Понятие экологического права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие экологического права.



Понятие экологического права.

Предмет Экологического Права.

Определение круга общественных отношений, составляющих предмет ЭП, в настоящее время является одной из острых и дискуссионных проблем. В основе полемичности (обсуждения) лежат следующие «расхождения» ученых:

1. Терминологические (то есть, как должно именоваться Экологическое право). Собственно «Экологическое право» (Дубовик), «Природоохранное право» (Алексеенко) или «Право окружающей среды» (Бринчук);

2. Предметная характеристика – включать в экологическое право такие общественные отношения, которые формируются в сфере рационального использования природных ресурсов;

3. Проблема расширения предмета экологического права за счет включения в него экологической безопасности и экологического правопорядка.

Анализ современной эколого-правовой литературы позволяет выделить следующие основные точки зрения относительно предмета экологического право:

1. По мнению Боголюбова, предмет экологического права составляют регулируемые им общественные отношения, условно подразделяющиеся на 3 составные части, в которых группируются отличные друг от друга правовые нормы: 1)природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем, комплексов и всей окружающей среды; 2) природоресурсное право, обеспечивающее рациональное использование природных ресурсов; 3) нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Данную позицию поддержали Трунцевский, Саввич и Бринчук. Помимо предложенных к выделению в предмете экологического права отношений они включают в предмет отрасли:

А) Отношения по защите экологических прав физических и юридических прав

Б) Отношения по сотрудничеству между государствами, международными организациями по охране окружающей среды от вредных воздействий в интересах всего человечества.

2. Ерофеев предложил в качестве предмета экологического права рассматривать складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения и использования природных объектов. В юридической литературе также предлагается экологические отношения, как предмет экологического права, понимать в узком и широком смыслах (Галиченко – декан юрфака МГУ). В узком смысле – они отождествляются с отношениями только по охране окружающей природной среды. В широком смысле предмет отрасли включает отношения по использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности человека. Подобный подход представляет собой внутренне противоречивую конструкцию, поскольку в предмете экологического права объединяются 2 группы противоположных по цели, содержанию и задачам отношения – природоохранные и природоресурсные. И. Б. Калинин обращает внимание на то, что включение в предмет экологического права отношений по недро-, водо-, лесопользованию, по использованию животного мира, объединяют 2 разнообразные группы общественных отношений, что в итоге порождает внутренне противоречивый предмет отрасли.

3. Современные тенденции развития экологического права, общественных отношений, формирующихся в пределах взаимодействия «общества и природы» позволяют в качестве предмета экологического права выделить следующие группы отношений, складывающихся по поводу:

1. Охрана окружающей среды; целью правового регулирования этих отношений являются сохранение, восстановления, предотвращения негативного воздействия со стороны хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий. Объектом этих отношений выступает окружающая среда, как единая целостность. Окружающая среда – совокупность окружающей природной, природно-антропогенной и антропогенной сред.

2. Охрана естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства (природные объекты), а также природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности или объектов созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение (природно-антропогенные объекты).

3. Охрана природных ресурсов, как определенный компонент, составляющий целостность окружающей среды, их целью является обеспечение, сохранения и исключения негативного воздействия на недра, водные объекты, леса и т.д. в процессе хозяйственной и иной деятельности. В основе выделения природных ресурсов в качестве самостоятельного объекта экологических отношений находится их качественная характеристика. Природный ресурс представляет собой часть природного объекта, которая используется или предназначена для использования человеком в целях удовлетворения его потребностей, например в энергии, пище и т.д.

4. Обеспечение экологической безопасности. Цель правового опосредования этих отношений сводится к охране жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуация, природного и техногенного характера.

Учитывая дискуссионность затронутых проблем, отсутствие их однозначного решения выделенную совокупность общественных отношений необходимо рассматривать, как социально экологические отношения. В этом связи под предметом экологического права необходимо понимать социально-экологические отношения, отличающиеся от иных (в том числе природоресурсных) своим содержанием, субъектным составом, целевым назначением в форме реализации и правовому регулированию.

Методы экологического права

Дискуссионность определения предмета экологического права находит свое отражение в определениях метода этой отрасли. По мнению Труцевского и Савича, в экологическом праве необходимо выделять публично-правовой и частно-правовой методы. По мнению Боголюбова, в качестве метода экологического права необходимо рассматривать комплекс правового регулирования, который включает метод экологизации, административно-правовой и гражданско-правовой методы. Анализ содержания выделяемых в литературе методов экологического права позволяет их отождествить с 2 универсальными общеправовыми методами: императивным и диспозитивным. Экологическое право относится к числу отраслей, обособляющихся пока только по своему предмету. Самостоятельный метод правового регулирования в настоящее время еще не сформулирован, поэтому используются универсальные общеправовые методы.

