Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности использования потенциала судебных экспертиз, решающих диагностические задачи при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетнимиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация: При расследовании преступлений, совершенных такой социальной группой, как несовершеннолетние необходимо диагностировать различные психолого-психиатрические состояния личности. Обосновывается необходимость применения судебной психолого-педагогической экспертизы.
Ключевые слова: специальные знания, несовершеннолетние, судебные экспертизы.
FEATURES OF USE OF THE CAPACITY OF JUDICIAL EXPERTISE, SOLVING DIAGNOSTIC PROBLEMS IN THE INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED BY JUVENILES
Abstract: In the investigation of crimes committed by a social group as minors, need to diagnose a variety of psychological and mental state of the person. The necessity of the application of forensic psychological and pedagogical expertise. Key words: expertise, minors, judicial examination.
Исследуя такое социальное явление как преступность, мы сосредоточим свое внимание на исследовании преступности несовершеннолетних, в силу того, что несовершеннолетние являются особой социальной группой. В частности, необходимо рассмотреть вопросы применения специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, а именно использование потенциала судебных психолого-психиатрических экспертиз диагностического характера. Существенное значение в процессе расследования уголовного дела придается судебной психолого-психиатрической экспертизе, которая служит не только доказательством, но и средством определения (установления) у несовершеннолетнего психологических и психофизиологических аномалий или отклонений. Приоритет результатов судебной психолого-психиатрической экспертизы в доказывании фактов и обстоятельств по расследуемому уголовному делу со стороны следователей, объясняется объективностью, точностью и научной обоснованностью методов судебных экспертиз, решающих диагностические вопросы относительно психических и физиологических особенностей несовершеннолетних. При назначении судебной психолого-психиатрической экспертизы для решения вопроса о наличии или отсутствии психических расстройств у несовершеннолетнего, следователь руководствуется субъективными сомнениями о психической полноценности несовершеннолетнего. Как показывает практика, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, следователю необходимо предполагать наличие у несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого психолого-психиатрических аномалий [1, с. 13]. Со стороны следователя, также не должны без внимания оставаться психолого-психиатрические особенности личности иных несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства (свидетель, потерпевший). Основания назначения судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних регламентированы статьями 196 и 421 УПК РФ [2]. Также, всестороннее исследование личности несовершеннолетнего должно касаться и необходимости установления условий жизни и воспитания несовершеннолетних, совершивших преступления [3]. Для установления данного факта следователю необходимо истребовать различные материалы и документы по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего, а также производить допросы всех лиц, осведомленных о жизни и быте несовершеннолетнего. Полученные таким образом документы позволяют охарактеризовать следующие черты личности несовершеннолетнего: социально-демографические, образовательные, социально-семейные. При производстве судебной психолого-психиатрической экспертиза объектом исследования становится сам несовершеннолетний и сопутствующие физические и психологические признаки его личности. Как указывает Ф.Г. Аминев: «объект конкретной диагностической экспертизы – совокупность свойств объекта (предмета, человека, явлений) и его отображений, исследование которых осуществляется с учетом механизма взаимодействия и соотношения различных связей, возникающих в процессе события преступления» [4, с. 11]. Как указывают И.А. Макаренко, А.А. Эксархопуло: «К экспертизам, решающим задачи диагностического характера, относятся, в частности, судебно-медицинская, судебно-психологическая и судебно-психиатрическая» [5, с. 33]. На наш взгляд необходимо расширить данный перечень, такой разновидностью судебно-психиатрической экспертизы, как судебная психолого-педагогическая экспертиза. Данный вид экспертного исследования решает вопросы относительно [6]: 1) взаимоотношений несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей); 2) психологической травматизации несовершеннолетнего; 3) иные вопросы относительно нравственной и эмоциональной составляющей несовершеннолетнего. При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними использование возможностей судебно-медицинской, судебно-психологической, судебно-психиатрической и судебной психолого-педагогической экспертиз для установления обстоятельств по расследуемому уголовному делу, а также психологических особенностей личности несовершеннолетнего необходимо для полноты и всесторонности исследования имеющейся информации и вещественных доказательств. Стоит согласиться с мнением Ф.Г. Аминева относительно практической целенаправленности производства судебных психолого-психиатрических экспертиз [7, с. 77]. Итак, использование потенциала судебных экспертиз, решающих диагностические задачи при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, объясняется необходимостью полноты и всесторонности исследования имеющейся информации о специфике личности несовершеннолетних, т.к. это позволит: 1) эффективно устанавливать все обстоятельства преступной деятельности несовершеннолетних; 2) получить полную информацию о психическом развитии несовершеннолетнего.
Библиографический список:
1. Гатауллина Г.И. Криминалистические особенности расследования общеуголовных корыстных преступлений, совершенных несвоершеннолетними с психическими аномалиями: автореф. дис… канд. юрид. наук. Уфа, 2003. С. 26. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 28 ноября 2015г. № 346-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. СПС КонсультантПлюс // [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 05.01.2016). 3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 г. Москва «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/02/11/ nesovershennoletnie-dok.html (дата обращения: 22.11.2015). 4. Ф.Г. Аминев. А.Х. Валеев, Л.С. Давлетшина и др.; под ред. Ф.Г. Аминева. Назначение и производство судебных психолого-психатрических экспертизпри расследовании преступлений. Учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008. С.121. 5. Макаренко И.А., Эксархопуло А.А. Криминалистика: учебник для бакалавриата. – М.: Юрлитинформ, 2014. С. 520. 6. Городское учреждение судебной экспертизы. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.goexpert.ru/allexpert/psyhoexpert/(дата обращения: 24.11.2015). 7. Ф.Г. Аминев. Теория и практика использования специальных знаний в расследовании преступлений: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 163.
Назарова Ольга Валерьевна – студент Казанского федерального университета Научный руководитель – Клюкова М.Е., к.ю.н., доцент г.Казань, Россия
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ
Аннотация: вопреки провозглашенному принципу независимости судей, на их мнение все же влияет ряд факторов. Косвенно судья зависит от мнения коллег и председателя суда, от вышестоящих судебных инстанций, от других государственных органов. Этот факт в некоторой степени объясняет маленький процент оправдательных приговоров. Ключевые слова: принцип независимости судей, независимый суд, статус судьи, оправдательные приговоры, апелляционная инстанция
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.169 (0.009 с.) |