраной природы, участием граждан и их общественных объединений в решении эколого-значимых вопросов. Восстановительная функция реализуется в большинстве норм экологического права, она призвана обеспечить защиту, восстановление, сохранение и улучшение качества среды жизнеобеспечения. Управление экологией Общие органы Президент РФ в части управления охраны окружающей среды осуществляет следующие функции: 1. Определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства 2. Норматворчество в сфере охраны окружающей среды 3. Организация системы специальных органов управления экологией 4. Гарантии соблюдения прав граждан в области охраны окружающей среды Правительство РФ осуществляет управление экологией на основании К РФ (ст.114) и ФКЗ «О правительстве РФ». В статье 18 ФКЗ определено, что правительство РФ: 1. Обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны природы 2. Принимает меры по реализации экологических прав граждан. 3. Организует деятельность по охране природных ресурсов. 4. Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. Министерство природных ресурсов по экологии осуществляет норматворчество посредством принятия нормативных актов, в которых определяются: 1. Таксы и методики исчисления размеров вреда, причиненного окружающей среде. 2. Технические нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, требования по их уменьшению. 3. Порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных веществ. 4. Порядок оформления декларации промышленной безопасности, опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений. РосПриродНадзор 1. осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в частности: 2. За охраной водных объектов 3. За охраной и защитой лесов на землях особо охраняемых территориях федерального значения 4. В области охраны объектов животного мира и среды их обитания, на особо охраняемых территориях федерального значения РосТехНадзор 1. Утверждает нормативы и лимиты образования отходов, в том числе на их размещение. 2. Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и атмосферный воздух. 3. Организует и проводит в установленном порядке государственную экологического экспертизу федерального уровня. РосГидроМед 1. Определяет порядок организации и исчисления государственного мониторинга окружающей среды 2. Осуществление государственного мониторинга атмосферного воздуха 3. Мониторинг объектов животного мира и иных компонентов окружающей среды Экологическая экспертиза Экологический контроль Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства Дисциплинарная ответственность проявляется в наложение работодателем (его представителем) на виновного работника взыскания (дисциплинарного) за невыполнение им его трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды. Основанием привлечения работника к дисциплинарной ответственности в общем смысле является несоблюдение им трудовой, производственной или технологической дисциплины, повлекшее нарушение требований экологического законодательства. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение экологического законодательства является субъективным правом работодателя (его представителем), но есть одно исключение – статья 195 ТК РФ, в соответствии с которой руководитель обязан быть привлечен к дисциплинарной ответственности по требованию представительного органа работников. К работнику, совершившему дисциплинарный проступок, могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание (в письменной форме с приказом, при ознакомлении, подписи работника или акта об отказе), выговор и увольнение (могут применяться иные меры, если они закреплены в локальном акте). Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является вина, в том числе выраженная в форме неосторожности. При наложении взыскания и определении его вида, учитывается тяжесть совершенного проступка, поведение работника, обстоятельства, способствующие совершению правонарушения. До назначения работнику дисциплинарного взыскания и применения мер с него в обязательном порядке в письменном виде берутся объяснение об обстоятельствах совершения проступка. В случае отказа работника дать объяснение в течение 2 рабочих дней, составляется соответствующий акт об этом, в котором фиксируется отказ работника. К дисциплинарной ответственности работник может быть привлечен в течение одного месяца с момента, когда работодатель (его представитель) узнал или должен был узнать о совершенном правонарушении или в течение 6 месяцев с момента совершения дисциплинарного проступка. В указанные периоды не включается время болезни, отпуска работника, иные уважительные причины. Непосредственно наложение дисциплинарного взыскания оформляется приказом или распоряжением работодателя, с которым работник знакомится под роспись в течение 3 рабочих дней. Работник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности с момента издания соответствующего приказа. Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно по ходатайству профсоюзного органа или иного представительного органа работников, самого работника или его непосредственного руководителя. Какая связь между нормами ТП и ЭП? Трудовая функция работника должна быть связана с выполнением и соблюдением норм экологического права косвенно или непосредственно. Комплексный или ландшафтный Они предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов или природных ландшафтов Палеонтологический Их цель – сохранение ископаемых объектов Геологический Обеспечивает сохранение ценных объектов и комплексов неживой природы На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям его создания и причиняющая вред природным комплексам или их компонентам. В границах заказников допускается проживание малочисленных этнических общностей. Они могут осуществлять использование природных ресурсов в формах, которые обеспечивают защиту исконной среды обитания и сохранение традиционного образа их жизни. Государственные природные заказники могут создаваться с изъятием или без изъятия земельных участков у их собственников, владельцев, пользователей или арендаторов. Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, которые расположены в заказниках, обязаны соблюдать установленный режим охраны, и несут за его нарушение установленную законодательством юридическую ответственность. Государственные природные заказники могут создаваться на федеральном или региональном уровнях. Научно-экспериментальная Доступ в нее имеют только научные сотрудники или специалисты иных ботанических садов или парков Административная На ней располагается дирекции и иные помещения, обеспечивающие деятельность парков и садов Правовая охрана недр Основными требования по охране недр являются: 1. Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих их ценность и осложняющих их разработку 2. Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, которые не связаны с их добычей 3. Предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка их использования 4. Предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора, в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения (для исключения истощения или засорения) Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального агентства по недропользованию или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройке. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение подземных сооружений допускается с разрешения РосНедр (Федерального агентства по недропользованию) и органов РосТехНадзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. В случае нарушения установленных требований, право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов (аналогия схожести законодательства (но не аналогия права и закона), например, схожесть с земельным правом, там принимается решение об изъятии и дается год на согласование, если в течение этого периода не дается никакие обоснования, то ему не компенсируются затраты, в данной ситуации очень похоже). Редкие геологические обнажения (каменистые россыпи), минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, которые представляют особую научную или культурную ценность могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы. Всякая деятельность, нарушающая сохранность созданных особо охраняемых природных территорий, запрещается. В случае обнаружение при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органу, предоставившему лицензию на недропользование. По свойствам отходов a. Опасные отходы Содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичность, взрывоопасность, высокая реакционная способность и т.д.) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для природы или здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В зависимости от степени их вредного воздействия на природу и здоровье человека подразделяются на классы опасности (установлено 5 классов опасности: 5 – неопасный, 4 – не особо опасный и т. д.) b. Неопасные отходы Перечисленными свойствами не характеризуются По физическому состоянию a. Сырье b. Полуфабрикаты c. Готовая продукция, утратившая потребительские свойства По происхождению a. Органические b. Минеральные c. Химические d. Коммунальные В РФ ведется государственный кадастр отходов (допускается ведение региональных кадастров отходов), включающий: · федеральный классификационный каталог отходов · государственный реестр объектов размещения отходов · банк данных об отходах и о технологиях использования и их обезвреживания К числу прав на отходы производства и потребления относится: 1. Право собственности на отходы (первичное право) 2. Право владения, пользования и распоряжения (вторичные, как производные от права собственности) Часть 1 ст. 4 ФЗ «об отходах производства и потребления» определяет, что право собственности на них принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Допускается переход права собственности на отходы производства и потребления на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. К ограничениям специального характера для такого рода сделок относятся правила об отчуждении опасных отходов в собственность другому лицу. К покупателю предъявляется ряд требований, основным является – лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Обращение с отходами производства и потребления – деятельность, в процессе которой образуются отходы, также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки и размещению отходов. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и водоохранных зон, а также на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения. Запрещается размещение отходов и их захоронение в местах залегания полезных ископаемых, в случае возникновения угрозы их загрязнения и в местах ведения горных работ. Физические и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к определенному классу опасности (в ином случае – применение мер юридической ответственности). На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который включает в себя сведения об их составе и их свойствах. Понятие экологического права. Предмет Экологического Права. Определение круга общественных отношений, составляющих предмет ЭП, в настоящее время является одной из острых и дискуссионных проблем. В основе полемичности (обсуждения) лежат следующие «расхождения» ученых: 1. Терминологические (то есть, как должно именоваться Экологическое право). Собственно «Экологическое право» (Дубовик), «Природоохранное право» (Алексеенко) или «Право окружающей среды» (Бринчук); 2. Предметная характеристика – включать в экологическое право такие общественные отношения, которые формируются в сфере рационального использования природных ресурсов; 3. Проблема расширения предмета экологического права за счет включения в него экологической безопасности и экологического правопорядка. Анализ современной эколого-правовой литературы позволяет выделить следующие основные точки зрения относительно предмета экологического право: 1. По мнению Боголюбова, предмет экологического права составляют регулируемые им общественные отношения, условно подразделяющиеся на 3 составные части, в которых группируются отличные друг от друга правовые нормы: 1)природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем, комплексов и всей окружающей среды; 2) природоресурсное право, обеспечивающее рациональное использование природных ресурсов; 3) нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Данную позицию поддержали Трунцевский, Саввич и Бринчук. Помимо предложенных к выделению в предмете экологического права отношений они включают в предмет отрасли: А) Отношения по защите экологических прав физических и юридических прав Б) Отношения по сотрудничеству между государствами, международными организациями по охране окружающей среды от вредных воздействий в интересах всего человечества. 