Императивный метод в экологическом праве представляет собой сочетание запретов, ограничений и предписаний, он применяется к регулированию социально-экологических отношений, субъекты которых юридически неравноправны, то есть находятся в отношениях власти и подчинения. По мнению Анисимова, данный метод в экологическом праве проявляется:

1) в установлении нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и допустимых физических воздействий;

2) прилимитирование и лицензирование деятельности, связанной с осуществлением выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов;

3) обязательное проведение государственной экологической экспертизы;

4) проведение государственного экологического контроля.

Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон, это означает, что ни один из субъектов в экологическом правоотношении не может в одностороннем порядке предопределять поведение другого. Этот метод представляет собой сочетания дозволения и предписания.

Экологизация в качестве отраслевого метода стал рассматриваться в середине 80-х гг прошлого века. По мнению Боголюбова и Ерофеева, метод экологизации призван дополнить действие императивного и диспозитивного методов и обеспечить гармонизацию отношений «общества и природы». Ерофеев предложил выделять следующие элементы метода экологизации:

1. Закрепление элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы. Законодательное определение объектов экологического права обязательно.

2. Закрепление структуры органов управления экологией и круга экологопользователей и иных лиц, влияющих на экосистемы РФ.

3. Регламентация правил экологопользователей (процедур юридических, в том числе прав и обязанностей субъектов)

4. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.

Принцип законности

По мнению Ерофеева, в него включаются следующие 3 элемента:

a. общеобязательность предписаний эколого-правовых норм для всех физических, юридических, должностных лиц и органов управления экологией (всеобщность)

b. единство правового пространства на всей территории РФ – единообразие применения норм на всей территорий, если не установлено иное

c. неотвратимость наступления юридической ответственности за нарушение экологического законодательства

Принцип гуманизма

выражается в том, что природопользование, включающее негативное воздействие на окружающую среду должно осуществляться в интересах настоящих и будущих поколений;

Принцип гласности

статья 42 К РФ закрепляет данный принцип

Экологическому праву наряду с общеправовыми принципы присущи и межотраслевые принципы, которые охватывают собой, как правило, 2 или более, но не все отрасли российского права, в основном речь идет о смежных (соприкасающихся) правовых отраслях. Для экологического права таковым принципом является принцип приоритета интересов коренных малочисленных народов, проживающих на соответствующих территориях в части осуществления природопользования (присущ земельному, природоресурсному, аграрному праву).

Отраслевые принципы экологического права находят свое комплексное отражение в статье 3 ФЗ «об охране окружающей среды».

К отраслевым принципам экологического права относятся:

1. Научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства

2. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

3. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности

4. Обязательность оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при принятии решений об осуществлении хозяйственной или иной деятельности

5. Обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям

6. Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений граждан и юридических лиц.

7. Обеспечение интегрированного и дифференцированного подхода в области охраны окружающей среды

8. Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды

Внутриотраслевые принципы – те, которые присущи отдельному институту экологического права, например принципы экологической экспертизы, принципы государственного управления экологопользования.

Специальные функции

Воспитательная функция экологического правареализуется в нормах, в основном связанных с информационной разъяснительной деятельностью, прежде всего органов управления экологии по вопросам охраны природы и бережного отношения к ней. Правовой формой воспитательной функции является создание, опубликование, разъяснение норм и правил субъектам социально-экологических отношений в части обеспечения экологической безопасности окружающей среды. Экологическое право, воздействуя на чувства людей, их сознание, взгляды и представление, опосредует экологическое воспитание. Воспитательная функция неразрывно связана с образовательной. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Содержание образовательной функции сводится к тому, что нормы экологического права опосредует образовательный и информационный процесс. Получая навыки, опыт обеспечивают повышение экологической культуры и знаний.

Раздел 13 ФЗ «об охране окружающей среды» посвящен основам формированию экологической культуры. В этих целях устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, осуществление экологического просвещения посредством распространения соответствующих знаний.

Организационная функция реализуется посредством обеспечения эколого-правовыми нормами процедур, связанных с управлением, организацией, охраной природы, участием граждан и их общественных объединений в решении эколого-значимых вопросов.

Восстановительная функция реализуется в большинстве норм экологического права, она призвана обеспечить защиту, восстановление, сохранение и улучшение качества среды жизнеобеспечения.

