Anti-corruption institutional system of China: curent state and reforms. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Anti-corruption institutional system of China: curent state and reforms.



Review: This article addresses the problem of the fight against corruption from the point of view of the theory and practice of the organization and powers of China anti-corruption institutions, among which the leading position occupied by the specialized agencies of the ruling Communist Party of China. The experience of a foreign country in this aspect, the author is considered useful and instructive.

Key words: China, the CPC, the fight against corruption in China, China's anti-corruption system, China's anti-corruption institutions, criminal procedure law of China, CCDI of the CPC, shuanggui, Anti-Corruption Bureau of Supreme People's Procuratorate of China, China's judicial system.

 

На сегодня антикоррупционная институциональная система КНР представляет собой следующее:

1. Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) Коммунистической партии Китая (КПК) и комиссии по проверке дисциплины (КПД) КПК на местах.

Прежде всего, антикоррупционное расследование ведет специализированный партийный контрольно-надзорный и следственный орган: Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) КПК и комиссии по проверке дисциплины (КПД) КПК на местах (согласно Уставу КПК). Устав КПК определяет полномочия комиссии скорее, как этические, чем правоохранительные. [1] Однако «Постановление КПК о порядке проверок» 1994 года содержит правила расследования комиссиями КПК по проверке дисциплины («шуангуй» или «двойное указание», т.к. комиссия указывает две вещи: время и место).

Хотя сведения, собранные КПД, не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, но правоохранительные органы имеют доступ к ним, что может обеспечить ориентиры для официального расследования. [2]

Согласно новым правилам ЦКПД КПК получила возможность проводить проверки высшего руководство Партии, государства и госсектора в экономике и финансах. До этого сфера деятельность Центральной комиссии сосредотачивалась на уровне провинций, районов и волостей. [3]

Из принятого в ноябре 2013 г. на Третьем пленуме ЦК КПК программного Постановления ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ» стало известно о том, что запланирована реформа системы контроля партийной дисциплины: предполагается усиление власти вышестоящих КПД над нижестоящими. В настоящее время реформа тестируется в отдельных местах. [4]

Из опубликованного «Пятилетнего плана по борьбе с коррупцией на 2013-2017» мы также узнаём о том, что планируется внести изменения в «Постановление о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины КПК» в целях его подробной детализации и соблюдения прав человека. [5]

В случае успешного итога реформ в контрольно-надзорной системе КПК на основе их подчинения закону не только КПК, но и КНР, возможна трансформация ЦКПД - КПД КПК в «четвертую», контрольную ветвь власти, характерную для восточноазиатских (конфуцианских) государств.

2. Антикоррупционное бюро (управление) Верховной народной прокуратуры КНР.

Успешный опыт борьбы с коррупцией в Гонконге использовался при создании в 1995 году в Верховной народной прокуратуре Антикоррупционного бюро (АКБ), которое «возбуждает и проводит предварительное следствие по делам о преступлениях, связанных с коррупцией и взяточничеством, по делам о должностных преступлениях государственных служащих», [6] в отличие от остальных дел, по которым предварительное следствие осуществляется органами общественной безопасности. [7]

Но Антикоррупционное бюро не вправе самостоятельно возбудить уголовное дело в отношении члена КПК за совершение коррупционных преступлений без одобрения ЦКПД или КПД КПК. В остальном, уголовный процесс носит стандартный характер: АКБ проводит предварительное следствие, после чего передаёт дело в другой отдел народной прокуратуры, который предъявляет обвинения и подаёт уголовный иск в суд. [8]

3. Суды КНР.

Специфика судебной системы по рассмотрению дел о коррупции в КНР отображается прежде всего в проблеме назначении подсудности судом более высокой инстанции. [9] или принцип «территориально удалённой подсудности». [10] Это объясняется достижением независимости и объективности правосудия.

Однако проблема независимости судебных органов, их подчинения только закону, а не политической целесообразности, а также высокого знания законов является ещё более актуальной.