2. Ерофеев предложил в качестве предмета экологического права рассматривать складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения и использования природных объектов. В юридической литературе также предлагается экологические отношения, как предмет экологического права, понимать в узком и широком смыслах (Галиченко – декан юрфака МГУ). В узком смысле – они отождествляются с отношениями только по охране окружающей природной среды. В широком смысле предмет отрасли включает отношения по использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности человека. Подобный подход представляет собой внутренне противоречивую конструкцию, поскольку в предмете экологического права объединяются 2 группы противоположных по цели, содержанию и задачам отношения – природоохранные и природоресурсные. И. Б. Калинин обращает внимание на то, что включение в предмет экологического права отношений по недро-, водо-, лесопользованию, по использованию животного мира, объединяют 2 разнообразные группы общественных отношений, что в итоге порождает внутренне противоречивый предмет отрасли. 3. Современные тенденции развития экологического права, общественных отношений, формирующихся в пределах взаимодействия «общества и природы» позволяют в качестве предмета экологического права выделить следующие группы отношений, складывающихся по поводу: 1. Охрана окружающей среды; целью правового регулирования этих отношений являются сохранение, восстановления, предотвращения негативного воздействия со стороны хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий. Объектом этих отношений выступает окружающая среда, как единая целостность. Окружающая среда – совокупность окружающей природной, природно-антропогенной и антропогенной сред. 2. Охрана естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства (природные объекты), а также природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности или объектов созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение (природно-антропогенные объекты). 3. Охрана природных ресурсов, как определенный компонент, составляющий целостность окружающей среды, их целью является обеспечение, сохранения и исключения негативного воздействия на недра, водные объекты, леса и т.д. в процессе хозяйственной и иной деятельности. В основе выделения природных ресурсов в качестве самостоятельного объекта экологических отношений находится их качественная характеристика. Природный ресурс представляет собой часть природного объекта, которая используется или предназначена для использования человеком в целях удовлетворения его потребностей, например в энергии, пище и т.д. 4. Обеспечение экологической безопасности. Цель правового опосредования этих отношений сводится к охране жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуация, природного и техногенного характера. Учитывая дискуссионность затронутых проблем, отсутствие их однозначного решения выделенную совокупность общественных отношений необходимо рассматривать, как социально экологические отношения. В этом связи под предметом экологического права необходимо понимать социально-экологические отношения, отличающиеся от иных (в том числе природоресурсных) своим содержанием, субъектным составом, целевым назначением в форме реализации и правовому регулированию. Методы экологического права Дискуссионность определения предмета экологического права находит свое отражение в определениях метода этой отрасли. По мнению Труцевского и Савича, в экологическом праве необходимо выделять публично-правовой и частно-правовой методы. По мнению Боголюбова, в качестве метода экологического права необходимо рассматривать комплекс правового регулирования, который включает метод экологизации, административно-правовой и гражданско-правовой методы. Анализ содержания выделяемых в литературе методов экологического права позволяет их отождествить с 2 универсальными общеправовыми методами: императивным и диспозитивным. Экологическое право относится к числу отраслей, обособляющихся пока только по своему предмету. Самостоятельный метод правового регулирования в настоящее время еще не сформулирован, поэтому используются универсальные общеправовые методы. Императивный метод в экологическом праве представляет собой сочетание запретов, ограничений и предписаний, он применяется к регулированию социально-экологических отношений, субъекты которых юридически неравноправны, то есть находятся в отношениях власти и подчинения. По мнению Анисимова, данный метод в экологическом праве проявляется: 1) в установлении нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и допустимых физических воздействий; 2) прилимитирование и лицензирование деятельности, связанной с осуществлением выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов; 3) обязательное проведение государственной экологической экспертизы; 4) проведение государственного экологического контроля. Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон, это означает, что ни один из субъектов в экологическом правоотношении не может в одностороннем порядке предопределять поведение другого. Этот метод представляет собой сочетания дозволения и предписания. Экологизация в качестве отраслевого метода стал рассматриваться в середине 80-х гг прошлого века. По мнению Боголюбова и Ерофеева, метод экологизации призван дополнить действие императивного и диспозитивного методов и обеспечить гармонизацию отношений «общества и природы». Ерофеев предложил выделять следующие элементы метода экологизации: 1. Закрепление элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы. Законодательное определение объектов экологического права обязательно. 2. Закрепление структуры органов управления экологией и круга экологопользователей и иных лиц, влияющих на экосистемы РФ. 3. Регламентация правил экологопользователей (процедур юридических, в том числе прав и обязанностей субъектов) 4. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.179 (0.013 с.) |