Управление экологией

Общие органы

Президент РФ в части управления охраны окружающей среды осуществляет следующие функции:

1. Определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства

2. Норматворчество в сфере охраны окружающей среды

3. Организация системы специальных органов управления экологией

4. Гарантии соблюдения прав граждан в области охраны окружающей среды

Правительство РФ осуществляет управление экологией на основании К РФ (ст.114) и ФКЗ «О правительстве РФ». В статье 18 ФКЗ определено, что правительство РФ:

1. Обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны природы

2. Принимает меры по реализации экологических прав граждан.

3. Организует деятельность по охране природных ресурсов.

4. Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Министерство природных ресурсов по экологии осуществляет норматворчество посредством принятия нормативных актов, в которых определяются:

1. Таксы и методики исчисления размеров вреда, причиненного окружающей среде.

2. Технические нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, требования по их уменьшению.

3. Порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных веществ.

4. Порядок оформления декларации промышленной безопасности, опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений.

РосПриродНадзор

1. осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в частности:

2. За охраной водных объектов

3. За охраной и защитой лесов на землях особо охраняемых территориях федерального значения

4. В области охраны объектов животного мира и среды их обитания, на особо охраняемых территориях федерального значения

РосТехНадзор

1. Утверждает нормативы и лимиты образования отходов, в том числе на их размещение.

2. Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и атмосферный воздух.

3. Организует и проводит в установленном порядке государственную экологического экспертизу федерального уровня.

РосГидроМед

1. Определяет порядок организации и исчисления государственного мониторинга окружающей среды

2. Осуществление государственного мониторинга атмосферного воздуха

3. Мониторинг объектов животного мира и иных компонентов окружающей среды

Экологическая экспертиза

Экологический контроль

Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства

Дисциплинарная ответственность проявляется в наложение работодателем (его представителем) на виновного работника взыскания (дисциплинарного) за невыполнение им его трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды. Основанием привлечения работника к дисциплинарной ответственности в общем смысле является несоблюдение им трудовой, производственной или технологической дисциплины, повлекшее нарушение требований экологического законодательства.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение экологического законодательства является субъективным правом работодателя (его представителем), но есть одно исключение – статья 195 ТК РФ, в соответствии с которой руководитель обязан быть привлечен к дисциплинарной ответственности по требованию представительного органа работников. К работнику, совершившему дисциплинарный проступок, могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание (в письменной форме с приказом, при ознакомлении, подписи работника или акта об отказе), выговор и увольнение (могут применяться иные меры, если они закреплены в локальном акте).

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является вина, в том числе выраженная в форме неосторожности. При наложении взыскания и определении его вида, учитывается тяжесть совершенного проступка, поведение работника, обстоятельства, способствующие совершению правонарушения. До назначения работнику дисциплинарного взыскания и применения мер с него в обязательном порядке в письменном виде берутся объяснение об обстоятельствах совершения проступка. В случае отказа работника дать объяснение в течение 2 рабочих дней, составляется соответствующий акт об этом, в котором фиксируется отказ работника.

К дисциплинарной ответственности работник может быть привлечен в течение одного месяца с момента, когда работодатель (его представитель) узнал или должен был узнать о совершенном правонарушении или в течение 6 месяцев с момента совершения дисциплинарного проступка. В указанные периоды не включается время болезни, отпуска работника, иные уважительные причины. Непосредственно наложение дисциплинарного взыскания оформляется приказом или распоряжением работодателя, с которым работник знакомится под роспись в течение 3 рабочих дней. Работник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности с момента издания соответствующего приказа. Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно по ходатайству профсоюзного органа или иного представительного органа работников, самого работника или его непосредственного руководителя.

Какая связь между нормами ТП и ЭП? Трудовая функция работника должна быть связана с выполнением и соблюдением норм экологического права косвенно или непосредственно.

Комплексный или ландшафтный

Они предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов или природных ландшафтов

Палеонтологический

Их цель – сохранение ископаемых объектов

Геологический

Обеспечивает сохранение ценных объектов и комплексов неживой природы

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям его создания и причиняющая вред природным комплексам или их компонентам. В границах заказников допускается проживание малочисленных этнических общностей. Они могут осуществлять использование природных ресурсов в формах, которые обеспечивают защиту исконной среды обитания и сохранение традиционного образа их жизни.

Государственные природные заказники могут создаваться с изъятием или без изъятия земельных участков у их собственников, владельцев, пользователей или арендаторов.

Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, которые расположены в заказниках, обязаны соблюдать установленный режим охраны, и несут за его нарушение установленную законодательством юридическую ответственность.

Государственные природные заказники могут создаваться на федеральном или региональном уровнях.