Эту проблему сейчас пытаются решить на самом высоком уровне: 31 марта 2015 года Канцелярия ЦК КПК и Госсовета КНР совместно опубликовали "Положения о протоколировании, донесении и привлечении к ответственности руководящих кадров за вмешательство в судебную деятельность и в рассмотрение конкретных судебных дел». [11]

Корни данной политики исходят из коммюнике 4 Пленума ЦК КПК 18-го созыва, где были установлены верховные принципы китайского судопроизводства: независимость, беспристрастность, справедливость, а также усиление статуса юстиции, пожизненная ответственность за вынесенные приговоры, плюс открытость, удобство и эффективность, развитие системы народных заседателей и народных контроллеров. [12]

Но вместе с тем «Пленум отметил, что при всестороннем продвижении практики управления государством на основе закона необходимо <…> сосредоточивать все силы на создании преданного партии, стране, народу и закону социалистического правового отряда». [13]

Исходя из всего вышесказанного, мы можем смело утверждать, что присутствует серьезная и продуманная попытка авторитарного коммунистического режима КНР трансформировать свои антикоррупционные институты в централизованную и эффективную систему для реального сдерживания уровня коррупции до приемлемого для общественно-политической стабильности. Данный процесс продолжает происходить на наших глазах и заслуживает внимательного мониторинга всеми специалистами.

 

Библиографический список

 

1. Статья 44 Устава КПК. Полный текст, принятый 18-м Всекитайским съездом КПК 14 ноября 2012 г. // ИА Синьхуа. 18.11.2012. URL: http://russian.news.cn/dossiers/2012-11/18/c_131982773.htm (дата обращения: 09.09.2015.)

2. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в КНР: международный опыт и «особая китайская модель»: дисс. … канд. полит. наук. М., 2014. С. 102. URL: http://polit.msu.ru/pub/DISS_accept/Smirnova_DISS.pdf (дата обращения: 04.09.2015.)

3. Чистка продолжается: контрольному органу Компартии разрешили браться за министров, судей и прокуроров. // Южный Китай. 14.08.2015. URL: http://south-insight.com/node/217319 (дата обращения: 19.08.2015.)

4. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в Китае: Конвенция ООН против коррупции и «особая китайская модель». // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2015. № 2. С. 84-85.

5. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в КНР: международный опыт и «особая китайская модель»: дисс. … канд. полит. наук. М., 2014.С. 102. URL: http://polit.msu.ru/pub/DISS_accept/Smirnova_DISS.pdf (дата обращения: 04.09.2015.)

6. Статья 18 УПК КНР 1979 г. в редакции от 1996 г. URL: http://chinalawinfo.ru/procedural_law/law_criminal_procedure/law_criminal_procedure_p1_ch2 (дата обращения: 12.09.2015.)

7. Там же.

8. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в КНР: международный опыт и «особая китайская модель»: дисс. … канд. полит. наук. М., 2014. С. 94. URL: http://polit.msu.ru/pub/DISS_accept/Smirnova_DISS.pdf (дата обращения: 04.09.2015.)

9. Статья 26 УПК КНР 1979 г. в редакции от 1996 г. URL: http://chinalawinfo.ru/procedural_law/law_criminal_procedure/law_criminal_procedure_p1_ch2 (дата обращения: 12.09.2015.)

10. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в КНР: международный опыт и «особая китайская модель»: дисс. … канд. полит. наук. М., 2014. С. 97. URL: http://polit.msu.ru/pub/DISS_accept/Smirnova_DISS.pdf (дата обращения: 04.09.2015.)

11. В Китае опубликован документ, направленный на пресечение вмешательства руководящих кадров в судебную деятельность. // ИА Синьхуа. 31.03.2015. URL: http://russian.news.cn/china/2015-03/31/c_134112442.htm (дата обращения: 13.08.2015.)

12. Коммюнике 4 Пленума ЦК КПК 18-го созыва. 23 октября 2014 года. // Бюро переводов при ЦК КПК. С. 6-7. URL: http://book.theorychina.org/upload/221e10ac-1c1a-4d99-96dc-cc1beaacc5bb/ (дата обращения 29.01.2016.)

13. Там же. С. 8.

 

 


Жупикова Ирина Валерьевна – Магистрант

ФГБОУ ВПО Оренбурского государственного университета

Научный руководитель – Бормотова Л.В., к.ю.н., доцент

г.Оренбург, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.009 с.)