Особенности использования потенциала судебных экспертиз, решающих диагностические задачи при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности использования потенциала судебных экспертиз, решающих диагностические задачи при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними



 

Аннотация: При расследовании преступлений, совершенных такой социальной группой, как несовершеннолетние необходимо диагностировать различные психолого-психиатрические состояния личности. Обосновывается необходимость применения судебной психолого-педагогической экспертизы.

 

Ключевые слова: специальные знания, несовершеннолетние, судебные экспертизы.

 

FEATURES OF USE OF THE CAPACITY OF JUDICIAL EXPERTISE, SOLVING DIAGNOSTIC PROBLEMS IN THE INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED BY JUVENILES

 

Abstract: In the investigation of crimes committed by a social group as minors, need to diagnose a variety of psychological and mental state of the person. The necessity of the application of forensic psychological and pedagogical expertise.

Key words: expertise, minors, judicial examination.

 

Исследуя такое социальное явление как преступность, мы сосредоточим свое внимание на исследовании преступности несовершеннолетних, в силу того, что несовершеннолетние являются особой социальной группой. В частности, необходимо рассмотреть вопросы применения специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, а именно использование потенциала судебных психолого-психиатрических экспертиз диагностического характера.

Существенное значение в процессе расследования уголовного дела придается судебной психолого-психиатрической экспертизе, которая служит не только доказательством, но и средством определения (установления) у несовершеннолетнего психологических и психофизиологических аномалий или отклонений. Приоритет результатов судебной психолого-психиатрической экспертизы в доказывании фактов и обстоятельств по расследуемому уголовному делу со стороны следователей, объясняется объективностью, точностью и научной обоснованностью методов судебных экспертиз, решающих диагностические вопросы относительно психических и физиологических особенностей несовершеннолетних.

При назначении судебной психолого-психиатрической экспертизы для решения вопроса о наличии или отсутствии психических расстройств у несовершеннолетнего, следователь руководствуется субъективными сомнениями о психической полноценности несовершеннолетнего. Как показывает практика, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, следователю необходимо предполагать наличие у несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого психолого-психиатрических аномалий [1, с. 13]. Со стороны следователя, также не должны без внимания оставаться психолого-психиатрические особенности личности иных несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства (свидетель, потерпевший).

Основания назначения судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних регламентированы статьями 196 и 421 УПК РФ [2].

Также, всестороннее исследование личности несовершеннолетнего должно касаться и необходимости установления условий жизни и воспитания несовершеннолетних, совершивших преступления [3]. Для установления данного факта следователю необходимо истребовать различные материалы и документы по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего, а также производить допросы всех лиц, осведомленных о жизни и быте несовершеннолетнего. Полученные таким образом документы позволяют охарактеризовать следующие черты личности несовершеннолетнего: социально-демографические, образовательные, социально-семейные.

При производстве судебной психолого-психиатрической экспертиза объектом исследования становится сам несовершеннолетний и сопутствующие физические и психологические признаки его личности. Как указывает Ф.Г. Аминев: «объект конкретной диагностической экспертизы – совокупность свойств объекта (предмета, человека, явлений) и его отображений, исследование которых осуществляется с учетом механизма взаимодействия и соотношения различных связей, возникающих в процессе события преступления» [4, с. 11].

Как указывают И.А. Макаренко, А.А. Эксархопуло: «К экспертизам, решающим задачи диагностического характера, относятся, в частности, судебно-медицинская, судебно-психологическая и судебно-психиатрическая» [5, с. 33]. На наш взгляд необходимо расширить данный перечень, такой разновидностью судебно-психиатрической экспертизы, как судебная психолого-педагогическая экспертиза.

Данный вид экспертного исследования решает вопросы относительно [6]: 1) взаимоотношений несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей); 2) психологической травматизации несовершеннолетнего; 3) иные вопросы относительно нравственной и эмоциональной составляющей несовершеннолетнего.

При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними использование возможностей судебно-медицинской, судебно-психологической, судебно-психиатрической и судебной психолого-педагогической экспертиз для установления обстоятельств по расследуемому уголовному делу, а также психологических особенностей личности несовершеннолетнего необходимо для полноты и всесторонности исследования имеющейся информации и вещественных доказательств. Стоит согласиться с мнением Ф.Г. Аминева относительно практической целенаправленности производства судебных психолого-психиатрических экспертиз [7, с. 77].

Итак, использование потенциала судебных экспертиз, решающих диагностические задачи при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, объясняется необходимостью полноты и всесторонности исследования имеющейся информации о специфике личности несовершеннолетних, т.к. это позволит: 1) эффективно устанавливать все обстоятельства преступной деятельности несовершеннолетних; 2) получить полную информацию о психическом развитии несовершеннолетнего.

 

Библиографический список:

 

1. Гатауллина Г.И. Криминалистические особенности расследования общеуголовных корыстных преступлений, совершенных несвоершеннолетними с психическими аномалиями: автореф. дис… канд. юрид. наук. Уфа, 2003. С. 26.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 28 ноября 2015г. № 346-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. СПС КонсультантПлюс // [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru. (дата обращения: 05.01.2016).

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 г. Москва «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/02/11/ nesovershennoletnie-dok.html (дата обращения: 22.11.2015).

4. Ф.Г. Аминев. А.Х. Валеев, Л.С. Давлетшина и др.; под ред. Ф.Г. Аминева. Назначение и производство судебных психолого-психатрических экспертизпри расследовании преступлений. Учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008. С.121.

5. Макаренко И.А., Эксархопуло А.А. Криминалистика: учебник для бакалавриата. – М.: Юрлитинформ, 2014. С. 520.

6. Городское учреждение судебной экспертизы. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.goexpert.ru/allexpert/psyhoexpert/(дата обращения: 24.11.2015).

7. Ф.Г. Аминев. Теория и практика использования специальных знаний в расследовании преступлений: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 163.

 

 


Назарова Ольга Валерьевна – студент

Казанского федерального университета

Научный руководитель – Клюкова М.Е., к.ю.н., доцент

г.Казань, Россия

 

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

 

Аннотация: вопреки провозглашенному принципу независимости судей, на их мнение все же влияет ряд факторов. Косвенно судья зависит от мнения коллег и председателя суда, от вышестоящих судебных инстанций, от других государственных органов. Этот факт в некоторой степени объясняет маленький процент оправдательных приговоров.

Ключевые слова: принцип независимости судей, независимый суд, статус судьи, оправдательные приговоры, апелляционная инстанция

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.008 с.)