Научно-экспериментальная

Доступ в нее имеют только научные сотрудники или специалисты иных ботанических садов или парков

Административная

На ней располагается дирекции и иные помещения, обеспечивающие деятельность парков и садов

Правовая охрана недр

Основными требования по охране недр являются:

1. Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих их ценность и осложняющих их разработку

2. Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, которые не связаны с их добычей

3. Предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка их использования

4. Предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора, в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения (для исключения истощения или засорения)

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального агентства по недропользованию или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройке. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение подземных сооружений допускается с разрешения РосНедр (Федерального агентства по недропользованию) и органов РосТехНадзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

В случае нарушения установленных требований, право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов (аналогия схожести законодательства (но не аналогия права и закона), например, схожесть с земельным правом, там принимается решение об изъятии и дается год на согласование, если в течение этого периода не дается никакие обоснования, то ему не компенсируются затраты, в данной ситуации очень похоже).

Редкие геологические обнажения (каменистые россыпи), минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, которые представляют особую научную или культурную ценность могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы.

Всякая деятельность, нарушающая сохранность созданных особо охраняемых природных территорий, запрещается. В случае обнаружение при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органу, предоставившему лицензию на недропользование.

По свойствам отходов

a. Опасные отходы

Содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичность, взрывоопасность, высокая реакционная способность и т.д.) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для природы или здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В зависимости от степени их вредного воздействия на природу и здоровье человека подразделяются на классы опасности (установлено 5 классов опасности: 5 – неопасный, 4 – не особо опасный и т. д.)

b. Неопасные отходы

Перечисленными свойствами не характеризуются

По физическому состоянию

a. Сырье

b. Полуфабрикаты

c. Готовая продукция, утратившая потребительские свойства

По происхождению

a. Органические

b. Минеральные

c. Химические

d. Коммунальные

В РФ ведется государственный кадастр отходов (допускается ведение региональных кадастров отходов), включающий:

· федеральный классификационный каталог отходов

· государственный реестр объектов размещения отходов

· банк данных об отходах и о технологиях использования и их обезвреживания

К числу прав на отходы производства и потребления относится:

1. Право собственности на отходы (первичное право)

2. Право владения, пользования и распоряжения (вторичные, как производные от права собственности)

Часть 1 ст. 4 ФЗ «об отходах производства и потребления» определяет, что право собственности на них принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Допускается переход права собственности на отходы производства и потребления на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

К ограничениям специального характера для такого рода сделок относятся правила об отчуждении опасных отходов в собственность другому лицу. К покупателю предъявляется ряд требований, основным является – лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

Обращение с отходами производства и потребления – деятельность, в процессе которой образуются отходы, также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки и размещению отходов.

Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и водоохранных зон, а также на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения. Запрещается размещение отходов и их захоронение в местах залегания полезных ископаемых, в случае возникновения угрозы их загрязнения и в местах ведения горных работ.

Физические и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к определенному классу опасности (в ином случае – применение мер юридической ответственности). На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который включает в себя сведения об их составе и их свойствах.

Понятие экологического права.

Предмет Экологического Права.

Определение круга общественных отношений, составляющих предмет ЭП, в настоящее время является одной из острых и дискуссионных проблем. В основе полемичности (обсуждения) лежат следующие «расхождения» ученых:

1. Терминологические (то есть, как должно именоваться Экологическое право). Собственно «Экологическое право» (Дубовик), «Природоохранное право» (Алексеенко) или «Право окружающей среды» (Бринчук);

2. Предметная характеристика – включать в экологическое право такие общественные отношения, которые формируются в сфере рационального использования природных ресурсов;

3. Проблема расширения предмета экологического права за счет включения в него экологической безопасности и экологического правопорядка.

Анализ современной эколого-правовой литературы позволяет выделить следующие основные точки зрения относительно предмета экологического право:

1. По мнению Боголюбова, предмет экологического права составляют регулируемые им общественные отношения, условно подразделяющиеся на 3 составные части, в которых группируются отличные друг от друга правовые нормы: 1)природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем, комплексов и всей окружающей среды; 2) природоресурсное право, обеспечивающее рациональное использование природных ресурсов; 3) нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Данную позицию поддержали Трунцевский, Саввич и Бринчук. Помимо предложенных к выделению в предмете экологического права отношений они включают в предмет отрасли:

А) Отношения по защите экологических прав физических и юридических прав

Б) Отношения по сотрудничеству между государствами, международными организациями по охране окружающей среды от вредных воздействий в интересах всего человечества.

2. Ерофеев предложил в качестве предмета экологического права рассматривать складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения и использования природных объектов. В юридической литературе также предлагается экологические отношения, как предмет экологического права, понимать в узком и широком смыслах (Галиченко – декан юрфака МГУ). В узком смысле – они отождествляются с отношениями только по охране окружающей природной среды. В широком смысле предмет отрасли включает отношения по использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности человека. Подобный подход представляет собой внутренне противоречивую конструкцию, поскольку в предмете экологического права объединяются 2 группы противоположных по цели, содержанию и задачам отношения – природоохранные и природоресурсные. И. Б. Калинин обращает внимание на то, что включение в предмет экологического права отношений по недро-, водо-, лесопользованию, по использованию животного мира, объединяют 2 разнообразные группы общественных отношений, что в итоге порождает внутренне противоречивый предмет отрасли.

3. Современные тенденции развития экологического права, общественных отношений, формирующихся в пределах взаимодействия «общества и природы» позволяют в качестве предмета экологического права выделить следующие группы отношений, складывающихся по поводу:

1. Охрана окружающей среды; целью правового регулирования этих отношений являются сохранение, восстановления, предотвращения негативного воздействия со стороны хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий. Объектом этих отношений выступает окружающая среда, как единая целостность. Окружающая среда – совокупность окружающей природной, природно-антропогенной и антропогенной сред.

2. Охрана естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства (природные объекты), а также природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности или объектов созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение (природно-антропогенные объекты).

3. Охрана природных ресурсов, как определенный компонент, составляющий целостность окружающей среды, их целью является обеспечение, сохранения и исключения негативного воздействия на недра, водные объекты, леса и т.д. в процессе хозяйственной и иной деятельности. В основе выделения природных ресурсов в качестве самостоятельного объекта экологических отношений находится их качественная характеристика. Природный ресурс представляет собой часть природного объекта, которая используется или предназначена для использования человеком в целях удовлетворения его потребностей, например в энергии, пище и т.д.

4. Обеспечение экологической безопасности. Цель правового опосредования этих отношений сводится к охране жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуация, природного и техногенного характера.

Учитывая дискуссионность затронутых проблем, отсутствие их однозначного решения выделенную совокупность общественных отношений необходимо рассматривать, как социально экологические отношения. В этом связи под предметом экологического права необходимо понимать социально-экологические отношения, отличающиеся от иных (в том числе природоресурсных) своим содержанием, субъектным составом, целевым назначением в форме реализации и правовому регулированию.

Методы экологического права

Дискуссионность определения предмета экологического права находит свое отражение в определениях метода этой отрасли. По мнению Труцевского и Савича, в экологическом праве необходимо выделять публично-правовой и частно-правовой методы. По мнению Боголюбова, в качестве метода экологического права необходимо рассматривать комплекс правового регулирования, который включает метод экологизации, административно-правовой и гражданско-правовой методы. Анализ содержания выделяемых в литературе методов экологического права позволяет их отождествить с 2 универсальными общеправовыми методами: императивным и диспозитивным. Экологическое право относится к числу отраслей, обособляющихся пока только по своему предмету. Самостоятельный метод правового регулирования в настоящее время еще не сформулирован, поэтому используются универсальные общеправовые методы.

Императивный метод в экологическом праве представляет собой сочетание запретов, ограничений и предписаний, он применяется к регулированию социально-экологических отношений, субъекты которых юридически неравноправны, то есть находятся в отношениях власти и подчинения. По мнению Анисимова, данный метод в экологическом праве проявляется:

1) в установлении нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и допустимых физических воздействий;

2) прилимитирование и лицензирование деятельности, связанной с осуществлением выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов;

3) обязательное проведение государственной экологической экспертизы;

4) проведение государственного экологического контроля.

Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон, это означает, что ни один из субъектов в экологическом правоотношении не может в одностороннем порядке предопределять поведение другого. Этот метод представляет собой сочетания дозволения и предписания.

Экологизация в качестве отраслевого метода стал рассматриваться в середине 80-х гг прошлого века. По мнению Боголюбова и Ерофеева, метод экологизации призван дополнить действие императивного и диспозитивного методов и обеспечить гармонизацию отношений «общества и природы». Ерофеев предложил выделять следующие элементы метода экологизации:

1. Закрепление элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы. Законодательное определение объектов экологического права обязательно.

2. Закрепление структуры органов управления экологией и круга экологопользователей и иных лиц, влияющих на экосистемы РФ.

3. Регламентация правил экологопользователей (процедур юридических, в том числе прав и обязанностей субъектов)

4. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.11 с.)